Исправление ошибок — 4
Предлагаю Вашему вниманию статью А.П. Смирнова «Реальность в мировоззрении, философии и физике» (источник: https://ss69100.livejournal.com/5565537.html). Пару слов об авторе. Специалист в области физики твердого тела, физики низких температур и нового, созданного им направления – Физики реальных процессов, профессор, д.т.н. В поисках ключа к разгадке природы реальных процессов проведены многочисленные исследования широкого круга явлений, тщательный критический анализ современной физики, ее арсенала и возможностей, обсуждение на семинарах и конференциях. Результат превзошел ожидания и оказался парадоксальным. В науку возвращены фундаментальные принципы и законы, созданные великими гениями человечества, но не воспринятые и не усвоенные в свое время научным сообществом и не вошедшие в арсенал современного знания. Это открывает перед нами новый класс явлений в творческой лаборатории Природы, путь к пониманию живого. Ну а теперь его статья. «В современной научной картине Мира Реальность представляется как Бытие вещей в сопоставлении с небытием. Действительность – то, что существует и развивается как объективная Реальность во всей ее конкретности. Бытие же – это существующий независимо от познающего объективный Мир. Материальность Мира отождествляется с Бытием. Существование предстает как многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Сущность определяется как смысл данной вещи. Полагают, что познание Сущности возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемых процессов при переходе от чувственной к рациональной ступени познания с формулировкой законов развития. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к Действительности отдельного человека, социальной группы, общества в целом и составляет Мировоззрение. Оно определяется Философией как наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как Бытие (то есть Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания как одна из форм общественного сознания. Основным вопросом Философии как особой науки является проблема отношения мышления к Бытию, сознания к материи. Для решения этого вопроса используется, в частности, диалектический метод, развивающий науку о наиболее общих законах развития Природы, общества и мышления. Метод претендует на формирование закона развития мысли от причины к следствию, от явления к его осознанию как формы проявления движения – способа существования Материи.
Постижение всей совокупности сведений о Природе возложено на Физику, начиная с изучения закономерностей движения тел и движения вообще как основы развития. Но раскрыть общее в детерминации этих процессов, объяснить существующее многообразие процессов на основе механики И. Ньютона Физика не смогла и распалась на множество наук по изучению частных явлений. Истинность положений в какой-либо из наук ставилась в зависимость от возможности перевести их на язык физики. С позиции утверждения о единстве знаний это и был поиск единого языка для описания всей системы существующих знаний. Таковы штрихи к портрету фундаментальных понятий в методологии научных исследований в познании устройства Мира. Они несут, естественно, отпечатки древней мудрости, препарированной сознанием человека, обремененного образованием, которое структурировалось в ходе развития самой науки как системы познания. И только сейчас, в конце XX и начале XXI века стало ясно, что сбой в системе познания и его приобретения произошел в самом начале формирования системы научного знания, сделав неотвратимым ложный путь познания Реальности. Что же произошло в Физике как науке за последние 300 с лишним лет? Научное сообщество выработало убеждение, что в основу физики заложены принципы Г. Галилея, законы И. Ньютона, электродинамика Д.К. Максвелла и многое другое, что достигнуто как развитие этих основ, и новые веяния, которые принес в физику XX век, век квантовой физики микромира. Но достаточно прочесть оригиналы этих основ, чтобы убедиться, что заложенные в арсенал физического знания «основы» – это неверные переводы и некорректная трактовка классического наследия, не имеющие никакого отношения к тому, что заложено классиками естествознания. Трудно себе представить, как это произошло, но факт: в законах И. Ньютона в «Математических началах натуральной философии», которые и являются научными основами естествознания, термин «приложенная сила» переведен с латинского и усвоен на всех языках как «действие» и отождествлен с «силой». В оригинале же «действие оценивается как произведение силы действия на скорость действия», ибо сила сама по себе ничего не может совершить, не будучи приложенной с определенной скоростью. Иными словами, действие – это мгновенная мощность, которая определяется работой, необходимой для совершения элементарного акта изменения состояния. Таким образом, изначально из основ физики изъята энергетика процессов в элементарных актах взаимодействия, что является необходимым условием реализации любого явления. Более того, извращено представление о взаимодействии в формулировке третьего закона И. Ньютона, где «закон взаимодействия» представлен как «действию всегда есть равное и противоположное противодействие …», закрепившееся в текстах и в сознании как «равенство сил действия и противодействия».
В оригинале же речь идет о передаче действия от одного объекта к другому при равенстве действия (мгновенной мощности), переданной другому объекту и полученной этим объектом. В этом и состоит суть взаимодействия: переход действия причины в действие следствия. Это и есть общий фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия, который дает представление о специфике процесса взаимодействия в явлениях любой природы. В общепринятой же формулировке равенства сил действия и противодействия утверждается неразличимость характеристик причин и следствия. А это означает, что понятие взаимодействие как таковое исключено из анализа процессов и из сознания человека. Фактически отсюда и проистекает представление о неким «равновесном» Мире, в котором ничего не происходит, и происходить не может, ибо характеристики причины идентичны характеристикам следствия. Такой представляется модель Реальности из традиционной формулировки законов И. Ньютона. В дальнейшем введение в обиход законов сохранения упрочило это представление, поскольку утверждается целый комплекс характеристик причины и следствия, которые не изменяются при взаимодействии. Таким образом, законы сохранения стали прокрустовым ложем для логики мышления, ибо из физики исключено фундаментальное свойство Реальности – взаимодействие, которое является механизмом творения Действительности и ее развития. Исключено представление о детерминации, которая и определяет развитие процессов. Нет взаимодействия – нет и развития! И физики нашли «выход» из этого положения, введя «случайность» с вероятностными мерами оценки характеристик «состояний». Этот приговор окончательно избавил физику от анализа процессов и возможности искать законы эволюции систем. Теорема о Марковских цепях удачно подыграла этой логике, утверждая отсутствие последствий в ряду последовательных событий, если даже соседние связаны друг с другом. Этим утверждением нарушено арифметическое правило суммирования событий в реальной системе из взаимодействующих элементов, ибо сама Действительность и ее история есть результат последствий суммирования последовательности событий. Теорема Геделя-Тарского о неполноте, о принципиальной невозможности формализовать Истину, и вовсе усыпила сознание исследователей в стремлении в математическом формализме отразить адекватно реально происходящее. Доказательство теоремы базировалось на исходном утверждении ав = ва, что свидетельствует о непонимании глубины смысла операции умножения, где множимое и множитель несут разную миссию, отражая истинное положение процедуры умножения в Реальности, когда левовращение и правовращение не идентичны.
Еще много ляпсусов допущено в физике, которые и обеспечили полную несостоятельность в адекватном описании реальных явлений. Парадоксально: физика в течение столетий «обходилась» без механики, без динамики, без осознания глубины арифметических операций сложения и умножения, без логики взаимосвязи причины и следствия. Теории явлений сводились к попыткам получить некое интерполяционное описание модели того или иного явления, пользуясь специальным для каждого явления набором гипотез, постулатов, допущений и даже принципов. Фактически способ интерполяции в описании явлений стал «научным» методом получения представлений о явлениях. Сам поиск в исследовательских программах изначально входил в противоречие с философским утверждением о целостности и единстве Природы и ее законов. Да и законы диалектики не могли изменить статус принятых манипуляций в научном поиске, так как опирались на объективную сущность, а по существу, на объектную, предметную сущность Реальности, в то время как «Мир дан в движении, и его законы – законы движения», которые и определяют сущность происходящего. А эфемерные формулировки «борьба противоположностей», «отрицание отрицания» и даже «переход количества в качество» (где происходит трудно поддающаяся логике мышления трансформация категории количества в категорию качества) не могли быть формализованы и переведены в научную плоскость, то есть квалифицированы физическими характеристиками и математическим представлением. Образованный философ непременно наложит ярлык физикализма на такой подход в сложившейся ситуации в познании Реальности. Но в существующих способностях сознания и логики мышления предложенный в физике реальности подход является пока единственным в рамках принятых определений и сформулированного фундаментального закона взаимосвязи причины и следствия, то есть логики причинно-следственных отношений, и универсального Принципа Порядка как закона организации структуры развития систем. Признавая единство и целостность в проявлении фундаментального закона взаимодействия и Принципа Порядка, предоставленных физикой реальности как наукой о явлениях в реальном Мире, трудно требовать еще чего-то от какой-либо другой науки, которая была бы способна отразить это что-то, не имеющее отношения к природным явлениям. Все произошедшее в науке дает основания констатировать, что ложные основы в арсенале физического знания не предоставляли Философии возможность проявить любовь к мудрствованию, к обоснованному обобщению найденного в физике на области явлений, которыми занимаются другие науки (химия, биология, астрофизика и т.д.).
Именно поэтому философия и не могла сформировать почву для создания Мировоззрения, которая открывала бы человеку Мир в его полноте и многообразии. Этот экскурс в историю развития физики и объясняет ту ситуацию, которая сложилась в современной философии, которая превратилась в компилятивную систему изложения измышлений разного порядка значимости и объективности. Физика свелась к комбинаторике терминов, понятий, не содержащей в процессе манипуляций логической взаимосвязи причинно-следственных отношений, предоставив философии пустые хлопоты по формированию научной картины Мира. На базе такого «мировоззрения» не могло быть сформировано и адекватное представление о Реальности и Бытии, о Действительности и Сознании. Неоднозначность используемых терминов и понятий при отсутствии закона построения взаимосвязи причины и следствия даже в физике, то есть закона детерминации фактов, сделали бесполезным и даже бессмысленным само любомудрие, само философствование в отсутствии зерен мудрости в плевелах невежества (А сколько неверных переводов и трактовок в фолиантах исторического наследия в разных областях знаний!). Реальность для человеческого сознания выступает как творящая Действительность, не осознаваемая человеком, что он в каждом миге Бытия является творцом этой Действительности, не представляя сонма последствий своей деятельности. Овладев глубинами знаний и не осознав их величие и могущество, человечество в состоянии обречь себя на безвыходное положение в этом Мире, как это уже было неоднократно в истории, если эти знания не будут направлены на формирование нравственных основ всего человеческого общества. Теперь в руках и в сознании познающих Действительность есть парадигма, которая свидетельствует о единстве знаний для понимания Реальности как Мира, данного нам в движении: один общий фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия при взаимодействии в элементарных актах любой природы и универсальный закон эволюции природных систем, Принцип Порядка, диктующий процессы творения и развития в нашем реальном Мире Бытия. Потребуется длительный процесс развития человеческого общества, пока человек в своем сознании и мышлении, будучи сам продуктом Природы, не будет сам себя ассоциировать с Природой и действовать сообразно ее законам и с пониманием результатов своих творческих деяний» (Смирнов).
Как ни крути, а Смирнов абсолютно прав, а стало быть, нам необходимо еще раз перечитать четвертый Общемировой Закон (Закон противодействия) и подправить его при необходимости (смотри главу «Круг Общемировых Законов» в 13 книге сайта). Итак, начнем. «Любое действие, совершенное в нашем мире, является одновременно не только причиной какого-то нового действия, но, возможно, и его следствием. Точное определение следствия того или иного действия принципиально невозможно. (Смирнов же уверен, что это возможно сделать, а современные ученые не делают этого, только потому, что «они заплутали в трех соснах» и не различают силу причин от силы следствий). Поехали дальше — закон противодействия определяет цикличность развития материи, а это первооснова всего нашего мира. И звучит этот закон так: всякое действие, совершенное в замкнутой системе, вызывает в ней равное противодействие (в незамкнутой системе — противодействие пропорциональное действию, но меньшее его). Наше мироздание имеет удивительную способность противостоять любым отклонениям от равновесия. А стало быть, мир обязан пребывать в равновесном состоянии, где, собственно, он и пребывает (Смирнов и с этим не согласен). Человек же в этом мире существует как фактор, вызывающий изменения и смещающий равновесие в ту или иную сторону. Именно это обстоятельство определяет множественность сущностей нашего мира, в чем-то противоположных друг другу, и инвариантность протекающих в нем явлений. Сущностью же является любая конкретная категория из множества человеческих понятий обо всем нашем мире. В этом определении на первом месте стоит человек, а уж потом объект его исследования («без субъекта нет объекта»). Именно этот субъект и посчитал, что пространство нашего мира однородно, изотропно и обладает зеркальной симметрией, хотя это не так. Кстати, любая человеческая мысль сопровождается изменением магнитного поля головного мозга человека, а его изменение вызывает изменение траектории нейтринных потоков сквозь тело человека. А это, в свою очередь, ведет к изменению конфигурации пси-поля Земли. Другими словами, любая человеческая мысль приводит к изменениям в материальной картине вокруг этого человека, а стало быть, и она является действием и вызывает противодействие. Другими словами, мысль — материальна, и с помощью нее можно изменять окружающий нас мир. Так, и наша Вселенная возникла исключительно по воле Мирового сознания. Точно так же, как и Вы, уважаемый читатель, строите вокруг себя материальную реальность, прежде всего, с помощью своих мыслей о ней. Каковы Ваши мысли, такова и реальность, и наоборот. Любое действие в нашем мире, в том числе, и человеческая мысль, является одновременно и следствием, и причиной всех других действий.
А стало быть, и времени, как о нем думает человек, в нашем мире просто не существует (это лишь свойство человеческой психики). Многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Общемировые Законы (как и законы диалектики) объясняют окружающий нас мир не только с физической точки зрения, но и с точки зрения человеческой психологии. Как очень верно подметил Кант, диалектика — это «способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях». И внутри всех этих законах заложена не только логика человека, но и его интуитивные знания (знания, которые он напрямую получает от Мирового сознания). В основе всего естествознания лежат законы физики, однако в основе самой физики лежит интуиция человека. С человека начали, человеком и заканчиваем. Главным же законом для самого человека (и для всей живой природы) является закон единства целей частного и общего — «Чем лучше всем, тем лучше каждому». Именно этот закон человек, как противоречивая сущность, чаще всего и нарушает. Главным же в природе всегда является целое, а не частное — стая проживет без волка, а волк без стаи — нет. Однако и здесь человек резко отличается от всей остальной живой природы». При написании этого закона автор рассматривал, прежде всего, МИР (обладающий своим сознанием), ВОКРУГ ЧЕЛОВЕКА (обладающего своим сознанием). По этой причине, он и обращал особое внимание на неразрывную связь человека с окружающим его миром. Однако мир выводит из равновесного состояния (своими мыслями и действиями) не только человек, но и все имеющиеся в нем разумные существа, в том числе, и само Мировой сознание – «наша Вселенная возникла исключительно по воле Мирового сознания». Вот и получается, что мир сам себя выводит из равновесия, и сам же возвращает обратно. Другими словами, говоря о равновесном состоянии нашего мира, надо отчетливо понимать, что такое состояние является квазиравновесным (свое собственное равновесное состояние наблюдается внутри галактик, и совсем другое равновесное состояние наблюдается в «глубоком космосе»). «А стало быть, мир обязан пребывать в КВАЗИРАВНОВЕСНОМ состоянии, где, собственно, он и пребывает». Введя такую поправку в закон противодействия, мы избавляемся от внутреннего противоречия этого закона, заложенного в нем изначально.
А теперь пару слов о времени – «времени, как о нем думает человек, в нашем мире просто не существует (это лишь свойство человеческой психики)». Однако это «свойство психики» присуще и Мировому сознанию, именно по этой причины все физические законы нашего мира – это законы ДВИЖЕНИЯ. И в этом вопросе Смирнов абсолютно прав. Однако человеческое сознание является лишь составной частью Мирового сознания, а потому, суть времени, как такового, одна и та же и для сознания человека, и для Мирового сознания (время разделяет причины и следствия), а вот его ход и разнообразные повороты могут сильно различаться. И то, что человеческое сознание считает причиной какого-то следствия, Мировое сознание может считать, наоборот, следствием. Именно по этой причине автор и пишет: «времени, как о нем думает человек, в нашем мире просто не существует». Согласно Википедии, время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, мера длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах и самих процессов, изменения и развития, а также одна из координат единого пространства-времени, представления о котором развиваются в теории относительности. В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее). Время как физическая величина определяется периодическими процессами в некой системе отсчета, шкала времени которой может быть как неравномерной (процесс вращения Земли вокруг Солнца или человеческий пульс), так и равномерной. Равномерная эталонная система отсчета выбирается «по определению»; ранее, например, ее связывали с движением тел Солнечной системы (эфемеридное время), а в настоящее время таковой считается атомное время, а эталон секунды — 9 192 631 770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133 при отсутствии возмущения внешними полями. Это определение — не произвольное, а связанное с наиболее точными периодическими процессами, доступными человечеству на данном этапе развития экспериментальной физики. Большинство современных ученых полагает, что различие между прошлым и будущим является принципиальным. Стивен Хокинг в своей книге «Краткая история времени» пишет: «Законы науки не делают различия между направлением «вперед» и «назад» во времени. Но существуют, по крайней мере, три стрелы времени, которые отличают будущее от прошлого. Это термодинамическая стрела, то есть, то направление времени, в котором возрастает беспорядок; психологическая стрела — то направление времени, в котором мы помним прошлое, а не будущее; космологическая стрела — направление времени, в котором Вселенная не сжимается, а расширяется» (Стивен Уильям Хокинг).
Поскольку состояния всего нашего мира зависят от времени, то и состояние какой-либо системы тоже может зависеть от времени, как обычно и происходит. Однако в некоторых исключительных случаях зависимость какой-либо величины от времени может оказаться пренебрежимо слабой, так что с высокой точностью можно считать эту характеристику независящей от времени. Если такие величины описывают динамику какой-либо системы, то они называются сохраняющимися величинами, или интегралами движения. Например, в классической механике полная энергия, полный импульс и полный момент импульса изолированной системы являются интегралами движения. Различные физические явления можно разделить на три группы: стационарные — явления, основные характеристики которых не меняются со временем. Фазовый портрет стационарного явления описывается неподвижной точкой; нестационарные — явления, для которых зависимость от времени принципиально важна. Фазовый портрет нестационарного явления описывается движущейся по некоторой траектории точкой. Они, в свою очередь, делятся на: периодические — если в явлении наблюдается четкая периодичность (фазовый портрет — замкнутая кривая); квазипериодические — если они не являются в строгом смысле периодическими, но в малом масштабе выглядят как периодические (фазовый портрет — почти замкнутая кривая); хаотические — апериодические явления (фазовый портрет — незамкнутая кривая, заметающая некоторую площадь более или менее равномерно, аттрактор); квазистационарные — явления, которые, строго говоря, нестационарны, но характерный масштаб их эволюции много больше тех времен, которые интересуют в задаче. Такое деление физических явлений позволяет нам лучше понять, что такое КВАЗИРАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ, которое и описывает нашу Вселенную (по крайней мере, с точки зрения автора этого сайта, как среднестатистического человека). В классической физике время — это непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. Время как поток длительности одинаково определяет ход всех процессов в мире. Все процессы в мире, независимо от их сложности, не оказывают никакого влияния на ход времени. Поэтому время в классической физике называется абсолютным. Оно и является таковым, но только относительно определенного сознания (время – свойство того или иного сознания). Абсолютность времени математически выражается в инвариантности уравнений ньютоновской механики относительно преобразований Галилея. Все моменты времени в прошлом, настоящем и будущем между собой равноправны, время однородно. Течение времени всюду и везде в мире одинаково и не может изменяться. А вот с последним утверждением автор категорически не согласен (это утверждение требует экспериментальных подтверждений, а их нет, и не может быть).
Важнейшим следствием однородности времени является закон сохранения энергии (теорема Нетер). Уравнения механики Ньютона и электродинамики Максвелла не изменяют своего вида при смене знака времени на противоположный. Они симметричны относительно обращения времени (T-симметрия). Однако такой однородностью обладают лишь те части окружающего нас мира, которые доступны человеку для наблюдения. И такой мир правильнее называть не «окружающим», а «наблюдаемым». Согласно второму началу термодинамики, в изолированной системе энтропия остается либо неизменной, либо возрастает (в неравновесных процессах). Однако понятие времени в термодинамике не рассматривается вовсе, и связь между направлением течения процессов и направлением течения времени выходит за рамки данной области физики. Зато в неравновесной статистической механике связь поведения энтропии со временем обозначается более явно: с течением времени энтропия изолированной неравновесной системы будет возрастать, вплоть до достижения статистического равновесия, то есть направление течения процессов постулируется совпадающим с направлением течения времени. В отношении ускорения протекания времени не отдельных явлений или объектов, а Вселенной в целом, высказывались различные предположения. Установление расширения Вселенной с положительным ускорением, позволяет заключить, что объективной реальности в наибольшей степени соответствует предположение о «нагревающейся» Вселенной, пространство которой расширяется одновременно с усложнением, как отдельных объектов, так и Вселенной, как таковой. Наблюдаемое положительное ускорение расширения Вселенной одновременно с усложнением ее объектов неизбежно приводит к выводу о наличии постоянного притока энергии, выражением которого являются эти взаимосвязанные процессы. Таким образом, время, как воспринимаемое нами с внешней стороны, как последовательность событий, так и данное в качестве внутреннего ощущения, является притоком в объем Вселенной энергии, усваиваемой всеми ее составляющими. А раз так, то должен существовать источник этой энергии, и этот источник должен ОДНОВРЕМЕННО РАСПОЛАГАТЬСЯ, как внутри нашей Вселенной, так и за ее пределами. Автор называет этот источник «Белой дырой», наружная поверхность которой располагается в центре нашей Вселенной, а внутренняя поверхность является наружной поверхности «Черной дыры» (или нашей Вселенной). Исходя из наличия процессов энергетической подпитки нашей Вселенной извне, и учитывая существование Мирового сознания, автор и называет нашу Вселенную – ЖИВЫМ РАЗУМНЫМ СУЩЕСТВОМ. Наша Вселенная является материнской для множества «Черных дыр» внутри нее, и дочерней по отношению к своей материнской Вселенной, в которой она сама наблюдается как «Черная дыра». Как видите, уважаемый читатель, внося поправки в четвертый Общемировой Закон (Закон противодействия), мы с Вами тут же вернулись к первому Общемировому Закону (Закону пустоты). Что еще раз подтверждает, что Круг Общемировых Законов является замкнутым. На этом пока и закончим.