Мысли вслух. Каждый сверчок знай свой шесток. Введение
Предыдущая книга была посвящена описанию различных аспектов бытия нашего мира, характеризующих его изменчивость (постоянное развитие). И называлась она так: «Все течет, все изменяется». Ну а эта книга будет называться по-другому: «Каждый сверчок знай свой шесток». Причем, автор вкладывает в эту народную мудрость сразу много смыслов, например, «Не в свои сани не садись», «Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что Вы ее превратили» и т.д. и т.п. Короче говоря, «Всему — свое время, всему – свое место и всему – своя мера». А потому, каждый человек нашего мира обязан знать свое место в нем, а сверчок – свой шесток. Увы, в современном мире очень многие люди уверены, что они – «цари природы», а не ее составная часть, и ведут себя в соответствие со своей Верой, что категорически противоречит «общемировой справедливости». Впрочем, есть своя правда и в таком определении человека, ибо он является верхним пределом развития нашего мира. Ну а чтобы хорошенько осознать «общемировую справедливость», современным людям не стоит забывать ГЛАВНОЕ: «Не в силе — правда, а в правде – сила». Короче говоря, эта книга будет посвящена месту человека в окружающем его мире. Согласно Википедии, сила — это физическая векторная величина, являющаяся мерой воздействия на данное тело со стороны других тел или внешнего поля. Приложение силы может приводить к изменению скорости тела или к деформациям и механическим напряжениям (в самом теле, если оно имеет конечные размеры, и в фиксирующих его объектах, например, пружинах). Взаимодействие тел, в том числе при их контакте, всегда осуществляется посредством создаваемых телами полей. Для обозначения силы обычно используется символ F — от лат. fortis (сильный). В современных учебниках физики сила рассматривается как причина ускорения. Важнейший физический закон, в который входит сила, — второй закон Ньютона. Он гласит, что в инерциальных системах отсчета ускорение материальной точки по направлению совпадает с равнодействующей силой, то есть суммой сил, приложенных к данной точке, а по модулю прямо пропорционально модулю равнодействующей и обратно пропорционально массе материальной точки. Слово «сила» в русском языке является многозначным и нередко используется (само или в сочетаниях, в науке и обиходных ситуациях) в смыслах, отличных от физической трактовки термина. Для силы не существует стандартизированного определения — ни достаточно информативного словесного, ни в виде математической формулы. Данное положение вещей является предметом дискуссий с участием крупнейших ученых со времен Ньютона.
Отсутствие консенсусного семантического определения силы может быть восполнено изложением способов ее измерения и создания, в сочетании с описанием свойств обсуждаемой величины — в терминах логики этим конструируется так называемое «операциональное определение». Сила является векторной величиной. Она характеризуется модулем, направлением и точкой приложения. Ученые используют понятие «линия действия силы», означающее прямую, проходящую через точку приложения силы, вдоль которой она направлена. Зависимость силы от расстояния между телами может иметь различный вид, однако, как правило, при больших расстояниях сила стремится к нулю — поэтому отдалением рассматриваемого тела от других тел с хорошей точностью обеспечивается ситуация «отсутствия внешних сил». Исключения возможны в некоторых задачах космологии, касающихся темной энергии. Кроме разделения по типу фундаментальных взаимодействий, существуют иные классификации сил, в том числе: внешние-внутренние (то есть действующие на материальные точки (тела) данной механической системы со стороны материальных точек (тел) не принадлежащих этой системе и силы взаимодействия между материальными точками (телами) данной системы). Потенциальные силы и нет (потенциально ли поле изучаемых сил). Упругие и диссипативные силы, сосредоточенные-распределенные (приложены в одной или многих точках), постоянные или переменные во времени. Уравновешенной системой сил (или системой сил, эквивалентной нулю) называется система сил, действие которой на твердое тело или материальную точку не приводит к изменению их кинематического состояния. Для измерения сил используются два метода: статический и динамический. Статический метод заключается в уравновешивании измеряемой силы другой силой, значение которой известно. Например, в качестве уравновешивающей силы может выступать сила упругости, возникающая в градуированной пружине, деформированной исследуемой силой. На использовании статического метода основаны приборы, называемые динамометрами. Динамический метод основан на использовании уравнения второго закона Ньютона 𝐹 = 𝑚𝑎. Уравнение позволяет найти силу 𝐹, действующую на тело, если известны масса тела 𝑚 и ускорение 𝑎 его поступательного движения относительно инерциальной системы отсчета. В древности, когда греческие ученые стали задумываться о природе движения, понятие силы возникло как часть учения Гераклита о статике как балансе противоположностей. Эмпедокл и Анаксагор пытались объяснить причину движения, и пришли к понятиям, близким к понятию силы. У Анаксагора «ум» движет внешней по отношению к нему материей. У Эмпедокла движение вызывается борьбой двух начал, «любви» (филии) и «вражды» (фобии), которые Платон рассматривал как притяжение и отталкивание. При этом взаимодействие, по Платону, объяснялось в терминах четырех элементов (огня, воды, земли и воздуха): близкие вещи притягиваются, земля к земле, вода к воде, огонь к огню. В древнегреческой науке каждый элемент также имел свое место в природе, которое старался занять.
Таким образом, сила тяжести, например, объяснялась двумя способами: притяжением подобных вещей и стремлением элементов занять свое место. В отличие от Платона, Аристотель последовательно занимал вторую позицию, что отложило концепцию общей силы тяготения, которая бы объясняла движение земных и небесных тел, до времен Ньютона. Для обозначения понятия силы Платон использовал термин «динамис» («возможность» движения). Термин употреблялся в расширенном смысле, близком к современному понятию мощности: химические реакции, тепло и свет все также представляли собой динамисы. Аристотель рассматривал две разные силы: присущую самому телу («природу», физис) и силу, с которой одно тело тянет или толкает другое (при этом тела должны быть в контакте). Именно это понятие о силе и легло в основу аристотелевой механики, хотя дуализм и препятствовал количественному определению силы взаимодействия двух тел (так как вес был природной силой, не связанной с взаимодействием, и потому не мог использоваться в качестве стандарта). В случае природного движения (падения тяжелого или подъема легкого тела) Аристотель предложил формулу для скорости в виде отношения плотностей движущегося тела A и среды, сквозь которую происходит движение. Вклад в развитие понятие силы внесли стоики. Согласно их учению, силы неразрывно связывали два тела через дальнодействующую «симпатию» или (у Посидония) через всеобщее напряжение, пронизывающее все пространство. Стоики пришли к этим выводам путем наблюдения за приливами, где взаимодействие Луны, Солнца и воды в океане было трудно объяснить с позиции Аристотелева близкодействия (сам Аристотель считал, что Солнце, садясь в океан, вызывает ветры, приводящие к приливам). А теперь пару слов о правде. Согласно Википедии, Правда — это фундаментальное понятие русской культуры, сходное с понятием «истина», но в ряде случаев отличающееся от него и даже противопоставляемое. Правда, в отличие от истины, имеет онтологический характер: отражает действительность значимым для личности образом, в согласии с нравственными категориями и в такой полноте, которая необходима для подлинного понимания и убежденности, решимости действовать. Таким образом, если истина соответствует объективной действительности, то правда — духовной. Согласно определению Даля, правда есть «истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость»; правдивость — «полное согласие слова и дела». В русской философии», в социально-политической деятельности — традиция «правдоискательства» является основой всей русской мысли. Объединяя идеал истинного знания, требование общей справедливости и стандарты высокой нравственности, правда выступает в роли определяющего мировоззренческого, познавательного и нормативного принципа русской духовности.
Ориентация на правду проявила себя как в русской религиозной философии (протопоп Аввакум, Бердяев, Вл. Соловьев, Франк и др.), так и в народничестве (Михайловский). В русском социализме (Герцен, Плеханов и др.) и в русском анархо-коммунизме (Бакунин, Кропоткин, Махно). В русской философии, от Достоевского до Вл. Соловьева, создается и воссоздается смысловая иерархия правды и истины. Выступать за правду — значит, искать такой истины, которой необходимо еще добиться, воплощающей в себе жизненный идеал, в котором поступки отдельного человека находятся в согласии с нравственностью. В итоге истина оказывается подчиненной правде. С другой стороны, у русской философии появляется альтернатива жесткой бинарной оппозиции «истина-ложь» — более приближенная к жизни тернарная структура «правда-истина-ложь». Правда относится к числу понятий русской культуры, непереводимых на другие языки. Вот о такой «Правде» и о Силе, необходимой для ее достижения, и будет рассказано в этой книге.