Все течет, все изменяется. Введение
С Божьей помощью автор сумел-таки изложить и «разложить по полочкам» в десяти опубликованных на сайте книгах основы своего мировоззрения. Однако в нашем мире «все течет, все изменяется», во-первых, и «нельзя объять необъятное» во-вторых. А потому, автор решил продолжить описание нашего мира и дальше, причем, исключительно, «со своей колокольни». Понятное дело, что ОСТОВ авторского МИРОВОЗЗРЕНИЯ останется прежним, однако его детали наверняка будут изменяться со временем (вместе с изменениями, происходящими в окружающем мире). При написании этого раздела автор решил использовать тот же способ, который он использовал при написании книг АРХИВА, то есть, писать о том, что ему «пришло в голову» в данный конкретный момент времени. И потому, решил назвать его так: «Мысли вслух». Ну а первую книгу этого раздела автор назвал, используя всем известное выражение: «Все течет, все изменяется». Кстати, фраза: «Все течет, все изменяется», или «Все течет и ничто не остается на месте» (греч. «πάντα ρεῖ καὶ οὐδὲν μένει») является античным фразеологизмом. Считается, что его первоисточником послужили слова древнегреческого философа Гераклита из Эфеса (ок. 554-483 до н. э.), которые сохранились в одном из диалогов философа Платона и стали первоисточником также и для другого фразеологизма — «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (греч. «δὶς ἐς τὸν αὐτὸν ποταμὸν οὐκ ἂν ἐμβαίης»). Ну а это крылатое выражение используется по поводу постоянных и неизбежных перемен в жизни человека и общества. В русском переводе Т. В. Васильевой «Кратил» Платона, «Гераклит говорит: «все движется и ничто не остается на месте», а еще, уподобляя все сущее — течению реки, он утверждает, что «дважды тебе не войти в одну и ту же реку». Советский философ А. Ф. Лосев считал, что «Кратил» принадлежит к числу трудных диалогов Платона. Здесь иной раз невозможно уловить связь отдельных частей диалога и даже его идею. В диалоге противопоставляется мнение Гермогена, ученика Протагора, об условности имен человеческого языка (зависимости от произвола людей и традиции) и мнение Кратила, ученика Гераклита, об их естественности (полном соответствии природе вещей, понимаемой как нечто совершенно текучее). Известно, что «реальный Кратил» из гераклитовского учения о вечном становлении делал радикальные выводы: если все течет, значит, ничто нельзя и познать. В диалоге Платона он занимает более умеренную позицию. Ну а, по мнению автора этого сайта», «реальный Кратил» прав – наш мир до конца непознаваем, ибо человеческим сознанием невозможно познать БЕСКОНЕЧНОСТЬ, особенно, когда эта бесконечность ЖИВАЯ и постоянно видоизменяется.
Тем не менее, люди утроены так, что они, невзирая ни на что, продолжают познавать окружающий их мир «до самой смерти», и автор этого сайта – не исключение. О протекании всего существующего у Гераклита не раз говорит и Аристотель, например, в книге «Метафизика»: «Те, кто был убежден в истинности взглядов Гераклита, согласно которым все чувственно воспринимаемое постоянно течет; так что если есть знание и разумение чего-то, то помимо чувственно воспринимаемого должны существовать другие сущности, постоянно пребывающие, ибо о текучем знания не бывает». А «душа есть начало, поскольку она есть испарение, из которого составляется все остальное. Кроме того, она — нечто в высшей степени бестелесное, и непрестанно текучее; подвижное же познается только подвижным». А вот мнение на этот счет от философа М. К. Мамардашвили (Лекции по античной философии): «Гераклит говорит, что мы уже давно в реке, мы никогда не будем вне ее, так чтобы нам фактически второй раз приходилось бы решать этот вопрос, мы уже шевелим руками, мы уже делаем движения пловца… И в этом смысле выйти из нее [этой ситуации], посмотреть на нее со стороны и снова в нее войти невозможно, и не только невозможно, но еще и просто не бывает той ситуации, которую мы на нашем наглядном, обыденном языке называем ситуацией выбора… Другая сторона этой же мысли Гераклита состоит в том, что обратно вернуться, то есть сделать вид, как если бы ничего не было, мы не можем. Иными словами, Гераклит, рассуждая таким образом…, фактически глубоко осознавал, что в той сознательной жизни, которую он называл пониманием, в сознательной жизни как части бытия, имеющей ритмы и организованность, целостность и способы существования, отличные от «раздрызга» нашей обыденной жизни, в которой явления, события, акции меняются, рассеиваются, повторяются с тошнотворным автоматизмом и скукой, — в сознательной жизни есть необратимость». И автор этого сайта полностью согласен с данным суждением, тем паче, что запланированная им книга под названием «Философия, как наука наук» (незаметно, но неотвратимо) превратилась в три тома и «конца ей не видно». Овидий использовал фразеологизм Гераклита в своих «Метаморфозах» в латинском варианте «cuncta fluunt» в XV книге: «…постоянного нет во вселенной, Все в ней течет — и зыбок любой образуемый облик». Данный фразеологизм неоднократно использовал и Иоганн Вольфганг Гете:
Когда в бескрайности природы,
Где, повторяясь, все течет,
Растут бесчисленные своды
И каждый свод врастает в свод,
Тогда звезда и червь убогий
Равны пред мощью бытия,
И мнится нам покоем в Боге
Вся мировая толчея».
Как ни крути, но Гераклит Эфесский является основателем первой исторической или первоначальной формы диалектики (от греч. dialektike ) — искусство вести беседу, спор) — философской теории, утверждающей внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. А счастье человека состоит не в телесных удовольствиях, а в том, чтобы исходить из голоса разума, позволяющего человеку проявлять природосообразное поведение, связанное с пониманием законов необходимости (логоса). Основная цель познания в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы (закону необходимости) и поступать сообразно ее законам. Именно так Гераклит всегда и поступал, вот некоторые из его мыслей: «Природа любит прятаться». «Те, кто, слушая, не понимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «Присутствуя, они отсутствуют». «Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если Души у них варварские». «Границ Души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел. Столь глубоко ее мера». «Рожденные жить, люди обречены на смерть (а точнее, на упокоение), да еще оставляют детей, чтобы родилась новая смерть». «Человеку не стало бы лучше, если б все его желания сбылись». «Большинство людей не мыслят вещи такими, какими встречают их, и, узнав, не понимают, но воображают». «Надо жить не себе, но Логосу внемля». «Многознание уму не научает». «Тайная гармония лучше явной». Философы называли Гераклита Темным. Возможно, потому что он писал очень сложно и противоречиво. Говорят, что даже сам Сократ лишь наполовину понимал, что писал Гераклит. До нас дошло около сотни фрагментов, посвященных Гераклиту. Но восстановить и понять, что он писал на самом деле очень сложно. Даже вошла в поговорку фраза «сколько филологов, столько и Гераклитов». Как и представители милетской школы, Гераклит предполагал, что мироздание должно быть упорядоченным и многообразным. Он пытался объяснить его через логос — закон, который управляет мирозданием. Логос — многозначное понятие, оно может означать также речь, разум, слово, смысл. «Вечно сущий логос люди неспособны понять ни прежде, чем внемлют ему, ни уже вняв ему однажды. Ибо, хотя все вершится согласно логосу, люди кажутся несведущими, даже когда узнают те слова и дела, которые я описываю». Для Гераклита логос — это вечно живущий, вечно горящий огонь, который является первоначалом всего. Согласно Гераклиту все события, в том числе природные, регулируются огнем, и это происходит по определенным законам. Гераклит пишет «Все обменивается на огонь и огонь на все, подобно тому, как на золото товары и на товары золото». Гераклит размышлял о природе Души. За это его называют первым психологом, он исследовал самого себя и считал это занятие нелегким — «Я исследовал самого себя, я искал самого себя».
Гераклит говорил, что после смерти людей ожидает, то, чего они не знают и даже не воображают. Логос распространяется не только на нашу жизнь здесь и сейчас, он управляет и жизнью после смерти, полностью пронизывает все наше существование и несуществование. Человек должен следовать логосу. Когда речь заходит о загробной жизни, возникает вопрос: как вести себя, чтобы после смерти не страдать? Гераклит дает ответ. Он говорил: «Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех, как граждане полиса — на закон». Гераклит считал, что все человеческие законы имеют в своей основе божественный закон. Согласно Гераклиту, его создало божество тождественное мировому огню и самому логосу. И это божество обладает величеством и могуществом Зевса. Также Гераклит размышлял о теории познания. Он полагал, что человек не обладает разумом, а божественное существо обладает. Человек не может мыслить безошибочно, потому что он исследует природу, а природа постоянно от нас скрывается. Поэтому мы зачастую ошибаемся. Но человек все равно может делать какие-то выводы и подходить к изучению природы верно, хотя никогда «не в полной мере». В отличие от других досократиков Гераклит отрицал возможность познания устройства мира. Он утверждал, что огонь — это материальное начало Универсума (Вселенной). Но огонь не имеет никакого происхождения, он предвечен. Он был всегда, его никто не сотворил. А если бы его кто-то сотворил, он уже не был бы первопричиной. Гераклит попытался философски посмотреть на идею первоначала, никто до него не говорил, что первоначало вечно. Одновременно Гераклит утверждал единство противоположностей. Любые изменения происходят в рамках противоположностей, то есть, за счет враждующих элементов. Например, день и ночь, начало и конец, путь вверх и вниз – все эти сущности противоположны друг другу, но едины. Гераклит считал, что единство противоположностей нужно понимать как нечто динамичное. В мире постоянно присутствует война вещей. Эта война — внутреннее напряжение вещей, они постоянно изменяются через противоположности. Например, дерево растет из земли и высасывает ее соки, а когда оно умирает, то отдает их обратно. Это и называется войной. Автор сайта предлагает своим читателям, читать эту и последующие книги данного раздела, исходя из подобных мыслей, иначе, как говорил в свое время Гераклит: «Присутствуя, Вы будете отсутствовать». Другими словами, Вам следует использовать при чтении триединство: «тезис – антитеза – синтез». Прочитав главу, Вы познаете тот или иной авторский тезис. Если Вы не согласны в чем-то с авторским тезисом, Вам придется четко сформулировать соответствующую антитезу. Ну а дальше, сопоставляя тезис и антитезу, Вы непременно придете к синтезу, и в Вашем сознании обязательно появятся собственные «крепкие мысли», и не только по заинтересовавшему Вас конкретному вопросу. Короче говоря, хотите Вы того или нет, но Вам придется «пофилософствовать».