Небольшой экскурс в будущее
Ну а прежде, разберемся с настоящим — «Путин создает добровольческую армию и переводит экономику на военные рельсы» (Мистер Х). «Я дважды уже писал на тему наших древних Т-62, которые засветились под Херсоном, и обе эти публикации вызвали лавину просмотров и кучу комментариев. Вижу, эта тема волнует не только меня, читатели тоже в недоумении, зачем нам этот утиль на украинском ТВД? Тогда я уже попытался доказать, что не такой это уже и утиль, а очень даже страшное оружие в умелых руках, напирая на вооружение танка – его гладкоствольную 115-мм полуавтоматическую пушку 2А20 и два пулемета (спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТ с боевой скорострельностью 250 выстрелов/мин. и турельный зенитный 12,7-мм ДШКМ с вдвое меньшей скорострельностью, но оснащенный оптическим коллиматорным прицелом К-10Т). Но, тем не менее, применение этого танка на Украине вызвало больше вопросов, чем ответов. Сегодня постараюсь их отчасти снять. Приведенный ранее мною военный эксперт Владислав Шурыгин предположил использование Т-62 в качестве штурмового орудия при взятии городов-крепостей. Я же предполагал применение этих танков в качестве долговременных огневых точек, закопанных по башню в землю, на херсонском направлении, как своеобразные доты. Обе версии оказались ошибочными. Использование Т-62 на нулевой отметке при взятии городов в качестве штурмового орудия глупо и преступно по отношению к экипажу, ибо при имеющемся уровне защиты (бронирование крыши башни – 30…58 мм и крыши корпуса – 16…30 мм) он станет легкой и сладкой добычей любого вражеского пехотинца, вооруженного стареньким советским РПГ-7, не говоря уже про британо-шведский ПТРК NLAW или американский FGM-148 Javelin, что в условиях плотной городской застройки вполне вероятно, противнику даже не придется залазить для этого на крышу высотного здания или верхний этаж, поскольку противотанковая ракета летит по баллистической траектории, пикируя сверху на цель. Когда проектировался Т-62, подобных ПТРК не существовало, как не существовало и кумулятивных зарядов РПГ, способных прожигать броню, поэтому и защиты от них у Т-62 нет. Поэтому бросать его на «ноль» глупо и преступно. Использование же его в качестве дота, закопав по башню в землю, тоже глупо, поскольку он рискует стать сладкой малоподвижной целью уже для БПЛА противника (бронирование крыши башни я указал выше – любой дрон пробьет), да и глупо закапывать в землю то, что может еще ездить и стрелять. Единственное разумное применение Т-62 напрашивается в качестве САУ (самоходной артиллерийской установки) в 1-й и 2-й линиях наступления/обороны.
По дальности боя (до 5,8 км) он уступает штатным самоходкам – у сопоставимой ему по калибру 122-мм «Гвоздики» 2С1 она составляет 15,2 км, (про 152-мм «Акацию» 2С3 и 203-мм «Пион» 2С7 даже не говорю), но зато он превосходит всю имеющуюся буксируемую арту и по мобильности, и по защищенности. Стрелять из закрытых позиций, не говоря уже про прямую наводку, танк обучен, может стрелять как по бронированным целям (бронебойным оперенным подкалиберным и кумулятивным зарядами) на прицельной дальности до 5800 м, так и по пехоте и легкобронированным целям противника (осколочно-фугасным зарядом) на прицельной дальности до 4000 м. Контрбатарейной стрельбы он не боится, ни реактивная, ни ствольная арта противника с закрытых позиций ему не страшна, минометы тем более. Главное не вылезать на «ноль» и не подставляться под ПТРК и РПГ противника, а на 1-й и 2-й линиях обороны экипажу ничего не угрожает – он в танке. Отстрелялся – уехал. На хранении у нас таких танков около 2,5 тыс., 115-мм снарядов к ним тоже хватает, так почему бы их не утилизировать на Украине? Танк хорошо себя зарекомендовал в Сирии в армии Башара Асада и в Ливии в вооруженных формированиях генерала Хафтара, где он применялся всеми сторонами конфликта (не надо думать, что басмачи-воины Аллаха воюют исключительно на тачанках-джихадмобилях, там были и наши Т-54, Т-55 и американские М60 у турок). Танк прост в управлении, не требует длительного обучения, да и танкисты Асада, имеющие опыт работы с похожими в управлении Т-55, легко на них переучиваются. Да, он не может противостоять современным отечественным танкам 3-го поколения Т-64БМ/72Б3/80У/90М и их иностранным аналогам, но с любыми танками 2-го поколения он разберется на раз, хоть с нашими, хоть с иностранными, главное его не бросать под ПТУРы, ПТРК и РПГ противника. В войнах малой интенсивности против слабых армий стран 3-го дивизиона он король. Но вся беда в том, что здесь на Украине мы воюем не с армией 3-го дивизиона. И на вооружении у ВСУ стоит опередивший свое время лучший, по моему мнению, танк 20-го века легендарный Т-64, который мы в силу его уникальности никогда не поставляли на экспорт, доведенный за годы независимости небратьями до уровня танка 3-го поколения Т-64БМ «Булат». Он превосходит по многим показателям наш Т-72Б (особенно в части электроники системы управления огнем), который, кстати, мы не стеснялись гнать на экспорт много куда. Не забываем, что у небратьев отличная школа танкостроения, которая никуда не делась. Легендарная наша «тридцатьчетверка» была создана именно в танковом КБ Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (литерный завод №183) легендарными конструкторами Михаилом Кошкиным и Александром Морозовым. Кстати, имя последнего и носит ХКБМ (на базе все того же литерного завода №183 транспортного машиностроения им. Малышева, вернувшегося в Харьков из эвакуации в Нижний Тагил после ВОВ уже под новым названием), разработавшее не менее знаменитый Т-64.
Он стал прорывом, опередившим время, и позволил на его базе модернизировать танк 2-го поколения Т-64А до уровня танков 3-го поколения, чего, кстати, на базе нижнетагильского Т-72 сделать не удалось, в результате чего появился Т-90, как очень глубокая модернизация Т-72Б. Представления, что мы воюем здесь с папуасами, вооруженными луком и стрелами, ошибочное. Нам здесь противостоит едва ли не сильнейшая армия Европы (по численности так точно!), линейные части которой оснащены по стандартам НАТО, обучены и натасканы не хуже, а подчас даже и лучше нас. Здесь на полях Украины отрабатываются новейшие тактики сетецентрической войны, благо в штабах и командных пунктах ВСУ сидят кадровые офицеры НАТО, которые осуществляют оперативное управление базой передачи данных от низкоорбитальной спутниковой группировки США, в режиме нон-стоп сканирующей зону боевых действий, на низовое звено ВСУ, получающее в режиме онлайн целеуказания с точными координатами целей и привязкой их на местности, отсюда и такая высокая точность стрельбы их реактивной и ствольной артиллерии. Прибавьте к этому еще и самолеты-разведчики, как пилотируемые натовские, так и беспилотные ВСУшные, сутками висящие над территорией Незалежной, информация от которых тоже стекается в Единый центр управления, где моментально обрабатывается и передается на места, чтобы осознать всю сложность момента и с кем нам тут приходится иметь дело. Про тактику, примененную их ракетчиками, успешно освоившими поставленные им дедушкой Джо хваленые системы HIMARS, когда они разряжали наши системы ПРО предварительным залпом своих «Ураганов», после чего повторным залпом очень точно накрывали американскими «Химерами» наши склады и командные пункты даже глубоко за линией фронта, вы, наверное, и без меня все знаете (результативность – 100%, один залп – один склад/КП и смена позиции). А вот про тактику ведения воздушной войны в небе над Украиной некоторые, наверное, не в курсе. До сих пор многие термоядерные диванные патриоты заламывают руки и горестно вопрошают невидимого Путина: «Где наша авиация? Где обещанное доминирование в воздухе?!». Отвечаю, мы бережем наших пилотов, ибо система ПВО противника в первые дни СВО подавлена не была, истребительная авиация ВСУ старательно избегала воздушных схваток, выводя нас на «осиные гнезда» зенитно-ракетных комплексов, расположенных, где эшелонами, где очагами. Поэтому наши ВКС в стратегическую глубину не летают, туда летают наши «Калибры» и «Искандеры-К», а также другие высокоточные ракеты уже воздушного базирования, запускаемые с нашей территории. От себя уже могу добавить, что ВКС РФ не летают даже в Харьков, хватило одного сбитого Су-24, чтобы прекратить эту практику, теперь каждую ночь, как по расписанию, прилетают «Искандеры» и Х-32, а наутро куда-то пропадают очередные военкоматы и др. гражданские объекты, которые небратья стали использовать в мобилизационных целях.
Про низкоорбитальную спутниковую группировку США, работающую на ВСУ, я уже сказал выше, поэтому летчикам из-за этого приходится летать на бреющем, чтобы не светиться новогодней елкой на многочисленных радарах. При этом уворачиваться еще и от ПЗРК, которыми нафаршированы все ключевые пункты военной инфраструктуры и боевые порядки ВСУ. Иногда к нашему штурмовику или ударному вертолету устремляются сразу по 6-8 «Стингеров», что говорит только о том, что аппарат «ведут» натовские средства наблюдения и дальней разведки едва ли не с аэродромов, предупреждают украинские ПВО по цепочке приказов, вплоть до низового звена, бегающего с тубусами ПЗРК. Кроме того мы столкнулись еще и с тактикой, когда системы ПВО противника при обнаружении наших ЛА отключали собственные радары, обходясь для этого средствами ДЛРО стран НАТО из-за пределов 404-й. Наши летчики их не видели, зато они прекрасно видели нас, и как только наши машины появлялись в зоне поражения ЗРК, их расчеты на короткое время включали станции подсветки и целеуказания – быстрый запуск и ходу. Опустишься ниже, чтобы не светиться лишний раз – а там ПЗРК, причем тепловые ловушки против британских ПЗРК Starstreak уже не работают (там другой принцип целенаведения), пока наши экипажи спасает только БКО «Витебск». Из этих фактов можно сделать печальный вывод, что фронтовая авиация как наша, так и будущего потенциального противника (я имею в виду страны НАТО) растаяла в небе над Украиной, столкнувшись с новыми реалиями. Ну что же, будем думать, что делать? Кстати, там же растаял миф и об эффективности применения ударных БПЛА (где хваленные турецкие Байроктары? чего-то о них давно ничего не слышно!). При этом про разведывательные БПЛА я ничего не говорю – они реально концептуально изменили тактику ведения боя, без них сейчас никуда, ни пехоте, ни артиллерии! Именно по этой причине на первое место в контрбатарейной борьбе выходят САУ, потому как буксируемая арта не успевает сняться с места стрельбы, чтобы не попасть под ответный огонь, иногда ее накрывало еще до того, как она успевала сделать первый выстрел. И именно по этой причине Путин и расконсервировал древние Т-62, потому как запасы самоходной арты благодаря стараниям местных противников насыщения наших войск «Коалициями-СВ», «Мста-С», не говоря уже про более старые самоходки «цветочной» серии («Гвоздики», «Акации», «Гиацинты», «Тюльпаны» и «Пионы»), оказались недостаточными, а именно они во многом сейчас и предопределяют исход войны на Донбассе. Кстати, опыт применения колесных САУ стран НАТО с их большей мобильностью, при более низкой проходимости, заставил и нас пересмотреть свою концепцию в их пользу, (до этого у нас был перекос в сторону гусеничных САУ). Как видите, все учатся на своих ошибках.
Здесь на украинском ТВД обкатываются методики и тактики ведения будущей войны, которая уже не за горами. То, что нас Запад не оставит в покое, понятно уже даже ребенку. Он усиленно готовится к новой войне, поэтому проиграть здесь на Украине мы просто не имеем права! Но и Запад совсем не дурак, он тоже понимает, что выиграть у нас здесь у него не получится, поэтому руками безмозглых и бесправных украинцев, которых как пушечное мясо преступный украинский режим загоняет на войну, он просто пытается повысить для нас стоимость этой войны, вымотав и обескровив наши ВС, а заодно отработав на нас новейшие тактики ведения боя. Но то, что в лице ВСУ нам противостоит очень достойный, умный, жестокий, коварный и идейно мотивированный противник, натасканный за эти 8 лет на войну с нами до последнего украинца, вы уже поняли. Как мы это допустили и куда смотрели все эти 8 лет, это уже другой вопрос?! Поэтому наша задача сохранить в боях на Украине наше лучшее «железо», проверив на практике новейшее, и по возможности при этом обойтись еще и малой кровью. Задача не из легких! Когда стало ясно, что ограниченным контингентом нам Украину не взять, а объявлять всеобщую мобилизации не хотелось бы, Путин объявил скрытую мобилизацию через набор добровольцев-контрактников. Организация этой работы началась сразу после провала 1-го этапа СВО, который закончился вынужденным отводом войск из-под Киева, Сум и Чернигова, и переходом ко 2-му этапу по планомерному уничтожению живой силы и техники противника на донбасском ТВД с минимальным продвижением наших войск вглубь остальной территории 404-й. Некоторые особо недалекие товарищи ставят это Путину в вину, не понимая конечной цели подобного – мы не территории захватываем, зачем нам делать лунный пейзаж, пройдя по ним паровым катком, нам их потом еще восстанавливать, мы утилизируем и денацифицируем ВСУ на локальном ТВД. Для похода вглубь 404-й пока сил недостаточно. Создаем преимущество на локальном участке, как в живой силе, так и по плотности огня (для чего и понадобились Т-62), и реализуем данное преимущество, утилизируя здесь самые боеспособные и мотивированные части ВСУ. На остальной территории 404-й защищать ее будет уже некому (уже сейчас на удерживаемых хунтой территориях Незалежной за одним призывником бегают по два военкома со взводом автоматчиков), и морально желание пропадет, и фактически ни людей, ни «железа» уже не останется (как бы ни усердствовали союзники 404-й, «железо» без людей не ездит и не стреляет!). Наша же задача сохранить по возможности еще и свое самое лучшее «железо» для войны с коллективным Западом, который, уже с выбранного пути не свернет. Именно поэтому во многих регионах России и формируются новые части, составленные из добровольцев-контрактников. Контрактная армия должна будет подпереть профессиональную с тыла, ей предстоит взять под контроль территории, которые будет освобождать армия прорыва, костяк которой сейчас и проходит испытание огнем на Донбассе.
Многие и на Украине, и на Западе обратили внимание на слова Путина, что мы всерьез еще ничего на Украине и не начинали. Каждый по-своему истолковал их, не понимая, что за этим стоит. Я вам сейчас поясню. До сих пор мы воевали на Украине весьма ограниченным контингентом войск на локальном ТВД, для похода вглубь 404-й нужно кратное увеличение группировки для удержания уже освобожденных территорий. Добровольцы-контрактники набираются сейчас по многим регионам России именно для этого. Для повышения мотивации им кратно повышают денежное содержание (в зависимости от звания – от 220 до 350 тыс. руб/мес), сейчас рядовой-контрактник получает в зоне БД 62 тыс. руб/мес, (как говорится, почувствуйте разницу). Контракт заключается минимум на 6 месяцев (с возможностью продления), берут всех желающих, годных по состоянию здоровья от 20 до 50 лет (по отдельным ВУС – до 60 лет), служба в ВС РФ приветствуется (но необязательна), все добровольцы получают статус ветерана БД, полный соцпакет со всеми причитающимися соцвыплатами (в том числе и для членов семьи). Сразу контрактник на руки получает единовременно 200 тыс. руб. Фактически у нас на глазах создается еще одна Добровольческая армия, которая по численности будет равна численности Сухопутных войск РФ (300 тыс. чел). Во многих регионах РФ (Нижний Новгород, Оренбург, Татарстан, Башкирия, Тува, Бурятия, Пермь, Киров, Приморье, Чечня) батальоны уже набраны, сейчас на полигонах они проходят боевое слаживание. Я совершенно не шучу, я только перечислю некоторые из них: Нижегородская обл. – танковый добровольческий батальон им. Кузьмы Минина, Оренбургская обл. – мотострелковый добровольческий батальон «Яик», Татарстан – два добробата «Алга» и «Темир», Пермский край – тоже два батальона «Парма» и «Молот», Башкирия – мотострелковый добровольческий батальон им. Минигали Шаймуратова, Кировская обл. – добробат «Вятка», Приморский край – добровольческий батальон «Тигр» на базе 155-й бригады морской пехоты, в Грозном со всего Северного Кавказа сформировали сразу четыре батальона – «Север-Ахмат», «Юг-Ахмат», «Запад-Ахмат» и «Восток-Ахмат», укомплектованные артиллерией и танками. Кстати, теми самыми Т-62. На нулевую отметку их сразу не бросят, пока ими закроют 2-ю и 3-ю линию обороны, где нет высокой концентрации танковых соединений ВСУ и натовской артиллерии. Как заявляет украинская сторона, они уже сейчас наблюдают на запорожском направлении три роты танков Т-62 (это 30 машин), считай, целый танковый батальон. При этом на остальных направлениях (донецком, луганском и херсонском) «агрессор» сосредоточил еще около сотни этих машин. А всего Путин, по данным украинской стороны, собирается снять с хранения более 300 единиц этой бронетехники. Им, конечно, виднее, но мне кажется, что намного больше. Зачем Путин это делает, я уже объяснил выше.
А вот чего небратья не знают, так это того, что Путин снимает с хранения еще и ТРК «Точка-У», которые с 2019 года в связи переходом РВА на ОТРК «Искандер» были сняты с вооружения ВС РФ, частично переданы Белоруссии, частично Сирии, но около 120 ПУ еще числились в резерве и находились на базах хранения МО РФ (сколько осталось ракет к ним, вообще никто не знает). Вот и пришло время расчехлить резервы, жалко на вас «Искандеры» тратить (1 баллистическая ракета «Искандер-М» стоит 3 млн. долл, в то время как 1 ракета 9М79 к «Точке-У» стоит 300 тыс. долл). Все равно срок их хранения не вечный, рано или поздно придется утилизировать, так почему бы не утилизировать их на Украине с пользой для всех? Те самые тактические баллистические ракеты с массой БЧ 482 кг и дальностью 120 км, что вы с 2014 года по Краматорску, Алчевску, Логвиново, Саур-могиле, Белгороду, Херсону и Мелитополю шмаляли (там список еще длинный, более 100 прилетов!). Вот вам ответочка и прилетит. Понятно, что будут работать уже не добробаты, а спецы РВА. Время подлета до места назначения 136 сек. Ждите! Ну, и в качестве вишенки на торте – подарок для небратьев. Вчера, 14 июля Путин подписал Закон о спецмерах во время военных операций за рубежом. Закон разрешает правительству временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты, разбронировать материальные ценности Госрезерва, привлекать работников предприятий к работе ночью, в выходные и праздничные дни. Как пояснил вице-премьер правительства Юрий Борисов, мера «позволит ликвидировать дефицит отдельных специалистов в ряде организаций ВПК для выполнения контрактов». Для тех, кто не понял, я поясню – экономика страны переводится на военные рельсы. ВПК будет загружен под завязку и переходит на 3-х сменную работу (соответствующая оплата предусмотрена). Гособоронзаказ будет выполняться в первую очередь, это коснется всех юридических лиц. Шутки закончились, Россия начинает воевать по-взрослому! Сегодня, 15 июля Госдума РФ должна собраться на экстренное внеочередное заседание. Ведущий News-Front Сергей Веселовский в интервью порталу «Журналистская правда» предположил, что на этом заседании будет рассмотрен вопрос объявления войны Украине. По словам Веселовского, если война будет объявлена, то любая помощь западных союзников Украине сделает их участниками «с той стороны, которой они помогают», независимо от вида помощи – будь то оружие или снимки со спутников, или что-то еще. И тогда Запад получит ультиматум – раз помогаете, значит, у нас развязаны руки, и мы можем наносить удары по вашим военным объектам, которые в этой помощи задействованы. «Предполагаю, что 15 июля мы объявим войну Украине, и поставим перед выбором Запад: входить в нее по полной, подставляя свои территории и граждан под наши контрудары, либо же отойти в сторону, и не мешать нам заниматься денацификацией и демилитаризацией», – заявил политолог журналистам портала. На этой оптимистической ноте я прощаюсь с вами. Желаю всем добра и мира» (Ваш Мистер Х).
Что же касается нынешнего положения дел на фронтах СВО, то его можно понять из статьи «Алабая» — «176 000 — включает в себя количество убитых, раненных без возможности продолжить службу и пропавших без вести…». «Итак, согласно полученной информации, в расчетах Генштаба Украины представленных в аналитической записке Президенту Зеленскому фигурирует численность безвозвратной убыли личного состава ВСУ, погранвойск, МВД и сил Нацгвардии за период с 24.02 по 11.07.2022 фигурирует цифра 176 000. Она в себя включает убитых, раненных без возможности продолжить службу и пропавших без вести. Учет потерь сил территориальной обороны в отчет не включен (а чего их считать…). Таким образом, имеем ряд важных аспектов: 1. Война каким-то образом уже коснулась, минимум 800 000 родных и близких граждан Украины. 2. С такими темпами потерь противника и нашего продвижения — мы неизбежно выйдем на 600-800 000 потерь противника… Таким образом, позволю себе сделать вывод: как бы наш Президент не старался за счет реализации принципов гуманности и минимальных потерь противника достичь минимализации скрытой ненависти к армии России — то с учетом реалий и прогнозов — это нереально. Даже при оптимистичном прогнозе — по завершении СВО мы получим минимум 25-30 процентов ненавидящих РФ украинцев. ВЫВОД: Необходимо начинать действовать без оглядки на мнение мирового сообщества и гипертрофированного гуманизма к стороне противника. В приоритет поставить цели СВО, жизни военнослужащих РФ, армейских корпусов ЛДНР и нашего мирного населения! В любом случае, раз уж так получилось — дело (СВО) необходимо доводить до конца, иначе получим ситуацию еще хуже, чем была до начала СВО и однозначно национальные интересы и безопасность Российской Державы окажутся под серьезной угрозой! Победителей не судят только тогда, когда победители — сами судьи!» (https://t.me/pozALABAI/3910). Ну и «на закуску» – пару слов о положении в мире – «Следующий пошел» (colonelcassad). «Вслед за Джонсоном пришел черед правительства Драги в Италии. Хотя его отставка формально не связана с Украиной, погубила правительство Драги именно война на Украине. Экономические последствия этой войны для Италии оказались таковы, что правящая коалиция не смогла договориться о мерах по поддержке итальянской экономики в связи с порожденным войной экономическим кризисом и де-факто развалилась, что и привело к отставке Драги.
Это не значит, что произойдет какой-то решительный поворот в действиях европейских сателлитов США в отношении России. Вовсе нет. Но данная отставка, вкупе с отставкой Джонсона показывает, что у европейских политиков нет возможности покрывать нарастающий экономический кризис и падающий уровень жизни криками «Во всем виноват Путин». Так это не работает, в чем уже убедились Джонсон и Драги, а также Макрон на парламентских выборах. Вероятное поражение демократов на промежуточных выборах в Конгресс, по тем же самым причинам, лишь подтвердит данную тенденцию, которая показывает цену войны на Украине для политических элит Запада. А ведь еще в марте предполагалось наоборот – антивоенные митинги должны были сокрушить режим Путина, а экономика РФ должна была быть разорвана в клочья. Получилось немного не так – наиболее жесткие экономические последствия приняла на себя Европа (если не считать Украину), а последствия войны начали заваливать тех политиков, которые позволили ее развязать. Отказ президента Италии принять отставку Драги в условиях распада коалиции мало что меняет – Италия с большой долей вероятности будет двигаться к новым выборам» (https://colonelcassad.livejournal.com/7739066.html). Что же случилось с нашим миром? Чтобы лучше понять это, автор предлагает прочитать статью Александра Халдея еще 2018 года – «О чем Путин предупредил мир?». «Фраза Владимира Путина о том, что крушение СССР является крупнейший катастрофой ХХ века, всем известна. Подразумевается, что ее смысл — сожаление о прекращении возможности прямого управления национальными окраинами России из Москвы. Сюда же добавляются сократившиеся возможности России определять военные аспекты отношений национальных окраин с геополитическими соседями. Экономисты сетуют на сужение рынка сбыта, радуются сокращению субсидий республикам, огорчаются потере контроля над местами добычи и путями экспорта углеводородов. Военные добавят приближение НАТО к российским границам и подпадание национальных окраин под влияние геополитический соперников. Оппозиция непременно напомнит о возникновении огромной русской диаспоры, о существовании огромного числа соотечественников, мгновенно ставших бывшими. Все это так, но есть еще одна причина, по которой Россия упорно стремится восстановить свое влияние на территориях бывшего СССР, а Запад не менее упорно стремится не дать ей этого сделать. Причина эта вовсе не конкуренция между долларом и рублем, хотя любая конкуренция, так или иначе, сводится к конкуренции валют.
Причина, по которой так упорно сошлись в клинче Россия и Запад, — транспортные коммуникации России и их роль в борьбе за мировое господство. Не меньше и не больше. Начать следует с того, что вся Россия как территория в принципе является огромным транспортным коридором между Азией и Европой. А со времен древности по сей день все перекрестки торговых путей являются очагами развития цивилизаций. В соответствии с теоремой Вальтера Кришталера, центральными местами развития являются места, где сходятся потоки — караванные, торговые пути, то есть где имеется транспортная доступность во всех направлениях. Само географическое положение России уже делает ее потенциальным цивилизационным лидером, и это еще не учитывая огромные запасы полезных ископаемых. Разумеется, такое положение не может оставлять равнодушными все прочие цивилизационные центры, претендующие на мировое или региональное лидерство. Россия постоянно живет в положении осажденной крепости. Слишком много стран стремится выхватить у нее контроль над стратегическими транспортными коммуникациями на суше. С давних пор в наше национальное самосознание вошли саркастические высказывания о дураках и дорогах, которых якобы нет, а вместо них одни направления. Мы верим в это, попадая в ловушку стратегической лжи. На самом деле это далеко не так. Исторически Россия обладала транспортными коммуникациями на уровне мировых лидеров. Россия — имеется в виду не ее нынешняя форма в виде РФ, оставшаяся на плаву после развала СССР, а именно историческая Большая Россия, то есть Российская Империя и особенно СССР. Учитывая огромные масштабы российской территории, дороги в ней строили не только для целей торговли, но и для нужд быстрой переброски войск. И если мы смогли сохранить такую территорию, то ясно, что эту задачу наши предки решили вполне хорошо. Когда специалисты говорят о дорогах, они используют язык науки топологии — не путать с топографией. Топология — это раздел математики, изучающий искривленные пространства. Основным понятием топологии служит слово «сеть» — термин, ставший в компьютерный век весьма популярным. Но сеть — более широкое понятие. Сеть — это инструмент создания потоков. Ни для чего другого сеть больше не нужна. Даже рыбацкая сеть изменяет параметры потока косяка. Потоки — это главное, на чем строится практически все в этом мире. Потоки информации определяют господство в управлении. Потоки транспорта определяют развитие территории (транспортная связность). Потоки покупателей определяют перспективы торговых проектов. Потоки пассажиров — средство планирования транспорта. В энергетике — потоки, в физике — поток, в урбанистике — потоки. Тот, кто понимает потоки, понимает суть всякого развития.
А так как потоки идут по сетям, то нужно понять, что такое сеть. Хотя это и просто, мало кто может коротко и связно объяснить, что это такое. Сеть — это сочетание нитей и узлов. Нити — это участки сети, где поток разгоняется до своего максимума — тут сопротивление минимально. Узлы — это места, где потоки тормозят, сталкиваются и перераспределяются. Тут-то и возникают всякие задержки. Это всяческие сортировочные и перевалочные станции, порты, вокзалы, коммутаторы, штабы, серверы и прочие места, где потоки обрабатываются для дальнейшего перенаправления. Тут самое большое сопротивление. Логистика — это наука об оптимизации потоков в узлах. Никакого более точного определения этой науке нет. Она учит, как расшивать узкие места, чтобы поток не тормозил. Топология говорит, что транспортная сеть состоит из внутренних структур сети и внешних, связанных с соседями. В государстве сеть состоит из замкнутых элементов (циклов) и незамкнутых (ветвей). Скопление циклов образует остов. Циклы могут входить в остов, а могут и не входить. Зачем мы это сейчас поясняем? Чтобы понять то, что будет изложено дальше. Так вот, сеть транспортных потоков в СССР была по мощности второй в мире. Сеть железных дорог была одной из самых сложных. Циклические остовы различаются по уровню сложности. Критерий сложности — число топологических ярусов. Это такие кольцевидные полосы, похожие на кольца ствола дерева. В СССР топологический остов сети железных дорог имел 6 ярусов. Столько имели лишь США и Франция. При этом в США имелось 655 циклов, в СССР — 383, а во Франции 263. Другие страны, которыми нам тычут в нос в качестве примера цивилизованности, отставали от нас в этом важнейшем цивилизационном параметре. Так, на втором месте находились ФРГ и Польша — 5 ярусов, Англия, ГДР, Индия — 4 яруса, Аргентина, Швеция, Канада, Испания — 3 яруса, Италия, Япония, Китай — 2 яруса. В остальных странах было 1–2 яруса, простые циклические сети без остова или сети-деревья, даже не имеющие циклов. Автомобильные дороги имели циклический остов в 9 ярусов — уровень между Бельгией и Южной Кореей. Это еще раз по поводу дураков и дорог с направлениями. После распада СССР внешний остов автодорог ужался на западе, юге и юго-востоке. К востоку от Мариинска сеть автодорог представлена цепью изолированных побочных остовов, висящих вдоль одной стратегической нити вдоль Транссиба до самого Владивостока. Тут требуется строительство новой магистрали, увеличивающей связность между Центром и Сибирью с Дальним Востоком. Ухудшилась связь Центра с Кавказом. Число ярусов снизилось с 9-ти до 5-ти, а общее число циклов с 2862 до 647. То есть упало в 4,4 раза. Автомобильных дорог потеряно больше, чем железных. Потеряны территории с наиболее густой дорожной сетью — Прибалтика, Белоруссия, Украина, Закавказье. В южной части сеть ужалась за счет отделения Казахстана и Средней Азии.
Всего сеть страны с распадом СССР утратила 200 циклов (48%) и 2 топологических яруса. Этот процесс хорошо описан специалистами-транспортниками. Со 2-го места Россия переместилась на 7-е. Вместо 6-ти ярусов осталось 4, вместо 382-х циклов в остове осталось 184. На первое место вышла объединенная Германия — 7 ярусов в остове и 734 цикла. Спасибо лучшему немцу всех времен и народов Горбачеву. Теперь Россию обогнали Франция, Польша, Индия и Англия. Многие крупные циклы оказались за пределами России — в основном в Казахстане. В целом протяженность железных дорог уменьшилась со 147 000 до 86 000 км. Сеть автодорог с твердым покрытием сократилась с 1 293 000 км до 620 000 км. Граница в сторону Европы сжалась и сдвинулась к Азии. Утеряны не только дороги — потеряны развитые в хозяйственном плане территории. Утраты превзошли уровень потерь 1914–1921 годов. На западе и юге было потеряно 24% территории и 49% численности населения бывшего СССР. Этих данных вы не найдете в Ельцин-центре, музее памяти человека, подписавшего Беловежские соглашения и убившего страну. Вот в каких условиях Владимиру Путину пришлось принимать страну и начинать долгую борьбу за ее возрождение. Россия преследует стратегическую цель — стать частью глобальных транспортных потоков из Азии в Европу. Без этого России не выжить в меняющемся глобальном мире. Глобализация не уходит — она меняет контуры, и для России тут возникает уникальное окно возможностей. Но придется отвоевывать потерянные территории. Это и стремление укрепить ЕАЭС, и необходимость включиться в Новый шелковый путь из Китая в Европу, и решить проблему Украины и Белоруссии. Без развитых транспортных коммуникаций это недостижимо. Теперь легче понять, что стоит за словами Владимира Путина о распаде СССР как самой крупной геополитической катастрофе ХХ века. Можно понять, какой грандиозности задачи стоят перед Россией, и какой степени сопротивление она встретит на этом пути со стороны геополитических врагов, которые добились неожиданных для себя успехов. Но у России нет другого пути, кроме как возвращать утраченное лидерство на постсоветском пространстве. Путь к этому пойдет по новой колее — не через создание общего союзного государства по типу СССР-2. Это будет сложная система союзов, уплотняющихся от экономических отношений к военно-политическим и валютным. Создаваться эти союзы будут только в процессе всеобщих геополитических изменений. Потому Россия так активна сейчас на международной арене. Вернуть утраченные коммуникационные возможности — главная цель России, ее, если можно сказать, национальная идея. Борьба за Крым и Донбасс, за ЕАЭС и его сопряжение с Новым шелковым путем, борьба за Арктику — этапы этого большого пути.
Запад это прекрасно понимает, и поэтому нас ожидают десятилетия тревог и войн, борьбы и лишений. Россия начинает медленно возвращать потерянное. Запад надеется не дать России это сделать. Цена успехов России будет лишь возрастать, но с этого пути страна не свернет. Война разгорается. Суверенитет для России — это не конец пути, а лишь начало. Не цель, а средство. Целью является выход на утраченные позиции в области контроля над глобальными коммуникациями. Сделать это можно только став суверенными. В этом и состоит смысл майских указов, и смысл всего, что после них происходит в России. В политических дрязгах на злобу дня этого ни в коем случае нельзя упускать из виду. Иначе просто не понять, зачем страна проходит сейчас через такие жертвы и усилия. Просто иначе нам не вернуть всего того, что мы так преступно потеряли, и не отстранить всех тех, кто принимал участие в этом преступлении — развале СССР, величайшей катастрофе ХХ века, катастрофе, порождающей колоссальную энергию сопротивления, как всегда в России бывало в условиях осады и отчаянной борьбы за жизнь народа и страны» (Халдей). Беларусь Путин уже вернул, сегодня идет сражение за возвращение Украины, а в перспективе возвращение не только Прибалтийских государств, но и Казахстана (по крайней мере, ее северных территорий). И все это России необходимо вернуть в эпоху Путина (до 2030 года). Так что, если Вы решили отдохнуть, то у Вас, точно не получится этого сделать. Как говорится, «покой нам только снится». И мы должны быть к этому готовы!