Про болезнь человеческой Цивилизации
Автор предлагает поговорить в этой главе о настоящем и будущем устройстве человеческих сообществ. И начнем с будущего — «КАК КОММУНИСТЫ САМИ ЗАПУТАЛИСЬ И ВСЕХ ЗАПУТАЛИ» (Дмитрий Николаев). «В основе коммунизма, если оставаться на прочной почве объективной реальности, лежит идея «обожения» человека как главной цели христианской цивилизации. Теоретическая опора этой идеи – вера в то, что человек создан по образу и подобию Божьему. А практическая реализация ее – то, что человеку нравится творчество. Ему нравится творить миры. Ему нравится быть Творцом, уподобляясь Творцу Небесному, ему нравится своей волей созидать. Вот из этого недоказуемого «нравится» — можно доказать все остальное. И стремление человека к познанию: чтобы творить, нужно больше знаний, тогда и творения твои станут масштабнее. И то, о чем говорил Вернадский: потенциальную возможность для человека стать сперва геологическим, а потом и космическим фактором. Способность человека создавать горы и моря своими руками, а потом и галактики, планеты, зажигать звезды… А все потому, что человек несет в себе образ и подобие творца, и любит творить. Художник он по божественной природе своей! Если бы человек был подобием свиньи, или, скажем, происходил бы от обезьяны – то зачем бы ему все это? Лопни тонкая ниточка слов «нравится мне творить» — и не нужны ни рукотворные горы, ни моря, ни галактики: маета одна. Свинья вон нажралась, и спит, почему вы считаете, что правы именно вы, а не свинья со своим простым и бесхитростным отношением к жизни? Воспроизводя свои реплики не от «обожения» человека в христианстве, а черти от чего (иногда и от обезьяны) – коммунисты запутались сами и запутали всех остальных. Какой только околесицы они не наплели, абсурдной в самих своих основаниях. Тут и «гуляш-коммунизм», всех накормить, и пусть спят-блаженствуют. И «любовь к труду» (хотя нормальный человек любит не труд, а именно творить, труд же – средство, не более, и трудоголик не лучше алкоголика). И так, и эдак, то «каждому по потребности», то «от каждого по способности», то «деньги отменят, все бесплатно раздавать станут». То «догнать и перегнать Америку по молоку и кукурузе», то «советская власть + электрификация всей страны»… Все это имеет отдаленное отношение не только к коммунизму, но и к простому здравому смыслу. Плыть в коммунизм через дарвинизм и атеизм – все равно, что звонить по граммофону. Или греться льдом. Есть единая линия цивилизации, логика от начала ее – суть которой в процессе «обожения», когда человек, умственно и нравственно совершенствуясь, возвращает себе близость к Богу, Эдем. Техника и производство ширпотреба нужны именно для этого, а ведь не сами по себе.
Чтобы вы это поняли острее, приведу аналогию: Одну группу свиней кормят картофельными очистками и отрубями. Другую – картофелем и кукурузой. Третью – исключительно ананасами, апельсинами и сливами. Понятно, что экономическое положение третьей группы лучше (вкуснее) чем у первой и второй. Но означает ли это, что третья группа находится в стадии высшей формации, а первая – в низшей? Означает ли это прогресс, развитие – если свиней стали кормить вместо картофельных очисток ананасами? Это дороже, спору нет! Это свиньям вкуснее. Но свинья ведь свиньей и останется… Что сулит человеку коммунизм, чем привлекает, чем притягателен? Если говорить сухо и математически, то – постоянно возрастающими возможностями для творчества. Человек развивается умственно во все стороны, в СССР это называли «гармоничным развитием личности» — и реализует свою любовь к творчеству. Для этого человеку дают самое широкое образование – и сокращают, час за часом, рабочий день трудовой принудиловки (по мере развития технопарка). И человек творит: сперва стихи и симфонии, картины и скульптуры, а потом, по мечте Вернадского – горы, моря и галактики. Что сулит человеку антипод коммунизма, капитализм? Обратное. Человек, работающий при капитализме – придаток к станку. Его воспитывают в ощущении ненужности всего, что не касается напрямую его заработка. Человек может быть великолепным профессионалом, но только в очень узкой сфере. Развитие человек идет не вширь, как у коммунистов, а вглубь, как мрачная шахта, стремящаяся к центру Земли. Придаток к производству, раб экономики стремится делать свою работу все лучше и лучше, и больше ни к чему не стремится. Это – если человек занят, работает. Творцов он презирает, насмехается над ними, не читает книг – и гордится этим. Жажду творчества заменяет погоня за деньгами, и в итоге человек превращается в орудие ловли денег. Всякая деятельность, кроме оплачиваемой, теряет для него смысл и привлекательность. Даже сексуальная! Даже и секса человек бесплатно не хочет, не говоря уже о более высоком. Глубочайший кризис деторождения на Западе – смежная с этой проблема. Человек западного типа не желает размножаться, ибо это не только не дает прибыли, но еще и расходы! Переставая жаждать творчества – человек превращается в свинью, в обезьяну, от которой, якобы, произошел (дарвинисты верят!). А если мы возьмем безработного – то «добренький» вариант капитализма обещает его не уничтожать. Он обещает на базе товарного изобилия устроить «безусловный базовый доход» для тунеядца в гетто, кормить и одевать тунеядца, почти гарантированно при таком подходе превращающегося в наркомана и дегенерата.
А чего еще вы ждали от тупой халявы? Допустим, капитализм развил технику до такой степени, что может всех кормить даром. Будет ли это коммунизм? Нет. Коммунизм – это жажда творчества, жажда быть Творцом, по образу и подобию Творца Вселенной. Жажда все знать, все уметь, жажда созидать нечто монументальное, через миры и века. А бесплатно кушать – это не коммунизм. Это растлевающая выручка для деградирующего человека. Если человеку все дают, не интересуясь, человек ли он, или уже плесенью стал – то это худший из возможных тупиков для цивилизации. Строго научно говоря, «коммунизм» — это лишь новое имя для старого понятия «обожение» человека. Или же – фикция, нелепость, бредовый тупик, загоняющий мысль то в мечту о тупом обжорстве, то в зомби-состояние оголтелого трудоголизма… Мы хотим быть Творцами, хотим иметь для этой своей жажды творчества и время, и силы, и возможности, и поддержку окружающих, и средства. Наличие всего этого – и означает, что наступил коммунизм. Равно как и отсутствие этого – означает «поворот не туда». Даже самый конченный атеист вынужден будет признать, что коммунизм – чужд и враждебен органичной идее эволюционизма, приспособленчеству. Присосаться в нужно месте к нужной кишке и качать питательные вещества, хорошо приспособившись – чуждо коммунисту, будь он хоть трижды атеист. Но ведь для дарвинизма именно приспособленчество и есть альфа и омега бытия, единственная мудрость, единственный разум среди психических отклонений и ненормальностей! Если организм чужд приспособленчеству – эволюция отвергает его, уничтожает его, а теоретик объявляет «тупиковой ветвью» эволюции. Можно ли одолеть капитализм с таким багажом теории? Смешно и пытаться!» (Дмитрий Николаев, команда ЭиМ). Ну а теперь поговорим о настоящем, и поможет нам в этом Николай ВЫХИН — «Демократия мертвецов» или Запад — могильщик цивилизации». «До тех пор, пока человеческая личность не превратилась в украинскую слизь, всякий человек в основе своей имеет ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. И тогда, когда он в мучительном духовном рывке к небу пытается сделать сам себя лучше, выше, но и тогда, когда он опускается к своим животным, низменным зоологическим инстинктам – тоже. Меняются цели – не меняется принцип целеполагания. Человек хочет разного – но, пока не выродился в окончательную слизь – знает, чего хочет. Всякое целеполагание может быть представлено в виде списка, в котором напротив цели ставится галочка. Или плюсик, или кружочек, кому как удобнее. Нужно объяснять смысл? Вот пункты – а галочками (или плюсиками) человек отмечает выполнение пунктов. Например, можно написать «квартира-машина-дача» и будет сперва три минуса, а потом, если повезет, три плюса. Можно написать «свобода-выборы-многопартийность» — и тоже помечать по мере выполнения. Можно написать экономический рост, этапы космической колонизации, индустриализацию, а можно скромно и лично: «окончить школу, вуз, аспирантуру». Но всюду и всегда, пока человек остается человеком – у него есть список, есть пункты, и есть отметки о выполнении.
Начиная с 60-х годов ХХ века антицивилизация в лице англокапитализма пытается уничтожить (закрыть, закончить) историю человеческой цивилизации методом формирования дегенератов украинского типа. Когда говорят, что такой дегенерат совсем не умеет думать – это полемический перехлест. В реальности речь не о том, что дегенерат совсем не думает (тогда он стал бы трупом), а о том, что мышление его – бессвязно, бессистемно, беспочвенно по истокам и бессмысленно по результатам. Это «грязевой гейзер» разорванных образов, картинок услаждающего или устрашающего содержания. Дегенерат украинского типа подобен книге, которую сложили из страничек самых разных книг, произвольно вырванных, перемешанных, а потом столь же произвольно сшитых. Украинство (как и антисербизм в Югославии) – это чумное одеяло, которое англосаксы-колонизаторы дарили индейцам, чтобы те побыстрее вымерли. Пропитают одеяло чумой или холерой, смертью – и дарят. Только вместо индейцев теперь славянство. А в остальном – все то же самое… Тут тоже диалектика: с одной стороны очень мерзок тот человек, который под видом жеста дружбы дарит другому человеку чумное одеяло, чтобы тот укутал им свою семью, жену, детей – и сдох в муках, на радость дарителю смерти. Но с другой – достоин ли жизни тот, кто упорно укутывает свою семью в сто раз уже разоблаченное, и вполне (веками!) доказавшее свое свойство убивать одеяло?! Ну, если он такой тупой, что верит в искренность англосаксов и доброту их подарков в 2024 году – может, ему и правда, лучше вымереть, как тупиковому виду? Искомая цель тавистокских технологий, к которым англо-американские социопатологи упорно движутся уже более 70 лет – уничтожить человеческую личность на уровне целеполагания. То есть не просто подменить список, цели – другими целями, а ликвидировать саму способность ставить и отслеживать в уме исполнение поставленных целей. Нормальный человек отличается от наркомана терминальной стадии тем, что и радость его, и печаль, и гнев и удовлетворение, и поддержка действий власти, и протест диктовались списком его желаний. В зависимости от того, плюсы или минусы там проставляются напротив пунктов, определяющих собой смысл жизни, личный выбор человека, существующего как мыслящая личность. Но вот беда: личный список желаний, духовный хребет анатомии личности, оказался в непримиримом противоречии с частной собственностью и рыночной конкуренцией, с социал-дарвинизмом. Почему? Объясняем. Вот, допустим, спартакиада. На стадионе сто бегунов. Каждый мечтает о победе, о золотой медали. Сотня побежала – один победил. Один ставит в своем списке желаний «плюс», а 99 человек – «минус». Сам механизм конкуренции, как ни крути, но отсеивает большинство в недовольные и обделенные, обиженные. В начальной стадии участвуют все. Потом только победители. Потом победители победителей. Потом…
Цепочка понятна. 99 человек проиграли спартакиаду, один выиграл. Со своей золотой медалью он поехал на Олимпиаду – а там опять 100 бегунов. И лишь один шанс из ста – снова победить… Невозможно вести борьбу или соревнования – которые не выявляли бы победителя. Но где победитель – там и те, кого он победил. Причем пирамида винеров сужается снизу вверх. А пирамида лузеров, наоборот, растет сверху вниз. Самые умные капиталисты ранее других поняли: умственное развитие человека в рамках традиционной цивилизации убивает капитализм, порождает повсюду Хо Ши Минов и Кастро, Че Гевар и Патрисов Лумумб. Дело в том, что человек, научившийся читать – использует полученный навык не только для чтения хозяйских приказов. Читая, он продолжает свое образование. Чем выше его образования – тем острее то, что капиталисты называют «завистью», а левые – «чувством справедливости»… Чем образованнее человек – тем быстрее и острее он чувствует себя обманутым, обделенным, обобранным. Пока он был совсем темным и тупым, как чурка – он не умел об этом задумываться. Но буржуазная школа, на свою голову, выучила его думать. Она дала ему фонарик, рассеявший темноту. А как только фонарик разума рассеял темноту – человек тут же увидел, что капитализм чудовищный и очень опасный монстр, хищник, питающийся человеческими жертвами… И теперь задача тавистокских мудрецов в том, чтобы человек это обратно развидел. То есть, капитализм взял слепого и сделал его зрячим. Зрячий увидел приготовления к собственному запеканию в печи, как поросенка – и попытался бежать. И теперь задача сделать его обратно слепым, чтобы он не видел ни ножей, ни раскаленной духовки, ни застолья каннибалов – и не волновался, не пытался вырваться с адской кухни… Ломать – не строить. Украинский дегенерат расчеловечен и обезличен до такой степени, что не имеет опоры ни в высоких мотивациях культуры, ни в низменных зоологических инстинктах. То есть его код культурного самосознания подорван, но и инстинкт самосохранения, свойственный и червяку – в дегенерате тоже не действует. Личность, как автономная единица, способная не только понимать и выполнять, но еще и обдумывать, осмыслять приказы – уничтожена, тело превратилось в зомби, в подобие «робота-пылесоса» — которого можно направить хоть в жерло вулкана, и ему плевать и на собственную гибель, и на цели хозяина… Мы не кровожадны, и отнюдь не желаем непременно смерти этого маниакально-одержимого бесноватого существа; но наших желаний жизнь не спрашивает, потому что существо само по себе нежизнеспособно. В него вставили программу гиперагрессивности, лишенную как оснований, так и понимания результатов. Биоробот запрограммирован убивать русских, где бы их ни встретил – но бессилен ответить на вопрос: почему и для чего? Ответ на этот вопрос знают программисты робота, но с самим роботом они не сочли нужным поделиться… Самое главное, в двух словах: украинский дегенерат неспособен к целеполаганию. Список личных желаний он давно потерял, и не помнит, что такой когда-то был. Сверить события с целеполаганием он не может – потому что память у него как у аквариумной рыбки, и он уже сегодня не помнит, чего требовательно вымогал, крича и беснуясь, еще вчера вечером.
Никакая цель, ни высокая, связанная с культурным кодом, ни низменная, связанная с животными инстинктами, не может быть достигнута, потому что: 1) Отсутствует. 2) Если всплывает, то из ниоткуда и ненадолго. 3) Вспомнить о том, чего он хотел (даже если и хотел) – дегенерат не может через очень короткое время. Именно поэтому «жертвы Тавистока», жертвы английской технологии манипулирования сознанием – абсолютно равнодушны как к любому кощунству со святотатством, так и к любому снижению уровня своей жизни, к любой степени собственной ограбленности и обделенности. Они не субъект, а неодушевленный объект: у них нет цели, жить лучше, ни в высоком, общечеловеческом смысле, ни в мещанском, обывательском смысле личного обогащения. Как бы ни падали уровень жизни, экономика, как бы ни глумились над сакральным и неприкосновенным изверги – тавистокский дегенерат равнодушен, подобно корове в стойле. Он не понимает угрозы себе, когда на его глазах убивают ему подобных. Он не понимает даже и момента собственного убийства – равнодушный к смерти, как и к жизни. Поэтому для либерального дегенерата, утратившего способность к связному мышлению и культуру доказательного мышления – нет традиционной для истории дилеммы между нематериальными «идеалами свободы» и материальным уровнем жизни. Эту дилемму пытаются раздувать манипуляторы, пытаясь выставить дело так, что ради демократии укродегенераты смирились с радикальным, рекордным обнищанием. Но когда клоун на троне попросту уже и формально отменяет выборы, и никакого протеста это не производит – то это доказывает сильнее любых слов, насколько велико равнодушие дегенератов к демократии. Оно на одном уровне с равнодушием к собственному уровню жизни, к собственной семье, к собственной жизни и к чужим жизням. У дегенерата в списке желаний нет ничего: ни для себя, ни для людей, ни для страны, ни для человечества. Дегенерату не нужны, ни машина, ни квартира, ни дача, ни зарплата, ни образование, ни культура, ни свобода с демократией, ни родина с нацией. Отмену выборов – ради которых затевался, якобы, майдан — дегенераты приняли с тем же тупым равнодушием, как и отмену всех прав человека, включая первейшее – право на жизнь. Дегенерат согласен звать «президентом» никем не избранного клоуна с таким же деревянным равнодушием, с которым он идет на смерть. Дегенерат не видит ничего странного в том, чтобы сделать своих детей сиротами, а жену вдовой ради амбиций марионеточного наркомана и его заокенских кукловодов-колонизаторов. У дегенерата нет будущего при любом раскладе – потому что у него нет уже ни прошлого, ни настоящего. Его якобы эмоции – это не его эмоции, как смех из телевизора – не смех ящика, называемого «телевизор». Смеется или плачет, любит или ненавидит кто-то в далекой студии, а телевизор лишь транслирует их чувства, бездумно и механически. Телевизору все равно, что транслировать, равно, как и ничего не транслировать. То же самое можно сказать и о жертвах украинского помешательства, которые покорно транслируют чужое, и так же покорно отключаются в небытие, как личное, так и историческое.
Империализм не придумал другого способа избавиться от «зависти» бедноты, кроме как аннигиляции личности бедняка. В какой сарай не запри робота – робот не будет злиться на свою обделенность, потому что неспособен ее понимать. Робот никогда не пойдет за Че Геварой, за идеей – потому что чужд идей. Биоробот примитивен, работает, как первые ЭВМ, на перфокартах. Перфокарты биоробота – доллары. Загружая их в биоробота, вместе с ними загружают и программу его действий, которые ВСЯКОЙ ИНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИШЕНЫ! «За что платят – то работает; за что не платят – то не работает». И все. И только-то! Таким видят на Западе итог 5 или даже 7 тысяч лет человеческой цивилизации. Недаром А.И. Фурсов подметил, что первой целью врагов СССР с 60-х годов ХХ века было «вырубить под корень всякий и любой исторический оптимизм». Саму мысль о движении куда-то вперед, вверх, саму мысль о том, что история куда-то ведет, а не беспутная череда конвульсий биомассы. Мир биороботов очень мрачен. У роботов нет дома – их держат на складе. У роботов нет семьи – их воспроизводят «бильдербергцы» в ограниченном, нужном Бильдербергу, количестве. У роботов нет мечты: выполнить волю хозяина – их единственная похоть. Ничто из институтов человеческой цивилизации роботам не нужно: ни наука, ни культура, ни литература, ни поэзия, ни музыка, ни эстетика, ни этика, ни этикет. Точно так же – как только что продемонстрировали дегенераты украинства – роботам не нужны никакие выборы, никакая, даже самая формальная легализация поставленного колонизаторами клоуна. Да и наивно рассчитывать, если существа, полностью равнодушные к собственным детям – вдруг проявят неравнодушие по поводу абстрактной и спорной идеи демократии… Никакого благоустройства роботу не нужно – потому что он не знает ни что такое благо, ни что такое устройство. Потому его нисколько не смущает превращение собственного города в руины – хотя в прежние века обывателей это очень волновало… В придуманной на Западе модели будущего нет места историческому оптимизму – потому что в этой модели нет места человеку. А раз человека не останется, то и ничего хорошего с ним случиться уже не сможет, и никакой, даже самой лубочной версии «светлого будущего» Голливуд принципиально не экранизирует. — Ваши глаза закроются – решил Запад – и больше не откроются никогда. Наступит тьма разума – и навеки. Хорошего в этом только то, что вы этого не поймете, утратив способность что-то понимать. Как жители украины – уже вчера.
— Почему? – спрашиваете вы глобалистов, пытаясь понять их логику. — А потому что нам не нужны рабы, которые думают! – теперь УЖЕ ОТКРЫТО, не стесняясь, отвечают они. – Нам нужны покорные узкофункциональные автоматы обслуживания, а не рабы, которые рассуждают о справедливости, обдумывают прочитанное, какое-то своё мнение заводят, которое – чего доброго – еще и с нашим, единственно верным, разойдется! — Нам не нужен человек – говорят они. А сами они давно уже нелюди. Поэтому в их будущем, будущем морлоков-каннибалов и слабоумных элоев нет места для человека ни среди господ, ни среди обслуги. Они хотят похоронить вид «человека разумного». И на украине они уже этого добились. Как и еще много где. — Осталась одна Россия, но я раздавлю ее! — заявлял Наполеон еще в 1810 году. В тот раз не получилось, но будем бдительны: раз на раз не приходится…» (Николай ВЫХИН, команда ЭиМ). Ну а сегодня мы наблюдаем непримиримую войну настоящего (общества потребления) с будущим («обществом обожения человека»). При этом и во все времена, в человеческих сообществах одновременно присутствует и то, и другое – любая семья – это «общество потребления», если наблюдать за ней снаружи, и «общество обожения», если смотреть на нее изнутри. И как ни крути, но будущее может победить настоящее только при одном условии – при полной победе в нашем мире всеобщей «глобализации», когда человечество превратится в одну большую семью. В соответствие с исторической теорией «смены поколений» это может произойти никак не раньше 2132 года. Однако любое «великое» всегда начинается с «малого». И это «малое» — победа коммунистических (внутрисемейных) отношений в отдельно взятой стране. И та же самая историческая теория прогнозирует, что такой «отдельно взятой страной» станет наша Россия, и произойдет это уже в 2036 году. И построена эта историческая теория не на каких-то умозаключениях автора этого сайта, а на физической картине нашего мира, каков он есть на самом деле. Понятное дело, что и без умозаключений в таком деле тоже не обойтись, однако главным базисом этой теории является устройство нашего мира, именно «оттуда и растут уши» всех дальнейших авторских умозаключений. Другими словами, автор этого сайта считает, что не только Цивилизация является одним единым ЦЕЛЫМ, но и весь окружающий нас мир является таким же целым и неделимым. А наша нынешняя человеческая Цивилизация – это больное место этого мира, именно поэтому, она и отделена от всего остального организма. Короче говоря, нынче работает «мировой иммунитет», и пока мы не выздоровеем, мы так и останемся «одними на всем свете». Ну а полное выздоровление заключается в построении на Земле «коммунистической Цивилизации».
Кстати, любой больной орган в организме, все равно продолжает функционировать, пока он жив (да, намного хуже, чем здоровый, но, тем не менее, он функционирует). А стало быть, наряду с больными клетками, в нем работают и более-менее здоровые клетки. А постепенное выздоровление больного органа означает, что управление всем органом берут на себя именно здоровые клетки. Вот Россия и является «здоровой клеткой» в смертельно больном органе под названием современная Цивилизация. Однако перед этим она сама должна трансформироваться из более-менее здоровой клетки в абсолютно здоровую клетку. Только после этого возможен «перехват управления» и полное выздоровление больного органа. Следует отметить особо, что во время протекания болезни весь остальной здоровый организм через оставшиеся после объявления «карантина» пути связи помогает именно здоровым клеткам больного органа, и, наоборот, закрывает еще оставшиеся пути связи с больными клетками. Возникает такой вопрос: «А был ли «здоровой клеткой» Советский Союз?» Увы, ответ на этот вопрос отрицательный. И доказательством данного тезиса служит развал СССР. Однако и нынешнюю Россию никак не назовешь абсолютно здоровой клеткой. Да, если сравнивать ее с Западным миром, она является более-менее здоровой. Ну а если сравнивать с идеалом, то скорее больна, чем здорова. Согласно Википедии, болезнь (лат. morbus) — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в ее противостоянии патогенным факторам. Ну а заболевание — это нарушения нормальной жизнедеятельности, возникающие в ответ на действие патогенных факторов, нарушения работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов. Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медицины. Гиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырех основных жидкостей организма: крови, слизи, желчи желтой и черной (венозная кровь), а также придавал большое значение местности проживания, образу жизни и питанию заболевшего. Примерно в то же время на основе атомистического учения Демокрита возникло представление, что болезнь развивается вследствие изменения формы атомов и их неправильного расположения. В конце старой и начале новой эры, и особенно в Средние века, появились идеалистические взгляды на учение о болезни, согласно которым душа, или особый вид жизненной силы («архей»), определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью.
Материалистические взгляды на болезнь в Средние века развивал Ибн Сина (возникновение болезни под влиянием невидимых существ, «мужских и женских демонов»), развитие болезни в зависимости от строения тела (худых/толстяков; низкорослых/высокорослых). В этих взглядах некоторые видят предвосхищение идеи о микроорганизмах и о корреляции конституционных особенностей организма с течением болезни. В XVII-XIX веках большой вклад в учение о болезни внесли Дж. Б. Морганьи (мысль о связи болезни с анатомическими изменениями в органах), М. Ф. К. Биша (описание патологоанатомической картины ряда болезней), Рудольф Вирхов (теория целлюлярной патологии), К. Бернар (болезнь — нарушение физиологического равновесия организма со средой). С. П. Боткин, В. В. Пашутин, И. П. Павлов, А. А. Остроумов связывали болезнь с нарушением условий существования человека и развивали представление о болезни на основе идеи нервизма. Несмотря на обилие работ по проблеме болезни, это понятие до сих пор не является точно детерминированным. Некоторые авторы отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем. Так, А. А. Богомолец высказывал мысль, что болезнь не создает в организме ничего существенно нового. Другие включают в понятие болезнь лишь биологические закономерности. По П. Д. Горизонтову, болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма. В трудах Давыдовского отстаивается положение, согласно которому не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией. Патологические процессы и болезнь, по его мнению, — это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряженных с субъективным страданием. Согласно концепции Г. Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя. Важным для болеющего человека является его собственное отношение к болезни. Это отношение может быть разным от «У меня тяжелое заболевание — простуда, и я, скорее всего, умру» до «Я скоро поправлюсь, раковая опухоль — это не страшно». Такое отношение к болезни называется личностным смыслом объективного заболевания и может программировать человека, как на выздоровление, так и на усугубление состояния.
Как видите, взгляды совсем разные, однако среди них можно вполне явно заметить общее – болезнь это, прежде всего, нарушение привычного порядка взаимодействия с окружающей средой. А для любой человеческой Цивилизации окружающей средой является геосфера и биосфера Земли. Пока нынешнее человечество было сравнительно молодым (его цивилизационный ранг по шкале Кардашева-Сагана не превышал значения 0,3 — 0,5), уже давно начавшаяся человеческая болезнь была практически незаметной. Однако в последнее время (когда цивилизационный ранг человечества стал выше 0,5 – 0,6) она обострилась настолько, что ее признаки стали видны уже всем и невооруженным глазом. Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы: — механические; — физические; — химические; — биологические; — психогенные. Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к которому в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами: В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная. Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закрепленные (в том числе, и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни. Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объема и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор. Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма. Ну а главной причиной нынешнего заболевания человечества является психогенная причина под общим названием: «человек – царь природы».