Общая психология человечества
Как ни крути, но «человек — это значительно больше, чем только его тело и разум». Окружающий нас мир имеет значительно больше измерений, чем четыре, привычных для людей (длина, ширина, высота и время). В головном мозгу человека обнаружены структуры, позволяющие оперировать с четырнадцатью измерениями. Таким образом, как тело человека, так и его сознание, являются более многоплановыми сущностями, чем их представляет себе современный человек — материалист «до мозга костей». Соответственно, и общение людей друг с другом происходит не только через разговор или чтение книг. Связка же «автор — читатели» является одной из самых важных сущностей при осуществлении двухсторонней связи человечества с «единым пси-полем Земли» (банком образной информации, голографически записанной в эфирном поле Земли). Любой человек, находящийся вне этой связки, постоянно и подсознательно передает полученную на Земле информацию в пси-поле Земли, и по своему запросу может получить информацию оттуда, но происходит это исключительно на подсознательном уровне. Другими словами, такой человек либо совсем не осознает эту информацию, либо осознает ее крайне редко. Человек же, участвующий в подобных связках, практически всегда осознает информацию, получаемую им не только из прочитанных книг, но и из прямого общения (опять-таки через пси-поле Земли) с сознаниями их авторов. Очевидно, что все авторы на Земле являются одновременно и читателями, а многие читатели — авторами. Так вокруг Земли образуются единые информационные поля отдельных сообществ людей и всего человечества в целом. Подобные поля образуются и вокруг всех остальных живых существ на Земле, однако информационное поле человечества значительно больше, чем сумма информационных полей всего остального на Земле. И объясняется это разумом человека, который как раз и определяет возможность людей общаться друг с другом не только напрямую («с глазу на глаз»), но и через книги, фильмы, картины и любые другие творческие произведения людей. Прочитав этот абзац, Вы, уважаемый читатель, не только «окунулись в тему», но и вступили в подсознательную связь с Душой автора, а заодно, и с Душами других читателей. Другими словами, Вы соорудили вокруг себя информационное поле. И с этим полем теперь могут работать (общаться) и многие другие сознания. А теперь давайте обозначим главную тему этой главы, вокруг которой мы с Вами и будем здесь «крутиться». И в этом нам помогут отрывки из статьи Ю.Г. Орлика «Глупость наступает… Что делать?». «Не так давно во всех странах появилось явление, которое прямо указывает на наступление массовой глупости.
Думаю, что многие читатели уже догадались — это присутствие на улице, в транспорте, дома и на работе и других местах огромного количества дебилизированных взрослых и молодежи, воткнувших свой взгляд в экранчик смартфона, планшета и другой малой компьютерной техники. Бывает даже, что по этой причине дебилы не только разбивают свои бараньи лбы о столбы или падают в яму, но иногда попадают и под машину. Компьютер на современных электронных принципах был изобретен порядка 80 лет назад для ускорения научно-технических расчетов. Очень скоро на основе этого прогресса существенно расширилось применение больших и малых компьютеров в области информационных технологий. Иногда кажется, что это изобретение даже важнее, чем паровоз, автомобиль или самолет. С появлением интернета совсем недавно вообще произошла новая информационная революция, а около 20 лет назад старый ПК превратился в карманные микро-аппараты. Этот ничтожный по размеру аппаратик у вас в кармане сейчас включает не только абсолютно всеохватный интернет, но и радио, ТВ и даже подписку на газеты. Чем не чудо! Сегодня самый модный лозунг «продвинутых» граждан «Я на связи!» С другой стороны компьютерная техника в настоящее время из мощного расчетного и информационного средства и помощника человека по вине манипуляторов превратилась в средство его массовой дебилизации, то есть «чудо» в последние годы превратилось в свою противоположность» (Орлик). А дальше Орлик сообщает нам, что всемирная паутина «просто забита мусором на 99,9 и больше процентов». Да, мусора в интернете хватает. Но его хватает и в СМИ, и даже в художественной литературе. На то человек и разумное существо, чтобы выбирать из всего окружающего его «мусора» только то, что ему интересно и нравится. Тем более что «все люди разные», и что для одного представляет интерес для другого — «мусор». «Более 10 лет назад в США неожиданно было зафиксировано массовое явление, когда тысячи и тысячи детей 6-7 лет, поступая в 1 класс начальной школы, показали исключительно слабые умственные способности, не могли выучить ни букв, ни цифр, не обладали необходимым для этого возраста вниманием и другими базовыми способностями. Были проведены соответствующие исследования, которые показали, что причиной этой массовой умственной отсталости является предоставление родителями этих детей в возрасте 1- 4 лет гаджетов и планшетов для игр. Несомненно, родители считали, что эта электроника пойдет на пользу их чадам, но все оказалось наоборот. В младенческом и после-младенческом возрасте визуальная информация маленьких экранов оказывает разрушительное действие на мозг ребенка. Традиционное рассказывание сказок, чтение книг, историй, выучивание стихов и простых песенок для малышей развивает мозг. Но, играя на экране планшета или гаджета, передвигая пальчиками идиотские фигурки и рисунки, маленький ребенок сам превращается в идиота.
Электронный аппарат в этом случае препятствует развитию, не могут сформироваться базовые когнитивные структуры, необходимые для дальнейшей умственной деятельности в детском саду и начальной школе, ребенок быстро превращается в умственно отсталого. Гаджеты не помогают ребенку готовиться к жизни, они отвлекают его от настоящей реальности. Привычка к простому созерцанию, когда не надо думать, лишь на кнопочки нажимай, приводит к тому, что ребенок категорически не желает ЧИТАТЬ, когда приходит в школу» (Орлик). А вот с этими словами автор полностью согласен. Как говорится, «всему свое время», и давать в руки ребенка гаджет можно лишь тогда, когда он готов к этому. Согласен автор и с тем, что любой виртуальный мир, будь он представлен в книге или на экране гаджета, является в некоторой степени наркотиком. «Наркотик потому, что привыкнув к этому миру, ребенок желает жить в нем, а не в мире реальном. Дети и мыслить начинают придуманными категориями. Интернет — это реальный наркотик, т. е. — совершенно бесполезная вещь, без которой любой человек может прекрасно жить до тех пор, пока не попробует. А когда попробует, то зависимость возникает пожизненная — наркомания не лечится» (Орлик). Так-то оно так, да не совсем. Любящий читать человек — в каком-то смысле тоже наркоман, но такую наркоманию автор лишь приветствует. Хотя и он понимает, что если человек будет читать весь день напролет, то ничего хорошего из этого тоже не выйдет. «Дети руководителей американских IT-компаний занимаются в школах, где вообще нет компьютеров. В то время как московских школьников опускают в стихию виртуального цифрового мира с непредсказуемым содержанием, куда легко войти и очень трудно выйти, технический директор всемирно известной фирмы eBay определил своих детей учиться в школу без компьютеров. Так же поступили руководители и сотрудники других мегакорпораций: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Внешний вид школы в Силиконовой долине прост и старомоден: стеллажи с энциклопедиями, атласами, справочниками, деревянные парты, старинная классная доска с цветными мелками, традиционные бумажные тетради и учебники, цветные карандаши, приспособления для лепки из глины и иголки для шитья. В школе запрещены любые виды компьютеров, педагоги настоятельно не рекомендуют учащимся использовать компьютеры и гаджеты дома. Более тысячи человек были опрошены на улицах, как они используют айфоны, смартфоны, гаджеты и др. Среди нескольких вопросов был предложен такой: «Считаете ли вы, что ваш айфон, смартфон, гаджет, планшет и др. может быть использован для чтения книг?». Результат опроса — только около 2% граждан ответили на этот вопрос положительно. То есть возможность чтения книг существует, но она не реализована. Совсем недавно в Керчи произошло массовое убийство студентов и преподавателей в колледже. Цифровое слабоумие автора этого преступления с большой вероятностью является одной из причин.
Эпоха компьютерных игр, соцсетей и Паутины порождает множество особей, которые не являются полноценными людьми в привычном нам значении сих слов. Среди «миллениалов» (родившихся накануне и после 2000 года) довольно много тех, кто, обозлившись на всех окружающих, сам готов учинять массовые убийства с последующим суицидом. Или тех, кого довольно легко превратить в самоубийц, причем нехитрыми психологическими манипуляциями». Как сказал один из шефов дезинформационных агентств: «Наша работа — продавать людям не то, что они хотят, а то, что нужно нам». В современном мире главная обязанность гражданина — быстро купить огромное количество мусора и барахла, которое производится для него промышленностью всех стран. Но для этого потребитель должен быть глуп, как пробка. Мы уже говорили, что образованный человек — худший покупатель и прямая угроза экономике» (Орлик). И с этими словами трудно поспорить. Да, информация стала сегодня таким же товаром, что и все остальное. Именно поэтому самое главное информационное явление современности — это реклама, постоянно 24 часа в сутки лезущая из всех дырок — на радио, ТВ, в интернете, газетах и т.д. «И дебилизированные граждане отлично ведутся на это. Здесь есть, как мне кажется самый характерный пример — иногда в самых больших супеpмаркетах «самых-самых» столиц мира в 7 утра проводится бесплатное вручение любой одежды в течение 15 минут, но с одним условием — каждый желающий должен присутствовать… голышом. При этом давка в дверях при открытии ужасающая. Вот так! Вперед, дебилы! Китай на этой идиотской страсти граждан всего мира к потребительству построил свою политику экономического развития: «Вам надо барахло и шмотки в любых количествах? Пожалуйста — получите и распишитесь!». На карте мира есть всего несколько гигантских центров распределения и продажи этого барахла: в Гонконге, Сингапуре, Майами и др. Мне удалось побывать в двух из них — Панаме и Сьюдад дель Есте в Парагвае на границе с Бразилией и Аргентиной. Там за минуту осуществляются гигантские сделки по оптовой и штучной продаже барахла. В этой гонке за мусором у «задвинутого» гражданина часто не остается времени на созерцание главных достопримечательностей этих мест — Панамского канала или самых знаменитых в мире водопадов Игуасу. Стремительное развитие глупости индивидуумов в современной жизни во многом обусловлено уродствами антикультуры, которыми заражены эти люди во всех странах. Лозунг манипуляторов при этом известен — хлеба и зрелищ. Чтобы у дебилизированного народа не было времени для саморазвития, нужно предоставить ему огромный спектр низкопробных развлечений во время отдыха: клубы, кино, кафе, торгово-парковые комплексы, интернет-площадки и, конечно, алкоголь.
У человека не должно оставаться времени на себя, нужно сделать его максимально занятым! Для этого на ТВ, радио и в интернете организуются сотни развлекательных телешоу с убогим юмором и полуодетыми красавицами, сериалов, компьютерные игрушки помогут «расслабиться» после напряженного рабочего дня. Манипуляторы считают, что ни при каких обстоятельствах нельзя позволить человеку думать своей головой, это вредно! Надо завалить рабочий стол компа смешными картинками, мемами, видео с котиками и порнушкой. Пусть дебил получает хорошие эмоции, подсаживается на матерный юмор и пошлые комедии, понимание которых не требует умственных усилий» (Орлик). И с этими словами автор не будет спорить. Все мы хотели жить как на Западе, и наше желание исполнилось, правда, не во всем, зато кое в чем, мы даже перегнали Запад! В современном капиталистическом обществе, что у нас, что на Западе, поощряется эгоцентризм, стремление соответствовать навязанным идеалам красоты и привлекательности, внедряется подсознательная агрессивность, жадность, самовлюбленность и уверенность в собственной исключительности. Идеальный потребитель должен руководствоваться личным эгоизмом, равняться на стереотипы и мировые тренды вместо того, чтобы слушать себя и опираться на свои реальные потребности. «Надо лично осознать опасность для вас и ваших детей процессов оглупления и дебилизации мозгов. Если это понимать, то есть шансы для противодействия. Самое главное в этой жизни — это добро. Но «глупец не может быть добрым, для этого у него слишком мало мозгов» (Ларошфуко). Люди — будьте бдительны — не позволяйте превратить вас, ваших детей, близких, друзей и все общество в болванов и дегенератов. И в этом «пожелаем друг другу успеха, и добра и любви без конца» (Орлик). Кто бы спорил, что надо бороться «против тупости и дебилизации», но отождествлять эту борьбу с борьбой против Интернета и гаджетов, на взгляд автора, явный перебор. Интернет, наоборот, чрезвычайно расширил человеческие возможности для получения самой разнообразной информации, и честь ему и хвала за это. А вот фильтровать информацию, и не только из интернета, но и из книг, СМИ и т.д., надо обучать всех современных детей без исключения (да и взрослых — тоже). Уж больно много ее появилось в мире в последнее время. И если человек научится фильтровать поступающую к нему информацию, то никакая манипуляция сознания ему не страшна. Человека можно загипнотизировать только в одном случае, если он сам этого хочет. Так что, зомбирование людей — это добровольный процесс. Если человек хочет стать зомби, он им станет, ну а если нет, то его проще убить, чем зомбировать. Правда, если человек постоянно находится в виртуальном мире (что в книжном, что в облачном), то его и зомбировать не надо, он и так уже — зомби. А с другой стороны, если человек живет только одним настоящим, он потихоньку превращает себя в робота. Здесь, как и везде, нужна «золотая середина». А потому, автор, хоть во многом и согласен с Орликом, но не согласен с ним в принципе.
Что же касается культуры и антикультуры, то и здесь не стоит забывать, что «все люди разные». Одно и то же явление для одного человека будет культурой, для другого — антикультурой, и наоборот. Судить же всех исключительно по себе — подход довольно распространенный, но, по мнению автора, не совсем правильный. Это напоминает автору спор недалеких людей — вместо того, чтобы спорить по существу вопроса, один называет другого «козлом», а тот в ответ дает ему по башке. Вопрос — кто победил в этом споре? Ответа нет, так же, как и в словах Орлика о культуре и антикультуре. Для автора, например, рок — это культура, для Орлика — антикультура. С другой стороны, «мемы, видео с котиками и порнушка» автора тоже не вдохновляют, как и Орлика. Правда, в отличие от последнего, автор никогда не был в Сьюдад дель Есте рядом с водопадами Игуасу, может быть, поэтому он и думает иначе. Да и что такое «полноценные люди в привычном нам значении сих слов» автор этого сайта тоже не знает. Для автора, например, все люди полноценны (даже одноногие, однорукие и сумасшедшие), хотя отношение к разным людям у него, как и у всех — различное. Вот и отношение к Орлику у автора сложилось не самое позитивное. Ну да Бог с ним, с Орликом, главное мы обозначили основной вопрос этой главы — вопрос о психологическом влиянии (воздействии) одних людей на других. Вот об этом мы и поведем речь дальше. Хотим мы того или нет, но надо признать, что люди оказывают значительное влияние друг на друга не только при непосредственном контакте, но и на достаточном удалении друг от друга. Причем, если физическое воздействие на удалении связано с огромными трудностями (для этого нужны специальные инструменты), то для психологического влияния величина удаления не играет практически никакой роли. И это обстоятельство верно не только для современного общества, оснащенного самыми разнообразными средствами связи, но и для любого другого, даже примитивного общества. Вспомните, например, правило сотой обезьяны, когда сто особей шимпанзе на одном из островов научились обмывать водой стебли сладкого батута от песка, это же самое умение тут же появилось и у всех остальных шимпанзе нашего мира. Данное обстоятельство можно объяснить только существованием какой-то психической связи между шимпанзе, и никак иначе. А чтобы такая связь появилась, нужна какая-то общая для Земли сущность, которая эту связь обеспечивает. Автор как раз и назвал эту сущность «единым пси-полем Земли».
Как утверждает известный писатель и психолог А. Г. Свияш («Открытое подсознание, как влиять на себя и других») существует всего три основных принципа хранения информации в подсознании человека. Первый принцип: «Последний вошел — первый вышел», второй: «Чаще требуется — ближе хранится» и третий: «Энергетически (эмоционально) заряженная информация вспоминается легче». В общем и целом, все перечисленные выше принципы имеют право на существование. Однако «сказав а, надо говорить б», а Свияш этого не делает. Например, он не указывает место, куда «выходит первый», когда «входит последний». Другими словами, сам принцип вытеснения работает, и, по мнению Свияша, и, по мнению автора, но последнему непонятно, куда пропадает «устаревшая информация», а первый об этом не говорит. Но об этом надо говорить, ведь «устаревшая информация» совсем никуда не пропадает, и это утверждает сам Свияш, который приводит такой пример. Каменщика спросили о кирпиче, который он уложил пять дней назад под конец рабочего дня. Он не смог ответить (информация сильно устарела), тогда его погрузили в гипнотическое состояние, и он вспомнил, что один из кирпичей имел скол, а предыдущий имел трещину. Другими словами, в нашей памяти записано все, что с нами происходило. Но записать такой объем информации в ячейках памяти головного мозга человека просто физически невозможно. Возникает вопрос, а где же тогда хранилась эта информация, до момента ее востребования? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо признать существование какого-то «банка хранения информации», расположенного вне головного мозга человека. Именно этот банк автор и называет «единым пси-полем Земли». Собственно, против этой сущности не возражает и Свияш, но что это за сущность такая, он не объясняет. И вот какие выводы он делает. «1. Не существует некоторого усредненного существа под названием «человек». Имеется огромная масса внешне похожих существ, которые радикально отличаются друг от друга по внутреннему содержанию. 2. Из-за огромных внутренних различий между людьми невозможно создать единую и подходящую всем людям религию, систему обучения, политическую систему и многое другое. 3. Человек не является просто материальным объектом, он гораздо более сложное существо с огромным внутренним нереализованным потенциалом. 4. В упрощенном виде человека можно представить в виде модели, где физическое Тело управляется Разумом, Инстинктами и Эмоциями. 5. Разум управляет Телом с помощью Воли. При принятии решений Разум опирается на информацию, которую ему предоставляет Подсознание. 6. Эта модель не противоречит традиционной христианской модели, в которой человек является триединством Тела, Души и Духа».
Автор этого сайта во многом согласен с данными выводами, но между двумя подходами, представленными выше, есть и существенные различия, которые определяются, в первую очередь, разным определением и содержанием термина «Душа человека». Как и Свияш, автор разделяет подсознание человека на две части — активную и пассивную. Главной задачей активной части подсознания является управление организмом человека. И, по мнению автора, эта часть подсознания располагается в теле человека (прежде всего, в головном мозгу, но не только там, а и на периферии — в спинном мозгу, в отдельных органах организма и многих других «органах самоуправления на местах»). А их в организме человека предостаточно, например, экспериментально доказано, что когда человек тренирует только какую-то одну мышцу-сгибатель, одновременно тренируется и ее антагонист — мышца-разгибатель, даже если она не принимает никого участие в тренировке. Пассивная же часть подсознания — это «хранилище информации», которое расположено вне тела человека. Именно эту часть подсознания автор и называет Душой. По мнению же Свияша, Душа — это что-то эфемерное, крепко связанное то ли с Волей, то ли с Эмоциями человека (автор так и не понял). Очевидно, что Душа, как и любое другое хранилище, должна обслуживаться (хотя бы для того, чтобы «раскладывать информацию по полочкам»), именно поэтому там присутствует и небольшая часть Разума человека, и его Вера. Душа любого живого человека — это ребенок, а ребенку много разума не положено. Ну а после смерти тела человека все его сознание целиком переезжает в пси-поле Земли, и его Душа становится взрослой. Таким образом, Душа человека такая же материальная сущность (имеет материальный носитель), как и сознание человека. А самое главное свойство материи и пространства нашего мира — это сознание. Если есть одно, есть и другое. Вот и выходит, что наша Вселенная — это огромное живое существо, обладающее сознанием. Как видите, мы начали рассуждать о психологии человека, а закончили устройством Вселенной. И это вполне закономерно, потому что одно неотделимо от другого. Одним из главных Мировых законов нашей Вселенной является закон подобия. Если коротко, то он звучит так — все в нашем мире построено на одних и тех же принципах. А каков главный принцип управления Вселенной? Очевидно, что это — самоуправление, иначе с таким огромным объектом никак не управиться. На этом же принципе построено и управление человеческим телом — каждый отдельный орган организма управляется сам, команды из головного мозга, конечно, приоритетны, но они подаются редко и только в экстренных случаях. А теперь посмотрим на строение современных человеческих обществ — как они устроены? Удивительно, но они построены на совсем иных принципах — главным управляющим в них является разум, а не подсознание. Люди даже хвалятся этим — мол, мы построили «правовое государство».
А теперь представьте на секундочку, что Вы передали управление своим организмом — своему разуму. Да Вы и сутки не проживете! Разум не в состоянии управиться с очень многими делами одновременно. Вот именно по этой причине и «загибаются» современные человеческие общества. У любого человеческого общества есть свои внутренние законы (его менталитет), спрашивается, зачем навязывать ему еще и писанные разумом законы? Менталитет — один на всех, а разум у каждого человека — свой, а «все люди разные». Вопрос — справится ли отдельный разум с общими для всех законами? На взгляд автора — нет! И наша с Вами жизнь подтверждает этот авторский вывод. Поймите автора правильно, законы нужны любому обществу, но они должны опираться на менталитет этого общества, а не на придумки отдельных депутатов. Вот с чем автор категорически согласен со Свияшем, так это то, что невозможно придумать единых законов для всего современного человечества. Сколько народов — столько и различных законов. Единые законы для всего человечества можно придумать только в одном случае — если у человечества будет единый менталитет. А нам до этого еще очень далеко! Хотя «чем черт не шутит», может быть, мы когда-нибудь и доживем до этого, но это будет даже не «светлое», а «очень светлое и далекое будущее». А вот, что по этому поводу (и не только по нему) думает Евгений Чернышев из Донецка «Закат Европы глазами Шпенглера». «Об истории пишут многие. Осмысляют ее единицы. Одним из таких гениев был Освальд Шпенглер (1880 — 1936). Главнейший труд всей его жизни — «Закат Европы» (первый том вышел в 1918, второй — в 1922). В этом поистине великом произведении он дает глубинное понимание философии истории. Как все сущее рождается, крепнет, достигает зрелости и затем неотвратимо угасает, умирая и возвращаясь в вечный космический поток жизни, так и культуры в своем развитии проходят те же самые жизненные стадии. Развивая концепцию культур как наиболее крупных исторических организмов, в основе которых лежит своя уникальная душа, он описывает надвигающийся и уже ясно наблюдаемый закат каменеющей западной цивилизации, закат предопределенный и неотвратимый. Цивилизация по Шпенглеру — это неизбежная судьба всякой культуры; это то, что остается, когда культура умирает, переходя в окостеневшие формы всепоглощающего техницизма, бессмысленности и бесплодия. Хотел бы представить читателю, не знакомому с «Закатом Европы», видение Шпенглером судьбы Запада, его государственных форм и западных демократий, а также судьбу «международного права», на наших глазах превращенного Западом в бандитизм. Сегодня эти вопросы волнуют очень многих, и, несмотря на усвоенную со школьной скамьи веру в бесконечный прогресс, мы интуитивно и в каком-то трансцендентном предчувствии ощущаем нечто непостижимо зловещее и неотвратимое, нависшее над «цивилизованным миром».
Его предвидение настолько актуально, что кажется, будто это сказано сегодня! «Суверенность, суверенитет — жизненный символ высшего порядка. Сила руководства является несомненным признаком жизненной силы политического единства, причем до такой степени, что потрясение существующего авторитета превращает всю нацию в объект чужой политики, причем очень часто навсегда. С началом XX в. парламентаризм, в том числе и английский, скорым шагом приближается к той роли, которую он сам готовил королевской власти. Парламентаризм делается производящим глубокое впечатление на толпу верующих представлением, между тем как центр тяжести большой политики перераспределяется на частные круги и волю отдельных личностей. Через два поколения появятся те, чья воля сильнее суммарной воли всех жаждущих покоя. В эти войны за наследство целого мира будут вовлечены континенты, мобилизованы Индия, Китай, Южная Африка, Россия, ислам, в дело будут введены новые и сверхновые техника и тактика. Единственная мораль, которую допускает сегодня логика вещей, — это мораль альпиниста на крутом гребне. Минутная слабость — и все кончено. Вся сегодняшняя «философия» — не что иное, как внутреннее капитулянтство и само-расслабление, и еще трусливая надежда на то, что с помощью мистики удастся увильнуть от фактов. «Быть в форме» (in Verfassung) — от этого зависит теперь все. Приходит тяжелейшее время из всех, какие только знает история высокой культуры. Дух и деньги празднуют здесь свою величайшую и последнюю победу. В образе демократии восторжествовали деньги. Было время, когда политику делали только они. Однако стоило им разрушить старинные культурные порядки, как из хаоса является новая, всепревосходящая, достигающая до первооснов всего становления величина: люди Цезаревского покроя. Силы крови, первобытные побуждения всякой жизни, несломленная телесная сила снова вступают в права своего прежнего господства. Раса вырывается наружу в чистом и неодолимом виде: побеждает сильнейший, а все прочее — его добыча. Потоки крови обагрили в эпоху борющихся государств мостовые всех мировых столиц, чтобы превратить великие истины демократии в действительность. Теперь эти права завоеваны, однако внуков даже наказаниями не заставишь ими воспользоваться. Еще сто лет — и даже историки уже не понимают этих старых поводов для раздора. Уже ко времени Цезаря приличная публика почти не участвовала в выборах. В речи за Сестия Цицерон указывает на то, что на плебисцитах присутствует по пять человек от каждой трибы, которые к тому же принадлежат к другой трибе. Однако и эти пятеро приходят сюда лишь для того, чтобы продаться власть имущим.
А ведь пятидесяти лет не прошло с тех пор, как италики за это самое право голоса гибли массами. Мир во всем мире — который воцарялся уже часто — содержит в себе частный отказ колоссального большинства от войны, однако одновременно с этим и неявную их готовность сделаться добычей других, которые от войны не отказываются. Начинается все желанием всеобщего примирения, подрывающим государственные основы, а заканчивается тем, что никто пальцем не шевельнет, пока беда затронула лишь соседа. Современные средства на долгие годы останутся парламентскими: выборы и пресса. Что до свободной прессы, то пускай мечтатели удовольствуются тем, что она «свободна» по конституции; знаток же спрашивает лишь о том, в чьем распоряжении она находится. Форма правящего меньшинства беспрерывно развивается дальше — от сословия через партию к свите одиночки. Поэтому конец демократии и ее переход к цезаризму выражаются в том, что исчезает вовсе даже не партия третьего сословия, не либерализм, но партия как форма вообще. Умонастроение, популярные цели, абстрактные идеалы всякой подлинной партийной политики уходят, и на их место заступает частная политика, ничем не скованная воля к власти немногих людей расы. Демократия так бы и осталась в умах и на бумаге, когда бы среди ее поборников не оказывались подлинные властительные натуры, для которых народ не более чем объект, а идеалы не более чем средства, как ни мало они зачастую сознавали это сами. Абсолютно все, в том числе и наиболее беззастенчивые методы демагогии, — все это было разработано честными, но практичными демократами. В начале демократии весь оперативный простор принадлежит одному только духу. Не может быть ничего благороднее и чище, чем ночное заседание 4 августа 1789 г., где люди, имея власть в своих руках, совещались относительно всеобщих истин, а в это время реальные власти собрались с силами и отодвинули фантазеров в сторону. Однако уже довольно скоро о себе заявляет другая составляющая всякой демократии, напоминая о том, что конституционными правами можно воспользоваться, лишь имея деньги. Пробуждается, наконец, ощущение того, что всеобщее избирательное право вообще никакого действительного права не содержит даже в отношении выбора между партиями, потому что выросшие на его почве властные образования с помощью денег господствуют над всеми духовными средствами воздействия, направляя по собственному усмотрению мнение отдельного. Либеральное буржуазное чувство гордится упразднением цензуры, этого последнего ограничителя, между тем как диктатор прессы погоняет рабскую толпу своих читателей бичом своих передовиц, телеграмм и иллюстраций. С помощью газеты демократия полностью вытеснила книгу из духовной жизни народных масс.
Книжный мир с его изобилием точек зрения, принуждающим мышление к выбору и критике, сделался по преимуществу достоянием лишь узких кругов. Народ читает одну, «свою» газету, которая ежедневно в миллионах экземпляров проникает во все дома, уже с утра пораньше околдовывает умы своими чарами и самим своим внешним видом обрекает книги на забвение; а если та или другая книга все же в поле зрения попадет, предпринятой заблаговременно критикой газета их действие выключает. Публичная истина момента, которая лишь и имеет значение в фактичном мире действий и успехов, является сегодня продуктом прессы. Истинно то, чего желает она. Ее командиры создают, преобразуют, подменяют истины. Три недели работы прессы — и весь мир познал истину». Не знаю, как Вам, а автору сайта очень понравилась представленная выше статья. Во-первых, потому, что основные мысли этой статьи были написаны Шпенглером еще в начале двадцатого века (каков провидец), во-вторых, потому, что эти мысли не столько об истории человечества, сколько об его психологии, и, наконец, в-третьих, потому, что эти мысли так заинтересовали нашего современника из Донецка, где время сегодня — совсем неподходящее для философии. Однако человек, если он — человек, всегда остается человеком, даже в очень непростые времена. Смог им остаться Чернышев, сможем остаться и мы с Вами.