В чем главная разница между русскими и западными жителями
Очевидно, что эта «разница» зарыта в особенностях коллективного сознания различных человеческих сообществ. Многие читатели почему-то уверены, что если какой-то человек воспитан обществом, например, «эксплуататором», то он останется им и в любом другом обществе. Однако это — совсем не так. Ведь все «познается в сравнении». И один и тот же человек в одном человеческом сообществе может занимать нишу какой-то одной психологической категории, а в другом сообществе – совсем другой. Так вот, если перенести русского человека (причем, любой психологической категории) в западное общество, то в нем он моментально станет «эксплуатируемым», а если перенести в русское общество любого западного жителя, то он тут же превратится в «эксплуататора». И главная причина данного обстоятельства предельно проста – основным свойством коллективного сознания любого западного общества является ИНДИВИДУАЛИЗМ, а русского – КОЛЛЕКТИВИЗМ. Давайте, разбираться, почему так произошло. Но, прежде остановимся на таком вопросе: «Что такое индивидуализм и коллективизм?». Согласно Википедии, индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм есть противоположность коллективизма. Видный исследователь индивидуализма Фридрих Хайек указывает на принципиальное отличие индивидуализма от анархизма. Это отличие, по Хайеку, заключается в отношении к государству: «Истинный индивидуализм — это, безусловно, не анархизм. Он не отрицает необходимости принудительной власти, но желает ограничить ее теми сферами, где она нужна для предотвращения насилия со стороны других, и для того, чтобы свести общую сумму насилия к минимуму». Иначе говоря, коллективное сознание любого западного общества можно смело назвать «либеральным сознание». С другой стороны, индивидуализм — это мировоззрение, в котором интересы индивида ставятся превыше интересов общества. Индивидуализм прославляет уникальность и самостоятельность каждого человека, утверждая право на личный выбор, свободу действий и самовыражение. А между тем, люди, как и их родственники обезьяны, относятся к «стадным животным», а не к «одиночным хищникам». И они просто не могут жить вне общества. А стало быть, индивидуалистское мировоззрение разрушает основы жизни любого общества, в котором живут индивидуалисты, и чем их больше там, тем быстрее.
Впервые о данном понятии заговорили английские философы, так как они хотели снизить давление социума на личность. По мнению Адама Смита, который стал создателем данного термина, человек, заботящийся о собственной выгоде, способен принести социуму больше пользы, чем, если бы он сознательно преследовал желание принести благо обществу. Индивидуализм начинает формироваться еще в детском возрасте. В социуме все больше можно наблюдать семей, которые состоят из двух взрослых и ребенка или же одного взрослого с ребенком. Это нуклеарный тип семьи. Если ранее традиционной семьей считались те, кто живет вместе и ведет хозяйство несколькими поколениями, то сегодня нуклеарные семьи прививают ребенку принципы самостоятельной жизни. В данном случае родители ожидают, что с наступлением совершеннолетия, ребенок перестанет жить с ними и начнет вести отдельное хозяйство. Не зазорными являются и ожидания по поводу минимального общения с родственниками. Воспитывая ребенка самостоятельным, родители всячески поощряют желание подработать, а карманные деньги рассматриваются исключительно как собственность ребенка. Развитию индивидуализма у нас в России поспособствовала пропаганда западного стиля жизни. А вот как индивидуализм описывает Заммлер Шмидт: «Итак, индивидуализм. Для начала попробуем понять, что такое индивид. Слово индивид от indivisible. Свойства индивидуальности с точки зрения коллективизма. 1. Психофизиологические свойства: пол, возраст, тип нервной системы, задатки, потребности. 2. Психологические свойства: познавательный интеллект, характер, темперамент, способности, желания, интересы и склонности. 3. Социально-психологические свойства: социальный интеллект, социальная активность, моральные и нравственные принципы, убеждения, мировоззрение. Свойства индивидуальности с точки зрения индивидуализма. 1. Индивидуальность (особенность, неповторимость). 2. Самоценность (отношение к себе, как к ценности). 3. Независимость (способность вырабатывать свои независимые суждения). 4. Самостоятельность (способность самостоятельно обеспечивать свою жизнь). Какие выводы можно сделать из сказанного? Получается, что в обеих парадигмах процесс становления индивидуума — это длинною в жизнь процесс актуализации, который, в свою очередь, является интегральным процессом индивидуализации и социализации. Индивидуализация — это процесс осознания и развития своих желаний и стремлений, способностей и наклонностей, интересов и предпочтений. Социализация — это изучение общественных процессов, ценностей и мировоззрения. Интегральность процесса актуализации заключается в том, что человек находит свое место в социуме, которое позволяет ему с одной стороны, быть самостоятельным и независимым, а с другой стороны, максимально раскрыть потенциал своей индивидуальности.
Что такое индивидуализм? Термин «Индивидуализм» введен в западную культуру, как уничижительный, последователями Роберта Оуэна, основателями первых коммун начала XIX века. Предварительное определение — индивидуализм — это мировоззрение человека и общества, в котором интересы индивида превыше интересов общества и общество это признает. С чем индивидуализм вступает в противоречие? Коллективизм — мировоззрение, в котором интересы общества выше интересов индивида, и индивид это признает. А что если общество требует коллективизма, а люди хотят быть индивидуалистами? Или если общество атомизируется и воспевает индивидуализм, а люди хотят всеобщей высшей цели? Вообще, в каком случае совокупность индивидов может противостоять обществу? Такое происходит, когда элиты оторваны от общества и их интересы вступают в конфликт с интересами общества. Такой конфликт ВСЕГДА разрешается через смену элит. Что еще может выступать противоположностью индивидуализма? Семью можно назвать формой противоположности индивидуализма? Безусловно! Создавая семью, мы неизбежно подчиняем личные интересы семейным. А когда появляются дети, про индивидуализм можно забыть надолго. Корпорация, как форма противоречия индивидуализму. Интересы корпорации стоят выше интересов индивидов, в ней работающих. Это, конечно, иллюзия. В любой корпорации есть индивиды, чьи интересы соблюдаются неукоснительно. Причем, за счет других индивидов. Общественное идеальное, т. е. такая идея, которая тоталитарно доминирует в обществе, будь то монархизм, религия, национал-социализм в Германии или интернационал-социализм в СССР. В этом случае интересы индивида подчинены идее, будь то «За Царя, за Родину, за Веру», «За фюрера», «За Сталина», интересы индивида всегда вторичны. Всеобщее идеальное. Коллективное искусство, Коллективная вера, Коллективное знание. Всеобщее идеальное позволяет познать себя лишь в том случае, когда человек забывает про свои индивидуальные интересы и растворяется во всеобщем идеальном. С чем индивидуализм сходен, но при этом различен? Эгоизм. Индивидуализм отличается от эгоизма тем, что индивидуализм предполагает приоритет интересов любого индивидуума над общественными, а эгоизм — моих интересов над интересами других. Эготизм. Преувеличенное чувство собственной значимости. Эгоцентризм. Рассмотрение своей точки зрения, как единственной, заслуживающей внимания. Солипсизм. Рассмотрение собственного видения, как единственной несомненной реальности, с отрицанием объективной реальности. Волюнтаризм. Отличается тем, что индивидуализм постулирует индивидуальные ценности любых индивидуумов, как ценности всего общества. Волюнтаризм постулирует индивидуальные ценности конкретного человека, как абсолютную ценность.
Обратите внимание, что альтруизм не является противоположностью индивидуализма. Индивидуализм в сочетании с альтруизмом ставит интересы отдельных индивидов выше общественных и выше своих собственных. История человечества — история коллективизма, за исключением трех периодов. Первый — период античной Римской республики и Афинской демократии (до 27 г. д. н. э). Второй — период Возрождения и Новое Время. По сути, вся философия Ренессанса основывались на идеях свободы личности и самовыражения. Ренессанс начинается в XIII веке во Флоренции с Данте Алигьери. В XIV веке представителями философии Ренессанса были Франческо Петрарка, которого смело можно назвать гражданином Европы, хотя по своему подданству он был флорентийцем, и Георгий Плифон, который, будучи Византийцем, остался в Риме после Флорентийского униатского собора. В XV веке философию Ренессанса развивали римлянин Лоренцо Валла, флорентиец Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола, который хоть и был из Мирандолы, вынужден был бежать от инквизиции во Флоренцию под защиту Лоренци Медичи, где и провел остаток жизни. Тогда же, в XV веке, вместе с философией Николая Кребса, известного нам, как Николай Кузанский, Ренессанс распространяется в Германию. В XVI веке представителями ренессанса стали флорентиец Никколо Макиавелли, венецианец Пьетро Помпонацци и нидерландец Герхард Герхардс, известный нам, как Эразм Ротердамский. Наиболее широко индивидуализм распространяется после октябрьской революции 17-го года, но не 1917-го, а 1517-го, когда 31-го октября 1517-го года Мартин Лютер огласил свои 95 тезисов, в основе которых лежало представление об индивидуальной свободе, которое и стало основанием для дальнейшего развития принципов индивидуализма, как общественного устройства. В период Нового Времени, т. е. в XVII-XVIII-XIX веках, бурно развивается капитализм. Индивидуум становится не только средством производства, но и потребителем, что резко повышает значимость отдельного индивида в глазах общества и в глазах элит. Новое Время, а с ним и общество индивидуализма, заканчивается с первой Мировой Войной. Мир входит в Малый Тоталитарный Период, когда во многих странах к власти приходят тоталитарные режимы. Третий период индивидуализма начался после развала СССР, и он продолжается по сегодняшний день.
Что можно заключить из этого наикратчайшего исторического очерка? 1. Индивидуализм становится возможным в результате ослабления давления тоталитарных идей в обществе. 2. Индивидуализм возникает в результате противостояния лучших умов общества доминирующей общественной доктрине. 3. Большую часть своей истории общество находилось по шкале индивидуализм — коллективизм где-то в районе середины, но ближе к коллективизму. ХХ век показал нам и крайние формы коллективизма, в виде коммунизма и национал-социализма, и крайнюю форму индивидуализма, которую представляет собой современное общество. 4. А теперь представьте на минуту, что капитализм закончился. Дальнейшее расширение рынков стало невозможным, как и дальнейшее углубление разделения труда. Автоматизация устранила значимость индивида, как средства производства, а логическое отсутствие у такого индивида дохода, устранило его значимость, как потребителя. О чем нам это говорит? О том, что посткапиталистическое общество, скорее всего, будет далеко от индивидуалистического. Сильные и слабые стороны индивидуалистского и коллективистского общества. История показывает, что коллективистские общества хорошо противостоят внешнему противнику. Соответственно, они распадаются или вследствие противостояния индивидов доминирующей коллективной идеологии, или вследствие воздействия более сильной коллективистской системы. Индивидуалистические же общества достаточно стабильны, как замкнутые системы, поскольку основываются на многообразии мнений и взглядов, но такие общества сложно сплотить для противостояния внешнему врагу. Предпосылки перехода из одного общества в другое. Предпосылкой движения общества от коллективизма к индивидуализму является разочарование в доминирующей общественной доктрине все большего количества людей, которые со временем приходят во власть и разрушают доминирующую доктрину либо ослабляют требования ее соблюдения. Отсутствие доминирующей доктрины приводит общество к индивидуализму. На первых порах переход к индивидуализму дает прорыв накопившейся творческой энергии, которая подавлялась при коллективизме, что выражается во всплеске искусства, литературы, философии, поэзии. Тем не менее, индивидуализм освобождает как высшие, так и низшие потребности человека. Со временем общество погружается в разврат, ложь, бездуховность, а главное, ощущение бесцельности, ненужности бытия, что приводит к возникновению потребности в высшем смысле, в общей цели. Отсюда можно сделать два важных вывода: 1. Ортодоксальный индивидуализм также опасен, как и ортодоксальный коллективизм. 2. Каждый из моментов этого противоречия несет в себе предпосылки противоположного. Предпосылки индивидуализма. 1. Улучшение условий жизни: наличие запасов, собственности, защищенности. 2. Снижение зависимости от общества. Предпосылки коллективизма. 1. Ухудшение условий жизни: изменение климата, война. 2. Необходимость общей цели, общей деятельности.
В каком случае нужно единство всего общества? Скорее всего, когда речь идет о какой-то угрозе всему обществу, такой как война. Доминирование индивидуализма в обществе – признак экономической и политической стабильности. Этот фактор работает и в обратную сторону. Попробуйте поднять на войну общество индивидуалистов. Попробуйте убедить членов такого общества отдавать свою жизнь за общее дело. Получается, что чем больше в мире обществ индивидуализма, тем меньше вероятность военных конфликтов. Отличия общества индивидуализма от общества коллективизма. Ценности индивидуализма: индивидуальность (особенность, неповторимость), самоценность (отношение к себе, как к ценности), независимость (способность вырабатывать свои независимые суждения), самостоятельность (способность самостоятельно обеспечивать свою жизнь). Ценности коллективизма: идея (корпоративная, общественная или всеобщая), служение, самопожертвование. Индивидуализм предполагает совершенство индивида и необходимость общества подстраиваться под него. Это развивает общество, но может порождать стагнацию индивида. Коллективизм, напротив, предполагает совершенство идеи или деятельности, которая сплотила общество, а индивиды должны подстраиваться под нее. Причем, если в первом случае развитие общества однобоко, т. е. только с точки зрения служения стагнирующим индивидам, во втором случае однобоко развитие индивидов, поскольку оно направлено лишь на служение стагнирующей идее. Индивидуалистическое общество боится смерти. О ней не говорят, обряды минимальны, ее изображение в искусстве гротескно, комично. Коллективистское общество сакрализирует смерть. Смерть ради идеи общества — священна. Отсюда стремление к мавзолеям, гробницам, пышным обрядам, посмертным наградам. Коллективистское общество предполагает единую идеологию. Индивидуалистическе поощряет различные взгляды и мнения. Коллективистское общество предполагает единую для всего общества цель. В индивидуалистском общей цели нет, каждый преследует свою цель. В индивидуалистском обществе примат закона, как способа разрешения споров между индивидами. В коллективистском — примат общественного мировоззрения. Закон лишь оценивает, насколько индивидуум отошел от общественного мировоззрения. Для индивидуалистического общества принципиально важно разделение властей, чтобы представить во власти как можно более различные слои общества. Для коллективистского общества важна концентрация власти, чтобы общество не отклонялось от цели.
В обществе индивидуализма человек может полагаться только на себя. Это значит, что надо стать своим собственным бухгалтером, юристом, механиком, компьютерным мастером. Никто из этих специалистов не работает на вас. Каждый из них работает на себя и не только кровно заинтересован в том, чтобы в его сфере у вас было как можно больше проблем, но и знает, как эти проблемы незаметно для вас организовать. Вы не можете полагаться на свою жену или мужа. Они тоже живут для себя, и свои интересы всегда ставят выше ваших. Если вы перестали выполнять свою функцию, вас заменят на более удобного. В обществе коллективизма все наоборот. Люди вокруг вас озарены идеей служения и самоотверженно трудятся для других, но и вам также придется забыть о себе и служить. Семье, коллективу, стране. В случаях, когда стоит выбор между своим интересом и интересом других людей, вам неизменно придется выбирать интересы других людей. Стабильное общество таково, что оно сочетает в себе элементы коллективистского общества и индивидуалистского, т. е. это такое индивидуалистское общество, которое, тем не менее, имеет некие общественные цели и вектор развития, и которое требует, чтобы индивидуумы отдавали какую-то часть своего времени служению этим целям. Ответ на вопрос, индивидуализм или коллективизм — это ответ на вопрос, кто задает цели нашего существования. Если цели нашего существования задаются обществом, мы не принадлежим себе, но и не обременены целеполаганием. Если общество не задает нам цели, мы свободны в их выборе, но должны также и обеспечить себя критериями, средствами и методами выбора целей, а также способами их достижения, что для многих становится сложной задачей» (Заммлер Шмидт). По мнению автора этого сайта, Шмидт ответил на поставленные нами вопросы намного лучше, чем авторы Википедии. А главное, он ответил на самый главный вопрос: «В чем главная причина индивидуализма западного общества и коллективизма русского общества?». Давайте, попробуем сформулировать этот ответ с учетом мировоззрения автора этого сайта. Но прежде, введем в оборот термин, который мы не употребляли прежде – «качество жизни». Согласно Википедии, «качество жизни» (англ. Quality of Life) — междисциплинарное понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интеллектуального, культурного и физического развития, а также степень обеспечения безопасности жизни. Ну а, по мнению автора этого сайта, качество жизни – это уровень постоянства удовлетворения всех возможных человеческих потребностей со стороны общества, в котором живет некий среднестатистический человек. И этот уровень (УКЧ) варьируется в пределах от 0 до 1 (где 0 – полное отсутствие удовлетворения потребностей, 1 – полное и постоянное удовлетворение потребностей).
Итак, если «качество жизни» предыдущего поколения людей в возрасте от 24 до 48 лет (поколения «Главного Заказчика будущего») стояло на высоком уровне (более 0,5), то последующее поколение людей этого возраста станет предпочитать индивидуализм вместо коллективизма. И наоборот, если «качество жизни» было низким (менее 0,5), то последующее поколение людей выберет коллективизм. Таким образом, каждые 24 года, каждое человеческое сообщество меняет свою ориентацию с коллективизма на индивидуализм и с индивидуализма на коллективизм. Это – во-первых. А во-вторых, если средняя величина «качества жизни» какого-то одного общества выше такой же величины другого общества, то первое общество будет более индивидуальным, чем второе, а второе – более коллективистским, чем первое. Откуда следует вывод, что «качество жизни» среднестатистического русского человека в последнее время (на протяжении нескольких веков) было ниже, чем на Западе. Что вполне подтверждается историческими фактами. При этом более высокий уровень «качества жизни» имеет свои недостатки. И эти недостатки являются очень существенными, прежде всего, по отношению ко всему обществу, в котором живет среднестатистический человек. Вот эти недостатки: 1. Многодетные семьи сменяются на «нуклеарные семьи», что резко ухудшает показатели воспроизводства коренного населения. 2. Резко повышается и миграция людей со стороны обществ с меньшим уровнем «качества жизни». В результате чего, со временем происходит полная трансформация общества с заменой коренных жителей на мигрантов (то, что мы с Вами сегодня видим во всех странах Западного мира). Такие же процессы сегодня происходят и в России, но ее спасает то обстоятельство, что она является «континентальной империей», а не «островной», как современный Запад. А потому, большинство мигрантов в Россию очень быстро превращаются в обычных русских людей. А теперь зададимся таким вопросом: «Каково главное следствие высокого уровня «качества жизни»?». Такое положение дел в той или иной стране вызывает появление в ее истории промежутка времени, когда большинство жителей страны занимаются только такими делами, которые доставляют им удовольствие. Однако нормальная жизнь любого общества требует от его членов выполнение всех необходимых обществу работ, а не только тех, которые доставляют людям удовольствие. И любое общество с высоким уровнем «качества жизни» начинает функционировать со значительно меньшей эффективностью, чем прежде. Откуда неизбежно вытекает такой вывод – оптимальным уровнем «качества жизни» любого человеческого общества является довольно узкий коридор в пределах от 0,4 до 0,6. Уровень «качества жизни», меньший значения 0,4, приводит к ухудшению жизни большинства отдельных членов данного общества, а больший значения 0,6 – к ухудшению жизни всего этого общества, в целом.
А потому, обсуждая принципы устройства «светлого будущего», нельзя забывать и об этом обстоятельстве. Другими словами, именно «золотая середина» является непременным условием реализации на практике идеи «идеального общества». Кстати, то же самое требование относится и к категориям «индивидуализм» и «коллективизм». А стало быть, даже в «идеальном обществе» будут исполняться лишь половина от всех потребностей среднестатистического человека. Понятное дело, что, во все времена, существовали, существуют и будут существовать, как люди с высоким уровнем «качества жизни», так и люди с низким уровнем. Однако средний уровень «качества жизни» всего «идеального общества» должен быть равен 0,5, а максимальный разбег данного показателя у отдельных людей не должен превышать его значения от 0,01 до 0,99. Почему именно эти цифры? Так уж устроено человеческое сознание, которое прекрасно понимает разницу между 1 и 99 процентами, однако считает эти цифры СОПОСТАВИМЫМИ. А все, что меньше одного процента, человеческое сознание воспринимает, как «крайне малое значение», которое можно не учитывать в своих расчетах. Недаром же люди отождествляет любое целое именно со ста процентами, а не с десятью или с тысячью. Вот и получается, что максимально возможный разнос уровня «качества жизни» наиболее и наименее обеспеченных людей не должен превышать девяноста девяти раз. И мы с Вами, только что, сформулировали точное определения термина «ОТНОСИТЕЛЬНОЕ РАВЕНСТВО». Для среднестатистического человека относительное равенство любых сущностей есть их НЕРАВЕНСТВО, которое не превышает значения в 99 раз. А все, что выше этого значения – уже ЯВНОЕ НЕРАВЕНСТВО. К слову сказать, показатель «качества жизни» напрямую связан (в прямо-пропорциональной зависимости) с доходами людей, и в современной России разница в доходах различных граждан достигает значений во многие сотни и даже тысячи раз. А стало быть, основным принципом жизни современных Российских граждан не является даже «относительное равенство». Следует отметить особо, что средний уровень «качества жизни» в России сегодня (около 0,4) меньше, чем у западных стран, для которых этот уровень значительно превышает отметку 0,6. Впрочем, за время правления Путина наша страна значительно приблизилась к искомой отметке 0,4 (по авторским оценкам, во времена Ельцина уровень «качества жизни» среднестатистического жителя России не превышал значения 0,1 — 0,2). В любом случае, нам есть, куда стремится, ведь уровень «качества жизни» идеального общества составляет ровно 0,5. Ну а уровень «качества жизни», который выше отметки 0,6, среднестатистический русский человек определяет примерно так: «Совсем зажрались!». Как видите, уважаемый читатель, мы начали эту главу с поиска ответа на вопрос: «В чем главная разница между русскими и западными жителями?», и заканчиваем ее (после достаточно длительных рассуждений) ответом на другой вопрос: «Что такое «относительное равенство»?».
Ну и кто после этого станет спорить с авторским тезисом о том, что «в нашем мире все зависит от всего». Что же касается ответа на основной вопрос главы, вынесенный в ее название, то, как Вы наверняка уже поняли, ответ на него лежит в сравнении индивидуалистского и коллективистского начал в человеческой психике. Что еще раз показывает нам, что без знаний человеческой психологии НЕВОЗМОЖНО ответить на любой интересующий нас вопрос, к какой бы сфере жизни он ни относился. А теперь, давайте посмотрим, что такое коллективизм. Согласно Википедии, коллективизм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива. С философской точки зрения — главенство интересов коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над интересами личности, признание приоритета общественного блага над личным, добровольное подчинение своих интересов интересам общества. Согласно исследователям (Парсонс Т.), существует переменная социального действия: «ориентация на себя — ориентация на коллектив». И в разных культурах ориентация на коллектив требуется в разном объеме, при этом ни в одной культуре не требуется полного подчинения интересов личности интересам коллектива, так же как не существует культурная модель, позволяющая человеку, входящему в коллектив полностью игнорировать его интересы. Исследователями (Hofstede, 1983; Triandis, 1989; Schwartz, 1990) выделяется индивидуалистическая культура, ориентирующая: на минимальный уровень опеки и ответственности общества перед гражданами. Дистанцированность и свободу социальных связей. Избегание опеки со стороны групповых структур, рассматриваемых индивидом в качестве противовеса его личным интересам, и способствующая максимализации личной ответственности за свою жизнь. Приоритету заботы о себе, личных целей над общественным благом, групповыми и общественными интересами. Минимальный уровень следования нормам и обязанностям, предъявляемым индивиду обществом. Слабую связь личных и групповых целей. А также коллективистская культура, представители которой ставят интересы группы выше своих собственных. Ориентированы на значительную взаимную ответственность общества и граждан. Участие коллектива в продвижении их личных интересов. Социальные связи внутри коллектива характеризуются сплоченностью, разницы между членами группы и теми, кто вне ее, нет. Для коллективистской модели отношений характерны такие ценности как преданность, жертвенность и терпимость; согласно сравнительному анализу (Triandis,1989), если для индивидуалистической культуры основным критерием поддержания взаимоотношений и взаимосвязей в обществе служит их прагматичносить и выгодность-невыгодность, то в коллективистских культурах таким основанием служат моральные нормы и традиции.
Ни одна из культур не существует в своем чистом виде. И в рамках одного общества в различных коммуникативных средах может преобладать как индивидулистическая, так и коллективистская система ценностей. В современных организационных структурах широко применяется командная форма организационной деятельности, соединяющая достоинства как индивидуалистической, так и коллективистской модели поведения. Работа в команде признается (Harris, 2002; Miller, 2003) благоприятной средой, где каждый член организации может реализовать свои индивидуальные цели, способности и таланты, вместе с тем работа в команде требует от специалиста наличие важных коммуникативных и коллективистских навыков. Умение вносить вклад в решение общей задачи; слушать; анализировать проблему и генерировать альтернативные решения. Консультироваться; принимать решения; адаптироваться к ситуации; оказывать влияние, оказывать поддержку; вести себя в ситуации конфликта и т. д. Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм. Как полагают марксисты, подлинный коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека, а является его основой, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы личности. Термином коллективизм также обозначают социальные системы, радикализирующие принцип коллективизма и стремящиеся с помощью любых средств, включая и насилие, преобразовать общество во имя достижения единой цели, и подчиняющие во имя этой цели интересы индивида интересам общества. Коллективизм может быть теоретическим, существующим в форме проекта коллективистического переустройства общества, и практическим, существующим в виде конкретного коллективистского общества. Формой коллективизма индустриального общества является социализм. Коллективисты полагают, что для развития личности полезна включенность в коллектив, под чем могут подразумевать различные понятия — группу людей, социальный класс, все общество, нацию, государство. Ну а на взгляд автора этого сайта, коллективизм не только «ПОЛЕЗЕН» для каждого человека, он просто «НЕОБХОДИМ» для него. И истоки коллективизма следует искать не в каких-то группах людей «по их интересам», а, прежде всего, В СЕМЬЕ. А стало быть, коллективизм не только необходим, но и ОБЯЗАТЕЛЕН для каждого человека. Впрочем, то же самое можно сказать и об индивидуализма. Вот мы и вернулись к тому, с чего начали – к «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЕ».