«Светлое будущее», как его видит автор
Давайте, представим на минутку, что нам удалось-таки построить в России «светлое будущее». Основной политической силой в стране стало местное самоуправление, функционирует только один государственный банк и каждый гражданин имеет в этом банке свой счет. Первого числа каждого месяца гражданин получает от государства на свой счет месячный прожиточный минимум, а пенсионеры еще и достойную пенсию, и все это происходит автоматически — без чиновничьих заморочек, пенсионных и накопительных фондов и всей прочей чепухи. Ну а работающие граждане получают кроме прожиточного минимума еще и зарплату. Возникает вопрос — как все это будет работать и откуда появятся деньги? Вот ответом на этот вопрос мы здесь и займемся. Итак, начнем. Вся страна поделена на муниципалитеты численностью не более 10 тысяч человек. Это — самое первое необходимое условие. Каждый муниципалитет, а также регионы и вся страна в целом имеют в банке два счета — на текущий и на будущий месяц. А все доходы государства (от разнообразных налогов) делятся на три равные части. Одна часть поступает на счет федералов, одна — на счет регионов и одна — на счет муниципалитетов. Это — второе необходимое условие. Деньги из текущего счета тратятся на реализацию соответствующих программ — федеральных, региональных или муниципальных, а налоги от граждан и предприятий поступают на счет будущего месяца. Вот с налогов и начнем. Налоги с граждан должны быть пропорциональными, не превышать пятидесяти процентов и взиматься в соответствие с простой линейной зависимостью (1 % с дохода, равного прожиточному минимуму и 50% с дохода, равного 50-ти ПМ, что является потолком для этого налога). Налоги берутся с денежных сумм любого размера. Это — третье необходимое условие. Налоги берутся не только с доходов граждан, но и с их расходов (покупок), по той же формуле, но с потолком в 25%. Про налоги с предприятий мы здесь говорить не будем, это – отдельная тема. Кроме того, необходимо предусмотреть (исключительно, для физических лиц) дополнительный налог на покупки. Основной целью этого налога является экономическое принуждение граждан, тратить деньги, не на покупку сверх дорогих товаров, а на развитие отечественного производства. Государство вынуждает их, покупать акции отечественных предприятий вместо покупки сверх дорогих товаров, вроде яхт и самолетов. Размер данного пропорционального налога составляет всего 0,1% с ПМ, но без верхнего потолка. И, наконец, четвертое необходимое условие — необходимо ограничить оборот наличных денег (ведь с их оборота не берутся налоги, во-первых, и они являются главной причиной коррупции в стране, во-вторых). Например, следует запретить любые покупки-продажи за наличный расчет размером свыше одного прожиточного минимума (оплата возможна только через банковскую карту).
Если у человека обнаружена сумма наличными (хоть в карманах, хоть дома в сейфе) свыше, например, пяти прожиточных минимуму, все излишки денег тут же изымаются в пользу государства, без суда и следствия. На все деньги, лежащие на счету Государственного банка, тот обязан ежемесячно начислять процент по вкладу в размере 0,2% (2,4% годовых), а также, выдавать кредиты гражданам и организациям в размере 3% годовых. Данный счет физического лица служит основной базой для снятия налогов со всех его доходов и расходов. Как только деньги поступают или снимаются с этого счета, банк снимает с него и соответствующий налог, причем, учитываются все денежные потоки за текущий месяц. Очевидно, что, переводя деньги на свой счет в Государственном банке, каждый человек самостоятельно заботится о своей будущей пенсии (о накопительной ее части). А теперь поговорим обо всех остальных частях пенсии (это самый животрепещущий сегодня вопрос). Так вот, эти части делятся на федеральную, региональную и муниципальную пенсию. Каждый субъект федерации делит свою часть пенсии на несколько категорий (по своему желанию), при этом максимальная пенсия не должна превышать минимальную более чем в два раза. Для федералов максимальную пенсию наверняка назначат военным, бывшим федеральным чиновникам и жителям тех регионов, кои они соберутся развивать. Для регионалов она будет у бывших региональных чиновников, жителей севера, почетных граждан региона и т.д. Во всех этих категориях должен быть учтен общий стаж работы человека и его средний заработок. Что-то подобное будет и у муниципалов, в любом случае, решать этот вопрос они будут сами. Пенсия на каждом уровне власти будет собираться из всех налогов, поступающих в ее бюджет. Попробуем сосчитать, какую пенсию будут получать будущие пенсионеры. Прожиточный минимум в России в 2018 году составлял 11163 рубля. Средний уровень заработной платы в регионах России, по данным Росстата, составлял в это время 35 843 рубля. А средний размер пенсии — 13 700 рублей, то есть 38% от зарплаты. Средний подоходный налог человека «светлого будущего» будет составлять 25%, тогда общая сумма этого налога в месяц составит 35843/4 = 8960 рублей. Примерно столько же человек потратит на налог за различные покупки, итого в месяц он заплатит в казну государства 17920 рублей. Пусть в муниципалитете проживает 10000 человек, общий доход муниципалитета из этого источника составит 17920 10000/3 = 60 миллионов рублей. Принимаем, что столько же муниципалитет получит и с различных налогов на предприятия, итого 120 миллионов рублей. Пусть на пенсию отчисляется 20% от этой суммы — 24 миллиона рублей. Принимаем, что в этом муниципалитете проживает 50% (от общего числа населения) работающих людей. Поступления на пенсию составят 5000 35843 0,15 = 27 миллионов рублей. Итого пенсионные отчисления составят 51 миллион рублей. Делим эту сумму на десять тысяч человек и получаем средний размер муниципальной пенсии — 5100 рублей.
Умножаем полученную сумму на три, получаем общую пенсию — 15300 рублей. Итого, средний доход будущего пенсионера составляет 11163 + 15300 = 26 463 рубля, то есть почти в два раза больше, чем сейчас (73% от среднего заработка). И это без учета накопительной пенсии. А если человек за время своей жизни до пенсии накопит хотя бы 10 миллионов рублей, то эта прибавка составит еще 20 тысяч рублей в месяц. Другими словами, пенсионер будет получать больше, чем сейчас получает среднестатистический работающий человек. И все это безо всяких пенсионных фондов и пенсионных реформ. Очевидно, что пенсии будут постоянно меняться в соответствие с эффективностью работы федеральной, региональной и муниципальной власти. Чем лучше будет работать власть, тем больше будут и ее собственные доходы, и пенсии пенсионерам. Причем, без разницы, «работающим пенсионерам» или не работающим. А теперь сосчитаем, какую долю бюджета надо будет отчислять для выплаты прожиточного минимума. Нашему условному муниципалитету для этого потребуется 10000 11163/3 = 37 миллионов рублей, то есть 30% от его бюджета. Другими словами, на обязательные выплаты денег уйдет не более 50% бюджета. На все остальное (на выполнение муниципальных программ развития, оплату работы чиновников, ЖЭК и различных ремонтных служб, содержание муниципальной полиции и суда и т.д.) муниципалитету останется 60 миллионов рублей в месяц. А это очень приличные деньги! Пока тот или иной субъект Федерации тратит свой бюджет из текущего счета, на счет будущего месяца поступают деньги от налогов. Первого числа каждого месяца из этого счета производятся обязательные выплаты, а остаток счета переводится на текущий счет. Другими словами, у любого муниципалитета деньги на счету будут всегда, и он вправе тратить их так, как считает нужным. Если же для выполнения какой-то программы денег не хватает, муниципалитет может договориться со своим регионом (Федерацией) о совместном финансировании, взять кредит у банка или копить деньги на своем текущем счете. Теперь, что касается минимального размера заработной платы. По мнению автора, этот минимальный размер не должен быть меньше прожиточного месячного минимума. А для того чтобы предотвратить появление «черных» зарплат, требуется ввести ограничения на наличные деньги для всех организаций и предприятий. Для физических лиц это ограничение составляет пять месячных прожиточных минимумов (даже дома в сейфе или под подушкой не должно быть больше). Если считать, что средняя семья состоит из пяти человек, то получается, что на одного человека приходится один прожиточный минимум. Наличные нужны не только семьям, они нужны организациям и предприятиям.
Пусть в какой-то организации работают десять человек, максимальное количество наличных денег во всех сейфах этой организации не должно превышать 5 + 10 = 15 прожиточных минимума (5 — на организацию и 10 — на работающих там людей). При этом в расчет принимаются только люди, работающие в данном конкретном офисе. Если в каком-то цеху работают сто человек, то и наличных в его сейфах не должно быть больше 105 прожиточных минимума. При любой проверке все излишки над этой суммой изымаются в пользу государства, без суда и следствия. Поводом для проверки может стать большой объем обналиченных денег. Например, на заводе работает тысяча человек (максимальный объем наличных не должен превышать 1005 прожиточных минимумов), а со счетов завода за текущий месяц было обналичено 1010 прожиточных минимумов, пять минимумов тут же изымаются. Обналичивать деньги со счетов любой организации может только главный бухгалтер, он же несет полную ответственность за судьбу этих денег. Деньги могут пойти на оплату услуг сторонних физических лиц (не более одного прожиточного минимума на одного человека в месяц), и это обязательно должно быть зафиксировано в бухгалтерских документах и сообщено в банк. Тем самым, мы ограничиваем и объем «черных» зарплат. Оплата же услуг юридических лиц осуществляется только по безналичному расчету. Примерно такие же ограничения распространяются и на физические лица. Гражданин не может обналичить более пяти прожиточных минимумов в месяц, излишки тут же будут сняты с его текущего счета. При этом всякое уменьшение суммы денег на текущем счете (в том числе, и на обналичку) рассматривается банком как расходы, и они облагаются соответствующим налогом. Некоторые читатели наверняка начнут ворчать на автора, что, мол, он все о деньгах, да о деньгах, как «либераст» какой-то. Нет, уважаемый читатель, здесь речь пойдет не только о деньгах, но деньги в жизни человека значат очень многое, а потому, пока мы не сделаем этого, двигаться вперед нам будет некуда. Все вышеперечисленное надо сделать в самую первую очередь, и закрепить законодательно. Да и во вторую очередь придется заняться опять-таки деньгами. Ведь чтобы лучше жить, надо развивать экономику, а для этого нужны опять-таки деньги. Нынешняя властная элита России предлагает использовать для этого инвестиции. Другими словами, брать в долг чужие деньги. Брать в долг, конечно, можно, но рано или поздно его придется отдавать обратно, да еще и проценты по нему заплатить. Автор предлагает другой вариант — использовать для этого собственную валюту (в виде золотых червонцев), и продвигать ее как резервную мировую валюту.
Для этого необходимо договориться с Китаем и Индией об открытии Мирового Открытого Банка торговли, где будут оперировать исключительно новой резервной валютой, частично обеспеченной золотом (причем, прямо на купюрах). Частичное обеспечение золотом предполагает, что в состав купюры будет входить полоска золота, стоимостью 1 — 2% от номинала. Больше не надо (слишком много золота потребуется), остальная стоимость новой валюты будет, как и раньше, обеспечиваться природными богатствами страны (в данном случае, России, Индии и Китая) и товарооборотом с остальными странами. Банк должен установить достаточно большое кредитное плечо (не менее 1/10) и предложить всем остальным странам мира поучаствовать в его работе. Для этого страна должна внести в банк какое-то количество металлического золота, и на ее счет записывается сумма валюты, эквивалентная массе внесенного золота. Поступающее в банк золото, тут же перерабатывается в новую резервную валюту. И очень многие страны обязательно захотят принести в этот банк свое золото, ведь они получат возможность купить за свое золото в пятьсот раз больше (если валюта обеспечена золотом на 2%), чем оно стоит. Так, Банк будем «клепать» свои «золотые червонцы» из чужого золота. А заодно, резко повысит товарооборот между странами — участниками этого банка, другими словами, значительно улучшит не только свои, но и мировые экономические показатели. К слову сказать, в России в это время тут же полезут вверх, и зарплаты и пенсии. Очевидно, что и золото начнет быстро повышаться в цене и через какое-то время обеспеченность новой валюты золотом перевалит и за десять, и за двадцать процентов, но Банку торговли все это «по барабану», ведь он «клепает» «золотые червонцы» из чужого золота. Чтобы нивелировать этот процесс, необходимо время от времени увеличивать кредитное плечо банка. Любая страна, и в любое время, может забрать свое золото, которое осталось в банке после проведенных ей операций по купли-продажи. Ну а теперь, когда мы более-менее разобрались со своей экономикой, мы можем двигаться и дальше. Первое, что мы должны сделать на этом этапе, это договориться с Церковью (всех возможных вероисповеданий) о том, что она согласна возложить на себя функции избирательных комиссий и проводить эту работу за собственные финансовые средства (государство обязуется возместить все затраты на выборы сразу после их проведения). Только после этого нам следует закрепить это положение в новой Конституции страны после ее всенародного обсуждения и голосования. Каждый гражданин получит свой собственный экземпляр Конституции (вместе с паспортом), где он обязан расписаться в том, что обязуется ее исполнять. Конституция должна быть краткой и не подлежит никаким изменениям (используя соответствующие процедуры, можно изменить только Конституционные законы). Это – во-первых. А во-вторых, Конституция должна быть ВРЕМЕННОЙ, и срок ее действия обязан быть равен времени смены одного поколения людей – 24 годам. После чего, разрабатывается и принимается новая Конституция.
В Конституции необходимо указать и основные принципы импичмента выборных государственных чиновников, вплоть до президента. Например, какой-то муниципалитет собирает необходимое количество подписей об импичменте какого-то чиновника (более 50% от числа всех своих жителей) и соответствующие документы передаются местному священнику. Этот священник обязан объявить сбор подписей по всей своей епархии. Как только набирается необходимое количество подписей, он передает документы своему непосредственному иерарху, а тот объявляет сбор подписей по своей епархии, и так вплоть до всей страны, если этот чиновник имеет федеральное значение. Как только собралось нужное количество голосов, чиновник освобождается от своей работы, и проводятся выборы нового чиновника на его место. Каждый муниципалитет предлагает трех своих кандидатов, удовлетворяющих соответствующему избирательному цензу. Местный священник собирает эти сведения изо всех, входящих в его епархию, муниципалитетов, случайным образом выбирает из них трех и направляет их своему иерарху, и так далее до соответствующего уровня. Действующая власть добавляет в список одного своего кандидата, далее проводятся дебаты и выборы. Кроме того, в новой Конституции необходимо закрепить еще несколько обязательных требований. Первое — это равенство всех граждан перед законом. Иммунитетом от расследований не может располагать никто, в том числе, и президент, и судейские. А на судейских возлагается дополнительная уголовная ответственность — уголовное преследование за неправильно вынесенный приговор. Второе обязательное требование — это изменение принципа ротации народных депутатов в Советы всех уровней. Состав Советов должен обновляться каждый год не менее чем на 10%. Начнем с Совета Федерации РФ. Сегодня общее число членов Совета Федерации РФ составляет 170 депутатов (по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти), а также «представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа депутатов). По мнению автора, состав Верховного Совета России вполне можно сократить до ста человек, и все они должны быть народными депутатами. К определенному дню года Верховный Совет обязан определить, каких депутатов он исключает из своего состава (не менее десяти человек), и случайным образом (с помощью компьютера) выбрать, из каких региональных Советов должно поступить по одному депутату в его новый состав. Верховный Совет сообщает об этом соответствующим региональным Советам, те решают тот же вопрос для себя и сообщают о своем решении в выбранные муниципальные Советы, муниципальные Советы извещают об этом местного священника и тот проводит выборы необходимого количества новых народных депутатов. Общий состав региональных Советов, по мнению автора, должен составлять пятьдесят человек, а муниципальных — двадцать человек. Государственную Думу, как и многие партии, необходимо распустить из-за ее полной никчемности.
Главное направление работы депутатов всех муниципальных Советов является работа с населением с целью разрешения возникших житейских вопросов, Советы муниципальных образований занимаются и исполнительной, и законодательной властью, ну а, начиная с субъектов регионов, Советы занимаются, исключительно, законотворчеством. Главное же направление работы депутатов Верховного Совета является решение государственных задач, в первую очередь, законодательных, и с населением они не встречаются. Прочитав эти тезисы, многие читатели наверняка заметят автору, что у того слишком много отдано на откуп случаю. Однако автор уверен, что ничего случайного в нашем мире не бывает и «все зависит от всего». Ведь даже случайные процессы прекрасно описываются с помощью математической логики. А что такое случайный процесс? Это процесс, результаты которого подчиняются нормально-логарифмическому закону распределения. Какой же он случайный, если его результаты подчиняются закону? Именно поэтому, автор предлагает распространить представленный выше принцип ротации и на судейских. Единственным отличием последних является иное построение их иерархии: районный суд — городской суд — региональный Верховный суд — федеральный Верховный суд — Конституционный суд. Очевидно, что и избирательный ценз у судейских отличается от депутатского ценза (обязательно высшее юридическое образование). Главным же отличием судебной системы от законодательной служит прямое подчинение у судейских и обратное подчинение у законодателей. Короче говоря, если Конституционный суд что-то решил, то это решение является обязательным к исполнению для всех нижележащих судов. Ну а если что-то решил Верховный Совет, то его решение вступает в силу только после его утверждения большинством региональных Советов, решения которых утверждаются большинством Советов субъектов данного региона, а их решения утверждаются большинством Советов муниципальных образований. А теперь, пару слов о третьем обязательном требовании. По глубокому убеждению автора, в России необходимо создать муниципальную полицию (что-то вроде участковых милиционеров в Советские времена) во главе с выборным шерифом, который совмещает в себе всю исполнительную власть в отдельном субъекте региона. Шерифу не обязательно иметь юридическое образование, а вот для его заместителей, которые управляют муниципальной полицией, и которых он сам себе выбирает, это условие обязательно. Шериф подчиняется приказам вышестоящего начальника — губернатора, но уволить его тот не может (это может сделать только народ). Как, собственно, и президент не может уволить губернаторов.
Региональная и федеральная полиция устроена уже иначе и включает в свой состав и уголовный розыск, и следственный комитет, и прокуратуру, в общем, так же, как и сейчас. Кроме того, необходимо полностью переделать Уголовный Кодекс России и достаточно жестко закрепить меру наказания с составом преступления. А не как сейчас — за одно и то же преступление судья может «влепить», как десять лет тюрьмы, так и год условно. Следует серьезно откорректировать статью о превышении пределов самообороны и ввести статью о наказании ближайших родственников террористов («сын за отца не в ответе», зато его ближайшие родственники — еще как, в ответе). Их имущество должно быть конфисковано, а сами они должны переехать в отдаленные территории России. Государство помогает им с переездом и выплачивает подъемные на новом месте жительства. Главное же, необходимо восстановить смертную казнь при условии обязательной годовой отсрочки наказания. И ввести право на помилование, не только для президента, но и для губернаторов. Ну и, наконец, четвертое, и главное обязательное требование. В новой Конституции необходимо закрепить основной принцип построения всей государственной иерархии России — единоначалие. А что такое единоначалие? Это когда каждый начальник (кроме самого верхнего) подчиняется только одному начальнику — своему непосредственному начальнику. Перефразируя феодальный принцип власти, можно сказать так — подчиненный моего подчиненного, не мой подчиненный. В общем, как Вы видите, менять надо много чего, и это — только то, что сразу бросается в глаза. А если хорошенько подумать, то можно поменять еще больше, но это — уже дело будущего. Пока же надо сделать главное, и это главное представлено выше. Многие люди прекрасно понимают это, в том числе, и среди властной элиты, но сделать ничего не могут, к большому сожалению. Главная причина этого — наше нынешнее правительство, подавляющее большинство которого составляют «либерасты». А стало быть, первое, что надо сделать — это сменить это правительство. Сделать это можно тремя способами — за счет революции, с помощью указов президента, и путем военного переворота. Автор категорически против любых революций, которые происходят в его стране. Революция — это, прежде всего, убийство государства, а стало быть, вызвать она может только одно — хаос. Второй вариант — это постепенная эволюция государства с помощью указов президента, однако своим назначением «нового» правительства Путин показал, что не собирается этого делать и напомнил всем своим гражданам, что «новое — это хорошо забытое старое». Остается только третий вариант — военный переворот. Вот на него автор и возлагает все свои надежды. Понятное дело, что и такой вариант не представляет собой исключительно добро и правду, конечно, нет. Но «из двух зол всегда выбирают меньшее».
В любом случае, долго существовать «военная хунта» не может по определению (у военных — другая задача). А вот исполнить поставленные выше задачи ей вполне по силам. Другое дело, станет ли она их выполнять? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, Однако, если эту «хунту» возглавят офицеры среднего уровня, что называется — полковники (офицерам высшего звена и так хорошо, и «дергаться» они не станут), то их менталитет не сильно отличается от народного менталитета, и они наверняка пойдут именно в ту сторону, которую здесь обрисовал автор. Так что, ответ на поставленный вопрос звучит так: «скорее да, чем нет». Ко всему прочему, такой переворот наверняка напугает Запад, и их отношение к России резко потеплеет — наш Российский медведь моментально превратится из дрессированного медведя в дикого. А с дикими зверьми обычно не спорят, и уж точно не грозят им пальцем. Так что, как ни крути, а такой переворот — скорее плюс, чем минус. Остается только один вопрос — где бы найти таких полковников? А они сами найдутся, если в мире, а, соответственно, и в России, случится какой-нибудь катаклизм. Вот именно его автор и ждет, и он обязательно случится, и в самое ближайшее время. А в заключение предлагаю Вашему вниманию отрывки из письма Л.Н. Толстого Российскому императору Николаю II. «Любезный брат! Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к Вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку — брату. Мне не хотелось умереть, не сказав Вам того, что я думаю о вашей теперешней деятельности. И о том, какою она могла бы быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и Вам и какое большое зло она может принести людям и Вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь. Как результат жестокой деятельности правительства, земледельческий народ — те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, — несмотря на непомерно возрастающий государственный бюджет или, скорее, вследствие этого возрастания, нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением. И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное отношение к нему. И причина всего этого, до очевидности ясная, одна: та, что помощники ваши уверяют Вас, что, останавливая всякое движение жизни в народе, они этим обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность! Но ведь скорее можно остановить течение реки, чем установленное богом всегдашнее движение вперед человечества. Ведь вы не можете не знать того, что с тех пор как нам известна жизнь людей, формы жизни этой, как экономические и общественные, так религиозные и политические, постоянно изменялись, переходя от более грубых, жестоких и неразумных к более мягким, человечным и разумным.
Ваши советники говорят вам, что это неправда, что русскому народу как было свойственно когда-то православие и самодержавие, так оно свойственно ему и теперь и будет свойственно до конца дней и что поэтому для блага русского народа надо во что бы то ни стало поддерживать эти две связанные между собой формы: религиозного верования и политического устройства. Но ведь это двойная неправда! Во-первых, никак нельзя сказать, чтобы Православие, которое когда-то было свойственно русскому народу, было свойственно ему и теперь. Из отчетов обер-прокурора Синода вы можете видеть, что наиболее духовно развитые люди народа, несмотря на все невыгоды и опасности, которым они подвергаются, отступая от Православия, с каждым годом все больше и больше переходят в так называемые секты. Во-вторых, если справедливо то, что народу свойственно Православие, то незачем так усиленно поддерживать эту форму верования и с такою жестокостью преследовать тех, которые отрицают ее! Что же касается Самодержавия, то оно точно так же, если и было свойственно русскому народу, когда народ этот еще верил, что царь — непогрешимый земной бог и сам один управляет народом, то далеко уже несвойственно ему теперь. Хороший царь есть только «un heureux hasard» (счастливая случайность), цари могут быть и бывали и изверги, и безумцы. А во-вторых, то, что, какой бы он ни был хороший, никак не может управлять сам 130-миллионным народом, а управляют народом приближенные царя, заботящиеся больше всего о своем положении, а не о благе народа. Вы скажете: царь может выбирать себе в помощники людей бескорыстных и хороших. К несчастью, царь не может этого делать потому, что он знает только несколько десятков людей, случайно или разными происками приблизившихся к нему и старательно загораживающих от него всех тех, которые могли бы заместить их. Так что царь выбирает не из тех тысяч живых, энергичных, истинно просвещенных, честных людей, которые рвутся к общественному делу, а только из тех, про которых говорил Бомарше: «Mediocre et rampant et on parvient a tout» (Раболепная посредственность — вот кто всего добивается). И если многие русские люди готовы повиноваться царю, они не могут без чувства оскорбления повиноваться людям его круга, которых они презирают и которые так часто именем царя управляют народом. Вас, вероятно, приводит в заблуждение о любви народа к Самодержавию и его представителю — царю то, что везде при встречах Вас в Москве и других городах толпы народа с криками «ура» бегут за Вами. Не верьте тому, чтобы это было выражением преданности вам, — это толпа любопытных, которая побежит точно так же за всяким непривычным зрелищем.
Если бы вы могли, так же как я, походить во время царского проезда по линии крестьян, расставленных позади войск, вдоль всей железной дороги, и послушать, что говорят эти крестьяне: старосты, сотские, десятские, сгоняемые с соседних деревень и на холоду и в слякоти без вознаграждения с своим хлебом по нескольку дней дожидающиеся проезда, Вы бы услыхали от самых настоящих представителей народа, простых крестьян, сплошь по всей линии речи, совершенно несогласные с любовью к Самодержавию и его представителю. Если лет 50 тому назад при Николае I еще стоял высоко престиж царской власти, то за последние 30 лет он, не переставая, падал и упал в последнее время так, что во всех сословиях никто уже не стесняется, смело осуждать не только распоряжения правительства, но самого царя и даже бранить его и смеяться над ним. Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением. И потому поддерживать эту форму правления и связанное с нею православие можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел. Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для того же, чтобы быть в состоянии сделать это, нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои желания и нужды и, выслушав эти желания и нужды, исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его, массе рабочего народа. И те желания, которые выскажет теперь русский народ, если ему будет дана возможность это сделать, по моему мнению, будут следующие: Прежде всего, рабочий народ скажет, что желает избавиться от тех исключительных законов, которые ставят его в положение пария, не пользующегося правами всех остальных граждан; потом скажет, что он хочет свободы передвижения, свободы обучения и свободы исповедания веры, свойственной его духовным потребностям; и, главное, весь 100-миллионный народ в один голос скажет, что он желает свободы пользования землей, то есть уничтожения права земельной собственности. В каждый период жизни человечества есть соответствующая времени ближайшая ступень осуществления лучших форм жизни, к которой оно стремится.
Пятьдесят лет тому назад такой ближайшей ступенью было для России уничтожение рабства. В наше время такая ступень есть освобождение рабочих масс от того меньшинства, которое властвует над ними, — то, что называется рабочим вопросом. Для русского народа такое освобождение может быть достигнуто только уничтожением земельной собственности и признанием земли общим достоянием, — тем самым, что уже с давних пор составляет задушевное желание русского народа, и осуществление чего он все еще ожидает от русского правительства. Знаю я, что эти мысли мои будут приняты вашими советниками как верх легкомыслия и непрактичности человека, не постигающего всей трудности государственного управления, в особенности же мысль о признании земли общей народной собственностью; но знаю я и то, что для того, чтобы не быть вынужденным совершать все более и более жестокие насилия над народом, есть только одно средство, а именно: сделать своей задачей такую цель, которая стояла бы впереди желаний народа. И, не дожидаясь того, чтобы накатывающийся воз бил по коленкам, — самому везти его, то есть идти в первых рядах осуществления лучших форм жизни. А такой целью может быть для России только уничтожение земельной собственности. Только тогда правительство может, не делая, как теперь, недостойных и вынужденных уступок фабричным рабочим или учащейся молодежи, без страха за свое существование быть руководителем своего народа и действительно управлять им. Советники ваши скажут вам, что освобождение земли от права собственности есть фантазия и неисполнимое дело. По их мнению, заставить 130-миллионный живой народ перестать жить или проявлять признаки жизни и втиснуть его назад в ту скорлупу, из которой он давно вырос, — это не фантазия и не только не неисполнимо, но самое мудрое и практическое дело. Но ведь стоит только серьезно подумать для того, чтобы понять, что действительно неисполнимо, хотя оно и делается, и что, напротив, не только исполнимо, но своевременно и необходимо, хотя оно и не начиналось. Я лично думаю, что в наше время земельная собственность есть столь же вопиющая и очевидная несправедливость, какою было крепостное право 50 лет тому назад. Думаю, что уничтожение ее поставит русский народ на высокую степень независимости, благоденствия и довольства. Думаю тоже, что эта мера, несомненно, уничтожит все то, социалистическое и революционное раздражение, которое теперь разгорается среди рабочих и грозит величайшей опасностью и народу и правительству. Но я могу ошибаться, и решение этого вопроса в ту или другую сторону может быть дано опять-таки только самим народом, если он будет иметь возможность высказаться.
Так что, во всяком случае, первое дело, которое теперь предстоит правительству, это уничтожение того гнета, который мешает народу высказать свои желания и нужды. Нельзя делать добро человеку, которому мы завяжем рот, чтобы не слышать того, чего он желает для своего блага. Только узнав желания и нужды всего народа или большинства его, можно управлять народом и сделать ему добро. Любезный брат, у Вас только одна жизнь в этом мире, и Вы можете мучительно потратить ее на тщетные попытки остановки установленного богом движения человечества от зла к добру, мрака к свету. И можете, вникнув в нужды и желания народа и посвятив свою жизнь исполнению их, спокойно и радостно провести ее в служении богу и людям. Как ни велика ваша ответственность за те годы вашего царствования, во время которых Вы можете сделать много доброго и много злого, но еще больше ваша ответственность перед богом за вашу жизнь здесь. От которой зависит ваша вечная жизнь, и которую бог дал Вам не для того, чтобы предписывать всякого рода злые дела или, хотя бы участвовать в них и допускать их, а для того, чтобы исполнять его волю. Воля же его в том, чтобы делать не зло, а добро людям. Подумайте об этом не перед людьми, а перед богом и сделайте то, что Вам скажет бог, то есть ваша совесть. И не смущайтесь теми препятствиями, которые Вы встретите, если вступите на новый путь жизни. Препятствия эти уничтожатся сами собой, и Вы не заметите их, если только то, что Вы будете делать не для славы людской, а для своей души, то есть для бога. Простите меня, если я нечаянно оскорбил или огорчил Вас тем, что написал в этом письме. Руководило мною только желание блага русскому народу и Вам. Достиг ли я этого — решит будущее, которого я, по всем вероятиям, не увижу. Я сделал то, что считал своим долгом. Истинно желающий Вам истинного блага брат ваш. Лев Толстой, 16 января 1902 года». Не знаю, как у Вас, а у автора возникла мысль, что точно такое же письмо мог бы направить нашему президенту Путину и он сам. Приведенные выше слова во многом объясняют авторское отношение к Путину. Но вот беда, это письмо точно не дойдет до адресата!