Что такое «образ» и «понятие»?
Самым простым ответом на этот вопрос является такой: «Если молекула является элементарной частицей материи, то понятие – это «элементарный образ». А в качестве примера «сложного образа» автор предлагает Вашему вниманию, уважаемый читатель» статью (если ее можно так назвать) от NOTFORME — «Как хорошо, что я не Президент России…». «Наделал бы делов… Прежде всего, сократил бы расходы на культурку. Неправильно это — вести войну и содержать сотню театров в одной только Москве. Это несколько больше, чем во всей Европе и вообще, на Западе. Просто сообщил бы театральным дармоедам — скрытым русофобам, что верю, будто их беззаветно любит народ-публика. А потому отпускаю их, пархатых на содержание этой самой публики. Никаких дотаций. Здания и прочее барахло в случае нецелевого применения велел бы отобрать. Будя. Вот помню, вожди РАН, завывая — ломая ручонки в тоске, довольно успешно сдавали в аренду госимущество. Но выли в СМИ, рвя пейсы обеими руками, как оглашенные. Так и с театрами. Народ — публика не бросит всяких Серебрянниковых и прочих Костей Райкиных с Хазановыми и прочими худруками – директорами — продюсерями умереть с голодухи. Он кинется содержать эту ненасытную твогческую свору, презрев гос.поддержку. Может быть. Я не очень-то верю. Скорее, бросит… Если окажется, что эта твогческая хевра сильно оголодала на подножном корму, я бы оказал господдержку в эвакуации указанных лиц в Израиль. Пароходы, баржи и т.д. — в сопровождении кораблей ВМФ. Чтобы принудить Израиль принять репатриантов. Он, сцуко, несомненно будет упираться рогами — не даваться. Столько культурки ему зараз не поглотить. Подавится. Там всего 6 (шесть) профессиональных драмтеатров. Остальные — любительские. Выживут, конечно, немногие. К этому добавить Гос. ТВ. Тамошний контингент перешерстить спецкомиссией в составе сексологов, проктологов, психологов и спецов МВД по коррупции. Конечно, эта мера практически обезлюдит эту структуру. Но это ерунда. Прикажу набрать молодых специалистов из выпускников твогческих ВУЗов. Их тоже придется посадить. Но это ерунда — наберем новых. Генерал Макартур 5 (пять) раз менял личный состав японской полиции, пока искоренил коррупцию. В России, говорят, трижды перелопачивали МВД, пока кончились «ментовские войны» и воцарился относительный порядок… На вырученные деньги и на основе освободившегося личного состава театров сформировать дополнительные 5-6 дивизий в Биробиджане, АЕО. Но это вряд ли. Убегут, собаки…
Имеющимся олигархам предложил бы для сохранения награбленного передать все активы в траст-управление специально созданному гос. органу. Подчиненному Правительству. С сохранением почетного звания владельца. С выдачей на руки Почетной Грамоты с моей подписью. Замки — апартаменты передать под сельские и производственные Дома Культуры. Через Дарственные. Переводы деньжат в Заграшку карать вырыванием ноздрей. Яхты передать в аренду за рубль в год ВМФ России. Самолеты передать госкомпаниям. Виллы в Италии, на озере Комо, передать Минсоцразвития и профсоюзам для использования в качестве бесплатных оздоровительных лагерей для российских детей. Рудольфычу Соловьеву выдать благодарственное письмо за моей подписью, с разрешением ему самому с его многочисленными женами отдыхать там в любое время бесплатно. Но одновременно со всеми женами. Покидать страну всевозможным олигархам разрешить беспрепятственно. После передачи всего имущества в траст-фонд. Ботинки от Бриони и носки от Бугатти они могут оставить себе. Жен, любовниц и тещ , очищенных от оскорбляющего их имущества, они тоже могут оставить себе. Что может быть лучше бескорыстной любви… Коррумпырей на госслужбе я бы распорядился при поимке и очищения от имущества, отпускать. Гуманность прежде всего. Просто выбривать половину черепа, с окрашиванием несмываемой краской кислотного цвета. Ноздрю вырывать только одну. И отправлять на каторгу на Сахалин за первое же нарушение правопорядка. За переход улицы на запрещающий сигнал светофора, например. Искупление возможно только через зачисление в штурмовые роты на укрофронте. Уцелел — обрить вторую половину головы. Для симметрии. Ноздрю восстановить за государственный счет. Мы не мелочные. Во внешнем контуре я тоже ввел бы некоторые изменения. Для приведения в чувство оголтелых вождей НАТО сделал бы намек, изменив Военную Доктрину России. Сообщил бы, что граничащие с Россией недостраны отныне рассматриваются, как периферия — предполье в будущей войне. Они же угрожают войной? Почему же не пойти навстречу их пожеланиям… Недружественное предполье подлежит инфраструктурному разрушению в превентивном порядке. В качестве образца привести Укру Залежалую. Которая выйдет из этой войны в виде нескольких Зимбабвов и Замбий — по развитию. Остальные лимитрофы — члены НАТО, автоматически зачисляются в кандидаты на умерщвление при распространении на их территории военных структур НАТО. В случае их выхода из этой преступной организации им дается гарантия жизни. За моей подписью. Остальные поганки — США и прочие должны своими дикими глазами прочесть в Доктрине, что им надлежит убрать свои воинские бандформирования из Европы.
Любые попытки перевезти свои воинские контингенты с территории США в Европу будут рассматриваться, как подготовка к нападению на миролюбивую Россию. Конвои с техникой и войсками будут топиться, порты погрузки-разгрузки уничтожаться. Когда-то надо начинать приводить в чувство разбойничьи «державы моря». Фукидид с Мэхеном дико устарели. Ясное дело, такой намек в Военной Доктрине вызовет истерику и неконтролируемую дефекацию у коллективного Запада. Но постепенно к ним придет осознание, что издохшая Украина уже показала всю военную несостоятельность фуфлоНАТО. Кончились патроны. Кончаются танчики и живое укромясо. Турция — основа южного фланга НАТО, лезть в огонь за-ради …удаков из Вашинга и Лондона, страстно желающих истребить моего друга Реджепа Тайипыча Эрдогана, не будет. Польша — не смешите меня… Проебалтские Вымираты — это что, вообще, такое? «Да кто вы такие? Откуда взялись?- Дружина взялась за нагайки…». В конечном итоге они осознают, что раскрутить массированное производство оружия в условиях быстро раскручивающегося Мирового Системного Кризиса, задача вполне самоубийственная. Это только замшелые марксисты считают, что производство оружия подстегивает экономику. Если бы это было так, они бы, сердяги, после Холодной Войны неудержимо клепали бы оружие. Но они предпочли увеличивать военные бюджеты (для разворовывания). И пришли к УкроКризису с пустыми арсеналами… А после осознания — принятия Реальности, они неизбежно пришли бы к мысли, что лучше согласиться с моими условиями. То есть, выгнать всякую шелупень, типа фиников, шведиков, болгариков и прочих чушков , словаков и македонцев из Боевого Бесполезного Братства НАТО (БББНАТО) — ввиду их коммерческой бесполезности. Чтобы только не раздражать меня. И сосредоточиться на неизбежной войне с Китаем. P.S. Повезло, этим нелюдям, что не я Президент России…» (NOTFORME). Как видите, этот «сложный образ» построен исключительно на подсознательных эмоциях его автора, и хотя в нем не сказано ничего конкретного по поводу «оптимизации» (перестройки) нынешнего капитализма в России, общий посыл ясен всем читателям.
Ну а теперь попробуем разбить этот «образ» на составляющие его понятия. Начнем с самого начала: «Как хорошо, что я не Президент России. Наделал бы делов…». Перевожу с эмоционального языка на логический: «NOTFORME» крайне недоволен нынешним положением дел в России, однако он НЕ ЗНАЕТ, что с ним делать — как его поменять на лучшее положение дел, и что оно из себя представляет? «Прежде всего, сократил бы расходы на культурку. Неправильно это — вести войну и содержать сотню театров в одной только Москве. Это несколько больше, чем во всей Европе и вообще, на Западе». Авторский перевод: Ну а больше всего «NOTFORME» раздражает наша «творческая интеллигенция» (к слову сказать, автора этого сайта она раздражает ничуть не меньше, последнее время автор смотрит по телеку только новостные передачи, да и те, порядком, утомили). И происходит это только по одной причине – представители этой самой «творческой интеллигенции» делятся со зрителями своим личным «видением» происходящего, и при этом они абсолютно УВЕРЕНЫ, что их «видение» — абсолютно непогрешимо. Именно эта «уверенность в своей правоте» больше всего и «достает» всех неглупых зрителей, тем паче, что особым умом эти представители интеллигенции точно не блещут. Короче говоря, наша творческая интеллигенция все больше и больше «скатывается» к «либеральному тоталитаризму», а нормальные люди («простой народ», как их называют в интеллигентных кругах) хотят совсем другого – «демократического авторитаризма». Как видите, из одного общего образа мы с Вами выделили два элементарных образа (понятия): 1. Возмущение нынешними капиталистическими порядками в России. 2. Возмущение поведением либеральной творческой интеллигенцией. Понятно, что в общей совокупности их значительно больше (правда не для этой статьи), однако в качестве примера нам хватит и двух выделенных понятий. А теперь, посмотрим, что о понятиях и образах глаголет Википедия. Согласно Википедии, образ — это многозначное слово. Образ (философия) — философское понятие, означающее репрезентацию, отражение, представление. Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Образ (информация) — воспроизведение объекта, информация о нем или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним. Образ (как таковой) — порядок, способ, метод, организация. Например, образ жизни — устоявшиеся формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Или образ мыслей — мировоззрение, миросозерцание, взгляды, миропонимание, взгляд на вещи, взгляд на жизнь.
Понятие же — отображенное в мышлении единство существенных свойств и связей предметов; мысль, выделяющая и обобщающая предметы (объекты) некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам. В уточненной формулировке: понятие есть мысль, которая посредством указания на некоторый признак объекта выделяет его из универсума (общности) и собирает (обобщает) предметы, обладающие этим признаком. Например, приведем пример общеизвестного понятия: за то что кто-то спасает твою еду в размере n штук, полагается оплата n/3 штуки с округлением в большую сторону. Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия (элементарное понятие). Слова и словосочетания, обозначающие понятия, называются терминами. Кант под понятием подразумевал любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно — представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах». Для Гегеля понятие — «прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не ее сходство с другими вещами, и в нем должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою ее самоочевидное отрицание. Его форма — А есть В (то есть не A)». Всеобщее понятие выражает не простую абстрактную общность, одинаковость единичных представителей данного класса, но «действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей». У Энгельса понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Выделяют содержание и объем понятия. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков класса предметов, подпадающих под это понятие. Например, содержание понятия «ромб» образуют следующие два признака: родовой — «быть параллелограммом» и специфический (видовой) — «иметь равные стороны». Объемом понятия называется совокупность самих предметов (или классов предметов), подпадающих под это понятие.
Например, объем понятия «дерево» это множество всех деревьев, которые существовали, существуют или будут существовать — реальных и воображаемых. Множество всех разновидностей деревьев, а содержание понятия «дерево» это его признаки: ветвистость, крона, корни и другие. Между содержанием и объемом понятия существует обратная зависимость: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем. Иными словами, чем больше признаков входит в понятие, тем меньше предметов это понятие охватывает (и наоборот). Например, понятие «лиственное дерево» больше по содержанию, то есть содержит больше признаков, чем понятие «дерево», соответственно объем первого понятия оказывается меньше, чем объем второго. Поскольку лиственные деревья — это только часть (или подкласс) всех деревьев, то есть хвойные деревья уже не входят в объем понятия «лиственное дерево», а только в объем понятия «дерево». По объему понятия можно разделить на единичные, общие и пустые. В объем единичного понятия входит один-единственный объект (одноэлементный класс) — например, «русский писатель Антон Павлович Чехов», или «столица Дании». В объем общего понятия входит более одного объекта (например, «дерево», «химический элемент»). Объем пустого понятия представляет собой пустое множество (например, «вечный двигатель», «круглый квадрат»). Объем общего понятия может быть конечным или бесконечным. Так, понятие «простое число» имеет бесконечный объем, а «простое число, меньше 20» — конечный объем (2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19). Кроме того, уменьшая объем общего понятия, мы можем прийти к понятию единичному (х – простое число, 36<х<38; получим единичное понятие – число 37). По содержанию понятия делят на положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные (разделительные); конкретные и абстрактные; эмпирические и теоретические. 1. Положительные понятия фиксируют наличие у предмета какого-либо признака (например, «опрятный человек»), отрицательные указывают на отсутствие этого признака у предмета («неопрятный человек»). Если отрицание «не» или «без» («бес») стало частью слова и без него это слово не употребляется («нездоровится»), такое понятие также считается положительным. 2. Относительное понятие обозначает предмет, существование которого подразумевает существование некоторого другого предмета («ученик» — «учитель»). Безотносительное понятие обозначает предмет, существующий вне подобной зависимости («человек», «дерево»).
- Собирательным называется понятие, обозначающее множество однородных предметов, которое мыслится как единое целое («стая», «флот»). То, что утверждается в собирательном понятии, относится ко всему собранию предметов, обозначаемых данным понятием, но не может быть приложимо к отдельным предметам, входящим в это целое. Собирательные понятия могут быть общими («лес») или единичными («Созвездие Волопаса»). В отличие от собирательного, несобирательное (разделительное) понятие указывает не на группу, а на отдельный предмет («дерево», «звезда»). 4. Понятие называется конкретным, если оно относится к предмету или классу предметов (например, «дом»), и абстрактным, если оно отражает свойства, признаки предмета, взятые отдельно от него самого (например, «белизна», «доброта»), или отношения между предметами (например, «равенство»). 5. Эмпирические понятия есть понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах, а теоретические — о ненаблюдаемых объектах. Если эмпирические понятия вырабатываются на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, то теоретические — на основе опосредованного анализа некоторого класса объектов или явлений при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов. Название любого материального предмета является конкретным эмпирическим понятием, а его непосредственно наблюдаемые свойства выражаются абстрактными эмпирическими понятиями. К конкретным теоретическим понятиям относится, в частности, ряд понятий теоретической физики, например «электрон»; абстрактным теоретическим понятием является, например, «спин». Кроме того, разные понятия могут быть сравнимыми или несравнимыми. Сравнимыми считаются такие понятия, в содержании которых имеются общие признаки. Несравнимыми принято называть такие понятия, которые по своему содержанию далеки друг от друга. Сравнимыми являются два понятия, которые различаются по содержанию, но совпадают полностью или частично по объему. Тождественными (равнозначными) являются понятия, объемы которых совпадают. В качестве примера мы можем рассмотреть квадрат и правильный четырехугольник или куб и правильный шестигранник; четные числа и числа, кратные двум. Пересекающиеся – понятия, объемы которых совпадают только частично, или пересекаются. Например, прямоугольник и ромб или число, кратное 2, и число, кратное 3; месяцы третьего квартала года и летние месяцы. Одно из понятий может быть подчинено другому. Например: действительные и рациональные числа; правильный многоугольник и квадрат; тождественные преобразования и сокращение дроби; линейная функция и константа. Понятия, пересечение объемов которых пусто или равно нулю, называют несовместимыми понятиями. Для таких понятий характерно наличие общего рода.
Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п. В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент, метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, метод формирования искусственных понятий. В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения. Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребенок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие изменениям понимания пространства с переходом от одной возрастной стадии к другой. Ж. Пиаже обнаружил, что на дооперациональной стадии когнитивного развития (2-7 лет) понятия ребенка представляют собой еще не истинные понятия, но предпонятия. Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров в своем классическом исследовании, пользуясь собственной методикой, представляющей собой модификацию методики Н. Аха, установили типы (они же — возрастные стадии развития) понятий. Согласно Л. С. Выготскому, понятия является результатом развития категории объектов, которое проходит в четыре этапа в соответствии с возрастанием уровня сложности, обобщенности и специфики функционирования. Первый уровень — синкретическое обобщение — сделанное на основе случайно возникших признаков. Второй уровень — комплексное обобщение — сделанное на основе неустойчивых характеристик. Третий уровень — псевдопонятие (переходная форма от комплексного обобщения к понятию) — обобщение сделано на основе устойчивых и существенных характеристик, но это знание применяется не во всех случаях. В некоторых аспектах человек намеренно остается на этом уровне (к примеру, в определениях критериев принадлежности к тому или иному архитектурному стилю). Четвертый уровень — истинное понятие — обобщение, сделанное на основе значимых и присутствующих у всех объектов категории признаков. Также иначе называется научным (Л. С. Выготский) или теоретическим (В. В. Давыдов) понятием.
Л. С. Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях. Житейские понятия — приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия — это термины, которые ребенок узнает в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами. При использовании житейских понятий ребенок долгое время (до 11-12 лет) осознает только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребенок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идет в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении. Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребенок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские. Так вот, понятия, используемые в статье «NOTFORME», являются исключительно «житейскими». Именно по этой причине, автор этого сайта находится в затруднении, как назвать данный опус. Впрочем, весь образ, в целом, нисколько не потерял из-за этого в своем эмоциональном объеме. Примерно так же можно разделить и написанную любым автором книгу. Каждая книга содержит в себе несколько целых образов. Каждая глава книги – это один образ. Каждый отдельный раздел главы – это элементарный образ. Каждая отдельная мысль – это элементарное понятие и т.д., вплоть до каждого слова и каждой буквы. Любой пишущий человек согласится с автором в том, что при написании текста, любому автору приходится погружаться в текст, вплоть до отдельной буквы, ведь каждый хочет, чтобы его текст был грамотным. То есть, процесс написания текста и его прочтения отличаются друг от друга глубиной погружения в него (деления текста на элементарные части). Читателю вполне хватает глубины погружения до «элементарных понятий», а автору такой глубины уже недостаточно. Когда же читатель читает текст «по диагонали», глубина его погружения в текст не превышает уровня «элементарных образов». Автор этого сайта не зря называет себя «въедливым читателем», он очень много читает, и это чтение происходит у него, чаще всего, именно «по диагонали». Глубже автор погружается лишь в том случае, если текст чем-то «зацепил» его. Именно это и произошло с процитированной выше статьей «NOTFORME». Однако «зацепила» эта статья автора — недостаточно, именно поэтому, он и выделил из нее лишь два «элементарных образа» (понятия). На этом и закончим.