Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Интуиция, как феномен психики

Интуиция, как феномен психики

В прошлой главе мы с Вами, уважаемый читатель, рассмотрели один из главных феноменов человеческого сознания – религии. Ну а в этой главе автор предлагает поговорить о другом не менее важном феномене человеческого сознания – об интуиции. И поможет нам в этом статья Олега Хомяка «Как развить интуицию». «Разрушая стереотипы, раскроем вам один секрет: природой так устроено, что интуиция, наша внутренняя мудрость, лучше развита вовсе не у женщин. Интуиция — это не о предсказании неизбежного, интуиция говорит о настоящем и о том, какое будущее максимально вероятно, если ничего не менять в настоящем. Интуиция есть способность знать о чем-либо напрямую, без посредства текстов, наблюдения, сообщений. Каждый из нас переживал подобное, и это зачастую воспринимается, как необъяснимая мистика. На самом деле ощущение «мистичности» связано с непониманием самого механизма работы интуиции. Для аборигенов Африки или Амазонии голос в телефонной трубке или изображение на экране выглядят как чудо. Чтобы понять и полноценно использовать интуицию, достаточно принять один простой принцип: человек имеет не только телесную, но и полевую (волновую) составляющую. Не только человек, но вся наша реальность. Эту полевую координату называют по-разному: душа, семантическое поле, энергетика, морфогенетическое поле, дух и т.д. Для поля и волн нет ограничений пространства, для тел же они вполне ощутимы. Если в случае с объектами физическими необходим контакт, то на поля и волны важно уметь настраиваться. Они заполняют пространство, но не перемешиваются, это как разные частоты радио и мобильной связи. Мы всегда окружены информацией. И восприятие необходимой информации чем-то подобно работе радиоприемника: приемник воспринимает все волны, только надо знать, какую именно волну ты хочешь поймать (цель), и знать, как крутить ручку (техника). Основное, что мешает человеку полноценно пользоваться всеми этими полями, — его собственная вера в то, что это невозможно. Это главный блок, мешающий осознанному использованию интуиции. Если мы принимаем идею поля, то реальностью становится то, что вся необходимая нам информация уже присутствует здесь и теперь, мы ею окружены, и ее невозможно скрыть. Разве что «зашуметь» или повлиять на способность восприятия. Интуиция обеспечивает нас информацией в соответствии с нашими интересами и стремлениями. Наши желания и цели — это как настройка ручки приемника, именно они и обеспечивают получение нужных «сообщений». Чем более определенными являются наши цели и желания — тем точнее работает наша интуиция. Соответственно, проблемы с целями и желаниями сказываются и на качестве интуиции: слишком много информации, и притом неоднозначной.

Но это проблема не самой интуиции, а нашей «определенности»: чего именно я хочу? Вот небольшой список основных разрушителей интуиции. 1.Противоречивые цели (и хочу, и не хочу), сомнения в целях. Это все равно, как если бы вы переключались через каждую секунду между двумя-тремя радиоканалами. Информация-то идет, но только усиливает общую неопределенность. 2.Неконкретные, неопределенные цели. Нет запроса — нет и ответа, в таком случае интуиция обычно вообще не работает — нечего обслуживать. 3.Сильное желание. Цель становится сверх значимой, усиливаются стресс и напряжение — происходит «зашумление» информации. «Неподходящая» информация игнорируется, а желаемая усиливается. Это и есть зависимость, когда мы центрированы не на себе, а на чем-то внешнем (на другом человеке, на результатах, отношениях, предметах и т.д.). Соответственно, нет свободы, нет и вариантов. 4.Страх. Тоже сильное желание, только со знаком минус: то, чего не хочу. Опять же, интуиция искажается: усиливается информация, говорящая об угрозах, и игнорируется «мирная» информация. Тут уже без психологической коррекции не обойтись. Страх имеет корни в драматическом не пережитом прошлом. Общий рецепт один: самоопределяйтесь. Расслабьтесь, подумайте о своих интересах и точно сформулируйте: чего я хочу? Внутренняя определенность делает внешнюю ситуацию гораздо более понятной и просчитываемой. Интуиция есть проявление присущей нам от рождения, как и всем живым существам, способности воспринимать. У человека есть два базовые способности: воспринимать и действовать (воля). Интуиция обеспечивает «знание» происходящего, а воля — желаемые изменения. Маленькие дети, не знающие языка, как и животные, просто чувствуют. Но в процессе воспитания ребенка приучают следовать скорее нормам и правилам общества, семьи, чем доверять своим чувствам. Постепенно формируется привычка вытеснять свои чувства и следовать нормам, авторитетам, текстам, рекламе, ТВ. Тут выбор простой: либо Маугли, либо социальный человек, с доступом ко всем возможностям системы, культуры. Но цена этого — подавление интуиции. Для того чтобы быть «нормальным» человеком, необходимо регулярно делать «противоестественные» вещи: пожимать руку тому, кому не доверяешь, улыбаться, когда тебе не весело, быть приветливым с тем, кого не уважаешь и т.д. Поэтому развитие интуиции — это возвращение внимания и доверия к себе. Интуиция говорит с нами крайне редко в словах, почти всегда — неконкретными ощущениями, чувствами и образами. Тому, кто хочет получать максимум от своей врожденной интуитивной способности, важно уметь обнаруживать эти сигналы. Это чем-то похоже на охотника: быть внимательным ко всему, отлавливать малейшие звуки, запахи, уметь наблюдать, видеть следы. Джордж Сорос в книге «Сорос о Соросе» рассказывает о том, как долго и безуспешно пытался избавиться от боли в спине.

Потом обнаружил, что боль всегда усиливалась во время переговоров, после которых он принимал не лучшие решения. Начав «прислушиваться» к боли, Сорос стал уменьшать ее интенсивность и сохранять свои деньги. Наша интуиция дает информацию в виде картинок, чаще неконкретных, ощущений в теле, эмоций и чувств, реже — в звуках, запахах, вкусовых ощущениях или в словах. Естественно, возникает вопрос — как все эти сигналы расшифровать? Лучший способ исказить смысл уже полученных сигналов — начать интерпретировать, додумывать. Интуиция и мышление — разные процессы. Синонимы интуиции — видение, созерцание. Важно уметь задать вопрос и ждать «получения» ответа. Это об осознании, но не о мышлении. Интерпретация — это попытка «приписать» значение полученным сигналам, угадать, логически прийти к выводу. Это если бы вы вели машину по GPS и при разбитом экране и отсутствии голосового сообщения пытались догадаться: здесь, наверное, поворот, а это, кажется, заправка, или нет, скорее всего, — магазин. Работа интуиции чем-то похожа на чудо: если есть правильный вопрос — будет адекватный ответ. Недоверие к своей способности постигать приводит к спешке и попытке объяснить. А при объяснении мы уже начинаем опираться не на воспринимаемую реальность, а на наши знания, стереотипы, убеждения, пытаясь соотнести полученную информацию с той или иной ячейкой памяти. И это почти всегда будет нести в себе неточность. Например, кто-то верит, что есть люди-вампиры, которые питаются энергией других людей. И тогда, если ему регулярно становится плохо при общении с конкретным человеком, он может проинтерпретировать: «Вот настоящий вампир, который питается моей энергией». И решит избегать общения, использовать стратегии противодействия и т.п. Хотя причина может быть в том, что у «пострадавшего от вампиризма» актуализируется бессознательный страх (собеседник напоминает ему кого-то из прошлого) или, наоборот, бессознательное доверие, когда, «вкладываясь» в общение и не получая ожидаемого, человек банально «перегорает». Собеседник тут ни при чем — это сам человек делает что-то не то. Хорошо тренирует способность осознавать медитация — сосредоточение на выбранной теме и осознание всех ее аспектов. И еще важно помнить, что интуиция — это не о предсказании неизбежного, интуиция говорит о настоящем (мотивы и активность) и о том, какое будущее максимально вероятно, если ничего не менять в настоящем. Соответственно, меняя что-то в настоящем (свое отношение, стратегии, цели, прорабатывая желания и страхи и т.п.), мы создаем новые тенденции и новый сценарий будущего. Звезды не тянут нас за собой — звезды освещают дорогу. Интуиция не может быть заменой опыту и самим опытом не определяется. Хороший, системный, осмысленный опыт (профессионализм) позволяет точнее направлять интуицию и в более точных терминах описывать то, что мы считываем.

Это, опять же, как в GPS: прибор будет рисовать дорогу и без загруженных карт, и по этому маршруту можно будет вернуться. Но без карт (прошлый опыт) сложно увидеть ситуацию в целом и новые интересные направления-возможности. Интуиция — это восприимчивость, а системный опыт — это знание «рельефа». В паре — идеальный результат. Интуиция будет максимально изощренной, если мы «прикладываем» ее к тем сферам, где у нас хороший системный опыт. Без опыта интуиция тоже будет работать, но очень общими категориями: чувствую, но назвать не могу. Мастер по ремонту техники быстро и легко диагностирует технику, так как знает ее устройство. Если у вас хорошая интуиция, это вряд ли это поможет вам отремонтировать автомобиль (если вы не специалист), но почувствовать, что пора ехать к мастеру, — поможет. «Плохой», неполноценный опыт обычно драматически сказывается на работе интуиции — он чем-то подобен устаревшим картам в GPS: искажают получаемую информацию (см. предыдущий пример о вампирах). Чтобы «интуичить» тему отношений, важно хорошо понимать, как отношения устроены, как формируются, развиваются и прекращаются. Чтобы «интуичить» в маркетинге, важно хорошо понимать, как устроены компания и рынок, как они взаимодействуют. Чтобы «интуичить» в теме здоровья, важно понимать, как устроен организм и как он функционирует. Интуиция — это только один из психических процессов. Для адекватного функционирования в жизни должно быть хорошо и с волей, и с мышлением, и с чувствами. Еще раз о том, что нарушает интуицию и вызывает к ней недоверие. Неопределенность или двусмысленность целей. Лекарство: определяйся. Стереотипы, неточные или неполные знания. Лекарство: исследуй и познавай предметные области. Желания и страхи. Лекарство: познавай и исцеляй себя. Хорошо работающая, «чистая» интуиция — это гарантия адекватности и устойчивости человека в стрессовых и кризисных условиях, ситуациях высокой степени неопределенности. Даже не очень понимая суть происходящего вокруг, или вообще ее не понимая, благодаря интуиции мы можем принимать точные решения, реализовывать свои амбиции и обходить опасные ситуации. Достаточно использовать несколько критериев для интуитивного считывания информации: 1.Я: это делает меня сильнее или слабее (это делает меня цельнее или разрушает)? 2.Окружение: как это влияет на мое окружение (разрушает, сохраняет, развивает)? 3.Судьба: мои решения порождают проблемы в будущем или создают новые возможности?

Если у вас есть хорошая внутренняя центровка (ощущение себя и своих границ, точное понимание своих целей и интересов), этих вопросов вполне достаточно для управления интуицией в ситуациях любой сложности и неопределенности. Интуиция — наш внутренний GPS — функционирует для того, чтобы мы имели возможность максимально точно, эффективно реализовывать свои намерения и цели, амбиции и желания, справляться с испытаниями, выпадающими на нашу долю. И этот навигатор работает постоянно, важно научиться им, пользоваться» (Хомяк). Как видите, уважаемый читатель, мировоззрение Хомяка во многом совпадает с мировоззрением автора этого сайта. А как мы выяснили выше, найти общее, значит, найти истину. Автор согласен с Хомяком и с тем, что тот сравнил интуицию с GPS. Единственно, о чем Хомяк умолчал, так это — о связи сознания Земного человека с мировым сознанием (с единым пси-полем Земли). Однако автор уверен, что со временем Хомяк придет и к этому выводу. По крайней мере, волновую сущность работы сознания Хомяк прекрасно осознал. А теперь давайте посмотрим, что по этому поводу думают ученые. Согласно Википедии, интуиция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутье», проницательность. Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось еще в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений). Перевод понятия επιβολή на латинский язык словом «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом» (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием. В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мербеке (1215-1286) повторил перевод Боэция, и понятие «интуиция» стало частью западноевропейской философской терминологии. Кристиан Вольф перевел понятие «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung». Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле понятие употребляется у Канта. Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung словом «интуиция» (франц., англ. — intuition, итал. — intuizione, исп. — intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также как «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».

В истории философии понятие интуиции имело разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…». Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). Как видите, уважаемый читатель, мы наблюдаем обычную картину — «сколько людей столько и мнений». Давайте попробуем найти общее и в приведенных выше мнениях. Все виды интуиции имеют одно общее — подчеркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления. Другими словами, все представленные выше ученые, так или иначе, признавали, что интуитивные знания всегда присутствуют в сознании человека, но на подсознательном уровне. А «озарение» приходит во время осознания этих знаний. Тогда встает другой вопрос — а откуда они там взялись? Ответить на этот вопрос никто из них не смог, а потому, все они просто ушли от ответа, и ответили лишь на вопрос — что такое интуиция? Примерно такими словами: «Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление» (Менский, 2011).

Очень ловкий и часто употребляемый среди ученых прием, НО он не ведет к истине! Чтобы познать истину, следует ответить на все возникающие вопросы, а не придумывать термины и давать им определения, чем, собственно, ученые, в основном, и занимаются. Понять же, что такое интуиция, невозможно, не ответив на вопрос — откуда в подсознании человека появляются интуитивные знания? Так, известный американский философ и психолог-когнитивист Дэниел Деннет поясняет: «Интуиция — это попросту знание о чем-то без понимания того, как это знание было получено». В концепции аналитической психологии К. Юнга интуиция рассматривается как одна из четырех основных психологических функций, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. «…Вещи имеют свое прошлое и будущее. Они откуда-то появляются, куда-то текут, и трудно уверенно сказать, откуда они возникли и куда скроются; и все же при этом у человека есть … предчувствие. Предчувствие в таком деле часто стоит жизни. Интуицией пользуются изобретатели и судьи. Там, где бессильны понятия и оценки, мы целиком зависим от дара интуиции. Добавлю еще, что интуиция есть особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. … Я не знаю, что происходит, когда человек знает то, что он определенно знать не может. Я не знаю, как это у него получается, но получается неплохо, и он в состоянии действовать». По мнению автора, это — самое точное и самое честное определение интуиции. Ну а мы с Вами, уважаемый читатель, нашли ответ на вопрос — откуда в подсознании человека появляются интуитивные знания? И потому, имеем полное право рассуждать на данную тему. А рассуждая, мы пришли к выводу, что все знания человека являются интуитивными, и изначально заложены в мировом сознании, с частью которого (с пси-полем Земли), человек имеет надежную прямую и обратную связь. Другое дело, что современное человечество сумело активировать лишь очень незначительную часть этих знаний, но «лиха беда — начало». В когнитивной психологии (психологии, ориентированной на эксперименте и математическом моделировании мышления) интуитивные процессы изучаются в рамках исследований: 1. Имплицитного научения (способности человека непреднамеренно и неосознанно обрабатывать комплексную информацию). 2. Имплицитной памяти (тип памяти, который обеспечивает использование информации, полученной на основе неосознаваемого прошлого опыта). 3. Прайминга (механизма имплицитной памяти неосознанного и непреднамеренного влияния однократного воздействия стимула, какого-либо вида, на реакцию на последующий стимул).

Результатом имплицитного научения является формирование имплицитного знания, которое косвенно обнаруживается при выполнении заданий без всякого осознания самого факта его применения и почти всегда проявляется без участия внимания. В настоящее время существует несколько реализаций искусственной интуиции, служащих различным целям, от очистки информации от помех до совершения открытий. Например: улучшение качества цифровых фотографий, распознавание образов, геофизика, психология, бизнес-консультации, политические и исторические исследования и т. д. Все реализации основаны на едином алгоритме, представляющем собой полный аналог естественной интуиции. Смысл алгоритма заключается в отслеживании статистических закономерностей между связями частей исследуемого объекта. Подобные системы могут применяться либо самостоятельно, либо как апгрейд любой из существующих интеллектуальных систем, добавляя к ним новые качества или улучшая существующие. Так что, несмотря на то, что многие люди считают интуицию «чепухой», тем не менее, человечество потихоньку использует ее для обеспечения своих нужд. Адаптивные программы и алгоритмы искусственного интеллекта, основанные на методах обучения автоматических систем, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию. Они производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат «непосредственного усмотрения». Множество авторов предлагают различные тренинги для развития интуиции, однако стоит помнить, что многие из них экспериментально не доказаны, то есть являются «размышлениями» авторов на тему. Один из аспектов интуиции основан на жизненном опыте, поэтому единственный способ развить ее — это накопление опыта в определенной области знаний. «Позитивные мысли и убежденность, что вы заслуживаете не просто ответа, а самого лучшего ответа, подвигают интуицию на позитивную деятельность» — один из таких тренингов основанных на аффирмации или самовнушении с целью снятия барьеров. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также определение формулы бензола, разработанное Кекуле, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции, для получения интуитивного знания. Более того, эти примеры показывают нам, что интуитивные знания (то есть, любые знания) уже существуют в нашем мире, и нам нужно лишь осознать их, и можно пользоваться. Кстати, формальное начало когнитивной психологии датируется 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии.

Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс. Б. М. Величковский излагает историю когнитивной психологии в следующих основных тезисах. Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах как инженерная психология и эргономика. Большое влияние на формирование когнитивной психологии оказала необходимость психологической поддержки процессов обучения и в исследования интеллектуального развития детей (Бюлер, Выготский, Пиаже). Эти задачи не могли быть решены в рамках устаревшего к 1960-х гг. бихевиоризма, построенного на опытах с животными и предположением, что люди ведут себя также. Когнитивная психология была создана представителями гештальтпсихологии и представителями необихевиоризма понимавших ограниченность старых моделей и учитывающих новые открытия. Например, открытие Э. Толменом когнитивных карт. Большой вклад в становлении когнитивной психологии внесли представители нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). Все эти модели приобрели инновационную форму за счет компьютерной революции XX века и в связи с лингвистическими работами Н. Хомского, доказавшего, что лигвистика сводима к алгоритмическим моделям. Д. Бродбент развил компьютерные модели сенсорного восприятия информации. Р. Аткинсон смоделировал процессы памяти человека по аналогии с компьютером. Практическое компьютерное моделирование процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту началось вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.  Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций. Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения. Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач. Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями.

Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам. Одно из вызывающих большой интерес у ученых направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объему мозга, а не локализованы в его определенных участках. Однако тот же самый результат мы будем наблюдать и при условии работы головного мозга человека, как приемо-передающей станции связи с мировым сознанием. Причем, ни один из этих выводов не противоречит другому. А стало быть, они оба — истинны. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определенного объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и темных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объемного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от нее части любого размера в оставшейся части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее четкая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами. Ну а, по мнению автора, такое непризнание теории Прибрама говорит не о ее неправильности, а, скорее, о лености мышления  современных ученых. Автор же этого сайта рассматривает работу подсознания человека, как работу с голограммой в целом, а работу разума, как деление общей картины на ее составные части и их логического анализа поодиночке. Именно этот процесс автор и называет осознанием. И именно осознание активирует отдельные узлы матрицы Веры с соответствующей информацией, как в сознании самого человека, так и в мировом сознании.

У людей есть убеждение, что существует только одна истинная логика, так как существует только одна вечная Истина, к которой можно прийти только по единственной истинной дороге познания. Невозможно предположить наличие двух или более вариантов ответа на какой-либо конкретный вопрос, так как только один из них будет правильным, а остальные обязательно будут фальшивыми. Например, понятие единого Бога (всего Мироздания) как Первопричины бытия. Действительно, Первая причина, то есть та, которая по определению не имеет под собой иной причины, и которая явилась причиной для возникновения бытия вообще и, следовательно, для абсолютно всех его проявлений до мельчайшей частички как цепи последующих следствий, не может быть множественной, так как бытие единое. Вселенная это буквально власть Сущего, которая распространяется на все бытие, рассматриваемое как следствие, и которое является ленным владением. Поэтому мы логически убеждены, что Первопричина (или в традиционном понимании и именовании Бог) едина. Нам важно признать, что она является единым основанием и источником бытия во всей его полноте и многообразии. Но в действительности мы знаем, сколько религий, мировоззрений или философских систем, столько существует и разных трактовок Первопричины, ее сущности, качеств и атрибутов. Различия многочисленных трактовок Первопричины отражены во множестве разных имен Бога. То есть логика народов и отдельных философов, или «дорога познания», которая в действительности привела их к разным Храмам, на деле была не единственная, она была тоже разная. Да и сам материальный инструмент или форма познания — язык у каждого народа свой, уникальный, качественно отличающийся от всех других языков. Каждый народ формируется на своей уникальной языковой матрице. Поэтому полностью во всех нюансах информация с одного языка на другой не может быть переведена, особенно если это языки из разных языковых групп. Форма должна соответствовать содержанию, чтобы его полноценно передавать. И наоборот, какая сложилась форма только такое и содержание можно в нее вложить. Содержание и форма обуславливают друг друга и не существуют в природе друг без друга. Вот и выходит, что у народа, имеющего по судьбе свой «топорный» язык как инструмент общения и познания, Бог предстает в виде плохо обтесанного чурбана-идола. Да и в остальном мышление такого народа довольно топорное, зато с дровами у этого народа все в порядке и в доме тепло, так как в печке всегда полыхают дрова. Народы, к слову сказать, как цветы в поле, все разные и красивые по-своему. Есть большие и малюсенькие, сложные и совсем простые, есть те, которые раскинулись на огромных пространствах как русский народ и малочисленные эндемики, которые прячутся в особых местах с уникальными условиями.

Вместе они составляют живой букет, убрав из которого хотя бы один вид, букет теряет в своем богатстве и красоте. Искусство же, как особая форма общественного сознания и познания, предназначено для исследования Первопричины в ее эстетическом природном проявлении, дает образное осмысление действительности, представляет собой процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к Первопричине) мира в художественном образе. Философия как особая абстрактная не опытная форма познания Первопричины и бытия исследует метафизику (вопросы бытия, существования), эпистемологию (вопросы познания) и аксиологию (вопросы ценностей и морали). Научное познание направлено на выработку и систематизацию объективных, то есть, лишь опытно проверяемых знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые позволяют построить опытно подтверждаемые закономерности или причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. То есть наука занимается не живой природой, которая, прежде всего, представлена уникальными живыми организмами и живыми системами, а устанавливает вероятностные закономерности косной абиотической среды. Конечно, и в живых организмах и живых системах, составленных из живых организмов наподобие органов и клеток в животных, действуют законы косной материальной среды, но здесь они не являются определяющими, сущностными. Из этого следует, что рациональное познание не способно к познанию живой природы и не может служить развитию человека как живого организма и общества как живой системы. То есть рациональная логика — это логика косной абиотической среды, противостоящая естественной для человека органической логике живой природы. Познать жизнь во всей ее полноте можно только при использовании, как рационального познания, так и интуиции («осознания неосознанного»).