Государственная идеология и национальная идея
Что такое идеология? Согласно Википедии, идеология (греч. ιδεολογία; от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») — система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики — классов, наций, общества, политических партий, общественных движений. Идеология выступает формой санкционирования существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии) или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений); идеология и форма общественного сознания — составная часть культуры, духовного производства. Идеология — не наука, хотя она может опираться на научные знания. В отличие от науки идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих ее сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия. Идеология, преобладающая в том или ином государстве, стране или обществе, называется «господствующей». А что такое государственная идеология? Государственная идеология – это система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития всего общества. Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. В любом случае, государственная идеология должна представлять взгляды всех слоев общества, а не какого-то одного из них. Россия – классовое государство, и была таким государством на протяжении всей истории своего существования. И она никогда не обладала истинно государственной идеологией. Российские власти всегда брали на вооружение господствующую идеологию, это было и при самодержавии, и при социализме. Однако люди привыкли называть коммунистическую идеологию (хотя правильней, социалистическую) – государственной (но это далеко не так). В общем случае, создать государственную идеологию в классовом обществе вообще невозможно, но можно (и нужно) приближаться к ней, постепенно сближая условия существования (а стало быть, и взгляды) представителей разных классов. Именно этого и хочет автор этого сайта, именно к этому он и стремится. Жить же в государстве, где вовсе нет никакой идеологии, невозможно по определению (раз есть классы, значит, есть и присущие им идеологии). Нынешние Российские власти очень любят повторять, что государственной идеологией современной России является патриотизм. Но патриотизм и идеология – совсем разные сущности. Был ли патриотом России Чапаев? Конечно, был. А был ли патриотом России Колчак? И он был. Даже батька Махно, и тот был патриотом своей Малороссии. НО у всех у них были совсем разные идеологии!
А вот чего у них никогда не было, так это общей государственной идеологии. Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Джона Локка, де Траси ввел данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства, как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном, который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени. В связи с тем, что проект де Траси и Кондильяка был отвергнут Наполеоном, понятие идеологии оказалось на некоторое время забытым. Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу. Идеология по К. Марксу — это ложное сознание, превратное мировоззрение, получающееся вследствие материальных противоречий в производственной основе общества — она выражает специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание. И автор этого сайта полностью согласен с Марксом по данному вопросу. Энгельс отмечает в этой связи, что государство — «первая идеологическая сила над человеком». Понятие идеологии носит у Маркса ненаучный характер. Следовательно, сочетание идеологии и научного социализма невозможны из-за их принципиальной противоположности. Идеология есть иллюзорное восприятие действительности, когда научный социализм является научным анализом этой действительности. Именно такое пренебрежительное отношение к идеологии и стало тем подводным камнем, о который разбилась лодка социализма в нашем современном мире. По мнению Теодора Ойзермана, отрицательное отношение Маркса к понятию идеологии и полному недопущению существования «коммунистической идеологии» обусловлено изначальным негативным восприятием всех предшествующих идеологий, которые были враждебны по отношению к рабочему классу.
В трактовке Ленина понятие идеологии приобрело иной смысл: в своих работах Ленин неоднократно говорил об идеологии пролетариата, обозначив ее как научный социализм или марксизм. Таким образом, В. Ленин первым поднял вопрос о революционной идеологии как об особом языке революционного класса, а не ложного сознания в прежнем смысле. Революционная идеология не является ложным сознанием постольку, поскольку ее содержанием является научный социализм, и таким образом она является идеологией лишь по внешнему подобию: способам донесения и объяснения для тех, кто не способен мыслить научно или вовсе не образован (до масс). По мнению Славоя Жижека: «…идеология, это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности. Это, по самой своей сути, конструкция, служащая опорой для нашей действительности — «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную сущность. То, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации. Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности». Автор согласен и с этим определение, по крайней мере, необходимо стремиться к тому, чтобы единая государственная идеология обладала подобными свойствами. И такая государственная идеология возможна только для коммунистических обществ — обществ, в которых стерты различия между разными классами. Другими словами, коммунистическое общество это не общество, существующее без государства, а общество, в котором стерты различия между разными классами (в любом случае, от самих классов, как таковых, человечеству никогда не избавиться). Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, основатели Франкфуртской школы, переняли и развили концепт «критики идеологии» («Диалектика просвещения», 1947). Теодор Адорно проводит различие между «сводной идеологией» субъекта и его идеологиями в различных областях социальной жизни (таких, как политика, экономика или религия). Идеологии различных эпох суть продукты исторических процессов. Сторонники целостных идеологических конструкций по большей части представляют собой меньшинства, поскольку в обычном случае различные идеологические системы абсорбируются и адаптируются в общепринятых мыслительных шаблонах, принимаемых большинством.
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого ими феномена. Идеология по К. Мангейму — предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы определенных групп или классов, находящихся у власти и, тем самым, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии как потенциальной идеологии в этом смысле. Идеология по Ролану Барту — современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их. Идеология по Эриху Фромму — это готовый «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной. И во всех этих определениях есть своя доля правды. В любом случае, сколько классов и подклассов, столько и идеологий. Но мы с Вами здесь говорим о единой «государственной идеологии», которая возможна только внутри коммунистических обществ. А стало быть, государство и коммунизм – это неразделимые понятия. Современная мета-идеология постулирует, что идеология — это взаимосвязанная система идей, основанная на нескольких базовых утверждениях относительно реальности, которые могут иметь (или не иметь) фактологическую основу, но являются результатом субъективного выбора, и служат зерном, из которого произрастают последующие размышления. Согласно этой точке зрения, идеологии не «истинны» и не «ложны», но являются релятивистскими интеллектуальными стратегиями для категоризации мира. Плюсы и минусы идеологии простираются от энергии и рвения истинно верующих до идеологической непогрешимости и фундаменталистской предубежденности в политике и религии. Дэвид Минар описывает шесть способов использования слова «идеология»: — как набор идей с определенным содержанием, как правило, нормативным; — как форма внутренней логической структуры идей внутри какого-либо набора идей; — при описании роли, которую идеи играют в межличностном взаимодействии; — при описании роли, которую идеи играют в структуре организации; — как утверждение, имеющее целью убедить кого-то в чем-то; — как фокус социального взаимодействия. Для Уилларда Маллинза идеология составлена из четырех базовых характеристик: — она должна властвовать над познавательной способностью; — она должна быть способна руководить оценочными суждениями; — должна служить инструкцией к действиям; — должна быть логически последовательна.
Хотя слово «идеология» наиболее часто встречается в политическом дискурсе, существует множество типов идеологии: политическая, социальная, эпистемологическая (научная), этическая и др. При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы: — быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений; — выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний; — выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности. Новый подход к изучению идеологий был предложен Майклом Фриденом в его морфологии идеологий. У Фридена принципиальным вопросом, определяющим политическое мышления, становится не то, как в тех или иных идеологиях определяются абстрактные идеи (например, социальное равенство), а то, как они между собой взаимосвязаны, то есть иерархически организованы в идеологии. Политика, как практическая реализация интересов тех или иных обществ, социальных классов и групп, повсюду тесно связана с политической идеологией, как концептуальным, теоретическим отражением таких интересов. Политические программы основываются на определенных системах ценностей. Основополагающие политические идеологии — это либерализм (опора на свободу), социализм (опора на равенство) и консерватизм (опора на традиции). Наряду с понятием «политическая идеология» широкое применение в науке имеет также понятие «религиозная идеология». Религиозная идеология — это идеология, которая благодаря обращению к потустороннему, связывает общество и личность в концепции единого существования и создает интеграционные, связующие силы между различными социальными группами. Другими словами, любая религиозная идеология – это идеология, единая для всего общества. Возникновение религиозной идеологии часто связано с тем, что в силу своей оппозиционности религиозная конфессия начинает играть значимую политическую роль. Общепринятыми примерами религиозных идеологий являются мировые религии, в особенности протестантизм и католицизм, независимо от того, имели ли они изначально политические мотивы. В данном случае под религиозной идеологией понимается не религия в целом, а те ее религиозные и политические аспекты, которые могут вызвать к жизни религиозное движение. Наряду с понятием «религиозной идеологии» в политологии религии разрабатывается понятие «политической религии». В этом понятии подчеркивается тесная взаимосвязь между религиозными и политическими способами мышления и действия.
В любом случае, для единой государственной идеологии не подходит ни одна из идеологий, представленных выше, и нам нужна совсем новая идеология. Предпосылками же для появления новых идеологий являются: — социальный запрос на новые идеи; — наличие активной образованной аудитории; — наличие институциональных площадок и работающих сетей распространения идей. И все эти предпосылки уже имеются у нас в России. Ну а социальный запрос сегодня проявляется в мире повсеместно (пока что, исключительно, в виде беспорядков). Ведь запрос есть, а новых идей нет! Автор этого сайта как раз и пытается на этих страницах сформулировать «новые идеи», подходящие для самых разных классов. Удастся это сделать, и внедрить новые идеи в умы людей, можно считать, что наш мир спасен. Ну а «на нет, как известно, и суда нет». Вы можете возразить, что в качестве единой идеологии можно использовать любую религиозную идеологию. И Вы будете правы в этом, однако тезис: «Бог терпел и нам велел» современным людям — сплошь материалистам, причем, «вульгарным», уже никак не подходит. Таким образом, задачи, которые мы с Вами решаем здесь, стоят затраченного на их решение времени. Ну а автор этого сайта просто «заразился» ими, и не представляет свою жизнь без решения подобных задач. Многие читатели упрекают автора в малом объеме его собственного текста. А зачем выдумывать что-то новое, если кто-то уже придумал это «новое»? Тем более что «всякое новое – это хорошо забытое старое». Кстати, данную присказку автор понимает в самом прямом смысле, ведь, по его мнению, большинство мыслей любого человека принадлежат не ему самому, а «единому пси-полю Земли», а человек их просто транслирует оттуда. То же самое можно сказать и обо всех авторских мыслях, представленных на этом сайте. Автор лишь научился транслировать нужные ему мысли из пси-поля, причем, много лучше, чем большинство остальных людей. К чему и Вас призывает, уважаемый читатель. К слову сказать, у него хорошо работает и обратная связь, так что, о представленных здесь мыслях узнают не только читатели этого сайта, но и многие другие люди. В любом случае, если раньше автор чаще критиковал мысли других авторов, то сегодня он чаще согласен с ними, причем, прежде всего, с новыми мыслями тех же авторов. Вот и думайте, где здесь причина, а где следствие. А чтобы лучше думалось, помните, что автор своих мыслей никогда не менял, а лишь корректировал. Так что, даже если Вы совсем не верите в авторское мировоззрение, назвать его «полным бредом» все равно нельзя – этому противоречат факты, а «факты – вещь упрямая». Впрочем, мы немного отвлеклись, продолжим разговор о государственной идеологии.
Любое государство не может существовать без некоторой совокупности идей, выражающей волю граждан к совместной жизни. Она объединяет их в единое целое, формирует гражданское сообщество. Именно государственная идеология должна содержать в себе представления граждан о путях развития общества и государства и детерминировать приоритеты текущей государственной политики. Само понятие «государственная идеология» в современном обществе, как правило, не используется. Сказывается либеральная традиция, в которой идеология связывается с деятельностью политических партий и интересами отдельных социальных групп. В сознании западного человека государство выражает интересы общества в целом. В странах СНГ понятие «государственная идеология» также не в почете. В массовом сознании оно вызывает негативные ассоциации с «идеологической работой», «идеологическим контролем» и прочими атрибутами советского прошлого. В некоторых конституциях на этот счет даже предусмотрены специальные запреты (см. Конституция РФ, ст.13). Однако по сути «идеологическая» работа в том или ином виде проводится везде. В развитых странах Запада это называется «обучением демократии» и осуществляется в рамках политического (гражданского) образования. Собственно говоря, употребление тех или иных терминов – дело вкуса. Главное ведь в том, что за этим словом скрывается. Государственная идеология или, иначе говоря, идеология государственности по своему определению призвана аккумулировать политические идеи и ценности, разделяемые большинством сограждан. В демократических обществах она обеспечивает демократический консенсус, способствует сплочению граждан вокруг демократических идеалов. Общезначимыми (консенсусными) ценностями для подобных обществ стали безопасность, собственность, справедливость, свобода, равенство. Идеология государства находит свое концентрированное выражение в государственной конституции. Этот документ символизирует собой своего рода общественный договор о том, каким граждане хотят видеть общественный порядок и что они полагают в качестве социальной и политической справедливости. В нем зафиксированы основополагающие принципы демократического правления – порядок избрания органов власти, правила, регулирующие деятельность государственных чиновников, способы разрешения политических конфликтов. Положенные в основу конституции идеи и ценности обеспечивают общественное «единодушие» по основополагающим вопросам общественной жизни. Подобно всякой идеологии, конституция государства содержит в себе не только (и не столько) настоящее, но и будущее. Свобода, равенство, справедливость никогда не обеспечиваются полностью. С течением времени эти понятия наполняются новым содержанием.
Государственная идеологии транслируется в общество через систему гражданского образования, которая создается государством при активном содействии институтов гражданского общества – фондов, общественных и политических организаций, церкви. Гражданское образование обеспечивает постепенное вовлечение индивида в социум, его становление в качестве самостоятельного субъекта социальных и политических отношений. Оно помогает человеку адаптироваться в данной политической системе, учит его строить свои отношения с властью и обществом на правовой основе. Чтобы стать гражданином, необходимо знать, как устроено и функционирует демократическое государство, приобрести навыки политического участия, научиться обсуждать и решать общественные проблемы. Способствуя усвоению гражданами норм и правил общественной жизни, гражданское образование обеспечивает преемственность господствующей системы ценностей, формирует доверительное отношение к социальному окружению, уважение к существующим политическим институтам и общественному порядку. Попытки «поискать» «государственную идеологию» за пределами государственной конституции – не столь уж редкое явление на территории бывшего СССР. Дискуссии на эту тему уже который год продолжаются в России, очевидные «успехи» в этом деле демонстрируют республики Средней Азии. Причины этого явления разнообразны. В их числе: – характерное для советского времени отношение к конституции как к чему-то формальному, не существенному, мало связанному с действительностью (на словах одно, на деле другое); – скрытое несогласие с заложенными в конституции либерально-демократическими идеями и ценностями, стремление подменить их произвольно конструируемыми идеологемами; – политический популизм, позволяющий манипулировать общественным мнением, путем создания утопических проектов; стремление говорить народу только то, что он хотел бы услышать; – методологическая ошибка, связанная с подменой понятия «государственная идеология» другим, близким ему по содержанию понятием – «национальная идея». С другой стороны, и Конституция государства – это не совсем государственная идеология, а лишь «нарядное платье» на ней. Более того, в Российской конституции записано, что в России нет государственной идеологии. А значит, и «нарядное платье» надето на «пустое место». И только после внесения поправок в Конституцию РФ, там — на «пустом месте», хоть что-то появилось. И это «что-то» вполне соответствует авторскому мировоззрению. Правда, нынешних поправок в Конституцию явно недостаточно для создания государственной идеологии. В них не прописан способ достижения относительного равенства в доходах у людей из разных классов, а это — краеугольный камень государственной идеологии. Понятное дело, что человек, который больше и лучше работает, должен получать больший доход, чем лентяй. Но разница между доходами должна быть кратной единицам, а не десяткам, сотням и тысячам, как сейчас.
Национальная же идея, по мнению автора, это некая сверх-задача, консолидирующая нацию, придающая смысл ее существованию, определяющая историческую миссию и порождающая у граждан причастность к достижению высокой цели. Реальной и выполнимой национальной идеей может быть лишь кратко сформулированная идея, отражающая основные чаяния большей части населения государства в данный исторический момент. Если война — победить, если разруха — восстановить, если разброд — консолидироваться. А если нет экономической и политической независимости — добиться суверенитета и самодостаточности. Очевидно, что если идея национальная, достижение ее возможно лишь при наличии национального единства на основе общего языка, образа жизни, традиций, преданий, святынь, мировоззрения, общественной справедливости. Таким образом, национальная идея это задача, определяющая стратегию выживания и развития нации в настоящем и обуславливающая ее процветание в будущем. Если же экономика страны находится в руках международных корпораций, то управляющая верхушка такой страны — отдельно, а народ сам по себе, т. е. единства в стране нет. И тогда у верхов и низов — свои представления о счастье и способах его достижении. В такой обстановке общенациональной идеи быть не может, и судьбу народа определяют «чужие дяди», согласно своим собственным идеям. Национальной идеей социалистической России было построение коммунизма в стране, и пока граждане страны воспринимали эту идею, как реальную и выполнимую цель, страна решала любые поставленные перед ней задачи. А как только люди разуверились в ней, страна тут же развалилась. Таким образом, наличие национальной идеи – это не пожелание, а суровая необходимость. И построение коммунистического общества в России – лучшая национальная идея для русского народа. Только надо меньше говорить о ней и больше делать, ведь построение «государственного коммунизма» сначала в России, а потом и в мире – это не Утопия, а вполне выполнимая задача. И обязательное разрешение этой задачи диктуется нынешним «кризисом ноосферы», то есть, самим Мирозданием. Лишь построив коммунизм во всем мире, мы сможем справиться с этим общемировым кризисом. Однако для начала его надо построить у себя в России. И главной поправкой в нынешнюю Конституцию РФ должна стать именно эта национальная идея.
Кстати, Конституция не догма на века, и она вместе с национальной идеей должна периодически корректироваться. Когда «общественное мнение» сформулирует насущную идею на текущий момент, тогда тут же потребуется методология воплощения идеи в жизнь, то есть, идеология, определяющая внутреннюю и внешнюю политику. И эти две сущности (национальная идея и идеология) всегда действуют вместе и напрямую: «хотим именно этого, и все тут». Очевидно, что в народной среде для достижения любой цели обязательно требуется какое-то моральное обоснование путей достижения намеченного. Поэтому и от морали в идеологии нам никуда не деться. Ведь идеология это совокупность знаний и идей, в которых всесторонне осознается и оценивается текущее бытие, и на этом основании вырабатываются ориентиры и программы действий по реализации национальной идеи. А что мы имеем сегодня? В 13 статье Конституции РФ заявлено в качестве величайшего достижения демократии, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что допускается идеологическое многообразие. Но это же абсурд, всем понятно, что в таком случае это уже не государство, а территория, на которой пасутся все, кому не лень. Ведь никакое общество, тем более государство, если оно государство, а не просто территория с населением, без национальной идеи (плюс идеологии) полноценно существовать не могут. И у нас в России это есть, но по умолчанию. Идея – построение капитализма либерального толка, идеология – насаждение частной собственности. Это идея-идеология новоявленного господствующего класса, а не всего населения, и ее стыдливо замалчивают, но она сквозит из Конституции между строк. Отрицание всеобщей, или государственной, идеологии это тоже идеология, идеология любителей игры без правил. В общем, идея-идеология у нас и есть, и нет, то есть ситуация, как в мутном пруду, и это совсем не смешно. Нельзя жить без сформулированной и до всех доведенной национальной цели-идеи и соответствующей ей идеологии, мы же не в первобытной, а культурной среде находимся, чтобы не иметь перед собой осмысленной цели и продуманных путей ее достижения. Ведь национальная идея выражает, если она есть, волю, цели, смысл бытия всей нации, а не избранных. А если таковой нет, то куда нас ведут, и кто?
Кстати, если разобраться, то коммунизм или либерализм это, по своей сути, — тоже религии. А у каждой религии свои догмы, святыни, свое мировоззрение и Вера. И всякая религия, по своей сути, является и идеологией, так как в ней имеется обоснование и изложение методов и путей следования к заветной цели, суть которой у всех единая — стать счастливыми. Только счастье в каждой идеологии трактуется по своему: у одних это рай земной, у других загробный, у третьих — обладание миллионами. Оттого и идеологии, то есть, теоретические и моральные обоснования конкретных действий по достижению цели и желаемого образа жизни, у всех разные. Россия сегодня — не совсем сложившаяся система, а скорее ассоциация расслоенного населения, и потому, сколько не сочиняй, работающей национальной идеи в ней нет, и не будет. В такой ситуации имеет место «идеологическое многообразие» («кто в лес, кто по дрова»), закрепленное к тому же Конституцией. У тех граждан, у которых патриотизм еще теплится, идеей становится — спасти и возродить страну, а у тех, которые готовы переметнуться в благополучные края, идея другая — успеть расхватать все, что только можно. У этносов при этом просыпается национализм — отделиться и окуклиться, дабы сохраниться. А что делают те, кто у власти? Ищут для народа какую-нибудь возвышенную, но нереальную сверхзадачу, типа «возрожденная Россия спасет мир», или «наша национальная идея – это патриотизм». То есть, ничего не меняя в общественно-экономических отношениях, сохранить «зажравшуюся элиту», стоящую одной ногой здесь, другой там, воодушевляя при этом население «красивыми словами» до тех пор, пока все это «не накроется медным тазом» (и этот «медный таз» уже совсем близко над нашей головой). Для России сегодня главное выжить и «сохранить свое лицо», добиваясь при этом единения в народе. Делать это надо путем последовательных реформ, сводящих к минимуму материальное расслоение и утверждающих общественную справедливость. Вот пока и вся наша национальная идея с идеологией вместе. И ничего тут придумывать не требуется, жизнь сама подсказывает эту идею.
Все страны современного мира построены по единому шаблону – по шаблону «индивидуального бандитского капитализма». А стало быть, и идеология у них единая – идеология «господствующего класса». Да, и властные элиты разных стран похожи друг на друга, как близнецы. Нет у современных стран мира и своих национальных идей, всех их заменила одна лишь «американская мечта». И население всех этих стран сегодня начинает понимать этот «прискорбный факт», откуда и пошли народные волнения по всему миру. Другими словами, в мире на сегодня сложилась «революционная ситуация», и эта ситуация может в любой момент разразиться «революциями снизу». История же учит нас, что все «революции снизу» всегда приводили к проигрышу, «рано или поздно, так или иначе», но одновременно она учит и тому, что «ничему не учит». Народы всех стран мира имеют одну общую черту – они, как и национальная идея с идеологией, «всегда действуют вместе и напрямую: «хотим именно этого, и все тут». А потому, они совсем не восприимчивы к урокам истории. К этим урокам должны быть восприимчивы властные элиты, но и они остаются «глухими и слепыми», ведь деньги для них главное, и их надо «оторвать» прямо сейчас, а «после нас хоть потоп». Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Под давлением Мироздания «общественное мнение» всего человечества постепенно изменяется, причем, в нужную и Мирозданию, и самим людям сторону. И рано или поздно, но человечество построит на Земле коммунизм. Хотя вполне возможно, что нынешнее человечество откажется от такого строительства, решит, что «загробная жизнь» лучше этой, и развяжет мировую войну. В любом случае, решать вопрос: «быть или не быть» будет меньшинство – властные элиты. И если хотя бы в одной стране мира найдутся разумные люди во власти, и они начнут «революцию сверху», то все может закончиться и к всеобщему удовлетворению, главное, не надо никого уничтожать, отбирать добро и делить его поровну, а главное – не надо вводить диктатуру лишь одного какого-то класса. Диктатура хорошо работает лишь в периоды чрезвычайного положения, любая же «революция сверху» никогда не предполагает такого чрезвычайного положения, а стало быть, и диктатура ни к чему. И лучше всего для этого подходит современная Россия. В любом случае, ее президент Путин двигается сегодня в нужном направлении. Ну а очень хорошим правителем может стать лишь тот, кто умеет, время от времени, отключать свой разум и прислушиваться к своему подсознанию (к пси-полю Земли или к своей Душе, а стало быть, и к сознанию Мироздания). Это умение не повредит и обычным людям в чрезвычайных ситуациях. Только такое умение позволит обычному человеку наносить своему противнику, кем бы тот ни был, разящие, но при этом не смертельные удары.