Про сравнение людей друг с другом
Автор предлагает поговорить в этой главе о различных людях, населяющих нашу планету. Но сначала давайте закончим наши космологические рассуждения. Согласно нынешним воззрениям физиков, реальный (возможный) размер нашей Вселенной составляет 45,7 млрд. световых лет; видимый размер — 13,75 млрд. световых лет. Принимаем, что радиус нашей Вселенной составляет ~ 10 109 св. лет. Размеры галактик во Вселенной колеблются в пределах от 20 до 800 тыс. световых лет, радиус нашей галактики составляет 50 103 св. лет. Таким образом, радиус нашей галактики в 2 105 раза меньше радиуса Вселенной. И, как мы выяснили в прошлой главе, данное обстоятельство вызывает изменение не стационарности геометрии пространства ~ на 1%. Другими словами, скорость течения времени у внутреннего экватора «бублика» Вселенной в две тысячи раз меньше, чем у его наружного экватора. Откуда легко рассчитать, что скорость течения времени у наружного экватора нашего «бублика» равна 45 сек/сек астр, а у внутреннего экватора эта скорость составляет величину К/45 сек/сек астр. Принимаем, что коэффициент К = 1, тогда V0 = 0,022 сек/сек астр. Понятное дело, что приведенные выше расчеты являются чисто оценочными, тем не менее, они позволяют умозрительно представить нашу Вселенную, используя концепцию нестационарной геометрии пространства. А чтобы умозрительная картина стала более понятной, автор изобразил ниже поперечное сечение нашего «бублика» и нанес на него «изохроны» (линии с постоянной скоростью течения времени).
На этом рисунке V0 = 0,022 сек/секастр; V1 = 3,24 сек/секастр; V2 = 6,45 сек/секастр; V3 = 12,9 сек/секастр; V4 = 19,3 сек/секастр; V5 = 25,7 сек/секастр; V6 = 32,2 сек/секастр; Vнар = 45,0 сек/секастр. Как там все происходит на самом деле, автор, конечно, не знает. Однако если мы с Вами, уважаемый читатель, действительно, проживаем в такой Вселенной, то при наблюдении за ней выполняется условие, когда на расстояниях порядка 50 тыс. св. лет происходит изменение силы гравитации ~ на 1% (увеличение или уменьшение, смотря, в какую сторону ведется наблюдение – к центру Вселенной или от него). И происходит это из-за изменения степени не стационарности геометрии пространства. Как ни крути, но «все познается в сравнении». Причем, любое сравнение необходимо проводить не по одной, а по всем возможным переменным. Авторская же картина мира отличается от привычной для современных людей картины только одним — она может объяснить эффекты, наблюдаемые в сегодняшнем реальном мире, а «привычная картина» не может. И не потому, что автор «такой умный», а потому, что в нашем мире «все течет, все изменяется», в том числе, и сами люди. Изменяется и привычное мнение, но со значительной меньшей скоростью, чем мнения отдельных людей. Так уж устроены целые человеческие сообщества и отдельные люди, и нам придется смириться с таким положением дел, хотим мы того или нет. Ибо так было, так есть и так будет всегда, так как именно так, а не иначе, устроено наше Мироздание. То же самое можно сказать и об авторской картине мира, ибо никак иначе объяснить все наблюдаемые нами эффекты в окружающем нас мире у автора не получается, и он выбрал для себя тот вариант, который больше других похож на истину. Люди называют подобные варианты мировоззрением. Согласно Википедии, мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придает деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр. Термин «мировоззрение» имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения».
Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В название своей работы «Мировоззрение новейшей физики вносит мировоззрение Эдуард фон Гартман. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение). Большинству людей на Земле присуще обыденное мировоззрение (то, чем человек руководствует в обыденной жизни). С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере. Мифы — в переводе с греческого — «повествования», «сказания». Это была первая попытка объяснить мир, различные явления природы и общества. Мифологическое мировоззрение формировалось на основе эмоционально — ассоциативного воображения. В мифе объединялись: зачатки знаний, религиозных верований, нравственные, эстетические оценки. Миф связывал прошлое с будущим, выполнял функцию духовной связи поколений. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего, на логику и доказательность. Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία – мудрость, др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания или «наука наук». Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Увы, если Индия и Китай сохранились до настоящего времени, то нынешняя Греция не имеет никакого отношения к Древней Греции. И сегодня его место заняла Россия, хотя многие люди и называют Россию «Новой Византией».
Однако по складу характера своих жителей Россия стоит особняком от двух других «вечных континентальных империй» — Китая и Индии. Если большинство населения Китая представляют собой интровертов, а население Индии – амбивертов, то русские – это экстраверты (такие же представители «человеческой породы», как и древние греки, но не Византии). Оттого и философское мировоззрение русских сильно отличается и от китайского мировоззрения, и от индийского, главной чертой которых является «коллективизм», в отличие от «общинности» у русских. Ну а западное мировоззрение является продолжением истории древнееврейского «космополитического мировоззрения», главной чертой которого является «индивидуализм». Что такое коллективизм? Согласно Википедии, коллективизм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива. С философской точки зрения — главенство интересов коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над интересами личности, признание приоритета общественного блага над личным, добровольное подчинение своих интересов интересам общества. А что такое общинность? Согласно той же Википедии, община — традиционная форма социальной организации жизни человеческих сообществ. Иногда общину называют сетью коллективов выживания. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение. Таким образом, «общинность» появилась у нас на Земле значительно раньше, чем «коллективизм». А потому, русские отличаются от китайцев и индусов не только более широким взглядом на весь мир в целом, но и особой силой сплоченности в самые тяжелые времена своей жизни. Другими словами, если Китай и Индия – это «вечные империи», то Россия – «не убиваемая империя». А стало быть, исход сегодняшней битвы между Россией и Западом изначально предрешен – Россия выживет, а Запад умрет. Как видите, мы с Вами при сравнении людей друг с другом использовали уже не одну переменную, а две. Однако возможных переменных для сравнения — много больше, чем две. Попытаемся вытащить их «на свет божий», по возможности, в максимально большем количестве. Ну а пока, мы с Вами, уважаемый читатель, используем лишь две переменные для сравнения: Первая переменная – Западный мир (условно «евреи») и остальной не западный мир (условно «русские»), вторая – люди с коллективным приоритетом (условно «Советские») и с индивидуальным приоритетом (условно «антисоветские»). В результате чего, мы разбили всех проживающих на Земле людей на четыре категории: «Советские евреи», «Советские русские», «антисоветские евреи» и «антисоветские русские». К слову сказать, автор этого сайта относит себя к «антисоветским русским», именно по этой причине, он и не любит «коммуняк», так же, как и «ходить строем».
И каждая последующая, найденная нами переменная будет удваивать количество таких категорий. Ну а если переменная содержит в себе больше, чем две составляющие (например, экстраверты, амбиверты и интроверты), то их количество увеличивается в соответствие с количеством присутствующих составляющих. С учетом этой переменной, автор является антисоветским русским экстравертом. Ну а теперь, вспомним о «психологических категориях», коих уже шесть – «автономы», «свободные эксплуататоры», «ведомые эксплуататоры», «трудно эксплуатируемые», «легко эксплуатируемые» и «козлы отпущения». С учетом их наличия различных категорий людей становится уже 72, и дальнейшее деление людей на категории становится бессмысленным (мы с Вами просто «запутаемся»). Короче говоря, мы подошли к «пределу деления», хотя и рассмотрели лишь небольшую часть действующих переменных. Именно по этой причине, люди, рассуждая об отличиях различных объектов наблюдения, чаще всего, рассматривают только одну, в крайнем случае, две переменные. То есть, люди привыкли описывать за раз только одну (максимум – две) стороны жизни, а в реальности их – сотни. И тут впору говорить о «масштабе человеческих мыслей», не забывая при этом, что «выше жопы все равно не прыгнуть». У кого-то этот масштаб больше, а у кого-то – меньше. Масштабное мышление — это способность видеть картину в целом и задавать себе амбициозные цели. Это способность мыслить не только о текущем дне, но и о будущем. Наши мысли являются путеводителем в нашей собственной жизни. От состояния наших мыслей зависит наше прошлое, настоящее и будущее, успех в делах, бизнесе и личных отношениях. Поэтому очень важно развивать позитивное мышление, ведь известная формула действует всегда – «подобное притягивает подобное». Позитивнее мышление притягивает позитивные ситуации. И наоборот, негативное мышление притягивает нагатив, неудачи и неблагоприятные ситуации. Для реализации желаний и планов нужно научиться мыслить более масштабно. Масштабное мышление помогает расширить кругозор и достичь успеха в любой сфере деятельности, в том числе и на личном фронте. Как же развить веру в себя и свои силы? Почему не каждому удается настроить свой мозг на позитивное мышление? Известный психолог Дэвид Шварц прекрасно описывает веру в себя на примере двух школьников. «В одном классе учатся два разные по поведению школьника. Первый мальчик всегда уверен в себе и своих силах. И он верит что, когда он вырастет, у него будет большой дом, хорошая машина и работа, которая принесет много денег. Для реализации своей цели он точно знает, что нужно упорно учиться и трудиться. Для этого он ходит на дополнительные занятия, в спортзал и заводит много друзей. Второй мальчик всегда замкнут и постоянно говорит, что у него ничего не получится. Он уверен в том, что учиться не надо, так как от этого не будет никакого толку. Первый мальчик уже настроил свое мышление на позитивный исход событий и уверенно движется к своей цели, даже если на пути будут преграды. Второй мальчик настроил свое мышление на разрушение своей жизни. И у него действительно ничего не получится, так как от мыслей зависит будущее».
На данном примере видно, что вера в себя и свои действия движет жизнь вперед. Человек, который мыслит, как проигравший, в итоге проиграет. Притом проиграет сам себе. Человек, который верит в себя, всегда мыслит критериями успеха, а не провала. Чтобы начать растить веру в себя, нужно всегда говорить самому себе: «У меня все получится! Я смогу! Я научусь это делать правильно! Я не хуже других! Я добьюсь желаемого!». Помимо этого нужно пересмотреть свое отношение к себе. Большинство людей недооценивают себя не потому, что так и есть, а потому, что так привыкли думать еще с детства. Ведь у каждого есть собственные навыки и умения. Их просто нужно развивать и не бояться успешного развития. Масштаб достижений человека зависит от масштаба веры. Глобальные желания и цели всегда приносит большие достижения. Поэтому никогда не стоит приуменьшать желания. Не нужно бояться мечтать глобально. Нельзя недооценивать свой интеллект и переоценивать интеллект других. На самом деле каждый человек уникален и имеет свои способности, которых нет у других людей. Каждый человек может достичь высот в своей сфере деятельности, нужно только поверить в себя. Нужно научиться создавать положительные установки для самого себя и заставить свой интеллект искать пути к победе, а не к оправданиям. Способность мыслить дана человеку для того, чтобы находить пути решения любых сложившихся проблем, а не для того, чтобы впустить в мозг негатив и преумножать его. Второй страшный враг веры в себя – отговорки. Никогда не стоит искать отговорок. Очень многие используют отговорки по поводу своего здоровья. Они связывают все свои проблемы с плохим здоровьем. Не стоит заострять внимание на болезнях, ведь чем больше человек говорит о своем плохом здоровье, тем больше оно будет напоминать о себе из-за собственного самовнушения. Также есть люди, которые все свои неудачи списывают на возраст – я слишком молод или я слишком стар. Многим знакома такая ситуация, когда человек что-то и хотел бы сделать, но думает, что это не для его возраста. Нужно положительно воспринимать свой возраст в любой ситуации. В любом возрасте можно рисковать или тратить время на любимое дело. Нужно развивать интерес к жизни независимо от возраста. Свой настоящий возраст следует всегда воспринимать, как лучшие годы. При этом к себе нужно относиться намного строже, чем к окружающим людям. Если у Вас дома живет какое-то домашнее животное, Вы наверняка относитесь к нему, как к равноправному члену своей семьи, хотя прекрасно понимаете, что «толку от него» намного меньше, чем от любого другого члена семьи (больше неудобств, чем преимуществ). Тем не менее, это никак не сказывается на размере любви к нему. Именно так и следует относиться ко всем окружающим Вас людям. При этом не стоит воспринимать такую любовь, как безграничную, ведь порой Вы наказываете за что-то и своих домашних любимчиков (любовь и воздаяние за что-то не так сделанное – никак не соотносятся друг с другом).
А вот размер «любви к самому себе» нужно всегда держать под строгим контролем. Плохо – как «недолюбливать себя», так и «перелюбливать». И в этом плане, русские привыкли «недолюбливать себя», а западные жители – «перелюбливать». А вот китайцы и индусы сумели-таки найти «золотую середину». Согласно Википедии, «любовь к себе», определяемая как «забота о собственном счастье или выгоде», была концептуализирована, и как основная человеческая потребность, и как моральный недостаток (сродни тщеславию и эгоизму, синонимична тщеславию, эгоизму, нарциссизму и др.). Впрочем, в последнее время «любовь к себе» приобрела более позитивный оттенок, благодаря парадам гордости, эпохе хиппи, современному феминистскому движению, а также росту осведомленности о психическом здоровье людей, которая пропагандирует «любовь к себе», как важнейшую составляющую в группах самопомощи. Мысли Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) о «любви к себе» («филаутии») зафиксированы в Никомаховой и Эвдемианской этике. В этих работах Аристотель утверждает, что люди, которые любят себя ради достижения неоправданной личной выгоды, плохи, но те, кто любит себя ради достижения добродетельных принципов, являются лучшим видом добра. Он говорит, что первый вид «любви к себе» гораздо более распространен, чем второй. Августин (354-430) – с его теологией зла как простого искажения добра – считал, что грех гордыни был всего лишь извращением нормальной, более скромной степени «любви к себе». Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что существует два вида «любви к себе». Одним из них была «любовь к себе», которая является стремлением к самосохранению. Руссо считал это влечение корнем всех человеческих влечений. Другим была «любовь к себе», что означает «гордость», и она относится к самоуважению. В 1890 году психолог Уильям Джеймс исследовал концепцию самоуважения в своем влиятельном учебнике «Принципы психологии». Роберт Х. Возняк позже написал, что теория любви к себе Уильяма Джеймса в этой книге была измерена «в трех различных, но взаимосвязанных аспектах «Я». Прежде всего, в материальном «Я» (все те аспекты материального существования, в которых мы испытываем чувство собственности на наши тела, наши семьи и наше имущество). В социальном «Я» (наши ощущаемые социальные отношения). И в духовном «Я» (наши чувства собственной субъективности)». В 1956 году психолог и социальный философ Эрих Фромм предположил, что любить себя отличается от быть высокомерным, тщеславным или эгоцентричным, что означает вместо этого заботиться о себе и брать на себя ответственность за себя. Фромм предложил переоценку любви к себе в более позитивном смысле, утверждая, что для того, чтобы по-настоящему любить другого человека, человеку сначала нужно полюбить себя таким образом, чтобы уважать себя и познать себя (например, быть реалистом и честным в отношении своих сильных и слабых сторон).
Отсутствие «любви к себе» увеличивает риск самоубийства. В 2008 году ассоциация суицидологии провела исследование, в котором изучалось влияние низкой самооценки и отсутствия любви к себе и их связь с суицидальными тенденциями и попытками. Они определили любовь к себе как «убеждения о себе (самооценка, основанная на себе) и убеждения о том, как другие люди относятся к тебе (самооценка, основанная на других)». Он пришел к выводу, что «депрессия, безнадежность и низкая самооценка являются последствиями факторов уязвимости для суицидальных мыслей» и что «эти результаты свидетельствуют о том, что даже в контексте депрессии и безнадежности низкая самооценка может увеличить риск суицидальных мыслей». И эти «суицидальные мысли» уже являются патологией для любого человека. Очевидно, что все люди довольно быстро привыкают к чему-либо, бывает, к хорошему, а бывает, и к плохому. Например, очень многие люди любят приправить свой обед кружкой пива или стаканом вина, а после обеда многие курят, бывает, и с марихуаной. Хорошо ли это? Конечно, плохо, однако такая «приправа» не является патологией. Патологией она становится только после того, когда начинает активно портить здоровье человека. Например, когда он переходит количественную границу потребления, и с легких алкогольных напитков переходит на «крепкие», или с легкой «наркоты» — на «тяжелую». То же самое можно сказать и о духовной жизни человека – «красиво приврать» любят очень многие, а вот всегда «тупо врать» — это уже патология. И в этом плане, современные западные жители уже перешли через данную границу, в то время как весь остальной не западный мир продолжает любить лишь «красиво приврать». Сказать же о себе, что никогда не врал, не может ни один человек на Земле, в том числе, и автор этого сайта, который, тем не менее, постоянно стремится, не делать этого, и главным тезисом которого, является такой: «Всегда говори правду, НО НЕ ВСЮ». Кстати, при написании этого сайта автор использовал именно этот тезис. Понятное дело, что и такой подход к делу можно легко назвать «враньем», однако такое «вранье» не является патологическим, ибо автор не говорит всю правду не потому, что хочет получить что-то за это, а потому, что ВСЮ ПРАВДУ Вы, уважаемый читатель, ПРОСТО НЕ ПРИМИТЕ. А данный сайт задуман автором, прежде всего, для того, чтобы его читатели приняли его как «первое приближение к истине». Именно по этой причине, автор и вставил в начало этой главы «картину своего мировоззрения». Так как в нашем мире «все зависит от всего», и, говоря о людях, мы не можем обойтись и без разговоров обо всей Вселенной в целом.
Главной же ошибкой большинства современных физиков является то обстоятельство, что они считают пространство нашей Вселенной ОДНОРОДНЫМ и НЕИЗМЕННЫМ, и не требуют доказательств истинности данной аксиомы. То же самое можно сказать и об ученых, занимающихся человеком и человеческими сообществами, которые не видят существенной разницы в мышлении людей из разных сообществ. Что, по своей сути, и является главной причиной непонимания одних людей другими. А чтобы люди поняли друг друга, необходимо раз и навсегда УНИЧТОЖИТЬ эту предполагаемую очень многими людьми «однородность и неизменность» человеческой психики. Чем, собственно говоря, мы с Вами здесь и занимаемся. И прежде всего, эта самая «однородность» вредит при обсуждении термина «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», ибо у каждой общности людей — СВОЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Слава Богу, что нынешняя властная элита России, наконец-то поняла данное обстоятельство, и начала потихоньку вводить пропорциональный налог на доходы физических лиц, правда, не так кардинально, как это сделал бы автор данного сайта, однако, осуществляя нынешнюю налоговую реформу, она находится «на пути в нужном направлении». Согласно Википедии, справедливость — это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния за него. Другими словами, в данном конкретном сообществе людей все должно быть устроено именно так, а не как-то иначе. Причем данный термин относится к социуму, а не к отдельному человеку, ибо справедливость возможна только внутри какого-то сообщества (отдельный человек не может быть справедливым по отношению к самому себе). Причем, русские люди зачастую отождествляют справедливость и правду. Согласно все той же Википедии, правда (от праслав. pravĭda) — фундаментальное понятие русской культуры, сходное с понятием «истина», но в ряде случаев отличающееся от него и даже противопоставляемое. Правда, в отличие от истины, имеет онтологический характер: отражает действительность значимым для личности образом, в согласии с нравственными категориями и в такой полноте, которая необходима для подлинного понимания и убежденности, решимости действовать. Таким образом, если истина соответствует объективной действительности, то правда – духовной. Согласно определению Даля, правда есть «истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость»; правдивость — «полное согласие слова и дела». Одним из первых на специфику категории правды обратил внимание «властитель дум» конца XIX века Михайловский, указав на содержательную слитность в этом понятии истины и справедливости.
В литературе, в философии, в социально-политической деятельности — традиция «правдоискательства» является основой всей русской мысли. Объединяя идеал истинного знания, требование общей справедливости и стандарты высокой нравственности, «правда» выступает в роли определяющего мировоззренческого, познавательного и нормативного принципа русской духовности. Ориентация на правду проявила себя, как в русской религиозной философии (протопоп Аввакум, Бердяев, Вл. Соловьев, Франк и др.), так и в народничестве (Михайловский), в русском социализме (Герцен, Плеханов и др.), и в русском анархо-коммунизме (Бакунин, Кропоткин). В русской философии, от Достоевского до Вл. Соловьева, создается и воссоздается смысловая иерархия правды и истины. Выступать за правду — значит, искать такой истины, которой необходимо еще добиться, воплощающей в себе жизненный идеал, в котором поступки отдельного человека находятся в согласии с нравственностью. В итоге истина оказывается подчиненной правде. В мировой философии проблематика правды проявила себя в исследованиях отношения истины и должного, нравственных оснований истины и лжи, соответствия истины задачам жизни и человека. «Правда» относится к числу понятий русской культуры, непереводимых на другие языки. Именно наличие термина «правда» в русском языке и является главной причиной коренного отличия русского (по своему духу) человека от любого другого. Ведь русский человек, разбираясь, что истинно, а что нет, опирается, прежде всего, на нравственность. Хотя с точки зрения «чистой логики», «истина» и «нравственность» никак не соотносятся друг с другом. Борис Успенский указывает на такие возможные значения правды, как «обет», «обещание», «присяга», «заповедь», «правило», «договор», «закон» — и вместе с ними на представление о божественном миропорядке, лежащее в семантической основе правды. Отсюда следует понимание правды как договора между человеком и Богом. Иллюстрацией семантики правды служит сравнение выражений «преступити правду» и «преступити закон», а также название Русской Правды как свода законов. Правда онтологична — она задает не только истинность содержания (эпистемология), но и влечение к нему (эстетика), его выбор в качестве должного (этика). Если истина служит для описания мира, то правда — для понимания, а также в качестве источника действия, его внутренней опоры и обоснования.
В силу онтологичности, «правда» всегда соотносится с личностью человека, говорит о том, что для него важно, что обосновывает или меняет его внутренний мир. Как следствие, «правда» может быть определена как субъективно-духовная категория, как выстраданная истина. Кроме того, правда стремится отыскать такое восприятие мира, которое бы способствовало установлению социальной гармонии, всеобщей справедливости, основанной на ценностях любви, свободы и добра, духовного развития личности и ее достоинства. Также правда нравственно окрашена — она не только формулирует образ духовной реальности, но и формирует в человеке внутренний нравственный закон, ведущий к ней. Для правды характерна чувственная насыщенность — глубокие чувства сопровождают «пребывание в правде», служат ее освоению (интуитивно-эмоциональному, сердечному) и выразительности. Правда предполагает утонченное, детальное, целостное понимание объекта, соответствующее полноте его подлинного понимания. С другой стороны, это понятие синтетическое, то есть «правда» не может быть открыта путем одних лишь аналитических рассуждений, требуя помимо этого постижение сущего цельной жизнью духа, полнотой жизни, в том числе интуитивно-эмоционально, сердечно. Правда носит синкретичный характер, объединяя предельно большое количество разнородных значений. Такая ситуация характерна для многих древних слов. «Не в красоте, а только в правде великие художники черпали силу для своих великих произведений, и это наивно-младенческое преклонение перед правдой, бесконечное смирение художника перед величием правды создало в нашей литературе наш реализм; да, в этом и есть сущность нашего реализма: это подвижническое смирение художника перед правдой. Реализм в искусстве — это есть, иначе говоря, путь к правде: искусство на пути к правде» (М. М. Пришвин). Вот мы, наконец, и подобрались к главному отличию русских людей от всех остальных жителей нашей планеты. Повсюду на Земле люди в своей жизни руководствуются истиной, и только у нас в России – ПРАВДОЙ. Однако в этом термине намешано столько всего, что, используя один только разум, его не понять. НЕ ПОНЯТЬ НИКОМУ, КРОМЕ РУССКИХ. Именно по этой причине и говорят, что «русский – это не национальность, а диагноз», и этот диагноз свидетельствует о том, что каждый русский – это, прежде всего, «правдолюб». Ну а ели перевести этот тезис на строгий язык логики, то он будет означать только одно – способность русских к «синхронистическому мышлению» намного выше, чем у представителей любого другого народа.