Народ, сегодня и завтра
В прошлой главе мы с Вами рассмотрели власть — ту власть, которую мы имеем сегодня, и ту, которая должна быть завтра, чтобы преодолеть цивилизационный кризис. Как ни крути, а «все течет, все изменяется», и власть, в том числе. А вот народ, большинство людей видит, как константу, они уверены, что народный менталитет изменяется очень медленно. На самом деле, все происходит с точностью до наоборот. Центральная власть всегда состоит из людей, обладающих менталитетом меньшинства (групповым самосознанием), а вот народ периодически (каждую четверть века) меняет свой менталитет большинства (народное самосознание) на менталитет меньшинства, а потом наоборот. В первом случае поколение «Главного Заказчика будущего» (в основном, люди в возрасте от 25 до 50 лет) выстраивают более традиционное общество, во втором – менее традиционное. Понятное дело, что исторически сложившиеся традиции того или иного народа, действительно, меняются очень медленно, однако менталитет включает в себя не только их. Согласно Википедии, менталитет – это склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Именно ценностные ориентации и меняются от поколения к поколению, ведь каждое последующее поколение «Главного Заказчика будущего» частично «отрицает» дела и мысли предыдущего поколения. Другими словами, исторические традиции одинаковы и у власти, и у народа, а ценностные ориентации у власти всегда постоянны, а у народа изменяются. Человек – это, прежде всего, «общественное животное», а потому, при взаимодействии друг с другом, люди (как и животные) делятся на четыре группы. Одна треть людей становятся «эксплуататорами», одна треть – «эксплуатируемыми», одна шестая — «козлами отпущения» и одна шестая – «автономами». В центральную, строго иерархичную власть могут попасть только первые три категории людей (все они умеют подчиняться). А вот люди из четвертой категории («автономы») подчиняться кому-либо просто не могут, именно из них получаются лидеры и авторитеты, и они абсолютно не приспособлены к центральной иерархичной власти. Их предназначение – находиться внутри народа, и объединять людей вокруг себя. А потому, они могут возглавить лишь какую-то коллективную власть. Впрочем, если Вы думаете, что народ никак не влияет на своих лидеров, Вы заблуждаетесь. Именно народ, в основном, и определяет, какие у него будут лидеры. Если поколение «Главного Заказчика будущего» выстраивает более традиционное общество, то оно выберет для себя лидеров с менталитетом большинства, а если менее традиционное, то – лидеров с менталитетом меньшинства.
«Автономы» же, хоть и являются самыми «упертыми» людьми, но они всегда подчиняются мировому закону большинства («большинство всегда право, даже когда оно не право»), а потому, все они (и всегда) в глубине своей Души обладают «менталитетом большинства». Однако если большинство народа решит выстраивать менее традиционное общество, то и «автономы» быстро «перекуют себя» и станут обладателями «менталитета меньшинства». Возможность такой «перековки» является одним из основных качеств любого лидера и авторитета. Качества лидера – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом. Главным лидерским качеством, как мы выяснили выше, является умение человека быстро «ПЕРЕКОВАТЬ» СЕБЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ. Ниже автор перечислит и другие лидерские качества. Итак, вторым качеством является ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ. Знать себя, уметь прислушаться к своим чувствам и к своей интуиции, четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает, что хочет сам. А сам он хочет, то же, что и окружающие его люди (смотри первый пункт). Поехали дальше. ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ. Это одно из лидерских качеств, которое присуще всем лидерам. Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь, является понимание того, что за не проявленную инициативу всегда приходится платить более высокую цену, чем за проявленную инициативу. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск. Как говорил Джон Кеннеди: «Любому плану действий присущи затраты и риски, но они значительно меньше, нежели отдаленные затраты и риски, порождаемые комфортным бездействием». УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Высокий и адекватный уровень самооценки лидера помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт. Эту теорию в 1981 году обосновал Б. Басс, который проанализировал ведущие исследования в области лидерских качеств и подтвердил, что чувство уверенности в себе, лидера на порядок выше, чем у тех, кто за ним следует.
НАДЕЖНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали — справедливостью, честностью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках. Для этого качества очень хорошо подходят слова Сталина: «Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, а сделал – отвечай». АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ. Для адекватной ориентации в самых различных ситуациях у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество, которое позволяет лидеру всегда находиться в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным. ИНИЦИАТИВНОСТЬ И УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ. Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности. И для них самомотивация — регулярная практика. «В биографии нет ничего выдающегося и блестящего, кроме того, что я действительно делал то, что по моему убеждению, нужно было сделать… И когда у меня складывалось однозначное мнение о нужности осуществить что-то, я действовал» (Теодор Рузвельт). Как видите, уважаемый читатель, автор неоднократно ссылался выше на различных государственных деятелей, тем самым, признавая в них «автономов». Как же так? – спросите Вы. А все – предельно просто. «Автономы» тоже могут попасть в центральную власть, но только на самый верх, и обязательно, вместе со своей командой. А стало быть, следующее лидерское качество – это УМЕНИЕ СОЗДАТЬ КОМАНДУ. Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями, умением убедить человека) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств. СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ. Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач, координировать работу и т. д. Ну а самым главным способом мотивации, безусловно, является собственный пример.
ВИДЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать, куда идти. Наблюдательность, видение перспективы деятельности своей группы, – одно из самых важных организационных качеств лидера. Лидеры не имеют права погрязнуть в мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду что-то, что является по-настоящему важным. Литератор Альфред Монтапер писал: «Большая часть людей видят перед собой преграды, лишь немногие видят цели, история отмечает успехи последних, в то время как для первых воздаянием становится забытье». ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ. Лидеры — это зачастую участники сложных процессов, они находится на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственно верное решение. Ну а если он принял неверное решение, то должен сделать так, чтобы оно стало верным. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Важным качеством лидера является коммуникабельность, умение быстро налаживать контакты с людьми и уверенно чувствовать себя в коллективе. Сложно представить лидером человека, который при общении испытывает застенчивость. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Лидер координирует взаимоотношения в коллективе, поэтому в оценке поступков и действий других людей должен быть справедлив, объективен и непредвзят. Все эти качества вкупе (и еще множество других) способны освоить только «автономы», ведь они интуитивно знают, что им делать в то или иное мгновение своей жизни. А что такое интуиция? Правильно, это умение человека общаться с «единым пси-полем Земли» (с нашим Мирозданием). А потому, каждый урожденный «автоном» — это потенциальный вершитель. И только вершители могут кардинально изменить наш мир, причем, вершители — не потенциальные, а самые настоящие. Осталось ответить лишь на один вопрос – что нужно сделать потенциальному вершителю («автоному»), чтобы превратиться в настоящего вершителя? Как ни удивительно, но это может сделать с собой любой человек на Земле, однако в вершителя смогут превратиться лишь «автономы». И суть этого дела заключается в кардинальном изменении самого себя. Например, Вы можете стать «homo argenteus», как и автор этого сайта. При этом изменится весь метаболизм Вашего организма, в том числе, и Ваша психика. Вершителями после этого могут стать лишь «автономы», зато все остальные люди станут значительно здоровей, чем до проведения такого опыта.
Однако это — далеко не единственный способ. Как, впрочем, не до конца верно и то обстоятельство, что вершителем могут стать лишь урожденные «автономы». Любой человек на Земле, и в любое время, может стать «автономом», если очень захочет этого. А стало быть, и способов превратиться в вершителя, ровно столько же, сколько и людей на Земле. Ведь «сколько людей, столько и мнений». Автор выбрал для себя такой способ превращения только потому, что он – естествоиспытатель и материалист до мозга костей (правда, «субъективный», а не вульгарный, как большинство), и для него материя всегда первична, как бы он не убеждал себя в обратном. Ну а какой способ подходит для Вас, уважаемый читатель, решать только Вам, ведь «все люди разные». В любом случае, вершителей на Земле во все времена было совсем немного, просто в наше переломное время их должно быть значительно больше, чем обычно. Вот автор и переманивает Вас на свою сторону. Ведь что такое – вершитель? Это человек, у которого все и всегда получается, «рано или поздно, так или иначе». И чем больше вершителей будет в мире, тем быстрее мы сможем изменить его в лучшую сторону. А сегодня (вплоть до тридцатых годов двадцать первого века) – самое подходящее время для этого. Ведь нынешнее поколение «Главного Заказчика будущего» выстраивает в современной России более традиционное общество. А стало быть, и носителей «менталитета большинства» в России сегодня – подавляющее большинство, в том числе, и среди вершителей. И нынешние вершители просто обязаны привести нашу страну, а потом и мир, к «светлому будущему» в виде государственного коммунизма, ведь это – главное подсознательное (интуитивное) требование любого народа на Земле (а стало быть, и нашего Мироздания — тоже). А у вершителей «все и всегда получается» только в одном случае — когда они мыслят в ту же сторону, что и народ, к которому они себя относят. В любом другом случае, как бы они себя ни называли, и что бы ни делали, «хрен чего и когда» у них получится. Таким образом, весь окружающий нас мир зависит, в самую первую очередь, от желаний большинства населяющих его людей. Другими словами, «большинство всегда право, даже когда оно не право». И это – не мысли вслух от автора этого сайта, а мировой закон.
Главной же особенностью любого народа на Земле в кризисное время является то обстоятельство, что и сам народ становится «кризисным». Для русского народа это значит, прежде всего, что он становится очень сплоченным и деятельным. «Обычный» же русский народ – это довольно ленивый и спокойный народ. Именно по этой причине «кризисный русский народ» всегда и везде выходит победителем из любой кризисной ситуации. Не является исключением и нынешний цивилизационный кризис. И если современная цивилизация не погибнет целиком (а такой вариант нельзя исключить), то победителя нынешнего кризиса можно назвать уже сегодня — им станут именно русские люди. Так было, так есть и так будет. Именно по этой причине автор и гордится своим русским происхождением, хотя в обычные времена русские люди значительно менее деятельны, чем их «Западные партнеры». У русских существует оригинальный оборот речи: «пока жареный петух в жопу ни клюнет». Именно в этом обороте речи и отражена вся мощь русских в кризисные времена. Другими словами, вывести из равновесия русских людей крайне затруднительно, но если это случилось, мало уже никому не покажется. И происходит это только по одной причине. Общее соотношение «эксплуататоров», «эксплуатируемых», «козлов отпущения» и «автономов» в человеческой популяции — такое же, как и в животном мире. Однако русские отличаются от своих Западных собратьев большим количеством урожденных «автономов» и меньшим количеством урожденных «эксплуататоров» (примерно — вдвое). Отсюда и такая разница в менталитетах – большинство Западных жителей обладают групповым самосознанием, а большинство русских – народным. Современные ученые считают, что национальный характер (менталитет) того или иного народа проявляется, прежде всего, как система социокультурных (моральных) норм. А научные исследования показывают отсутствие корреляции между национальным характером и личностными характеристиками. Таким образом, национальный характер является недостаточно обоснованным стереотипом, который может служить лишь для поддержания национальной идентичности. Тем не менее, психологические черты представителей различных этнических групп чрезвычайно устойчивы, что дает возможность предположить, что они передаются и на генетическом уровне. Вот как, например, их описывает А. М. Черныш: «переходящая от поколения к поколению сложная совокупность отчасти генетических, но в основном социо-психологических, социальных и духовных черт (качеств, свойств) народа, проявляющихся в его поведении, мировоззрении и культуре» («Войти в душу народную. Отечественная мысль XIX—XX веков о характере русского народа» М., 2011). С позиций примордиализма национальный характер устойчив, а с позиции инструментализма он целиком поддается воспитанию — целенаправленному изменению. Автор частично придерживается, как одного, так и другого направления.
Примордиализм или эссенциализм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы как изначальное и обязательное объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии. Инструментализм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Ну а, по мнению автора, зачатки менталитета заложены уже на генетическом уровне, а свое полное развитие он получает в результате воспитания – сначала раннего базового (от своей матери), а потом и социального (от окружающих человека людей). «Национальные особенности — достоверный факт. Не существует только каких-то единственных в своем роде особенностей, свойственных только данному народу, только данной нации, только данной стране. Все дело в некоторой их совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности, значит делать мир народов очень скучным и серым» (Д. С. Лихачев «О национальном характере русских»). Гердер ввел понятие «народный дух». Рассматривая народ как «корпоративную личность», он полагал, что основу ее образует народный дух, одухотворяющий культуру народа и находящий выражение в его языке, обычаях, традициях и ценностях. По мнению Гердера, народный дух, представляющий собою «прирожденный или самостоятельно вырабатывающийся характер народов», — одна из движущих сил исторического развития наций. А Маргарет Мид рассматривала только три основных аспекта исследования национального характера: сравнительное описание культурных конфигураций в рамках той или иной культуры; сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; изучение присущих конкретным культурам моделей межличностных отношений. Автор этого сайта, рассуждая о народном менталитете, мыслит примерно так же, как и Мид. Ну, а наш соотечественник Игорь Кон ответил на вопрос «Что такое национальный характер — миф или реальность?» так: «…и то и другое. Если под национальным характером понимается некоторая неизменная сущность, свойственная всем людям определенной нации, отличающая их от всех других этнических групп и незримо определяющая их социальное поведение, это, с научной точки зрения, миф. Но, как всякий социально-психологический миф, он отражает определенную историческую реальность: общность выработанных и усвоенных в ходе совместного исторического развития психологических черт и способов действия, закрепленных групповым самосознанием».
Автор этого сайта согласен и с Коном. Ведь если человек рассуждает о «групповом самосознании», то он верит в его существование, а стало быть, он верит и в подсознательное общение людей друг с другом. А это возможно только через какое-то поле вокруг нашей планеты (автор называет его пси-полем Земли). И в этом случае, уже совсем недалеко от теизма – веры в разумность нашего Мироздания. Особенность же современного этапа изучения национального характера состоит в том, что эта проблематика вышла далеко за рамки академического рассмотрения. Она стала весьма популярной темой для СМИ, для политиков и журналистов (см., например, серию книг под общим названием «Мифы о России» В. Р. Мединского, работу В. В. Жириновского «Русский характер: социально-психологические аспекты» (М., 2009), журналиста, теле- и радиоведущего В. Соловьева «Мы — русские! С нами Бог» (М., 2009), писателя и телеведущего В. Ерофеева «Энциклопедия русской души» (М., 2009) и многих других. Сегодня понятие «национальный характер» в отечественной гуманитарной науке предстает как некое синтезирующие единство духовных, культурных особенностей народа, его ценностных ориентаций, которые проявляются в исторических, социальных, экономических условиях жизни и скрепляющее людей в единый народ. Что же касается разницы между русским народом сегодня и завтра, то она легко проглядывается – с каждым прожитым годом обладателей менталитета большинства (народного самосознания) становится больше, а обладателей менталитета меньшинства (группового самосознания) – меньше. И этот процесс будет продолжаться в России вплоть до 2037 года. И наряду с этим процессом происходит и другой – внутри русского народа все больше и больше становится и вершителей. А стало быть, и народ становится все более деятельным. К слову сказать, жители Западных стран тоже принимают активное участие в строительстве у себя более традиционных обществ. Однако традиции и менталитет у них совсем иные, чем у русских, а потому, и результаты строительства сильно отличаются. Большинство Западных жителей являются обладателями менталитета меньшинства, в результате чего, при строительстве более традиционного общества, они разобщаются друг от друга (и страны между собой, и жители одной страны). А разобщенные общества всегда слабее монолитных. Таким образом, в тридцатые и восьмидесятые года каждого века русский народ становится сильнее Западных жителей, и в это время именно он определяет повестку дня в мире. Учитывая это обстоятельство, можно сказать, что в девяностые годы прошлого века не Запад победил СССР в «холодной войне», а русский народ — свою бандитскую антикоммунистическую власть. Правда, на ее место пришла еще более бандитская и более антикоммунистическая власть. Увы, это характерная черта любой «революции снизу». Поэтому автор и говорит, что России не нужна «революция снизу», ей нужна «революция сверху».
«Революция сверху», хоть и протекает значительно дольше, зато результаты ее предсказуемы. Ведь именно народ принуждает власть провести необходимые стране реформы (смотри предыдущую главу), а само изменение страны происходит не взрывным революционным способом, а постепенным эволюционным. «Давным-давно мудрыми философами (среди которых Гегель, Маркс) было замечено и неоднократно повторено, что история человеческая движется как бы по спирали; каждый следующий виток, несомненно, отличается от прежних и в то же время чем-то похож… Итальянское, европейское Возрождение, разумеется, не копия Древней Греции и Рима, но — сходный виток великой спирали, через тысячу лет возрождающий многое из старого. А вот похожие витки совсем иного рода: русская история, экономика, общественная борьба опрокинули крепостное право, ослабили, ограничили самодержавие, затем — победоносно отбросили его… Но как не заметить в 1930-х годах зловещего «повторения»: освобожденное революцией крестьянство попадает в положение, близкое к худшим образцам крепостной зависимости; единоличная власть Сталина — в духе худших самодержавных традиций (впрочем, ни один российский самодержец все же не имел столько власти). В истории каждого народа существует нечто вроде «социальной генетики» — то, что именуется исторической традицией, преемственностью, что закладывается веками, тысячелетиями и менее подвержено переменам (хотя, разумеется, подвержено), нежели техническая, внешняя сторона жизни. Общаясь, например, с современными англичанами, мы легко отыщем в их сегодняшнем многие элементы длительного прошлого — Великую хартию вольностей, революцию XVII века и т. п. Итальянцы, независимо от того, сознают они это или нет, — наследники средневековой Италии; в каждом из них «спрессованы» и века Возрождения, и время фашизма, и десятилетия послевоенного подъема…» (Н. Я. Эйдельман «Революция сверху» в России»). Все это мы и называем менталитетом народа. А когда этот менталитет взаимодействует с жизнью в нашей физической реальности, изменяется и сам менталитет, и жизнь. Однако жизнь изменяется сильнее. Другими словами, любую революцию (и «сверху», и «снизу») можно назвать процессом взаимодействия менталитета того или иного народа с его жизнью в физической реальности в конкретное время. И два этих вида революции отличаются друг от друга лишь скоростью протекания процесса. А их причины и следствия – всегда одни и те же. Главной причиной любой революции является извечное противостояние власти и народа, а главным следствием – самые различные противодействия совершенному действию. И если мы не хотим революций, необходимо как-то убрать из жизни страны это противостояние власти и народа.
Когда власть проводит в стране те или иные реформы, она частично (и на определенное время) снимает такое противостояние. Но чтобы снять его полностью (и навсегда) необходимо провести такие реформы, которые раз и навсегда исключат это противостояние в дальнейшем. А это становится возможным только в одном случае, когда в стране одновременно действуют две равноправные и равно зависимые власти – иерархичная центральная власть (федеральное управление) и коллективная народная власть (местное самоуправление). Именно так построена вся живая природа вокруг нас, и только люди (которые, кстати, тоже являются частью биосферы) решили, что они смогут построить что-то лучшее. А «благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад». Вот мы с Вами сегодня там и оказались. И называется этот ад цивилизационным кризисом. И его бы никогда не случилось, если бы люди взяли пример с живой природы. Но нет, «человек – царь природы», и на Земле все будет так, как он задумал! Недаром «гордыню» назвали «смертным грехом», ведь она ведет человека именно к смерти, и только туда. Вы можете возразить, мол, двоевластие – это плохо. Но для кого плохо? Правильно, для власти, а для народа — хорошо. Ведь все действия и противодействия будут соперничать друг с другом именно на стыке этих двух властей, очень мало затрагивая сам народ. И если уж человек решил посвятить свою жизнь власти, то он должен ясно осознавать, что именно на его плечи и лягут все «невзгоды власти» (в виде соперничества действий и противодействий). Что же касается нынешней коронавирусной эпидемии, то это – очень мягкий ответ нашего Мироздания на «расширенное воспроизводство» современного человечества во всех областях его деятельности, которое длится уже более двух веков. И чтобы выбраться из нынешнего цивилизационного кризиса, человечество должно отказаться от «расширенного воспроизводства» и перейти к «простому воспроизводству» (опять-таки, взять пример с живой природы). Главной же причиной нынешнего кризиса является даже не огромное количество проживающих на Земле людей, а расширенное воспроизводство в сфере экономики (финансы, сырье, товары). Вот именно с этой сферы и надо начинать процесс перехода к простому воспроизводству. Численность же проживающих на Земле людей постепенно сама «устаканится». В крайнем случае, Мироздание запустит в наш мир еще какой-нибудь вирус. Что же касается экономики, то ее «расширенное воспроизводство» определяется, прежде всего, технологическими возможностями человечества. Другими словами, если современное человечество поместить в средневековье, то оно неизбежно вымрет (для времен средневековья нынешнее количество людей на Земле станет «сверхрасширенным воспроизводством»), и люди никак не смогут с ним справиться. А в нынешних временах люди вполне справляются, хотя и не до конца (иначе не было бы и цивилизационного кризиса). Так что, количество жителей на Земле не является определяющим фактором их «расширенного воспроизводства». И вряд ли исполнятся планы нынешней мировой элиты по сокращению населения Земли наполовину к 2030 году. Собственно говоря, этого и не требуется. А вот убрать «с лика Земли» основную причину «расширенного воспроизводства» — индивидуальный капитализм, людям все равно придется, хотят они того или нет.
Однако это – лишь первый шаг на пути к «простому воспроизводству». А далее человечеству предстоит долгий путь развития новых технологий с использованием вторичных ресурсов, причем, во всех сферах своей деятельности, восстановления испорченной человеком живой природы на Земле и т.д. и т.п. И нынешний коронавирус – очень хороший урок для человечества. ВВП подавляющего большинства стран мира неизбежно упадет в этом году, а люди увидят, что это практически никак не скажется на уровне комфорта их жизни. А там, глядишь, и поймут, что «простое воспроизводство» — это не беда человечества, а его норма. Типология воспроизводства характеризуется большим разнообразием и имеет многокритериальный характер. Наиболее известны следующие два критерия: 1) характер использования полученного ресурса; 2) качественная характеристика факторов производства и их функционирования. В соответствии с первым критерием можно определить следующие типы воспроизводства: — простое воспроизводство — это повторение процесса производства в прежних масштабах, потому что весь полученный доход идет в личное (конечное) потребление; — расширенное воспроизводство – это повторение процесса производства в увеличенном размере, так как часть полученных доходов используется для приобретения дополнительных ресурсов, за счет использования которых производство возобновляется в увеличенных масштабах; — суженное воспроизводство – это повторение процесса производства в сокращенном объеме в силу отсутствия доходов или нецелесообразности развития данного вида производства. Однако любое человеческое общество развивается не только количественно, но и качественно, социально-экономические явления никогда не воспроизводятся точно в первоначальном виде. В каждой исторической эпохе мы при внимательном анализе обнаруживаем новые элементы, которые зарождаются, развиваются и, наконец, достигают столь значительных размеров, что полностью изменяют экономические черты самого общества. Поэтому простое общественное воспроизводство, т.е. точное возобновление в процессе производства предыдущего состояния общества в течение длительного исторического периода, невозможно, это, скорее, абстракция.
В соответствии со вторым критерием различают экстенсивное, смешанное и интенсивное воспроизводство. Экстенсивное воспроизводство представляет собой одну из конкретных (изначальных) форм воспроизводства расширенного типа, которая означает увеличение масштабов производства за счет дополнительных трудовых и материально-вещественных ресурсов (факторов) производства на прежней технической основе и при том же уровне квалификации работников. Экстенсивный тип воспроизводства не имеет перспективы, ибо наталкивается на ограниченность ресурсов, а потому и сам является весьма ограниченным. Важным типом является интенсивное воспроизводство, которое в отличие от экстенсивного характеризуется качественным изменением факторов производства, переходом производства на новую техническую основу. В реальной жизни интенсивные и экстенсивные факторы всегда находятся в определенной комбинации, дополняя друг друга. Границы между ними относительны, подвижны. Так вот, главная цель современного человечества – это практически простое (чуть расширенное) интенсивное воспроизводство. Именно к нему нам и надо стремиться, постоянно уменьшая интенсивность расширения, одномоментно это никак не сделать. И эта цель становится достижимой только в одном случае – если во всем нашем мире будет построен цивилизованный государственный социальный капитализм и во всех странах мира будут реализованы коммунистические общества («от каждого по способностям, каждому по потребностям»). И начинать это делать, придется нам с Вами, уважаемый читатель.