Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Про энтропию, про жизнь и про Бога

Про энтропию, про жизнь и про Бога

Согласно Википедии, энтропия (от др.-греч. ἐν «в» + τροπή «обращение; превращение») — широко используемый в естественных и точных науках термин (впервые введен в рамках термодинамики как функция состояния термодинамической системы), обозначающий меру необратимого рассеивания энергии. В физике используют название термодинамическая энтропия, которая описывает равновесные (обратимые) процессы. В статистической физике энтропия характеризует вероятность осуществления какого-либо макроскопического состояния. Кроме физики, термин широко употребляется в математике: теории информации и математической статистике. В этих областях знания энтропия определяется статистически и называется статистической или информационной энтропией. Данное определение энтропии известно также как энтропия Шеннона (в математике) и энтропия Больцмана-Гиббса (в физике). Хотя понятия термодинамической и информационной энтропии вводятся в рамках различных формализмов, они имеют общий физический смысл — логарифм числа доступных состояний системы. Взаимосвязь этих понятий впервые установил Людвиг Больцман. В неравновесных (необратимых) процессах энтропия также служит мерой близости состояния системы к равновесному. Чем больше энтропия, тем ближе система к равновесию (в состоянии термодинамического равновесия энтропия системы максимальна). Понятие энтропии впервые было введено Клаузиусом в термодинамике в 1865 году для определения меры необратимого рассеивания энергии, меры отклонения реального процесса от идеального. В открытой системе может происходить уменьшение энтропии рассматриваемой системы за счет уноса энергии, например, в виде излучения, при этом полная энтропия окружающей среды увеличивается. Физический смысл энтропии непосредственно не вытекает из ее математического выражения и не поддается простому интуитивному восприятию. Энтропия может интерпретироваться как мера неопределенности (неупорядоченности) или сложности некоторой системы, например, какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы, а значит, и количество информации. Таким образом, другой интерпретацией энтропии является информационная емкость системы. С данной интерпретацией связан тот факт, что создатель понятия энтропии в теории информации (Клод Шеннон) сначала хотел назвать эту величину информацией.

Короче говоря, энтропия – это функция состояния системы; в широком смысле, мера хаоса в какой-либо системе, стремления системы прийти в деградированное состояние; мера необратимого рассеивания энергии, величина потерь энергии; сумма мер беспорядка и порядка, фактор, определяющий состояние равновесия. В результате проведенных экспериментов Козырев Н.А. пришел к выводу: активные свойства времени – его течение и плотность – связывают весь мир в единое целое. Ему удалось выявить целый ряд особенностей, характеризующих плотность потока времени (по современным представлениям – плотность физического вакуума): — Существование плотности потока времени должно вносить в систему организованность, то есть вопреки обычному ходу развития уменьшать ее энтропию. Под действием времени могут изменяться самые разнообразные свойства вещества. Время, втекая в систему, привносит в нее упорядоченность, а вытекающее из системы время уносит с собой организованность в виде диссипативной энергии, которая излучается при необратимых процессах. — В пространстве плотность потока времени неравномерна и зависит от места, где происходят процессы. Некоторые процессы ослабляют плотность потока времени и его излучают, другие же, наоборот – увеличивают его плотность и, следовательно, поглощают время. — Уменьшение плотности потока времени около соответствующего процесса вызывается втягиванием в процесс потока времени из окружающей среды. — При возрастании хаоса (энтропии) внутри определенной системы поток времени, уходя из системы, уносит упорядоченность (повышенную плотность времени), которая нарастает в среде, окружающей систему. — Процессы, вызывающие рост энтропии, излучают поток времени. При этом у находящегося вблизи вещества упорядочивается структура. Утерянная из-за идущего процесса организованность системы уносится потоком времени. Это означает, что поток времени несет информацию о событиях, которая может быть передана другой системе. Причем передача информации происходит мгновенно. — Активность потока времени препятствует росту энтропии и диссипации энергии. — Время обладает не только энергией, но и моментом вращения, который оно может передавать системе. Время несет и передает пару сил. Это одна из возможностей, благодаря которой, время вносит организованность в структуру вещества. Итак, необратимые процессы, происходящие внутри системы, способны изменять энтропию процессов, происходящих снаружи, за счет изменения плотности времени в окружающем пространстве. При возрастании энтропии внутренней системы плотность потока времени во внутренней системе падает, а в окружающем пространстве этой системы увеличивается. А это значит, что при возрастании хаоса внутри системы поток времени, уходя из системы, уносит упорядоченность, которая нарастает в среде, окружающей систему. Упорядоченность характеризуется термином «негэнтропия».

Существует множество теорий, рассматривающих физический вакуум не как пустое пространство, а как некоторую энергетическую среду, которая является средой распространения волн и взаимодействий – гравитационных, электромагнитных и т.д. Например, Поль Дирак, как и автор этого сайта, рассматривал физический вакуум, как скомпенсированное состояние электрон-позитронных пар, вызывающее их спонтанное рождение при флуктуациях энергии физического вакуума. Автор же этого сайта, в отличие от взглядов и Дирака, и Козырева, пошел еще дальше, и рассматривает пространство нашей Вселенной, как структурированную сущность, в которой время течет по строгому закону — постоянно убыстряется от центра Вселенной к ее периферии прямо пропорционально расстоянию, в результате чего, увеличивается и «масштаб пространства». В любом случае, физический вакуум является средой, в которой отражаются энергетические процессы, проходящие в материальных телах, и, тем самым, термодинамическая система автоматически переводится из закрытой системы в открытую. Энтропия же является чисто математической абстракцией, и ее можно охарактеризовать, как меру нашего незнания о рассматриваемой системе. Что же касается термина «масштаб пространства», то его проще всего объяснить следующим образом. Если время замедляется, то скорость света увеличивается, и наблюдателю за каким-то материальным телом, расположенным в таком пространстве, данный объект покажется более удаленным, чем на самом деле, и меньшим, чем он есть. Ну а если время убыстряется, то все покажется с точность до наоборот. Однако вернемся к энтропии. Понять, что такое энтропия реально сложно. Впервые понятие энтропии ввел германский физик Рудольф Клаузиус. С помощью этой функции он описывал возможность тепла преобразовываться в иные виды энергии. Длительное время термин «энтропия» применялся исключительно в физике, позднее он перешел и в другие науки. И чем больше наук использовали этот термин, тем непонятней он становился. А потому, давайте уясним для себя, что означает данный термин именно в физике. Согласно термодинамике, всякая замкнутая система стремится достичь равновесного состояния — это значит, перейти в положение, когда нет никакого излучения энергии или ее перехода из одного ее вида в другой. Выйти из такого состояния невозможно, и она характеризуется максимальным уровнем беспорядка. Таким образом — энтропия мера беспорядка. Чем он выше, тем больше и значение энтропии. Чем сложнее организована структура вещества, тем меньше уровень энтропии и выше вероятность ее распада. Еще одним способом подачи энтропии в физике является ее определение, как разность между идеальным процессом и процессом реальным.

Многие известные физики пытались доступным для простых людей способом объяснить понятие энтропии. Выделим 3 наиболее известные формулировки объяснения. Утверждение Клаузиуса. «Нагрев тела с более высокой температурой невозможен посредством тела с более низкой температурой». Формулировка Томсона. «В замкнутой системе невозможен процесс, единственным результатом которого была бы работа, совершаемая за счет тепловой энергии полученной от какого-либо тела». Утверждение Больцмана. «Уменьшение энтропии в замкнутой системе невозможно». Эта формулировка вызывает множество споров, хотя интуитивно все понятно. В заброшенном жилище будет нарастать хаос — осядет пыль, некоторые вещи развалятся. Навести порядок можно, но только приложив какую-то энергию извне. Главная проблема заключается в том, что Вселенная в современных представлениях является замкнутой системой. Образовалась она где-то 14-15 миллиардов лет назад. За это время увеличение ее энтропии должно было привести к тому, что галактики распались, звезды погасли, и никаких новых звезд не появилось бы в принципе. А ведь нашему Солнцу не больше 5 миллиардов лет, да и наша Вселенная очень далека от состояния хаоса. Следовательно, она получает подпитку энергией извне. Вот только откуда? На этот вопрос ответа нет. В любом случае, энтропия качественно отличается от других термодинамических величин: таких как давление, объем или внутренняя энергия, потому что является свойством не системы, а того, как мы эту систему рассматриваем. К сожалению, в курсе термодинамики ее обычно рассматривают наравне с другими термодинамическими функциями, что усугубляет непонимание данного термина. Так что же такое энтропия? Если в двух словах, то энтропия — это то, как много информации Вам не известно о той или иной системе. Рассмотрим такой пример. Пусть у меня есть десять игральных костей (шестигранных), и выбросив их, я говорю Вам, что их сумма равна 30. Зная только это, Вы не можете сказать, какие конкретно цифры на каждой из костей, ведь Вам не хватает информации. Эти конкретные цифры на костях в статистической физике называют микросостояниями, а общую сумму (30 в нашем случае) — макросостоянием. Существует 2 930 455 микросостояний, которые отвечают сумме равной 30. Так что энтропия этого макросостояния (десятичный логарифм количества возможных состояний) равна приблизительно шести. А что если бы я Вам сказал, что сумма равна 59? Для этого макросостояния существует всего 10 возможных микросостояний, так что его энтропия равна единице. Как видите, разные макросостояния имеют разные энтропии. Если макросостоянию отвечают одно микросостояние, его энтропия равна нулю. Если у вас есть две системы, то полная энтропия равна сумме энтропий каждой из этих систем, потому что log(AB) = log A + log B. Другими словами, энтропия — это то, как мы описываем систему. И это делает ее сильно отличной от других величин, с которыми принято работать в физике.

Как меняется энтропия с изменением макросостояния? Это легко понять. Например, если мы нагреем газ, то скорость его частиц возрастет, следовательно, возрастет и степень нашего незнания об этой скорости, то есть энтропия вырастет. Или, если мы увеличим объем газа, отведя поршень, увеличится степень нашего незнания положения частиц, и энтропия также вырастет. Если же мы с Вами рассмотрим вместо газа какое-нибудь твердое тело, особенно с упорядоченной структурой, как в кристаллах, например, то его энтропия будет невелика. Почему? Потому что, зная положение одного атома в такой структуре, Вы знаете и положение всех остальных (они же выстроены в правильную кристаллическую структуру), скорости же атомов невелики, потому что они не могут улететь далеко от своего положения и лишь немного колеблются вокруг положения равновесия. Давайте вернемся обратно к игральным костям. Вспомним, что макросостояние с суммой 59 имеет очень низкую энтропию, но и получить его не так-то просто. Если бросать кости раз за разом, то будут выпадать те суммы (макросостояния), которым отвечает большее количество микросостояний, то есть будут реализовываться макросостояния с большой энтропией. Самой большой энтропией обладает сумма 35, и именно она и будет выпадать чаще других. Именно об этом и говорит второй закон термодинамики. Любое случайное (неконтролируемое) взаимодействие приводит к росту энтропии, по крайней мере, до тех пор, пока она не достигнет своего максимума. А между тем, если внимательно посмотреть на эволюцию нашей Вселенной, памятуя при этом о том, что энтропия газа намного выше энтропии твердых тел, то можно сделать всего лишь один бесспорный вывод: эволюция нашей Вселенной сопровождается УМЕНЬШЕНИЕМ ее суммарной энтропии. А таким свойством обладают лишь живые сущности. Именно поэтому, автор и утверждает, что любая Вселенная – это живой организм, который питается материей и пространством своей материнской Вселенной, в пространстве которой и пребывает наша с Вами дочерняя Вселенная. И внутри нее, как и внутри материнской Вселенной, развиваются свои дочерние Вселенные, в виде Черных дыр в центре каждой галактики. Никак иначе ответить на поставленные в этой главе вопросы нам не удастся. Кроме способности сохранять энтропию внутри себя на определенном уровне, любая жизнь обладает еще целым набором характерных для нее свойств. Попробуем собрать их вместе, и посмотрим, удовлетворяет ли им наша Вселенная.

Свойства живых структур: 1) Самообновление. Основу обмена веществ составляют сбалансированные и четко взаимосвязанные процессы ассимиляции (анаболизм, синтез, образование новых веществ) и диссимиляции (катаболизм, распад). Данное свойство характерно и для нашей Вселенной, причем как на микро, так и на макроуровне. 2) Самовоспроизведение. В связи с этим живые структуры постоянно воспроизводятся и обновляются, не теряя при этом сходства с предыдущими поколениями. Нуклеиновые кислоты способны хранить, передавать и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков. Информация, хранимая на ДНК, переносится на молекулу белка с помощью молекул РНК. Самовоспроизведение характерно и для Вселенной – заканчивая свою жизнь, звезды, в конце концов, превращаются в Черные дыры, то есть, в дочерние Вселенные. 3) Саморегуляция. Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм. Протекание всех подобных потоков характерно и для Вселенной. 4) Раздражимость. Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему и отражает реакцию этой системы на внешний раздражитель. Благодаря раздражимости живые организмы способны избирательно реагировать на условия внешней среды и извлекать из нее все необходимое для своего существования. В более общем случае раздражимость можно охарактеризовать наличием прямых и обратных связей, как между составными частями внутри системы, так и самой системы с окружающей ее средой (с материнской Вселенной). И такие связи во Вселенной присутствуют в огромных количествах (их просто не сосчитать). 5) Поддержание гомеостаза — относительного динамического постоянства внутренней среды организма, физико-химических параметров существования системы, И это свойство налицо. 6) Структурная организация — упорядоченность, живой системы. И с этим свойством все в порядке. 7) Адаптация — способность живого организма постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования в окружающей среде – налицо. 8) Наследственность. Обеспечивает преемственность между поколениями организмов (на основе потоков информации). Благодаря наследственности из поколения в поколение передаются признаки, которые обеспечивают приспособление к среде обитания – налицо. 9) Изменчивость — за счет изменчивости живая система приобретает признаки, ранее ей несвойственные. В первую очередь изменчивость связана с ошибками при репродукции: изменения в структуре нуклеиновых кислот приводят к появлению новой наследственной информации. Другими словами, «все люди разные», то же самое можно сказать и о Черных дырах. 10) Индивидуальное развитие (процесс онтогенеза) — воплощение исходной генетической информации, заложенной в структуре молекул ДНК, в рабочие структуры организма. В ходе этого процесса проявляется такое свойство, как способность к росту, что выражается в увеличении массы тела и его размеров – все это характерно и для нашей Вселенной.

11) Филогенетическое развитие. Базируется на прогрессивном размножении, наследственности, борьбе за существование и отборе. В результате эволюции появилось, огромное количество видов. В нашей Вселенной наблюдается и это свойство. 12) Дискретность (прерывистость) и в то же время целостность. Жизнь представлена совокупностью отдельных организмов, или особей. Каждый организм, в свою очередь, также дискретен, поскольку состоит из совокупности органов, тканей и клеток. Ну а это свойство воспроизводится во Вселенной и вовсе – «один к одному». Как видите, все свойства жизни присущи и нашей Вселенной. А, как известно, если кто-то с острыми ушами и хвостом, еще и мяучит, то, скорее всего, этот «кто-то» — кошка, но уж точно не мышка. Согласно Википедии, жизнь (лат. vita) — это основное понятие философии и биологии — активная форма существования материи от рождения до смерти, которая в обязательном порядке содержит в себе «свойства живого»; совокупность физических и химических процессов, протекающих в организме, позволяющих осуществлять обмен веществ и деление его клеток или размножение. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует все многообразие живых организмов (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала вириона в клетку). Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации. Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих ее от не жизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако многие ученые признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: Организацией (высокоупорядоченное строение), метаболизмом (получение энергии из окружающей среды и использование ее на поддержание своей упорядоченности), ростом (способность к развитию), адаптацией (адаптированы к своей среде), реакцией на раздражители (активное реагирование на окружающую среду), воспроизводством (все живое размножается) и эволюцией. Также под жизнью понимают период существования отдельно взятого организма от момента его появления до его смерти. Вот и выходит, что наша Вселенная, скорее всего, живая, но уж точно не мертвая.

Существует более ста определений понятия «жизнь», и многие из них противоречат друг другу. Израильский генетик русского происхождения Эдуард Трифонов рассмотрел 123 определения жизни. Трифонов проанализировал лингвистическую структуру определений и разбил их на категории. За их разнообразием Трифонов обнаружил базовое ядро, сформулировав минимальное определение. Он заключил, что все трактовки едины в одном: жизнь — это «самовоспроизводство с изменчивостью». Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам Вселенной, и направлен на сохранение собственной энтропии на определенном уровне. Для всех живых организмов характерны обособленность от среды, способность к самовоспроизведению, рождение и смерть, функционирование посредством обмена веществом и энергией с окружающей средой, способность к изменчивости и адаптации. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул». И жизнь нашей Вселенной отличается от белковой жизни, которой и дал определение Ляпунов, только одним – информация в ней кодируется не только состояниями отдельных молекул, но и отдельных нейтрино. Эрвин Шредингер, в книге «Что такое жизнь?», предложил такое определение жизни: «жизнь — это упорядоченное и закономерное поведение материи, основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности, но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается все время жизни». И такое определение, на взгляд автора этого сайта, является наиболее правильным. В науке существует мнение, что система, состоящая из живых людей, как например экономическая или социальная, обладает рядом качеств, делающих ее подобной живому организму. Это живое создание со своими клетками, обменом веществ и нервной системой. В ней различные общественные институты играют роль органов, каждый из которых выполняет свою особую функцию в поддержании жизнедеятельности организма. К примеру, армия действует аналогично иммунной системе, защищая организм от вторжений извне, тогда как правительство работает подобно мозгу, принимая решения и управляя. Эта мысль была впервые озвучена еще в античности греческим философом Аристотелем. Множество идей и методов, объединенных в области «теории сложности», привели к осознанию организмов как самоорганизующихся адаптивных систем. Процессы в таких системах децентрализованы, неопределенны и постоянно изменяются. Сложное адаптивное поведение таких систем возникает в процессе взаимодействия между отдельными автономными компонентами.

Модели, в которых управление подчинено отдельному блоку, были признаны недостаточно соответствующими действительности для большинства реальных систем. Другими словами, жизнь может осуществляться только при наличии в живой системе прямых и обратных связей между ее составными частями. В настоящее время ученые выделяют восемь основных структурных уровней жизни: — молекулярный, — клеточный, — тканевый, — органный, — организменный, — популяционно-видовой, — биогеоценозный и биосферный. В общем случае каждый из этих уровней является системой из подсистем нижележащего уровня и подсистемой системы более высокого уровня. По мнению же автора этого сайта, в такой классификации жизни не хватает еще двух уровней – самого низкого, назовем его нейтринным, и самого высокого – Вселенского. Другими словами, жизнь в пространстве возникает сразу после акта передачи кванта энергии от одной «элементарной частицы пространства» другой и возникновению электрических зарядов. Ну а если совсем просто, то жизнь – это электромагнитное взаимодействие. А стало быть, все сущее в нашем мире является живым. Однако эту повсеместную жизнь можно разделить на две категории – активная и неактивная жизнь. Живые активные системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. В отличие от живых неактивных систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа «против равновесия». Ну а неактивная жизнь подчиняется второму закону термодинамики, то есть, стремится к равновесию. Короче говоря, принципиальной разницы между этими двумя формами жизни не наблюдается, и их можно сравнить со спящим (на первый взгляд – труп трупом) и бодрствующим человеком. Мир живых активных существ на Земле насчитывает несколько миллионов видов. Все это многообразие организмов изучает биологическая систематика, основной задачей которой является построение системы органического мира. Живая природа сейчас обычно делится на восемь царств: вирусы, протисты, археи, хромисты, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа Земли организуется в экосистемы, которые составляют биосферу. И главным свойством нашей планетарной жизни является ее ограниченность во времени (смертность). Именно это обстоятельство и позволяет ей постоянно обновляться (эволюционировать). Под бессмертием же (в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах) подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада) — индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга) и др.

Отдельным предметом религиозно-философских рассуждений является бессмертие (вечносущность), как атрибут Бога. И эта «вечносущность» присуща лишь самому высокому уровню жизни – Вселенскому. Да и то с оговорками. Ведь всякая Вселенная не только постоянно рождает внутри себя свои дочерние Вселенные (Черные дыры), но и, пройдя весь цикл эволюции, она, рано или поздно, превращается во Вселенную – праматерь (в одну большую Черную дыру). И только эта Вселенная-праматерь обладает свойством «вечносущности», то есть, именно она и является «единым и вечносущим Богом». Ну а если совсем просто, то Бог и есть ЖИЗНЬ, причем, ВО ВСЕХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ. Согласно Википедии, Бог — могущественное сверхъестественное высшее существо в теистических и деистических религиях. В политеистических религиях боги, божества создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия). В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова»), причем как единый и единственный Бог. В авраамических религиях Бог обычно всеблаг. Дистеизм представляет собой веру, что бог не является полностью добрым и может быть злым. Так, многие политеистические божества считаются ни добрыми, ни злыми или обладают обоими качествами. Божество-трикстер может вредить окружающим. В гностицизме бог-демиург считается злым божеством. Мизотеизмом называется религиозное верование, подразумевающее ненависть к божественным силам. Этот термин означает отношение к богам (ненависть), а не представление об их природе. Попытки доказать существование Бога, которые хотя бы частично основаны на эмпирических наблюдениях и логике, принято называть доказательствами бытия Божия. Их можно разделить на четыре крупные группы — метафизические, эмпирические, логические и субъективные. С научной точки зрения, гипотеза о существовании Бога (и связанных с ним понятий душа, дух, рай, ад и т. д.) не отвечает критерию Поппера, так как не имеется и не предполагается возможность проверки этого научным методом. Как следствие, любые рассуждения о его существовании не являются строго научными. Научная картина мира не требует наличия Бога в качестве объяснительной гипотезы; научные теории рассматриваются учеными как объясняющие мир лучше, чем данная гипотеза. Согласно Можейко (Бог // Новейший философский словарь), Бог – это «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания».

Таким образом, Бог в различных религиях наделен чертами идеального, высшего существа, в некоторых концепциях он является творцом мира. Учитывая крайнюю сложность и многообразие понятия Бога, следует иметь в виду трудность его общего определения: «Весьма трудно и, быть может, невозможно дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или сверхприродное существо, которое управляет миром», это будет некорректно. Слово «сверхчеловеческое» неприменимо к почитанию обожествленных римских императоров, «сверхприродное» — к отождествлению Бога с Природой у Спинозы, а глагол «управляет» — к точке зрения Эпикура и его школы, согласно которой Боги не влияют на жизнь людей». Монотеистические религии утверждают единственность Бога. Это характерно для иудаизма, христианства, ислама, сикхизма, бахаизма, индуизма. При этом в христианстве и индуизме утверждается триединство Бога, в котором едины три ипостаси. В христианстве Троица это: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. При этом Троица считается простой, не составной, не состоящей из отдельных частей. В индуизме Тримурти это: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Все три существуют в одном божестве и одно — во всех трех. Все они содержат в себе одно существо, которое является Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира). Такое толкование вполне совпадает с авторским: «Бог есть ЖИЗНЬ, причем, ВО ВСЕХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ». Ну а если отвлечься от «физической сущности» термина Бог, то вполне логично воспринимать этот термин, как Мировое сознание, которое управляет всем нашим миром. А материальным носителем такого сознания служат «элементарные частицы пространства», которые обрели электрические заряды, то есть, нейтрино, или пара «электрон – позитрон», вращающиеся вокруг общего центра масс.  На этом и закончим.