Что такое счастье
Казалось бы, простой вопрос, но ответить на него, ой, как непросто. Но мы все равно попробуем. А написать эту главу автора заставил прекрасный сон, который он смотрел сегодня всю ночь. Так что, можете смело считать автором этой главы – мировое сознание. Пересказывать здесь свой сон, автор не станет, да это – и бессмысленно, ибо «прекрасный образ» для одного человека совсем не обязательно хорош и для другого. Однако общий посыл этого сна таков: «Каждый человек на Земле живет не только и не столько для себя, сколько для других людей. Так что прав Шекспир, когда писал: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Счастье же для человека – это состояние его Души, когда человек совершает поступок, о котором впоследствии с интересом и благодарностью (ибо он принес пользу и самому человеку, и окружающим его людям) будет вспоминать и он сам, и окружающие его люди. Но главное здесь – именно ИНТЕРЕС, а не ПОЛЬЗА. И чем больше подобных поступков он совершил, а, стало быть, чем больше людей заинтересовались этими поступками и вспоминают о них, тем счастливее жизнь человека. Из чего следует только один вывод – любой человек, который живет только для себя – несчастен. Этого взгляда мы и будем придерживаться в дальнейшем. Ну а пока посмотрим, что о счастье думают другие люди. Согласно Википедии, счастье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел») — состояние, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания, самореализации. Счастье является эмоцией (а, стало быть, оно подчиняется подсознанию). Феномен счастья изучается психологией, философией, социологией и экономической теорией (экономика счастья), а также религией. Физиология счастья тесно связана с так называемыми «гормонами счастья» — эндорфинами, серотонином и дофамином. Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных, бактериальных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга и центральной нервной системы (ЦНС), который вырабатывается в желудочно-кишечном тракте и отделах центральной нервной системы. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, — дофамин. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга.
Серотониновая система является тормозящей (защитной), отвечает за сон, обработку памяти, интеграцию полученного опыта, снижение болевой чувствительности, контроль и подавление отрицательных эмоций, получение удовлетворения от расслабления. Дофаминовая система в основном является активирующей, направлена на поощрение какой-либо деятельности, внимание, творчество, обучение, новые пути взаимодействий, получение удовлетворения от активности, — физической, умственной или эмоциональной. Дофамин и дофаминергическая система также отвечают за формирование привязанностей, эмоциональную эмпатию, чувства любви и достижение оргазма. Система поощрения и центры удовольствия являются частью более общей, так называемой мотивационной петли обратной связи человека «кора — базальные ганглии — таламус — кора». Здоровый образ жизни, регулярная физическая активность, полноценное и сбалансированное питание, общение с людьми помогают сохранять правильную работу эндокринной и нервной систем человека. Красота влияет на уровень счастья людей, что весьма очевидно. Имеет место, как прямое влияние, так и косвенное: повышенный социальный успех и более высокие зарплаты при том оказывают даже больший эффект, чем само ощущение, быть красивым и привлекательным человеком для окружающих людей. Обнаружено также, что красота сама по себе для женщин действительно важнее, чем для мужчин. Красота детей, по всей видимости, каким-то образом также коррелирует с образованностью и высокими доходами во взрослой жизни, тем самым, делая счастливее. Гарвардское исследование счастья, начатое в 1938 году и продолжающееся до сих пор, подтверждает важность крепких теплых отношений с близкими людьми для счастья. Исследование показало, что именно близкие отношения, а не деньги или слава, делают людей счастливыми на протяжении всей жизни. Эти связи защищают людей от жизненных недовольств, помогают отсрочить умственный и физический упадок и являются лучшими предсказателями долгой и счастливой жизни, чем социальный класс, IQ или даже гены. Этот вывод оказался справедливым для всех, как среди студентов Гарварда, так и среди участников из бедных районов города. Интересным выводом данной работы является то, что роль генетики и предков-долгожителей оказалась менее важной для долголетия, чем уровень удовлетворенности отношениями в среднем возрасте, который теперь признан хорошим предиктором здорового старения. Исследование также опровергло идею о том, что к 30 годам личность человека «застывает как гипс» и его невозможно изменить. Удовлетворенность жизнью коррелирует с семейным положением, главным образом с составом семьи (семейное положение родителей, количество детей и т. д.).
Например, размер семьи оказывает положительное влияние на индивидуальное счастье. Утверждают, что только тогда, когда в семьях рождается первый ребенок, наблюдается положительный эффект на их счастье. В этом ключе исследователи указывают, что наличие детей отрицательно связано с субъективным благополучием из-за негативного влияния на финансовое удовлетворение. Счастье пожилых людей более уязвимо, когда они живут одни, чем когда они живут с семьей. Присутствие романтического партнера может понизить давление в стрессовой ситуации, а студентам существенно уменьшить стресс перед экзаменами помогает общение с собаками. Исследователи сходятся во мнении, что для счастья требуется определенный минимум дохода человека. Однако, как только базовые проблемы решены, связь быстро размывается. Так, известный американский психолог Даниел Канеман в соавторстве с известным экономистом Ангусом Дитоном открыл нелинейную зависимость субъективного ощущения счастья от величины дохода. По Канеману и Дитону, американцы замечают повышение уровня счастья от повышения дохода до достижения уровня $75 000 в год. После этой точки влияние роста благосостояния на ощущение счастья снижается. При закрытии определенных материальных потребностей на передний план выходят иные пункты, влияющие на счастье. «Больше денег не обязательно приносит больше счастья, но меньше денег связано с эмоциональной болью. Возможно, 75 000 долларов — это порог, за которым дальнейшее увеличение дохода больше не улучшает способность людей делать то, что наиболее важно для их эмоционального благополучия…» «Данные показывают, что выше определенного уровня стабильного дохода эмоциональное благополучие людей ограничивается другими факторами их темперамента и жизненных обстоятельств». Работа 1984 г. также показывает, что миллиардеры в среднем не сильно счастливее обычных людей. Никто из респондентов не верил, что деньги являются основным источником счастья. Так или иначе, уровень дохода влияет на уровень счастья. Отмечается также мнение, что и уровень счастья влияет на уровень доходов. Филип Брикман и его коллеги в 1978 г. опубликовали исследование о том, что выигрыши в лотерею приносят счастье лишь на некоторый период времени, после чего вырабатывается привыкание и уровень счастья возвращается к прежним показателям (а иногда и более низким). Исследователи обнаружили, что победители лотереи не были статистически значимее счастливее, чем контрольная группа. Однако данное исследование имеет ряд недостатков, например, небольшая выборка. Более поздние работы демонстрируют долговременный положительный эффект на психологическое благополучие даже небольших выигрышей в лотерею. Другое исследование показало, что победители лотереи имеют лучшее психическое здоровье — вероятно, потому, что они испытывают меньше финансового стресса, — но могут иметь худшее физическое здоровье из-за принятия более рискованных решений. Но конкурирующее исследование показало, что менее образованные победители лотереи имеют худшее психическое здоровье после выигрыша.
Существуют данные, что уровень интеллекта влияет на карьерный успех, который ассоциирован с уровнем счастья. Имеются также сведения, что люди, зарабатывающие очень большие деньги, оказались не самыми большими интеллектуалами. Ученые выяснили, что связь между интеллектом и заработной платой сильна для большинства людей, однако при превышении порогового уровня дохода он перестает играть роль в дифференциации людей с различными когнитивными способностями. Так, люди, получающие более 60 000 евро в год, находились на весьма скромных позициях по уровню интеллекта. Таким образом, с учетом ряда других факторов, низкий интеллект может, как делать людей счастливее, так и наоборот. В общем и целом исследовательскими работами показано, что, вопреки распространенному мнению, те люди, чей IQ ниже, менее счастливы, чем люди с более высоким IQ. Есть утверждения, что умные люди не счастливее своих менее умных сограждан, но средняя сообразительность соотечественников идет вровень со средним счастьем в странах. Это говорит о том, что интеллект повышает уровень счастья лишь косвенно, через его влияние на общество. Стоит также упомянуть об обратной связи: зависимости психологических аспектов личности и интеллекта. К примеру, больше всего отрицательных корреляций с умственными способностями оказалось у невротизма. Положительно коррелируют со многими умственными способностями личностные черты, тесно связанные с низким невротизмом, такие как общая самооценка, стрессоустойчивость и вера в то, что происходящие с человеком события во многом зависят от него самого, а не от внешних сил или случая. Аспекты другого фактора «Большой пятерки», доброжелательности (Agreeableness), в целом слабо коррелируют с умственными. Многие аспекты и грани добросовестности (Conscientiousness), особенно трудолюбие (industriousness), положительно коррелируют и с отдельными когнитивными способностями, и с общим интеллектом. То же самое справедливо для личностных характеристик, отражающих индивидуализм и веру в собственные силы. Четвертый фактор «Большой пятерки», экстраверсия, сам по себе слабо коррелирует с когнитивными способностями. Этого, однако, нельзя сказать о некоторых отдельных гранях этой комплексной характеристики. Такой важный аспект экстраверсии, как общительность (sociability), отрицательно коррелирует со способностью к количественным рассуждениям и положительно — с вербальными способностями (слабые корреляции).
Были выявлены положительные корреляции между некоторыми умственными способностями и комплексными характеристиками «оптимизм» и «амбициозность» (в последнем случае речь идет в основном о «приобретенных» умственных способностях). Последний, пятый фактор «Большой пятерки» — открытость опыту (Openness to experience) во всех своих разнообразных проявлениях, как правило, положительно коррелирует с умственными способностями. Представление о том, что умные люди обладают высокими показателями счастья, признается контринтуитивным. Однако данное представление не справедливо в отношении академического сообщества. Было показано, что высокий уровень стресса, присущий исследователям, увеличивает риск выгорания и депрессии. Это может быть связано как с социальными причинами, так и с тем, что решение сложных интеллектуальных задач приносит дискомфорт. Небольшое, но растущее число количественных исследований, в которых использовались анкеты, созданные авторами, и проверенные показатели психического здоровья, дали представление о распространенности и тяжести психических заболеваний, в частности, среди аспирантов. Эванс и другие использовали опросник по генерализованному тревожному расстройству (GAD-7) и опросник по состоянию здоровья пациента (PHQ-9), чтобы показать, что аспиранты (включая как студентов магистратуры, так и докторантов) в шесть раз чаще сообщают, что испытывают тревогу и депрессию по сравнению с населением в целом, при этом плохой баланс между работой и личной жизнью и плохие отношения с наставниками коррелируют с худшими последствиями для психического здоровья. Аналогичным образом, систематический обзор и метаанализ показали, что у 24 % докторантов наблюдались клинически значимые симптомы депрессии, а у 17 % проявлялись клинически значимые симптомы тревоги, показатели которых были определены как аналогичные предполагаемым показателям распространённости в других группах населения с высоким уровнем стресса, включая студентов-медиков и врачей-ординаторов. Другая работа показала, что среди 2046 представителей академического сообщества Великобритании у 53,2 % наблюдались вероятные признаки депрессии. Другие исследования также показывают, что отсутствие высшего образования у жителей США влияет на счастье и склонность к суицидам даже сильнее, чем раса. Гарвардское исследование счастья показало, что с возрастом люди осознают приоритет важных для них вещей перед работой и прочими необходимостями, что делает их счастливее. «Делайте то, что нравится» – таков залог счастья, следующий из исследования. Удовлетворенность своей работой делает счастливее. В работе 1984 года, сравнивавшей уровень счастья у миллиардеров и простых людей, утверждается: когда основные источники счастья, упомянутые обеими группами, были закодированы как потребности Маслоу, выяснилось, что богатая группа чаще упоминала самооценку и самореализацию и реже упоминала физиологические потребности и потребности в безопасности.
В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым ее исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведет к счастью. В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (eudaimonia, εὖ — добро, δαίμων — божество) — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своих биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспектах учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни. В этой связи показательна следующая цитата: «К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях» (Далай-лама). С точки зрения йоги счастье — естественное состояние человека, свойство его природы. Однако в повседневной жизни истинное «Я» человека бывает скрыто под слоями привычного беспокойства. Это беспокойство можно преодолеть с помощью медитации, и тогда человеку откроется его истинное Я, и он сможет испытать чувство глубокого счастья. Аристотель также считал, что друзья есть то благо, которым в числе прочих должен обладать счастливый человек. Показательной является и следующая цитата: «Ведь для полноты жизни человека, которая называется счастьем, недостаточно материального благополучия и физического здоровья. Высшие радости жизни — это радости духовной жизни. Но восприятие и понимание последних прямо пропорционально степени развития сознания. Улучшение материального положения масс должно сопровождаться развитием их сознания, их духовной жизни» (Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы) М., «Мысль»). Фома Аквинский в Сумме теологии полагал, что счастье (лат. — beatitudo) состоит в «восприятии совершенного блага» (adeptionem perfecti boni), однако «в этой жизни» (in hac vita) оно недостижимо. Многие философы и психологи (Виктор Франкль, Эрих Фромм и др.) подчеркивают, что радость и счастье не являются полностью идентичными понятиями.
В позитивной психологии применяется, в частности, следующая формула счастья: «Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций». Причем, положительные эмоции связаны со счастьем в настоящий момент, а глубокое удовлетворение — со счастьем в долгосрочном периоде. Таким образом, счастье — радость, которую мы ощущаем, когда стремимся раскрыть свой потенциал. Мартин Селигман, один из основателей этого направления психологии, утверждает, что навыкам счастья можно обучить подобно навыкам игры на музыкальном инструменте. В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание дает человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни. К специальным средствам самопознания относятся различные современные формы работы психолога: индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения; работа в группе социально-психологического тренинга. Согласно известному психологу Джону Готтману, успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. И это качество называют «эмоциональный интеллект» (правильная работа подсознания – авт.). Б. Г. Кузнецов в книге «Философия оптимизма» приводит свою интерпретацию психологического закона Вебера Фехтнера: человек ощущает себя счастливым только тогда, когда факторы, делающие человека счастливым, возрастают. В противном случае ощущение счастья исчезает. Американский психолог Лоуренс Хоуэллс считает счастье самой важной из эмоций, поскольку многие решения люди принимают исходя из того, принесут ли эти решения счастье в настоящем или будущем. Православная трактовка счастья сводится к тому, что, по словам профессора Московской духовной академии, богослова А. И. Осипова, счастье является внутренним состоянием человека и не зависит от степени его обеспеченности материальными благами, в подтверждение чего он приводит историю, случившуюся с игуменом Никоном (Воробьевым), который «в юности был заражен идеями прогресса, свободы, равенства, братства».
Как-то раз Никона потрясла опубликованная в газетах информация о самоубийстве сверхобеспеченного двадцатилетнего сына миллионера по причине несчастной любви. Осипов задается вопросом: «А что же тогда счастье?». И отвечает: «Это радость!». И вспоминает два случая, первый из которых случился с Никоном Оптинским, последним насельником Оптинского монастыря, арестованным в 1929 году. Рассказывает: «Его обрили, остригли, сняли с него все монашеские одежды, надругались над ним полностью, посадили со шпаной, там он заболел туберкулезом… Удавалось передавать письма. В одном из последних писем строка: «Счастью моему нет предела, я наконец узнал, что такое «Царство Божие внутри вас есть». Второй случай взят из жития великомученика Евстратия Севастийского, градоправителя и военачальника, пострадавшего за Христа при императоре Диоклетиане. Богослов говорит, что «когда с него [Евстратия] снимали кожу… вдруг у него необыкновенно озарилось лицо и он воскликнул: «Мучение это суть радость рабам твоим». Мучители были настолько потрясены, что некоторые из них бросили орудия казни и тут же сказали: «Я христианин!». Им тут же снесли головы, конечно. По словам А. И. Осипова, «христианство дает человеку возможность приобрести истинное счастье». В другой публичной лекции профессор-богослов Осипов дал краткое и емкое определение: «Счастье — это быть довольным». Это определение взято из Библии, из Первого послания апостола Павла Тимофею. Димитрий Смирнов, протоиерей Русской православной церкви, церковный и общественный деятель, бывший председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства неоднократно говорил, что счастье возможно только в семье. «Воспитывать их так, чтобы они увидели семью как важнейшую ценность земли. Потому что если человек не построил свою семью, то, на каком бы поприще он бы ни преуспел, он не может быть счастлив. Потому что сам Господь Бог создал человека не как индивидуума с некоторыми правами: мужчину и женщину он сотворил, сказав им: «Плодитесь и размножайтесь». Сам Создатель нас создал как семью, поэтому мы только в семье можем обрести гармонию и счастье, живя здесь, на земле. И только семья может научить человека настоящему христианству. В этом наше спасение». «Мне приходилось общаться со многими богатыми людьми, но ни разу счастливого среди них не встретил… Настоящее счастье я наблюдал только в больших семьях, где муж и жена любят друг друга; когда дети вырастают не на улице, а в атмосфере семейной любви. Эта атмосфера с рождением каждого ребенка увеличивается, уплотняется. Если два человека — мужчина и женщина — имеют хороших, верующих, трудолюбивых детей, то они имеют счастье, которое превышает все остальные счастья, которые только есть на земле. Это счастье никак не зависит от каких-то внешних обстоятельств. Семья и дети, которые это счастье излучают, тебя постоянно этим счастьем нагружают. Ты в нем купаешься… Я пришел к выводу, что если человек хочет сам выстроить свое счастье, он должен выстроить свою семью».
В юмористической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» даются следующие определения счастья: «… простейшие негативные определения («Не в деньгах счастье»), простейшие позитивные определения («Высшее удовлетворение, полное довольствие, успех, удача»), определения казуистические («Счастье есть отсутствие несчастья») и парадоксальные («Счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, так как укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью будущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются)». Короче говоря, сколько людей, столько и определений счастья. Автор же приведенной выше статьи в Википедии предпочитает экспериментальные доказательства, коих у СЧАСТЬЯ не может быть по определению, ибо, сколько людей, столько и понятий о счастье. В любом случае, ни один из приведенных выше экспериментов, не опровергает авторского определения счастья (ну а если совсем точно, то определения мирового сознания). А вот что по этому поводу думают авторы «b17.ru». «Что такое счастье?» «Есть минимум один вопрос, на который мы никогда не ответим «нет». Вопрос этот звучит так: «Вам хочется быть счастливым?» Мы все хотим испытывать счастье… Только вот оно, как и любовь, у каждого своя. Что такое счастье? Наверняка каждый из нас не раз задавал себе этот вопрос на протяжении жизни. Это такой же общечеловеческий вопрос, как: «Для чего я пришел в этот мир?» и «Что я оставлю после себя?» В череде повседневных забот мы редко останавливаемся и еще реже задумываемся над тем, как мы себя ощущаем в окружающем мире. У нас просто нет времени задуматься над этим. И пока мы справляемся со своими повседневными делами – все хорошо. Но стоит только какому-то одному элементу выпасть из этого калейдоскопа жизни, как мы начинаем чувствовать себя несчастными. Возможно, поэтому многие люди для себя определили понятие счастья как отсутствие несчастья. Однако это весьма ограниченное и искаженное представление о «счастье». Давайте с Вами попробуем разобраться, что же все-таки такое счастье? Начнем с этимологии этого слова. На сегодняшний день существует много различных легенд происхождения этого слова. Одна из них, наиболее интересная и берущая свое начало в древней Руси. Наверняка Вы помните древнерусский обычай, часто отражаемый во многих исторических фильмах, где уважаемых людей встречали с хлебом и солью. Это сейчас многие люди отказываются от употребления хлеба и хлебобулочных изделий, считая его главным источником ожирения. А когда-то хлеб был не только неотъемлемой частью русского стола, но в нем заключалась сама жизнь, сила и мудрость. В общем, к хлебу относились очень уважительно. Он был настоящим символом благополучия. Поэтому многие значимые события в жизни людей каким-то образом помечались хлебом.
Когда в доме рождался ребенок, пекли хлеб, делили его на равные части, и одну часть давали новорожденному. Так в народе завелось выражение, что каждый человек рождается «с частью»» благополучия. Затем оно, согласно этой легенде, превратилось в слово «счастье». Конечно, существуют и другие версии этимологии этого слова. И что интересно, многие исследователи раскладывают его на составляющие, в которых остается основное слово – часть. Например, можно встретить с – часть – е, где с – соединение (единство), часть – элемент чего или кого-либо, е — множественность существования. В итоге получается, что быть с-частливым означает, быть частью чего-то или кого-то целого. Например, с-частливым человек, может быть тогда, когда он един со своей семьей, со своим Родом, (наРодом), Землей Матушкой, Вселенной и т.д. То есть счастливый человек – это человек, гармонично вписывающийся во что-то целое как неотъемлемая его часть. Заглядывая немного вперед, хочется отметить, что В.В. Пономаренко (российский ученый, более 20 лет занимающийся практической характерологией, автор знаменитой работы – 7 радикалов) на основе подобной этимологии этого слова развивает теорию счастья, исходя из того, что человек может быть счастливым только тогда, когда он чувствует себя нужной частью (частичкой) общества (социума). А для этого он должен заниматься какой-то деятельностью и быть востребованным (актуальным). То есть общество должно нуждаться в его услугах. Тогда человек чувствует себя нужным и отдает себя целиком своему делу, которое ему по душе. Мы еще вернемся к этой теории и рассмотрим ее более подробно. А сейчас давайте с Вами продолжим исследование этимологии этого слова. В переводе с древнегреческого языка «счастье» – это судьба человека, которого оберегают боги. Люди верили в то, что если человека охраняют боги, то он обязательно будет счастливым. Но это уже религиозный подход к счастью. Согласно представлениям многих религиозных течений, счастье заключается во внутреннем состоянии человека, которое достигается за счет духовного развития личности, подразумевая выполнение в первую очередь умственных упражнений. Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создает другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему все время чего-то недостает, он по-прежнему чем-то не удовлетворен и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, — и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди все же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания.
Материальный достаток далеко не всегда может принести счастье человеку. Однако он и не всегда становится причиной несчастья. Корчась от боли, человек, вряд ли может быть по-настоящему счастливым, даже имея приличную сумму денег. Но если в его случае боль можно будет устранить за счет платного лечения, то тогда деньги хотя бы облегчат его страдания. Правда, совсем не обязательно, что после этого человек будет чувствовать себя счастливым. Потому что счастье – это все-таки внутреннее состояние человека. Но как говорится, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Поэтому с одной стороны чтобы быть счастливым совсем не обязательно быть сказочно богатым. С другой стороны – вовсе не обязательно отказываться от материального достатка. Между тем есть люди, которым кажется, что нужно выбрать что-то одно вместо другого. Деньги или любовь, счастье или богатство, свободу или деньги и т.д. Находясь в такой дилемме, человеку кажется, что счастье несовместимо с богатством. Однако это ложь, которую используют люди для решения каких-то личных психологических проблем, например, самооправдания собственной бедности. Выбор чего-то одного вместо другого бывает, как правило, в предельных ситуациях — когда приходиться выбирать. Поэтому необходимо знать приоритеты своих ценностей. Ведь мы не можем находиться в одно и то же время в разных местах, так же как не можем одновременно удовлетворять все свои потребности. Но это в жизни случается крайне редко. Поэтому нет необходимости считать денежный достаток чем-то грязным и порочным, заранее отказываясь от него. Например, ложная установка, которую часто используют люди, может выглядеть так: «Я бедный, потому что я честный. А все богатые нечестные!» Вывод – человек с такой установкой вряд ли когда-нибудь будет жить в достатке, потому что не хочет быть нечестным. Более того, даже если ему улыбнется удача (например, он выиграет в лотерею), то он подсознательно постарается избавиться от денег, чтобы быть честным. Конечно, нужно избавляться от таких ограничивающих убеждений. Но это уже совсем другая история. Возвращаясь к нашей теме счастья, следует отметить, что в большинстве учебников по психологии понятие счастья представлено как психологическое состояние человека, во время которого он чувствует полное удовлетворение своей жизнью. Но может ли человек чувствовать такое удовлетворение, например, если он голоден или болеет? Одни мыслители отвечают на этот вопрос утвердительно, в то время как другие – отрицательно. В общем, мнения, как обычно, разделились. В свое время Абрахам Маслоу (американский психолог, основатель гуманистической психологии) создал, так называемую, модель иерархии человеческих потребностей, широко известную, как пирамида Маслоу. В основе этой модели лежит идея о том, что человек может быть по-настоящему счастливым только тогда, когда он полностью реализует себя в жизни. Тогда он достигнет вершины пирамиды (самореализация и самоактуализация), удовлетворив все нижележащие потребности, имеющие иерархическое строение, берущее свое начало в основании пирамиды.
На пике вершины этой пирамиды человеку откроются, так называемые, «пиковые переживания» (peak-experience), представляющие собой опыт восторга, эстетического наслаждения, максимально сильных положительных эмоций. Итак, модель иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу, если изобразить ее в виде пирамиды, выглядит следующим образом. Ступени (снизу вверх): Физиологические (утоление голода, жажды, защита от непогоды и пр.). Безопасность (чувствовать себя защищенным, уверенным). Любовь/Принадлежность к чему-либо (принадлежать к общине по интересам, любить, быть любимым). Уважение (достижение успеха, признание, одобрение). Познание (исследовать, познавать, изучать). Эстетические (красота, гармония, порядок). Самоактуализация (реализовать себя; быть востребованным, актуальным). Причем верхние три уровня: «познавательные», «эстетические» и «самоактуализация» обычно объединяют в одну общую потребность, которую называют «Потребностью в самоактуализации» или «Потребностью в личностном росте». К этой потребности люди стремятся тогда, когда удовлетворят все нижележащие потребности. К сожалению, большинство людей застревают на второй-третьей потребности (я уж молчу про тех несчастных, которые голодают. Так по статистике ООН на октябрь 2020 года в мире от голода умерли не менее 7 млн. человек), которые были не в состоянии удовлетворить свои самые простые потребности. Многих из них мучали страхи, тревоги и пр. (потребность в безопасности). Другие чувствовали себя одинокими, не сумев найти общности по общим интересам (потребность в принадлежности). Однако следует понимать, что четких границ, отделяющих одну потребность от другой, не существует. Кроме того, ступени потребностей могут находиться в равном приоритете друг с другом. А иногда даже нижележащие потребности могут находиться выше вышележащих потребностей. Очевидно, поэтому эта модель привлекла к себе большое внимание не только сторонников, но и критиков. По этому поводу хорошо выразился Густав Лебон: «Следствие если не цель всех цивилизаций, всех философий, всех религий заключается в том, чтобы произвести известные душевные состояния. Но из этих душевных состояний одни заключают в себе счастье, другие не заключают его. Счастье зависит очень мало от внешних обстоятельств, но очень много — от состояния нашей души» («b17.ru»). А что такое «Душа человека»? Это отпечаток его сознания в мировом сознании, и прежде всего, в коллективном сознании общества, в котором он живет. А, стало быть, счастье можно познать лишь в сравнении с жизнями окружающих человека людей, и НИКАК ИНАЧЕ («все познается в сравнении»). А стало быть, мы опять вернулись к авторскому определению счастья. И такое определение ничуть не менее истинно, чем все другие определения. На этом и закончим.