Поговорим о свободе и пассионарности
На взгляд автора, лучше всего о СВОБОДЕ сказал Фридрих Энгельс: «Свобода воли… не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Таким образом, чем свободнее суждение человека по отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как будто произвольно… тем самым доказывает свою несвободу, свою подчиненность тому предмету, который она, как раз и должна была бы подчинить себе». Короче говоря, свобода воли человека – это, прежде всего, его ЗНАНИЯ О МИРЕ (чем больше знаний, тем больше свободы) и ЧАСТОТА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ на практике (чем чаще применяются знания в жизни, тем больше свободы). И оба этих обязательных условий «обладания свободой воли» напрямую зависят лишь от самого человека. Воздействия же окружающих людей на свободу воли того или иного человека – всегда лишь вторичны. А потому, если один человек эксплуатирует другого, то они, либо оба свободны в своем выборе жизни (эксплуататор хочет эксплуатировать, а эксплуатируемый хочет, чтобы его эксплуатировали), либо эксплуатируемый глупее эксплуататора. И второй вывод из этой сентенции – избавиться от эксплуатации одного человека другим (если, конечно, эксплуатируемый не желает для себя такой эксплуатации), можно только одним способом – повышая свой уровень знаний о мире, и никак иначе. Как только эксплуатируемый станет умней эксплуататора, они тут же поменяются местами. Читая этот сайт, Вы, уважаемый читатель, неизбежно повышаете уровень своих знаний о мире, хотите того или нет, а стало быть, Вы не хотите быть эксплуатируемым (честь Вам и хвала за это желание). Статистика же сайта, увы, показывает, что его читателей совсем немного, из чего автор делает неутешительный вывод – подавляющее большинство эксплуатируемых людей вполне удовлетворены своим привычным местом в этом мире. И этот вывод подтверждается массой других авторских наблюдений за нашим миром, например, полной удовлетворенностью многих жителей Украины и Западной Европы (не забывайте, ведь «Украина – це Европа») сегодняшним положением дел на Земле. Ну а автора этого сайта сложившееся положение дел в современном мире совсем НЕ УСТРАИВАЕТ (что, кстати, указывает на «достаточно большой багаж» его знаний о мире). Понятное дело, что особенности характера каждого человека на Земле определяются, прежде всего, особенностями его подсознания (доминированием одних природных инстинктов над другими), а одних только основных инстинктов у человека — десяток (а общее их число, наверняка, ближе к ста).
Ну а характер человека определяется всего пятью доминирующими инстинктами. Очевидно, что число перестановок пяти даже из десятка – огромно, именно поэтому «все люди разные». Перевоспитать же свое подсознание человек может только через получение новых условных рефлексов. А чтобы новый условный рефлекс закрепился в подсознании человека, этому человеку необходимо неоднократно повторить одни и те же и вполне определенные условия окружающего мира. Короче говоря, «повторение – мать не учения, а воспитания». Увы и ах, но большинство людей с большой неохотой занимаются самовоспитанием, и совсем не желают заниматься своим перевоспитанием. Короче говоря, самым главным для большинства людей на Земле, и на протяжении всей их жизни, остается «раннее базовое воспитание», полученное человеком в раннем детстве от своей матери. И в этом не было бы ничего плохого, если бы большинство людей на Земле, и во все времена, не были бы эксплуатируемыми (и в особенности – как раз матери). Вот и получается, что матери, сами не желая этого, постоянно увеличивают в нашем мире число эксплуатируемых людей. А «эксплуататоры» отличаются от остальных людей только тем, что они не ленятся себя перевоспитывать (автор называет таких людей «свободными эксплуататорами»). И отличительной чертой подобных людей является доминирование в их подсознании трех (из четырех) инстинктов «второй очереди» (инстинкт сохранения достоинства, инстинкт свободы, инстинкт доминирования и исследовательский инстинкт) и двух переходных инстинктов – соревновательного инстинкта и инстинкта собирания материальных ценностей. Однако (и, слава Богу) они не являются вершиной «человеческой пирамиды», ведь выше них стоят «автономы», у которых доминируют все четыре инстинкта «второй очереди», плюс социальный (альтруистический) инстинкт вместо соревновательного инстинкта. У большинства же жителей на нашей планете доминируют инстинкты «первой очереди» (инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт веры в авторитетное мнение и социальный инстинкт), плюс еще один какой-то. Почему «автономы» стоят выше «свободных эксплуататоров»? А потому, что они не соревнуются друг с другом, а стало быть, представляют собой одно целое (через их «коллективное сознание»). Вследствие чего, «автономы» обладают не только «властью действий», как «свободные эксплуататоры», но и «властью мыслей», чего соревнующиеся начисто лишены. «ОБЩИННОСТЬ», присущая менталитету русского народа, как раз и вызывает то, чего не могут понять западные жители. Главная «загадка» русских заключается в том, что «автономов» среди них значительно больше, чем среди западных жителей, главной особенностью менталитета которых является «ИНДИВИДУАЛИЗМ». А вот, как примерно то же самое объясняет ОЛЕГ ЛАВРОВ — «Чаша для пунша Дьявола».
«Доброе утро, Империя. Пока «лучший друг Африки» жмет руки лидеров семи африканских стран, добравшихся до Петербурга, самое время поговорить о том, о чем эта встреча на самом деле — а она далеко не только о взбесившемся хуторе или о продовольствии для Африки. И здесь есть важное замечание. То, как встречают африканцев в России, радикально отличается от того, как встречают африканцев в странах КоЗы (коллективного Запада — с вашего позволения, теперь буду использовать именно такое определение). Но дело не только в этом. Менталитет глав стран КоЗа не меняется ни через столетия, ни через десятилетия — можно сразу же посмотреть на ту же Германию. И на то, как она моментально подняла гребень против России, позабыв тяжелые исторические уроки. Еще одно замечание. Политология, как наука, базируется на истории — а это именно наука. История для политологов является всего лишь неким фоном для событий, происходящих сегодня — и у каждого такого события есть свой аналог в прошлом. Не прямой аналог, но все-таки аналог — и он дает некую возможность рассматривать происходящее сейчас через призму поступков и слов, совершенных и сказанных ранее кем-либо. С этой точки зрения история для политолога является не описательным, а вполне себе прикладным инструментом — и с этой же точки зрения история для политологов всегда будет несколько иной, чем обычный институтский или школьный курс. Совершенно иной — и вот об этом мы сегодня как раз и поговорим. С точки зрения нынешней войны КоЗа против России все идет совершенно привычным путем. Сначала куча «экспертов» и «аналитиков» убеждают всех вокруг, что Россия давно уже не Российская Империя и даже не СССР. Что Путин далеко не Сталин, а Шойгу — не Жуков. Что русская армия слаба, а наша экономика — какие-то жалкие 2% от глобальной. Иначе говоря, со времен Наполеона Россия так и осталась лапотной, а со времен Гитлера — колоссом на глиняных ногах. Победы России — досадная случайность и результат ошибок прошлых попыток завоевания. Ну, кто же мог подумать, что у русских бывает лютая зима и нужно заранее подумать о запасах теплой одежды? Ошибка? Ошибка — но нынешние лидеры КоЗы гораздо умнее своих предшественников. Во всяком случае, сами-то они думают именно так, не обращая внимания на плиты с русскими надписями 1945 года по краям зала заседаний бундестага. Глазки замылились, ага, другого объяснения просто нет и быть не может. Но давайте заглянем чуть глубже. Не в войну жителей КоЗы с Россией, а в одну из войн друг с другом — и копнем мы время Гражданской войны в США 1861-1865 годов. Приглядитесь внимательнее к карте. Это карта крупнейшего на тот момент города на Миссисипи под названием Натчез — он же по совместительству являлся и важнейшим речным портом тех времен. Обратите внимание на глубокий овраг вдоль берега Миссисипи — он до сих пор носит название «Чаша для пунша Дьявола». Сейчас он по большей части закопан, но его остатки до сих пор можно найти в Натчезе — впрочем, в наше время Натчез стал довольно заштатным городком с населением в 14,5 тысяч человек — сегодня это единственный город в округе Адамс штата Миссисипи.
А вот ранее он гремел, в первую очередь благодаря обширным хлопковым плантациям в своей округе — и так как Натчез был частью Юга, то на полях трудились исключительно рабы с черным цветом кожи. Но вот грянула Гражданская война и в 1863 году северяне после упорных и долгих боев заняли город — а так как они были против рабства, то рабы со всех окрестных плантаций сбежались в Натчез в надежде на лучшую жизнь и справедливость. И раз уж мы об уроках истории, то стоит сказать, что на тот момент мир знал две Америки на территории нынешних США. Президентом Юга был Джефферсон Дэвис, политик, плантатор и рабовладелец. Вице-президент Дэвиса тоже был политиком, плантатором и рабовладельцем по имени Александр Стивенс. Севером управлял Авраам Линкольн — именно он издал законы о гомстедах и отмене рабства, которые в итоге и определили исход этой гражданской войны. Если кто забыл: гомстеды — это любые граждане США, получившие право заиметь в собственность любой незанятый участок на западе США. Именно с закона о гомстедах начался тот самый Дикий Запад, который мы видим в вестернах. На момент занятия северянами Натчеза закон об отмене рабства уже был принят несколько месяцев — и рабы, услышав про такую радость, толпами бежали в Натчез, как в самое удобное место для дальнейшего транзита вверх по реке, в благословенные земли Севера. В то время перелом в войне уже ощущался всеми, поэтому конфедераты не могли уже противостоять бегству рабов — для этого не было ни сил, ни времени, ни лишних штыков и ресурсов. И вот тут у рабов как раз и случился «сюрпрайз, мазафака!». Северяне тоже не горели желанием заниматься нуждами беглых негров — и после того, как тех стало более 40 тысяч, люди, отменившие рабство и выступавшие за всеобщее равенство, загнали все 40 тысяч в овраг, поставили вокруг ограду из колючей проволоки и устроили обычный концентрационный лагерь. Это произошло в июле 1863 года. К началу осени в Чаше успело умереть уже 2 тысячи человек, а в итоге число смертей достигло половины беглых — грубо говоря, из сорока тысяч в Чаше навсегда осталось двадцать. Чаша стала великолепным подарком для конфедератов, что позволило им сопротивляться северянам еще почти два года, а число беглых рабов в Натчез не просто уменьшилось, а стало в десятки и сотни раз меньше — и они бежали подальше от Натчеза. Соединенные пока Штаты никогда не признавали Чашу для пунша Дьявола концентрационным лагерем. Мало того, историки США всегда указывали на то, что в Чаше погибали не только черные, но и белые — и это на самом деле так.
Суть в том, что частенько рабы приволакивали с собой особо рьяных и жестоких надсмотрщиков, по которым давно петля плакала. Кроме этих моральных чудовищ были еще и ирландцы — тех, несмотря на цвет кожи, за людей тоже не считали. Ни на Юге, ни на Севере. Только вот белых в Чаше погибло несколько десятков на 20 тысяч негров — и после завершения Гражданской войны об овраге предпочли быстренько забыть. Тем более что больше трети переселенцев из Европы в Северную Америку являлись немцами. Чуть меньше было англичан — ментальность этих народов в полной мере проявилась и в борьбе с коренными племенами, и в отношении к неграм и ирландцам. Почему это важно вспомнить именно сейчас? Потому что наш Начальник, говоря о колониальном подходе КоЗы к Африке, прекрасно знает, о чем идет речь — о Чаше помнит вся Африка, бывшие рабы в Либерии принесли эту историю на континент, и уже там она обросла самыми фантастическими подробностями. «Лучший друг Африки» прекрасно понимает, почему возврат африканских стран в лоно Запада исключен — таких историй в Африке с избытком, с 17 века по наши дни. Меньше ста лет назад бельгийцы еще рубили руки детям в Конго, если их родители не выполняли норму по сбору каучука — при этом Бельгия с какого-то перепугу все еще считается цивилизованной и даже развитой страной, претендующей на роль одного из политических центров нашего мира. Это знает не только Путин. Это знает Си, это знает индус Моди, перс Раиси, араб Мухаммед бен Салман, египтянин Ас-Сиси, алжирец Теббун и все до единого лидеры глобального Юга. Да, они пока играют по международным правилам КоЗы, но время Запада уже ушло. С этим можно спорить, но это уже нельзя отрицать — сейчас мы говорим только о сроках, отпущенных КоЗе до полного загибания в букву «Зю». Обратите внимание вот на что. Для поддержания нынешнего уровня жизни Западу нужно, чтобы за его границами творился социальный ад — в этом случае КоЗа задаром получает самых образованных людей и все нужные КоЗе ресурсы. Но как только «джунгли» отказываются жить по старому, у КоЗы не остается другого выхода, кроме превращения в социальный ад части себя — именно поэтому взорваны Северные потоки, выкачиваются капиталы и предприятия из Евросоюза, а миграция из самых бедных стран Северной Африки и Ближнего Востока в Европу набирает обороты.
Да, это падение пока не столь очевидно для населения стран Европы — оно успешно прикрывается русофобией, чайнафобией и многими фобиями, в том числе и по поводу разнообразия, климата и экологии. Это как в истории с Чашей — даже когда США доедят мозг Европы чайной ложечкой и устроят в ней социальный концлагерь, они никогда этого не признают — дескать, европейские лидеры сами наделали массу ошибок, не просчитали последствия противостояния и тупо забыли запасти зимнюю одежду. Повторение Березины и Сталинграда неизбежно, только совершенно не в том смысле, который все ждут — теперь Березина и Сталинград произойдут на территории Европы и, скорее всего, без участия русских. Для этого вполне хватит мигрантов. История с Чашей довольно давняя — но вот вам события, современники и свидетели которых еще не все умерли — я говорю о ядерной бомбежке Японии. Посмотрите на японцев — население в массе своей знает, кто кого бомбил атомными бомбами, но никаких протестов и выводов в Японии не видно. И не будет видно никогда — самураи ушли, а вместо них осталось население. Без духа и исторической памяти, с промытыми насквозь мозгами — и вот эти все чем-то там смеют грозить России? И вот еще что. Образование БРИКС и ШОС, появление совместных валют для Африки, Южной Америки и арабских стран — это признак слабости КоЗы. Ресурсы для влияния кончились — и Путин начал противостояние именно в тот момент, когда КоЗа оказалась в экономическом и денежном тупике. Даже то, что всего за десять дней после соглашения в Конгрессе госдолг США перепрыгнул через 32 трлн. долларов, уже само по себе говорит о начавшейся финансовой агонии. Более 600 млрд. долларов всего за декаду — это, скажу я вам, тот еще звоночек. Набатище. Так что африканцы не зря собрались в Петербурге — и не думайте, что они там для обсуждения условий сдачи взбесившегося хутора. Они там для того, чтобы в августе в ЮАР удивить весь мир — сдается мне, что такое пристальное внимание и дружеские объятия Путина с африканцами могут сказать куда больше, чем официальные релизы и Дмитрий Песков» (ОЛЕГ ЛАВРОВ). После прочтения этой статьи возникает только один вопрос: «Почему же в гражданской войне в США победили северяне, и не южане?». По мнению автора, только потому, что среди северян было больше «автономов» чем среди южан. Лев Гумилев в соответствие со своей «Пассионарной теории этногенеза» объяснил бы это обстоятельство — похоже, но иначе – более высоким уровнем пассионарности у северян.
Пассионарность (от фр. passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть») — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающей жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса. Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилева несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью (пассионариев). Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме. Часто под пассионарностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилев лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых» (Л. Н. Гумилев «Конец и вновь начало»). В современных исследованиях личностные проявления пассионарного поведения получили название «Вигоросность». В любом случае, многие современные ученые считают теорию Гумилева антинаучной, и в этом есть своя правда. Ибо определить экспериментальным путем «степень биохимической энергии» живого вещества, порождающей жертвенность» — попросту невозможно. Хотя многие исторические примеры показывают нам, что теория Гумилева вполне работоспособна. Автор этого сайта «пошел другим путем» и расставил десять основных природных инстинктов человека строго по порядку: 1. Инстинкт самосохранения. 2. Инстинкт продолжения рода. 3. Инстинкт веры авторитетному мнению. 4. Социальный (альтруистический) инстинкт. 5. Инстинкт собирания материальных ценностей. 6. Исследовательский инстинкт, 7. Инстинкт свободы. 8. Инстинкт доминирования. 9. Инстинкт сохранения достоинства. 10. Соревновательный инстинкт.
После чего, стал определять степень пассионарности того или иного человека (или человеческих сообществ) простой суммой порядковых номеров пяти инстинктов, доминирующих в их подсознании (в том числе, в «коллективном подсознании»). Таким образом, низший уровень пассионарности определяется рангом, равным пятнадцати (1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15), а высший – сорока (6 + 7 + 8 + 9 + 10 = 40). И самый высокий уровень пассионарности оказался не у «автономов», а у «свободных эксплуататоров» (прежде всего, за счет доминирования в их подсознании соревновательного инстинкта). Смотрите сами, у «свободных эксплуататоров» — (10 + 9 + 8 + 7 + 5 = 39), а у «автономов» — (9 + 8 + 7 + 6 + 4 = 34). И полученный результат очень хорошо объясняет хорошо известные современным людям «результаты» любой «революции снизу». Все знают крылатую фразу Томаса Карлейля: «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи». Если же заменить в этой фразе и «романтиков», и «фанатиков», и «отпетых негодяев» на пассионариев («свободных эксплуататоров»), то становится ясным, что иного результата и быть не могло, что называется, по определению. И главное в таком подходе состоит в том, что «пассионарная теория» Гумилева перестает быть антинаучной. Согласно же теории Гумилева, пассионарность выше нормы проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак. Пассионарность на уровне нормы (гармоничность) означает, что ее носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой. Пассионарность ниже нормы (субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству. Л. Н. Гумилевым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности, включающая девять ее уровней. Уровень 6 – жертвенный высший уровень — человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких личностей являются: Ян Гус, Жанна Д’Арк, протопоп Аввакум, Иван Сусанин. Уровень 5 — человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон, Иосиф Сталин и др. Уровень 4 — переходный уровень акматической фазы. То же самое что и 5, но в меньшем масштабе — стремление к идеалу успеха. Примеры — Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте, Наполеон Бонапарт, Александр Суворов. Уровень 3 — фаза надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилев называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо — это все крупные ученые, художники, писатели, музыканты, и т. д. Уровень 2 — поиск удачи с риском для жизни. Это искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, еще способный рискнуть жизнью.
Уровень 1 — пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни. Уровень 0 – обыватель, тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме обскурации (время окончательной потери пассионарности), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса. Уровень – 1 – субпассионарии, еще способны на какие-то действия для приспособления к ландшафту. Уровень – 2 – субпассионарии, не способные на действия, изменения. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин, либо происходит гибель этноса, либо берут свое гармоничники (обыватели). Л. Н. Гумилев неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев — «люди длинной воли». Может быть, умный обыватель и довольно глупый «ученый», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это все не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамент: она лишь создает норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями. Согласно Гумилеву, время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль какой-то геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилевым: XVIII век до н. э. — Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство. Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию. Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение Хаттусы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона. XI век до н. э. — Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере. VIII век до н. э. — Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита. Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни.
Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен — основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги. III век до н. э. — Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий. Когуре (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III-II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче. I век — Готы (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Черному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе. Славяне. Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Черного морей. Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи. Иудеи-2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи. Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства. VI век — Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира. Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну. Боты (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай. Китайцы-2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии. Корейцы. Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка. Ямато (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.
VIII век — Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан и др. Саксы. Раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви. Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения викингов. Оттеснение лопарей в тундру. XI век — Монголы (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства — Ясы и письменности. Расширение улуса от Желтого до Черного моря. Чжурчжэни (Маньчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание северного Китая. Самураи в Японии. После этого Япония иллюстрирует интерференцию VII и XI веков и в конечном итоге переход японского этногенеза с линии ямато на самурайскую линию. Например, революция Мэйдзи и отстранение самураев от власти — это признак надлома самурайского этногенеза. XIII век — Литва. Создание жесткой княжеской власти. Расширение от Балтийского до Черного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей. Великороссы. Исчезновение Древней Руси, захваченной Литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко. Эфиопы (амхара, Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия. Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке. Кроме того, в трудах Гумилева разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведенных автором в общую таблицу. К ним принадлежит пассионарный толчок в Латинской Америке, породивший ацтеков, инков и некоторые другие индейские этносы; толчок в Южной Африке в конце 18 века, породивший этнос зулусов, и др. Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как возвышение Альморавидов. В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX-XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века. Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония — Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) — по вертикальной линии, проходящей через Кавказ.
В любом случае, началом любого этногенеза является формирование на определенной территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий: — нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза, — сочетание двух или более ландшафтов на территории, — присутствие двух или более этносов на территории. Типичный этногенез состоит из следующих стадий: Начало отсчета — толчок или дрейф, как правило, не отражен в истории. 0 — 150 лет — Инкубационный период — рост пассионарности. Отражен только в мифах. 150-450 лет – Подъем — быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжелой борьбой и медленным расширением территории. 450-600 лет — Акматическая фаза, или перегрев. Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. 600-750 лет — Надлом — резкий спад пассионарности. Гражданские войны, раскол этнической единицы. 750-1000 лет — Инерционная фаза. Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. 1000-1150 лет — Обскурация — спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация. 1150-1500 лет — Мемориальная фаза — сохранение памяти о жизни этноса. 1150 лет и далее — Гомеостаз — существование в равновесии со средой. Ну, и чего в этой теории ненаучного, кроме «биохимической энергии»? По мнению автора, за исключением этой самой «энергии» все остальное – чистая наука. И вместо девяти уровней пассионарности (как у Гумилева), у автора этого сайта получилось лишь пять уровней, хотя каждый из этих уровней вмешает в себя по пять рангов: Первый (самый высокий) — от 35 до 40, второй – от 30 до 34, третий – от 25 до 29, четвертый – от 20 до 24 и пятый (самый низкий) — от 15 до 19.