Принципы герметизма – принципы жизни
Предлагаю Вашему вниманию новую статью Александра Халдея «Концепция Севера как геополитическая альтернатива». «В статье «Россия в меняющемся геополитическом пространстве» ее автор Елена Панина, доктор экономических наук, профессор, член Комитета по международным делам Госдумы РФ, директор Института Русских стратегий подняла вопрос о геополитической альтернативе доминирующей концепции дихотомии Запада и Востока, где Россия никак не может найти свое оптимальное место. В качестве такой альтернативы для России Елена Панина предлагает принять концепцию геополитического Севера, помогающую России встать над схваткой Запада и Востока, заняв особое место в цивилизационном позиционировании и выстроив тем самым особые отношения с этими геополитическими полюсами. Тем самым, по ее мнению, будет преодолен определенный диалектический тупик, возникающий всякий раз при попытке самоопределения России в качестве Востока, Запада или иной цивилизации, следующей или своим путем, или в русле, проложенном другими цивилизационными лидерами. Для определения философских основ перспективной геополитической ориентации России, берущей курс на суверенитет в стремительно меняющем очертания современном мире, такое самоопределение имеет базовое значение. Оно задает направление движения, которое будет развиваться или тормозиться последующими поколениями политиков. Здесь надо подчеркнуть, что после краха экономикоцентричных теорий либерализма и социализма, где в основу положены критерии отношений собственности на средства производства, в пережившей территориальный распад большой России доминирующее положение заняла концепция евразийства. Ее содержание сводится к тому, что Россия — цивилизация на стыке леса и степи, впитавшая в себя особенности этих двух укладов, и это ее цивилизационное отличие от Запада и Востока, выросших или из цивилизации леса, или цивилизации степи. При таком подходе цивилизация России похожа на содержимое стакана, в который наливают из двух других сосудов разные жидкости. Это коктейль чужих цивилизационных систем. Уйти от духовной вторичности в таком случае не получается, и, учитывая демографическое преобладание Запада и Востока над Россией, она вынужденно растворяется в любой из этих цивилизаций. Особость в таком случае не становится основой суверенитета, подлежащего справедливому сомнению в своем цивилизационном истоке. Предлагаемая концепция Севера снимает проблему внутреннего противоречия Запада и Востока в цивилизационном и геополитическом выборе России.
Однако важным уточнением, сделанным Е. Паниной, является констатация кризиса современной западоцентричной цивилизации, пребывающей в состоянии, получившем название посткиберпанка. Посткиберпанк — это переживание постантиутопии, когда после адаптации к катастрофе наступает защитная реакция психики в виде насмешки над тем, что вызывало ужас. Киберпанк — это итог «заката Европы», описанного О. Шпенглером и воплощенного в сюжете романа братьев Стругацких «Пикник на обочине» и фильме А. Тарковского «Сталкер». Посткиберпанк — это попытка доказать, что и здесь можно жить. Оба течения являются последовательными ступенями углубления общего кризиса цивилизации постхристианского Запада, переводящего культурную гегемонию в военное, финансовое и информационное господство. Однако концепция Севера требует выхода из цивилизации посткиберпанка, в которую попадает каждый, кто имплантирует частицу Запада в свой национальный уклад. Посткиберпанк сегодня — это закат и вырождение глобального американоцентричного либерализма в сторону религиозного сатанизма (самая быстрорастущая церковь в США) и духовного фашизма (немецкий фашизм 30−40 годов был только одной его разновидностью, вторая версия — цифровой фашизм сейчас получает на наших глазах свое второе рождение). Если понимать Запад как Модерн и современность, то Север должен пониматься как Антимодерн, так как второго Модерна, отличного от западного посткиберпанка, быть не может. Север — это не место на глобусе, возвышающееся пространственно над Западом, Востоком и Югом. Такое мышление было бы слишком утилитарной профанацией идеи. Север как идея требует возрождения холизма (целостности мировосприятия), преодолевающего антихолизм современной науки. Это возрождение Традиции, понимание ее сакрального языка, его спасение от бремени профанации применительно ко всей сфере маневров современного мира, характеризуемого как сфера духовного антихриста. Север — это напряжение интеллекта и воли, направленное на восстановление понимания трансцендентного единства холистского языка Традиции, без которого концепция Севера теряет свою имманентную суть.
Концепция Севера — это концепция полюса, полярного круга, сакрального пространства, где в центре лежит модель календаря. Именно в календаре сводятся воедино пространство и время, понятия сакральные и вне календаря одновременно не схватываемые. Это компас сакральных ориентаций, где Север, Юг, Восток и Запад — четыре точки пространства со своим знаковым обозначением. При наложении на это пространство круга времени становятся видны все пространственные трансформации вечного движения, схваченного в зафиксированном снимке четырех сторон света. Такое метафизическое понимание Севера глубинно отличается от профанической трактовки системы координат по широте и долготе. Север — это не место на карте, а духовная категория, что только и может быть положено в основу цивилизационной сущности, отличной от парадигмы Модерна, деградировавшего в посткиберпанк. Север — это смысловой полюс, центр мира, расположенный в центре круга. Любое движение от центра к периферии сопровождается возвращением от периферии к центру. Так как между точками ухода и возврата проходит время, то на окружности это отмечено смещением вдоль линии. Рунически это выражено в знаке солярной свастики, имеющей в современной культуре негативную нагрузку, полностью вытеснившую изначальный смысл знака. Однако понимание концепции Севера, делающей Россию особым цивилизационным центром, невозможно без изменения гносиса (гнозис, гносис (от греч. γνώσις — «знание») — высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание — центральное понятие гностицизма) в русле рунической интерпретации герметизма (синкретическое религиозно-философское, магико-оккультное, теософское учение). Без этого концепция особости Севера теряет сакральный комплекс Гипербореи, единственно являющийся смыслом этой теории. Нордическая теория Севера — это сложившийся комплекс понятий, удаленный полностью из либерального языка современности, и любой, кто к этому языку обратится, станет не просто изгоем, а врагом. Репрессии демократического либерального тоталитарного социума не просто проявятся через пассивное игнорирование, а будут применены вплоть до физического уничтожения носителя такой угрозы. Концепция Севера — это революция традиционализма внутри либерализма. С точки зрения Великого Предела (китайской концепции взаимного перехода Инь — Ян) здесь нет ничего удивительного — в пределе сущность начинает превращаться в свою противоположность. Именно потому Е. Панина права, когда говорит о благосклонном принятии Китаем российской концепции Севера.
Но для Запада концепция Севера является даже не аксиологическим, а экзистенциальным вызовом. Центром мира в их цивилизации является Запад, а не Север. Любое введение в эту систему координат новых составляющих ведет к онтологической катастрофе, за которой следует утрата мирового господства последнего пятисотлетия. Концепция Севера настолько глубока, что не может быть просто продекларирована без работы, аналогичной работе энциклопедистов эпохи Возрождения, создававших антихолистский базис для современной науки, этого детища Модерна. Новое время — это эпоха господства разорванных связей и расколотых целостностей. Ее апофеоз — тот самый посткиберпанк, приучающий человека жить на обломках цивилизации после ее катастрофы. Однако разоблачение современности как квинтэссенции либерализма не возможно одномоментно. Это не должно выглядеть срывом в архаику, возвращением к прошлым мифам — вульгарному язычеству, неоязычеству или вульгарному православию или христианству. Если христианство охватывает только последние два тысячелетия, то мы должны идти дальше (в смысле глубже) и видеть не только древнеримскую и древнегреческую западную традицию, но и те высокоразвитые цивилизации, которые были совсем недавно, и чьи сооружения (Ватикан, Исаакиевский собор и так далее) мы лицезреем до сих пор. Вот в чем состоит концепция Севера — в поиске духовной Гипербореи, тех знаний, которые энтузиасты добывают по крупицам, но значительная часть которых просто хранится с архивах Ватикана, западных спецслужб, но к которым доступ общественности запрещен. Север — это синтез тезиса и антитезиса, интерпретация Традиции через язык современности с исключением из него радикальных антихолистских конструкций, блокирующих диалектическое снятие противоречия и выход на синтез как отрицание отрицания в виде возвращения к прошлому, но на более высоком уровне его осознания и воплощения. Это и есть восхождение по диалектической спирали.
Поскольку еще не сложилось критической массы способных к такому интеллектуальному усилию мыслителей, мир пребывает в грязных пеленках языка современности — либерализме, где плоскостное развитие вытеснило объемное. Теория Севера здесь неизбежно будет сведена к принципу обеспечения утилитарного коммерческого интереса. А так как для такого обеспечения нет ничего лучше, чем либерализм, то концепция Севера будет просто отложена как ересь или утопия. Для традиционалистов соблазн, для либералов безумие. Однако концепция Севера — это онтологический вызов, не принять который Россия не может. За суетой повседневности неминуемо встанет вопрос обоснования духовного суверенитета как исторического выбора. Возрождение Традиции и через нее новое осмысление концепции Севера — это неизбежность, которая рано или поздно будет осознана и претворена в компендиум текстов и парадигм. Так будет создана ценностная матрица, в которой единственно возможно плодотворное развитие цивилизационной альтернативы для России, способной стать ее геополитической константой» (Халдей). На этот раз Халдей написал статью, очень трудную для восприятия (что делать, тема сложная), однако автор этого сайта продолжает «гнуть свою линию», и постарается, как всегда, упростить ее. Итак, начнем издалека. История современного человечества всегда была объемной, а само человечество всегда имело два полюса. Эти полюса постоянно изменялись, но их никогда не было больше двух и меньше одного. Причем, однополярный мир – очень неустойчивая и плоская конструкция, и долго существовать он не может. Это очень ярко показало первое десятилетие двадцать первого века, когда на Земле остался лишь один полюс — США. То же самое можно сказать и о многополярном мире, о котором так любят «чесать языки» нынешние властные элиты в России. Более семи тысяч лет назад наш мир имел совсем другие полюса, чем сейчас. И он был организован на противостоянии двух полюсов Север – Юг, или «славянский мир» — «китайский мир». В последствие полюса много раз менялись и в Советские времена они закрепились за Западом во главе с США и Россией. После развала СССР установился однополюсный мир с центром в США, а сегодня он больше похож на трехполюсный мир – Запад – Россия – Китай. Понятное дело, что такая конфигурация не может просуществовать долго, и наш мир обязательно вернется к обычному двухполюсному виду Север – Юг (Россия – Китай). Таким образом, все попытки США сохранить свою гегемонию обречены на провал, точно так же, как и попытки многих нынешних правителей, создать многополярный мир. Как ни крути, а полюсов в нашем мире должно быть только два — Инь и Ян, именно к такой конструкции наш мир и стремится. А потому, в недалеком будущем в мире останутся два полюса: «вечная Китайская империя» и «вечная Российская империя». Все остальные страны мира будут примыкать, либо к одному полюсу, либо – к другому.
И такое положение дел на Земле абсолютно точно соответствует герметизму — учению о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адептов этого тайного учения. И автор придерживается такого же мнения – каждый человек своими мыслями влияет на окружающий его мир, просто у кого-то это получается лучше, а у кого-то – хуже. И лучше это получается именно у приверженцев герметизма. В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется богом, Единым, или Всем. Многие герметисты ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам и основная линия язычества, поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма. Несмотря на то, что многие герметические работы приписываются Гермесу Трисмегисту, по словам Климента Александрийского его авторству принадлежат сорок две работы, в то же время Ямвлих говорит о 365 000 герметических книг, но достоверных сведений о количестве герметических рукописей неизвестно. И это понятно, вся информация из подобных книг записана в генетической памяти человечества, и совсем неважно, сколько человек, сумели записать ее на бумагу. Хотите Вы того, или не хотите, но в нашем мире все взаимосвязано. Если спросить у нынешних российских стариков, каковы были времена в эпоху Брежневского застоя, ответы будут совсем разные. Но если спросить у них, хорош ли был Владимир Высоцкий, все, как один, ответят утвердительно. А ведь не было бы «эпохи застоя», не было бы и Высоцкого. Так и герметизм объединяет в себе практически все, что только можно — пантеизм, монотеизм, политеизм, панентеизм в пределах собственной системы верований, близок к таким учениям как неоплатонизм и гностицизм. Он учит людей, что существует Единый или Первопричина, частями которой является все во вселенной, в том числе и мы сами. Так же герметизм подписывается под такими убеждениями, как существование богов, демонов, элементалей (обитателей первоэлементов) и великих учителей. В Средние века герметическая философия, или философия оккультизма, получила развитие через восточно-христианских и иудейских мистиков у мусульман, а после Крестовых походов она появилась в виде алхимии и в католической Европе. С герметическими трактатами определенно перекликались труды ранних отцов церкви, однако намечалась и тенденция к размежеванию христианства и герметизма. В этом направлении первый шаг был сделан в 325 г., когда на Никейском соборе приняли церковное решение о том, что учение о реинкарнации несовместимо с Библией.
Второе важное событие – объявление астрологии дьявольским занятием в 1227 г. Таким образом, герметическая философия формально оказалась под запретом католической церкви. Далее наступили столетия забвения. Учение возродилось в 1460 году на Западе, когда монах Леонардо, посланный Козимо Медичи искать древние рукописи, затерянные в европейских монастырях, принес в Пистойю вывезенные из Константинополя копии герметических трактатов, написанных на греческом языке. Эти трактаты впоследствии, в 1461 году, были переведены Марсилио Фичино на латинский язык и поспособствовали новой вспышке интереса к герметизму. Герметическая философия эпохи Возрождения пополнилась исследованиями швейцарского филолога Исаака де Казобона, который в 1614 году после анализа герметических текстов с позиции содержания, языка и текстологической связи с другими текстами сделал вывод о том, что приписываемые Гермесу Трисмегисту труды не являлись работами древнеегипетского жреца, а были фактически созданы уже в период христианской эпохи. В 1945 году возле Наг-Хаммади были найдены писания герметического толка на коптском языке. Они были оформлены как посвятительная речь между Асклепием из «Герметического корпуса» и Гермесом и текст, описывающий оккультную школу герметизма. В общем случае, герметизм опирается на семь главных принципах: — 1. Принцип ментализма: Вселенная — это мысленный образ Бога. — 2. Принцип аналогии (соответствия): утверждается аналогия между высшим и низшим мирами, микрокосмом и макрокосмом. Находящееся внизу аналогично находящемуся наверху. — 3. Принцип вибрации: все существующее — это лишь различные вибрации (видоизменения) Единого Первоначала. — 4. Принцип ритма: все находится в двустороннем непрестанном движении: опускается вниз и поднимается вверх, переходит из одной противоположности в другую. — 5. Принцип полярности: у всего есть своя противоположность, по сути, противоположности – это грани чего-то одного, и их всегда можно примирить одним парадоксом. — 6. Принцип пола: все вещи сочетают два начала, и любое творчество является результатом взаимодействия двух начал. 7. Принцип причины и следствия: все имеет причину и следствие, случай — это закон, который не распознан. И надо честно признать, что этих семи принципов вполне достаточно для описания нашего мира, по крайней мере, автор этого сайта опирается именно на них, хотя и считает себя чистым материалистом. Кстати, Чилийский мыслитель Дарио Салас Соммер является одним из современных теоретиков герметизма, однако в это понятие он вкладывает несколько другой смысл, отличающийся от общепринятого. Выражение «герметическая философия» Дарио Салас использует для характеристики всего, что только существует в природе, вместе с тем в обычном состоянии сознания для человека герметизм скрыт, и постичь его может только тот, у кого получилось повысить уровень своего сознания. Именно Дарио Салас придумал метод, благодаря которому можно достичь высокого уровня сознания, и назвал его «практическая герметическая философия».
Тем не менее, главным в герметизме, по мнению автора, как были, так и остаются его семь основополагающих принципов. Давайте, еще раз перечислим их, и сделаем это по возможности подробно и так, как их понимает автор.
1) Принцип ментальности. Все, что существует в мире вокруг нас (даже то, что мы не видим, не слышим и не знаем) – разумно, и является продуктом Единого Разума, чего-то вечного и неизменного. А вечным и неизменным в нашем мире является только эфир (нейтрино), заполняющий все пространство нашей Вселенной. Весь окружающий нас мир — лишь мысленной образ этой физической сущности, и он существует в каждом элементе Вселенной. Таким же образом любой человек может создать свой собственный мир, заполнить его своим присутствием, но не являться им. Возможно, это парадокс, но только для человека Единый разум может создать не один мир, а несколько. Все они могут существовать и развивать по собственным законам человека. А самое удивительное заключается в том, что каждый человек нашего мира, независимо от того, осознает он это или нет, постоянно занимается этим на протяжении всей своей жизни. По мнению автора, «Единый Разум» принадлежит всей нашей «вечной Вселенной», как, собственно, и наш с Вами разум. Именно так – сознаний много, а разум — один на всех. А потому, разумным человеком является совсем не тот, кто пытается развить разум в своем личном сознании, а тот, кто стремится лучше «услышать» Единый Разум – разум нашей Вселенной. Ну а сама Вселенная – это огромное по нашим меркам живое существо. Общепринятого определения жизни сегодня не существует, но в любом случае, наша Вселенная обладает всеми признаками живого существа – она питается пространством и материей из окружающей среды материнской Вселенной и постоянно растет вследствие этого, имеет свое сознание (Единый Разум), и время от времени воспроизводит себе подобное (дочерние Вселенные или «Черные дыры»). А потому, можно сказать так: «Вселенные рождаются и умирают, а Мироздание вечно, так же, как и жизнь в нем».
2) Принцип соответствия. Этот принцип герметизма говорит об аналогии всех планов бытия, соответствии высшего и низшего. Все плоскости, как какой-то одной Вселенной, так и всего Мироздания — условны и проникают друг в друга, не имея полной обособленности. Из этого следует, что можно отметить семь начал человека и семь космических сфер. Но сам человек функционирует только на пяти планах. А также, эти начала можно собрать в трех «мирах»: духовном, физическом и, конечно же, ментальном. Эти «миры» делятся еще на семь планов, а те, еще на семь, по крайней мере, так учит нас герметизм. Выходит очень сложная структура, но их объединяет тот фактор, что во всех планах нашей Вселенной и всего Мироздания в целом одинаково работают все герметические принципы. А стало быть, и Мироздание подобно на всех своих уровнях, и наша Вселенная тоже подобна сама себе, и на уровне микрокосмоса, и на уровне макрокосмоса. А человек располагается где-то в середине этой очень сложной сущности, и сам представляет собой — никак не менее сложную сущность. И понять (осознать) всю эту сложность может только Единый Разум. Человек же в состоянии лишь приблизиться к такому пониманию, да и то, только в том случае, если он будет смотреть на окружающий его мир голографически (образно) и использовать для этого Единый Разум. Как бы то ни было, но, чтобы осознать такой образ, человеку придется разбивать его на составные части и анализировать их по отдельности. Так же поступает и Единый Разум, но он многократно (неисчислимо) превосходит человеческий разум, и потому, результаты его работы для человека недостижимы.
3) Принцип вибрации. На условной линии от Единого Разума до самой нижней точки осознания (по современным воззрениям — осознание мира отдельным атомом) стоит множество глобальных явлений, плоскостей и разных сущностей, которые отличаются только разной частотой вибраций. Кстати, согласно авторским воззрениям, даже самый простой атом водорода далеко не так прост, как кажется, и содержит в себе около двух тысяч нейтрино («нейтринных матрешек»). Вибрации же, которые генерируются в разуме определенной сущности, могут спровоцировать (и обязательно делают это) похожие вибрации в разуме другой сущности. А вот, что именно вибрирует, герметизм не объясняет. Зато это попытался сделать автор, и, по его мнению, у него получилось. Согласно авторским воззрениям, вибрируют мельчайшие частицы материи – нейтрино, откуда следует неизбежный вывод, если есть материя, обязательно должно быть и сознание, и наоборот. Таким образом, сознание – это не свойство материи, как таковой, и не свойство «высокоорганизованной материи», в частности, а это свойство эфира (нейтрино), а стало быть, и всего пространства нашего мира.
4) Принцип ритма. Примеров принципа ритма очень много: смена дня и ночи, жизни и смерти, сезонов года, настроения. Герметизм говорит нам, что невозможно прервать движение этого маятника жизни, но его воздействие можно и нужно держать под контролем. Люди концентрируют себя в желаемой точке, например, в точке покоя на фоне стресса. Этот принцип дает возможность уравновесить не только себя, но и других людей. Тем не менее, все в нашем мире постоянно находится в двустороннем движении: опускается вниз и поднимается вверх, переходит из одной противоположности в другую. И Вы, даже находясь в выбранной точке покоя, непрестанно совершаете колебания маятника жизни вместе со всеми остальными людьми на нашей планете. И каждый мах этого маятника частично «отрицает» Ваши собственные мысли и действия на предыдущем махе, и заменяет их противоположностью. Опираясь на данный принцип, автор и вызвал к жизни историческую периодичность бытия человечества — «маятник смены поколений» с полупериодом в четверть века.
5) Принцип полярности. Иначе говоря, диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Все что существует в нашей Вселенной и во всем Мироздании, имеет два противоположных полюса: добро-зло, холод-жара, любовь-ненависть и многое другое. Между полюсами находится очень много градаций природы, что говорит о разнообразии всего существующего. Герметисты считают нормальным свободное перемещение от полюса к полюсу и переход из одного состояния в другое. Причем, если Вы стоите на одном полюсе, то куда бы Вы ни пошли, конечной точкой Вашего путешествия станет другой полюс. Точно так же устроен и человеческий социум – в нем не может быть одного полюса, их всегда – два. И если появится какой-то новый — третий полюс, то очень скоро исчезнет и один из двух, уже существующих полюсов. Такими же полюсами являются рождение и смерть каждого отдельного человека. Если человек родился, значит, Мироздание поставило перед ним какую-то задачу (миссию), которую он обязан разрешить (выполнить), и если человек умирает, значит, он выполнил свою миссию. Ну а жизнь человека – это его путь от одного полюса к другому.
6) Принцип пола. Все, что существует в нашем мире, содержит два начала – активное и пассивное (мужское и женское). Этот принцип направлен на структурирование всего существующего и происходящего, а также на существование процессов воссоздания и творчества. Все герметические принципы между собой взаимосвязаны, происходят один из другого и используются только в своей совокупности. Опираясь именно на герметические принципы, автор выделил из огромного количества Мировых законов (законов, действующих в нашем мире) – восемнадцать Общемировых Закона, которые так же, как и семь герметических принципов, «происходят один из другого и используются только в своей совокупности». И каждый из этих законов содержит в себе только два начала, как тому и положено быть в соответствие с принципом пола.
7) Принцип причинности. Ничего не может произойти само собой. Герметисты утверждают, что можно научиться овладеть этим принципом, научившись управлять причинами, а соответственно, и их следствиями. Это можно сделать, если изменить причинность на более высоких уровнях своей жизни, что неизменно повлияет и на следствия в личном плане жизни. Все имеет свою причину и свое следствие, а случай — это закон, который еще не распознан. Другими словами, в нашем мире нет ничего случайного, и все зависит от всего. Совершив какое-то действие (без разницы — физическое или мысленное), мы вызываем вибрации эфира, которые накладываются на вибрации эфира от любых других действий (мыслей), которые в зависимости от своей фазы, либо усиливают друг друга, либо, наоборот, ослабляют. В результате чего, мы наблюдаем в отдельных точках пространства и времени никак не объясняемые нашей логикой изменения, которые мы и называем случайными.
Древние источники говорят, что герметизм берет свое начало еще в далекие времена Атлантиды. Гермес Трисмегист – прародитель герметизма – был реаинкарнацией Атланта Тота, который после гибели своего континента привез в Египет Знание, за что почитался египтянами как бог мудрости и письма. Тот многочисленно перерождался: то в облике древнегреческого Гермеса, то в лице древнеримского бога Меркурия. Но из воплощения в воплощение, он неустанно передавал человечеству знания, из которых впоследствии сформировался герметизм – древнее оккультное учение, которое сочетало в себе философию, религию и науку. По легенде, перед тем, как окончательно покинуть земной мир, Гермес возвел пирамиды Гизы и поместил в их храмы свое наследие. Так Египет стал центром духовного и мистического посвящения на многие века вперед. В храмы Египта стекались искатели и посвященные с разных частей света. Мудрость, спрятанная в стенах египетских пирамид, стала источником для учений Пифагора, Орфея и Моисея. Из герметизма черпали свои знания суфии, и на его же основе была создана одна из мировых религий – христианство. Герметическое учение основывается на трех фундаментальных системах знаний триединого мира. Каждая система соответствует одному из трех уровней мироздания и одному из трех планов человеческой сущности: духу, душе и телу. Астрология соответствует миру физическому и раскрывает суть влияния космических тел на процессы и явления земного мира; Алхимия соответствует миру астральному и содержит в себе знание о принципах трансформации вещества на пути его эволюции. Главной сутью алхимии было постижение духовной трансформации и совершенствования. Превращение свинца в золото – иносказательный образ эволюции души, на ее пути к просветлению. Теургия – практическая часть герметического учения, по-другому – магия. Эта наука соотносится с проявлением святого духа, чей принцип – действие. Теургию также называют искусством Божественного Делания. Эта система включает в себя практики по взаимодействию с мистическими силами и оперированию реальностью. Герметизм основывался на вере в Единый запредельный Разум, который стал началом всего сущего, и частью которого является все во Вселенной. Отождествляя Бога и Вселенную, герметическое учение раскрывает единство в множестве и множество в единстве. Все действует по закону аналогии, потому как все есть единое Высшее Сознание. Но любое движение жизни – есть взаимодействие дуальностей. Две дуальности, суть две стороны Единого, в творческом процессе рождают бесконечное число пропорций и вероятностей. И это делает возможным выбор. Делая выбор, душа плетет свою судьбу, выбирает свой путь. Путь каждого неповторим. Но все пути ведут к Единому божественному источнику, ставшему началом создания, другими словами, к смерти физического носителя сознания. Вот потому, автор и говорит о бессмертии сознания каждой живой сущности и жизни в целом. На этом и закончим.