Мир вокруг нас
Предлагаю поговорить здесь о нашей Вселенной — «Одушевленная Вселенная имитирует собственное существование» (Любовь Соковикова из сайта «Hi-News.ru»). «Согласно новой гипотезе, Вселенная имитирует собственное существование в «странной петле». В статье, опубликованной учеными из Института исследований квантовой гравитации, утверждается, что в основе гипотезы лежит теория панпсихизма, согласно которой все в природе одушевлено. Статья опубликована в журнале Entropy и, как пишут авторы работы, призвана объединить понимание квантовой механики с нематериалистической точкой зрения. Иными словами, ученые хотят понять, насколько реальны мы и все, что нас окружает. Согласитесь, это как минимум интересный вопрос для современной науки и нашего понимания Вселенной. Что такое реальность? Что, если все, чем вы являетесь, все, что вы знаете, все люди в вашей жизни, а также все события не существуют физически на самом деле, а являются очень сложной симуляцией? Как в серии мультсериала «Рик и Морти», когда один из героев попал в симуляцию и даже не заметил этого. Многие читатели наверняка знают, что философ Ник Бостром рассмотрел этот вопрос в основополагающей статье «Живем ли мы в компьютерной симуляции?». В ней предполагается, что все наше существование может быть продуктом очень сложных компьютерных моделей (симуляций), которыми управляют продвинутые существа, чью истинную природу мы, возможно, никогда не сможем узнать. Я не являюсь сторонницей этой идеи, но, несмотря на все кажущееся безумие предположения Бострома, мы и правда, не знаем что такое реальность. Современная наука пока не в силах познать квантовый мир и понять, например, почему на атомном уровне частицы меняют свое поведение, когда за ними наблюдают. Во времена, когда физики работают над сооружением миссии, способной выяснить, существует ли параллельная вселенная или вселенные, идея Бострома не выглядит чем-то экстраординарным. А вот новая теория делает шаг вперед – что, если нет и продвинутых существ, а все в «реальности» – есть самоимитация, которая порождает себя сама из «чистой мысли?» Физическая Вселенная – это «странная петля» – пишет в работе команда Quantum Gravity Research, базирующегося в Лос-Анджелесе Института теоретической физики, основанного ученым и предпринимателем Клеем Ирвином. Работа отталкивается от гипотезы моделирования Бострома, согласно которой вся реальность – это чрезвычайно детализированная компьютерная программа – и спрашивают: вместо того, чтобы полагаться на продвинутые формы жизни для создания технологии, необходимой для создания всего в нашем мире, не лучше ли предположить, что сама Вселенная является «ментальной имитацией самой себя»? Эту идею ученые связывают с квантовой механикой, рассматривая вселенную как одну из многих возможных моделей квантовой гравитации.
Один важный аспект, отличающий эту точку зрения от прочих подобных ей, связан с тем, что первоначальная гипотеза Бострома материалистична и рассматривает Вселенную как физическую. Для Бострома мы могли быть просто частью симуляции предков, созданной постлюдьми. Даже сам процесс эволюции может быть просто механизмом, с помощью которого будущие существа испытывают бесчисленные процессы, целенаправленно перемещая людей через уровни биологического и технологического роста. Таким образом, они генерируют предполагаемую информацию или историю нашего мира. В конечном итоге, разницы мы не заметим. Но откуда берется физическая реальность, которая породила бы симуляцию? Их гипотеза принимает нематериалистический подход, утверждая, что все во Вселенной есть информация, выраженная в виде мысли. Таким образом, Вселенная «самореализуется» в собственное существование, опираясь на лежащие в ее основе алгоритмы и правило, которое исследователи называют «принципом эффективного языка». Согласно этому предложению, симуляция всего сущего – лишь одна «великая мысль». Как могла симуляция возникнуть сама по себе? Как это ни удивительно, но ответ прост: она всегда была там, считают исследователи, объясняя концепцию «вневременного эмерджентизма». Эта идея гласит, что времени вообще нет. Вместо него существует всеобъемлющая мысль, которая и является нашей реальностью, предлагая встроенное подобие иерархического порядка, полное «под-мыслей», которые простираются вплоть до кротовой норы к базовой математике и фундаментальным частицам. В силу также вступает правило эффективного языка, предполагающее, что люди сами являются такими «эмерджентными под-мыслями» и переживают и находят смысл в мире через другие под-мысли (называемые «кодовыми шагами или действиями») самым экономичным образом (ну и дела). Мы много не знаем, а значит, должны рассматривать все гипотезы без исключения. В переписке с Big Think физик Дэвид Честер уточнил: «Хотя многие ученые выступают за истинность материализма, мы считаем, что квантовая механика может дать намек на то, что наша реальность является ментальной конструкцией. Недавние достижения в квантовой гравитации, такие как видение пространства-времени, возникающего с помощью голограммы, также являются намеком на то, что пространство-время не является фундаментальным. В некотором смысле ментальная конструкция реальности создает пространство-время, чтобы эффективно понять себя, создавая сеть подсознательных сущностей, которые могут взаимодействовать и исследовать совокупность своих возможностей». Свою гипотезу ученые связывают с панпсихизмом, который рассматривает все существующее как мысль или сознание, целью существования которого является генерирование смысла или информацию. Если все это трудно понять, авторы предлагают еще одну интересную идею, которая может связать ваш повседневный опыт с этими философскими соображениями.
Подумайте о своих мечтах как о собственных личных симуляциях, предлагает команда. Хотя они довольно примитивны (по суперинтеллектуальным стандартам будущего ИИ), сновидения, как правило, обеспечивают лучшее разрешение, чем современное компьютерное моделирование и являются прекрасным примером эволюции человеческого разума. Конечно, не всем это понравится, но Вселенная и правда может обладать сознанием. По крайней мере, исключить этого мы не можем. Наиболее примечательной является сверхвысокая точность разрешения этих основанных на разуме симуляций и точность физики в них. Они указывают на осознанные сновидения – когда сновидец осознает, что находится во сне – как на примеры очень точных симуляций, созданных вашим разумом, которые временами невозможно отличить от любой другой реальности. Так что откуда вам знать, пока вы читаете эту статью, что вы не во сне? Выходит, не так уж и трудно представить себе, что чрезвычайно мощный компьютер, который мы сможем создать в недалеком будущем, сможет воспроизвести подобный уровень детализации. Безусловно, некоторые из идей Клея и его команды в академическом сообществе называют спорными. Но авторы работы считают, что «мы должны критически подумать о сознании и некоторых аспектах философии, которые неудобны для некоторых ученых». Не могу не согласиться, ведь в науке не бывает авторитетов» (Соковикова). Согласно Википедии, панпсихизм (от др.-греч. παν- — все- и ψυχή — душа) — представление о всеобщей одушевленности природы. К формам панпсихизма относятся анимистические представления первобытных культур, гилозоизм в древнегреческой философии, а также учения о душе и психической реальности как подлинной сущности мира. Черты панпсихизма есть в учениях ряда немецких философов Нового времени: в концепции монады Г. В. Лейбница, в философских идеях Ф. В. Й. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Г. Т. Фехнера, В. Вундта, Э. Гартмана, а также у К. Г. Юнга; в русской философии — у лейбницеанцев А. А. Козлова, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского и др. и у К. Э. Циолковского (монизм Вселенной). Среди современных известных философов сторонниками панпсихизма являются Дэвид Чалмерс, Кристоф Кох и Гален Стросон. Панпсихизм наряду с нейтральным монизмом завоевал определенное доверие у части современных философов и ученых, специализирующихся на исследованиях сознания, поскольку он предлагает натуралистический подход к решению древних философских проблем, отвергая картезианский дуализм, христианскую теологию и механистическое мировоззрение, а также обещая решить актуальные социальные и экологические проблемы.
Термин «панпсихизм» ввел в употребление итальянский философ XVI столетия Франческо Патрици. Философы расходятся во мнениях относительно каждой из двух составляющих этого термина, а потому общепризнанного точного значения термина «панпсихизм» не существует. Одни сторонники панпсихизма доказывают, что буквально все объекты и системы объектов во вселенной обладают сознанием. Другие сторонники панпсихизма считают, что сознанием обладают только некоторые обширные классы объектов. Кроме того, панпсихизм не дает четкого определения того, что такое сознание, и в этом отношении он не имеет никаких преимуществ перед другими подходами к сознанию. Большинство панпсихистов рассматривают человеческое сознание как уникальное высокоразвитое явление, имеющее нечто общее с сознанием животных, растений, неживых предметов, но при этом намного их превосходящее. При этом остается неясным, что именно общее есть у человеческого сознания с сознанием животных, растений и неживых предметов. Таким образом, панпсихизм представляет собой не четкую стройную концепцию, а общий подход, то есть своего рода метатеорию сознания. Джероламо Кардано первым среди европейских философов эпохи Возрождения выдвинул панпсихистскую философскую концепцию. Он полагал, что во Вселенной существуют три неизменных принципа: материя, пространство и мировая душа (anima mundi), обитающая везде или нигде. Именно благодаря мировой душе обеспечивается единство Вселенной. При этом он отрицал идею сотворения Вселенной богом из ничего. По словам Кардано, «нет большой разницы между человеком, лошадью или собакой», но человек находится на вершине животного мира благодаря тому, что наделен деятельным разумом (mens или anima intellectiva), представляющим собой часть мировой души. Mens — вечная нематериальная субстанция, содержащая в себе разум всех существовавших людей и людей, которым еще предстоит родиться. Отношение индивидуального деятельного разума отдельного человека к коллективному разуму подобно отношению солнечного луча к солнцу. Онтология Кардано соответствует не только панпсихизму, но и пантеизму.
Итальянский философ Франческо Патрици в своем основном труде «Новая философия Вселенной» (Nova de universis philosophia, 1591) ввел в употребление термин «панпсихизм» и изложил законченную космологическую систему божественного всеединства, в которой мир представлен как девятиуровневая иерархическая одушевленная целостность. Христианскому догмату о создании мира Богом «из ничего» Патрици противопоставил неоплатоническую концепцию эманации. В центре данной космологической системы находится душа (anima), пронизывающая все уровни бытия. Она одновременно существует и на уровне мировой души, и на уровне человеческой души, и на уровне души неживых вещей. Французские мыслители эпохи Просвещения Жюльен Ламетри и Дени Дидро отвергли концепцию сверхъестественной души и пришли к заключению, что сознание присутствует во всей материи. Это воззрение получило название «виталистический материализм». В 1769 году Дидро опубликовал произведение под названием «Сон Д’Аламбера», где многократно повторяется точка зрения, согласно которой вся материя обладает способностью чувствовать, так что никакой необходимости в картезианской идее «души» нет. В этом произведении содержится следующий фрагмент: «У всякой формы свое счастье и свое несчастье. От слона до тли… и от тли до чувствительной и живой молекулы, источника всего, — во всей природе нет ни одной точки, которая бы не страдала и которая бы не наслаждалась». Немецкий философ, теолог и писатель Иоганн Гердер доказывал, что сила или энергия (нем. Kraft) является единственной субстанциальной основой реальности, которая обладает как психическими, так и физическими свойствами. Он пытался свести к Kraft множество различных природных явлений (гравитацию, электричество, магнетизм, свет) и утверждал, что эти явления представляют собой ее отдельные манифестации. В понятие «Kraft» Гердер включал одновременно материю-энергию, жизнь-энергию, дух и сознание. Он наделял растения и камни аналогом души и говорил, что все они обладают сознанием, однако уровни их сознания отличаются друг от друга и от уровней сознания животных.
Существуют два основных научных подхода к сознанию: эмерджентизм и панпсихизм. Согласно первому подходу, сознание представляет собой новое свойство иерархической рекурсивной системы, возникающее в результате сложного взаимодействия между ее отдельными компонентами. Согласно второму подходу, сознание возникает благодаря мозговым процессам, обеспечивающим доступ к нередуцируемым психическим компонентам физической реальности, которые имеют такую же фундаментальную природу, что и электрический заряд или спин. Все существующие в настоящее время физикалистские теории сознания имплицитно основываются на теории эмерджентизма, то есть на идее о том, что некое качество (в данном случае сознание) возникает на какой-то стадии развития материи, полностью лишенной этого качества на более ранних стадиях. При этом ни одна из физикалистских теорий сознания не дает столь же удовлетворительного объяснения идее эмерджентности применительно к сознанию, какое было дано проблеме эмерджентности, к примеру, в химии. Ввиду отсутствия такого объяснения панпсихизм остается одним из возможных решений проблемы возникновения сознания, которое может быть включено в современную научную картину мира. Панпсихизм является полной противоположностью эмерджентизму. Сторонники панпсихизма с древних времен доказывали ошибочность идеи эмерджентности применительно к сознанию. Их аргументация заключалась в том, что сознание не может возникнуть из ниоткуда, а потому оно всегда присутствовало во Вселенной с момента ее возникновения. В 1977 году была опубликована статья крупного американского биолога Сьюэла Райта под названием «Панпсихизм и наука» («Panpsychism and Science»), в которой он доказывал, что сознание не могло возникнуть из ниоткуда, поскольку это было бы настоящим чудом. Главная проблема эмерджентизма применительно к сознанию состоит в том, что оно коренным образом отличается от других явлений. Если появление пятипалых теплокровных животных представляет собой перестройку структуры существующей физической материи, то сознание имеет совершенно иной онтологический статус. Оно является фундаментальным аспектом бытия, в отличие от структурных биологических особенностей. Кроме того, возникновение сознания представляет собой не просто филогенетический факт давно минувшего этапа эволюции, а происходит буквально ежедневно, к примеру, при развитии человеческого эмбриона. Если эмбрион не имеет сознания, а новорожденный младенец его имеет, то остается неясным онтогенетический механизм возникновения сознания.
Классическая философия часто обращалась к панпсихизму, с появлением философии сознания в середине ХХ века эта идея потеряла всякую привлекательность для представителей профессиональной философии. Однако в 90-е годы австралийский философ Дэвид Чалмерс сумел собрать несколько мощных аргументов против физикализма и показал, что панпсихизм является логически непротиворечивой и даже по-своему привлекательной теорией. Позже, во многом благодаря Галену Стросону, появилась группа молодых философов, защищающих различные виды панпсихизма. Взрыв интереса к научным и философским исследованиям сознания, произошедший в наши дни под влиянием «когнитивной революции», вновь разжег споры о вечной дилемме эмерджентизма и панпсихизма. Заново озвученные в недавние времена некоторыми философами, прежде всего Дэвидом Чалмерсом, и вновь влиятельные тезисы о том, что объяснение сознания является уникально трудной проблемой для науки, заставили еще раз взяться за исследование метафизических оснований научного мировоззрения (см. The Conscious Mind 1996). Чалмерс называет эту проблему «трудной проблемой сознания»; иногда ее также называют «провалом в объяснении» или «проблемой порождения». Ключевая трудность состоит в том, как в натуралистических терминах объяснить порождение сознания «простой материей». И вновь нужно решать, возникает ли психика и как именно это происходит, существует ли она лишь при соблюдении каких-то специфических и не всеобщих естественных нементальных условий, или же сама психика составляет часть фундаментальной структуры мира, возможно, в духе идей панпсихистов. Так и автор этого сайта является приверженцем мировоззрения панпсихистов. Более того, он дает ответ на самый главный нерешенный вопрос – что является материальным носителем Мирового сознания (или Мировой Души)? Носителем Мирового сознание является и пространство, и материя нашей Вселенной. Если говорить совсем точно, то – это эфир («нейтринные матрешки»), пронизывающий как пространство, так и материю. Пока количество нейтрино в этих «матрешках» не достигло предельного значения, частицы эфира можно считать виртуальными, но стоит этой «виртуальной частице» захватить хотя бы еще одно нейтрино, и она тут же превращается в материальную частицу (атом водорода). А передача информации осуществляется за счет передачи импульса движения от одной частицы – другой. Таким образом, наша Вселенная всегда являлась разумным существом, даже тогда, когда в ней не было материальных частиц. Для нас Вселенная – это огромное пространство, включающее в себя лишь отдельные участки с физической материей, а для стороннего наблюдателя та же Вселенная – это лишь небольшая «Черная дыра», обладающая огромной массой. Однако масса «Черных дыр» значительно больше, чем ныне определяемая, ведь современные ученые не учитывают огромные расстояния между отдельными скоплениями материи внутри «черной дыры – Вселенной».
Причем, все «черные дыры» обладают свойствами живых существ – они питаются (окружающим их пространством и материей), размножаются (внутри любых материнских Вселенных находится множество дочерних) и постоянно растут. Согласно же воззрениям современных ученых, черная дыра — это область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть ее не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Граница этой области называется горизонтом событий. В простейшем случае сферически симметричной черной дыры он представляет собой сферу с радиусом Шварцшильда, который считается характерным размером черной дыры. Теоретически возможность существования таких областей пространства-времени следует из некоторых точных решений уравнений Эйнштейна, первое из которых было получено Карлом Шварцшильдом в 1915 году. Изобретатель термина достоверно не известен, но само обозначение было популяризовано Джоном Арчибальдом Уилером и впервые публично употреблено в популярной лекции «Наша Вселенная: известное и неизвестное» (англ. Our Universe: the Known and Unknown) 29 декабря 1967 года. Ранее подобные астрофизические объекты называли «сколлапсировавшие звезды» или «коллапсары» (от англ. collapsed stars), а также «застывшие звезды» (англ. frozen stars). Вопрос о реальном существовании черных дыр тесно связан с тем, насколько верна теория гравитации, из которой следует их существование. В современной физике стандартной теорией гравитации, лучше всего подтвержденной экспериментально, является общая теория относительности (ОТО), уверенно предсказывающая возможность образования черных дыр (но их существование возможно и в рамках других (не всех) моделей. Поэтому наблюдаемые данные анализируются и интерпретируются, прежде всего, в контексте ОТО, хотя, строго говоря, эта теория пока не является интенсивно экспериментально протестированной для условий, соответствующих области пространства-времени в непосредственной близости от горизонта черных дыр. Поэтому утверждения о непосредственных доказательствах существования черных дыр, строго говоря, следует понимать в смысле подтверждения существования астрономических объектов, таких плотных и массивных, а также обладающих некоторыми другими наблюдаемыми свойствами, что их можно интерпретировать как черные дыры общей теории относительности.
Кроме того, черными дырами часто называют объекты, не строго соответствующие данному выше определению, а лишь приближающиеся по своим свойствам к такой черной дыре — например, это могут быть коллапсирующие звезды на поздних стадиях коллапса. В современной астрофизике этому различию не придается большого значения, так как наблюдаемые проявления «почти сколлапсировавшей» («замороженной») звезды и «настоящей» черной дыры практически одинаковы. Это происходит потому, что отличия физических полей вокруг коллапсара от таковых для черной дыры уменьшаются по степенным законам с характерным временем порядка гравитационного радиуса, деленного на скорость света. Концепция массивного тела, гравитационное притяжение которого настолько велико, что скорость, необходимая для преодоления этого притяжения (вторая космическая скорость), равна или превышает скорость света, впервые была высказана в 1784 году Джоном Мичеллом в письме, которое он послал в Королевское общество. Письмо содержало расчет, из которого следовало, что для тела с радиусом в 500 солнечных радиусов и с плотностью Солнца вторая космическая скорость на его поверхности будет равна скорости света. Таким образом, свет не сможет покинуть это тело, и оно будет невидимым. Мичелл предположил, что в космосе может существовать множество таких недоступных наблюдению объектов. Разросшиеся очень большие черные дыры, по современным представлениям, образуют ядра большинства галактик. В их число входит и массивная черная дыра в ядре нашей галактики — Стрелец A*, являющаяся ближайшей к Солнцу сверхмассивной черной дырой (26 тыс. св. лет). В настоящее время существование черных дыр звездных и галактических масштабов считается большинством ученых надежно доказанным астрономическими наблюдениями. Американские астрономы установили, что массы сверхмассивных черных дыр могут быть значительно недооценены. Исследователи установили, что для того, чтобы звезды двигались в галактике М87 (которая расположена на расстоянии 50 миллионов световых лет от Земли) так, как это наблюдается сейчас, масса центральной черной дыры должна быть как минимум 6,4 миллиарда солнечных масс, то есть в два раза больше нынешних оценок ядра М87, которые составляют 3 млрд. солнечных масс. На данный момент учеными обнаружено около тысячи объектов во Вселенной, которые причисляются к черным дырам. Всего же, предполагают ученые, существуют десятки миллионов таких объектов.
А теперь поговорим о коллапсе. Согласно Википедии, коллапс (от лат. collapsus «упавший») — процесс разрушения какой-либо структуры под влиянием системного кризиса. Коллапс (медицина) — состояние больного, характеризующееся резким падением кровяного давления. Социальный коллапс — распад общества. Экономический коллапс. Транспортный коллапс — дорожный затор, при котором каждое дополнительное нарушение движения транспорта приводит к почти полной остановке движения. На общественном транспорте — если при полной загрузке каждого транспортного средства, число ожидающих транспорт приближается к критической отметке. Коллапс волновой функции — мгновенное изменение описания квантового состояния объекта. Гравитационный коллапс — процесс гравитационного сжатия массивного тела. Другими словами, на коллапс люди смотрят, как на процесс, но очень – очень быстрый. Нас же с Вами в настоящее время интересует гравитационный коллапс – «процесс гравитационного сжатия массивного тела». При этом материю внутри коллапсирующего «массивного тела» современные ученые представляют в виде ядра огромного атома, состоящего исключительно из нейтронов (все протоны и электроны материи взаимодействуют друг с другом с образованием нейтронов). Автор же этого сайта смотрит на строение атомного ядра несколько иначе, и по его представлениям стабильное «нейтронное вещество» невозможно в нашем мире в принципе. А гравитационный коллапс – это не только процесс разрушения привычной нам структуры материи, но и процесс образования новой структуры. Очевидно, что сама сфера материи с радиусом Шварцшильда не обладает какой-то материальной оболочкой (это лишь условная сфера, покинуть которую материальные частицы просто не в состоянии). Другими словами, любая черная дыра – это лишь область пространства-времени, замкнувшаяся сама на себя. Согласно воззрениям современных ученых, «белая дыра» является противоположностью «черной дыры». Так как общая теория относительности и большинство других теорий гравитации обратимы во времени, то можно развернуть решение гравитационного коллапса во времени и получить объект, который не схлопывается, формируя вокруг себя горизонт событий будущего и сингулярность под ним, а наоборот, объект, который рождается из невидимой сингулярности под горизонтом событий. Если перевести эти слова с научного языка на русский, то частицы материи, пересекающие сферу Шварцшильда, попадают внутрь черной дыры с поверхности «белой дыры» в ее центре. А все пространство от поверхности «белой дыры» до радиуса Шварцшильда представляет собой пространство-время «дочерней Вселенной». Таким образом, каждая «черная дыра» представляет собой «дочернюю Вселенную», которая обязательно содержит в центре себя «белую дыру».
В этом заключается главное отличие авторской концепции мира от воззрений современных ученых, которые считают «белые дыры» абсолютно гипотетическими объектами, теоретически допустимыми общей теорией относительности, но вряд ли существующими во Вселенной. Ну а второе кардинальное отличие заключается в том, что пространство любой Вселенной очень сильно различается в размерах при взгляде на него изнутри «дочерней Вселенной» и снаружи (из «материнской Вселенной»). Именно по этой причине и можно сказать, что окружающий нас мир, действительно, бесконечен, а пространство и материя постоянно перемещается из «материнских Вселенных» в «дочерние». А наша пра-пра-материнская Вселенная одновременно представляет собой и ВСЕ, и НИЧЕГО – «черную дыру» без пространства вокруг нее. Ну, а ее «дочерние Вселенные» постепенно поглощают все пространство и материю «Материнской Вселенной», объединяются друг с другом, и, в конце концов, становятся «пра-пра-материнской Вселенной». И с этой точки зрения, наш мир бесконечен не только в пространстве, но и во времени. Согласно Википедии, бесконечность — это категория человеческого мышления, используемая для характеристики безграничных, беспредельных, неисчерпаемых предметов и явлений, для которых невозможно указание границ или количественной меры. Используется в противоположность конечному, исчисляемому, имеющему предел. Систематически исследуется в математике, логике и философии, также изучаются вопросы о восприятии, статусе и природе бесконечности в психологии, теологии и физике. Исторически первые проблемы бесконечности — вопросы конечности пространства и времени, количества вещей в мире, более сложные проблемы — возможность бесконечного деления континуума, возможность оперирования с бесконечными объектами (проблема актуальной бесконечности), природа и поведение бесконечно малых величин — инфинитезималей, наличие различных типов бесконечности и соотношение между ними. Наиболее глубокое исследование бесконечности предпринято в математической теории множеств, в которой построено несколько систем измерений различных видов бесконечных объектов, однако без дополнительных искусственных ограничений такие построения вызывают многочисленные парадоксы, пути их преодоления, статус теоретико-множественных построений, их обобщений и альтернатив являются основным направлением исследований бесконечности у философов современности.
Бесконечность может рассматриваться как неограниченность некоторого процесса, например, когда во втором постулате Евклида утверждается возможность продолжить бесконечно и непрерывно любую прямую, то имеется в виду, что процесс можно непрерывно продолжать, но существование такого самостоятельного объекта, как бесконечная прямая, из него не следует. Такого рода процессы и совокупности объектов, их описывающие, характеризуют как потенциальную бесконечность (в схоластике используется термин «синкатегорематическая бесконечность»), потенциально бесконечное не подразумевает целостных бесконечных предметов и явлений. В каждой фазе бесконечного процесса рассматриваются лишь конечные сущности, то есть, такая бесконечность является лишь частичным отрицанием конечного. Альтернативой является понятие актуальной бесконечности (в схоластике — «категорематическая бесконечность»), которая означает рассмотрение конечно неизмеримых объектов как данность, как реально существующих, но при этом как единых и целостных, с которыми возможно оперировать. В таком ключе актуально бесконечное — как прямое и полное отрицание конечного — используют мистики для характеризации различных божественных категорий, математики современности оперируют с актуально бесконечными множествами и актуально бесконечномерными пространствами. Представления о допустимости и содержании актуальной бесконечности в философии, теологии, логике, математике, естествознании существенно менялись на протяжении всего времени рассмотрения вопроса. Континуум (лат. continuum) — форма бесконечности, относящаяся к идее о непрерывности, целостности объектов в смысле возможности бесконечного их разделения на составные части и потенциальной бесконечности этого процесса. Континуальность противопоставляется дискретности, прерывистости, наличию неделимых (атомарных) составляющих. Континуумом представляются отрезки числовой оси (континуум в теории множеств), определенный вид ограниченных и отделимых пространств, в некотором смысле сходных с отрезками числовой оси (континуум в топологии), на основе исследования свойств бесконечной делимости континуума в математике сформировано понятие непрерывности. Вопросы об онтологической природе континуума, статусе континуума в естествознании нашли отражение во многих трудах философов, начиная со времен античности. В общем, как ни крути, а бесконечность – это, прежде всего, понятие сознания человека, точно так же, как и весь окружающий человека мир. А потому, хотите Вы того или нет, но мир вокруг нас виртуален. На этом и закончим.