Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Здравый взгляд на жизнь

Здравый взгляд на жизнь

Предлагаю поговорить в этой главе о коммунизме, другими словами, отвлечься от довольно печального окружающего мира, и погрузиться в прекрасный мир Утопии. Согласно Википедии, коммунизм (от лат. commūnis «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства. На практике такого строя никогда не существовало, однако термин «коммунистическое государство» применялся западной прессой к СССР и странам, объявившим себя или считавшимися социалистическими. Термин «первобытный коммунизм» используется для описания устройства доклассового племенного общества (в советской исторической терминологии — «первобытно-общинный строй»). Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления общества на социальные классы, государства и денег; все это базируется на отмене частной собственности на средства производства. Господствует принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям!» Также «коммунизмом» называется идеология, провозглашающая своей целью построение коммунистического общества и основанная на ленинской интерпретации марксизма. По новейшим исследованиям, данный термин появляется уже во время Лионского восстания 1834 года в кругу фурьеристского Общества прав гражданина и человека, но лишь в 1840 году входит в пространство политической дискуссии. Именно в 1840 году в Париже начали выходить несколько коммунистических журналов. Владимир Печерин оставил яркое описание круга коммунистов конца 30-х гг. (поклонников Гракха Бабефа), к которому тогда сам принадлежал — в его описании, коммунизм представлялся адептам как сплошное совместное пиршество, однако, с «постоянно действующей гильотиной». Термин безоговорочно утвердился не сразу: так, Кабе в 1842 году издал брошюру: «Douze lettres d’un communiste a un reformiste sur la communauté» («Двенадцать писем коммуниста к реформисту об общинности»), используя для обозначения своего идеала термин communauté (общинность), а не communisme (коммунизм) — термин этот использовал еще Буонаротти. Английский ученик Роберта Оуэна Джон Гудвин Бармби приписывал себе честь изобретения термина, уверяя, что впервые употребил его в Париже в 1840 году в разговоре с некими «последователями Гракха Бабефа», которые называли свой идеал «эгалитаризмом» — он же назвал его «коммунизмом». В статьях Маркса термин впервые зафиксирован в 1842 году.

К 1848 году он распространился так широко, что Маркс и Энгельс писали в «Манифесте коммунистической партии»: «Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?». Слово «коммунизм» использовалось противниками для дискредитации более умеренных социалистических идей, и «социализм» нередко понимался как синоним «коммунизма», хотя уже в 1842 году Лоренц Штейн, издавший первый очерк социализма и коммунизма, настаивал на необходимости проводить резкую грань между двумя этими идеями. Маркс и Энгельс сняли противоречие между коммунистическим и социалистическим идеалом. Это было результатом того, что они изначально рассматривали построение коммунизма как поэтапный процесс, первые этапы которого предполагают реализацию требований социалистов «в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму», а последний, высший этап чистого коммунизма, связан с выходом на сцену новых поколений, лишенных частнособственнических инстинктов. На ранних ступенях развития человечества первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешел в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные. Коммунистические воззрения при своем зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках ее разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия праведности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV в. (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI в. (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Хотя основа этих идей была сугубо религиозной — перед Христом все равны и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого. Выдвигалось требование соблюдения равенства в религиозных обрядах. Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII-XVIII века, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабеф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарным образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка ее подчинения на благо всей общины. Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма — от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий как механизма развития общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу. В первой половине XIX века появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь. В начале 1800-х годов в фабричном поселке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся директором, он провел ряд успешных мероприятий по технической реорганизации производства и обеспечению социальных гарантий рабочим.

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок. А потому, коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии (Т. Кампанелла). По мнению Маркса и Энгельса: «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства». Сам «Манифест коммунистической партии»,  содержит 10 пунктов: 1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 2. Высокий прогрессивный налог. 3. Отмена права наследования. 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 6. Централизация всего транспорта в руках государства. 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. Вот, давайте и поговорим здесь об этих пунктах программы построения «коммунизма» или «светлого будущего».

Итак, пункт первый — Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. Прежде всего, надо признать, что земля является главным ресурсом любой страны, собственно говоря, управление землепользованием и является основной функцией государства. Любая суверенная страна обладает своей территорией (а стало быть, и ее границами), использует ее в собственных интересах и обязана защищать свою землю от использования в интересах других. Нет территории – нет и страны. А стало быть, и владельцем этой территории должно быть все проживающее на ней население и государство, как главный и единственный правомочный его представитель. Государство за соответствующую ренту передает землю в пользование регионам, те – муниципалитетам, а муниципалитеты могут сдать часть своей территории в аренду отдельным людям (НО, исключительно в аренду!). Другими словами, отдельный человек никак не может стать владельцем земли. Тем самым, мы снимаем и вопрос о наследовании земли. Вопрос – это уже коммунизм или еще капитализм? Ответ однозначный – конечно, капитализм. Переходим ко второму пункту манифеста — Высокий прогрессивный налог. Высокий или низкий – это вопрос сравнения, а то, что налог должен быть прогрессивным, не вызывает сомнения даже у «проклятых капиталистов». Это предотвращает превращение отдельных людей в паразитов, и наоборот, превращает уже существующих паразитов в симбиозные сущности. В таком обществе все его граждане равны и все платят налоги по одинаковым правилам (бедные – меньше, богатые – больше). Погнали дальше — Отмена права наследования. Ну а это – точно «перегиб на местах», землей отдельный человек владеть не может, а личная собственность этого человека после его смерти по праву должна принадлежать его самым близким людям. Автор, наоборот, отменил бы плату за вступление в наследство и сделал бы этот процесс автоматическим. Получил наследство, значит, получил доход, а потому, плати подоходный налог на общих основаниях. Если у наследника не хватает своих денег оплатить этот налог, Государственный банк обязан выдать ему кредит (с небольшими процентами) и ежемесячно снимать с него для оплаты кредита не более 50% от прожиточного минимума. Как видите, уважаемый читатель, капитализм не утратил ни одной своей черты, лишь стал более социальным (по крайней мере, коммунизмом здесь даже не пахнет). Продолжим наш анализ далее — Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. И здесь перегиб. Зачем обижать эмигрантов, и почему наказывать только мятежников? Захотел человек эмигрировать – на здоровье, перед этим он наверняка сам распродаст свое имущество и заплатит в казну соответствующий налог. И наоборот, совершил человек какое-то преступление (что экономическое, что террористическое – любое), будь добр, заплати за него, либо всем своим имуществом, либо соответствующей его частью (в зависимости от совершенного преступления). Пункт пятый — Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

По мнению автора, это должен быть не пятый, а первый пункт. Банковская сфера – такой же важный ресурс государства, как и земля. А потому, первое, что надо сделать, это национализировать всю банковскую систему страны и создать один Государственный банк, который помимо банковских функций, будет выполнять и функцию современных налоговых органов, и функцию Собеса. Только в этом случае, государство сможет контролировать все финансовые потоки внутри страны, и гарантированно собирать 100% налогов, на все доходы и все расходы. Банковская сфера – привилегия всего государства, а потому, доходы Государственного банка должны направлять только в федеральный бюджет (а не как все остальные доходы – распределяться поровну между федералами, регионалами, и муниципалами). Поехали дальше, пункт шестой — Централизация всего транспорта в руках государства. Понятное дело, что во времена Маркса и Энгельса транспорт играл очень серьезную роль в любой стране тогдашнего мира. Собственно, он не утратил своего влияния и сегодня, однако, по мнению автора, современному государству должна принадлежать только инфраструктура страны, в том числе, и дороги, а самим транспортом может владеть и любой отдельный человек. Ну, хочет человек обладать своим пароходом, на здоровье, пускай владеет, если, конечно, денег хватит. Пункт седьмой — Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. История нашей цивилизации убедительно показала нам (кроме людей «с закрытыми глазами»), что государственный капитализм (и государственное планирование) лучше, чем капитализм индивидуальный (а вместо планирования — свободный рынок). Так что, автор согласен с этим пунктом, правда, надо заметить, что и он никак не приближает нас к коммунизму. Следующий пункт манифеста — Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. Автор ничего не имеет против и этого пункта, коллективная обработка земли намного производительней, чем индивидуальная. Однако когда во главе угла стоит не количество, а качество сельскохозяйственной продукции, то индивидуальные хозяйства в данном вопросе лучше. Да, и наказывать за тунеядство, как это было в Советские времена, ни к чему. Труд и творчество (особенно второе, а еще лучше – смесь в равных пропорциях) должны стать не обязанностью, а священным и никогда неотменяемым правом человека. Пункт девятый — Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. Да, образ жизни сельского жителя и горожанина должны все больше и больше походить друг на друга, но это совсем не означает, что можно стереть все различия, да и, собственно, зачем?

Во времена написания манифеста между городом и деревней, действительно, лежала пропасть. Однако сегодня это уже не так, и многие «богатенькие буратино», наоборот, стремятся в деревню, на свежий воздух. И, наконец, последний пункт — Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. Ну а против этого пункта наверняка не станет возражать никто, даже «либерасты». Единственно, что бы поменял автор, так это заменил слова «соединение воспитания с материальным производством» на «соединение воспитания с творчеством». Итак, предположим, мы с Вами выполнили все десять пунктов манифеста. Вопрос – построили мы коммунизм или нет? Ответ очевидный – как был капитализм, так им и остался. Другими словами, даже основоположники коммунизма, говоря о нем, имели в виду «светлое будущее» в виде красивой Утопии. Однако если отбросить всю красоту, все равно останется «светлое будущее», как его ни называй. И, по мнению автора, самым правильным названием этого «светлого будущего» является следующее. Цивилизованное государство (с жестко регламентированной центральной властью) с социальным (общественным) капитализмом и народным самоуправлением. А что такое – жестко регламентированная центральная власть? Прежде всего, это – власть (на всех властных уровнях государства), в которой чиновники могут сделать только «от сих и до сих». Пукнул, где не положено, все, «Ваше место у параши, а не во власти». Однако любое приказание внутри этого «от сих до сих» должно беспрекословно исполняться. Ну а под самоуправлением автор понимает наличие у всех уровней власти государства — права на утверждение (или отклонение) любых приказов вышестоящей власти, относящихся к данному конкретному уровню власти. Сам Карл Маркс жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти». Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности. Ну а сам автор этого сайта, по своему духу — ближе к анархистам (к Прудону), а по наличию хорошо организованной центральной власти — к тоталитарным или авторитарным коммунистам, хотя никогда не принадлежал ни к тем, ни к другим. В 1864 году был создан Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э. Бернштейн.

В созданном в 1889 году Втором интернационале до начала 1900-х годов преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме. Как видите, уважаемый читатель, даже сами социал-демократы, в том числе, и коммунисты, если и не поддерживали, то точно следовали авторскому тезису о том, что все партийцы – это «либерасты» (обладатели менталитета меньшинства). Другими словами, «мы (наша партия) правы, а все остальные нет». В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод. Коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, поддерживали диктатуру пролетариата вместо «буржуазных» демократии и политических свобод, применяли централизованное государственное планирование и управление народным хозяйством. 4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично ее лидера В.И. Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал. Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике ее развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нем (вполне справедливо – авт.) государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате судебных публичных процессов, а идеология ее лидера Л. Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом. Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм». В 1990-х годах коммунистическое движение переживает серьезный кризис, вызванный отстранением коммунистических партий от власти в странах Восточной Европы и распадом Советского Союза.

Кризис вызвал уход части компартий с прежних радикальных позиций на более умеренные. Сегодня коммунистические партии находятся у власти в Северной Корее, Китае, Лаосе, Вьетнаме и Кубе. В ряде стран компартии входят в состав правящих коалиций. В 1960-е годы в СССР было введено понятие «научного коммунизма», которым обозначалась «одна из трех составных частей марксизма-ленинизма», раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин «научный коммунизм» («научный социализм») употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом. По мнению автора этого сайта, данный термин был введен в нашей стране именно тогда, когда большинство ее жителей, в том числе, и среди правящей элиты, поняли, что коммунизм – это Утопия, и в противовес этому утверждению. Ничего научного в том понимании коммунизма, каковым оно было в учебниках по научному коммунизму, обязательному для изучения в вузах СССР, никогда не было. Добавление «научный» возникло потому, что К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали необходимость изменений в общественном устройстве изменениями в способах производства. Они подчеркивали объективный характер исторического движения к коммунизму. Г. В. Плеханов писал, что «научный коммунизм не выдумывает новое общество; он изучает тенденции настоящего, чтобы понять их развитие в будущем». В любом случае, изучение этой дисциплины позволяло понять, каким представляли себе «светлое будущее» большинство людей прошлого. Фридрих Энгельс предсказал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность — самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят все сделанное до сих пор».

Отчасти с ним можно согласиться, это относится, например, к планомерной организации производства, ускоряющемуся развитию производительных сил, исчезновению противоположностей между умственным и физическим трудом и исчезновению классовых различий. Однако со многим можно и поспорить, например, с отмиранием государства, исчезновением религий, управлением производственными процессами взамен управления людьми. Впрочем, в Советские времена такой спор с основоположниками марксизма-ленинизма был наказуем, и довольно строго. Это теперь у нас в России любые выпады в адрес основоположников марксизма только приветствуются, что тоже совсем неправильно. Умный человек потому и умный, что «имеет собственную голову на плечах». В настоящее время общепринято такое деление коммунизма. Еврокоммунизм — условное название политики некоторых коммунистических партий Западной Европы (таких, как французская, итальянская, испанская), критиковавших недостаток политических свобод и отчужденность партии и властей, существовавших в принявших советскую модель социализма странах. Переход к социализму, по мнению сторонников еврокоммунизма, должен осуществляться «демократическим, многопартийным, парламентским» путем. В своем отказе от диктатуры пролетариата еврокоммунизм был близок социал-демократии (хотя еврокоммунисты и не отождествляли себя с ней). Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным ученым и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922-1923 годов. Левый коммунизм — термин, которым принято обозначать взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые после второго конгресса Коминтерна выступили с критикой ленинизма с левой позиции. Левокоммунистические группы осуждали политику фронтизма, участие в выборах, «право наций на самоопределение» как форму буржуазного национализма. На данный момент самыми известными левокоммунистическими организациями являются Интернациональное коммунистическое течение, Международная коммунистическая тенденция (бывшее ИБРП) и боргдисткая Международная коммунистическая партия. В общем, все, как обычно, «сколько людей, столько и взглядов».

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей — которая в марксизме называется социализмом и высшей — так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причем государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки), но не для получения прибыли. Однако крупная частная собственность при социализме уже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе. Ну а, по мнению автора этого сайта, социализм – это социальный (общественный) капитализм, а «полный коммунизм» – и вовсе Утопия, хотя и красивая. Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечают следующее. Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, — этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности». По мнению автора, именно в этих словах и заключается главная суть коммунистической Утопии. Любой живущий на этом свете человек обладает двойственной природой своего сознания – материалистической (животной) и идеалистической (духовной). И размышляя о человеке и человеческих сообществах, необходимо учитывать все составляющие его сознания. А животная составляющая сознания человека будет всегда заставлять его, брать из «общего котла» — по максимуму, а вкладывать туда – по минимуму. Именно по этой причине, автор и призывает всех своих читателей, сначала познавать сознание человека, и лишь потом – окружающую его материю. Иначе мы запросто можем утонуть в самых разнообразных Утопиях. Любая Утопия — это всегда лучше, чем сейчас и вокруг, но она всегда недостижима, потому и Утопия.

А мы здесь рассуждаем о возможном. А возможное отличается от невозможного только одним – оно возможно в отличие от невозможного! Однако это совсем не значит, что для достижения этого «возможного» не требуется приложения сил. Увы, без приложения сил возможное никогда не станет осуществляться само по себе. Кто бы мог подумать в свое время, что СССР развалится сам по себе — без всякой агрессии со стороны? Да, никто. Однако он развалился, потому что авторское поколение «Главного Заказчика будущего» приложили к этому все свои наличные силы. Точно так же, как и сейчас, очень многие люди уверены, что нынешняя Россия уже никогда не изменится, по крайней мере, в лучшую сторону. Однако это не так. Обязательно изменится, никуда не денется. О чем это говорит? А вот, о чем – Марксистская теория была права для своего времени, когда большинство Западного пролетариата как раз и составляли люди в возрасте от 24 до 48 лет, а общий принцип смены одной формации другой подчиняется-таки не особенностями борьбы пролетариата с буржуазией, и всего лишь сменой поколений людей. И каждое последующее поколение людей частично «отрицает» дела и мысли предыдущего поколения. Диалектика, однако. А потому и коммунизм – это всего лишь Утопия, обоснованная марксистской теорией, которая верна лишь для времени жизни и работы самого Маркса. А выводить общее из частного – очень непростая работа, которая зачастую уводит человека от правильного ответа, частное из общего выводить значительно проще. Именно так и случилось с коммунизмом, хотя сам «Манифест» Карла Маркса ни в чем не противоречит авторским воззрениям. Вы наверняка спросите: «А причем здесь экономика?» А вот причем – Марксистский коммунизм является Утопией, так как люди попросту не могут исполнить его главный тезис: «От каждого – по способности, каждому – по потребности». А автор этого сайта предлагает другой, уже исполнимый тезис: «От каждого – по способности, каждому – по минимальной потребности, и всем – по их ТРУДУ и ЗАСЛУГАМ». И называет подобную общественно-политическую формацию «государственным коммунизмом», что полностью противоречит взглядам Маркса и Энгельса, но никак не противоречит «здравому взгляду на жизнь».