Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Глобализация современного мира и справедливость

Глобализация современного мира и справедливость

Многие не самые умные люди на Земле считают, что глобализация современного мира это очень хорошо — по их мнению, она объединяет людей и делает наш мир более безопасным и счастливым. Ну а люди поумней, стараются заглянуть в корень процесса «глобализации» и вот что они там увидели. Согласно Генри Киссинджеру, глобализация — это новый термин для определения американского господства. Перси Барневик, владелец трансконтинентальной металлургической империи АВВ, в 1995 году высказался еще откровеннее: «Я определяю глобализацию как свободу для моей группы инвестировать, куда она хочет, продавая товары, где она хочет, и, испытывая при этом минимум ограничений в плане прав рабочей силы и социальных условий». А вот что думает об этом Андрей Фурсов («Глобализация против планеты. Феномен БРИКС»). «Глобализация есть, помимо прочего, такой процесс интернационализации, при котором благодаря научно-техническим сдвигам (революция в электронике, коммуникациях), с одной стороны, и разрушению СССР как персонификатора системного антикапитализма, уравновешивающего капитализм и его гегемона США, с другой, реализуется право сильного в мировом масштабе. Прав был великий французский социолог Пьер Бурдье, который подчеркивал, что глобализация не есть некая объективная реальность или фатальность — это сознательно проводимый политический курс по освобождению экономики из-под социального и государственного контроля, превращение его в бесконтрольную силу. В узко экономическом плане глобализация — это возведение в значительной степени виртуальной паразитической финансовой надстройки над реальной экономикой, к которой нередко эта надстройка не имеет никакого отношения. Не случайно идеологию глобализации Бурдье уподобил СПИДу: она, как СПИД, разрушает иммунную систему жертв. Неолиберальная глобализация — это, с одной стороны, агония капитализма, стремящегося нажраться перед смертью. С другой стороны, это процесс зеркальный первоначальному накоплению капитала на «входе» в капитализм. Первоначальное накопление, предшествовавшее собственно капиталистическому, по сути своей было ограблением главным образом слабых мира сего для создания внеэкономического фундамента экономической системы капитализма. Глобализация тоже есть ограбление слабых, объективно создающее фундамент для новой, посткапиталистической системы. Иными словами, это одновременно гибель капитализма и передел с прицелом на посткапиталистическое будущее. Глобализация эффективно отсекает от будущего, исключает из него целые слои и регионы. Макс Галло заметил, что глобализация не сделала мир по-настоящему глобальным, то есть единым; напротив, она разбила его на части».

А вот что пишет по этому поводу Жан Зиглер: «С падением берлинской стены, распадом СССР и частичной криминализацией бюрократии КНР произошел взлет глобализации, а с ней — прекаризации рабочей силы и занятости и разрушения социальной защиты». Precarious по-английски «хрупкий». Речь идет о растущем слое людей, имеющих случайную работу по несколько часов в день, причем далеко не каждый день, а, следовательно, не имеющих никаких социальных гарантий. Прекариат — один из результатов глобализации как войны богатых против бедных, а стало быть, и против всего общества. Огромная часть населения в условиях финансово-капиталистической глобализации вообще лишается каких-либо перспектив развития и обречена на деградацию и рост бедности. Развитие при глобализации сводится к регрессу, а ее главной целью  является уничтожение национально-государственной идентичности и подмена ее идентичностью регионов и меньшинств разного рода. Верхушка глобального мира в экономическом плане — это пирамида транснациональных корпораций, многие из которых более могущественны, чем целые государства. Нынешний так называемый «свободный рынок», на котором давно уже нет никакого рынка, а есть совокупность монополий, поддерживается исключительно военной мощью США. Поэтому даже такой апологет глобализации, как Томас Фридман, написал: «Макдональдс» не может существовать без «Макдоннелл Дуглас», который производит F15, без «силиконовой долины» с ее разработками и, естественно, без глобальной пропагандистской машины». То есть за рынком стоит мощнейший военный кулак. Кроме военных инструментов у глобалистов есть мощные экономические орудия: ВТО, МВФ и Всемирный банк. МВФ, например, к сегодняшнему дню убил практически все наиболее развитые страны Латинской Америки. В семидесятые годы прошлого века долг латиноамериканских государств МВФ был 60 млрд. долларов, в восьмидесятые — уже 200 миллиардов, в девяностые — 440 миллиардов, а в 2002-м году — 750 миллиардов. «И поразительная вещь, была убита даже наиболее развитая страна — Аргентина, которой прогнозировали светлое будущее, а она смертельно запуталась в паутине глобализации. Иными словами, глобализация — это паутина, сотканная несколькими сотнями жирных пауков, которые установили в ней свои правила, гарантирующие им сверхприбыли» (Фурсов). Вот Вам и вся глобализация. Страны БРИКС нередко представляют в качестве альтернативы англосаксонской глобализации, утверждая, что глобализация по-китайски вокруг транс-евразийского Шелкового пути будет справедливой и взаимовыгодной. По-видимому, кто-то еще верит, что капиталистическая глобализация может быть справедливой.

По мнению же автора, БРИКС представляет собой дополнительную подпорку, позволяющую Западу выиграть время и подготовить господствующие позиции в посткапиталистическом мире. Об этом свидетельствуют также и теснейшие экономические связи между КНР и США, исполнение Китаем роли мастерской для высокотехнологичной американской экономики и включенность индийской правящей элиты в англосаксонские правящие круги. «Весьма сомнителен и тезис о способности БРИКС, предложить миру альтернативную модель «постиндустриального общества». По разным оценкам, доля ручного труда в ВВП Индии — 50-70%, в Китае — 50-60%. И это «постиндустриальное» будущее? Скорее, это «недоиндустриальное» настоящее. И этот ручной труд поддерживает капиталистический мир с его англосаксонским ядром, продлевая его жизнь своим экономическим ростом» (Фурсов). БРИКС работает не на разрушение системы, а на ее поддержание. В 1995 году БРИКС обеспечивал 10% мирового роста, а в 2015 — уже 30%. Более того, как говорят экономисты, если вычесть из ВВП в 2010 году Индию и Китай, то ВВП будет на уровне 1980 года. То есть ручной труд Китая и Индии поддерживает эту систему и, решая свои проблемы, не позволяет загнуться издыхающему капитализму, и все это обеспечивается жесточайшей эксплуатацией своего народа. Да, в девяностые годы прошлого века отношение Запада к России было значительно лучше, чем к Китаю, ведь именно коммунистический Китай тогда противостоял Западному капитализму. Но прошло время, и теперь главной противостоящей Западу силой стала Россия, а Китай, наоборот, как только может, поддерживает свои связи со всем Западным миром оптом. Ну а Индия, как была колонией Запада, так ей и осталась. Россия же занимает особое место, обусловленное советским наследием — наличием ядерного оружия, членством в Совете Безопасности ООН (с правом вето) и относительно высоким уровнем образования. Впрочем, эти плюсы из прошлого соседствуют с большими минусами из настоящего. Впрочем, не все так плохо, как это кажется на первый взгляд. Чем ближе к точке перелома Мировой истории, тем сильнее Запад начинает отталкивать от себя страны БРИКС, а Россия — наоборот, притягивать. И тому есть свое объяснение. Нынешний глобальный Западный капитализм не может существовать без постоянного обворовывания всех остальных стран мира. Правда, делается это сегодня по-мирному, а не как «в старые добрые времена» — огнем и мечом, вот как раз для этого и существуют такие инструменты, как ВТО, МВФ и Всемирный банк.

А Россия — абсолютно самодостаточная страна, и ей совсем не обязательно обворовывать другие страны для обеспечения своего существования. И сегодня это понимают все страны нашего мира, в том числе, и Западные. Вот почему отношения с Западом у нас сегодня только ухудшаются, а со всеми другими — улучшаются. Россия на самом деле (а не только на словах, как Запад) ведет все свои финансово — экономические дела на взаимовыгодной основе, и не поддается шантажу со стороны Запада. Ведь Россия обладает не только очень хорошим «ядерным щитом», но и современными вооруженными силами, мощь которых она показала всему миру в войне с ИГИЛ на территории Сирии. Россия и Западные страны — вечные геополитические противники, а их противостояние объясняется менталитетами населяющих их народов. Русский народ — это потомки оседлых народов, западные жители — потомки кочевников. Именно по этой причине, Запад на протяжении всей своей истории стремился раздробить Россию на множество мелких территорий (иначе ее не победить) и превратить их в свои сырьевые придатки. Россия же, в свою очередь, постоянно расширяла свою территорию и зону своего влияния за счет ассимиляции соседних народов и народностей. А самым важным для России всегда была оборона собственных границ, в противоположность Западным странам, которые захватывали соседние территории и порабощали проживающие там народы. Собственно, и сейчас они продолжают делать то же самое, пример — все постсоветские государства, которые оказались сегодня «под колпаком у Мюллера». Правда, сегодня это называется — влиться в цивилизованный мир. Все страны БРИКС Запад называет развивающими странами, и это действительно так — они развиваются, невзирая ни на что. А самих себя они называют развитыми странами, и это правда — развивались они, развивались, а теперь полностью развились и перестали развиваться. А это, между нами говоря, означает только одно — смерть. Так что, будущее есть только у развивающихся стран. И во главе этих стран стоит не Китай и Индия с их огромными ВВП, а Россия, ВВП которой много скромнее, зато производительность труда народа (ВВП по ППС на душу населения) превосходит производительность труда народов всех стран современного мира. И не нужны России ни индийский чай, ни китайские игрушки, как-нибудь без них обойдемся. А вот что России нужно, так это сотрудничество в высокотехнологических отраслях и энергетике. Топливно-энергетическая отрасль России стоит на самом первом месте, и мы можем экспортировать ее продукты любым странам мира, а вот с высокими технологиями на Западе значительно лучше, чем у нас. Вот и получается, что нам надо импортировать с Запада новые технологии, применять их у себя для получения продуктов топливно-энергетической отрасли, и экспортировать их на Восток. Великий же Шелковый путь Китая предназначен лишь для транзита через Россию на Запад китайских товаров, часть которых и у нас оседает.

Развивая инфраструктуру этого пути, мы в равной степени помогаем и себе, и Китаю. Очевидно, что чем больше торговля между странами БРИКС, тем хуже Западу, впрочем, сегодня это для него некритично, ведь в торговле между Западом и Китаем используются только Западные валюты — евро и доллар. А вот если торговля между странами БРИКС станет осуществляться в какой-то другой валюте, то тогда это будет уже критично для всего Запада. Именно для этой цели автор и предлагает организовать Открытый Мировой Банк торговли, оперирующий своей резервной валютой, частично обеспеченной золотом. Такой Открытый Банк — пример нормальной глобализации нашего мира, которая объединяет различные страны, а не разъединяет их. Если какая-то страна продает товаров больше, чем покупает, то она имеет право забрать обратно внесенное в Банк золото в виде новой резервной валюты, и постепенно эта валюта заполонит весь наш мир. А евро и доллары можно будет увидеть только в музеях. И для достижения этого эффекта ни одной стране не потребуется перенапрягаться в поисках золота, ведь этими поисками будут заниматься все страны — участники Банка. Ну а «первоначальный капитал» должны внести в Банк их основатели – Россия, Индия и Китай. Все безналичные переводы денег должны осуществляться с помощью уже готовой китайской системы перевода денег, так что, и с этой стороны под Банк БРИКС Западу никак «не подкопаться». Более того, буржуи устроены везде одинаково, что на Западе, что где-то еще, а потому, участниками этого Банка наверняка станут и Западные страны. А раз так, то вскоре накроются «медным тазом» и МВФ, и ВТО, и Мировой Банк. Другими словами, Запад лишится своих главных козырей в торговых войнах современности. Таким образом, мы победим Запад (а точнее, их деньги) с помощью «новых» денег, частично обеспеченных золотом, главное же, что этих денег в начальный период много не потребуется. Ну а когда они  «расползутся по миру» сделать что-то против такой глобализации будет уже поздно. Как говорится, «перекуем мечи (золото всего нашего мира) на орало» (новую резервную валюту нового Мирового Банка). И никакого принуждения, все происходит «по обоюдному согласию» — «ловкость рук, и никакого мошенничества». К слову сказать, организация подобного международного банка резко подстегнет и товарооборот между странами, а это значит, что все его участники станут развиваться, то есть, нормально жить, а не как сейчас — то один кризис, то другой.

Ну а главными благо обладателями этой затеи станут страны БРИКС, и тем большими, чем быстрее они вступят в Банк. Западные же страны наверняка окажутся в числе отстающих, ведь их, изо всех своих сил, будут удерживать от вступления в Банк — США, а силы у Штатов пока еще есть. И организовать такой Банк можно прямо сейчас, надо лишь договориться друг с другом трем континентальным империям – России, Индии и Китаю, а золота для этого у них вполне хватает. «Запрещать и не пущать» — самые глупые и неверные действия человеческих сообществ. Наоборот, надо строить, организовывать и приглашать всех желающих. Объединить же все страны нашего мира можно только тем, к чему стремится все население этих стран без исключения. И это — справедливость! Справедливым хотят видеть мир мужчины и женщины, взрослые и дети, больные и здоровые, богатые и бедные, либералы и патриоты, власть предержащие и простой народ, олигархи и слесаря сантехники и даже банкиры и воры в законе. Правда, справедливость у каждого своя, но в этом нет ничего страшного. Давайте попробуем дать определение справедливости для каждой представленной выше группы населения по отдельности, и найти противоречия и что-то общее в этих определениях. Итак, мужчины и женщины. Любая женщина хочет быть красивой и нравится мужчинам. Если это так, то мир справедлив, если нет, то крайне несправедлив. Не прочь понравиться женщинам и мужчины, но для них это все-таки не так важно, как для женщин. Автор не видит здесь никаких противоречий. А теперь — взрослые и дети. Справедливость для взрослых, это когда их дети здоровы и не хуже других, а наоборот, даже лучше. А для этого государству необходимо обеспечить хорошим бесплатным образованием всех детей страны и ежемесячно выплачивать им прожиточный минимум. Справедливость для детей, это когда они лишены излишней опеки со стороны взрослых, но при этом нравятся всем окружающим, особенно своим родителям и другим детям. И здесь автор не видит особых противоречий, так же, как между мужчинами и женщинами. Несколько хуже дела обстоят у больных и здоровых. Для больных справедливо, когда они здоровы, для здоровых — когда все кругом здоровы. Здесь уже налицо противоречие, которое, впрочем, легко разрешается сразу после выздоровления больного. Учитывая, что и здоровые люди иногда болеют, все противоречия внутри этой категории людей снимаются, когда в государстве есть бесплатная медицина, которая помогает всем страждущим без исключения. А теперь обратимся к наиболее противоречивой группе — богатые и бедные. Каждый богатый хочет быть богаче всех окружающих, и считает это справедливым. А любой бедный не хочет быть беднее других. Единственно, что объединяет оба этих желания, это одна и та же возможность жить лучше — кто больше и лучше работает, тот больше дохода и получает. Именно эта формула и снимает противоречия в данной группе людей. При этом богатые просто обязаны помогать бедным, «давая им не рыбу, а удочку». Ну а государство само разберется со справедливым делением «рыбы». В любом случае, пропорциональный подоходный налог не должен превышать 50%, и это будет справедливо.

А теперь поговорим о либералах и патриотах. Очевидно, что такое деление людей очень условно. Главное, что отличает их, это любовь.  У патриотов это любовь к своей родине, у либералов — любовь к личной свободе. К слову сказать, автор не знает ни одного человека, который бы не хотел быть свободным, что среди либералов, что среди патриотов. Так что, кардинальных противоречий нет и в этой группе населения. Осталось только привить любовь к своей родине у либералов, и считай, что те сравнялись с патриотами. А для этого нужно соответствующее государственное воспитание, начиная прямо с яслей, и хорошее бесплатное образование, в том числе, и высшее. Вот так потихоньку мы и подобрались к главному противоречию любого государства — противоречию между власть предержащими и простым народом. И народ, и властные структуры хотят одного — чтобы в их государстве был порядок и процветание, но вот методы достижения этого у них абсолютно разные, ведь власть — принуждающая сторона, а народ — принуждаемая. Как бы то ни было, но обе эти противоположности зависят друг от друга. Если построить государство, в котором зависимость одной стороны от другой была бы абсолютно одинакова, то мы разрешим и это противоречие. Ну а теперь перейдем к частностям. Что общего между олигархом и слесарем сантехником и какая между ними разница? И тот, и другой — люди, но у одного денег «куры не клюют», а у другого их постоянно не хватает. Для обеспечения справедливости у этой категории людей государству необходимо организовать непрерывный денежный поток от богатых к бедным в виде пропорционального подоходного налога и налога на расходы (на имущество и роскошь). Таким образом, мы примиряем одного с другим, и заставляем богатых вкладывать свои деньги не в личное имущество, а в общественное производство. Ну и последняя частность — банкиры и воры в законе. Главным желанием банкиров является приверженность и подчиненность всех его клиентов к одним и тем же законам, которые сам банкир и пишет. Абсолютно то же самое можно сказать и о ворах в законе. Здесь вообще нет никаких противоречий, кроме одного. Банк должен быть один и принадлежать государству, а законы должны писать не банкиры и воры в законе, а тоже государство, и при этом строго следить за их исполнением. Тогда и не будет ни банкиров, ни воров в законе. А теперь давайте просуммируем все то общее, что мы здесь нашли. Итак, начнем. Самое первое, что необходимо сделать, это организовать для всех граждан страны (и детей, и взрослых) ежемесячные выплаты не ниже прожиточного минимума и обеспечить своих граждан хорошим бесплатным образованием, а детей — воспитанием, начиная прямо с яслей. Второе — обеспечить жесткую зависимость власти от народа, для чего необходимо отсечь государство от процесса проведения выборов. Третье — ввести пропорциональный подоходный налог и налог на покупки. И наконец, четвертое — национализировать банковскую структуру и создать единый государственный банк, который, кроме всего прочего, будет исполнять и функции налоговой службы. Вот, собственно, и все.

Если сравнить эти требования с авторскими предложениями, сделанными выше, то можно заметить, что они практически совпадают. Другими словами, мы с Вами только что вычислили устройство идеального государства, которое очень похоже на авторскую «Утопию». Если мы сумеем перестроить Россию в такое государство и докажем всему миру его неоспоримые преимущества, то на нашем примере начнут преобразовываться и объединяться и все остальные страны мира. Вот тогда-то и наступит настоящая глобализация, а в мире воцарится справедливость. Сейчас же такие слова в обиходе присутствуют, а глобализации и справедливости в нашем мире нет и в помине. Автор на этом сайте приложил все свои силы для того, чтобы доказать Вам, уважаемый читатель, что нет ничего утопического в таком построении государства. Но Вы, тем не менее, остаетесь непреклонными в своем мнении, что ж, пускай будет по-Вашему — утопия, так утопия. Кстати, «Город Солнца» (одна из классических утопий) — философское произведение Томмазо Кампанеллы. Написано в тюрьме инквизиции около 1602 года на итальянском языке, впервые опубликовано в 1623 году во Франкфурте на латинском языке как приложение к «Политике» — третьей части «Реальной философии». В тексте очевидно влияние «Государства» Платона и «Утопии» Томаса Мора, однако «Город Солнца» отличается от них наличием астрологического контекста. Новую популярность «Город Солнца» обрел с середины XIX века в контексте социал-демократических и коммунистических движений, с точки зрения Карла Каутского, Кампанелла был одним из «предшественников научного социализма». В. И. Ленин считал некоторые идеи, высказанные в «Городе Солнца», применимыми для монументальной пропаганды. Так что, далеко не всякая Утопия — это «пустое место», особенно, если она написана в «эпоху перемен». А мы с Вами как раз и живем в такое время. И именно нам с Вами предстоит поучаствовать в строительстве нового государства в России. Если, конечно, не случится «конца света», а ведь существует и такая возможность. «Наша главная задача — не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно. Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой» (Томас Карлейль).

Вот и нам с Вами надо не мечтать о «светлом будущем», а стараться приблизить его своими мыслями и делами. Если каждый из нас сделает хоть чуть-чуть чего-то нужного в данном направлении, то и будущее надолго не задержится. Ведь каждый человек, пока живет в этом мире, не только мечтает и на что-то надеется, но и совершает шаги в направлении своей мечты, иначе и быть не может. Ну а что у нас получится в конечном итоге, «поживем — увидим». В любом случае, что-то, но обязательно получится, главное, чтобы не «конец света». А для этого надо действовать очень обдуманно и предельно осторожно, особенно персонажам на первых ролях. В любом случае, власть должна быть слугой народа, а ни как не наоборот, и это, как ни смотри, справедливо! Подавляющее же большинство населения России жаждут перемен с целью улучшения социальной обстановки в стране, и власти обязаны прислушаться к их голосу, тем более, накануне президентских выборов. Справедливость должна восторжествовать! Как говорится, «Бог не фраер, правду видит». Правда, «с огнем нужно работать осторожно. Если вы сунетесь в огонь голыми руками, то получите ожог. Если снова сунетесь — получите новый ожог. И так — опять и опять, пока огонь не нанесет вам ожогов, несовместимых с жизнью. Тогда станет просто некому совать руки в пламя. По своему даже умиляют в своей предельной наивности те, кто кричат — «это несвобода! Мы не согласны с дурацкими требованиями техники безопасности! Руки в огонь совали — и совать будем!». Каково их будущее — между «бунтом за свободу против техники безопасности» и гибелью? Скорее всего, ожоги будут становиться все более и более тяжелыми. Ведь новый ожог придется на место старого, который еще не успел зажить. Все более и более тяжелыми будут становиться и травмы пост-советских народов, слишком «вольнолюбивых» (а может быть, слишком трусоватых, давших себя запугать до обморока?). Ну чего, скажите, может добиться человек, который выторговал себе свободу хватать сковороды без прихватки, заплывать за буйки, переходить улицы на красный свет и подставлять голову под балду кузнечного пресса? Неужели ЕЩЕ не очевидно, что дистанция между безумием и вымиранием будет у таких народов наполнена постоянным ухудшением и без того незавидного положения? Если вы застряли во льдах, а за вами пришло спасательное судно, то довольно глупо вспоминать старые обиды между вами и капитаном этого судна. Еще глупее ругать судно, что на нем «не такие» каюты и невкусная еда на камбузе. Или рассуждать, что флаг у судна неправильной расцветки. Как вообще взрослый человек может в вашем положении думать об этом, если он не сошел с ума?! Я не говорю, что советский образ жизни и устройство экономики были идеальны. Но совершенно бесспорный факт: все проблемы того общества относились к категории неприятностей, мелких бытовых неудобств. Комар в спальне, конечно, раздражает, но он вас жизни лишить не может!

Проблемы пост-советского образа жизни совершенно иного масштаба. Их никак нельзя свести к мелким бытовым неудобствам. Для миллионов людей это прямая, непосредственная и почти уже необратимая угроза жизни, ставящая под вопрос вовсе не комфорт времяпрепровождения, а само выживание человека, его семьи, друзей, соседей и т.п. Когда же мы, наконец, поймем, что нельзя уравнивать мелкие бытовые неудобства и психологические раздражители с катастрофами судьбы, несовместимыми с жизнью? Одно дело, если в комнате просто воняет, и совсем другое, если в комнате боевой газ иприт. Неприятно жить в вонючей комнате, хочется найти и удалить источник тухлятины (и всякий со временем это сделает) — но может ли простая бытовая вонь послужить поводом перейти в газовую камеру?!». Трудно поспорить с этими словами. Да, в Советские времена случались и периоды «непосредственной и почти уже необратимой угрозы жизни», особенно в Сталинские времена. Но эти угрозы были вызваны не социалистическим укладом жизни Советских людей, а неолиберальными «бандитскими» Властями. Социализм тут совсем не причем, виновато лишь устройство власти. К слову сказать, и к сегодняшнему дню это устройство власти никак не изменилось. А потому, автор согласен на все сто и со следующими словами Авагяна. «Я категорически требую — если мы еще цивилизованные люди, если в нас осталось хоть сколько-нибудь человечности — развести разговор о мелких бытовых неудобствах и разговор о массовых циничных человекоубийствах. С неудобствами будем разбираться отдельно, а пока задача всего человечества — покончить с этой массовой бойней, с этой гибридной мировой войной, жертвы которой измеряются уже десятками миллионов, а разрушения — сопоставимы с эпохой Второй мировой! Ну, нельзя же считать себя взрослым вменяемым человеком — и на разговор о геноциде целых краев, областей отвечать «а в СССР была серая несимпатичная оберточная бумага» и «сосиски не всегда были в свободной продаже»! Ну, это же патологическое безумие — когда пожарные вам открыли окно, чтобы вытащить из горящего дома, а вы им пеняете на вред сквозняков! Ну, хоть немножко, хоть иногда — соизмеряйте масштаб проблем, тех и этих! Знаете слово, которым можно оценить проблемы советского времени по сравнению с нынешними? Это слово — «сме-хо-твор-ные»! Вы плыли на корабле через океан, посреди океана, что-то вас разозлило в обслуживании, и вы выпрыгнули за борт. Теперь вы плаваете посреди океана, берегов не видно, вокруг вас кружат акулы — а вы рассуждаете, что пассажирские каюты плохо вентилировались. Ну, и кто вы после этого? Я не поэт, чтобы говорить «мы погружаемся в безумие». Я экономист, представитель достаточно точной науки, изучающей обмен веществ. И то безумие, в которое мы погружаемся, я разложу аналитически на сухие составные части.

Что такое социальный хаос? Это непредсказуемость и беззащитность человека. Хаосу противостоит законность. А душа законности — регламентация. Регламентация юридически-точным языком разъясняет, что вам положено, а чего — нет, на что вы можете рассчитывать, а на что — не можете. Регламентация законности отделяет оправданные и законные требования (мне не дали моего!) от хулиганских и неоправданных (дайте мне чужое!). Без такой раскладки, которая известна всем — жить в цивилизованном обществе просто не получится. Потому что откуда возьмутся ваши требования, если неизвестно, что вам положено? Как можно спокойно и безопасно жить в обществе, в котором все друг у друга все время что-то отбирают, потому что не расписано — что кому полагается иметь?! В такой среде лучшие качества (например, скромность) — становятся источником нищеты. А худшие (например, наглость, лживость, агрессия) — источником процветания. И как быть? Развивать в людях худшие качества, низшие инстинкты — чтобы побыстрее доломать остатки цивилизации?!» (В.Л. Авагян «Путь и непутевость»). Так этих «остатков» уже сегодня практически не осталось! Если Вы, уважаемый читатель, внимательно приглядитесь к нынешнему миру, то наверняка заметите, что он вплотную приблизился к антиутопии (а то, уже и пересек черту). Так что, тезис: «Чем хуже, тем лучше» к современному миру уже не применим (ведь нынешняя «антиутопия» может стать только «качественней», но не хуже). А вот людям, если современный мир покатится и дальше в том же самом направлении, действительно, может стать значительно хуже, чем сейчас (хотя их жизнь и сегодня — совсем «не сахар»). Но, как говорится, «совершенству нет пределов». А потому, для начала нужно установить этот предел, и только потом думать, куда идти дальше. Вот СВО на Украине и стала таким пределом, но, как оказалось, ненадолго. Сегодня (октябрь 2023 года) в нашем мире появился уже следующий предел – в виде СВО Израиля в Газе. И сама жизнь покажет нам – надолго ли его хватит? Вот именно это и является «социальным хаосом», и этот хаос появился в нашем мире как раз в результате его нынешней пост капиталистической глобализации. «Есть причина, есть и ее следствие».