Пару слов о жертвоприношениях
«… Все, что они называли «свободой» — оказалось смертью» (Ал. Берберов). «Вместо эпиграфа: «Когда убивали русских в Донецке – я думал, что это не мое дело: ведь я не живу в Донецке. Когда убивали русских Курской области – я думал, что это не мое дело: ведь я не живу в Курской области. А когда пришли вырезать мой город — заступиться за меня стало уже некому…» Нужно знать, что такое АНТИМАТРИЦА: незнание чревато гибелью. Но, разумеется, нельзя понять антиматрицу, не поняв сперва, что такое поведенческая МАТРИЦА. Если говорить кратко, то это отработанные и стандартизированные, доведенные до автоматизма, до условного рефлекса НАВЫКИ ВЫЖИВАНИЯ. Поясню примером: некое первобытное племя, скитаясь по доисторической саванне, впервые добрело до леса, и впервые встретило там грибы. Поскольку люди впервые встретились с грибами, они ничего еще не знают о грибах: какие съедобные, а какие ядовитые, когда и где, и почему вырастают, и т. п. Далее – вырабатывается поведенческая матрица грибника. Дорогой ценой (возможно, не через один труп!) люди, узнавшие о грибах, учатся различать полезные от поганых. Люди узнают и запоминают, в какой сезон, при какой погоде и куда лучше всего ходить по грибы, как готовить грибы, как их консервировать и т. п. Хотя речь идет лишь об очень узкой сфере – грибах – тем не менее, это знание, в котором заключен многовековой опыт контакта людей с грибными лесами – драгоценно и очень дорого обошлось предкам. Не деньгами, а жизнями они платили за умение отыскивать в изобилии полезные грибы, при этом избегая бросающихся в глаза поганок… Совокупность знаний грибников прошлого — составляет поведенческую матрицу грибника. Кое-что конкретный грибник устанавливает и личным опытом, но не так уж много: в основе его поведения лежит знание многих поколений о грибной кухне. В точности по такой же схеме формировалась ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МАТРИЦА ВЫЖИВАНИЯ всякого племени во всех отраслях бытия, от высокой культуры до бытовой гигиены. Выживание племени, то, что оно не вымерло и отбилось от истребителей – неопровержимое доказательство того, что ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МАТРИЦА ВЫЖИВАНИЯ освоена. Декарт говорил: «я мыслю, следовательно, существую». Перефразируя его, скажем: «мы живы, следовательно, имеем поведенческую матрицу выживания». Но, как уже понял читатель – поведенческая матрица есть достояние коллективного разума, и отличается от личного опыта тем, что ПЕРЕДАЕТСЯ из поколения в поколение. Лично я никогда не ел мухоморы: я узнал, что они опасны, от своего отца, тот от своего отца, и так далее, по передаточной цепочке в глубину веков.
Теоретически я мог бы узнать об опасности мухоморов лично: скушать мухомор, потом долго болеть, может быть, выжить, выкарабкаться из могилы, осознать на личном опыте, что этот гриб плох, но… Согласитесь, слишком дорогая цена для личного знакомства с каждой поганкой и каждой поганью! Итак, поведенческая матрица выживания – это полезные для жизни знания, которые передаются от человека к человеку. Матрица анатомически состоит из: 1) Содержания, предмета. 2) Передаточного механизма. Содержание типа «мухомор ядовит», передаточный механизм – «отец». Учитель, воспитатель, умная книга, друг-советник, и др., а иногда и сразу несколько авторитетных источников. Но люди враждуют, например, англосаксы поставили цель уничтожить русский народ, «окончательно решить русский вопрос», выполняя гитлеровские заветы. Потому англосаксы и напрягались на протяжении многих десятилетий, изобретая АНТИМАТРИЦУ ВЫЖИВАНИЯ, или, что то же самое, МАТРИЦУ СМЕРТИ. Если я обучен не жрать мухоморов – это матрица жизни. А если меня обучают везде, где только увижу мухомор, тащить его к себе в рот, да поскорее – это матрица смерти. Конкретного мухомора еще нет: я его еще не встретил. Но матрично в мою голову (ради того, чтобы я сам себя убил) уже вбита жажда поедания поганых грибов… Освоив базовые понятия матрицы и антиматрицы выживания, мы легко осознаем (пусть и задним числом), что ВСЕ, ВНУШАВШЕЕСЯ РУССКИМ ПОД ВИДОМ «СВОБОДЫ И ДЕМОКРАТИИ» — НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО «ДАРОМ СМЕРТИ». Это началось сразу после 1945 года, когда Запад осознал неудачность военного нашествия, и, подобно юному Ленину, хоронившему брата-террориста, сказал: «мы пойдем другим путем». — Что для этого нужно? – спросили Даллесы у советологов. — Завладеть передаточным механизмом матрицы выживания народа – ответили советологи, не зря кушавшие свой хлеб, дьявольски компетентные твари. – Через передаточный механизм матрицы выживания транслировать в умы матрицу смерти. Если вы воспитаете во враге своем, например, жажду стать наркоманом, то убивать его не нужно. Во-первых, он сам себя убьет через гибельное пристрастие. Во-вторых, пока он умирает – его еще можно использовать, как зомби-биоробота украинского типа. То есть одним выстрелом двух зайцев: 1) Уничтожается народ-конкурент. 2) Он не только сам организует свой геноцид, но и помогает в организации других геноцидов их заказчикам (яркий пример – украинские дегенераты). Мировой фашизм, после Гитлера, решивший «идти другим путем», уже в 40-х активно подменяет КУЛЬТ РАЗУМА на КУЛЬТ СВОБОДЫ. При этом если смотреть вооруженным глазом, то с ходу заметишь «отпечатки пальцев» злого умысла: они говорят о «свободе», а речь идет о смерти, погибели!
Суть замысла Даллесов такова: нужно внедрить в человека такую поведенческую матрицу, чтобы он уничтожал себя сам, без прямого внешнего воздействия. То есть – если вы понимаете схему – то понимаете и то, как несложно изготовить АНТИМАТРИЦУ ЖИЗНИ: 1) Берем полезное для выживания поведение. 2) Выворачиваем наизнанку, на 180 градусов разворачиваем. 3) Получаем самоуничтожающегося дегенерата. И так – во всех сферах жизни, начиная от пропаганды антикультурной гнили до навязывания вредных для здоровья продуктов питания. Иррациональность «моды» (как механизма внушения) позволяет внедрять антиматрицу под видом «новых веяний», «свежего взгляда на вещи», «воплощения личной свободы и индивидуальной независимости» (от жизни). Это мы видим буквально во всем. Чем ценная, например, содомия? Тем, что она антижизнь, это субкультура уничтожения рода. Если для жизни лучше всего максимально здоровые, в смысле гигиены, половые контакты, то для смерти – лучше всего максимально нездоровые. Поэтому культу содомии на Западе предшествовал культ половой распущенности и скотства половых отношений. Наркотики в антиматрице насаждаются по той же самой причине, по каким в ней насаждаются разврат, растление и содомия: они убивают, а для целей уничтожения народа это «самое то». Но попробуй начать возражать наркомафии – тут же обвинят в тоталитаризме, в покушении на свободу личности! Как это ты смеешь – не дать мальчику или девочке в 12 лет «самостоятельно» выбрать, чего им больше нравится?! Реализовать их «самостоятельные» стремления стать наркоманом и гомосексуалистом?! Не сметь мешать, запрещается запрещать! Ярким примером даже не собственно антиматрицы, а способов её сфабриковать, выступает первая компонента формулы антикультуры «рок-секс-наркотики». Совершенно очевидно, как это блюдо готовили на кухне братьев-Даллесов! Взяли сперва поведенческую матрицу, опыт веков. Что люди, на протяжении веков, отобрали как наиболее позитивно воздействующее на психику? То, что называется «симфонией». Что противоположно симфонии? Т. н. «какофония», звуковой треш-хаос звуков. То есть губители рода человеческого поняли, что наилучшим способом умерщвлять психику является наиболее далекая от сложных симфонических форм какофония, значит, ее и нужно делать «модной»! К тому же, как установили британские ученые, громкая какофония (звуковое безобразие, бьющее по ушам) воздействует на мозг так же, как и легкие наркотики (типа марихуаны). Оглушенный какофонией человек подобен по итогам человеку, выкурившему «косячок» «шмали»… А это значит, что рок – наилучший мостик к наркотизации молодежи!
Если бы мы были умнее, то уже в 70-х бы поняли, что ВРАГ НИЧЕГО ХОРОШЕГО ПОДСОВЫВАТЬ НЕ БУДЕТ. Потому что он враг – и по определению желать хорошего нам, врагам своим, не может. Отсюда логический вывод: чем активнее подсовывают нам некую схему «демократии» и некую схему «экономических реформ», тем вреднее они для народа и хозяйства. Мы не должны разделять симпатии с врагом, понимаете? Что ему нравится нам навязывать, от нас требовать – должно, первым делом, вызывать подозрение: а чего это враг вдруг так радеет о нашем благе?! Так активно и навязчиво он может нас угощать только ядом! Как человек, виновный в том, что в молодые годы отдал дань демократическим западническим иллюзиям – я теперь имею право сказать, представителем «обманутого поколения»: все эти «демократизации», «либерализации», «борисы-освободители» — смертоносное вонючее говно, и ничего больше. Потому что они – ОЧЕВИДНЕЙШИМ ОБРАЗОМ, ВЫ ТОЛЬКО ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ – «освобождают» нацию от жизни. Да, освобождают! От рабства у необходимостей выживания! — Вам трудно и скучно сидеть в осаде? ! Ну, так раскройте ворота крепости, выйдите оттуда к врагу с цветами, вас всех перебьют – тут-то и жизнь хорошая начнется! — Как свободный человек, ты имеешь право покинуть пост часового, пойти и набухаться, послать на три буквы коменданта крепости – ибо он своим командирством попирает свободу твоей личности! А все эти рассуждения, что пока ты бухаешь, оставив пост и пропив оружие, враг может ворваться в город – тоталитарная пропаганда! Тебе врут это – чтобы тебя эксплуатировать! На самом деле врага, во-первых, нет, во-вторых, он и не думал на тебя нападать, а в-третьих, напав – только и мечтает тебя осчастливить и освободить! Это зловонное говно антиматрицы полилось к нам в уши задолго до «перестройки». Это говно, насранное Смертью – в каждом кривлянии Жванецкого, в каждой буффонаде КВН, в каждой фиге из кармана бардовской песни, превращавшей страну в Хазанию, Петросянию… Люди, особенно молодые, не знавшие войны – боролись за свою «свободу» охотно, интенсивно. Не понимая, что борются за собственную смерть. Потому что теперь видно и близорукому: ВСЕ, ЧТО ОНИ ТРЕБОВАЛИ ОТ ВЛАСТИ – ОБЛЕГЧАЛО ИХ ЖЕ УМЕРЩВЛЕНИЕ! Реализм говорит нам: вся история – есть битвы царей. Народы мира с древности и по наши дни рассматривают друг друга не как партнёров, не как друзей, братьев, и даже не как соперников. Они рассматривают друг друга КАК ЕДУ.
И то, что т. н. «братские народы» съели у себя русских в буквальном смысле слова – не проблема объективной реальности, в основе своей неизменной. Это лишь проблема с адекватностью восприятия жизни у русских, отравленных антиматрицей мышления, составленной ИЗ ПОСТУПКОВ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ И РАЧИТЕЛЬНОЙ ОСТОРОЖНОСТИ. Ведь, начиная с Ленина, речь шла не о ликвидации «альтернативных государственностей», а наоборот, насаждении их, «коренизации» русскими руками даже там, где инородцы сами не нуждались ни в какой «коренизации» и даже пытались ее избегать, уклоняться. Но если вы, обезумев в антиматрице, своими руками взращиваете АЛЬТЕРНАТИВУ СЕБЕ – то чего же удивляться, что она вас убьет? Ну, даже по формальному значению терминов: альтернатива вам – то, что вместо вас, замещает вас в реальности, и она по определению «против» вас. Потому что если вы состоялись – ее нет, а если она состоялась – то вас нет. Альтернатива вам может быть только за ваш счет – а ленинцы делали вид, что не понимают этого (на что, впрочем, у них были ТОГДА уважительные причины). Поскольку народ рассматривает другой народ как ЕДУ, возможно, романтике идейной ненависти в геноциде русских нет места: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». То есть, грубо говоря, хищники нашли народ-дурачок, который вел себя нелепым образом (под влиянием антиматрицы в голове), и потому удобный для пожирания. А народ-дурачок доселе пытается выяснить у своих убийц, какую вину они ему инкриминируют, по каким законам судят, и за что так сильно ненавидят? Друг! Ты для Запада – котлета. Когда ты кушаешь котлету, ты не задаешься дурацким вопросом, по каким законам ты осудил ее на разжевывание и поглощение. Никакой ненависти (идейной) к котлете ты не испытываешь, и, может быть, даже наоборот. Много знаю людей, которые любят куриные котлетки. И любовь эта выражается точно так же, как у русофобов к России: чем больше люблю, тем больше ем. У геноцидного аппетита народов есть противоположный полюс: СТРАХ. Мы, как всегда все перепутали, и назвали бесстрашное истребление русских, когда они слабы и беззащитны – «русофобией», т. е. страхом перед русскими. Хотя, по логике, именно страх перед народом предотвращает его геноцид, а не наоборот. Чем меньше вас боятся, тем больше убивают и порабощают. Но нам же, с антиматрицей в голове, законы логики не писаны, и море по колено!
Демократическая клоунада, весь карнавал свободы взамен разума – очень и очень полезны и эффективны. Для врагов народа. Всякому, кто хочет народ уничтожить – рекомендуется этому народу предложить карнавал своеволия и навязывать демократическую клоунаду. Потому что для геноцида это минимум затрат + максимальная эффективность. А если нет разницы, зачем платить больше? – резонно спрашивает у нас телереклама. Если все, что Запад приветствует, выстроить в смысловую линеечку, то получится великолепный «парад планет», потому что все, предлагаемое Западом – подчинено единой железной логике. Что содомия, что украинство в равной мере заточены на «этническую чистку невероятных масштабов». Культ рока увеличивает количество наркоманов, беспорядочные половые связи – тоже, плюс оборачиваются бесплодием нации, т. е. выступают заменителем содомии в этом смысловом ряду. Чтобы не быть многословным – зарезюмирую: Возьмите все (любое) что предлагалось «перестройкой» уже при Горби, и сравните со здравым смыслом. С логикой выживания народа, народного сбережения. И вы увидите, как говорят математики, «красоту формулы». Красота эта – формулы смерти. Антиматрица – это навязывание здравого смысла, вывернутого наизнанку, как, например, выражение «отрицательный рост». Это красивое имя для сокращения чего-либо… Для того, чтобы выжить, нужно действовать довольно простым способом. 1) Прикинутся «шлангами» и попросить советов у Запада, как нам дальше жить. 2) Получить эти советы – и сделать в точности наоборот. Потому что антиматрица диалектически связана с матрицей выживания. Она такая же, только противоположная. Если использовать антиматрицу не как инструкцию, а как механизм отталкивания от дегенеративных практик, то можно реконструировать матрицу жизни. Чего себе и вам желаю!» (Ал. Берберов, команда ЭиМ). Автор этого сайта полностью согласен с мнением Берберова, правда, сам он использует другие термины. А чтобы «примирить» используемые термины, он предлагает такую формулировку: «Любая заложенная в матрицу Веры подсознания информация, которая не соответствует принципам «мировой справедливости» («Кругу общемировых законов»), как раз и является той «антиматрицей», о которой пишет Берберов. А потому, эта «антиматрица» совсем не обязательно является полным антиподом «матрицы выживания». Другими словами, «способ жизни», который предлагает Берберов – взять «матрицу смерти» и вывернуть ее наизнанку, — может привести, как к положительному, так и к отрицательному результату. А если мы хотим получить категорически положительный результат, то, в любом случае, нам придется, как следует, подумать.
«Одно из существенных заблуждений современного человека – уверенность в том, что человеческие жертвоприношения в разных религиях – это редкое, из ряда вон выходящее изуверство, встречающееся лишь как экзотика религиозной жизни и духовной практики. На самом деле все диаметрально наоборот – человеческие кровавые жертвоприношения присущи ВСЕМ человеческим организационно-общественным практикам в эпоху до торжества монотеистических религий. В свое время отказ от кровавых жертв в храмах стал подлинной революцией в представлении человечества о сакральности. По поводу отказа христианства от человеческих кровавых закланий Ф. Энгельс, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к христианству, писал, что это была «первая революционная…основополагающая идея христианства». Во все времена у самых разных народов существовали практики ритуальных жертвоприношений, имеющие одну общую (и оттого крайне подозрительную) суть – жертва в виде животного или человека умерщвлялась в честь какого-то бога, демона или могущественного духа. То есть разные народы, живущие в разные времена и на абсолютно разных территориях (даже континентах), по какому-то нелепому стечению обстоятельств были подвержены одним и тем же предрассудкам. Не слишком ли много «бессмысленной и глупой жестокости»? Нашим предкам что, недостаточно трудно жилось в свое время, раз уж они «просто от нечего делать» начали выдумывать себе богов и верить в свой вымысел, подобно самым настоящим психам? И так – повсеместно: многих неизбежно посещала мысль, что их ВЫДУМАННЫЕ боги требуют РЕАЛЬНЫХ жертв, а значит – надо мучить соседей, соплеменников, да и себя истязать всякими неприятными ритуалами. Им что, правда, нечем было заняться? Разве они слишком хорошо жили, чтобы задуматься, что СЛИШКОМ хорошо живут, и надо бы разнообразить эту идиллию кровавым и болезненным мракобесием? То есть в былые времена имело место самое настоящее массовое помешательство большей части человечества, в чем нас пытается убедить, ни много ни мало, официальная история! Бред, если задуматься. Я – пишет Зоренко — привык во всем искать логику, и именно поэтому у меня никак не получается поверить, что все эти древние иудеи, мусульмане, многочисленные евразийские язычники, индейцы обеих Америк и многие, многие другие на протяжении веков приносили жертвы исключительно из одних только абсолютно одинаковых предрассудков, ставших результатами массовых помешательств. А вот если предположить, что все они твердо знали, что и зачем делают, начинает просматриваться какая-никакая… логика». И в этом ему трудно возразить (да и не нужно). Действительно, по какой-то причине, ВСЕ народы Земли почему-то, в поисках успеха, обращались к кровавой жертве.
Если бы речь шла об отдельном племени или даже народе, стране, режиме – то можно было бы списать на психическое расстройство, на массовое безумие, индуцированный психоз. Но кровавые жертвы жестоким «богам» в поисках успеха, эффективности – не исключение истории, а железное правило! И, разумеется, встает вопрос: ЗАЧЕМ все они это делали? История человеческих жертвоприношений и институализированного (сакрального в общественных практиках) садизма имеет в науке несколько теорий обоснования, причем представляется, что все они верны, и действуют в комплексе: Физиологическая теория: рефлекторная дуга между сытостью и убийством, кровью и удовольствием от пиршества, добавляя сюда же и сексуальные извращения. Экономическая, угнетательская: страх для поддержания власти. Космологическая: ужас перед смертью, заставляющий как бы идти навстречу своему страху, служение Смерти как следствие страха перед смертью. Гносеологическая: недостаток знаний, понимания мира вокруг вводит человека в логическую ошибку «Post hoc, ergo propter hoc» (лат. «после этого, значит вследствие этого»). Это когда случайное совпадение по времени двух событий заставляет видеть в одном из них причину другого. «Шепот преисподней»: воздействие на человека духов зла, забесовление, приводящее к бесноватости. Эти мотивации восходят, само собой, к теориям двигательной активности человека, призванным ответить на вопрос «почему человек делает то, что он делает?». Атеизм неизбежно породил теорию произвольной двигательной активности – человек есть неодушевленный пластичный объект, не имеющий собственной воли, а действующий под влиянием совокупности воздействующих на него обстоятельств. Точно так же, как мясороубка не выбирает, какой фарш ей из себя выпускать (загрузят картофель – выпустит картофельный, загрузят чеснок – выпустит чесночный, загрузят свинину – выпустит свиной), человек в этой теории тоже нисколько не властен над своим поведением. Внешние воздействия формируют его устремления, которые сам он (да и то не всегда) воспринимает, по ошибке, за собственную волю, собственные желания. То, каким быть человеку – определяет та совокупность воздействий, в которой он оказался. В атеизме вообще ничего не отличается, по смыслу и значению, ни от чего, и потому самые кровавые культы, по сути и смыслу, ничем не отличаются от человеколюбивых. Просто одни сообщества попали под воздействие одних формирующих поведение факторов, а другие – под другие. Поменяй их местами – и не заметишь замены, ибо человеколюбивые станут кровожадными, и наоборот. Религиозные люди, столкнувшись с проблемой исторического каннибализма и садизма, садистских инициаций и человеческих жертв у ВСЕХ древних народов – предлагают теорию искаженной двигательной активности – грехопадение и одержимость духами зла. Кроме этого, существует и теория автогенеза (раскрытия) двигательной активности» (А. Леонидов, команда ЭиМ, «ГОРОД-АД». Мировая история человеческих жертвоприношений»).
Ну а, по мнению автора этого сайта, любые жертвоприношения являются «атавизмом» для человеческого сознания, оставшимся от «сознания животного» (вроде аппендикса). И чем дальше человек отходит от своей животной природы (сильнее развивает свое сознание), тем менее нужен ему этот «атавизм». Кстати, то же самое можно сказать и о войнах между людьми, которые наверняка исчезнут лишь после преодоления человечеством «первого Цивилизационного ранга» (по шкале Кардашева-Сагана). Ну а пока человечество пребывает в состоянии «нулевого Цивилизационного ранга» (имеет ранг, меньший единицы), войны и жертвоприношения будут продолжаться. И это обстоятельство логически объяснимо, ибо, чтобы перешагнуть эту границу цивилизованности, человечеству придется уничтожить свою составную часть, которая тянет его назад — в животную природу. Что, собственно, и является «жертвоприношением». И сегодня уже всем понятно, что этой составной частью, которой современному миру придется пожертвовать, является Запад с присущими ему ценностями, которые очень смахивают на животные, хотя и рядятся под «общечеловеческие». И подобные «жертвоприношения» являются привычными для человеческой истории, вспомните о судьбе Вавилона, Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Когда каждый последующий субъект приносил в жертву предыдущего, считая его «выжившим из ума» (мешающим дальнейшему развитию). Вот и мы с Вами, уважаемый читатель, живем в такой же «переходной эпохе». И чтобы человечество смогло пережить эту эпоху, Мировое сознание (Бог) потребует от него соответствующее «жертвоприношение». И это – уже «ЧИСТАЯ ЛОГИКА», а не многочисленные «теории двигательной активности человека», которые сами же люди и выдумали. Согласно же Википедии, жертвоприношение — это форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий, которая преследует цель установления (или укрепления) связи личности (или общины) с Богом, божествами или другими сверхъестественными существами, путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной (или символической) ценностью для жертвователя. Жертвоприношение — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей. С. А. Токарев считал, что в различные эпохи «служители культов требовали от верующих все более обильных жертв духам и богам. Отсюда и возникли обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви».
В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения — от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире. Жертвоприношения бывают кровные и бескровные, а также для обращения к божественной милости и очистительные. Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление фетишей, умилостивительное и искупительное жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад). Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в Российской империи). В Древнем Риме при жертвоприношениях прислуживали мальчики и девочки — камиллы. Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягченные формы жертвоприношения — символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились во всех современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и тому подобное. Известна также такая форма жертвоприношения, как ритуальное лишение девственности. Древнегреческая религия в течение полутора тысяч лет была тесно связана с праздничными или бытовыми приношениями, в том числе жертвоприношениями животных. В «Илиаде» живописуются приношения «пышных бедер» тельцов и другого скота, сжигаемых на алтаре с ритуальным костром. Алтари располагались рядом с храмом божества и в классический период украшались каменной резьбой и скульптурой как произведения искусства. Обычно приносились в жертву отдельные животные, рыба и птица. Предназначенными к праздничной жертве считались быки и телята, черные козлы и бараны, жертвовавшиеся знатью и богачами, и умерщвлявшиеся одним из жрецов, которому храмовые рабы или даже все желающие помогали разделывать туши. Большую часть мяса предполагалось оставить для жертвенного пира, а бедра и жирные части сжечь для ритуального дыма, которым, по поверию, питались божества. Пиры после жертвоприношения сопровождались обильным потреблением пищи, о чем говорил Диоген, которого, как сторонника здорового образа жизни, возмущало, что, принося жертву, люди молят богов о здоровье, а на пиру после жертвоприношения предаются чревоугодию. Жертвы приносились в моменты важных событий личной и общественной жизни и могли быть заменены приношениями еды и подарков на алтари и на ступени храмов и возлияниями вина и масла.
Во время войны жертвы приносились перед каждым сражением и имели обязательным элементом гадания по печени жертвы, совершавшиеся жрецом при войске в непосредственном присутствии всех желающих. У Ксенофонта в «Анабасисе» дано живописное описание неблагоприятного предзнаменования, полученного перед необходимым войску форсированием реки, когда всякий воин смог подойти и осмотреть разрезанную жрецом печень черного барана с «равными долями», то есть уродливую по структуре. Приношения десятков быков назывались «гекатомбами» и совершались по большим, например, Панафинейским праздникам в Афинах или по поводу Олимпийских или Дельфийских игр. По отзыву Павсания, алтарный костер в Олимпии, состоящий из пепла и костей от многовековых жертвоприношений, ко II веку н. э. имел десятки метров в окружности и около 20 метров в высоту. Жертву приносили не только богам, но и духам героев и предкам. Популярны были приношения на алтари и на ступени храмов, а также возлияние напитков на симпосии. Существовали фармаки, то есть люди или животные, которых могли изгнать из поселения во избежание бедствий как разновидность бескровной жертвы. Примечательно, что фармаком своего дема, по-видимому, был и философ Сократ. Очистительная жертва после убийства врага или раба предполагала обрызгивание убийцы кровью животной жертвы и омовение ею его рук с повторением молитв и просьб к божеству. За убийство раба в Афинах полагалось изгнание по приговору на год или более. Среди правил ритуала следует отметить омовение водою рук жрецом перед и после жертвоприношения, сбор крови жертвы с алтаря, обычно как часть жертвенной еды, недопущение попадания этой крови в воду водоема, ручья, реки или моря, если жертва приносилась на корабле. Жертва рыбой была, по Менандру, неугодна богам моря, а летающей птицы — богам ветров и Эолу. В то же время, даже случайное убийство дельфинов или прихрамовых животных, так же, как и рубка священных деревьев и кустов, могла иметь самые печальные последствия для провинившегося.
Бескровное жертвоприношение существует и в Христианстве (Евхаристия). Однажды и навсегда принесенная Иисусом Христом роду человеческому крестная жертва предполагает как можно более частое личное соединение (приобщение) каждого христианина с Жертвой евхаристической — благодарственной, воспоминающей в обрядах Голгофскую жертву Христа, и являющейся ее воспоминанием и переживанием. При этом в таинстве Евхаристии хлеб и вино таинственным образом пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы. Учение о Евхаристии как о жертве в католицизме и православии отличается от протестантизма. Согласно учению последних, жертва за весь мир принесена однажды и навсегда самим Иисусом Христом, в его крестной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна (Евр. 10:14). Названием бескровной жертвы Евхаристия противопоставляется жертвоприношениям животных, главным образом, в ветхозаветном иудаизме. В отличие от современного иудаизма, в христианстве жертвоприношение является центральным элементом не только культа, но и всего учения: добровольное самопожертвование Иисуса Христа выступает в качестве искупительной жертвы за грехи всех людей всего мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения тела и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством Церкви, являясь основой христианского богослужения. Другими словами, всякое жертвоприношение нужно рассматривать, как Дар Богу (Мировому сознанию), который верующие люди воспринимают, не как обычный дар, а как СВЯТУЮ ОБЯЗАННОСТЬ. Так же следует относиться и к идущей сегодня третьей мировой войне. Ибо только через нее человечество сможет попасть в «светлое будущее».