Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Пару слов о смерти

Пару слов о смерти

На страницах этого сайта мы с Вами, уважаемый читатель, рассматриваем, по сути, лишь один вопрос – вопрос ЖИЗНИ во всех ее аспектах. Но никакая жизнь невозможна без смерти. Однако об этом «финальном аспекте» мы практически не говорили. Автор предлагает посвятить настоящую главу именно этому аспекту. А потому, не станем «тянуть кота за хвост» и «возьмем быка за рога». По глубокому убеждению автора, СМЕРТЬ является не наказанием от нашего Мироздания, а, наоборот, его подарком. И этот подарок получает любая жизнь, когда она, по какой-то причине, не может исполнить своих обязательств, данных ей на протяжении всей своей жизни, другим жизням. Короче говоря, смерть – это освобождение от обязательств. А любая СВОБОДА – это дар, а не наказание. Ну а теперь, давайте посмотрим, что думают по этому поводу авторы Википедии. Смерть — это прекращение жизни, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Под «смертью» обычно имеют в виду биологическую смерть, которая необратима, в отличие от клинической смерти. В медицине изучением смерти занимается наука танатология. В естественной среде, после смерти, тела умерших организмов начинают разлагаться. Смерть всегда несла отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность, неизвестность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия. В природе почти все живые существа погибают в результате непрерывно идущей борьбы за существование, в том числе межвидовой и внутривидовой борьбы, включающей в себя изменения условий обитания. В частности, все без исключения прокариоты и одноклеточные эукариоты, колониальные организмы (полипы и гидры) погибают именно таким образом, поскольку биологически они бессмертны (не стареют). Из других многоклеточных практически бессмертными является медуза Turritopsis nutricula, некоторые морские ежи. Впрочем, большинство живых существ на планете (сложно организованные существа) подвержены старению, и потому в принципе могут умирать от старости. К ним относится и человек. Однако в природной среде особи (опять-таки вследствие старения либо связанных с ним заболеваний) почти всегда проигрывают борьбу за существование и погибают насильственной смертью (обычно оказываясь съеденными). Лишь небольшой процент крупных животных, таких как слоны, китообразные, осьминоги, крупные хищные рыбы, а также рептилии, птицы и звери, могут умереть от старости. У человека эта причина смерти, хотя и определяет максимальный срок жизни, в медицинских списках причин смерти не фигурирует.

Эволюция предполагает непрерывную смену поколений, которая необходима для видовой изменчивости в условиях смены условий жизни на планете, а также в зависимости от конкуренции с другими видами организмов. Таким образом, абсолютно бессмертные существа остановили бы эволюцию, вследствие которой они и возникли; но пока этого не произошло. Успехи генной хирургии, делающей возможным в принципе создание новых видов и изменение генома живого организма, возможно, дадут человеку будущего возможность отказаться от эволюционного пути. У многих народов существовали представления о смерти как о моменте, когда бессмертная душа человека расстается с телом и направляется к душам предков. Что и привело к появлению в нашем мире обрядов поклонения смерти. Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна ее сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь. Один из основателей экспериментальной патологии, стоявший у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в «Лекциях по экспериментальной патологии» писал: «…Чтобы знать, как живут организмы животного, человека, необходимо видеть, как множество их умирает, ибо механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием механизмов смерти». Альфред Нобель, учредитель Нобелевских премий, рекомендовал особое внимание обратить на изучение вопросов старения и умирания организма, фундаментальных проблем современной биологии и медицины. Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании И. П. Павлова: «…Какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую». Таким образом, уже в начале XX века смерть из мистической «вещи в себе» превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа. Объект, который позволяет не только понять причины прекращения жизнедеятельности, но и «вступить в непримиримую борьбу» со смертью и даже изучить саму жизнь, понять первоосновы, отличающие живые объекты от неживых. Французский историк Филипп Арьес, анализируя происхождение массовых представлений о смерти, выделяет пять этапов в развитии представлений о ней: С архаических времен и вплоть до XI в. — «нормальное» (т. н. «прирученная смерть»). Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть — это обыденное, неизбежное явление, которое не вызывает особого страха.

Умершие рассматривались как уснувшие («усопшие») «до конца времен». Поэтому кладбища были не только местами захоронения, но и местами жизни (местом собраний, встреч и т. д.). Начиная с XII века, появился термин «смерть своя» (la mort de soi). Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается — кладбища выносят за городскую черту (территорию живущих). Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве. В эпоху Просвещения — «смерть далекая и близкая» (la mort longue et proche). Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы. В эпоху романтизма — «смерть твоя» (la mort de toi). Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти. Феномен смерти эстетизируется. В XX веке — «смерть перевернутая» (la mort inversée). Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур). Трупам умерших стараются придать вид живых. Попытки ученых, верящих в возможность однозначного отражения феномена реальности в каком-либо языке, определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. Эпикур писал «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Один из основоположников танатологии М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти. Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы. Так, Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал, что «жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения» и далее сформулировал следующий тезис: «Жить — значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы. Все они считали свой субъективный язык единственно возможным инструментом описания реальности.

Совершенно иной взгляд на смерть имел философ Артур Шопенгауэр, который создал теорию палингенезии, представляющую собой философскую альтернативу религиозной реинкарнации. С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям. Депривационисты же смотрят на смерть как на событие, лишающее людей будущего и всего того хорошего, что могло быть в нем. Выделяют две стадии смерти: терминальная стадия и стадия биологической смерти. В подкатегорию попадает смерть мозга. Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния — преагональное состояние, агония и клиническая смерть, — которые в совокупности могут продолжаться различное время, от нескольких минут до часов и даже суток. Вне зависимости от темпа наступления смерти ей всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными, наступает биологическая смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях нервной системы, так как они являются наиболее критичными к требованиям дыхания. Вследствие процессов разложения происходит дальнейшее разрушение организма, что постепенно уничтожает структуру нейронных связей, делая принципиально невозможным восстановление личности. Клиническая смерть продолжается с момента прекращения сердечной деятельности, дыхания и функционирования ЦНС и до момента, пока в мозге не разовьются необратимые патологические изменения. В состоянии клинической смерти анаэробный обмен веществ в тканях продолжается за счет накопленных в клетках запасов. Как только эти запасы в нервной ткани заканчиваются, она умирает. При полном отсутствии кислорода в тканях омертвение клеток коры головного мозга и мозжечка (наиболее чувствительных к кислородному голоданию отделов мозга) начинается через 2—2,5 минуты. После смерти коры восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую. В случае успешного проведения активных реанимационных мероприятий за длительность клинической смерти принимают обычно время, прошедшее от момента остановки сердца до начала реанимации (поскольку современные методы реанимации, такие как поддержание минимально необходимого артериального давления, очистка крови, искусственная вентиляция легких, обменное переливание крови или донорское искусственное кровообращение, позволяют поддержать жизнь нервной ткани достаточно долгое время).

В обычных условиях продолжительность клинической смерти составляет не более 5-6 минут. На длительность клинической смерти влияет причина умирания, условия, продолжительность, возраст умирающего, степень его возбуждения, температура тела во время умирания и другие факторы. В отдельных случаях клиническая смерть может продолжаться до получаса, например при утоплении в холодной воде, когда из-за пониженной температуры обменные процессы в организме, в том числе и в головном мозге, существенно замедляются. С помощью профилактической искусственной гипотермии длительность клинической смерти может быть увеличена до 2 часов. С другой стороны, некоторые обстоятельства могут сильно сократить длительность клинической смерти, например, в случае умирания от сильной кровопотери патологические изменения в нервной ткани, делающие невозможным восстановление жизни, могут развиться еще до остановки сердца. Клиническая смерть может быть обратима — современная технология реанимации позволяет в ряде случаев восстановить функционирование жизненно важных органов, после чего «включается» ЦНС, возвращается сознание. Однако в действительности количество людей, переживших клиническую смерть без серьезных последствий, невелико: после клинической смерти в условиях медицинского стационара выживают и полностью восстанавливаются порядка 4-6 % больных, еще 3-4 % выживают, но получают тяжелые нарушения высшей нервной деятельности, остальные умирают. В ряде случаев, при позднем начале реанимационных мероприятий или их неэффективности, обусловленной тяжестью состояния пациента, пациент может перейти к так называемой «вегетативной жизни». При этом необходимо различать два состояния: состояние полной декортикации и состояние смерти мозга. Ну а на вопрос: «Что происходит с сознанием человека после смерти его тела?» отвечают все основные религии – каждая по-своему. Большинство религий утверждает существование души, они, в основном, полагают, что смертно лишь человеческое тело, но не его сознание, и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве). Реинкарнация в индуизме предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавадгита).

О реинкарнации также идет речь в почитаемом буддистами «Тибетской книге мертвых», служащей своего рода инструкцией для умирающих. В буддизме существует и Анатмавада — доктрина, согласно которой души не существует. В христианстве смерть — это следствие грехопадения человека. Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (отпадение души от общения с Богом при живом теле, которое служит приговором к попаданию души в ад или лимб в случае гибели тела). Кроме того, для бессмертной души смерть — это еще и граница между временной земной жизнью и Вечной загробной. Поэтому многие христианские мученики принимали свою насильственную смерть с радостью — для них день смерти на земле становился днем рождения на Небесах. В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. 21:4). Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (св. Григорий Нисский). Но такое восстановление возможно только при условии воскресения из мертвых: «Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится». Согласно учению свт. Афанасия Великого, поскольку Божие милосердие не могло допустить, «чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и через тление снова обратились в небытие», Бог-Слово стал человеком, чтобы «людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем». Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения. В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определен либо в ад, либо в рай. Как видите, «сколько религий – столько и мнений», и хотя все мировые религии довольно похожи друг на друга, единого мнения о том, является ли смерть — наказанием или даром, в них нет. Ну а если сформулировать некое «усредненное мнение», то получается, что смерть является одновременно и Даром, и наказанием за грехи. Тем не менее, каждый вид живых существ нашего мира имеет вполне определенный срок своего существования, который, хотя и разнится от одного живого индивидуума данного вида к другому в разы, изменяется на порядки, от одного вида к другому.

Ну а самыми короткоживущими живыми существами (из животных) являются Поденки. Крылатые насекомые, которые распространены практически по всему земному шару, кроме Гавайских островов и Острова Святой Елены. Учеными описано более 3 тысяч видов. Продолжительность жизни взрослой особи (имаго) составляет от нескольких часов до 1 дня. И что еще интересно – они не питаются, их челюстной аппарат редуцирован, а кишечник прерван и заполнен воздухом. Поэтому не удивительно, что они живут меньше суток. Чуть продолжительнее жизнь у гастротрихий — мелкие морские и пресноводные животные. Питаются в основном бактериями и частичками детрита. Длина тела от 0,1 до 1,5 мм. Живут в среднем всего 2 дня. Следующим по продолжительности жизни является тутовый шелкопряд, взрослая особь которого живет всего 3-4 дня. Затем идут комары, срок жизни которых зависит от половой принадлежности и температуры окружающей среды. Самки при благоприятной температуре +20°C проживают до 60 дней, а если температура еще ниже, то могут и 120 дней. А вот самцы живут лишь до 10 суток. Ну а теперь вспомним о «последовательности жизни» (в которой каждое последующее число равно сумме всех предыдущих чисел) – 1, 2, 3, 6, 12, 24 и т.д., и сравним эту последовательность со средним сроком жизни  «чемпионов» из всех «короткоживущих животных» нашего мира. Ну и как Вам результаты такого сравнения? Складывается такое впечатление, что наше Мироздание отпустило свой срок жизни для всех, без исключения, животных нашего мира, в том числе, и для человека. Если продолжить удваивание числа 24, то довольно быстро мы с Вами доберемся до чисел 24576 и 49152. Средняя продолжительность Земного года составляет величину в 365,2468 суток, тогда срок жизни человека должен колебаться в пределах от 67 лет (24576 суток) до 135 лет (49152 суток), что и составляет в среднем — «человеческий век» (100 лет). Понятное дело, что многие читатели скажут, что это всего лишь совпадение. Но не многовато ли подобных «совпадений», уважаемый читатель? Как ни крути, но большинство мужчин на Земле умирают именно в 67 лет (в среднем), а их молодость длится до 33 лет (о чем написано великое множество произведений самых разных авторов). Так же, как и детство у мужчин заканчивается в 16 – 17 лет. Вот и выходит, что смерть это не наказание, а НЕИЗБЕЖНОСТЬ, ну а Дар это или нет, решать Вам, уважаемый читатель. В любом случае, Вера в истинность авторского определения «смерти» должна заставлять любого человека исполнять принятые на себя обязанности по отношению ко всем другим жизням. А стало быть, такой человек будет более «человечным», чем «вульгарные материалисты» и атеисты. И, по мнению автора, это обстоятельство является достаточным основанием для того, чтобы ПОВЕРИТЬ в авторское определение.

Ну и в заключение статья Игоря Мальцева – «В мировых финансах начался натуральный каннибализм». «Совершенно случайно в течение двух суток оказались мертвы все триумфаторы суда «Хьюлетт-Паккард» против менеджмента Autonomy. А также глава второй по величине транснациональной финансовой компании США Morgan Stanley, непосредственно связанный с упомянутыми триумфаторами. Я люблю лодки. Это вы их называете «яхтами», «суперъяхтами», «люксовыми яхтами». Мы, профессионалы и любители яхтинга, называем их просто лодками (boats). Так вот – самые потрясающие произведения искусства кораблестроения – это лодки верфи Perini Navi из итальянского Виареджо. Это моторные парусники с полированным металлическим корпусом (всегда роскошного синего цвета), каждый строится по индивидуальным проектам. Они делают лодки различной длины – от 30 до 90 м – и различного количества мачт парусной оснастки. Интерьерами занимаются топовые дизайнеры мира. Любой человек, у которого чувство прекрасного чуть более развито, чем у портового кнехта, увидев эту лодку, встает, как лошадь перед шлагбаумом. А еще ее невозможно утопить. Для этого должны сойтись вместе статистически невозможные явления. Ну, или надо поставить ее на якорь и тянуть за вершину мачты пятью тракторами-бульдозерами. 19 августа ночью в 300 м от берега Сицилии на якорной стоянке погибла лодка Perini Navi 56 м в длину. Это очень свежая лодка – 2018 года постройки. В крещении она называлась Salute, во время гибели ее звали Bayesian. Странное название происходит от фамилии выдающегося ученого и священника Томаса Байеса, который сформулировал теорему Байеса (Bayesian statistics), которая позволяет определить вероятность события при условии, что произошло другое статистически взаимозависимое с ним событие. Просто запомните эту формулу. Пригодится. Лодку так назвал новый хозяин – человек, которого называют «британским Биллом Гейтсом» – 59-летний Майк Линч, который получил Орден британской империи за создание софтверного гиганта Autonomy. Идея, которую он взял за основу философии своей компании, была основана на теореме Байеса. Пока все выглядит красиво и гордо. Начинали с распознавания отпечатков пальцев, и вышли на связующее программное обеспечение, предоставляющее настраиваемые механизмы категоризации контента, основанные на выделении смысловых единиц (англ. meaning based computing) и распознавании образов. В 1998 году компания провела первичное размещение на Лондонской фондовой бирже. За два последующих года рыночная капитализация компании выросла в 100 раз, превысив на пике бума доткомов 10 млрд. долларов и сделав Линча долларовым миллиардером. Все выглядит просто прекрасно.

Только Линча и еще пятерых гостей яхты не могут найти до сих пор – после того как в понедельник в 4.30 утра из ниоткуда налетел водный торнадо и предположительно положил лодку Bayesian на бок, после чего она затонула в считаные секунды. Из явно погибших только кок, 15 человек спасли, шестерых ищут. Рядом стояла другая лодка, 42-метровая Sir Robert Baden Powell, вахтенный которой запустил двигатель и смог отойти от «торнадо». Когда экипаж посмотрел назад на место стоянки Bayesian, ее уже не было на поверхности, и немецкий капитан пошел собирать выживших с поверхности моря. Из экипажа погибшей лодки отчего-то не нашлось никого на вахте, кто смог бы запустить двигатель и уйти от катастрофы. Скорей всего, все двери и переборки на Bayesian были разгерметизированы, потому что лодка такого класса не может утонуть. Вероятность событий от Томаса Байеса тут начинает зашкаливать. Из шестерых пропавших без вести (так называют ненайденные возможные трупы), кроме самого магната Майка Линча, не могут найти председателя Morgan Stanley Джонатана Блумера и адвоката Линча Криса Морвильо. Напомним, что Morgan Stanley – вторая по величине финансовая транснациональная корпорация США. Что свело всех этих людей на борту Bayesian? Вместе с адвокатами, друзьями и членами семьи Линч хотел отпраздновать свой юридический успех. Он только что отбился от чудовищных обвинений со стороны компании Hewlett-Packard, которая купила у него компанию Autonomy за 11 млрд. долларов и через некоторое время подала на него в суд за мошенническую схему по завышению капитализации. На него и на его коммерческого директора Сушована Хуссейна, которого тут же взяли в заложники и держали в тюрьме пять лет, требуя вернуть половину цены за проданную компанию. Соответчиком в суде над Линчем выступал вице-президент по финансам Autonomy Стивен Чемберлен. И вот спустя годы судебного разбирательства, в ходе которого Линч был экстрадирован в Америку британскими властями, несмотря на все его заслуги, руководители компании выиграли суд и 24 июня 2024 года были полностью оправданы. Именно это событие и отмечал Майк Линч на борту прекрасной лодки у берегов прекрасной Сицилии. Со своими родственниками, со своим адвокатом, который приложил все свои силы и бескрайние средства Линча для выигрыша в суде, и с одним из самых влиятельных финансистов мира. Линч так и сказал: «Если бы у меня было не так много денег, как сейчас, я никогда бы не выиграл этот суд – настолько велики судебные издержки». Но вот что касаемо теоремы Байеса в части «другое статистически взаимозависимое событие». В субботу, предшествовавшую сицилийской катастрофе с ужасным-ужасным ураганом на пятачке в несколько квадратных километров, во время утренней пробежки в деревне Стретхэм Кэмбриджшир, Англия, Стивен Чемберлен был убит проезжавшей автомашиной, за рулем которой, по версии полиции, находилась пожилая женщина.

Чемберлен, как мы узнали парой абзацев выше, работал в Autonomy вице-президентом по финансам. То есть совершенно случайно в течение двух суток оказались мертвы все триумфаторы суда «Хьюлетт-Паккард» против менеджмента Autonomy. А также глава международного финансового учреждения, которое непосредственно занималось миллиардами Линча. Если вы считаете, что я на пустом месте выстраиваю теорию заговора (потому что так просто не бывает, и непонятно, как технически осуществить плановое уничтожение такого количества акторов одного конфликтного процесса). То я скажу, что на каждую теорию заговора есть теорема Байеса, которая прямо говорит о причинно-следственных связях в нашем мире и даже в современной информатике. По этой теореме водолазы рано или поздно должны найти пробоину в борту лодки, так как такие суда просто не тонут за две минуты от удара водяного торнадо. Что означает: а) американцы не любят проигрывать в суде, когда не удается отжать 6 млрд., априори неправедных. И что, собственно, они всегда делают с иностранными предпринимателями. А также – б) – что мировая финансовая система испытывает небывалый кризис и внутри ее начинается натуральный каннибализм, когда никто не останавливается ни перед чем. А пока прекрасная лодка от Perini Navi лежит на дне, на правом боку со сломанной мачтой высотой 70 м, и обломки мебели не дают ныряльщикам зайти внутрь, чтобы узнать, чьи тела заперты в каютах. И реально жаль это потрясающее произведение кораблестроительного искусства» (ИГОРЬ  МАЛЬЦЕВ). Очевидно, что попытка, предпринятая Игорем Мальцевым, обвинить в смертях  одних «акул капитализма», в том числе, и 59-летнего Майка Линча, других таких же «акул», наверняка будет названа большинством читателей «глупой теорией заговора». Однако никто из этих читателей не посмеет возразить, что к этим смертям «приложило свою руку» и наше Мироздание. Ибо, хочешь – не хочешь, «на все Воля его», да и возраст для смерти — вполне подходящий.  Ну что тут скажешь – погиб еще один человек на Земле, ну и «Бог с ним» (или черт). Главным же отличие данной смерти от всех прочих заключается в том, что свои «обязательства перед другими» не исполнил один субъект, а умер за это – другой. Что, казалось бы, противоречит авторскому определению «смерти». Однако это не совсем так, ибо все люди, которые судятся (как истец, так и ответчик), так или иначе, виноваты в этом сами. А судебное решение всегда зависит от великого множества разнообразных факторов, и далеко не каждое решение является СПРАВЕДЛИВЫМ. Так что, человеческий Суд может решить ТАК, а Мироздание – ЭТАК. Так что, как ни крути, а более правыми оказались все-таки мировые религии, а не автор этого сайта  – любая смерть – это одновременно и Дар, и Наказание. Ну и хватит об этом.