Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Про излишние умствования

Про излишние умствования

Но сначала прочитаем одну из глав книги Романа Егорова «Иллюзия поиска» под названием «Мастурбация Ума». «Интеллектуал, рассуждающий о просветлении, подобен девственнику, пишущему трактат о сексе: много теорий, ноль опыта, и все заканчивается самоудовлетворением» (из записных книжек ироничного Будды). Недавно я присутствовал на философском семинаре по недвойственности. Шесть часов дискуссии о природе сознания, о различиях между дуализмом и монизмом, о проблеме субъект-объектных отношений, о квалиа и трудной проблеме сознания. Блестящие умы цитировали Нагарджуну и Шанкару, Витгенштейна и Хайдеггера, Деннета и Чалмерса. Изысканные концептуальные конструкции возводились и разрушались с элегантной небрежностью фокусника. После семинара один из участников — профессор философии с впечатляющим списком публикаций по восточной метафизике — подошел ко мне. Его глаза блестели от интеллектуального возбуждения. «Какая глубокая дискуссия! — воскликнул он. — Я думаю, мы действительно продвинулись в понимании недвойственности!» Я посмотрел на него и увидел человека, который только что провел шесть часов, мастурбируя умом. Он испытал интеллектуальный оргазм, но ни на шаг не приблизился к реальному переживанию того, о чем так красноречиво рассуждал. Не поймите меня неправильно. Я ничего не имею против мастурбации. Как физической, так и умственной. Это естественное занятие, приносящее определенное удовлетворение. Но давайте будем честными: мастурбация — это не секс с партнером, а интеллектуальные рассуждения о просветлении — не само просветление. Интеллектуальные размышления о духовности дают особое удовольствие. Мы чувствуем себя глубокими, проницательными, продвинутыми. Мы испытываем волнение от соприкосновения с великими идеями, от ощущения, что понимаем что-то фундаментальное о природе реальности и сознания. Это чувство особенно приятно нам, современным людям, воспитанным в культе интеллекта и рационального познания. Мы привыкли думать, что понимание чего-либо означает способность выразить это в словах, проанализировать, классифицировать, встроить в существующую систему знаний. Когда мы читаем умную книгу о духовности, участвуем в философской дискуссии о сознании или пишем эссе о недвойственности, нам кажется, что мы приближаемся к просветлению. Мы получаем интеллектуальные инсайты, которые дают нам иллюзию прогресса.

Но это похоже на изучение географии по карте вместо реального путешествия. Можно знать наизусть расположение всех улиц Парижа, но это не даст вам опыта прогулки по его бульварам, запаха свежих багетов, звука уличных музыкантов, вкуса вина в маленьком кафе. Карта — не территория, меню — не еда, а интеллектуальное понимание просветления — не само просветление. Духовные тексты и философские концепции — это карты, указывающие на территорию непосредственного опыта. Они могут быть полезны для ориентации, могут указать направление, предупредить о трудностях, подсказать, куда смотреть. Но сами по себе они не являются территорией. Проблема возникает, когда мы начинаем коллекционировать карты вместо того, чтобы исследовать территорию. Когда мы становимся экспертами по картографии, но никогда не выходим из дома. Духовный искатель, погруженный в умственную мастурбацию, может знать наизусть сутры и шастры, тантры и упанишады, цитировать Экхарта и Руми, Нисаргадатту и Кришнамурти. Он может виртуозно жонглировать терминами из разных традиций, проводить параллели между буддийской шуньятой и квантовой физикой, адвайтой и феноменологией. Но знает ли он вкус собственного бытия? Пережил ли хоть мгновение чистого присутствия, не замутненного концепциями? Встретился ли с реальностью лицом к лицу, без посредничества слов и идей? Одна из самых опасных ловушек ментальной мастурбации — иллюзия прогресса. Нам кажется, что с каждой прочитанной книгой, с каждой понятой концепцией, с каждой усвоенной духовной идеей мы приближаемся к пробуждению. Интеллектуальные инсайты создают ощущение движения, развития, углубления. «Ах, теперь я понимаю, что имел в виду Будда под «анатманом»!» «О, так вот что значит «недвойственность»!» «Теперь я вижу связь между сознанием и квантовым полем!» Эти моменты понимания сопровождаются приятным чувством расширения, иногда даже эйфорией. Эго получает удовлетворение от мысли, что оно становится более «духовным», более «просветленным», более «понимающим». Но это понимание остается абстрактным, концептуальным, отделенным от живого опыта. Оно создает иллюзию движения, в то время как мы стоим на месте, прокручивая одни и те же мысли в новых вариациях. Настоящая духовная практика часто ощущается прямо противоположным образом: не как накопление знаний и концепций, а как их разрушение. Не как восхождение к новым интеллектуальным высотам, а как падение в пустоту не-знания. Не как добавление новых пониманий, а как отказ от желания понимать. Особенно ярко умственная мастурбация проявляется в духовных дискуссиях и дебатах. Сколько энергии тратится на выяснение, какая традиция «правильнее», какое учение «глубже», какой учитель «аутентичнее»!

Эти дебаты редко ведутся из искреннего стремления к истине. Чаще всего они служат для установления интеллектуальной иерархии, для демонстрации духовного превосходства, для укрепления эго через идентификацию с «более глубоким» учением. «Я практикую випассану, а не какую-то популярную mindfulness для масс», «Мое понимание адвайты основано на прямой линии передачи от Шанкары, а не на современных интерпретациях», «Я изучаю дзогчен внутреннего тантрического цикла, а не общедоступные предварительные практики»… Такие заявления обычно маскируются под заботу о чистоте учения или строгость практики, но по сути являются способом возвышения себя через духовные знания и принадлежность к «элитной» традиции. Духовное тщеславие — одна из самых утонченных форм эго. И интеллектуальная мастурбация — его любимое занятие. Интеллектуальные прозрения могут быть настоящим наркотиком. Они дают кратковременную эйфорию, чувство расширения, иллюзию глубины. Мы можем стать зависимыми от этих переживаний, постоянно ища новую дозу концептуального понимания. Мы переходим от одной книги к другой, от одного учения к другому, от одного духовного учителя к другому, всегда в поиске следующего интеллектуального кайфа, следующего концептуального оргазма. Но как любой наркотик, концептуальное понимание требует все больших доз для достижения того же эффекта. Вчерашние инсайты бледнеют, вчерашние откровения становятся банальностями. Нам нужны новые, более сложные, более изощренные концепции, чтобы получить тот же уровень удовлетворения. В результате мы накапливаем гору информации, коллекцию интеллектуальных игрушек, библиотеку духовных концепций. Но живём ли мы хоть одной из них? Воплощаем ли в реальность хоть одно из этих пониманий? Еще одна особенность умственной мастурбации — интеллектуальная избирательность. Мы склонны выбирать те духовные концепции, которые резонируют с нашими предпочтениями и подтверждают наши существующие взгляды, игнорируя те, которые бросают им вызов. Человек, стремящийся к покою и гармонии, будет притягиваться к учениям о единстве и любви, игнорируя учения о пустоте и непостоянстве. Интеллектуал будет предпочитать философские аспекты духовных традиций, избегая эмоциональных или телесных практик. Бунтарь будет резонировать с учениями, подрывающими авторитеты и традиции, отвергая дисциплину и преемственность. Это создает искаженную духовную карту, адаптированную под наши предпочтения, а не отражающую территорию во всей ее полноте и сложности.

Настоящая духовная практика часто требует от нас вступить именно в те области, которые вызывают наибольшее сопротивление. Для интеллектуала это может быть отказ от концептуального мышления и погружение в прямой опыт. Для эмоционального человека — аналитическое исследование своих состояний. Для любителя комфорта — аскетические практики. Но умственная мастурбация позволяет нам оставаться в зоне комфорта, играя с теми концепциями, которые не бросают вызов нашему привычному способу бытия. Тибетский учитель Чогьям Трунгпа Ринпоче ввел термин «духовный материализм» для описания тенденции использовать духовные идеи и практики для укрепления эго вместо его трансценденции. Интеллектуальная мастурбация-— одна из самых распространенных форм этого явления. Мы накапливаем духовные знания как имущество, как богатство, как доказательство своей продвинутости. Мы используем их для укрепления своего чувства особенности, глубины, избранности. «Я не такой, как эти поверхностные материалисты. Я понимаю глубинную природу реальности». Это тонкая форма того самого материализма, от которого духовный путь призван освободить нас. Просто вместо материальных объектов мы копим нематериальные — идеи, концепции, теории. Но настоящая духовность не в накоплении, а в отпускании. Не в строительстве грандиозных интеллектуальных конструкций, а в их разрушении. Не в становлении более знающим, а в возвращении к невинности не-знания. Интеллектуальное понимание — не враг духовного пути. Оно может быть полезным инструментом, первым шагом, указателем направления. Проблема возникает, когда мы останавливаемся на этом шаге, принимая карту за территорию. Истинная ценность духовного понимания проявляется только тогда, когда оно воплощается в жизнь, когда оно трансформирует не только наши мысли, но и наши действия, отношения, способ бытия в мире. Понимание непостоянства должно отражаться в нашей способности отпускать, не цепляться за людей и ситуации, принимать изменения с грацией и открытостью. Понимание взаимозависимого возникновения должно проявляться в осознании наших глубинных связей со всеми существами, в экологическом сознании, в сострадательных действиях. Понимание недвойственности должно выражаться в разрушении искусственных границ между «я» и «другим», между «духовным» и «мирским», между «практикой» и «повседневной жизнью». Если наше интеллектуальное понимание не трансформирует нашу жизнь, оно остается лишь ментальной мастурбацией — приятной, но бесплодной.

Конечная ирония всех духовных учений в том, что они используют слова для указания на то, что находится за пределами слов. Они используют концепции для указания на то, что находится за пределами концепций. Они используют ум для указания на то, что находится за пределами ума. Это как палец, указывающий на луну. Палец полезен для того, чтобы направить наше внимание, но если мы сосредоточимся на пальце вместо луны, мы упустим всю красоту и величие того, на что он указывает. Великие духовные учителя всегда осознавали это противоречие. Поэтому они часто использовали парадоксы, коаны, абсурдные высказывания, молчание — чтобы разбить наши концептуальные клетки и указать на непосредственное переживание, которое лежит за пределами слов. Будда сравнивал свое учение с плотом: оно полезно для пересечения реки, но глупо нести плот на спине после того, как вы достигли другого берега. Духовные концепции — это плот. Они могут помочь нам пересечь реку иллюзий, но, в конечном счете, от них нужно отказаться. В дзенской традиции есть выражение: «Открой рот — и ты уже ошибся». Любая попытка концептуализировать истину неизбежно искажает ее. Любое духовное утверждение, даже самое возвышенное, содержит семена заблуждения. Возможно, поэтому многие мастера предпочитали молчание. Не как отсутствие коммуникации, а как прямое указание на то, что истина находится за пределами слов, в пространстве тишины, в непосредственном переживании настоящего момента. Как отличить подлинную духовную практику от умственной мастурбации? Вот несколько признаков: 1. Умственная мастурбация комфортна, практика часто некомфортна. Ментальные игры не бросают вызов нашим глубинным паттернам и привычкам. Настоящая практика регулярно сталкивает нас с нашими границами, страхами, привязанностями. 2. Умственная мастурбация увеличивает чувство «я знаю», практика усиливает «я не знаю». Интеллектуальные упражнения создают иллюзию понимания и контроля. Подлинная практика часто приводит к тому, что земля уходит из-под ног, к осознанию глубины нашего неведения. 3. Умственная мастурбация накапливает, практика отпускает. Интеллектуальная деятельность склонна к накоплению идей, концепций, теорий. Практика направлена на очищение, упрощение, возвращение к естественному состоянию. 4. Умственная мастурбация вербальна, практика часто невербальна. Интеллектуальные упражнения происходят в пространстве языка. Глубокая практика часто ведёт в пространство за пределами слов, в тишину, в чистое внимание. 5. Умственная мастурбация разделяет, практика интегрирует. Интеллектуальная деятельность склонна к анализу, разделению, классификации. Практика стремится к объединению, интеграции, целостности. 6. Умственная мастурбация укрепляет эго, практика растворяет его. Интеллектуальные упражнения часто усиливают чувство особенности, глубины, продвинутости. Подлинная практика ведет к растворению этих самоидентификаций. 7. Умственная мастурбация временна, практика постоянна. Интеллектуальные инсайты приходят и уходят. Изменения, произведенные глубокой практикой, имеют тенденцию сохраняться и углубляться со временем.

Приглашение к практике. Если ты узнал себя в описаниях интеллектуальной мастурбации, не отчаивайся. Все мы, в большей или меньшей степени, склонны к этой привычке, особенно в современной культуре, которая так высоко ценит интеллект и так мало — прямой опыт. Осознание того, что ты занимаешься умственной мастурбацией, — уже первый шаг к изменению. Следующий шаг — постепенное смещение акцента с концептуального понимания на практическое воплощение, с накопления знаний на их интеграцию в жизнь. Это не означает отказ от интеллекта или прекращение чтения и размышлений. Это означает использование их как инструментов для трансформации, а не как заменителей опыта. Вот несколько простых практик, которые могут помочь перейти от умственной мастурбации к подлинному опыту: 1. Практика воплощения. Выбери одну духовную идею, которая глубоко резонирует с тобой, и проживи ее полностью в течение дня или недели. Например, если тебя вдохновляет идея взаимосвязанности всего сущего, практикуй ее осознание в каждом взаимодействии, в каждом приеме пищи, в каждом вдохе. 2. Практика тишины. Регулярно создавай пространство тишины в своей жизни — не только внешней, но и внутренней. Периоды без слов, без музыки, без информации, без мыслей. Просто бытие в чистом присутствии. 3. Практика не-знания. Культивируй «ум начинающего», открытость к непосредственному опыту без фильтра предыдущих знаний и концепций. Подходи к каждому моменту так, как будто встречаешь его впервые. 4. Практика тела. Возвращайся к телесному опыту как к якорю в настоящем. Ощущения, дыхание, движение — все это прямые врата к непосредственному переживанию, не опосредованному концепциями. 5. Практика служения. Выходи за пределы самоцентрированных духовных поисков через регулярное служение другим. Это естественно смещает фокус с интеллектуальных упражнений на практическое воплощение сострадания и взаимосвязи. Интеллектуальная мастурбация — это всего лишь фаза духовного пути, через которую проходят многие искатели. Она не «плохая» или «хорошая», она просто ограниченная. Как карта полезна для ориентации, но не является территорией, так и интеллектуальное понимание полезно как указатель, но не является самим опытом. Настоящая духовность — это не то, что ты знаешь, а то, как ты живешь. Не количество прочитанных книг, а качество твоего присутствия. Не глубина твоих идей, а глубина твоей способности любить, сострадать, быть присутствующим в каждом моменте.

Возможно, величайшая ирония духовного пути заключается в том, что он ведет не к накоплению особого эзотерического знания, а к возвращению к простоте, естественности, непосредственности. Не к становлению кем-то особенным, а к глубокому принятию того, кто ты есть прямо сейчас. И может быть, самый глубокий духовный инсайт — это осознание, что все наши интеллектуальные построения, все наши возвышенные концепции, все наши красивые духовные идеи — это всего лишь пена на поверхности океана бытия. И настоящая мудрость начинается тогда, когда мы перестаем гоняться за этой пеной и погружаемся в глубину самого океана. Так что, возможно, пришло время отложить в сторону все духовные книги (включая эту), перестать говорить о просветлении и начать просто жить — полно, внимательно, с открытым сердцем и ясным умом. Потому что, в конечном счете, просветление — это не то, что ты понимаешь, а то, чем ты становишься. А теперь я предлагаю тебе простой эксперимент: в течение одной недели практикуй «Воплощение вместо концептуализации». Выбери одну духовную идею или концепцию, которая тебя интеллектуально привлекает, но которую ты до сих пор только обдумывал, не превращая в живой опыт. Это может быть «взаимосвязанность всего сущего», «непостоянство», «не-я» или любая другая идея, которая резонирует с тобой. Вместо того чтобы продолжать размышлять об этой концепции, чтения о ней или обсуждения ее с другими, посвяти неделю ее практическому воплощению в своей повседневной жизни. Например, если ты выбрал идею «непостоянства», наблюдай за постоянными изменениями во всем — в своих эмоциях, мыслях, ощущениях тела, в погоде, в людях вокруг, в событиях дня. Не анализируй эти изменения, а просто замечай их, переживай их непосредственно. Если ты выбрал идею «сострадания», практикуй его в каждом взаимодействии — от разговора с близкими до встречи с кассиром в магазине. Веди дневник своего опыта, отмечая разницу между интеллектуальным пониманием и непосредственным переживанием. Какие сложности возникают при попытке воплотить идею в жизнь? Как меняется твое понимание концепции, когда ты проживаешь ее? Замечай моменты, когда ум пытается вернуться к привычной интеллектуализации, к теоретизированию вместо проживания. В конце недели оцени свой опыт. Изменилось ли твое отношение к выбранной концепции? Появилось ли новое, более глубокое понимание, основанное не на размышлении, а на опыте? И возможно, ты обнаружишь, что подлинное понимание приходит не через накопление знаний, а через их воплощение. Что одна прожитая истина ценнее тысячи понятых концепций. И что, настоящая мудрость рождается не в голове, а в сердце повседневной жизни, проживаемой с полным вниманием и открытостью» (Роман Егоров. «Иллюзия поиска»).

Однако если Роман Егоров (он же – Ироничный Будда) считает «мастурбацию ума» безобидным явлением, автор этого сайта так не считает. Всякое умствование, только ради того, чтобы показаться окружающим свой «выдающийся интеллект» очень опасно, причем, как для «умствующего человека», так и для окружающих. Почему автор так считает? А вот почему — «Трамп прогнул Европу, но расплачиваться будет Россия. Чем сделка США и ЕС грозит Москве» (Виктория Мусс, Сергей Довлатов). «США и Евросоюз 27 июля заключили крупнейшую сделку из всех, которые вообще заключались в мире. Так оценил ее Трамп. И он, и фон дер Ляйен могут смело изображать это своей личной победой. О чем на самом деле договорились США и ЕС, чем грозит сделка России и как она отразится на спецоперации — в материале «360.ru». Зачем Трамп прогнул Европу? Соглашение было достигнуто на фоне жесткого давления со стороны США и эскалации тарифных угроз. Еще 12 июля Дональд Трамп открыто пригрозил, что с 1 августа введет пошлины в 30% абсолютно на весь импорт из стран Евросоюза, если к тому времени не будет заключена торговая сделка. Этот ультиматум стал кульминацией нескольких недель напряженных переговоров США с основными торговыми партнерами. Брюссель первоначально пытался сопротивляться силовому давлению. Европейские официальные лица ясно давали понять, что считают намерение США ввести тарифы эскалацией и готовы ответить зеркально. Некоторые государства Евросоюза настаивали: если Трамп реализует угрозу 30%-ного тарифа, Брюссель должен ударить в ответ по наиболее чувствительным для США сферам. «Трамп собирается делать Америку великой за счет восстановления реального сектора экономики. Для реального сектора нужны инвестиции. Это первое. Второе: для реального сектора нужны рынки сбыта. Есть еще третий момент. Это кадры. Трамп надеется, что он эту проблему решит», — объяснил причины давления США политолог Вадим Сипров. Переговоры носили срочный характер. Для соглашения лидерам ЕС и США пришлось встречаться лично. Урсула Фон дер Ляйен прибыла в Шотландию специально, в последних попытках «дожать» соглашение на фоне надвигающегося срока ультиматума США. Со стороны США на переговорах присутствовали сам президент и его ближайшие советники. Перед самым началом диалога Трамп оценивал шансы на успех лишь как 50 на 50. В начале дня политик даже заявил журналистам, что находится «не в лучшем настроении» из-за остававшихся разногласий (по словам Трампа, оставались четыре спорных вопроса). Тем не менее обе стороны проявили готовность к компромиссу на финишной прямой. Атмосфера встречи была напряженной. Обе стороны в итоге охарактеризовали достигнутое соглашение как значительный успех, хотя акценты в их комментариях различались. Дональд Трамп не скрывал триумфального тона.

Выступая перед журналистами сразу после встречи, он заявил, что, по его мнению, это «самая крупная сделка из всех когда-либо заключенных». Урсула фон дер Ляйен со своей стороны подтвердила, что переговоры были непростыми, но выразила удовлетворение достигнутым результатом. Она открыто похвалила Дональда Трампа, отметив, что тот проявил себя как «жесткий переговорщик». Суть сделки США и ЕС. Ключевым элементом соглашения является единый импортный тариф 15% на большинство европейских товаров, поставляемых в США. Президент Трамп объявил, что тариф 15% будет «применяться по всем категориям» товаров из ЕС, что подтвердили и европейские представители. Эта ставка заметно выше прежних тарифов (в среднем около 2,5% на многие промышленные товары до сделки) и гораздо жестче условий, на которые изначально рассчитывали в Брюсселе. В самом начале переговоров ЕС предлагал двустороннее обнуление пошлин на промышленную продукцию — zero-for-zero, однако в ходе американо-европейского «торгового блицкрига» Брюсселю пришлось отказаться от этой цели. Сделка включает не только тарифы, но и крупные финансово-экономические обязательства со стороны Евросоюза. Как заявил Трамп, Евросоюз согласился инвестировать 600 миллиардов долларов в экономику США сверх текущих объемов. Европейские страны закупят у США энергоресурсов на 750 миллиардов долларов. Речь идет об импорте нефти, газа и других видов энергии в ближайшие годы. Это беспрецедентный объем. Помимо энергетического сектора, соглашение охватывает и военно-промышленный комплекс. Евросоюз обязался приобрести крупный объем американской военной техники и вооружений. В рамочной договоренности есть и несколько необычных комментариев. Некоторые товары и отрасли выведены за рамки 15%-ного тарифа. В частности, сталь и алюминий — области, где еще при предыдущей администрации США были введены повышенные пошлины, — сохранят более высокие тарифы на уровне 50% по версии Трампа. Урсула фон дер Ляйен сделала более оптимистичное заявление. Она уверила, что тариф будет снижен и заменен системой квот. Окончательную ясность по вопросу внесет только последний, уже подписанный вариант договора. По ее же словам, ставка распространится на полупроводники и фармацевтические препараты, и ни одна из сторон не будет вводить пошлины на самолеты и их части, некоторые химикаты, непатентованные лекарства, полупроводниковое оборудование, сельскохозяйственные продукты, природные ресурсы и важнейшее сырье.

Политолог Сипров в беседе с 360.ru предположил, что Трамп очень удачно решил вопрос о рынках сбыта. Сейчас объективно будет расти спрос на вооружение. Трамп одним соглашением обеспечил рынки сбыта для военно-промышленного комплекса США. Он заставил европейцев платить за американское оружие. Он заставил европейцев платить за американские энергоносители. Фактически Трамп лишил Европу суверенитета. Заключенная торговая сделка, помимо двусторонних последствий для США и ЕС, имеет заметный геополитический эффект, напрямую затрагивающий и интересы России. Одно из ключевых положений соглашения — рекордные закупки Европой американских энергоресурсов на 750 миллиардов долларов. Еще до этого, в ходе конфликта вокруг Украины, Евросоюз резко сократил импорт российской энергии. Теперь же глава Еврокомиссии напрямую заявила, что страны сообщества намерены полностью заменить нефть и газ из России. «Мы заменим российские газ и нефть значительными закупками в США сжиженного природного газа, нефти и ядерного топлива», — сказала чиновница. Кроме того, ранее ряд стран Евросоюза (например, Греция или некоторые государства Восточной Европы) закупали отдельные образцы вооружений российского производства, но после консолидации НАТО и увеличения экспорта оружия из США такие сделки станут менее вероятными. В этом контексте трансатлантическое торговое соглашение косвенно служит дополнительным инструментом давления на Москву. Выполняя условия сделки, Европа не только экономически сближается с Америкой, но и еще больше отдаляется от России. Политолог Сипров полагает, что такое решение Европы напоминает стратегическую ошибку. Евросоюзу придется покупать американское оружие, что поможет только США. Речь идет о высокотехнологичных сегментах, где у ЕС пока сохраняются собственные компетенции: артиллерийские системы немецкой, французской, британской и шведской школ. «Всякий индустриальный потенциал в Европе он убивает. Если компании‑производители вооружений убиваются, то производители будут вынуждены начать выводить свое производство в Америку. Либо просто обанкротятся», — полагает Сипров. Переправка производства в США значит расширение американской налоговой базы. Конкурировать с местными компаниями, такими как Lockheed Martin, европейские игроки не смогут. В результате крах, как объяснил Сипров, потерпят многие совместные франко-британские и германские производства. Европа встала на дорогу реиндустриализации, а Трамп воспользуется ее ресурсами для укрепления США. Трамп технично и очень красиво поставил Европу в зависимое положение от США. Такого уровня зависимости не было со времен принятия европейцами плана Маршалла после Второй мировой. Дальше Трамп начнет диктовать свою политическую волю европейцам» (Виктория Мусс, Сергей Довлатов). Короче говоря, если после второй мировой войны страны западной Европы превратились, хотя и в зависимых от США, но все же союзников, то после последней сделки с Трампом они превратились в колонии США. И главной виной тому стала та самая «мастурбация ума», о которой мы говорили чуть выше.

Автор этого сайта во многом согласен с Ироничным Буддой, это – с одной стороны. Однако с другой стороны, автор категорически против противопоставления концептуального мышления и опыта. Ведь эти сущности дополняют друг друга, а противоположности не в состоянии этого сделать, что называется, «по определению». Тем паче, что главной авторской концепцией всегда служил и служит всем известный тезис: «Доверяй, но проверяй», НО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, САМОМУ СЕБЕ и САМОГО СЕБЯ. Что же касается различных психологических практик, то автор перепробовал очень многие из них, и «без малейшего толка». Толк появился только после того, как автор сформулировал для себя концепцию  человеческого сознания. Да, после проведенных опытов ее пришлось подкорректировать, и не один раз (собственно, этот процесс продолжается и сегодня), однако именно концепция указывала автору направление дальнейшего движения, а опыты служили лишь для корректировки, причем, и концепции, и направления движения. Как ни крути, но человеческое сознание, так же, как мировое, оперирует образами, а человеческий разум в состоянии оперировать лишь понятиями (составными частями разных образов). А что такое концепция (как правильная, так и нет)? Это – единый образ. И пока в сознании человека не сформировался единый образ по какому-то поводу, то этим вопросом будет заниматься только разум (именно эту ситуацию Егоров и называет «мастурбацией ума»), но стоит ему сформироваться, к работе подключается и подсознание. Так что, любая концепция в сознании человека объединяет его сознание в одно ЦЕЛОЕ. И не научившись формулировать концепции, человек просто не в состоянии использовать «синхронистическое мышление» (одновременное и синхронное мышление всеми составными частями сознания – Верой, рахумом и подсознанием). А стало быть, такой человек не в состоянии и осознанно общаться с мировым сознанием (у него напрочь отсутствует интуиция). Вот и выходит, что без использования концептуального мышления, сознание человека работает не в полную силу. И именно такая работа сознания «похожа на изучение географии по карте вместо реального путешествия». Ведь что подразумевает под собой «путешествие по карте»? Это – работа одного разума при полном отсутствии каких-либо эмоций. Другими словами, подсознание во время такого путешествие занято чем-то другим. Короче говоря, и Ироничный Будда, и автор этого сайта говорят об одном и том же процессе, но выводы по нему у них получились совсем разные. Ну а выбор правильного вывода, как обычно, остается за Вами, уважаемый читатель.