Управляемый хаос как планетарный инструмент — 2
Продолжение статьи Ироничного Будды – «Алгоритмы перезагрузки». «Эволюционная роль цивилизационных коллапсов. Завершим наше исследование алгоритмов перезагрузки рассмотрением, пожалуй, самого провокационного вопроса: какую эволюционную роль играют циклические коллапсы цивилизаций в более широком контексте планетарного развития? Традиционно коллапсы воспринимаются как трагедии — периоды упадка, потери знаний, культурной деградации. Однако взгляд с более широкой эволюционной перспективы открывает иную картину: То, что выглядит как разрушение на локальном уровне, на глобальном оказывается механизмом обновления, адаптации и инновации. Исследования культурной эволюции показывают, что именно в периоды системного кризиса и последующей реорганизации происходят наиболее значительные инновационные скачки. Когда существующие институты ослабевают, а привычные способы действия теряют эффективность, открывается пространство для экспериментов, появления и распространения новых идей, технологий и социальных форм. Археолог Иэн Моррис из Стэнфордского университета, анализируя последствия крупнейших цивилизационных коллапсов, выявил парадоксальную закономерность: общества, возникающие после периода упадка, как правило, в долгосрочной перспективе достигают более высокого уровня сложности, эффективности и адаптивности, чем их предшественники. Например, цивилизации, появившиеся после «катастрофы бронзового века», активно развивали новые технологии, включая железную металлургию, алфавитное письмо и более эффективные формы политической организации, превзойдя во многих аспектах своих предшественников. Аналогично, европейская цивилизация, восставшая из руин Западной Римской империи, хотя и прошла через «темные века», в итоге создала более динамичную и инновационную культуру, чем классический Рим. Особенно показательны исследования генетико-культурной коэволюции в периоды системных кризисов. Данные палеогенетики и археологии указывают на то, что фазы цивилизационного упадка часто сопровождаются интенсивным культурным и генетическим обменом между ранее изолированными популяциями, что приводит к возникновению новых культурных синтезов и увеличению генетического разнообразия. С точки зрения теории сложных систем это можно рассматривать как механизм предотвращения «застревания в локальных оптимумах». Любая сложная адаптивная система, будь то биологический вид, экосистема или цивилизация, склонна находить стабильные состояния, которые оптимальны в текущих условиях, но препятствуют дальнейшей эволюции.
Периодические дестабилизации, вызывающие частичный коллапс и реорганизацию, позволяют системе исследовать новые области «пространства возможностей», потенциально обнаруживая более высокие оптимумы. В контексте планетарного сознания это можно интерпретировать как стратегию длиннопериодной оптимизации. Планета «жертвует» краткосрочной стабильностью ради долгосрочного эволюционного прогресса, используя циклы подъема и упадка цивилизаций как механизм культурной и биологической инновации. Это напоминает стратегию, применяемую в современных алгоритмах машинного обучения, где периодическое внесение случайности помогает избежать застревания в субоптимальных решениях. Особый интерес представляет концепция «эволюционных бутылочных горлышек» — периодов, когда резкое сокращение популяции или ресурсов приводит к интенсивному отбору и быстрым эволюционным изменениям. Аналогичный механизм, похоже, работает и на уровне культуры: в периоды системного кризиса выживают и распространяются те идеи, технологии и социальные практики, которые обеспечивают наибольшую адаптивность в новых условиях. В этом контексте современный глобальный цивилизационный кризис можно рассматривать не как конец истории, а как начало особенно интенсивной фазы культурной эволюции — своего рода «бутылочное горлышко», через которое проходят наши социальные, технологические и мировоззренческие системы. Те элементы нашей культуры, которые переживут этот переход, вероятно, станут основой более устойчивой и адаптивной цивилизации следующего цикла. Ирония: Если циклические коллапсы действительно выполняют позитивную эволюционную функцию, возникает забавный парадокс: то, что мы воспринимаем как величайшую трагедию — упадок нашей цивилизации, — с перспективы планетарной эволюции может быть необходимой и конструктивной фазой долговременного развития. Еще более иронично то, что наши отчаянные попытки предотвратить системный кризис любой ценой, сохранив статус-кво, могут в действительности препятствовать необходимому эволюционному скачку, который возможен только через фазу дезинтеграции и реорганизации. Это напоминает ситуацию, когда чрезмерно заботливые родители, стремясь оградить ребенка от всех трудностей и вызовов, непреднамеренно тормозят его развитие и взросление.
Практический совет: Если вы хотите не просто пережить, но и конструктивно использовать периоды системной трансформации, развивайте «эволюционное мышление» — способность видеть долгосрочные эволюционные паттерны и их проявления в текущих процессах. Практически это может означать: Изучение исторических прецедентов системных кризисов и последующих трансформаций, отмечая как деструктивные, так и конструктивные аспекты этих процессов. Развитие способности различать действительно устаревшие, нежизнеспособные элементы системы от тех, которые сохраняют ценность и могут стать основой для будущего синтеза. Активное участие в создании прототипов новых социальных, экономических и культурных форм, которые могут оказаться более адаптивными в условиях после кризиса. Формирование сетей сотрудничества и взаимопомощи, основанных не на прежних иерархических структурах, а на новых принципах самоорганизации и распределенного управления. Помните: фаза упадка существующих структур — это одновременно период, когда зарождаются структуры будущего. Ваш вклад в создание этих новых форм может быть более значимым и влиятельным именно в периоды системной нестабильности, когда «правила игры» еще не установились и пространство возможностей максимально открыто. Код «Феникс»: адаптивные циклы планетарной эволюции. Объединяя все вышеописанные механизмы перезагрузки, мы можем говорить о существовании планетарного «Кода Феникс» — системы алгоритмов, обеспечивающих периодическое обновление цивилизационных структур через определенную последовательность фаз: рост, усложнение, стагнация, коллапс, реорганизация и новый рост на более высоком уровне интеграции. Эколог Кроуфорд Холлинг описал подобную последовательность как «адаптивный цикл» в своей теории панархии, первоначально разработанной для анализа динамики природных экосистем. Согласно этой теории, все сложные адаптивные системы проходят через четыре фазы: Фаза роста и эксплуатации (r-фаза): быстрое расширение, освоение доступных ресурсов, формирование новых структур. В цивилизационном контексте это периоды колонизации, технологических прорывов, экономической экспансии. Фаза сохранения (K-фаза): замедление роста, консолидация и защита накопленных ресурсов, увеличение структурной сложности и жесткости. Для цивилизаций это периоды институционализации, бюрократизации, культурной кристаллизации. Фаза высвобождения или коллапса (Ω-фаза): быстрый распад существующих структур, высвобождение накопленных ресурсов и энергии. Цивилизационные аналоги — периоды революций, войн, экономических кризисов, культурных переворотов. Фаза реорганизации (α-фаза): экспериментирование с новыми комбинациями, формирование новых структур из элементов предыдущей системы. Для цивилизаций это «ренессансы», культурные синтезы, возникновение новых парадигм и социальных моделей.
Ключевая особенность адаптивного цикла — его неизбежность. Попытки продлить K-фазу (сохранение) за счет все более сложных механизмов стабилизации лишь откладывают коллапс, делая его более масштабным, когда он наконец происходит. Системы, которые адаптировались к регулярным малым нарушениям и проходят через менее радикальные, но более частые обновления, как правило, демонстрируют большую долговременную устойчивость. В контексте планетарного сознания «Код Феникс» можно рассматривать как механизм, с помощью которого Земля управляет эволюционной траекторией цивилизаций, не позволяя им застыть в жестких, неадаптивных формах, которые могли бы угрожать долговременной стабильности биосферы. Земля, будучи сложной саморегулирующейся системой, использует цивилизационные коллапсы не для уничтожения человечества, а для его перенаправления на более устойчивые эволюционные траектории. Подобно тому, как лесные пожары, хотя и разрушительны для отдельных организмов, необходимы для долговременного здоровья экосистемы в целом, цивилизационные коллапсы, при всем их трагизме для современников, могут быть необходимыми моментами обновления в более длительном эволюционном процессе. Особенно интригующими выглядят свидетельства того, что интенсивность и характер коллапсов не случайны, а тонко калиброваны для конкретной ситуации. Анализ исторических цивилизационных кризисов показывает, что их масштаб, как правило, соответствует масштабу необходимой корректировки: потенциально адаптивные цивилизации переживают более мягкие трансформации, в то время как глубоко дисфункциональные системы подвергаются более радикальному переформатированию. Более того, механизм коллапса часто поразительно точно «таргетирует» именно те аспекты цивилизации, которые стали наиболее проблемными с точки зрения долговременной устойчивости. Например, Римская империя, превратившаяся в военно-бюрократическую машину с неустойчивой экологической и экономической базой, была разрушена именно через серию военных поражений и административных кризисов. Династия Тан, достигшая беспрецедентного культурного расцвета, но страдавшая от растущего разрыва между элитой и массами, пала из-за народного восстания. Майянская цивилизация, чья политическая и религиозная система требовала все более интенсивной эксплуатации хрупких тропических экосистем, столкнулась с экологическим кризисом, усугубленным климатическими изменениями.
Этот точечный, таргетированный характер коллапсов заставляет задуматься о существовании какого-то направляющего принципа, чего-то более сложного, чем просто случайное стечение обстоятельств или механистические процессы истощения ресурсов. Как если бы планета применяла принцип минимального необходимого вмешательства — достаточного для коррекции эволюционной траектории, но не избыточного. Ирония: Если «Код Феникс» действительно является фундаментальным алгоритмом планетарной саморегуляции, возникает глубокий парадокс: человечество, стремясь создать устойчивую цивилизацию, фокусируется на предотвращении любых кризисов и поддержании стабильности существующих структур, в то время как настоящая устойчивость может требовать регулярных контролируемых коллапсов и трансформаций. Еще более иронично то, что с более широкой временной перспективы самые «успешные» цивилизации — не те, что дольше всего сохранялись в неизменном виде, а те, что сумели наиболее продуктивно пройти через фазы упадка и возрождения, эволюционируя в процессе. Японская цивилизация, например, пережила множество глубоких трансформаций — от феодального сёгуната к современной технологической державе — сохраняя при этом непрерывность культурной традиции. Практический совет: Если вы хотите согласовать свою жизненную стратегию с планетарными адаптивными циклами, примите идею «необходимого обновления» не только на коллективном, но и на личном уровне. Практически это означает создание в своей жизни пространства для регулярных «малых коллапсов» — периодов, когда вы сознательно дестабилизируете устоявшиеся структуры, чтобы обновить их и подняться на новый уровень. Это могут быть радикальные изменения карьеры, места жительства, социального окружения, образа жизни или даже системы убеждений — не из-за их дисфункциональности, а ради предотвращения застоя и стимуляции инноваций. Развивайте практику «креативной деструкции» в различных областях жизни, периодически задавая себе вопросы: какие структуры и привычки я поддерживаю только по инерции? Какие аспекты моей жизни стали слишком жесткими и неадаптивными? Какие старые формы нужно разрушить, чтобы создать пространство для новых? Помните: в мире, следующем адаптивным циклам, единственная реальная смерть — это застой, а единственная настоящая безопасность — это способность умирать и возрождаться, сохраняя преемственность сознания через все трансформации.
Современный кризис: закономерный этап планетарной эволюции. Применяя линзу планетарных алгоритмов перезагрузки к текущей глобальной ситуации, мы обнаруживаем поразительные закономерности, указывающие на то, что современная технологическая цивилизация входит в классическую фазу предколлапсного состояния, причем с признаками активации «Кода Феникс» на множестве уровней. Традиционный анализ современного кризиса фокусируется на отдельных аспектах проблемы: экологическом кризисе, политической поляризации, экономическом неравенстве, технологической дестабилизации, культурной фрагментации. Однако с точки зрения теории адаптивных циклов, все эти явления представляют собой взаимосвязанные симптомы фундаментального системного процесса — перехода глобальной цивилизации из фазы сохранения (K-фаза) в фазу высвобождения или коллапса (Ω-фаза). Согласно «Формуле Озимандии», описанной в начале нашего исследования, цивилизация вступает в фазу необратимого упадка, когда скорость усложнения ее структур превышает способность этих структур эффективно обрабатывать информацию. Многочисленные индикаторы показывают, что глобальная система приближается или уже пересекла эту критическую точку. Институт будущего человечества Оксфордского университета, проанализировав множество параметров глобальной технолого-социальной системы, пришел к выводу, что сложность и взаимосвязанность мировой экономики, информационных потоков и технологических сетей растет по экспоненте, в то время как возможности мировых управляющих структур по обработке этой сложности увеличиваются лишь линейно. В результате мы наблюдаем классические симптомы предколлапсного состояния: растущую фрагментацию, потерю координации между подсистемами, увеличение затрат на поддержание существующих структур, уменьшение возврата на инвестиции в сложность, каскадные отказы, когда небольшие сбои распространяются через всю систему, и, наконец, потерю нарративной целостности — неспособность общества сформировать связное и мотивирующее понимание своего прошлого, настоящего и будущего. Особенно показательными являются параллели между современным состоянием глобальной цивилизации и историческими примерами обществ на пороге системного коллапса.
Историк Джозеф Тейнтер, изучавший механизмы упадка сложных обществ, выделил ключевые индикаторы приближающегося коллапса, и практически все они наблюдаются сегодня: Снижение энергетической эффективности (требуется все больше энергии для поддержания того же уровня социальной сложности). Уменьшение маржинальной отдачи от инвестиций в сложность (каждый новый уровень усложнения дает все меньше пользы). Растущая специализация и бюрократизация, ведущие к потере гибкости и адаптивности. Увеличение неравенства и поляризации между элитами и массами. Перенаправление ресурсов от продуктивных инвестиций к поддержанию статус-кво. Потеря культурного единства и общего понимания реальности. Но самое интригующее в текущей ситуации — поразительная синхронность кризисных явлений в различных сферах. Мы наблюдаем одновременное обострение климатического, экономического, политического, технологического и культурного кризисов, причем эти процессы взаимно усиливают друг друга через сложные петли обратной связи. Такая синхронность напоминает скорее скоординированную операцию, чем случайное совпадение, особенно учитывая, что многие из этих кризисов имеют длительные периоды инкубации, но выходят на поверхность практически одновременно. Это заставляет задуматься о возможности существования более глубокого координирующего механизма — того, что мы называем «Кодом Феникс». Принципиальное отличие нынешнего кризиса от предыдущих цивилизационных коллапсов — его глобальный характер. В прошлом упадок одной цивилизации часто сопровождался подъемом других, что обеспечивало своего рода культурный «резервный фонд», сохранявший ключевые достижения и инновации. Сегодня впервые в истории мы имеем действительно планетарную, взаимосвязанную цивилизацию, что делает текущий переходный процесс беспрецедентным по масштабу и потенциальным последствиям. В контексте планетарного сознания это можно интерпретировать двояко. С одной стороны, глобальный характер кризиса создает риск более глубокого и разрушительного коллапса, поскольку нет «внешних» цивилизаций, которые могли бы сохранить культурные достижения и перенять эстафету развития. С другой стороны, именно глобальный масштаб создает возможность для планетарного квантового скачка — эволюционной трансформации, которая затронет все человечество одновременно, возможно, приведя к возникновению принципиально новой формы цивилизации, более интегрированной с планетарными процессами. Особый интерес представляет феномен, который некоторые исследователи называют «глобальным пробуждением» — растущее осознание экологических, социальных и духовных взаимосвязей, распространяющееся через культурные и географические границы. Этот процесс, ускоряющийся благодаря интернету и другим технологиям глобальной коммуникации, можно рассматривать как эмерджентное явление — спонтанный отклик человеческого коллективного сознания на планетарные сигналы.
В эволюционных терминах текущий кризис можно рассматривать как «селективное давление», направленное на формирование новых культурных, экономических и технологических паттернов, которые будут лучше адаптированы к следующей фазе планетарного развития. Те элементы современной цивилизации, которые способствуют долговременной устойчивости системы «человечество-планета», вероятно, перейдут в следующий цикл в трансформированном виде, в то время как деструктивные или неадаптивные элементы будут отсеяны в процессе системной перезагрузки. Ирония: Если современный глобальный кризис действительно является проявлением планетарного алгоритма перезагрузки, возникает мета-ирония: само происходящее «пробуждение» человечества к планетарному сознанию, осознание экологических взаимосвязей и системной природы реальности может быть частью программы, запущенной тем самым планетарным разумом, к пониманию которого мы только приближаемся. Еще более иронично то, что, возможно, именно благодаря системному кризису человечество вынуждено выйти из позиции антагонизма по отношению к природе и начать осознавать себя как часть более широкого планетарного организма. Если это так, то сам кризис может быть не столько наказанием за наши экологические грехи, сколько необходимым катализатором эволюционного скачка в коллективном сознании — болезненным, но эффективным способом «достучаться» до вида, который слишком долго игнорировал тонкие сигналы. Практический совет: Если вы хотите конструктивно участвовать в процессе планетарной трансформации, развивайте способность мыслить и действовать одновременно на нескольких уровнях временного масштаба. На тактическом уровне (дни, недели, месяцы) практикуйте осознанные действия в повседневной жизни, которые уменьшают ваш экологический след и увеличивают вашу резильентность (врожденное динамическое свойство личности, лежащее в основе способности преодолевать стрессы и трудные периоды конструктивным путем). Это может включать изменения в потреблении, образе жизни, профессиональной деятельности. На стратегическом уровне (годы, десятилетия) инвестируйте время и ресурсы в создание и поддержку систем, которые имеют потенциал процветать в посткризисном мире: возобновляемая энергетика, регенеративное сельское хозяйство, циркулярная экономика, кооперативные формы владения, децентрализованные технологии. На эволюционном уровне (поколения, столетия) поддерживайте связь с «большой перспективой» — пониманием, что текущий кризис, при всей его интенсивности, является лишь моментом в долговременном эволюционном танце между человечеством и планетой. Эта перспектива помогает сохранять внутреннее равновесие и надежду даже в самые турбулентные периоды.
И, возможно, самое важное — развивайте способность действовать из состояния, которое экофилософ Йоанна Мэйси называет «активной надеждой»: не пассивного оптимизма, что «все как-нибудь устроится», и не утопической веры в идеальное будущее, а глубокой внутренней решимости творчески участвовать в эволюционном процессе, независимо от гарантий успеха. Код «Эон»: долгосрочная планетарная программа эволюции сознания. Расширяя временные рамки нашего анализа, мы приходим к еще более провокационной гипотезе: возможно, текущий планетарный кризис — не просто очередной циклический коллапс цивилизации, а кульминационная точка значительно более длительного алгоритма, который мы условно назовем «Код Эон». Палеонтологические, археологические и исторические данные указывают на существование долгосрочных эволюционных паттернов, проявляющихся в масштабе не просто столетий, а миллионов лет. Эти паттерны включают: Нарастающее ускорение эволюционной инновации (временные промежутки между эволюционными «прорывами» от возникновения жизни до технологической цивилизации постоянно сокращаются в геометрической прогрессии). Рост информационной емкости биосферы (от биохимических «данных» в геноме первых прокариот до культурной, технологической и научной информации современного мира). Направленное развитие нервных систем в сторону увеличения сложности, рефлексивности и интерактивности (от простых нейронных сетей примитивных многоклеточных до человеческого мозга и глобальных информационных сетей). Расширение пространственно-временных масштабов, в которых оперируют живые системы (от локальных взаимодействий бактерий до глобального человеческого влияния на планетарные системы). Эти паттерны настолько устойчивы и направленны, что заставляют задуматься о существовании своего рода «эволюционной программы», заложенной в самой структуре планетарной системы, — программы, которая использует отдельные виды, экосистемы и цивилизации как проводников глобального эволюционного процесса. В таком контексте история человечества предстает не как случайное ответвление эволюции или аномалия, а как логичная фаза планетарного развития — момент, когда биосфера начинает осознавать саму себя через один из своих компонентов. С этой точки зрения, технологическая цивилизация — не столько угроза для планеты, сколько важный, хотя и очень рискованный, этап ее эволюции.
Интересную параллель можно провести с процессом метаморфоза у насекомых, особенно у бабочек. В определенной фазе развития гусеница входит в состояние самопоедания и реорганизации — большая часть ее тканей разрушается и перестраивается, чтобы создать совершенно новую форму жизни. В какой-то момент процесс выглядит чрезвычайно деструктивным, но в итоге приводит к появлению существа с принципиально новыми возможностями. Аналогично, текущий планетарный кризис можно рассматривать как своего рода «метаморфоз» биосферы, болезненный, но необходимый переходный процесс между двумя качественно различными состояниями планетарной системы. В этой модели «Код Эон» предстает как глубинная программа этой метаморфозы, направляющая эволюцию через критические переходные состояния к новым уровням сложности и интеграции. Особенно интригующими в этом контексте выглядят философские концепции «ноосферы» Вернадского и Тейяра де Шардена — идея о том, что эволюция биосферы движется в направлении формирования глобальной сферы разума, интегрирующей человеческое сознание с планетарными процессами. С точки зрения «Кода Эон», мы можем находиться в середине этого перехода, переживая болезненный, но необходимый процесс трансформации нашего вида и всей планетарной системы. Ирония: Если «Код Эон» действительно существует, возникает фундаментальный парадокс: человеческая цивилизация, считая себя вершиной эволюции и хозяином планеты, может на самом деле быть лишь переходной фазой в гораздо более масштабном эволюционном процессе — подобно тому, как гусеница является не конечной формой, а лишь стадией на пути к бабочке. Еще более иронично то, что даже наше растущее осознание экологического кризиса и необходимости планетарной интеграции может быть не столько результатом нашего автономного интеллектуального прогресса, сколько проявлением более глубокой эволюционной программы, активирующейся в нашем коллективном сознании именно тогда, когда это необходимо для следующего планетарного скачка. Это напоминает ситуацию персонажа в романе, который думает, что сам выбирает свой путь, не подозревая, что является созданием автора, уже написавшего весь сюжет. Практический совет: Если вы хотите согласовать свою индивидуальную эволюционную траекторию с более широким планетарным процессом, развивайте практику «эволюционного соучастия» — осознанного и творческого участия в эволюции.
Практически это означает: Развитие экологического сознания, основанного не на абстрактных принципах или моральных императивах, а на непосредственном опыте связи с другими живыми существами и планетарными системами. Культивацию глобальной идентичности наряду с локальной и индивидуальной, осознание себя одновременно как уникальной личности и как проявления более широких эволюционных процессов. Инвестирование времени и энергии в трансформацию устаревших систем и создание прототипов новых структур, лучше соответствующих следующей фазе планетарной эволюции. Работу с собственным сознанием как с «исследовательской лабораторией» планетарного разума, экспериментируя с новыми способами восприятия, познания и взаимодействия с реальностью. И помните: в мире, управляемом «Кодом Эон», наибольшие шансы на эволюционный успех имеют не те, кто пытается сохранить старые формы или защититься от перемен, а те, кто способен стать сознательными проводниками трансформации, участвуя в формировании следующей главы планетарной истории. «Возможно, самая глубокая ирония планетарной эволюции в том, что именно в момент, когда человечество достигает пика своей мощи и автономии, оно начинает осознавать свою фундаментальную встроенность в более широкие процессы. И улыбка Земли становится особенно загадочной, когда она наблюдает, как ее дети впервые начинают догадываться о существовании долгосрочного эволюционного сценария — сценария, в котором цивилизации расцветают и коллапсируют, как сезонные цветы, но эволюция сознания продолжается через все циклы обновления». Если после прочтения этой статьи вы испытываете странное чувство, будто ее содержание каким-то образом уже было известно вам на более глубоком уровне осознания, не удивляйтесь. Возможно, это не просто интеллектуальный резонанс, а момент синхронизации вашего индивидуального сознания с более широкими планетарными алгоритмами. В конце концов, если все мы — нейроны планетарного мозга, то каждый момент пробуждения к этой реальности может быть не только личным откровением, но и частью глобального процесса планетарного самоосознания» (Ироничный Будда). Ну а, по мнению автора этого сайта, Ироничный Будда очень хорошо освоил «синхронистическое мышление», что позволяет ему осознанно общаться с мировым (планетарным) сознанием. И хотя мировое сознание сохраняет в себе индивидуальные сознания всех живых существ, когда-то живших, и ныне живущих на Земле, оно обладает и самостью, то есть, имеет свой собственный ответ на любой заданный ему вопрос.
И эта «самость» мирового сознания, вкупе с сохранением мыслей уже умерших, и ныне живущих на планете людей, делает его «сверхсознанием». И если Вы «после прочтения этой статьи испытываете странное чувство, будто ее содержание каким-то образом уже было известно вам на более глубоком уровне осознания», то это означает лишь одно – Вы тоже обладаете способностью к «синхронистическому мышлению» и осознанному общению с мировым сознанием (иначе говоря, интуицией). По мнению автора этого сайта, такой способностью обладает каждый человек на Земле, другое дело, что большинство современных людей эту способность у себя не развивают. В любом случае, взгляды Ироничного Будды и автора этого сайта практически во всем совпадают. Разница между ними всего одна – каждый из авторов смотрит на мир «со своей колокольни» и в соответствие со своими собственными интересами. Что же касается кризисов (как «управляемого хаоса»), то любой кризис подразумевает под собой, как большие опасности, так и большие возможности. И управляется этот «хаос», прежде всего, мировым сознанием. Да, люди способны повлиять на него своими действиями, однако каждое действие любого человека следует за его мыслью (пусть даже и подсознательной), а сознания людей находятся под «неусыпным контролем» мирового сознания. Ну а нынешний глобальный цивилизационный кризис вызвал своим появлением не только огромные опасности для всего человечества, но и практически неограниченные возможности. И что, возьмет верх (опасности или возможности), зависит, прежде всего, от действий самих людей. В любом случае, современное человечество должно поменять «стадию своего развития». Ну а в какую сторону (в сторону прогресса или регресса), зависит опять-таки, прежде всего, от самих людей. Если они сумеют «управиться» с вызванным ими же хаосом, то в сторону прогресса, ну а если нет, то в сторону регресса. Именно в этом и состоит главное отличие человеческих сообществ от природных сообществ любой другой жизни – у людей всегда присутствует два вектора движения (вперед и назад), а у представителей природных сообществ – только один (вперед). В любом случае, ЖИЗНЬ БЕРЕТ СВОЕ, и даже движение назад является отправной точкой движения вперед. При этом любое движение (как вперед, так и назад) приводит старую жизнь к смерти, а обновленную жизнь – к ее расцвету. Так было ранее, так есть сегодня, и так будет всегда!