Как все устроено
Предлагаю Вашему вниманию статью А.П. Смирнова «Реальность в мировоззрении, философии и физике». Пару слов об авторе. Специалист в области физики твердого тела, физики низких температур и нового, созданного им направления – Физики реальных процессов, профессор, д.т.н. В поисках ключа к разгадке природы реальных процессов проведены многочисленные исследования широкого круга явлений, тщательный критический анализ современной физики, ее арсенала и возможностей, обсуждение на семинарах и конференциях. Результат превзошел ожидания и оказался парадоксальным. В науку возвращены фундаментальные принципы и законы, созданные великими гениями человечества, но не воспринятые и не усвоенные в свое время научным сообществом и не вошедшие в арсенал современного знания. Это открывает перед нами новый класс явлений в творческой лаборатории Природы, путь к пониманию живого. Ну а теперь его статья. «В современной научной картине Мира Реальность представляется как Бытие вещей в сопоставлении с небытием. Действительность – то, что существует и развивается как объективная Реальность во всей ее конкретности. Бытие же – это существующий независимо от познающего объективный Мир. Материальность Мира отождествляется с Бытием. Существование предстает как многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Сущность определяется как смысл данной вещи. Полагают, что познание Сущности возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемых процессов при переходе от чувственной к рациональной ступени познания с формулировкой законов развития. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к Действительности отдельного человека, социальной группы, общества в целом и составляет Мировоззрение. Оно определяется Философией как наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как Бытие (то есть Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания как одна из форм общественного сознания. Основным вопросом Философии как особой науки является проблема отношения мышления к Бытию, сознания к материи. Для решения этого вопроса используется, в частности, диалектический метод, развивающий науку о наиболее общих законах развития Природы, общества и мышления. Метод претендует на формирование закона развития мысли от причины к следствию, от явления к его осознанию как формы проявления движения – способа существования Материи.
Постижение всей совокупности сведений о Природе возложено на Физику, начиная с изучения закономерностей движения тел и движения вообще как основы развития. Но раскрыть общее в детерминации этих процессов, объяснить существующее многообразие процессов на основе механики И. Ньютона Физика не смогла и распалась на множество наук по изучению частных явлений. Истинность положений в какой-либо из наук ставилась в зависимость от возможности перевести их на язык физики. С позиции утверждения о единстве знаний это и был поиск единого языка для описания всей системы существующих знаний. Таковы штрихи к портрету фундаментальных понятий в методологии научных исследований в познании устройства Мира. Они несут, естественно, отпечатки древней мудрости, препарированной сознанием человека, обремененного образованием, которое структурировалось в ходе развития самой науки как системы познания. И только сейчас, в конце XX и начале XXI века стало ясно, что сбой в системе познания и его приобретения произошел в самом начале формирования системы научного знания, сделав неотвратимым ложный путь познания Реальности. Что же произошло в Физике, как науке, за последние 300 с лишним лет? Научное сообщество выработало убеждение, что в основу физики заложены принципы Г. Галилея, законы И. Ньютона, электродинамика Д.К. Максвелла и многое другое, что достигнуто как развитие этих основ, и новые веяния, которые принес в физику XX век, век квантовой физики микромира. Но достаточно прочесть оригиналы этих основ, чтобы убедиться, что заложенные в арсенал физического знания «основы» – это неверные переводы и некорректная трактовка классического наследия, не имеющие никакого отношения к тому, что заложено классиками естествознания. Трудно себе представить, как это произошло, но факт: в законах И. Ньютона в «Математических началах натуральной философии», которые и являются научными основами естествознания, термин «приложенная сила» переведен с латинского и усвоен на всех языках как «действие» и отождествлен с «силой». В оригинале же «действие оценивается как произведение силы действия на скорость действия», ибо сила сама по себе ничего не может совершить, не будучи приложенной с определенной скоростью. Иными словами, действие – это мгновенная мощность, которая определяется работой, необходимой для совершения элементарного акта изменения состояния. Таким образом, изначально из основ физики изъята энергетика процессов в элементарных актах взаимодействия, что является необходимым условием реализации любого явления. Более того, извращено представление о взаимодействии в формулировке третьего закона И. Ньютона, где «закон взаимодействия» представлен как «действию всегда есть равное и противоположное противодействие …», закрепившееся в текстах и в сознании как «равенство сил действия и противодействия».
В оригинале же речь идет о передаче действия от одного объекта к другому при равенстве действия (мгновенной мощности), переданной другому объекту и полученной этим объектом. В этом и состоит суть взаимодействия: переход действия причины в действие следствия. Это и есть общий фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия, который дает представление о специфике процесса взаимодействия в явлениях любой природы. В общепринятой же формулировке равенства сил действия и противодействия утверждается неразличимость характеристик причин и следствия. А это означает, что понятие взаимодействие как таковое исключено из анализа процессов и из сознания человека. Отсюда, фактически, и проистекает представление о некоем «равновесном» Мире, в котором ничего не происходит, и происходить не может. Ибо характеристики причины идентичны характеристикам следствия. Такой представляется модель Реальности из традиционной формулировки законов И. Ньютона. В дальнейшем введение в обиход законов сохранения упрочило это представление, поскольку утверждается целый комплекс характеристик причины и следствия, которые не изменяются при взаимодействии. Таким образом, законы сохранения стали прокрустовым ложем для логики мышления, ибо из физики исключено фундаментальное свойство Реальности – взаимодействие, которое является механизмом творения Действительности и ее развития. Исключено представление о детерминации, которая и определяет развитие процессов. Нет взаимодействия – нет и развития! И физики нашли «выход» из этого положения, введя «случайность» с вероятностными мерами оценки характеристик «состояний». Этот приговор окончательно избавил физику от анализа процессов и возможности искать законы эволюции систем. Теорема о Марковских цепях удачно подыграла этой логике, утверждая отсутствие последствий в ряду последовательных событий, если даже соседние события связаны друг с другом. Этим утверждением нарушено арифметическое правило суммирования событий в реальной системе из взаимодействующих элементов, ибо сама Действительность и ее история есть результат последствий суммирования последовательности событий. Теорема Геделя-Тарского о неполноте, о принципиальной невозможности формализовать Истину, и вовсе усыпила сознание исследователей в стремлении в математическом формализме отразить адекватно реально происходящее. Доказательство теоремы базировалось на исходном утверждении АВ = ВА, что свидетельствует о непонимании глубины смысла операции умножения, где множимое и множитель несут разную миссию, отражая истинное положение процедуры умножения в Реальности, когда левовращение и правовращение не идентичны.
Еще много ляпсусов допущено в физике, которые и обеспечили полную несостоятельность в адекватном описании реальных явлений. Парадоксально: физика в течение столетий «обходилась» без механики, без динамики, без осознания глубины арифметических операций сложения и умножения, без логики взаимосвязи причины и следствия. Теории явлений сводились к попыткам получить некое интерполяционное описание модели того или иного явления, пользуясь специальным для каждого явления набором гипотез, постулатов, допущений и даже принципов. Фактически способ интерполяции в описании явлений стал «научным» методом получения представлений о явлениях. Сам поиск в исследовательских программах изначально входил в противоречие с философским утверждением о целостности и единстве Природы и ее законов. Да и законы диалектики не могли изменить статус принятых манипуляций в научном поиске, так как опирались на объективную сущность, а по существу, на объектную, предметную сущность Реальности, в то время как «Мир дан в движении, и его законы – законы движения», которые и определяют сущность происходящего. А эфемерные формулировки «борьба противоположностей», «отрицание отрицания» и даже «переход количества в качество» (где происходит трудно поддающаяся логике мышления трансформация категории количества в категорию качества) не могли быть формализованы и переведены в научную плоскость, то есть, квалифицированы физическими характеристиками и математическим представлением. Образованный философ непременно наложит ярлык физикализма на такой подход в сложившейся ситуации в познании Реальности. Но в существующих способностях сознания и логики мышления предложенный в физике реальности подход является пока единственным в рамках принятых определений и сформулированного фундаментального закона взаимосвязи причины и следствия, то есть логики причинно-следственных отношений, и универсального Принципа Порядка как закона организации структуры развития систем. Признавая единство и целостность в проявлении фундаментального закона взаимодействия и Принципа Порядка, предоставленных физикой реальности, как наукой о явлениях в реальном Мире, трудно требовать еще чего-то от какой-либо другой науки, которая была бы способна отразить это что-то, не имеющее отношения к природным явлениям. Все произошедшее в науке дает основания констатировать, что ложные основы в арсенале физического знания не предоставляли Философии возможность проявить любовь к мудрствованию, к обоснованному обобщению найденного в физике на области явлений, которыми занимаются другие науки (химия, биология, астрофизика и т.д.).
Именно поэтому философия и не могла сформировать почву для создания Мировоззрения, которая открывала бы человеку Мир в его полноте и многообразии. Этот экскурс в историю развития физики и объясняет ту ситуацию, которая сложилась в современной философии, которая превратилась в компилятивную систему изложения измышлений разного порядка значимости и объективности. Физика свелась к комбинаторике терминов, понятий, не содержащей в процессе манипуляций логической взаимосвязи причинно-следственных отношений, предоставив философии пустые хлопоты по формированию научной картины Мира. На базе такого «мировоззрения» не могло быть сформировано и адекватное представление о Реальности и Бытии, о Действительности и Сознании. Неоднозначность используемых терминов и понятий при отсутствии закона построения взаимосвязи причины и следствия даже в физике, то есть закона детерминации фактов, сделали бесполезным и даже бессмысленным само любомудрие, само философствование в отсутствии зерен мудрости в плевелах невежества (А сколько неверных переводов и трактовок в фолиантах исторического наследия в разных областях знаний!). Реальность для человеческого сознания выступает как творящая Действительность, не осознаваемая человеком, что он в каждом миге Бытия является творцом этой Действительности, не представляя сонма последствий своей деятельности. Овладев глубинами знаний и не осознав их величие и могущество, человечество в состоянии обречь себя на безвыходное положение в этом Мире, как это уже было неоднократно в истории, если эти знания не будут направлены на формирование нравственных основ всего человеческого общества. Теперь в руках и в сознании познающих Действительность есть парадигма, которая свидетельствует о единстве знаний для понимания Реальности как Мира, данного нам в движении: один общий фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия при взаимодействии в элементарных актах любой природы и универсальный закон эволюции природных систем, Принцип Порядка, диктующий процессы творения и развития в нашем реальном Мире Бытия. Потребуется длительный процесс развития человеческого общества, пока человек в своем сознании и мышлении, будучи сам продуктом Природы, не будет сам себя ассоциировать с Природой и действовать сообразно ее законам и с пониманием результатов своих творческих деяний» (Смирнов).
Как ни крути, а Смирнов абсолютно прав, а стало быть, нам необходимо еще раз перечитать четвертый Общемировой Закон — Закон противодействия (смотри главу «Круг Общемировых Законов» в первой книге сайта). Итак, начнем. «Любое действие, совершенное в нашем мире, является одновременно не только причиной какого-то нового действия, но, возможно, и его следствием. Точное определение следствия того или иного действия принципиально невозможно. (Смирнов же уверен, что это возможно сделать, а современные ученые не делают этого, только потому, что «они заплутали в трех соснах» и не различают силу причин от силы следствий). Поехали дальше — закон противодействия определяет цикличность развития материи, а это первооснова всего нашего мира. И звучит этот закон так: всякое действие, совершенное в замкнутой системе, вызывает в ней равное противодействие (в незамкнутой системе — противодействие пропорциональное действию, но меньшее его). Наше мироздание имеет удивительную способность противостоять любым отклонениям от равновесия. А стало быть, мир обязан пребывать в равновесном состоянии, где, собственно, он и пребывает (Смирнов и с этим не согласен). Человек же в этом мире существует как фактор, вызывающий изменения и смещающий равновесие в ту или иную сторону. Именно это обстоятельство определяет множественность сущностей нашего мира, в чем-то противоположных друг другу, и инвариантность протекающих в нем явлений. Сущностью же является любая конкретная категория из множества человеческих понятий обо всем нашем мире. В этом определении на первом месте стоит человек, а уж потом объект его исследования («без субъекта нет объекта»). Именно этот субъект и посчитал, что пространство нашего мира однородно, изотропно и обладает зеркальной симметрией, хотя это не так. Кстати, любая человеческая мысль сопровождается изменением магнитного поля головного мозга человека, а его изменение вызывает изменение траектории нейтринных потоков сквозь тело человека. А это, в свою очередь, ведет к изменению конфигурации пси-поля Земли. Другими словами, любая человеческая мысль приводит к изменениям в материальной картине вокруг этого человека, а стало быть, и она является действием и вызывает противодействие. Другими словами, мысль — материальна, и с помощью нее можно изменять окружающий нас мир. Так, и наша Вселенная возникла исключительно по воле Мирового сознания. Точно так же, как и Вы, уважаемый читатель, строите вокруг себя материальную реальность, прежде всего, с помощью своих мыслей о ней. Каковы Ваши мысли, такова и реальность, и наоборот. Любое действие в нашем мире, в том числе, и человеческая мысль, является одновременно и следствием, и причиной всех других действий.
А стало быть, и времени, как о нем думает человек, в нашем мире просто не существует (это лишь свойство человеческой психики). Многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Общемировые Законы (как и законы диалектики) объясняют окружающий нас мир не только с физической точки зрения, но и с точки зрения человеческой психологии. Как очень верно подметил Кант, диалектика — это «способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях». И внутри всех этих законах заложена не только логика человека, но и его интуитивные знания (знания, которые он напрямую получает от Мирового сознания). В основе всего естествознания лежат законы физики, однако в основе самой физики лежит интуиция человека. С человека начали, человеком и заканчиваем. Главным же законом для самого человека (и для всей живой природы) является закон единства целей частного и общего — «Чем лучше всем, тем лучше каждому». Именно этот закон человек, как противоречивая сущность, чаще всего и нарушает. Главным же в природе всегда является целое, а не частное — стая проживет без волка, а волк без стаи — нет. Однако и здесь человек резко отличается от всей остальной живой природы». При написании этого закона автор рассматривал, прежде всего, МИР (обладающий своим сознанием), ВОКРУГ ЧЕЛОВЕКА (обладающего своим сознанием). По этой причине, он и обращал особое внимание на неразрывную связь человека с окружающим его миром. Однако мир выводит из равновесного состояния (своими мыслями и действиями) не только человек, но и все имеющиеся в нем разумные существа, в том числе, и само Мировой сознание – «наша Вселенная возникла исключительно по воле Мирового сознания». Вот и получается, что мир сам себя выводит из равновесия, и сам же возвращает обратно. Другими словами, говоря о равновесном состоянии нашего мира, надо отчетливо понимать, что такое состояние является квазиравновесным (свое собственное равновесное состояние наблюдается внутри галактик, и совсем другое равновесное состояние наблюдается в «глубоком космосе»). «А стало быть, мир обязан пребывать в КВАЗИРАВНОВЕСНОМ состоянии, где, собственно, он и пребывает». Введя такую поправку в закон противодействия, мы избавляемся от внутреннего противоречия этого закона, заложенного в нем изначально.
А теперь пару слов о времени – «времени, как о нем думает человек, в нашем мире просто не существует (это лишь свойство человеческой психики)». Однако это «свойство психики» присуще и Мировому сознанию, именно по этой причины все физические законы нашего мира – это законы ДВИЖЕНИЯ. И в этом вопросе Смирнов абсолютно прав. Однако человеческое сознание является лишь составной частью Мирового сознания, а потому, суть времени, как такового, одна и та же и для сознания человека, и для Мирового сознания (время разделяет причины и следствия), а вот его ход и разнообразные повороты могут сильно различаться. И то, что человеческое сознание считает причиной какого-то следствия, Мировое сознание может считать, наоборот, следствием. Именно по этой причине автор и пишет: «времени, как о нем думает человек, в нашем мире просто не существует». Согласно Википедии, время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, мера длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах и самих процессов, изменения и развития, а также одна из координат единого пространства-времени, представления о котором развиваются в теории относительности. В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее). Время как физическая величина определяется периодическими процессами в некой системе отсчета, шкала времени которой может быть как неравномерной (процесс вращения Земли вокруг Солнца или человеческий пульс), так и равномерной. Равномерная эталонная система отсчета выбирается «по определению»; ранее, например, ее связывали с движением тел Солнечной системы (астрономическое или эфемеридное время). А в настоящее время таковой считается атомное время, а эталон секунды — 9 192 631 770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133 при отсутствии возмущения внешними полями. Это определение — не произвольное, а связанное с наиболее точными периодическими процессами, доступными человечеству на данном этапе развития экспериментальной физики. Большинство современных ученых полагает, что различие между прошлым и будущим является принципиальным. Стивен Хокинг в своей книге «Краткая история времени» пишет: «Законы науки не делают различия между направлением «вперед» и «назад» во времени. Но существуют, по крайней мере, три стрелы времени, которые отличают будущее от прошлого. Это термодинамическая стрела, то есть, то направление времени, в котором возрастает беспорядок; психологическая стрела — то направление времени, в котором мы помним прошлое, а не будущее; космологическая стрела — направление времени, в котором Вселенная не сжимается, а расширяется» (Стивен Уильям Хокинг).
Поскольку состояния всего нашего мира зависят от времени, то и состояние какой-либо системы тоже может зависеть от времени, как обычно и происходит. Однако в некоторых исключительных случаях зависимость какой-либо величины от времени может оказаться пренебрежимо слабой, так что с высокой точностью можно считать эту характеристику независящей от времени. Если такие величины описывают динамику какой-либо системы, то они называются сохраняющимися величинами, или интегралами движения. Например, в классической механике полная энергия, полный импульс и полный момент импульса изолированной системы являются интегралами движения. Различные физические явления можно разделить на три группы: стационарные — явления, основные характеристики которых не меняются со временем. Фазовый портрет стационарного явления описывается неподвижной точкой; нестационарные — явления, для которых зависимость от времени принципиально важна. Фазовый портрет нестационарного явления описывается движущейся по некоторой траектории точкой. Они, в свою очередь, делятся на: Периодические — если в явлении наблюдается четкая периодичность (фазовый портрет — замкнутая кривая). Квазипериодические — если они не являются в строгом смысле периодическими, но в малом масштабе выглядят как периодические (фазовый портрет — почти замкнутая кривая). Хаотические — апериодические явления (фазовый портрет — незамкнутая кривая, заметающая некоторую площадь более или менее равномерно, аттрактор). Квазистационарные — явления, которые, строго говоря, не стационарны, но характерный масштаб их эволюции много больше тех времен, которые интересуют в задаче. Такое деление физических явлений позволяет нам лучше понять, что такое КВАЗИРАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ, которое и описывает нашу Вселенную (по крайней мере, с точки зрения автора этого сайта). В классической физике время — это непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. Время как поток длительности одинаково определяет ход всех процессов в мире. Все процессы в мире, независимо от их сложности, не оказывают никакого влияния на ход времени. Поэтому время в классической физике называется абсолютным. Оно и является таковым, но только относительно определенного сознания (время – свойство того или иного сознания). Абсолютность времени математически выражается в инвариантности уравнений ньютоновской механики относительно преобразований Галилея. Все моменты времени в прошлом, настоящем и будущем между собой равноправны, время однородно. Течение времени всюду и везде в мире одинаково и не может изменяться. А вот с последним утверждением автор категорически не согласен (это утверждение требует экспериментальных подтверждений, а их нет, и не может быть).
Важнейшим следствием однородности времени является закон сохранения энергии (теорема Нетер). Уравнения механики Ньютона и электродинамики Максвелла не изменяют своего вида при смене знака времени на противоположный. Они симметричны относительно обращения времени (T-симметрия). Однако такой однородностью обладают лишь те части окружающего нас мира, которые доступны человеку для наблюдения. И такой мир правильнее называть не «окружающим», а «наблюдаемым». Согласно второму началу термодинамики, в изолированной системе энтропия остается либо неизменной, либо возрастает (в неравновесных процессах). Однако понятие времени в термодинамике не рассматривается вовсе, и связь между направлением течения процессов и направлением течения времени выходит за рамки данной области физики. Зато в неравновесной статистической механике связь поведения энтропии со временем обозначается более явно: с течением времени энтропия изолированной неравновесной системы будет возрастать, вплоть до достижения статистического равновесия, то есть направление течения процессов постулируется совпадающим с направлением течения времени. В отношении ускорения протекания времени не отдельных явлений или объектов, а Вселенной в целом, высказывались различные предположения. Установление расширения Вселенной с положительным ускорением, позволяет заключить, что объективной реальности в наибольшей степени соответствует предположение о «нагревающейся» Вселенной, пространство которой расширяется одновременно с усложнением, как отдельных объектов, так и Вселенной, как таковой. Наблюдаемое положительное ускорение расширения Вселенной одновременно с усложнением ее объектов неизбежно приводит к выводу о наличии постоянного притока энергии, выражением которого являются эти взаимосвязанные процессы. Таким образом, время, как воспринимаемое нами с внешней стороны, как последовательность событий, так и данное в качестве внутреннего ощущения, является притоком в объем Вселенной энергии, усваиваемой всеми ее составляющими. А раз так, то должен существовать источник этой энергии, и этот источник должен ОДНОВРЕМЕННО РАСПОЛАГАТЬСЯ, как внутри нашей Вселенной, так и за ее пределами. Автор называет этот источник «Белой дырой», наружная поверхность которой располагается в центре нашей Вселенной, а внутренняя поверхность является наружной поверхности «Черной дыры» (нашей Вселенной в материнской Вселенной). Исходя из наличия процессов энергетической подпитки нашей Вселенной извне, и учитывая существование Мирового сознания, автор и называет нашу Вселенную – ЖИВЫМ РАЗУМНЫМ СУЩЕСТВОМ. Наша Вселенная является материнской для множества «Черных дыр» внутри нее, и дочерней по отношению к своей материнской Вселенной, в которой она сама наблюдается как «Черная дыра».
И сила любого действия в нашем мире ВСЕГДА ПРЕВЫШАЕТ силу противодействия, что говорит нам, что наша Вселенная не является замкнутой системой, с одной стороны, и что она является ЖИВОЙ, с другой. Ведь основа любой жизни – это ее способность к движению и к упорядоченности, а достичь этого возможно только в том случае, если сила действия превышает силу противодействия. И проще всего экспериментально доказать сие утверждение можно с помощью простого опыта с постоянными магнитами. Возьмите два магнита с отверстием в центре и наденьте их одинаковыми полюсами друг к другу на неметаллический штырь, помеченный, как школьная линейка. Замерьте расстояние между ними, а потом повторите тот же самый опыт на тех же самых магнитах, повернутых друг к другу другими полюсами. И Вы увидите, что расстояние между магнитами будет различаться в зависимости от того, каким полюсом – Северным или Южным, они повернуты друг к другу, причем, всегда на одну и ту же величину. Почему так происходит? А потому, что первыми в нашем мире появились электроны (можно считать это действием), и только потом позитроны (противодействие). А потому, электроны отталкиваются друг от друга с большей силой, чем позитроны. По той же самой причине, в нашем мире может существовать только материя (у которой электроны находятся на периферии, а позитроны в ядре атомов), но никак не антиматерия (с электронами в ядре и позитронами на периферии). В самый первый раз это произошло чисто случайно (из-за флуктуации «ПУСТОТЫ» или пространства), ну а потом каждое новое действие вызывало соответствующее противодействие (и каждое противодействие – свое противодействие), что постоянно происходит и до сих пор. Именно так, по мнению автора, и зародился весь наш необъятный мир, мир — ЖИВОЙ и обладающий своим СОЗНАНИЕМ. А материальным носителем этого сознания являются «нейтринные матрешки» или элементарные частицы эфира. Одиночное же нейтрино, по мнению автора, представляет собой составную частицу, состоящую из позитрона и электрона, которые вращаются вокруг общего центра масс. Кстати, гравитация, присущая нашему миру, легко объясняется тем же самым преобладание силы притяжения разно заряженных частиц (действием) над силой отталкивания одноименно заряженных частиц (противодействием). Не верите? Тогда попробуйте ответить на такой вопрос: «Почему совершенно разные, по мнению современных ученых, силы (гравитационное притяжение и силы магнитного притяжения) описываются одной и той же математической формулой?»