Еще пару слов об управлении
В этой главе автор предлагает продолжить разбор темы, поднятой в прошлой главе. И поможет нам в этом Анна Зарубина со своей статьей — «Разбираемся с Демократией: от прошлого до современности». «Основные принципы демократии, известные современному обществу, были заложены более двадцати веков назад в Древней Греции. Согласно одному из ряда определений, под демократией понимается такой способ организации политической системы, который дает гарантию личности принимать участие в политических процессах. Иными словами, если в тоталитарном и авторитарном обществах основные вопросы решает власть или лидер государства, то в демократическом до принятия политических решений допущены все (или почти все) граждане. Ограничение их прав в данной системе возможно только на основании закона. Рассматривая основополагающие признаки демократии, отметим, что к ним относятся, во-первых, признание народа источником власти и суверенном в государстве. Это означает, что высшая государственная власть, по сути, принадлежит народу, который сам решает, кому ее передоверять. Второй характерной чертой демократического политического режима является равноправие граждан, то есть их равный доступ не только к возможностям, но и к реальным способам осуществления и политической власти, и иных своих прав во всех сферах общественной жизни. Следующая черта — это подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Следует отметить, что не все исследователи считают этот признак соответствующим традициям демократии. В американской политической философии нередко говорят, что демократия — это когда два волка и один ягненок решают, что сегодня вечером будет на ужин. В действительности то, что меньшинство должно подчиняться большинству, вовсе не означает, что у первого нет абсолютно никаких прав. Они есть и определены законом. И большинство должно их уважать. Еще одной важной характеристикой демократии является выборность основных органов государства. Даже в условиях монархического правления премьер-министр, депутаты парламента и прочие государственные чиновники избираются народом и непосредственно зависят от него. По самому общему основанию (речь пойдет о видах) демократию можно разделить на непосредственную (прямую) и представительную. В первом случае люди сами осуществляет политическую власть, во втором — через своих представителей, избранных в органы власти. Нередко говорят, что два этих вида демократии как бы исключают друг друга. На самом деле они представляют собой две стороны одной и той же монеты. Непосредственная демократия немыслима без представительной, а представительная не имеет смысла без непосредственной.
Исторический пример действия прямой демократии дает нам Новгородская феодальная республика, где главным и чуть ли не единственным органом управления было народное собрание — вече. Однако это вовсе не означало, что в Новгороде отсутствовали институты представительной демократии. Избирался воевода, приглашался князь, существовала должность архиепископа. Все это означало, что люди не могли осуществлять все государственные полномочия в полном объеме. Также некоторые исследователи считают, что между непосредственной и представительной есть промежуточная форма — плебисцитарная демократия, когда люди выражают свое мнение, с одной стороны, непосредственно, с другой — через определенные органы власти. Концепции демократии: кто и как правит? Идея демократии зародилась еще в античности. Свидетельствует об этом и древнегреческий перевод слова — власть народа. Конечно, античное понятие демократии очень сильно отличалось от того, которым мы пользуемся сейчас. В истории существовало еще несколько вариантов понимания этого термина. Одно из них было предложено в Раннее Новое время английскими философами Томасом Гоббсом и Джоном Локком. Это так называемая либеральная концепция демократии. С этой точки зрения каждый человек в обществе должен быть самостоятельным, интересы общества должны полностью подчиняться его интересам. Вероятно, такая концепция была справедлива для XVII века, однако сегодня ее реализация в полной мере вряд ли возможна. Вторая концепция демократии, которая существовала в Новое время, — это коллективистская концепция Жан-Жака Руссо. Одним из ее сторонников был известный философ Карл Маркс. В данной концепции демократия, наоборот, должна реализовывать задачи всего общества, а интересы человека в значительной степени должны быть подчинены интересам общественным. Третья концепция — плюралистическая. В соответствии с ней, интересы общества, безусловно, важны, но гораздо важнее интересы социальных групп. Ну и, наконец, последняя концепция демократии — элитарная. В данном случае демократия представляет собой соперничество не отдельных людей, не социальных групп, а политических элит. Считается, что наиболее ярко эта концепция проявляется в Соединенных Штатах Америки. Действительно, на протяжении уже нескольких веков в США между собой соперничают две политические партии: Демократическая и Республиканская. Формально никто не запрещает гражданам Америки создавать другие политические партии (и они, конечно, есть), но все равно на каждых президентских и парламентских выборах граждане выбирают только между двумя партиями.
Демократический строй: основные характеристики. Кроме вышеназванных свойств демократии существуют также не менее значительные характеристики демократического режима, первой из которых является парламентаризм. Согласно этому признаку, в политическом управлении страны парламент занимает центральное место и имеет преимущественное право в принятии законов. Следующей характеристикой демократического строя является политический плюрализм (от латинского слова pluralis — множественный), который предполагает уважение к чужому мнению, сосуществование различных точек зрения на процесс развития общества, возможность для каждого человека свободно высказывать свое мнение. Некогда даже Мао Цзэдун говорил: «Пусть соперничают сто школ, пусть расцветают сто цветов». Но после того как люди в коммунистическом Китае стали свободно высказывать свои точки зрения, «великий кормчий» поменял позицию. В Поднебесной начались репрессии. В демократическом политическом режиме такой итог, конечно, недопустим. Следующими характеристиками демократического политического режима являются толерантность (от латинского tolerantia — терпение, принятие) и консенсус (от латинского consensus — единодушие, единочаяние). В первом случае — это терпимость к чужим мнениям, чувствам, обычаям, культуре. Во втором — это существование в обществе прочного согласия по основным ценностям или принципам действия. Гражданское общество и правовое государство — это еще две важнейшие характеристики демократического режима. Отметим, что существование первого невозможно без наличия второго. Ну и в заключение следует сказать, что американская неправительственная организация Freedom House, публикующая результаты ежегодного анализа состояния свободы в мире, зафиксировала, что если в 1980 году в мире насчитывалась 51 свободная страна, то в 2019 году их число возросло до 83» (Зарубина). Впрочем, доверять американской общественной организации вряд ли стоит, ведь США считают себя страной с самой сильной и лучшей демократией в мире. И при этом они практически открыто подтасовали итоги нынешних выборов президента США. Вот и думай после этого – свободная страна или нет? И если хорошенько подумать над этим вопросом, то можно прийти к неутешительному выводу, что свободных стран в современном мире попросту нет. В то время как в 1980 году, они были, может, и не 51 страна, как сосчитали в Freedom House, но несколько десятков – точно. А сегодня относительно свободными можно считать лишь непризнанные страны, оттого их и не признают, что они слишком свободны. Например, ДНР и ЛНР. Вот что по этому поводу пишет Алексей Селиванов из Луганска — «ЛНР защищает свою русскость». «25 декабря 2020 года Глава Луганской Народной Республики Леонид Пасечник подписал закон «О лицах, подвергнутых политическим преследованиям со стороны государства Украина». В своем обращении по этому случаю Глава республики обозначил, что Украина «подвергает политическим репрессиям своих граждан только за то, что они набрались смелости иметь собственное мнение, отличное от националистической идеологии официального Киева».
Новый закон ЛНР очень показательный. Дело в том, что постмайданная Украина, где так много разговоров о «декоммунизации», сама стала воплощением самых темных сторон проклинаемого Киевом советского режима. Если во времена «Большого террора» неугодных и подозрительных бросали в тюрьмы и лагеря по обвинению в «контрреволюции», то Украина сажает за решетку по обвинению в «терроризме» или в «измене родине». Для получения подобного приговора необязательно пытаться свергнуть киевскую власть или хотя бы участвовать в митингах. Можно, например, просто поставить «лайк» под постом в интернете, осуждающим нацистскую политику запрета русского языка в публичном пространстве. Тот, кто поддерживает связь со своими русскими родственниками, тоже может легко подпасть под репрессии украинских спецслужб. И уж, конечно, опасны любые проявления симпатий к России, Донбассу или к русскому выбору крымчан. По оценкам экс-депутата Верховного совета Украины Елены Бондаренко, число политзаключенных на Украине достигает пяти тысяч человек. Точного числа узников нам украинские спецслужбы, естественно, не сообщат. Для них фиктивные дела о «госизмене» и «поддержке терроризма» – это внеочередные звездочки на погоны и премии. А также – дополнительный обменный фонд, когда необходимо выменять у ЛДНР своих диверсантов. Можно ли назвать Донбасс многонациональным регионом? Разве что в пропагандистских целях. В Донбассе живут представители многих этносов. Но живут они здесь не национальными автономиями и не диаспорами, а вместе, вперемешку. Поэтому все они в той или иной степени приобретают и разделяют русскую идентичность. Что, собственно, и послужило главным фактором успеха «Русской весны» в 2014-м году. В других регионах Украины тоже были русские, но многие из них молча приняли господствующее «украинство», потому что так удобнее, да и навязывалось «украинство» десятилетиями. Донбасс отстоял свою русскость и стал центром притяжения русской идентичности. Не зря Глава ЛНР Леонид Пасечник сделал на этом акцент: «Сегодня те граждане Украины, которые, несмотря на тотальную национализацию страны, позволили себе остаться русскими по духу, по идеологии, по сути, подвергаются необоснованному террору со стороны правоохранительных органов, спецслужб и судебной системы Украины. Сегодня эти люди, как никто, нуждаются в защите своих прав».
Закон ЛНР «О лицах, подвергнутых политическим преследованиям со стороны государства Украина», признает жертвами политических репрессий всех, кто с 23 февраля 2014 года на Украине подвергся «различным мерам принуждения или угрозам такого принуждения, применяемым государством Украина, ее партиями и общественными объединениями к лицам в виде лишения жизни или свободы, выдворения из страны, лишения гражданства, ограничения свободы вероисповедания… а также иным лишениям или ограничениям прав и свобод». Гражданам, пострадавшим от политических репрессий на Украине, Луганская республика предоставит возможность легализации, прописки и проживания на своей территории, а также социальной защиты наравне с гражданами ЛНР. Это важно, потому что своих узников Украина выбрасывает на обмен без всего – без документов, вещей, денег и возможности за всем этим вернуться. А документы и прописка на территории ЛНР дают возможность претендовать на получение российского гражданства, которое массово получают жители народных республик Донбасса. Новый закон ЛНР – серьезная заявка. Во-первых, он подчеркивает террористическую, незаконную сущность государства Украина. Государства, которое подвергает репрессиям своих граждан за политическую позицию и за отстаивание своих естественных прав на язык и идентичность. Во-вторых, закон делает Донбасс центром притяжения для тех, кто от украинских репрессий пострадал. А это значит, что граждане Украины увидят, что на территории бывшей советской республики Украина существует альтернативный государственный проект, ориентированный на соблюдение прав и свобод граждан – республики Донбасса. А это значит, что в будущем такой проект сможет заменить для граждан Украины тот режим, который пока еще существует в Киеве» (источник: https://nstarikov.ru/lnr-zashhishhaet-svoju-russkost-122915). Однако даже эти наиболее демократические страны находятся под управлением мировой финансовой элиты. Вот что по этому поводу пишет доктор технических наук, профессор Борис Алексеевич Виноградов — «Глобализация и стратегическое управление» (источник: https://ss69100.livejournal.com/5374544.html).
«С точки зрения стратегического управления глобализация представляет собой иерархическую финансово-экономическую и геополитическую пирамиду, наверху которой находятся ведущие страны и международные организации, реально управляющие миром. Национальные и транснациональные информационные сети разных уровней компетенции интегрированы в общую сеть глобального управления. Объем и интенсивность постоянного обмена информацией обеспечивают интеграцию разнообразных активов и потенциалов развития ее участников. Такая система требует внедрения актуальных систем управления, обратных связей, контроля и моделирования сценариев развития событий. Стратегические субъекты принимают и реализуют решения мирового уровня управления. Для принятия решений в экономической сфере источниками информации могут быть данные национальных статистик. Глобализация изменила мобильность квалифицированного человека. Научные идеи и специалисты востребованы в развитых странах, где значительно лучше условия жизни. Квалификация стала капитализацией человека, превращенного в международный рыночный продукт. Ввоз интеллекта стал выгодной статьей дохода для лидеров, ударом по странам со средним уровнем развития, откуда выезжают специалисты, а приезжают мигранты с низким образовательным и профессиональным уровнем. Отъезд высококвалифицированных специалистов и переселение низкоквалифицированных трудовых ресурсов ставит под сомнение возможность проведения в России научно-технической и инновационной политики. Глобальное экономическое развитие определяется подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала и конкуренцией национальных экономических систем. Стратегии капитала оказывают давление на государства. Растет доля зарубежного финансирования научных исследований, создаются исследовательские подразделения ТНК в странах, благоприятных для такой деятельности. Глобализация в области образования и научной деятельности связана с унификацией систем образования и ученых степеней, перетоками информации и специалистов. Мировые ТНК усиливают свое влияние на систему национальных научных исследований и образования. Это создает в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов научного, образовательного и делового климата. В связи с распространением информационно-коммуникационных технологий, созданием горизонтально-сетевых структур, открытых инноваций, развитием международного научно-технического сотрудничества активизируется деятельность транснациональных корпораций и отдельных государств в направлении научно-технической разведки с целью получения, анализа, структурирования и практического использования достоверной релевантной информации по технологиям двойного применения.
Открывая новые возможности, глобализация подрывает основы принятия решений новыми рисками, например, публично инициированными кризисами доверия к государству, организованными массовыми протестными движениями социума и т.д. Вертикально интегрированные национальные сообщества замещаются подвижными горизонтально-сетевыми транснациональными сообществами, а флэш-моб-технологии позволяют быстро собирать и провоцировать маргиналов в целях манипулирования через масс-медиа настроениями и поступками миллионов телезрителей и пользователей Интернета. Это приводит к новым вызовам и проблемам. Многократно возросли неопределенности и риски. Конфликт парадигм, способов и практик решения задач мирового развития, внедрение ценностей иной внешней среды, приводят к радикальному сдвигу в разных странах. В элитах, а затем в массовом сознании активной части населения этих стран происходит изменение мировоззрения, затем происходит лавинообразное разрушение общественно-политических систем. Обломки восстанавливают, после чего многие из них переходят под управление внешней средой. Арабские «революции», нарастающая напряженность в ряде других стран порождены не только внутренней борьбой с коррумпированными режимами, но и внешним воздействием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями. В теории систем показано, что невозможно одновременно обеспечить целостность (устойчивость экономики, безопасность и другие общесистемные свойства) страны и беспредельную свободу ее граждан. Любая организация, целое подавляет (!) свойства ее частей. В тех регионах мира, где неограниченно возрастает свобода, увеличивается число конфликтов, приводящих к локальным войнам. Чрезмерное государственное регулирование неизбежно приводит к снижению эффективности экономики и отставанию. Государство и общество стоят перед выбором степени регулирования целостности. Эти выводы актуальны, как в связи с необходимостью модернизации, так и сохранения целостности России. Разоблачения Э. Сноудена в июне 2013 года относительно секретных программ массовой слежки за переговорами различных людей через интернет и мобильную связь (американская программа PRISM, британская программы слежения Tempora) вызвали грандиозный скандал в мире. Подобная слежка может быть увязана с тестированием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями под различным флагом (борьба с коррупцией, экстремизмом и т.д.) и перспективой их эскалации во всем мире.
Современный мир становится все более сложным, нелинейным и агрессивным, в будущем эти факторы еще более усилятся. Понятие «рефлексивное управление» стало применимо к финансово-экономической и социальной системам управления обществом и государством. Классический подход уже не отражает современной финансовой реальности. Приспосабливаясь к быстроменяющейся в условиях глобализации практике, финансовые институты непрерывно реформируются, финансовое законодательство изменяется, не успевая институализироваться в сознании даже профессионалов. Практически ежегодно реформируются традиционные финансовые институты: «налоги», «бюджет» и т.п. По мнению Дж. Сороса финансы стали относиться к одной из самых рефлективных форм деятельности. Это означает, что финансовые игроки, работающие на мировых финансовых рынках, должны скрывать свои намерения, чтобы не оказаться в проигрыше из-за контригры конкурентов. К понятию «финансы» теперь относят управление денежными потоками, организацию сложных финансовых операций, замещение денег финансовыми инструментами и конструирование новых финансовых инструментов, создание новых финансовых бизнесов и другие сложные явления современной жизни, принципиально несводимые к отношениям «по поводу формирования и использования денежных фондов». У современных финансов появились новые направления их использования, которые ничего общего не имеют с распределительными и контрольными функциями. Можно назвать инвестиционную, управленческую, организующую, инновационную, инструментальную и другие функции. Например, конструирование мошеннических финансовых схем, которое играет важную роль в современной жизни. Речь идет о разработке и осуществлении сложных финансовых операций (схем) разной целевой направленности, против которых нет абсолютной защиты в правовом поле. Их разработчиков и исполнителей сложно привлечь к ответственности по суду за ущерб обществу и государству. Это безнаказанное перераспределение общественного богатства «инженерами финансовых душ» развивается, втягивая в воронку активных людей. Приглашение к следователю нередко приводит к эмиграции такого «инженера» или быстро рождает «политического деятеля». Это придает следственному и судебному действию политический колорит. Использование нескольких десятков активных прикормленных сторонников, социальных сетей и сетевых технологий управления позволяет такому «герою» пугать власть призраками разноцветных революций, заставляя ее отступать. Целенаправленное манипулирование информацией может привести к быстро нарастающей напряженности. Подобные явления стали обыденными в современной России.
Психологическое, пропагандистское и организационное влияние на население глобальных социальных сетей стало важнейшим фактором устойчивого развития и управления страной. Государство обязано предвидеть, опережать и противодействовать негативным последствиям информационной открытости. Актуальность информационной защиты общества и государства от целенаправленного воздействия с разных сторон подтверждается быстрым ростом экономической, научно-технической, военной и других видов информации. Руководители государства, принимающие ответственные решения, обязаны своевременно владеть достоверной информацией. Основой решения государственных и межгосударственных задач является концептуальное моделирование, в рамках которого создаются модели общего уровня, и проводится оценки среды и системы в целом. Ошибки в управлении на концептуальном уровне трудно устранимы последующими действиями и могут быть источником угрозы существованию самой управляемой системы (страны). Отметим лишь некоторые аспекты глобальной информационной войны, в которую вовлечена Россия. Внутри страны Россия ведет информационную борьбу с терроризмом и экстремизмом (молодежным, религиозным и т.д.). Учитывая быстрый рост сетевых информационных ресурсов, находящихся в управлении террористических и экстремистских структур, можно сказать, что ежедневная информационная война происходит во всех сферах и на всех уровнях за сохранение целостности государства. Внутрироссийские антироссийские идеологии и практики, этнорелигиозные и политические угрозы, такие как ваххабизм, национал-сепаратизм и исламский фундаментализм пустили достаточно глубокие корни в ряде регионов России (Северный Кавказ, Поволжье и др.). Особое внимание уделяется их лидерами обучению и воспитанию радикальных имамов с целью формирования из них новой генерации духовных наставников. Вербовка сторонников сопровождается многотысячными тиражами и бесплатным распространением экстремистской литературы, насыщением русскоязычного сегмента Интернета и социальных сетей экстремистскими сайтами, активным использованием сервисов типа YouTube, активной миссионерской деятельностью. Их изучение, анализ и оценка, выработка и реализация стратегии противодействия представляют самостоятельный интерес и являются предметом специальных исследований. С учетом региональных театров «военных действий» и часовых поясов России можно предположить круглосуточное протекание информационных боестолкновений. Можно выделить некоторые признаки сетецентрической войны, которая ведется международным терроризмом против России.
Во-первых, это наличие информационно-коммутационной сети, объединяющей источники сведений. Во-вторых, это доведение до участников операций достоверной и полной информации. В-третьих, это органы управления, исполнительные механизмы и средства непрерывного воздействия. Не проще складывается ситуация в межгосударственной сфере. Напомним хотя бы уровень накала и жестокость мировой информационной войны против России в рамках грузино-осетинского конфликта. Отметим информационные атаки и организованные протестные акции, в которых задействованы Интернет, мировые телевизионные сети, другие мощные источники целенаправленного воздействия. Управление государством требует адекватной стратегии, основанной на системном анализе, прогнозировании, планировании, управлении и контроле с учетом положения внутри страны и влияния на нее извне. Если ранее территориально целостное государство было самостоятельно в собственном развитии, то в условиях высокой мобильности капитала его экономика зависит от транснациональных инвестиционных решений. В этом случае на нее влияет много факторов, в том числе, играют роль инфраструктура, потенциал рабочей силы, налоговое законодательство и другие институциональные условия. Исключительное значение приобретает мониторинг и прогноз рисков, концептуальное моделирование, квалификация и мотивация власти, правильные управленческие решения высшего руководства страны. Задачи информационной защиты государства требуют постановки и решения, как минимум, трех взаимосвязанных задач. Во-первых, с точки зрения отражения и предотвращения угроз необходима информационная защита общества и государства, нужны силы и средства, разумная стратегия и оперативное искусство, современные технологии и специалисты, способные к информационной войне на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях. Как обстоят дела с выполнением этих задач? Издан Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». На ФСБ РФ возложены полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. Указом определены ее задачи и перечень необходимых работ по создаваемой системе.
Во-вторых, качество и эффективность информационных технологий определяет уровень научного прогнозирования, целевого планирования и скоординированной федерально-региональной политики социально-экономического развития и соответствующего программно-целевого управления России, ее роль и место в мире. Как обстоят дела с выполнением этих задач? Разработка и координация отраслевых и межотраслевых концепций, стратегий и программ, отслеживание рисков и корректировка перекосов невозможна без современных информационных ресурсов высокого качества. Решение проблем «сопряжений» и «развилок» между территориальным и стратегическим планированием, реализуемость и результативность принимаемых стратегических управленческих решений зависит от конкурентоспособности обеспечивающих их информационных технологий. Как свидетельствует мировой опыт, модернизация отдельных объектов инфраструктуры, оптимизация логистики или формирование отдельных кластеров не гарантируют экономической конкурентоспособности, востребованности их продуктовой линейки и долгосрочной емкости рынков. В современной России утерян советский опыт формирования и оценки региональных и отраслевых балансов, в соответствии с которыми рассчитывались плановые и фактические объемы денежной массы применительно к каждому региону. Приоритетность обеспечения денежной массы внутриэкономическими возможностями сменилась транснациональной волатильностью к экспортно-импортным операциям. Транснациональные и корпоративные связи и их транзакционные издержки сегодня приобрели доминирующий характер. Это сильно осложняет корректное решение задач территориального планирования как самостоятельных элементов экономического развития. В России в виде информационного «спама» принято множество стратегических «концепций». Не сбалансированные по целям, задачам и ресурсам федеральные, региональные и отраслевые стратегии не стали комплексной моделью развития страны. Президент США поставил перед своей администрацией и научным сообществом задачу перехода к сетецентрическим моделям. Они обеспечат конкурентные преимущества за счет более точной и оперативной сборки единичных потенциалов для концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте с целью создания цепочек добавленной стоимости и формирования конкурентных потенциалов долгосрочной доходности. По уровню планирования и управления портфелями проектов, контрактов и активов как целостным объектом, включая управление целями, архитектурой и технологиями отраслевого и регионального уровней Россия находится далеко не в первых рядах.
В-третьих, в условиях глобальной социально-экономической, политической и военной конкуренции уровень развития технологий стратегического управления и информационных сетей определяют возможности России к быстрой интеграции разнообразных активов и потенциалов развития на национальном и транснациональном уровнях для достижения соответствующих целей. Как обстоят дела с выполнением этих задач? Для идентификации прав и ответственности за активы необходимы адаптивные информационные технологии учета и управления ими. Уровень наблюдаемости, качество и оперативность измерения социально-экономических процессов в России неконкурентоспособны по отношению к информационным возможностям развитых стран и международных институтов. Проблемой является идентификация наличия и прав собственности на ключевые активы. Недавнее обсуждение реформы РАН показало, что в ней на баланс поставлено менее 50% объектов государственного имущества и земель. И это далеко не самый худший показатель в стране. Громадное (в смысле числа чиновников) государство зачастую не знает, кому, на каких основаниях и с какими обременениями принадлежат права собственности. Не учтенные в реестрах и кадастрах объекты казны государства составляют основу коррупции. Не исключено, что и общероссийские финансовые потоки уже давно находятся под внешним контролем иностранных платежных систем и клиринговых центров. Как справится с нарастающими кризисными явлениями в мире такое государство? Ведь не подкрепленные делами слова о модернизации и инновационном развитии уже превратились в заезженную лошадь. В начале XXI века Россия вернулась в качестве важного субъекта в систему мировых отношений, которая сегодня дает серьезный сбой. Демографические, экологические и экономические проблемы, аварии и катастрофы, военные конфликты не сходят с повестки дня, обостряются проблемы в различных регионах мира. Эти процессы угрожают суверенитету государства. Поэтому для многих стран важно участие России в создании стабильно функционирующей конструкции многополярного мира. Как минимум, выполнение трех условий необходимо сегодня для дальнейшего развития России. 1) Налицо потребность в принятой обществом общей стратегии развития, эффективности власти, которая была бы способна формулировать четкие и ясные приоритеты, осуществлять стратегическое управление и эффективный контроль, отвечать за результат. 2) Нужна государственная поддержка, а не чиновничье подавление инициатив, идущих от общества, в том числе, исследователей и разработчиков, создающих инновации. 3) «При самых плохих законах, если у вас хороший чиновничий аппарат, можно управлять государством, если у вас плохие чиновники, не помогут самые лучшие законы», – сказал Отто фон Бисмарк, объединивший Германию в XIX веке» (Виноградов).
Короче говоря, современный мир полон новых вызовов. А новые вызовы вызывают все новые и новые вопросы, и нам необходимо найти ответы на них. И на подавляющее большинство таких вопросов мы с Вами ответили в предыдущей главе. Но один вопрос все-таки остался без ответа – как взаимодействует центральная власть с отдельными муниципалитетами? Ведь и центральная власть должна знать настроения «на местах», и муниципальным депутатам необходимо напрямую договариваться с центральной властью. В «живой природе» этот вопрос решается предельно просто – «на местах» всегда исполняется только один, более сильный управляющий сигнал. А в описанной автором схеме связь центральной власти с отдельными муниципалитетами попросту отсутствует. Для исправления этой недоработки автор предлагает ввести новую чиновничью должность по связи с муниципалитетами. Любой Совет какого-либо муниципального образования включает в себя не только по одному депутату от каждого входящего в образование муниципалитета, но и одного государственного чиновника, причем, все члены такого Совета обладают равными правами и обязанностями. Государственный чиновник, входящий в Совет муниципального образования, не является выборным чиновником, но его не может уволить и его вышестоящий начальник, так как данная должность относится к самому низшему звену центральной власти (а стало быть, этот чиновник работает в соответствие с трудовым Кодексом). И зарплату такой чиновник должен получать не из бюджета муниципального образования, а из бюджета региональной власти. Другими словами, у нас с Вами получился этакий «засланный казачок». Но это пойдет только на пользу, и центральной власти, и муниципальному Совету — Совет станет более дисциплинированным, а государственный чиновник – более человечным. А самое главное, в этом случае, низшее (и наиболее значимое) звено местного самоуправления напрямую получает управляющие сигналы, как от центральной власти, так и от народа.