Христос воскрес
С пасхой Вас, уважаемый читатель, и пару слов по близкой к этому празднику теме — «Христос воскресе и слава товарищу Сталину!» (KOTOFAN17). «Христос воскресе, товарищи! Сегодня в честь Великого праздника хотелось бы поговорить на тему «Сталин и Православие», коротко затронув при этом тему «Православие и Коммунизм». Поговорить языком исторических фактов и аргументов, а не пустых стереотипов. К сожалению, с православных позиций сегодня принято в основном критически смотреть на Советский Союз и на саму коммунистическую идею: мол, атеизм, безбожие и т.д. Но я напомню, что ложь состоит не только в том, чтобы говорить неправду, но и в том, чтобы не говорить правду или говорить не всю правду. И все утверждения про советский атеизм – это ложь. Нет, не потому что этого не было. Было, к сожалению. Но ведь было и много хорошего, в том числе, и с позиций православного мировоззрения: социальная справедливость, большое количество отзывчивых, порядочных, честных, не гонящихся за богатством, не способных на подлость людей. И культура была гораздо более православной, чем сегодня. Достаточно посмотреть на программу православного телеканала «Спас»: 98% художественных фильмов, показываемых на «Спасе», именно советского производства. Так что сводить наше советское прошлое исключительно к атеизму, умалчивая при этом о всех его достоинствах, – это до крайности несправедливо и неправильно! Следующий важный момент: ни за что нельзя сказать, что атеизм как-то логически вытекает из сущности коммунистической идеи, что он является ее непременным атрибутом. Он, конечно, может быть присущ некоторым носителям этой идеи, но не самой идее. И то далеко не всем носителям. Примеров масса: от Фиделя Кастро, которому принадлежит изречение «Между христианством и коммунизмом в 10000 раз больше общего, чем между христианством и капитализмом» до маршала В. И. Чуйкова, который всю войну носил в партийном билете листок с написанной от руки молитвой. По моему глубокому убеждению, Православие – это единственная платформа, на которой можно построить Коммунизм или хотя бы Социализм. Ведь почему идеи Коммунизма/Социализма были так популярны и во-многом были реализованы в России в первой половине ХХ века? Потому что Россия тогда еще была глубоко православной страной. Если коротко сформулировать черты, отражающие идею, сущность Коммунизма, то окажется, что они тождественны с тем, что составляет сущность Христианства: это жертвенность, самоотверженность, ставка не на собственное благо, а на благо ближнего, нетерпимость к несправедливости, умеренность и нестяжательство.
У первых советских людей все это было, пусть даже часть из них формально отошла от Православной веры, но все равно в одночасье смыть православный фундамент, православное воспитание было невозможно. И именно основываясь на этом воспитании, на этой культуре первые советские люди совершали подвиги: освобождали страну от интервентов, восстанавливали ее из руин Гражданской войны, проводили индустриализацию, ценой страшных усилий в тылу и на фронте одерживали Победу во Второй мировой войне, восстанавливали страну после этой, самой страшной из войн. Ради этого они отдавали жизни и здоровье, понимая, что результатами героического труда им самим воспользоваться, возможно, не придется. Тем не менее, они делали это: воспользуюсь не я – так мой ближний и будущие поколения. Это есть наглядное воплощение вышеперечисленных идеалов Христианства, являющихся по совместительству и идеалами Коммунизма. А почему идеи коммунизма потерпели крах на Западе в целом и в СССР конкретно во второй половине ХХ века? Потому что Запад к началу ХХ века, а Советский Союз во второй его половине были уже достаточно дехристианизированы: «спасибо» троцким и хрущевым. Коммунистическая идея, ложившаяся не на православную, а на атеистическую почву, принципиально не могла дать результата. Люди, воспитанные не в христианской, а в атеистической культуре, в значительной своей массе были уже не способны чем-то жертвовать – ни ради ближнего, ни тем более ради будущих поколений. Собственно, эгоистическо-капиталистическое мировоззрение, все больше и больше становившееся популярным в постсталинском СССР, имеет именно атеистические корни. Ведь что есть человек системе христианского мировоззрения? Это образ Божий, а поскольку Бог – это наивысшая ценность, то значимость понятия «человек» тоже довольно высока. В атеистической же концепции человек – лишь кусок материи. Образ Божий нельзя использовать для того, чтобы всеми возможными средствами выколачивать из него деньги, обманывать его, совершать против него преступления. «Человек никогда не должен быть средством, но всегда – целью», сказал христианский мыслитель Иммануил Кант. А если человек – просто сгусток материи, то почему бы на нем не заработать, в том числе, обманным и преступным способом. Собственно, выжимать из людей побольше денег, выжимать всеми правдами и неправдами – это и есть главный принцип капитализма.
Поэтому идея построения Коммунизма на атеистической основе – это была громаднейшая ошибка. Идея, требовавшая от людей жертвенности, самоотверженности, нестяжательства, могла быть реализована лишь на Православном фундаменте. И пока он был, строительство шло успешно. Когда же этот фундамент оказался подточен, все покатилось вверх дном. Мне, конечно, скажут, что СССР был атеистическим государством, что никакому Православию там, в принципе, не было места и т.д. Это ложь! СССР не был атеистическим государством ни формально, ни тем более содержательно. Просто напомню, что во время переписи населения в 1937 году (в 1937-м, когда, по словам либеральных фальсификаторов, всех подряд якобы хватали и расстреливали!) 58%, никого не боясь, открыто назвали себя верующими. Это вдребезги разбивает сразу 2 стереотипа: собственно, что СССР был атеистическим (страна с 58% верующего населения таковой не может быть по определению) и что в Советском Союзе якобы имели место преследования за веру как таковые. А чтобы убедиться, что СССР в содержательном плане был православной страной, еще раз напомню про 98% фильмов советского производства, показываемых на канале «Спас». В то же время за 30 с лишним лет после развала СССР ничего православного по духу у нас особо не сняли. Так вот, если нам сегодня понятно тождество Православия и Коммунизма, то для такого выдающегося ума, коим обладал И. В. Сталин, это было очевидно тем более. Сталин был православным человеком и на протяжении своей политической карьеры всячески защищал Православие от троцкистско-атеистической мерзости. Об этом и пойдет речь далее. Для начала сразу несколько исторических фактов. Сталин с отличием окончил Горийское духовное училище, затем почти окончил Тифлисское духовное училище – был отчислен за несколько месяцев до выпуска (не сам ушел, а именно был отчислен). У Сталина была глубоко верующая мать, и быть атеистом Вождь, наверное, не мог просто из чувств любви и уважения к матери, воспитывавшей Сталина в Православной вере. В 1906 году Сталин венчался со своей женой Екатериной Сванидзе в церкви Святого Давида, в Тифлисе. На тот момент Иосиф Виссарионович уже 11 лет был революционером-подпольщиком и 5 лет – членом Партии. В 1923 году Сталин подписал Циркулярное письмо ЦК РКП(б) № 30, адресованное губкомам, обкомам, краевым комитетам, национальным ЦК и бюро ЦК «Об отношении к религиозным организациям»: 1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений… по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место — отменить немедля… 3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов… 4) воспретить аресты «религиозного характера»… В 1926 году Сталин крестил свою новорожденную дочь. На эту информацию наткнулся случайно; возможно, сыновья Вождя также были крещены, но точных данных я пока не встречал.
В начале 30-х гг. Сталин лично спас от разрушения храм Василия Блаженного. Каганович на макете с передвижными конструкциями представлял Сталину проект реконструкции Красной площади, передвигая макеты старых зданий и новых построек. Когда Каганович взял макет Храма Василия Блаженного, Сталин отрезал: «Товарищ Каганович, поставьте храм на место!». Вопрос был закрыт. В 1933 году Сталин дает следующее указание председателю ОГПУ В. Менжинскому: Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей… ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры (вплоть до дисциплинарной и партийной ответственности) по охране памятников архитектуры древнего русского зодчества. В 1936 году на вопрос матери «Не ты убил царя?», Сталин ответил, что не он и в подтверждение перекрестился. Через год, когда Екатерины Георгиевны не стало, Сталин распорядился похоронить ее по православному обычаю. В 1930 году Сталин продавил Постановление Политбюро ЦК ВКП(б). ЦК обязывает партийные организации: Решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, фиктивно прикрываемую общественно-добровольным желанием населения. Допускать закрытие церквей лишь в случае действительного желания подавляющего большинства крестьян и не иначе как с утверждения постановлений сходов областными исполкомами. За издевательские выходки в отношении религиозных чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности. В конце 30-х гг., давая указания помощникам о том, какие книги должны быть в его дачной библиотеке, Сталин написал: «Прошу, чтобы не было никакой атеистической макулатуры!». С начала 40-х гг. Сталин вернул Русской Православной церкви 22000 храмов, 85 монастырей, 8 семинарий, 2 академии, отобранных троцкистами. В 40-е гг. Сталин ликвидировал Союз воинствующих безбожников и ее печатный орган – газету «Безбожник». А еще раньше – лично запретил антиправославную и русофобскую оперу «Богатыри». Свое обращение к народу 3 июля 1941 года Сталин начал словами «Братья и сестры», т.е. фразой, с которой начинает свою проповедь священник с амвона. В 1943 году Сталин вернул в РПЦ должность Патриарха, упраздненную еще Петром I. В 1943 году Сталин создал Совет по делам Русской Православной Церкви во главе с полковником госбезопасности Г. Г. Карповым – для защиты интересов Церкви; причем эту защиту Карпов, как мог, осуществлял и после смерти Сталина – во время хрущевщины.
Те, кто читал сочинения Сталина, знают, что Иосиф Виссарионович любил говорить о Боге, причем слово «Бог» писал с большой буквы. Например, «Прошлое принадлежит Богу». Или вот: рассуждая о том, какой должна быть советская разведка, Вождь пишет: Нужно полностью изжить трафарет из разведки. Все время менять тактику, методы. Все время приспосабливаться к мировой обстановке. Использовать мировую обстановку. Вести атаку маневренную, разумную. Использовать то, что Бог нам предоставляет. Таких фактов из жизни Сталина можно привести немало! Итак, вышеуказанная тема сложна, многослойна. История – вообще явление сложное и многоуровневое; и понять историю в целом и отдельные ее процессы в частности можно, лишь тщательно рассматривая каждый пласт, каждый уровень, из которого они сложены. Это сегодня нам пытаются преподать историю в сильно упрощенном, попсовом и притом лживом варианте. Например, «все в Российской Империи было прекрасно, потом пришли проклятые большевики, и все стало плохо» или «войну выиграл народ – выиграл вопреки руководству страны» или «Советский Союз развалился из-за неэффективной экономики». Однако настоящий исторический анализ не терпит упрощения: он должен быть глубоким, всесторонним, рассматривающим любое историческое явление с точки зрения каждого из процессов, оказавших на него влияние. Так вот, наверное, многие, прочитав заголовок, подумают: «Православный Сталин? Что за бред? Или это юмор у вас такой?». Я это учитываю, потому что, будучи писателем-блогером со стажем, привык критически смотреть на свое творчество – чтобы аргументация была как можно более всесторонней. А в данном случае – еще и потому, что сам бы, наверное, так подумал лет 15-20 назад, когда еще плохо знал историю; а пустота незнания всегда заполняется теми или иными лживыми стереотипами. Так вот, чтобы у кого-то не возникло мнение, что автор статьи пишет бред или выдает желаемое за действительное, я специально начал с констатации ряда фактов, на которых и базирую свою точку зрения. Следующий пласт проблемы – как же быть с т.н. гонениями на РПЦ, со сложностями в отношениях государства и Церкви, в атеистической политике, имевшими место в первой половине ХХ века? И снова вопрос надо рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, Советский Союз никогда не был атеистическим государством – в содержательном плане уж точно. Во-вторых, сама тема гонений достаточно раздута. Недопустимо, например, под видом гонений на Православие подавать привлечение к уголовной ответственности священников или верующих, которые в годы Гражданской войны участвовали в белом или зеленом терроре, были причастны к шпионажу, диверсиям, террористическим актам, а в годы Великой Отечественной сотрудничали с нацистами.
В-третьих, атеистическая мерзость (разграбление и разрушение храмов, неправомерные репрессии против священнослужителей и верующих, тупейшая и бездарнейшая атеистическая пропаганда, отдающая явной русофобией – те же «Богарыри», например) шла в Советском Союзе не от Сталина, а наоборот, от его антагонистов – Бухарина, отвечавшего в 20-е/30-е гг. за всю пропаганду; Троцкого, который был никаким не большевиком, а типичным стяжателем-капиталистом и др. Устроив, например, разграбление РПЦ под предлогом изъятия церковных ценностей для нужд голодающих, Троцкий почти все забрал себе. С Православием и с Церковью в СССР боролись именно Троцкий и его последышы (тот же Хрущев). Сталин же всю жизнь защищал Православие и Церковь. Это исторический факт. И когда сегодня те или иные персонажи, пусть даже с левых позиций, нападают на Православие, хочется сказать им: вы никакие не Сталинисты, а самые настоящие троцкисты! Это троцкий и его выкормыши ненавидели Россию, а через это и Православие, красной нитью проходящее через всю русскую историю. Лозунги «Будь проклят патриотизм!» и «Россия – хворост для мировой революции» говорят сами за себя. Но троцкизм – это не есть большевизм. Противовесом и антиподом троцкизма был Сталинизм; и у Сталина, который считал себя русским по духу и гордился этим, было, конечно, совсем другое отношение к Православию, русской истории и культуре. Есть такая формула «Антисоветчик – всегда русофоб». Я бы дополнил: «Антиправославный – тоже всегда русофоб». Те, кто ненавидят Православие, те же самые люди ненавидят и Россию, русских, русский дух, русскую культуру, русскую историю. Уверен, нет на свете ни одного человека, который ненавидел бы Православие и был бы при этом патриотом России! Безусловно, можно не быть православным и при этом искренне любить Россию, но вот ненависть к Православию и любовь к России – вещи принципиально несовместимые! Ключ к пониманию того, как при православном Сталине в стране происходили определенные антиправославные процессы, находится в том обстоятельстве, что Сталин никогда не был не то что диктатором, но и вообще полновесным правителем СССР; об этом лучше всего написано в известном пятитомнике Юрия Жукова. Опять же попсовые, упрощенные варианты истории рассказывают нам, что якобы главой государства в 1918-23 гг. был Ленин, в 1924-1953 гг. – Сталин, в 1953-64 гг. – хрущев, в 1964-82 гг. – Брежнев. Однако последние два года, в силу болезни, никаким главой Ленин не был; хрущев к полноценной власти пришел лишь в 1956-м (а разрушительные процессы 1953-55 гг. на совести в т.ч. маленкова); ну а после клинической смерти Брежнева в 1976 году, наибольшее политическое влияние в СССР было у серого кардинала – андропова.
Вот и Сталина лишь относительно, с явной натяжкой, можно считать полновесным главой СССР лишь на отрезке 1939-50 гг. Почему именно 1939-50 гг.? Потому что лишь к 1939-40 гг. в результате сталинско-бериевских репрессий была уничтожена (увы, не полностью) пятая колонна внутри Партии и НКВД, Сталин вернул себе контроль (опять же, увы, не полный) над этими двумя столпами Советского государства. Ну а к началу 1951-го Сталин уже в силу состояния здоровья, после ряда перенесенных инсультов, уже не мог управлять страной в прежнем режиме. Стереотип о Сталине как о диктаторе, который легким движением руки мог претворить в жизнь все, что ему заблагорассудится – большая ложь, созданная фальсификаторами с целью утверждения, что все плохое, имевшее место в те годы – вина одного Сталина-диктатора. У этой медали должна, однако, быть и обратная сторона: раз Сталин был единоличным правителем, сам все решал, сам всем руководил, то и все хорошее (а хорошего, как ни крути, было больше, чем негативного) – это тоже единоличная заслуга Вождя. Однако же все хорошее, вопреки логике, объявляется случившимся самим по себе или вопреки Сталину. Например, та же победа во Второй мировой войне, якобы одержанная именно «вопреки Сталину». На самом деле это трагедия русской истории – что Сталин не был диктатором. Ведь чем более достойный правитель, тем больше власти ему надо дать. Обладай Сталин полнотой власти, не было бы, например, неправедных репрессий 1937 года, которые, конечно, имели место, но совершенно не в тех масштабах, о которых говорят либеральные фальсификаторы. Ведь проводили эти репрессии местные партруководители – хрущевы, эйхи и прочие постышевы, а не Сталин; и проводили именно потому, что у Сталина не было власти над ними. Еще один яркий пример – избирательная реформа, которую Сталину не позволили претворить в жизнь: проект о прямых, альтернативных, равных и тайных выборах потерпел в 1937 году крах на заседании Политбюро: 3 голоса – «за» (в том числе сам Сталин), 7 голосов – «против» при одном воздержавшемся. Тот факт, что члены Политбюро запросто голосовали против авторских сталинских проектов, опровергает ложь про то, что Сталина якобы боялись и стремились во всем ему угодить. Я уж не говорю про тот факт, что для реализации своих планов «диктатору» Сталину вообще приходилось иметь дело с Политбюро. Или другой пример: крах сталинского проекта на счет Партии. Сталин хотел отодвинуть тогда еще ВКП(б) с руководящих позиций в государстве, оставив за ней лишь идеологические, пропагандистские и кадровые функции. Но Политбюро в январе 1944-го завернуло и эту инициативу Вождя. А ведь дело было в период расцвета политического могущества Сталина.
Иными словами, происходившее при Сталине и происходившее по воле Сталина – это две разные вещи, далеко не всегда совпадавшие. И предъявлять Вождю те или иные государственные действия антицерковного или антиправославного характера – анти исторично. Нет, Сталин мог, конечно, начать в открытую играть в пользу Православия – но его тут же сняли бы со всех постов, и никакого успеха такой шаг бы не принес. Поэтому Вождь, тонкий и расчетливый тактик, занял выжидательную позицию, помогая Православию и Церкви по мере своих сил и политического веса. В 20-е и 30-е гг. это были письма и обращения в партийные органы и органы ГБ в защиту Церкви и сохранение отдельных церквей, в 40-е гг. – уже тысячи открытых храмов и десятки монастырей, а также возвращение патриаршества. Есть точка зрения, что эти шаги Сталин предпринял исключительно из конъюнктурных соображений: заискивал, рисовался перед американцами и англичанами. Однако эта версия совершенно не жизнеспособна. Во-первых, Сталин в принципе не был человеком, который станет перед кем-то заискивать и идти на резкие, односторонние уступки – если рассматривать эти действия Вождя именно как вынужденную уступку, а не как исходящие от чистого сердца. Во-вторых, чего же это Сталин стал заискивать перед англосаксами именно во второй половине 1943-го? В 1941-42 гг., когда положение на фронтах было тяжелым – еще куда ни шло. Но вторая половина 1943-го – время, когда уже было ясно, что победа СССР в войне – это исключительно вопрос времени и что Советский Союз прекрасно справится и без помощи «союзников»! В-третьих, после войны англосаксы быстренько сбросили с себя союзнические маски, вновь став открытыми врагами Советского Союза. Необходимости рисоваться, лебезить перед ними больше не было. Согласно выше озвученной логике, Сталин в сердцах должен был сказать: «Проклятые англосаксы! Из-за вас я, идейный атеист, пошел на уступки Церкви, а вы от меня отвернулись. Да я сейчас лично сгною всех священников в подвалах Лубянки, лично взорву все оставшиеся храмы, а Патриарха расстреляю своими руками!!!». Но нет, ничего такого не случилось. Процерковная государственная линия не была свернута. До середины 50-х гг. Церковь жила себе спокойно: проблемы возобновились уже после смерти Вождя – при недодавленном троцкисте хрущеве. В 1954 году вышло постановление ЦК «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». Сам термин «научный атеизм», конечно, в высшей степени вздорный; но вот почему и откуда взялись эти самые «крупные недостатки в атеистической пропаганде»? Да потому что Сталин все это свернул настолько сильно, насколько мог!
В детстве и юности Сталин был горячо верующим человеком – с этим никто спорить не станет. А что случилось дальше? Категорически не принимаю версию, что Вождь в Духовной семинарии навсегда утратил Православную веру. Предавший однажды – предаст снова. Человек, который однажды предал, диаметрально изменил свои прежние убеждения, рано или поздно предаст, изменит и новые. Сталин же не были предателем никогда – ни в юности, ни в средние годы, ни в зрелом возрасте. Есть версия, что Сталин отошел от веры из-за плохих условий в семинарии и недостойных священников, с которыми ему приходилось иметь дело. Но по такой же логике Сталин должен был разочароваться и в коммунизме, глядя на то, сколько недостойных людей в Партии. Нет, Иосиф Виссарионович прекрасно понимал, что никакие люди не могут дискредитировать Идею! Не согласен и с тем, что Сталин вернулся к вере лишь в годы Великой Отечественной войны – то ли испугавшись фашистов, то ли просто что-то переосмыслив. Не был Сталин инфантильным человеком, мечущимся в своих убеждениях: тут верю, здесь не верю, тут снова верю. В плане внутренних качеств это был именно стальной человек. Православная вера, подкрепленная силой материнского авторитета, никогда не покидала Сталина, просто Вождь ее не выпячивал, не афишировал, а молча делал православные дела. Так уж устроена жизнь, что человек, выпячивающий свою веру, внутри как раз-таки никакой особой веры не имеет, по-настоящему же верующий эту самую веру афишировать не стремится. И если Сталин не писал и не говорил, что является верующим – это не значит, что не был таковым на самом деле. Тем более что говорить и писать о себе Сталин вообще не любил. Опять же, если вы читали Вождя, то наверняка заметили, что говоря о себе, Сталин чаще всего вообще употребляет местоимение «мы», не отделяя себя от народа, от своих соратников. Кстати, о том, что говорил и писал Сталин: как в письменных постановлениях, так – и в устных выступлениях Иосиф Виссарионович порой вынужден был сохранять атеистическую риторику – по-другому было нельзя. Это тот случай, когда надо вспомнить о таком явлении, как политическая риторика, которую никогда не следует воспринимать всерьез. Это тот случай, когда слова – ничто, дела – все. А о делах Сталина в отношении Православия было сказано выше. И когда сегодня те самые слова Сталина приводят как доказательство якобы атеистичности Вождя – это ложь! Точно так же можно надергать из контекста слова Сталина, где он с симпатией и уважением говорит об Англии и США, об их политическом руководстве. Уважал ли Сталин людей, которые создали гитлера, организовали Вторую мировую войны и были повинны в смерти 20 миллионов советских граждан? Нет, конечно, никакого уважения и симпатий к ним Сталин не испытывал, но вынужден был соблюдать определенную риторику, определенные правила игры.
Ну а цитатничество и вырывание из контекста – это в принципе лживые методы исторического исследования! Так вот, возвращаясь к юности Сталина: будучи человеком широкого ума, мыслящим не шаблонами, а живыми категориями, Иосиф Виссарионович явно понимал, что Православие и Коммунизм при разных внешних формах содержательно тождественны, что они учат нас одному и тому же: жертвенности, самоотверженности; ставке не собственное благо, а на благо ближнего; нетерпимости к несправедливости во всех ее проявлениях; внутренней неспособности на подлость; умеренности и нестяжательства. Вместе с тем Сталин понимал, что истинное Православие, подлинное служение Богу – это в первую очередь определенный стиль жизни, образ действий, а не только выполнение ряда религиозных обрядов и предписаний, являющихся лишь второстепенным дополнением к этому стилю. Понимал Сталин и то, что став членом РСДРП и придя к власти, послужить Богу он сможет больше, чем просто став священником; хотя еще раз нужно подчеркнуть: из семинарии будущий Вождь ушел не добровольно, а был исключен с лишением права занимать священническую должность на протяжении 11 лет. В начале статьи я написал, что привык смотреть на свое творчество критическим взглядом. Так вот, что если я ошибаюсь в своей точке зрения и Сталин все же утратил веру в семинарии, оставшись до конца своих дней атеистом-безбожником. Рассмотрим и такой вариант. Меняет ли это суть нашего разговора? Ничуть! Православие – это в первую очередь стиль жизни и поведения, образ мыслей и действий, а уже потом – религиозность. Именно православным и богоугодным и был весь образ жизни Сталина. Он ушел в революцию не ради того, чтобы кого-то убивать, не ради жажды власти и обогащения, а ради облегчения жизни простого народа.
Ты хотел, чтобы с каждым вздохом
Только радость вдыхал человек.
Да мужает твоя эпоха,
Простираясь из века в век! Такие строки написала на смерть Вождя Ольга Берггольц. И действительно, всю свою жизнь Сталин употребил на то, чтобы только радость вдыхал человек. Придя к власти, Вождь использовал ее не в личных целях и интересах, а в интересах простого народа: построил общество социальной справедливости, создал мощнейшие социальные лифты, ликвидировал безработицу, свел к минимуму коррупцию, преступность, социальное расслоение, сделал ипотеку под 1%, ежегодно снижал цены. Наверное, ни один правитель в мировой истории не заботился о широких массах простого население так, как это делал товарищ Сталин! А аскетизм и нестяжательство Вождя! 30 лет возглавлять огромную державу и не нажить себе ни кучи яхт и коттеджей, ни вилл и личных вертолетов, ни гаремов из любовниц и гардеробов с костюмами за десятки миллионов, ни золота и бриллиантов! А дети Вождя! Сколько усилий Сталин приложил, чтобы они выросли не избалованной золотой молодежью, а достойными людьми! Когда началась война, и Яков, и Василий ушли на фронт, сражались на передовой. Яков погиб. Василий остался жив, совершил 26 боевых вылетов, каждый раз летая без парашюта, чтобы в любом случае не попасть в плен. И если товарищ Сталин не был православным по своему образу жизни, по своим стремлениям, то кого тогда вообще можно назвать православным?! Имя Сталина свято для России во всех смыслах. Есть у Русской Православной Церкви традиция – канонизировать выдающихся государственных и военных деятелей: Александр Невский, Дмитрий Донской, Илья Муромец, Федор Ушаков. Дай Бог, когда-нибудь она созреет и до прославления в лике святых товарища И. В. Сталина. Еще раз с Праздником! Христос воскресе, и, слава Богу за Сталина!» (KOTOFAN17). Как очень верно подметил в свое время Антуан де Сент-Экзюпери: «Вожатый покажет мне путь, но пройду его я сам, он оставит меня в одиночестве, уверив, будто я сам открыл Вселенную. Я шел за ним, но нашел свое».
Так, и автор этого сайта, прочитав данную статью, открыл для себя свое – Марксистский коммунизм, как и любая мировая религия, являются недостижимыми Утопиями, к которым, тем не менее, стремятся все люди нашего мира. А разница между ними только одна – коммунизм пытается натянуть на себя «научный хитон», а религии прячутся в «тоге Веры». Ну а главным для всех подобных сущностей является поиск справедливости в нашем мире. Однако «все люди разные», как и сообщества людей, именно по этой причине, различных вариантов и справедливости, и коммунизма, и религий – всегда много. Вспомните, например, о «Шведском социализме», который действительно был более «социальным», чем Советский, хотя и не был социализмом в тогдашнем понимании этого термина. В любом случае, построить идеальное государство не получится ни у кого, что называется, по определению, однако это совсем не означает, что к идеалу не стоит стремиться. Но стремиться к нему надо с учетом реального положения дел в нашем мире, а стало быть, надо быть реалистами, а не коммунистами или священниками. И всегда помнить, что «всему – свое время, всему – свое место, и всему – своя мера». Очевидно, что тот коммунизм, о котором здесь рассуждает автор этого сайта, может быть построен именно в сегодняшнее время, и был бы абсолютно алогичным и для Советского времени, и для любого другого. Увы и ах, но многие еще живые «Советские люди» этого не понимают и ратуют за возврат СССР-2, хотя такой возврат так же алогичен для нашего времени, как и авторский «государственный коммунизм» — для Советского. Вот и Сталин был реалистом, и он сделал только то, что мог сделать в свое время. И не нам его судить! Еще раз с пасхой Вас, уважаемый читатель.