Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Мысли вслух. Не живи чужим умом, живи своим разумом. Введение

Мысли вслух. Не живи чужим умом, живи своим разумом. Введение

Пословицы и поговорки – особый вид творчества русского народа. На протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение, они отшлифовывали свою выразительность и художественную силу. В мудрых и образных изречениях народ отразил свое отношение к природе, труду, жизни, людям. Обычно не проводится резкой границы между пословицей и близкой к ней разновидностью народных изречений – поговоркой. Попытка сформулировать отличие пословицы и поговорки была сделана Н.А. Добролюбовым, который пословицы определял как «правило народной мудрости в нескольких словах», а поговорки – «удачно схваченное изображение предмета, его характеристика, которая потом осталась за ним навсегда и прилагается к целому ряду однородных предметов… народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований». Пословицы всегда помогали формироваться моральным и этическим качествам людей, семейным и общественным отношениям. В пословицах и поговорках выразилось отношение людей друг к другу, глубокий ум, мудрость, наблюдательность, сметливость, находчивость народа, его стремление к добру. Пословица и поговорка – неотъемлемая часть живой народной речи, устного народного творчества. Русская пословица создает образ, который не навязывает вывод, а сам наводит на заключение. Меткий образ в пословице оформлен в четкую сжатую форму. Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему особой выразительности, убедительности и одновременно простоты. Однако автор, как ни искал, не нашел ни одной поговорки, в которой бы говорилось о необходимости для каждого человека, искать в любой жизненной ситуации свой балансе крайностей. И единственное, что ему осталось сделать, это скомпилировать несколько поговорок в одну. И вот, что у него получилось: «Не живи чужим умом, живи своим разумом. Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека – со всех сторон. Дерево держится корнями, а человек друзьями». А вот как об этом обстоятельстве мыслит Максим Насыров — «Гармонизм и его философия. Крайности и ловушка дуализма, как отсутствие баланса!». «Философия управляет представлениями, а они управляют миром» (Гегель). В большинстве случаев наше мышление построено на дуализме наших представлений. В таких культурных предпосылках ведущих свои представления из самой глубокой древности; «свет и тьма», «день и ночь», «огонь и вода», «черное и белое», «тезис и антитезис», «уродливое и прекрасное», «красивое и некрасивое», «больной и здоровый», «живой и мертвый» и т.д. Вот именно об таких ловушках дуализма и их шаблонах в наших представлениях я и хочу здесь поговорить. Ведь если у нас будут только такие категории мышления, значит, мы будем и жить среди них, — все по форме, «что вижу, о том и пою…».

«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий» (Козьма Прутков). Поднимая данную тему ловушки дуализма, формируя силу наших понятий, изменяя свои представления, мы обогащаем свою меру понимания и оттуда уже мышления. А после этого меняются и наши модели поведения, обогащающие нашу жизнь. В нашей общечеловеческой культуре существуют две крайности, одна это — эгоизм, и ей в пику, существует ее противоположность — альтруизм. И мы все существуем в рамках этих двух крайностей, а не выраженных лексически других идей, которые существуют только в невнятных образах или понятиях нормальности. И это при том, что образ нормальности, становиться каким-то обще понимаемым, то есть каждый понимает под ней что-то свое. Эгоизм — поведение, определяемое стремлением человека к собственной пользе и выгоде в убыток окружающим. Это себялюбие, преувеличенное внимание к своему «Я», своим потребностям и интересам. Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае рациональный эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае иррациональный эгоист действует импульсивно и недальновидно. Противоположность эгоизму — альтруизм. Альтруизм — это бескорыстная забота о благополучии других, готовность жертвовать своими личными интересами. Альтруист может посвящать свое время, деньги, энергию и ресурсы, чтобы помочь другим людям или улучшить жизнь в обществе. И отсюда у нас две категории крайностей, либо эгоизм — как забота о своем личном интересе, или ему в противоположность альтруизм — как забота об общественном интересе, с готовностью жертвовать личным. Концепция личного успеха направлена на удовлетворение и защиту только собственных интересов и их отдачу. Концепция общего успеха направлена на защиту интересов всего общества помимо своих, тем самым осознавая и представляя, прежде всего, интересы себя самого, через защиту общественных интересов. Чтобы разорвать эту дуалистичный разрыв крайностей, я предлагаю рассматривать все в следующей системе представления, которая выведет нас из ловушки представлений, выбора и бегства от одной крайности к другой в нашей жизни. Для того, чтобы вы меня поняли вы должны осознать следующее. Прежде всего, вы должны понять, что я не предлагаю полностью отказаться от личного интереса, я просто хочу, чтобы вы его расширили и стали использовать. Ведь даже защищая общественный интерес, мы, прежде всего, неявно защищаем и личный интерес. Отсюда это больше не альтруизм, хотя его частично мы проявляем, это больше балансирующая система общего интереса и личного интереса. Это уже являет собой другую позицию, а именно: «Гармония брать и давать».

Это уже позиция взрослой, зрелой, мудрой, гармоничной и полноценной личности в отношении себя и других. Гармонизм — это поведение, определяемое стремлением человека к гармонии брать и давать, как к общественной пользе и выгоде, так и к собственной. Это балансирующая и гармоничная оптимальная позиция взаимоотношений человека в обществе. Где существует социальный закон — «нет человека без общества, и нет общества без человека». Задача понятия «гармонизм» — нивелировать дуальность крайности эгоизма и альтруизма, где человек попадает в зависимость от этих ментальных представлений, разрываясь между ними. «Человек немыслим вне общества» (Лев Толстой). В данной цитате Л.Н. Толстой говорит о социальной природе человека. Человек – это социально существо, и раскрыть свою социальную сущность человек может, только находясь в обществе. То есть, человек не может в полной мере существовать и развиваться как личность вне социума. Отсюда, эгоизм — это дисбаланс в сторону брать (жадничать). Альтруизм — это дисбаланс в сторону отдавать (жертвовать). Гармонизм — это гармония брать и давать (балансировать)» (Максим Насыров). В любом случае, «все люди разные», а стало быть, и баланс между крайностями у них – тоже разный. Именно по этой причине, автор и решил назвать эту книгу словами первой пословицы из их компиляции, представленной чуть выше: «Не живи чужим умом, живи своим разумом». И в ней автор будет говорить, прежде всего, о разнице восприятия нашего общего мира — разными авторами, а заодно расскажет и о своем взгляде на ту или иную проблему. Ну а правильный выбор из этих крайностей, как всегда, остается за Вами, уважаемый читатель.