Антихрупкость, гео- и небополитика
Ясный пень, что хрупкость – одно из свойств твердых тел, и изучением этого свойства занимается естествознание. Однако термин «антихрупкость» относится скорее к философии, чем к физике, и подчерпнул его автор из замечательной книги под названием: «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». Написал ее известный писатель, автор бестселлера «Черный лебедь» Нассим Николас Талеб (к слову сказать, ливанский христианин). Так что, можете, смело считать, что в этой главе мы с Вами отдыхаем в «недрах философской науки». Вот самые первые слова из его книги: «Ветер гасит свечу и разжигает огонь. Точно так же дело обстоит со случайностью, неопределенностью, хаосом — каждый из нас желал бы не прятаться от них, а извлекать из них пользу. Иными словами, стать пламенем, жаждущим ветра». Подобных людей автор назвал вершителями, ну а Талеб обозначил их как «антихрупких». Если Вы последуете советам автора и станете Homo argenteus (это обязательный предварительный шаг на пути вершителя), то приобретете изрядную дозу антихрупкости по отношению к самым разнообразным болезням. Именно антихрупкости, а не неуязвимости. Автор, например, тоже порой простужается, другое дело, что излечивается от этой простуды он не за неделю, как все окружающие люди, а за 24 часа. Антихрупкость по Талебу — совсем не то же, что эластичность, гибкость или неуязвимость. «Гибкое либо эластичное противостоит встряске и остается прежним; антихрупкое, пройдя сквозь испытания, становится лучше прежнего», ну а неуязвимому подобные испытания вообще «по барабану». Свойством антихрупкости обладает все, «что изменяется со временем: эволюция, идеи, революции, политические системы, технические инновации…системы права, экваториальные леса, устойчивость бактерий к антибиотикам. Даже человечество как вид на этой планете». Антихрупкость определяет границу между простым и сложным, она любит случайность и неопределенность, и не боится ошибок. Уникальность антихрупкости заключается в том, что она позволяет работать с неизвестностью, делать что-то в условиях, когда мы не понимаем, что именно делаем. Каждый человек на нашей «грешной земле» окружен со всех сторон самыми разнообразными примерами того, чему нравятся стрессоры и переменчивость, и в первую очередь, этим свойством обладает все живое. Но вот беда, любое свойство материи, включая и антихрупкость, и даже неуязвимость определяется строгими рамками обратимого воздействия на материю того или иного стрессора, например, времени. Кажется, что камень неуязвим по отношению ко времени, но это не так, через миллионы лет он превратится в песок.
Какие именно события переживет этот камень за время своей жизни мы, конечно, не знаем, но окончательный результат его жизни легко предсказуем — всякая жизнь подразумевает смерть. Рассчитать риск последовательности редких событий и предсказать их наступление невозможно по определению. Наверняка можно утверждать лишь одно, чем чаще происходят какие-то перемены, тем меньше их амплитуда, чем реже — тем больше. Антихрупкость — это свойство всех естественных систем, которые сумели выжить до настоящего времени. А раз так, то лишая эти системы воздействия переменчивости, случайности и стресса, мы им только вредим. Добиваясь стабильности, другими словами, сокращая количество перемен, мы, тем самым, увеличиваем амплитуду колебаний, и запросто можем добиться такой амплитуды, пережить которую естественная система уже не сможет. Вот как раз этого и не понимают очень многие люди, а зря! Стремясь к стабильности, подавляя случайность и переменчивость, человечество сделало хрупкими экономику, свое здоровье, политическую жизнь, образование, почти все на свете. Если Вы, уважаемый читатель, проведете месяц в очень удобной и теплой кровати, Ваши мышцы наверняка атрофируются, хотите Вы того или нет. Современный жестко структурированный мир поступает точно так же, вредит самому себе, нанося удар по антихрупкости всей системы. Основной фактор, который делает человеческие общества хрупкими и порождает кризисы, это нежелание человека поставить на кон свою собственную шкуру. Этот подтверждает и начавшийся в 2008 году экономический кризис. К настоящему времени остались на плаву только те, кто брал на себя риск и по полной программе расплачивался за свои действия. Ну а сегодня имеет место обратное. «Мы становимся свидетелями того, как возвышается новый класс героев наоборот, то есть бюрократов, банкиров и ученых, которые облечены большой властью, но никому не подотчетны и ни за что не отвечают. Никогда прежде такое множество ничем не рискующих людей, иначе говоря, тех, кому ничего не грозит, не контролировало общество в такой степени» (Талеб). О чем это говорит? Да только о том, что мир наш приближается к своему краху все ближе и ближе. Жизнь куда более запутанна, чем мы думаем. Наше сознание на протяжении всей жизни занято тем, что «превращает историю в нечто гладкое и линейное, и в результате мы недооцениваем случайность». Сложные же системы отличаются большой взаимозависимостью и нелинейными реакциями на любые произведенные с ними действия. Как мы выяснили выше, вероятность очень редких событий рассчитать невозможно, а современные ученые, тем не менее, занимаются подобными расчетами, чуть ли не все свое время. Основным результатом таких расчетов является «полный бардак» в головах подавляющего большинства людей, причем далеко не самых глупых.
«Чем реже событие, тем самоуверенней становятся «ученые», которые предсказывают это событие, моделируют его, готовят презентации в программе Power Point и демонстрируют участникам разного рода конференций сложные уравнения на разноцветном фоне» (Талеб). К нашему счастью, благодаря своей антихрупкости, природа является лучшим специалистом по редким событиям, на протяжении многих миллиардов лет ей удавалось выжить без каких-либо командно-административных инструкций. При этом вымирали целые виды животных, оказавшихся неготовыми к глобальным переменам, зато их место очень быстро занимали другие виды наиболее антихрупких существ. В общем случае, понятие «антихрупкости» не подчиняется общеизвестному правилу: «свойство целого определяется свойствами его составных частей». Скорее наоборот, хрупкость составных частей целого часто вызывает антихрупкость всей системы в целом. Все мы смертны, а порой даже непредсказуемо смертны, но человечество продолжает свое существования, невзирая ни на что. И это радует автора, так как позволяет ему надеяться на лучшее. Однако «надежда — глупое чувство». Как говорится, «на Бога (природу) надейся, но и сам не плошай». Именно это обстоятельство является главным для любого вершителя, и максимально проявляется оно при минимальном содержании в человеке собственной лени. Чем меньше человек ленится, тем выше степень его антихрупкости. Следует отметить особо, что если человек повысил свою антихрупкость до невиданных высот, не повышая при этом степень антихрупкости общества, в котором он живет, то может случиться вот что, человек выживет после какой-то случившийся катастрофы, а вот общество «накроется медным тазом». В этом случае не протянуть долго и самому человеку. С другой стороны, повышая степень антихрупкости общества, в котором он живет, не повышая при этом своей антихрупкости, он поддерживает жизнь общества, но может потерять свою собственную жизнь. Другими словами, мы опять вернулись «на круги своя». Так что, быть эгоистом или бессребреником — одинаково плохо, нужна «золотая середина». Никогда не забывайте, неуязвимость не является синонимом антихрупкости, скорее наоборот. Нашу Мать-природу никак не назвать «безобидной», она агрессивно уничтожает одни виды живых существ и замещает их другими. Когда дело доходит до случайных событий, одной неуязвимости уже недостаточно. «В долгосрочной перспективе все, что обладает даже ничтожной уязвимостью, разрушается, потому что время безжалостно». А вот, антихрупкость неподвластна времени.
Каждый человек подсознательно развивает свою антихрупкость, даже не замечая этого, в то же время на сознательном уровне мы отвергаем данное понятие, особенно в сфере интеллектуальной деятельности. Очень многие люди искренне верят, что причины, после которых происходят события, по определению познаваемы. К сожалению, это не так, чаще бывает наоборот, Ваши рациональные решения и действия действительно приводят к видимой выгоде, но выгода эта незначительна, а вот побочные эффекты в потенциале огромны и не видимы. Все мы живем в вероятностном мире и каждое наше действие (бездействие) обязательно приводит к увеличению вероятности исполнения одних событий и уменьшению — других. Но вот беда, однозначно определить все мыслимые и немыслимые последствия своих действий ни одному человеку не под силу. Любая сложная система, против общепринятой точки зрения, не требует усложненных сводов правил и замысловатых принципов управления. Повторюсь еще и еще раз, чем проще, тем лучше. Усложнение ведет к длинной цепочке совершенно непредсказуемых эффектов, которые, в свою очередь, вызывают все новые и новые вмешательства с целью исправления вторичных эффектов. На эти вмешательства сложная система отвечает взрывным каскадом ветвящихся непредвиденных реакций, каждая из которых опаснее предыдущей. Так что, лучше всего ничего не усложнять, а то себе дороже может выйти. Впрочем, простота не так уж и проста. Как говаривал Стив Джобс, «нужно тяжело работать, чтобы очистить мышление и творить просто». И вот еще что — все, о чем здесь рассказано, автор делал сам и для себя, а риск, который он принимал или отвергал, — его личный риск. Примите ли Вы его или нет, дело исключительно Ваше, уважаемый читатель. При этом не забывайте о степени своей антихрупкости, то есть о Вашем отношении к переменчивости и случайностям. Если это Ваша стихия, Вы наверняка антихрупки, если нет — Вы хрупки, а стало быть, и не приспособлены к этой жизни. Есть такое философское понятие — доксастическое обязательство, оно возникает, когда мы не просто болтаем о чем-то, а искренне верим в сказанное, причем, настолько, что готовы рискнуть ради него своим благополучием. Именно это обязательство и является главным в жизни любого антихрупкого человека (вершителя в авторской терминологии). Как писал Джордж Сантаян: «Человек нравственно свободен, если… он судит о мире и других людях с бескомпромиссной искренностью». Именно этим здесь и занимается автор, по крайней мере, пытается это сделать. Уважаемый читатель, ниже Вашему вниманию предлагается целый абзац из книги Талеба, с положениями которого автор согласен на все сто процентов.
«Я удивлю тех, кто считает, что академическая карьера более спокойна, что это тихая гавань после переменчивого и рискованного бизнеса: когда ты активен, новые проблемы и новые шрамы каждый день замещают прежние головные боли, ссоры и конфликты. Один клин все время вышибает другой, все клинья удивительно разные. Между тем ученые (особенно социологи), как правило, не доверяют друг другу; их мучают мелкие навязчивые идеи, зависть и ледяная ненависть, пустяковые замечания перерастают в обиды, которые каменеют, когда ученый в одиночестве общается с экраном компьютера и вращается в одних и тех же виртуальных кругах. В бизнесе столь сильной зависимости я не видел. Опыт говорит мне, что деньги и сделки «чистят» отношения между людьми, а идеи и абстрактные материи вроде «признания» и «значения» деформируют их, порождая атмосферу бесконечного соперничества. Со временем я осознал: меня воротит от тех, кто падок до ученых званий; я считаю таких людей омерзительными и ненадежными». В этих словах заключена горькая правда, и что- то добавить в них или наоборот отнять автор не берется. Как же повысить степень своей антихрупкости? Самый известный и самый давнишний способ называется митридатизацией (в честь Митридата IV — царя Понта в Малой Азии). Для защиты себя от яда этот царь принимал малые дозы ядов, постепенно увеличивая их. Это, конечно, еще не антихрупкость, а лишь достаточно скромный уровень неуязвимости, но общий принцип повышения антихрупкости царь выбрал верно. Если яд делает Вас не просто более неуязвимым, а лучше прежнего, то это уже проявление эффекта повышения антихрупкости. Этот способ использовали лекари в своей практике с самых древних времен, и назвали его гормезисом. Некоторые современные ученые считают, что овощи полезны не за счет их истинной полезности (с этим заявлением можно и нужно поспорить), а, наоборот, за счет содержания в них ядовитых веществ. Растения защищаются от внешнего мира, вырабатывая ядовитые вещества, которые, если их поглощать в адекватных количествах, могут стимулировать работу человеческого организма. Так же человек поступает, когда ограничивает себя в пище, это идет ему только на пользу. Из сказанного можно сделать вывод: избавление естественной системы от стрессоров может нанести этой системе только вред.
Еще один интересный вопрос: «За счет чего повышается антихрупкость системы в случае периодического воздействия на нее того или иного стрессора (в разумных пределах, конечно)?» И на этот вопрос Талеб в своей книге отвечает, по мнению автора, вполне разумно. Происходит это за счет увеличения «избыточности» естественной системы. Всякое живое существо в нашем мире обладает такой избыточностью, в той или иной степени. Например, у Вас две почки, а для нормального функционирования организма вполне достаточно одной. Природа обожает перестраховываться. Так же дело обстоит и во время осуществления гормезиса, в это время организм включает одну или сразу несколько избыточных функций, которые и повышают степень его антихрупкости. Происходит это, прежде всего, против действия используемого стрессора, но одновременно вызывает и иные последствия, повышающие анитихрупкость против какого-то другого стрессора. Именно этим Вы и занимаетесь, используя парапсихологические практики. При их осуществлении не стоит забывать главную составляющую таких практик — принцип полезности гормезиса. Вот как раз про этот принцип у Талеба практически ничего не написано. Если Вы проводите гормезис недостаточно интенсивно, у Вас наверняка ничего не получится. Если же Вы делаете это чрезмерно интенсивно, то запросто можете «дать дуба». «Золотой середины» Вы здесь не найдете, как бы не пытались это сделать. Что же делать, спросите Вы. Ответ предельно прост, надо сначала повысить свою антихрупкость за счет использования какого-то одного стрессора, а уже после этого использовать стрессоры парапсихологии. Именно по этой причине, автор рекомендует Вам до начала активного использования энергии Ци из практики «Цигун» перевести свой организм в состояние Homo argenteus. В противном случае возможны «марципаны», в том числе, дурдом и даже смерть от онкологического заболевания. Автор (также как и Талеб) убежден, что перемены и развитие начинаются с внутренней необходимости, их порождают действия, выходящие за рамки реализации конкретной необходимости. Как говорили древние римляне, развитие порождается голодом. Этот завет древних куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Он в корне противоречит современным методам и концепциям инноваций и многоуровневого прогресса. «Перемены и инновации начинаются, когда гиперреакция на неудачи высвобождает избыточную энергию!» Увы, несмотря на мудрость древних, наши современники пытаются изобрести что-то в атмосфере комфорта и безопасности вместо того, чтобы принять простую истину: «Необходимость — истинная мать любого изобретения». Как учит нас история, чем богаче мы становимся, тем сложнее нам жить по средствам. Изобилие всякий человек переносит труднее, чем нужду. Сегодняшний экономический кризис как раз и проистекает из этой особенности человека и всего человечества.
Зато у человека есть и другая особенность. Наше подсознание весьма точно предугадывает вероятный ход событий и оценивает риск куда эффективней, чем интеллект. Интеллект же упрямо считает, что «хуже уже не будет», хотя логически это никак не доказуемо. Как написал в свое время Лукреций: «Дурак верит, что самая высокая гора в мире равна по высоте той горе, которую он видел». Как видите, наш логичный «интеллект» зачастую поступает по-дурацки. Не верите, тогда обратите свое внимание на современное «стресс-тестирование» различных экономических объектов. Менеджеры берут самый глубокий экономический спад в истории или самую ужасную войну и рассказывают нам, какой будет худшая отдача при реализации именно этого варианта. Это вполне разумно, если случится что-то меньшее выбранного ими варианта, но абсолютно глупо, если случится что-то большее. Природа же (и наше подсознание) всегда готовится к тому, чего никогда не было, предполагая, что все может быть еще хуже. Именно этой свойство природы заставляет ее избыточно реагировать на любые возможные стрессоры (принцип гиперкомпенсации в терминологии Талеба). Всем известный тезис: «Выживает самый приспособленный» значительно точнее записать в другом виде: «Выживает готовый к гиперкомпенсации». Именно по этой причине наша земная природа существует уже многие миллионы и даже миллиарды лет и ничего ей не делается. Мораль всех этих басен такова: наибольшую выгоду человек получает не от тех, кто пытается ему помочь, а от тех, кто активно пытается ему навредить. Так и автор, разговаривая здесь с Вами, уважаемый читатель, о всяких разностях, совсем не обращает внимания на то, как Вы воспринимаете его колкости в свой адрес, а наоборот нагромождает их все больше и больше. Уверяю Вас, это пойдет Вам только на пользу. Не такой уж автор и колючий, просто он любит правду и не стесняется делиться своей правдой с Вами, уважаемый читатель. Вы вправе воспринимать его как, своего рода, стрессор. Ну а всякий стрессор обязательно содержит в себе информацию, которую передает любой сложной системе во время контакта с ней. Так и Ваше тело получает информацию об окружающем его мире не через логику и разум, а через воздействие на него какого-либо стресса. Отсюда вывод: нет стрессов, нет информации. Ошибки и их последствия — это, опять-таки, информация. Человек может научиться чему-либо только на своих ошибках. Боль для детей, например, — это единственная информация об управлении риском, рассуждать логически они еще не умеют, и, слава Богу, иначе бы они не дожили даже до своей юности.
Сложные системы всегда строятся на информации, и ее передатчиков вокруг нас куда больше, чем мы замечаем. Это явление называется каузальной непрозрачностью, разобраться с причинно-следственными связями человеку достаточно сложно — стандартная логика для этого просто непригодна. С другой стороны, антихрупкость, присущая людям, всегда конечна, у одних людей ее больше, у других — меньше. Полезность воздействия стрессоров зависит не только от их частоты и интенсивности, но и от степени антихрупкости самого человека. Но как бы Вы не были антихрупки, всегда помните, продолжительный стресс, даже малой интенсивности, может принести только вред, и ничего более. После воздействия стрессора человеку необходимо время для своего восстановления. Если этого времени недостаточно, то никакой пользы от стресса человек не получит, а стало быть, следует избегать подобных стрессов. Большая часть жизни современного человека, как это ни грустно, заключается в ее хроническом повреждении в результате воздействия подобных стрессов. Каждый отдельный человек пытается избежать таких стрессов, но каждое централизованное правительство сегодняшнего мира заставляет его жить под их воздействием. Возьмем, например, Швейцарию. Любой современный человек убежден, что она представляет собой пример высочайшей стабильности, и это действительно так. Но только малая часть людей понимают, что стабильность Швейцарии определяется не централизованным правительством, а наоборот его отсутствием. Швейцария управляется местным самоуправлением кантонов — мини-государств, объединенных в конфедерацию. Это последняя заметная на мировом уровне страна, которая представляет собой лишь группу мелких самоуправлений, предоставленных самим себе, и управляемых не сверху — вниз, а наоборот, снизу — вверх. Вот как об этом пишет Талеб. «Колебаниями снизу — вверх (или шумом) я называю вид политической переменчивости, который можно наблюдать в самоуправлении… Огромное государство не похоже на гигантское самоуправление, как младенец не похож на маленького взрослого… Группа самоуправлений с очаровательно провинциальными дрязгами, со всеми их внутренними спорами и враждующими индивидами образует достаточно милое и стабильное государство. Решение местных проблем требует совершенно иного подхода, чем управление огромными и абстрактными государственными расходами: люди издревле жили маленькими группами или племенами, и научились управлять именно в их границах. В рамках самоуправления тело и биологическая реакция останавливают человека от того, чтобы причинить вред другим людям. В масштабе большой страны «другие» — категория абстрактная; когда у госчиновника нет социального контакта с теми, чьи судьбы он решает, этот чиновник, движим скорее логикой, чем эмоциями.
Таким образом, малое всегда более антихрупко, чем большое. На деле же все большое обречено на разрушение. Как ни печально, это свойство, судя по всему, универсально и касается огромных корпораций, очень крупных млекопитающих и больших правительств… Беда в том, что, создавая бюрократию, мы обязываем государственных чиновников принимать решения на основе абстрактных и теоретических данных, причем у чиновника возникает иллюзия, что его решения рациональны и логичны». На самом же деле, они лишь создают вокруг себя постоянно действующие стрессы малой интенсивности, и тем самым, губят население страны, которой служат. Причем, делают это постоянно и называют свое деяние геополитикой. Геополитика основана на пространственном подходе, а пространство, как мы знаем — неизменно и постоянно. Именно поэтому геополитический подход оперирует с такими реальностями, которые считаются постоянными и не зависят от исторических изменений. Как в астрономическом календаре существует постоянная и переменная части, первая из которых отмечает расположение на небосклоне неподвижных звезд, а вторая — динамику перемещения движущихся светил, так и полноценный политический анализ международных отношений можно представить в виде двух частей — постоянной и переменной. Постоянная часть — это и есть геополитика. Основным утверждением современной геополитики (в качестве основополагающей предпосылки развития человечества) является утверждение о постоянстве и неизменности борьбы между Морем (Западом во главе с Великобританией — в прошлом и США — в настоящем) и Сушей (Россией, Индией и Китаем — во все времена). Справедливость такого геополитического подхода подтверждается всей новейшей историей. Вспомним, например, все последние оранжевые революции не только в Африке и Азии, но и в Европе. Везде, где начинал торжествовать «первородный еврейский предфашизм», возникающий то здесь, то там с помощью и под руководством США, начинал возникать и противодействующий ему фашизм — исламский в странах Азии и Африки и украинский в Европе. А там, где фашизм, всегда война — посмотрите на воюющие страны Азии и Африки или на соседнюю Украину. И управляют этими процессами (под термином «управляемый хаос») Соединенные Штаты Америки — единственный полюс сегодняшнего однополярного мира. А нужно им это только для одного — для спасения своей трещащей по швам экономики, а стало быть, и для спасения США в качестве мирового лидера. Если дела в Европе будут развиваться в том же направлении, что и сейчас, то мы с Вами еще успеем понаблюдать и региональные войны в самой Европе. Вот именно этим путем Европа сегодня и идет и, если не остановить ее, то обязательно дойдет до «самого края».
Сделать же это может только Россия, и никто более. Остановиться самой у Европы уже не получится, она обезумела и не способна здраво мыслить! Она на всем протяжении своего существования потихоньку рубила сук, на котором сидит, и сегодня – завтра у нее это дело, наконец-то, получится. И случилось так только по одной причине — некоторым представителям Европейской элиты выгоден постоянный хаос. А раз выгодно, значит правильно и справедливо — такова изначально была лишь «еврейская» идеология, ну а сегодня она распространилась по всему Западному миру, и стала для Европы неутешительным психиатрическим диагнозом (шизофренией). Так что, уважаемый читатель, все зависит только от России, т.е. от нас с Вами, «как решим, так и будет!» Как ни крути, а антихрупкость России значительно выше, чем у Западной Европы, более того, это свойство у России сильней, чем в Китае и Индии. И хотя автор называет все эти три страны – «вечными империями», Россия, все-таки – более «вечная империя», чем две другие. «Если геополитика строится на даре человека делать доказательные логические суждения, то небополитика — на даре человека различать, не объясняя и не доказывая очевидное. Цель небополитики — исцеление знания мироустройства: восстановление полноты целого в гармонии рационального и иррационального, материального и духовного, обыденного и трансцендентного, земного и небесного. Задача небополитики — прорыв в другое измерение: от горизонтальной поляризации плоскости пространства в вертикально-круговую поляризацию времени. Другими словами, если геополитика — это доктрина пространства, то небополитика — доктрина времени. «В небополитике время троично — это не только длительность исторических процессов (хронология); но и порядок следования событий в циклах перемен: восходов и закатов, приливов и отливов энергий, имеющих космические основания; а также «счастливый случай» возможности поймать фазу начала процесса и «оседлать» набежавшую историческую волну, когда вся Вселенная будет помогать исполнению замысла, соответствующего текущему моменту соотношения сил, двигающих историю» (А. Девятов «Стратагема для Белого царя»). Перемены в связках трех сил регулируются Законом Перемен, известным китайской цивилизации с допотопных времен. А набор исторических ситуаций составляют 64 позиции бытия. Код перемен соответствует как периодическому закону химических элементов, так и периодической структуре ДНК живой природы. Код перемен шифрует периодичность истории (как суммы волн 36 разных периодов времени китайского календаря «сяли») и задает длительность каждой из 64 возможных ситуаций. Именно так описывает современную историю А. Девятов. Однако ни он, ни китайский календарь, не рассказывают, чем вызвана такая периодичность.
С точки зрения автора, это происходит, благодаря наличию сознания у пространства и движения в нем нашей Земли и Солнечной системы. Как только Земля попадает в область пространства с иным сознанием, чем прежде, так сразу заканчивается один период и наступает другой. В соответствие с принципами небополитики А Девятов выделяет в новейшей истории России и всего бывшего СССР три двенадцатилетних периода: — «Упадок»: 1985-1996. «Перестройка» реального социализма и «Демократизация» командно-административной системы. Распад СССР. «Шоковая терапия» народного хозяйства. — «Начальные трудности»: 1997 — 2008. Конец упадка. Союз России и Беларуси — 1997. Дефолт 1998 года. Вторая чеченская война. Приход Путина в 2000 году. Конец «Семибанкирщины». Принуждение Грузии к миру — 2008. Экономический кризис — 2008. — «К обладанию великим»: 2009 — 2020. Поворот к модернизации и инновации. Реформа Армии (новый облик) и МВД. 3-й срок Путина — 2012. Возвращение Крыма — 2014. ЕАЭС — 2015. Принята новая программа вооружения до 2020 года. По мнению Девятова, «принципиально важным для последующей жизни народов бывшего СССР будет прохождение точки неопределенности: «Развилка-2020». Именно к 2020г. в периоде 726 лет (повтор исторических смыслов эпох правления Чингисхан\Сталин) на приливе «энергии востока» возможно объединение в организационных рамках Большой ШОС (члены и наблюдатели, включая Индию и Иран) на короткий срок (вероятно, до 2032г.) всех стран и народов — наследников Единого государства Чингисхана (иго) вокруг Нового Китая. С признанием Председателя КНР (Хубилай — внук Чингисхана, великий хан, принявший титул императора Юань наших дней) «верховным арбитром» современной семьи народов не западных цивилизаций. Приливная волна «энергии запада» опережает волну «энергии востока» и сойдет на нет к 2017 году. А после 2019 года перейдет в фазу отлива. Вот и окно возможностей для перемен «К обладанию великим» (2009 — 2020) в фазе 3 года для России открылось в 2015 году. Если до 2017 года шанс поймать фазу (греч. Кайрос) прилива «энергии востока» странами-наследниками империй Чингисхана\Сталина будет упущен, то исторический процесс от развилки-2020 для них, вместе с волной отлива «энергии запада», пойдет вразнос расколов, мятежей и кровавой междоусобной вражды». По мнению же автора, этот шанс России необходимо использовать до конца 2030 года (после ухода из власти Путина), иначе всему человечеству (а не только россиянам) грозит гибель. Какова же обстановка на сегодня? В самом общем виде картина сегодняшнего мира выглядит как системный кризис 400-летнего индустриального общества расширенного воспроизводства капитала и все более полного удовлетворения материальных потребностей людей через безостановочный рост потребления товаров и услуг. «Как определили корифеи «Римского клуба» в середине ХХ века расширенное воспроизводство уперлось в «пределы роста» по ископаемым ресурсам, экологии и долгам на кредит. В 2008 году мировой кризис внешне проявился как кризис мировой кредитно-финансовой системы на основе «нефтедоллара». Однако корни глобального кризиса кроются в девальвации смыслов и вырождении ценностей либеральной демократии. Разогнав технический прогресс, либерализм сделал человека не высшей ценностью, но ресурсом власти и денег: гуманизм выродился в образовательные, медицинские и информационные услуги бизнеса. Ставка на индивидуализм (права отдельного человека) похоронила глобальные цели человечества и интерес коллективного разума к вскрытию тайн мироздания».