Коллективный интеллект
Предлагаю Вашему вниманию статью Дмитрия Байда — «Национальная идея – это самое главное для Руси!» (источник: http://ru-an.info). «Правильная «национальная идея» может помочь нации достичь поставленных целей, помочь не только сохраниться, но и перейти на другой, более высокий уровень организации самой жизни… Вопрос формирования «национальной идеи» – вопрос очень важный и не совсем обычный. Ведь от правильности формирования такой «идеи» могут зависеть судьбы и физическое существование больших групп людей – наций – и, возможно, всей нашей цивилизации. Правильно сформированная «национальная идея» может помочь нации достичь поставленных целей, помочь не только сохраниться, но и помочь обществу перейти на другой, более высокий уровень организации самой жизни, и даже на более высокий уровень эволюционного развития. Если «национальная идея» формируется неправильно, что происходит, как минимум, в последние пару тысяч лет на Земле, то происходит вырождение общественных отношений между нациями, начинаются войны и массовая деградация и гибель людей, что мы наблюдаем и переживаем вместе со всеми в настоящее время. Для того чтобы правильно сформулировать «национальную идею», нужно понять причину ее потребности в обществе, ее смысл, т.е. понять ту цель, к достижению которой должна вести нацию «национальная идея». Этот вопрос вроде бы не такой уж и сложный, если знать реальные законы развития человеческого общества – социума. Однако в этом-то и есть загвоздка. Так сложились обстоятельства в нашей цивилизации, что земная наука сегодня почти совсем ничего не знает о фундаментальных законах Природы, социума и человека. Поэтому подсмотреть готовые, правильные ответы у какого-нибудь широко известного и признанного авторитета не получится. Что такое «национальная идея»? «Словарь иностранных слов» сообщает нам, что НАЦИЯ (лат.) – народ, вообще люди, говорящие одним языком, связанные общностью происхождения и историческими традициями, а также племенным единством (Чудинов А.Н., 1910). Т.е. нация – это совокупность людей, связанных в более-менее единое целое тем, о чем сообщают приведенное и другие определения этого термина. Таким образом, и интересы, и цели существования нации, в общем и целом, тоже состоят из совокупности целей и интересов отдельных людей, составляющих эту нацию. Следовательно, разобравшись с тем, какие же цели являются действительно главными в жизни человека, можно будет достаточно уверенно говорить и о главных целях «совокупности людей», т.е. нации, и, в соответствии с этими главными целями, сформулировать «национальную идею».
В общем случае, определение понятия «национальная идея» может быть следующим: Национальная идея – это знания, необходимые для достижения главной цели нации. В Сети присутствует определенное количество работ «русских интеллектуалов», которые уже поработали над этой проблемой и представили нам уже готовые «национальные идеи» собственного понимания. Бери любую и пользуйся! Для предметного ознакомления приведу некоторые из них: «Успешная Семья, Полноправная Мать-Земля, Рачительное Государство» – М. Телемтаев. «Россия должна быть и должны быть всегда!» – Якунин и Сулакшин. «Духовность, Державность, Достоинство» – Игорь Панарин. «Покорение Европы» – Александр Дугин. Наверняка в Интернете найдется еще изрядное количество подобных предложений, которые своим базисом имеют неполные или ложные социальные, научные и исторические знания, и поэтому не могут предложить ничего, что реально отвечало бы насущным и будущим задачам русской нации в этом важнейшем вопросе. Но и этих примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что «интеллектуалы» явно схалтурили и выдали совершенно непродуманные решения на суд общественности. Причины этих непродуманностей я здесь рассматривать не буду: хоть это и достаточно интересно, но не они являются темой моей статьи. Здесь важно совсем другое – авторы либо недостаточно серьезно задумывались над тем, о чем писали; либо они просто не знают предмета исследования; либо намеренно вводят нас с вами в заблуждение. В любом случае, на мой взгляд, «национальную идею» никогда не удастся правильно сформулировать на одной интуиции или эмоциях, не докопавшись до самой сути этого понятия и того, какую информацию оно должно содержать. На ранних этапах развития человеческого общества, не было речи ни о каких «национальных идеях». Люди просто жили, как листья на деревьях. Но в силу разных причин, Человечество смогло дожить до наших дней, и сегодня речь о «национальной идее» России встала в полный рост. Потому что тупиковость пути, по которому нас ведут демократы, видна уже невооруженным глазом, а как изменить существующую ситуацию, чтобы свернуть с этого пути и выжить, не совсем понятно, вернее, совсем непонятно. Для того, чтобы докопаться до сути понятия «национальная идея», придется подойти к этому вопросу серьезно, а не креативно, и затратить некоторое время и усилия на изучение правдивой информации о частичке любой нации – Человеке Разумном.
Жизнь (живая материя) зарождается неизбежно и автоматически на всех планетах, на которых появляются необходимые и достаточные для этого условия. И теперь даже «ученые» подтверждают, что во Вселенной полно народу… При одновременном наступлении других условий, живая материя начинает осознавать свое существование, т.е. обретает Разум. В действительности Человек – это совокупность нескольких материальных, взаимосвязанных между собой, т.н. «тонких» тел (эфирного, астрального и ментальных), которую в литературе еще называют Душой, Сущностью, «Высшим Я», «Лотосом» и прочими, не менее поэтическими названиями. Сущность (Душа) человека способна жить достаточно долго – миллионы лет, если ее кто-нибудь специально не уничтожит. Периодически, с целью продолжения процесса развития своих «тонких» тел, Сущность воплощается в физическое тело, которое на время воплощения становится частью Человека. После износа физического тела, Сущность продолжает жить, находясь на соответствующем материальном уровне нашей планеты. Уровень планеты, на который попадает Сущность после сброса физического тела, всегда соответствует уровню ее эволюционного развития (уровню развития Души – совокупности «тонких» тел). Эволюция – это процесс случайного приспособления живых организмов к случайным изменениям внешней среды в экологической нише, которую они занимают. Те организмы, которые смогли вовремя приспособиться к изменениям, выживают, и мы говорим, что они получают развитие. А те, которые не успели или не смогли приспособиться, погибают, т.е. здесь напрямую действует т.н. «естественный отбор». Вот таким в действительности является процесс «эволюционного развития». Это – случайный и очень длительный по времени процесс, который может идти совершенно в любом направлении, следуя за случайными изменениями внешней среды. Из вышеизложенного следует вполне логичный вывод о том, что без соответствующей корректировки методики духовного развития (развития своей Сущности – Души) можно миллионы лет бегать вверх-вниз по эволюционной «лестнице» без особого толка. Но процесс эволюционного развития можно из хаотичного и разнонаправленного сделать однонаправленным и даже более быстрым! Развитие Души (духовное развитие) можно вести сознательно, целенаправленно, и тогда в течение времени одного воплощения можно освоить «программу» сотен или даже тысяч воплощений.
Тут у «человека жующего» всенепременно возникнет свой «резонный» вопрос: а зачем мне – «обычному человеку» – нужно это духовное развитие? Разве без него нельзя хорошо жить? Духовное развитие (развитие Души, Сущности) необходимо нам в первую очередь для того, чтобы выжить! Чтобы лучше понять эту мысль, достаточно посмотреть на международные отношения в нашей цивилизации. Те нации и народы, которые в свое время не достигли необходимого уровня развития, т.е. не получили нужных знаний и не смогли защититься, подверглись частичному или полному уничтожению со стороны «прогрессивного человечества». Это айны, американские индейцы, берберы, буры, гуанчи и множество других больших и малых народов, о которых теперь остались одни воспоминания. Поэтому, чтобы выжить, любому народу или нации необходимы ЗНАНИЯ, получаемые только при правильном и постоянном развитии… И, кроме того, без постоянного развития «хорошо жить» в принципе невозможно! Имеется в виду не только и не столько постоянное совершенствование способов изготовления еды и прочих бытовых радостей, сколько процесс постоянного повышения интеллекта нации, т.е. постоянного повышения уровня разумности. Без этого, крайне необходимого процесса, не получится не только «хорошо жить», но и просто выжить в нашей цивилизации, созданной социальными паразитами, которые не оставляют планы по уничтожению большей части населения нашей планеты и успешно претворяют их в жизнь. За примерами далеко ходить не нужно, нас с вами уничтожают сегодня с помощью неявных, но очень эффективных способов массового убийства, таких как аборты, алкоголь, вакцинация, ГМО, курение, наркотики, религия, лекарства, экология, ювенальная юстиция и многого другого. А народы, предварительно почти полностью лишенные нормального образования и мировоззрения, не понимают, почему они мрут, как мухи, и за свои деньги продолжают покупать бесчисленные виды отравы. Кроме этого, нам с вами нельзя забывать и о внешних врагах, которые уже многократно появлялись на Земле, и еще не раз появятся на нашей прекрасной планете. Поэтому процесс самозащиты (выживания) будет стоять перед нами всегда…
И еще надо бы уточнить следующее: по-настоящему «хорошо жить» – это означает жить в одном физическом теле много сотен лет без болезней и недугов, без старости и немощи! Это означает вернуть нашему могучему Разуму его природный интеллект, в десятки раз превышающий уровень нашего сегодняшнего убогого, полуживотного соображения, работающего пока только на физиологическое выживание и пропитание! Это означает вернуть в нашу жизнь реальные, по-настоящему захватывающие знания о Мироздании, от которых у Человека Разумного действительно «крылья» вырастают. Это означает вернуть Человеку умения использовать эти знания и открыть дорогу к бесконечному самосовершенствованию. Это означает, что последнее должно стать естественной потребностью Человека. Вот такой, настоящей «хорошей жизни» можно добиться только при постоянном, сознательном духовном развитии, т.е. при «сознательной эволюции». Формулируем «национальную идею». Фактически, основная цель любого народа, нации, любого члена общества, любого живого существа весьма простая – выжить! Почему? Потому что Природа – это хаос! И жизнь в хаосе это и есть постоянное выживание. Вообще-то Природа – это понятие, придуманное человеком для обозначения всего того, что находится вокруг нас. И естественно, эта Природа не имеет никаких чувств и обязательств к человеку, никак специально не помогает и не мешает ему жить и выживать, она даже не подозревает о его существовании. Мало того, Природа устроена весьма хаотично, поэтому сохранять жизнь на какой-нибудь планете в течение какого-либо времени Природа не в состоянии, да и замыслов у нее таких появиться не может. И жизнь, постоянно зарождающаяся на миллиардах планет даже в нашей Галактике, практически вся гибнет в различных катаклизмах. Потом вновь зарождается и опять гибнет… И только, если внешние, уже взрослые Цивилизации, приложат усилия для того, чтобы минимизировать риски возникновения космических катастроф в какой-нибудь солнечной системе, тогда в ней благоприятные условия для развития жизни будут сохраняться достаточно долго – столько, на сколько это было запланировано «старшими товарищами». Ярчайшим примером и иллюстрацией к сказанному является наша Солнечная Система. Планеты в ней в свое время возникли в результате «взрыва сверхновой», и естественно, движение формирующихся планет происходило в самых разных плоскостях и направлениях; имели место постоянные столкновения планет между собой, изменения траекторий движения вокруг Солнца. Это – самый обычный, естественный процесс в Природе, так происходит во всех солнечных системах, без исключений!
Но в нашей Солнечной Системе в какой-то момент времени этот процесс был скорректирован. Орбиты вращения планет были изменены с вытянутых на близкие к круговым и упорядочены в одной плоскости – «плоскости эклиптики». Благодаря этому, планеты перестали сталкиваться между собой, и на них перестали резко и часто меняться экологические условия. И, как следствие, появились и сохранились на долгое время экологические ниши, в которых образовались многочисленные виды живой материи – Жизни… Именно поэтому мы с вами до сих пор живы и даже можем рассуждать о формулировании правильной «национальной идеи». Таким образом, вполне естественным результатом моего краткого обзора является формулирование главной цели жизни любой нации и любого живого существа: это – выживание! А «национальная идея», которая должна позволить нации достичь этой главной цели, формулируется тоже весьма кратко и емко – «сознательная эволюция». Сразу легко заметить, что эта «национальная идея» на самом деле НЕ национальная, а всеобщая, интернациональная. Ведь инстинктивно любая нация, любое живое существо хочет выжить, даже то, которое об этом еще не задумывается! Поэтому эта «национальная идея» является универсальной для любой человеческой нации, народа или расы (да и для не человеческих – тоже). Для того, чтобы результативно воплощать в жизнь сформулированную «национальную идею», люди уже должны иметь определенные знания, понимание и опыт их применения. Когда таких знаний и опыта в социуме еще нет, их приходится заменять неким сводом рекомендаций, которые позволяют незнающим людям не совершать крупных ошибок на своем жизненном пути. Наиболее подходящим понятием для такого «свода рекомендаций» является термин Идеология. С учетом всего, сказанного выше, считаю, что формулировку термина лучше всего дать такую: Идеология – это система жизненных правил и установок, позволяющих людям не только выжить, но и гарантированно подниматься или, по крайней мере, не опускаться по лестнице эволюционного развития. Еще раз подчеркиваю, что идеология – это временная замена отсутствующих знаний. По мере взросления социума, по мере повышения его «эволюционного числа», необходимость в использовании Идеологии будет отпадать автоматически – люди будут точно знать, что, как и когда необходимо делать для постоянной, сознательной эволюции. Такая идеология на нашей планете уже существовала в течение тысяч лет, после ядерной войны и планетарной катастрофы, произошедшей около 11 тысяч лет до н.э., и отбросившей земную цивилизацию, в буквальном смысле, на первобытный уровень: вся инфраструктура была уничтожена, и люди быстро одичали в борьбе за существование.
Тогда Старая Раса, изначально курировавшая проект колонизации нашей планеты нашими предками, создала для землян ВЕДЫ, которые стали таким сводом правил и рекомендаций, позволявшим людям, потерявшим знания, постепенно вспоминать утраченное, не совершать в жизни больших ошибок и хотя бы не опускаться в эволюционном плане. Сегодня у нас пока нет полных и точных текстов «Славяно-арийских Вед». Но ведь и мы уже не такие дикие, какими стали наши предки 13 тысяч лет назад, когда на планете войной и стихией были уничтожены все города, космодромы, заводы, дороги, ирригационные системы и все остальное; когда пришлось учиться палками рыхлить землю чтобы на ней что-то вырастить для еды. Мы и сами в состоянии хорошо подумать и сформулировать необходимые для себя правила и определенные моральные принципы жизни цивилизации, даже пока не имея возможности понять, почему нужно поступать, так или иначе. Человек, имеющий совесть, живет с неким моральным стержнем в Душе, вложенным в нас через генетику нашими великими предками. Этот стержень дает нам основу, базис для моральных и этических принципов, которым мы следуем в своей жизни. В Славяно-Арийских Ведах Совесть названа «главой всех деяний». Если этот стержень уничтожить или сильно угнетать, мы станем бессовестными людьми, точнее – разумными животными, живущими только своими инстинктами и эмоциями, такими же, каких много и на «цивилизованном» Западе, и на «просветленном» Востоке. Для них нет ничего недопустимого, они легко лгут, предают и убивают ради собственной выгоды или прихоти. Они готовы продать или обмануть кого угодно, если за это смогут получить достаточно много вожделенных денежных знаков. Такие принципы и поведение никогда не позволят двигаться вперед по пути эволюционного (духовного) развития и не могут быть приемлемы для участника Движения. В Ведах сказано «Зачем же нужно человеку идти против своей Души и Совести, ведь они превыше всего на свете, и человек всегда должен беречь их». Наличие совести совершенно необходимо для нормального развития любого человека, для четкого различения добра и зла, правды и лжи. Совесть – это вечный моральный эталон, доставшийся нам от великих Славяно-Ариев, с которым мы можем и должны сверять все наши мысли, слова и поступки. Мы не должны даже пытаться идти на «сделки со своей совестью» или «убаюкивать ее» при попытке сделать что-либо противоречащее ей. Мы всегда должны поступать строго по совести, и тогда точно не ошибемся в своем выборе.
Понятие Чести и Честности являются основополагающими в Человеческой морали. Эти качества и понятия сейчас пытаются предать забвению. Наша больная цивилизация пытается прививать нам другие, паразитические привычки – лицемерие, ложь и предательство. Однако, эти «моральные ценности» больше резонируют с животным началом, чем с Человеческим. Именно поэтому для нас очень важно воспитывать в себе и в своих детях самые высокие моральные качества, поднимающие нас от животного уровня вверх к человеческому. Для нас жизненно важно понять, что даже маленькая ложь, в конце концов, ведет к большим проблемам в эволюционном развитии. Человек, по зову своей Души пришедший в Движение, не должен лгать даже в мелочах! Никогда! Ни своим друзьям, ни своим недругам. Он не должен опускаться до лжи! Если Вы не можете или не хотите сказать правду, не говорите! Но не лгите! Лучше промолчите, или скажите, что Вы об этом говорить не желаете, но не лгите – не заменяйте правду ложью. Ибо, разрешив себе маленькую ложь, Вы обязательно вскоре разрешите себе и следующую, и еще, и еще… Честь можно потерять очень легко и быстро. Зато попытка вернуть ее может быть очень трудной и долгой. Помните об ответственности за все свои решения и действия. Ответственности, прежде всего, перед самим собой. Ответственность является мерилом уровня духовного развития человека. Чем больше человек может, тем выше у него уровень персональной ответственности, хочет он этого или нет, нравится ему это или нет!». Понимать свою ответственность – это не значит, бояться что-либо сделать или совершить. Наоборот, это означает понимание поставленной цели и своих возможностей по ее достижению. А еще – понимание реальных последствий, к которым могут привести наши действия. Другими словами, ответственность – это принятие решения при полном понимании всех последствий, которые оно может вызвать. Для того чтобы принимать правильные (ответственные) решения, нужно научиться тщательно анализировать все возможные варианты достижения поставленной цели и возможные последствия действий по тому или иному варианту, сравнивать результаты анализа и отбирать наилучший вариант действия по выработанному Вами критерию. Это – нелегкая и непростая работа. Но нам придется научиться очень хорошо ее делать.
Ум и Разум – это совсем не одно и то же. Появление разумной материи – материи, осознавшей свое существование – это закономерный процесс развития жизни на любых обитаемых планетах при наступлении определенных условий. Это и есть появление Ума. А когда носители этого ума (на нашей планете это человек и дельфины) достигнут определенного уровня эволюционного развития, т.е. достигнут просветления Знанием, они становятся РАзумными. Сегодня разумность выбивается из нас всеми возможными способами. В течение нескольких последних десятилетий паразиты прилагают максимальные усилия для того, чтобы сделать из человека умную «живую машину» – биоробота. Машине ведь не нужно понимание причин и последствий своих действий. Ей вполне достаточно иметь УМ, наполненный нужными хозяевам программами, чтобы машина хорошо и исправно работала… Я надеюсь, что мои усилия по формированию русской «национальной идеи» принесут определенные результаты, и ответственные люди, серьезно занимающиеся этим вопросом, найдут для себя кое-что полезное. В любом случае, серьезные работы, к коим, безусловно, относится формирование русской «национальной идеи», не могут быть успешно завершены без серьезных знаний» (Байда). Но откуда человек берет знания? Только из жизненного опыта, либо своего собственного, либо каких-то других людей. Другими словами, каждый человек, живущий на Земле, является «естествоиспытателем», именно это обстоятельство и позволяет ему получать знания об окружающем его мире. Правда, подавляющее большинство людей предпочитает использовать в своей жизни опыт других людей (людей, авторитетных для них). Это называется у современного человечества — «учиться на чужих ошибках». Однако в мире существуют и более недоверчивые люди, которые верят только своему опыту. Таких людей автор называет «пытливыми естествоиспытателями». И себя он относит именно к этой категории людей. Испытывать же естественную природу, получая при этом знания на духовном уровне, можно не только в физическом плане, но и в духовном (как это делают, например, психологи). Однако сколько бы знаний ни накопило то или иное общество, национальная идея все равно не появится, если мысли отдельных людей данного общества — разнонаправлены. «Коллективное бессознательное» будет иметь место и в этом случае, но «коллективного разума» не получится. Именно поэтому, автор изменил бы определение термина «национальная идея» на следующее: «Национальная идея – это общие мысли того или иного социума, направленные на его «сознательную эволюцию». Другими словами, «национальную идею» не может придумать никакой отдельный человек (даже очень-очень умный), однако такой человек может вычислить ее, изучая общие мысли социума и наблюдая за его поведением. Главное при этом четко разделить «коллективное бессознательное» и «коллективный разум» (иначе говоря, отделить неосознанные коллективные мысли от уже осознанных коллективных мыслей).
Понятное дело, что все осознанные мысли любого человека на Земле рождаются из его неосознанных мыслей. То же самое можно сказать и о коллективных мыслях (то есть, «коллективный разум» – есть дитя «коллективного бессознательного»). Однако это «дитя» воздействует на человека значительно сильнее, чем «коллективное бессознательное». И вот почему. Усилием своей воли человек может запросто переступить границы «коллективного бессознательного». Переступить же границы «коллективного разума» человеку значительно трудней. Ведь он четко осознает, что тот или иной его поступок окружающие его люди наверняка воспримут как «гадкий поступок», если он выходит за осознанные (и им самим, и окружающими его людьми) границы «коллективного разума». Согласно Википедии, коллективный интеллект или коллективный разум — термин, который появился в середине 1980-х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективно, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе. В этом отношении коллективный интеллект превосходит по уровню интеллект любого индивидуума группы. Это понятие употребляется в социобиологии, политологии и в контексте приложений, предназначенных для группового рецензирования и краудсорсинга. Понятие коллективного интеллекта может затрагивать консенсус, социальный капитал, и такие понятия, как избирательные системы, социальные медиа и другие методы учета общественной интеллектуальной деятельности. Коллективный интеллект также приписывается бактериям (Микробный интеллект) и животным. Он может также пониматься как свойство коллектива, возникающее в результате взаимодействия между 1) данными — информацией — знанием; 2) программным и аппаратным обеспечением и 3) специалистами (как носителями новых идей, так и признанными авторитетами) и заключающееся в способности постоянно учиться, используя обратную связь, вырабатывать информацию, необходимую в данный конкретный момент для принятия решений лучших, чем те, что могут принять эти три компонента по отдельности. Или, в более узком смысле, свойство, возникающее в результате взаимодействия между людьми и методами обработки информации. Понимаемый таким образом коллективный интеллект именуется «симбиотическим интеллектом» и описан Норманом Ли Джонсоном.
Коллективный интеллект вносит большой вклад в сдвиг фокуса знаний и власти от индивидуального к коллективному. Согласно Реймонду и Херцу, интеллект с открытым кодом рано или поздно начнет производить результаты, превосходящие таковые, произведенные проприетарным программным обеспечением в рамках корпораций (Терри Флю 2008). В то же время Генри Дженкинс рассматривает коллективный интеллект как «альтернативный источник власти медиа», тесно связанный с культурой конвергенции (convergence culture). Он обращает внимание на образование и на то, как люди учатся принимать участие в подобных культурах знаний вне рамок формального обучения. Дженкинс критикует школы, поощряющие «автономных решателей задач и замкнутых на себя учеников», при этом настроенные против обучения с использованием средств коллективного интеллекта. В конечном счете, как Пьер Леви (2007), так и Генри Дженкинс (2008) разделяют мнение, что коллективный интеллект важен для процесса демократизации общества, поскольку он тесно связан с культурой, основанной на знании, поддерживаемой совместным использованием идей, и таким образом, он вносит вклад в лучшее понимание разнородного общества разными его членами. Концепция, предшествующая современному термину, встречается у энтомолога Уильяма Мортона Уилера, который отмечает, что кажущиеся независимыми индивидуумы могут сотрудничать так тесно, что становятся неотличимыми от единого организма (1911). Уилер наблюдал этот процесс сотрудничества у муравьев, которые действовали как клетки единого живого существа, названного им «суперорганизмом». В 1912 Эмиль Дюркгейм установил, что общество является единственным источником логического мышления у человека. В своей книге «Элементарные формы религиозной жизни» (Elementary Forms of Religious Life) он утверждал, что общество представляет собой более высокоинтеллектуальную форму, так как оно превосходит индивидуума, как в пространственной, так и временной протяженности. Среди других предшествующих — концепция «ноосферы» Владимира Вернадского и концепция «мирового мозга» Герберта Уэллса. Питер Рассел, Элизабет Сантурис и Барбара Маркс Хаббард (автор термина «эволюция сознания») вдохновлялись образами ноосферы — трансцендентного, быстро эволюционирующего коллективного интеллекта — информационной «коры» планеты. Эту мысль позднее также рассматривал философ Пьер Леви. Математик Джон фон Нейман в 1952 г. в работе «Вероятностная логика и синтез надежных организмов из ненадежных компонент» доказал это.
«Входные данные направляются не в одну, единственную машину, а одновременно в целый ряд тождественных машин; правильным считается тот результат, который дается большинством этих машин». Чем больше вычислительных компонентов обрабатывают информацию и чем больше между ними непосредственных связей, тем меньше вероятность ошибки: «…при достаточно большом количестве линий в каждом пучке вероятность несрабатывания большого числа компонент может быть сделана сколь угодно малой». Говард Блум рассматривал массовое поведение — коллективное поведение, начиная с уровня кварков и заканчивая бактериальными, растительными, животными и человеческими сообществами. Он обращал внимание на биологическое приспособление, которое превратило большинство существ, живущих на Земле, в компоненты того, что он назвал самообучающейся машиной. В 1986 году Блум совместил идеи апоптоза, параллельной распределенной обработки, группового отбора, и суперорганизма, и разработал теоретическое объяснение того, как работает коллективный интеллект. Позднее он продемонстрировал, как коллективный интеллект конкурирующих бактериальных колоний и человеческих обществ может быть объяснен в терминах сгенерированных компьютером сложных адаптивных систем и генетических алгоритмов, терминов, введенных Генри Холландом. Блум проследил эволюцию коллективного интеллекта до наших предков-бактерий, существовавших 1 миллиард лет тому назад, и продемонстрировал, как многовидовой интеллект функционировал с момента зарождения жизни. Муравьиные сообщества демонстрируют более высокий интеллект, в техническом понимании, чем любое другое живое существо, кроме человека, и сотрудничают в разведении домашнего скота, например, тли, для их «доения». Давид Скрбина цитирует концепцию группового разума как производную от платоновской концепции панпсихизма (гласящей, что сознание вездесуще и присутствует во всей материи). Он разрабатывает концепцию «группового разума» в том виде, в котором ее сформулировал Томас Гоббс в «Левиафане» и аргументацию Фехнера в пользу массового сознания человечества. Он цитирует Дюркгейма как наиболее выдающегося адвоката «коллективного сознания» и Тейяра де Шардена как мыслителя, сформулировавшего философские выводы, следующие из концепции группового разума. Примерно так же рассуждает и автор этого сайта. Главное различие в представленных концепциях коллективного сознания заключается в том, что автор этого сайта разделяет сознание (в том числе, и коллективное) на подсознание и разум, а все прочие оперировали с сознанием, как с единым целым. Другими словами, для автора «коллективный разум» тождественен «народной идеологии». И мысли автора представленной здесь статьи, хоть и позитивны по своей сути, но достаточно сильно отличаются от авторских.