Культура и аналитика
Предлагаю Вашему вниманию статью от «Школы аналитики» — «ОБРАЗ БУДУЩЕГО» (источник: https://drive.google.com/file/…). «Это первая статья из серии «Образ будущего». Шаг за шагом мы дадим свое развернутое понимание образа будущего — что это такое и с чем его едят. По сути, мы делимся своими размышлениями и наработками, которые в первую очередь нам помогают наладить свою жизнь и деятельность в русле устойчивого развития. Как мы пришли к пониманию необходимости образа будущего? У нас есть несколько общественно полезных проектов, которые во время их реализации сталкивались с одной системной проблемой — не было между ними прочной взаимосвязи, которая их объединяет. Конкретно это выражалось в следующем: 1. При ограниченности ресурсов, не понятно было, какой проект запускать первым и концентрироваться на нем. Здесь проблема своевременности и опоры одного проекта на другой. 2. При понятных идеях каждого из проектов, не совсем понятно на какую одну большую идею они работают. Этот вопрос важен не только при формировании команд, но и при продвижении, популяризации проектов. 3. При понимании того, что мы хотим в жизни реализовать на базе освоения своего интеллектуально-творческого потенциала, не было единой стратегии на всю нашу жизнь, что обеспечивало бы определенность — что и как делать. Единственным решением, которое наводило порядок, стало определение с единым и общим для нас представлением об образе будущего, которое расставит все на свои места. Формирование образа будущего для нас, как для коллектива, это, прежде всего, объединение всех в единый процесс созидательной творческой деятельности, где каждый понимает, чувствует свою роль и место, а также роль остальных, роль всех проектов и каждого проекта в отдельности. Что такое образ будущего? Для нас это понимание того, к чему мы идем, а также процесс перехода из настоящего в избранное будущее. Таким образом, мы своими действиями и проектами поддерживаем определенное будущее. Более того, даже быт и семейные дела также становятся частью большого труда в достижении определенного будущего. В общем и целом образ будущего это средство привести в порядок всю нашу жизнь и деятельность, дать ей определенность. Запрос был, в том числе на некое общее направление, прежде всего, чтобы разобраться, как жить и действовать дальше, соединяя все воедино. Именно поэтому так важны две компоненты образа будущего: 1) Определенность с избранным будущим — какое будущее нас устроит, ради чего жить и трудиться; 2) Определенность с переходом из настоящего в избранное будущее — как и какими средствами, возможно, будет осуществить претворение в жизнь задуманное будущее.
Мы сами для себя захотели разобраться в этом. Для нас благополучно разрешенный вопрос формирования единого образа будущего — это значит успокоиться и начать жить, внести ясность и прозрачность в свои судьбы. Почему мы делимся своими наработками в самоопределении с образом будущего? Мы поняли одну простую мысль — трудиться вместе с единомышленниками гораздо приятнее и эффективнее. Когда вместе двигаешься к какой-то цели, и все это поддерживают, то сама дорога радостнее, и цель достигается быстрее. Поэтому всеми наработками мы спокойно делимся со всеми желающими. Затем стало понятно, что все то же самое применимо ко всей нашей стране и всему миру. Если мы все объединимся в достижении весьма конкретного будущего, то оно наступит гораздо быстрее. Какое будущее мы хотим? Справедливое. В нашем понимании — это социально-справедливое общество, обеспеченное здоровым образом жизни, базирующееся на соответствующей культуре. Мы пришли к такой формулировке постепенно. Для начала мы озаботились пониманием того, что нас не устраивает в нашем настоящем. Сформулировали образы, что мы хотим в будущем. А далее протянули мостик из настоящего в избранное будущее — сформировали процесс перехода, т.е. что и как надо будет сделать. Выяснилось, для обеспечения того, что мы хотим в будущем, необходимо качественно иное состояние общества. Состояние общества всегда определяется его культурой. Так стало понятно, что надо менять и что лежит в основе всей жизнедеятельности общества. Это — культура. Культура — это вся внегенетическая информация и алгоритмика в обществе. Если перефразировать и уточнить, то культура представляет собой всю окружающую нас информацию и алгоритмику в обществе, которая не передается генетическим путем в готовом для употребления виде. Теперь развнрнуто и подробно. Под термином «культура» следует понимать, прежде всего, всю ту информацию (знания и теоретически неформализованные навыки), которая есть в обществе, но не передается от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передается от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе разных носителей информации, в том числе книг, фильмов, архитектуры, скульптуры, песен, танцев, музыки, сказок и так далее, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом. Поэтому вопрос образа будущего из миллионов взаимосвязанных картинок постепенно перерос в формирование определенной культуры, которая обеспечит желаемое будущее.
У каждого из нас свои представления, как воплотится будущее. И скорее всего, реально воплотившееся будущее будет сильно отличаться в своей конкретике от тех картинок, которые мы (и не только) нарисовали и нарисуем в дальнейшем. Поэтому, без проработки какой-то основы рисовать картины маслом на предмет того, какое будущее мы хотим или какое будет — смысл отсутствует. Вкусы, дизайн, потребности и способы их реализации меняются со стремительной скоростью даже в современном обществе. Тем более предсказать, как творчество миллионов людей воплотит свои задумки в жизнь — мы не можем. Единственное, что мы можем, так это описать какая должна быть культура общества, которая обеспечит желаемое будущее. Какая культура лежит в основе будущего? На наш взгляд у общества в пределе возможны лишь два основных варианта жизни (как два пути): 1) Устойчивое развитие в преемственности поколений; 2) Деградация и самоликвидация. Соответственно эти два варианта обеспечиваются двумя различными по качеству культурами: 1) Культурой здорового образа жизни; 2) Деградационно-паразитической культурой. Поясним. Здесь есть два аспекта. Первый. Развитие человеческого общества от первобытных времен до нашего времени породило массу технологий, которые не только оказывают все большее давление на окружающую среду, но и требуют для их управления максимальной отдачи, на которую только способен организм человека. Употребление различных дурманов вкупе с нездоровым питанием позволяли человечеству жить и развиваться в окружении примитивных технологий, но уже сейчас технологии достигли такого уровня, который требует от человека максимум работоспособности, а в будущем ситуация может стать еще более сложной. И второй аспект. Развитие общественных отношений породило общество потребления, в результате чего люди производят и потребляют сверх необходимого им для полноценной жизни, что создает нагрузку на окружающую среду такую, которую матушка-планета не в силах выдержать. Эти две культуры соответственно рождают два различных образа жизни: 1) Здоровый образ жизни; 2) Образ жизни деградации и самоликвидации. Эти два образа жизни соответственно формируют два по качеству разные общества: 1) Социально-справедливое общество; 2) Социально-несправедливое общество.
Здесь мы задаем себе вопрос: в каком обществе мы хотим жить? Отвечаем на него достаточно предсказуемо: в социально-справедливом. Какая культура обеспечит нам социально-справедливое общество? — Культура здорового образа жизни. Именно эта культура лежит в основе нашего будущего. Что значит культура здорового образа жизни? Если заглянуть в историю и выделить в ней аспект трансформации культуры от первобытного общества до современного, то можно выделить множество параметров, которыми можно описать культуру того или иного периода. Рабовладельческий период, феодальный, капитализм, социализм в разных их видах можно описать такими параметрами как отношение к личности, к труду и отдыху, к эксплуатации, к доступу разных слоев общества к благам цивилизации и к знаниям и так далее. И в каждый период эти параметры будут разными, будут добавляться новые, а какие-то уходить на задний план. Но если начать укрупнять и обобщать все эти параметры, можно свести их всего к трем, которые были во все времена и являлись определяющими для типологии культуры своего времени. Любой вариант культуры общества, а также личностной культуры, в общем и целом характеризуется отношением всего к трем информационно-алгоритмическим блокам: → Интеллектуально-творческий потенциал, → Воля, → Совесть и стыд. Назовем это базовыми параметрами любой культуры или параметрами уровня L1, которые в своем пределе имеют по два противоположных значения. Нам потребовалось значительное время на то, чтобы понять и показать различия двух культур или одной и той же культуры, но в разные периоды времени и на разных этапах развития. Что взять за параметры культуры? Ведь параметр всегда имеет свое значение, которое со временем может меняться либо сам собой, либо под чьим-то чутким руководством. И, оглянувшись на зады свои, мы увидели как меняется у человека или общества отношение к чему-то и это имеет реальные последствия в практической деятельности. Например, меняется отношение к совести от времен СССР 50-х годов до сегодняшних, когда на дворе Россия 2021 года. Раньше было «Совесть — лучший контролер», а сегодня «Совесть» это кредитная карта, которой можно расплачиваться. Даже в жизни одного человека меняется отношение к чему-то или кому-то и это имеет огромное влияние: как мы относимся к родителям в 16 лет, когда бытовые обременения отсутствуют, и в 25, когда появляются свои дети и «чемодан без ручки» нажитых разнообразных проблем?
Таким образом, стало понятно, отношение к чему-либо это и есть тот параметр, который при изменении его значения, оказывает влияние на все то, с чем он связан в реальной жизни и деятельности людей, т.е. каждого человека в отдельности и общества в целом. Это хорошо видно как на малых промежутках времени, так и на достаточно длинных в сотни и тысячи лет. Современные инструментарии социологических исследований достаточно точно могут обеспечивать измерение таких сложных параметров. А современные средства формирования мнения и отношений, пришедшие из маркетинга Запада, могут задавать параметрам необходимые значения, т.е. менять отношение общества к чему-то в том направлении, которое выгодно заказчику. Многим знакома технология «Окна Овертона», но ошибочно думать, что ее возможно применять только в сторону деградации и самоликвидации, она применима и в сторону здорового образа жизни и устойчивого развития в преемственности поколений. Вернемся к параметрам. Параметры «отношение к…» могут быть как контрольными, которые нам важны в культуре индивида или общества, либо свободными, если их значение нам не важно. Мы оперируем именно контрольными параметрами, чтобы отследить качественное изменение реальной культуры. Также мы ввели один итоговый контрольный параметр на период перехода от настоящего к избранному будущему, который, как индикатор на панели приборов, ясно показывает как обстоят дела на самом деле. Параметр называется «Катастрофичность», уровень L0. Чем больше проблем и накопленных ошибок, тем выше уровень катастрофичности вплоть до самоликвидации. И наоборот, чем меньше проблем — идет их благоприятное разрешение, ошибочность снижается, тем ниже уровень катастрофичности и устойчивее процесс развития в преемственности поколений. Это касается как индивида, семьи, коллективов, так и общества в целом. Катастрофичность проявляется в виде обычной уже снимаемой статистики. Например, уровень здоровья и травм, уровень смертности и рождаемости, уровень преступлений, катаклизмов, катастроф, бедности, доступности сколь угодно высшего образования для всех без исключения, доступности здорового жилья и питания, воды, транспорта и прочее, включая статистику брака на производстве, разводов семей и уровень потребления отравляющих веществ (курение, спирт и прочие наркотики). Даже «ощущение личной нереализованности в жизни» (семья, дом, работа, дело, любовь, дети и пр.) или «чувство удовлетворенности от жизни» — входят в оценку уровня катастрофичности.
В идеале уровень катастрофичности должен стремиться к нулю (в математическом смысле). Но когда общество этого достигнет, нужен другой итоговый контрольный параметр. Например, связанный с освоением интеллектуально-творческого потенциала людей в практической деятельности дальнейшего преображения и гармонизации, что для нас сегодня кажется детскими наивными сказками. Какие параметры культуры мы берем за контрольные? Базовые параметры мы уже определили: отношение к совести и стыду, к воле и ИТП. Уровень L1. Как мы видим, значения каждого этого параметра показывают качество ядра любой культуры. Но напрямую снять эти параметры с общества мы не можем. Зато можем сделать это опосредованно через другие параметры (назовем их параметрами уровня L2), такие как: 1) Отношение к семье (которое формирует культуру семьи как частное направление культуры); 2) Отношение к личности (которое формирует личностную культуру как частное направление культуры); 3) Отношение к познанию и творчеству (которое формирует культуру познания и творчества как частное направление культуры); 4) Отношение к науке (которое формирует культуру науки как частное направление культуры); 5) Отношение к образованию (которое формирует культуру образования как частное направление культуры); 6) Отношение к технологиям (которое формирует культуру технологий как частное направление культуры); 7) Отношение к экономике (которое формирует культуру экономики как частное направление культуры); 8) Отношение к взаимоотношениям природы и человека (которое формирует культуру взаимоотношений природы и человека как частное направление культуры); 9) Отношение к здоровью (которое формирует культуру здоровья как частное направление культуры). Дадим понимание этих общих направлений культуры общества: 1. Культура семьи — это совокупная, личностная культура членов семьи и ее производная, реализуемая в практике жизни и передающаяся из поколения в поколение. Культура семьи во многом определяет личностную культуру индивида, которая может пополнить культуру общества. 2. Личностная культура — это часть культуры общества и семьи, воспринятая индивидом в свою психику, плюс к тому — его собственные наработки, которые могут пополнить культуру общества: таковы взаимосвязи личностной культуры и культуры общества. 3. Культура познания и творчества — это часть культуры общества, позволяющая взращивать познавательную и творческую деятельность, а также их плоды либо как инструмент подавления и деградации, либо как инструмент: 1) устойчивого гармоничного развития всего общества, 2) успешного выявления и благополучного разрешения проблем в жизни общества, 3) расширения перспектив общества в отношении возможностей развития и выбора среди этих возможностей, 4) выявления, освоения и реализации интеллектуально-творческого потенциала общества.
- Культура науки — это часть культуры общества, позволяющая взращивать науку либо как основное средство решения задачи о предсказуемости поведения объектов управления (что бы ни стояло за этим термином: вещество, техника, общество, социальный процесс, индивид, орган и т.д.) во всех отраслях деятельности, либо позволяющая взращивать науку как основное средство получения знаний об окружающем мире (а также сама система этих знаний), на основе которых невозможно выработать необходимые, адекватные жизни решения, или возможно, но их осуществление будет приводить к последствиям непредсказуемым, а то и прямо противоположным ожидаемым. 5. Культура образования — это часть культуры общества, позволяющая взращивать систему образования как основное средство либо оставаться безучастным и безразличным к интеллектуально-творческому потенциалу и подавлять его, либо выявлять и реализовывать интеллектуально-творческий потенциал всего общества. 6. Культура технологий — это часть культуры общества, позволяющая взращивать технологии либо как инструмент подавления и деградации, либо как инструмент устойчивого гармоничного развития всего общества. Сами технологии могут быть техническими и биологическими. Типы цивилизаций по культуре технологий: → ТехноКратическая цивилизация — использует технологии как костыль, человечество является невольником созданной им техники; → В техноЛогической цивилизации — не техносфера властвует над людьми, а люди — над техносферой, и потому техника служит им, обеспечивая удовлетворение их потребностей. Люди не обращают себя в невольников техносферы, и антагонизмы с природой устраняются раньше, чем те станут угрозой для жизни; → Культура биологической цивилизации — ориентирована на освоение генетически обусловленного потенциала возможностей человеческого организма. 7. Культура экономики — это часть культуры общества, позволяющая взращивать экономику либо как основное средство решения задачи о ведении народного хозяйства в целях создания необходимых условий для реализации гармоничного устойчивого развития всего общества в преемственности поколений, либо как основное средство паразитизма одних на труде других. 8. Культура взаимоотношений природы и человека — это часть культуры общества, позволяющая осуществлять в отношении природы и человека либо их подавление вплоть до деградации и гибели, либо бережное отношение к ним, способствуя их процветанию и гармоничному обоюдному устойчивому развитию. 9. Культура здоровья — это часть культуры общества, позволяющая осуществлять деградацию здоровья, сокращение длительности жизни и как следствие подавление освоения интеллектуально-творческого потенциала, либо позволяющая осуществлять развитие здоровья, активного долголетия и освоение интеллектуально-творческого потенциала.
Но и теперь мы не можем снять напрямую значения этих параметров с общества. Давайте каждое общее направление культуры общества представим еще более детализированными параметрами, обозначим их параметрами уровня L3 и назовем Параметрами частных направлений культуры. Культура семьи: 1) Отношение к воспитанию и нравственным основам (как к личному примеру, прежде всего); 2) Отношение к зачатию и рождению детей (здесь же отношение к сексу; к рождению детей готовятся задолго до зачатия); 3) Отношение к детям в семье (дети пришли в этот мир и были доверены своим родителям, нужно их бережно подготовить к жизни); 4) Отношение к взаимоотношениям супругов (в любви или нет; сначала отношения супругов, а потом уже дети); 5) Отношение к роли семьи в жизни личности (для всех членов семьи); 6) Отношение к роли семьи в жизни общества (формирование будущего через семью и детей; роль родителей, бабушек и дедушек в планировании и реализации будущего); 7) Отношение к формированию семейной культуры (осознанное формирование или нет); 8) Отношение к взаимосвязи нескольких поколений семьи (на глазах у детей должны быть различные модели взрослых — их взаимоотношений, причины и следствия, что ждет в будущем, чтобы подготовленным войти во взрослую жизнь); 9) Отношение к формированию семейной пары (критерии к избранникам, цели формирования семьи, критерии к себе в семье). Личностная культура: 10) Отношение к Любви (Любовь во главе всего или ее можно не принимать в расчет?); 11) Отношение к нравственности и нравственным стандартам (понимание роли нравственности в жизни всего общества есть или нет); 12) Отношение к труду и тунеядству (созидательный или разрушительный, общественно-полезный или паразитический; труд или тунеядство), к социальному паразитизму (допускается или нет); 13) Отношение к ответственности и справедливости; 14) Отношение к формированию и удержанию эмоционально-смыслового строя; 15) Отношение к конкуренции (угнетение и подавление одних другими) и взаимопомощи (взаимное развитие, когда все выиграли от взаимодействия); 16) Отношение к правде и лжи; 17) Отношение к потребностям и их удовлетворению (пирамида потребностей); 18) Отношение к мечте и самообразованию.
Культура познания и творчества: 19) Отношение к языку жизненных обстоятельств (подавляется он или поддерживается); 20) Отношение к методологии познания и ее доступности для всего общества (ее роли в жизни общества — подавляется она или поддерживается); 21) Отношение к спорам и обсуждениям (рождается ли истина в споре или она рождается в обсуждении); 22) Отношение к мышлению, психологической деятельности и функционированию психики; 23) Отношение к развитию чувств (душевной) гармонии и прекрасного (подавляются они или поддерживаются); 24) Отношение к творческой деятельности и ее доступности (подавляется она или развивается); 25) Отношение к «магии» (т.е. магия это нечто непознаваемое или все же познаваемое, а значит и технологически воспроизводимо); 26) Отношение к выявлению проблем, их изжитию и несозданию новых; 27) Отношение к катастрофичности (деградация или развитие общества). Культура науки: 28) Отношение к сути науки (устойчивое управление процессами); 29) Отношение к метрологической состоятельности во всех направлениях науки (в т.ч. истории); 30) Отношение к научно-методологическому обеспечению (экономики, истории, образования, гос. управления, выработке политического курса и т.д.); 31) Отношение к мировоззрению и миропониманию (а также к его формированию); 32) Отношение к культурному единству; 33) Отношение к постановке задач в процессе развития общества; 34) Отношение к этике и нравственности; 35) Отношение к логике; 36) Отношение к образовательным задачам. Культура образования: 37) Отношение к стандартам образования (первичные философские категории, методология познания, нравственно-этические основы); 38) Отношение к гармоничному развитию обоих полушарий мозга и их взаимодействия; 39) Отношение к интуитивно-чувственному и рациональному познанию мира; 40) Отношение к физической культуре, как неотъемлемой составляющей образования, влияющая на психофизическое формирование человека; 41) Отношение к самоопределению в своей жизни, жизни общества и всего мироздания в целом; 42) Отношение к целостному восприятию фактологической информации и процессов во взаимосвязи (как составляющей частных и общих процессов в мироздании отображаемых в фактологии); 43) Отношение к самообразованию; 44) Отношение к системе образования, к труду и к людям в сфере образования; 45) Отношение к информации (без запретов и табу).
Культура технологий: 46) Отношение к целесообразности технологий и их роли в жизни людей (заложники мы технологий или они всего лишь наш инструментарий); 47) Отношение к роли технологий в развитии общества (на какую идею и концепцию эти технологии работают?); 48) Отношение к развитию ИТП (технологии как костыль или средство развития?); 49) Отношение к взаимодействию человека, технологий и природы; 50) Отношение к нравственным и этическим ограничениям («оправдываЕт» или «оправдываЮт»); 51) Отношение к кадровому обеспечению технологий, к качеству кадров по знаниям, пониманию и нравственности; 52) Отношение к информации и информационной монополии (наложение табу на определённые темы в технологиях «экстремистский список технологий» типа вечный двигатель; авторское право, патенты, публикации, результаты исследований и пр.; открытость и закрытость информации); 53) Отношение к пути развития цивилизации в обеспечении жизнедеятельности технологиями: технократическое, технологическое, биологическое; 54) Отношение к управлению и прогнозированию (управление: ДОТУ, бизнес-процессы, производственные цепочки, прогнозы, устойчивость, предсказуемость и пр.; прогнозированию неформализованному и формализованному). Культура экономики: 55) Отношение к роли экономики в жизни общества (в т.ч. экономика и хрематистика, вопрос различения); 56) Отношение к плану, к рыночным и административным методам регуляции; 57) Отношение к ссудному проценту и банковской системе; 58) Отношение к производству и распределению благ; 59) Отношение к удовлетворению потребностей (ДОП, ДПП); 60) Отношение к решению межотраслевого баланса (во-первых, возможно решить или нет; во-вторых, к тому как решается баланс); 61) Отношение к деньгам, цене и стоимости, к инварианту прейскуранта (сейчас это энерговооруженность электричеством); 62) Отношение к собственности (личная, общественная, семейно-клановая или корпоративная); 63) Отношение к взаимоотношениям человека, экономики и природы.
Культура взаимоотношений природы и человека: 64) Отношение к природе через экономическую деятельность, в т.ч. в качестве источника ресурсов); 65) Отношение к проявлениям природы в виде катаклизмов и опасных природных явлений различной мощности и локализованности; 66) Отношение к месту и роли человека относительно природы; 67) Отношение к животным (диким, домашним) и растениям (диким, культурным); 68) Отношение к экологии, рукотворному изменению природного ландшафта, климата, флоры и фауны; 69) Отношение к изменению живого мира через селекцию и генную инженерию; 70) Отношение к влиянию природы на человека в русле личностного развития и развития общества, в русле познания и творчества, образования и образа жизни; 71) Отношение к дальнейшему развитию отношений человека и природы; 72) Отношение к жизни и деятельности человека относительно природы (ближе к природе или всё более и более обособленно). Культура здоровья: 73) Отношение к концепции здорового образа жизни и здоровья в частности, в т.ч. понимание что такое «Здоровый образ жизни» и зачем он нужен, что такое возрастная антропология (мотивация быть здоровым — Ради чего?; зачем нужно здоровье, отношение к нему); 74) Отношение к душевному, психическому, психологическому и физическому здоровью как к единому целому; 75) Отношение к удовольствию и удовлетворению (удовольствие и здоровье, удовольствие в жизни и удовлетворенность от жизни — суть разные вещи); 76) Отношение к системе знаний о здоровье и здоровом образе жизни (исходит из концепции и обеспечивает достижение концепции); 77) Отношение к доступности знаний для индивида и общества в целом о здоровье и здоровом образе жизни, а также об их востребованности (обществом); 78) Отношение к экономическому обеспечению здоровья и здорового образа жизни; 79) Отношение к инфраструктуре и экосистеме обеспечивающее здоровье и здоровый образ жизни; 80) Отношение к бытовым условиям обеспечивающие здоровье и здоровый образ жизни (жилые, образовательные, досуговые и трудовые здания и помещения) и эргономике; 81) Отношение к системе здравоохранения. Здесь мы не даем значения этим параметрам и предлагаем самими поразмыслить над ними для обоих вариантов культуры — для культуры здорового образа жизни и для деградационно-паразитической культуры. Отвечая на вопрос «Какие параметры культуры мы берем за контрольные?», мы берем все перечисленные параметры культуры плюс такой параметр как «Катастрофичность». В итоге получается некая контрольная панель с отображением на ней значений контрольных параметров на всю глубину L (от L0 до L3): → L0, Индикатор уровня катастрофичности общества; → L1, Базовые параметры культуры; → L2, Общие параметры культуры; → L3, Параметры частных направлений культуры.
Таким образом, культура для нас предстает как познаваемый объект. А это в свою очередь дает нам понимание, что любую культуру можно оценить как в отношении качества, так и ее направленности. Как можно оценить ту или иную культуру? Вот вся цепочка рассуждений по этой схеме: 1) Культура — это информационно-алгоритмический комплекс. Он познаваемый, а значит, изучаемый и оцениваемый. 2) Культура характеризуется, прежде всего, отношением к трем информационно-алгоритмическим блокам: → Интеллектуально-творческий потенциал, → Воля, → Совесть и стыд. Отношение к этим трем информационно-аналитическим блокам назовем Базовыми параметрами культуры (уровень L1). Их значения показывают качество культуры. Но напрямую снять эти параметры с общества мы не можем. Мы можем снять отображение этих параметров через связанный Главный контрольный параметр «Катастрофичность» (уровень L0), который и показывает нам отношение к трем базовым информационно-алгоритмическим блокам именно в практике жизни. 3) Возьмем множество специализированных параметров более узконаправленных, чтобы через них определить базовые параметры. Назовем их Параметрами частных направлений культуры (уровень L3). 4) Снимем значения этих Параметров частных направлений культуры (уровень L3) с культуры общества (9х9), а также девять как итоговых Общих параметров направлений культуры общества (уровень L2). 5) Согласно значениям параметров определим, что это за культура: — Деградационно-паразитическая культура, — Культура устойчивого развития. 6) Соответственно каждое качество культуры рождает определенный образ жизни: — Образ жизни деградации и самоликвидации, — Здоровый образ жизни. 7) Образ жизни порождает качество общества: — Социально-несправедливое общество, — Социально-справедливое общество. 8) Качество общества порождает качество жизни: — Гнетущее качество жизни; — Жизнерадостное качество жизни. 9) В итоге мы отвечаем на четыре простых вопроса: — Какая культура у нас сейчас и какую хотим в будущем: — деградационно-паразитическая культура или культура здорового образа жизни? — Какой образ жизни мы ведем сейчас и хотим вести в будущем: — образ жизни деградации и самоликвидации или здоровый образ жизни? — В каком обществе мы живем сейчас и хотим жить в будущем: — в социально-справедливом или несправедливом? — Какое качество сейчас, и какое качество хотим в будущем: — гнетущее или жизнеутверждающее? Далее согласно диалектике возникает пятый вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы жить полной жизнью в социально-справедливом обществе?». При этом закрадывается крамольная мысль: раз культура познаваема, то она может быть и управляема? Что надо сделать для того, чтобы жить полной жизнью в социально-справедливом обществе? Ответ прост — менять культуру общества» («Школа аналитики»).
Работоспособна данная методика или нет? – вопрос сложный. Но надо поблагодарить авторов «Школы аналитики» за саму попытку «сосчитать не считаемое». В любом случае, предсказательный и аналитический прогнозы – совсем разные сущности. Первый базируется на интуиции человека (на его подсознании), второй – на строгой логике (на разуме). А авторы «Образа будущего» попытались соединить их в одно целое (что абсолютно справедливо). Но они забыли о третьей составляющей любого сознания – о матрице Веры, хотя при написании своей статьи они опирались именно на матрицу Веры русского человека. А потому, большинство Западных читателей (а также наши отечественные «либерасты») наверняка не поймут статью и назовут ее «бредом сивой кобылы». Хотя надо признать, что и автора этого сайта представленная выше статья не сильно вдохновила или поразила (аналитика – скучное занятие). Тем не менее, он «заставил себя» ее прочитать и воспринял ее справедливость. А знаете, почему эта статья получилась такой скучной? В статье сделан слишком сильный упор на разум человека и очень мало написано, с позиций его подсознания. А, как известно: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Вот «конь» и возобладал над «трепетной ланью». Тем не менее, эта статья очень хорошо дисциплинирует сознание ее читателей, и показывает пример возможности тщательного логического разбора даже такого сложного вопроса, как культура.