Homo Argenteus: Новое мировоззрение

История и способы построения человеческих обществ

История и способы построения человеческих обществ

Традиционным для современной материалистической науки является рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы, причем природу ученые рассматривают как источник ресурсов для развития человеческой цивилизации. Современная историческая наука утверждает, что человечество развивается, находясь в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, и является ее порождением и неотъемлемой частью. Это единственное утверждение историков, которое не вызывает у автора никаких возражений. Любая наука, наряду с исходными посылками, на которые она опирается, должна оперировать научной логикой. Ну а логика, в свою очередь, диктует каждой конкретной науке необходимость предоставления доказательств любого ее утверждения. Единственным возможным исключением из этого правила являются доказательства истинности исходных посылок. И вот с этим (с научной логикой) у исторической науки дела обстоят совсем неважно. Если исходные посылки исторической науки (человек — часть природы) автор принимает целиком и полностью, то последующие ее утверждения уже вызывают у него вопросы. Давайте внимательно ознакомимся с основными тезисами современной науки о древнейшей истории человечества. Самые древние каменные орудия, имеющиеся в распоряжении ученых, найдены в Восточной Африке, и их возраст составляет ~ 2,5-3 млн. лет. На основании этих находок ученые делают вывод о том, что в те времена в Африке уже жили более-менее разумные существа. Вроде все правильно, но вот незадача, историки утверждают, что эти разумные существа были первыми на Земле, не приводя ни единого доказательства этого тезиса. Вот прямо с этого места и начинается неразбериха, которая сопровождает все последующие утверждения современной науки о древнейшей истории человечества. Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, в том числе, межвидовой борьбы за выживание. По мнению ученых, наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в постоянно меняющихся условиях природной среды. Живая природа продемонстрировала огромное  многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Многие из них были связаны с формированием зачатков социального поведения. Объединяясь в стада (стаи), предшественники людей могли защищаться сами и защищать своих детей от более сильных противников, добывать больше пищи.

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Вроде бы опять все правильно. Правильно то оно правильно, да не совсем. Дело в том, что и в этом случае ученые говорят об истоках Разума вообще, а не разума современного человека в частности. Но так ли это на самом деле? Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга. Опять «непонятки», появление речи привело к усложнению человеческого мозга, или наоборот? Написано красиво, конечно, но вот понять хоть что-то из этих строк автор, так и не сумел. По его мнению, все это похоже на очередную попытку ученых «запудрить мозги» своим слушателям. Генетики уже давно доказали, что одними воспитательными мерами кардинально изменить живое существо не получится никогда, и ни у кого. Вспомним, например, народного академика Лысенко. Он уже пытался «учудить» подобное, но оказался «у разбитого корыта». Выше историки говорят о том же, хотя и в завуалированной форме. Примерно 1,0 млн. — 700 тыс. лет назад наступает период, который современные ученые называют ранним палеолитом (от греческих слов «палео» — древний и «литос» — камень). Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников. Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за источники пропитания. К концу раннего палеолита (примерно 30 — 20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли, и на их месте воцарился человек современного кроманьонского типа. В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

И опять чушь, расы людей определяются генетическими особенностями, различия в природных условиях никак не могут сказаться на генотипе человека, для этого должны произойти мутации. Уже в дальнейшем за счет естественного отбора сохраняются наиболее приспособленные виды, но прежде требуются мутации, именно они вызывают изменения в генотипе любых живых существ. Возникает вопрос: «Какие мутагенные процессы вызвали изменения генотипа человека в эпоху палеолита, и почему это произошло именно в это время — ни раньше, ни позже?» Историки не отвечают на этот вопрос, так как не задаются им вовсе, им и так все понятно. К слову сказать, вызывает вопросы и теория вытеснения сапиенсами всех древних жителей Евразии. Известный современный ученый Темплтон на основе генетических исследований рассчитал вероятность осуществления такого вытеснения, и она оказалась на удивление мала — примерно 1 10-17 (Аlan R. Templeton. Haplotype Trees and Holern Human Origins). Однако продолжим дальше. Эпоха мезолита (от «мезос» — средний и «литос» — камень) охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Эта эпоха характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории. В этот период численность людей на Земле не превышала 10 млн. человек. Вопрос: «Кто их считал?» В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм — убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Опять вопрос: «Откуда эти сведенья?». Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти (ничего это не доказывает, авт. ремарка). Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего — частью добычи. Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные и удачливые охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников. Ну а это утверждение и вовсе «взято с потолка». Возникает вопрос, почему ученые решили, что эти характерные для человека особенности развились у него именно в эпоху мезолита. Вы скажите, что на это указывают археологические находки, но это не совсем так. Да, в эпоху мезолита человек обладал и музыкальными инструментами, и украшениями, и различного рода амулетами. Но откуда появилось мнение, что всего этого не было в более ранние эпохи. Вспомним, например, древние камни с изображением людей и динозавров, найденные в Южной Америке. О подобных находках (находках, противоречащих воззрениям современной науки) ученые-историки даже не вспоминают (по крайней мере, автору так и не удалось узнать о возрасте найденных в Южной Америке камней, как он не старался). Вот такая историческая наука у нас сложилась — наука, которая отвергает все, что ей не соответствует. Причем, такое положение дел сегодня характерно не только для истории, но и для всех остальных материалистических наук. Современные «научные деятели» с негодованием отвергают все, что противоречит их «исходным посылкам» и их «научной логике». А ведь, и исходные посылки, и применяемая ими логика — лишь результат договоренности ученых между собой, и ничего более. Главными исходными посылками всех современных материалистических наук, определяющими все остальное, являются следующие тезисы: «Материя первична, сознание вторично» и «Бытие определяет сознание». Простите, уважаемые, но откуда Вы это взяли, кто Вам такое сказал? Доказать это утверждение невозможно, как ни старайся.

По мнению автора, подобные тезисы являются ничем не подкрепленной навязчивой идеей, а та, в свою очередь — первым признаком шизофрении. Вот и получается, что науку вперед у нас толкают исключительно шизофреники (в той или иной степени). Однако продолжим дальше. Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от «неос»  — новый и «литос» — камень) знаменует переход от присваивающего типа хозяйственной деятельности к производящему типу. Примерно к X тысячелетию до н.э. человек утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции — такой была плата за прогресс. Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний. В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Против данных утверждений автор не возражает, но это уже история современного человека, а не его предшественников.

Мы далеко не первый разумный вид на планете и, скорее всего, не последний. Мы сами и те, кто рядом с нами, те, кто был до нас, и те, кто будут после — разумные существа. Пусть австралопитеки были лишь сообразительными обезьянами, но начиная с хабилиса, это уже разумные существа, их различия от обезьян становятся качественными. Положим, с нашей современной точки зрения это были не очень умные существа, но все-таки, между очень-очень тупым человеком и очень-очень умным животным наблюдается огромная разница. Homo erectus, например, был очень удачным видом, они заселили всю тропическую и субтропическую зону Африки и Евразии. Неандертальцы забрались в европейскую лесотундру и оседлали там всю пищевую пирамиду. С высоты нашего нынешнего положения можно высокомерно усмехаться этим достижениям, но для них это было очень круто. Homo sapiens уже родился в семье победителей, прошедших в свое время сквозь ад разнообразных изменений и потрясений, произошедших в их мире, и заселивших всю доступную им сушу. Анатомически современный человек появился примерно 100 тысяч лет назад (Homo sapiens idaltu, древнейший подвид современного человека, появился ~ 160-190 тысяч лет). Все это так, но остается пара незакрытых вопросов — являлись ли упомянутые выше предшественники современного человека самыми первыми на нашей «грешной земле», и всегда ли разумные существа прогрессируют или могут порой и деградировать. И, главное, какие условия для этого требуются. Вот на эти вопросы ответов сегодня нет. А раз так, то и гипотеза о том, что обезьяна произошли от предка человека, имеет право на жизнь. По мнению автора, для всей истории развития человечества в равной степени характерны оба разнонаправленных процесса (и прогресс, и деградация). Вспомним, например, берестяные «свитки» древнего Новгорода, которых на сегодняшний день найдено столько, что впору говорить о поголовной грамотности его жителей. Обратив же свое внимание на более поздние времена, мы не увидим такой же грамотности жителей Новгорода, проживавших там позднее. О чем это говорит? Только о том, что они деградировали, и не о чем более. Учитывая все вышесказанное, можно прийти к следующему выводу. Современные ученые не знают, как сформировался разум у человека, да и сам человек — тоже. На этот счет сегодня существуют одни только гипотезы, причем, общепризнанная «научная» гипотеза вряд ли лучше любой другой, включая гипотезу посещения Земли инопланетянами и прочие подобные гипотезы. Давайте и мы попробуем придумать свою собственную гипотезу, основываясь при этом на действующих в нашем мире законах и дошедших до нас «преданий старины». И главное, попробуем спрогнозировать дальнейшую историю развития человечества. Итак, начнем.

Если сравнить нашу Землю с человеческим мозгом, получается следующее. Наш планетарный разум выполняет ту же роль, что и средний мозг человека. Главной его задачей является поддержание жизнедеятельности всего планетарного организма — самой Земли, живой природы на ней и человека. Кроме того, планетарный разум хранит в себе и весь накопленный опыт многочисленных поколений людей, населявших Землю ранее. На поверхности Земли обитает живая природа, а внутри ее — человек. Следует отметить особо, человечество может существовать только внутри и вместе с живой природой и составляет с ней одно целое. Этой оболочке Земли Лев Гумилев присвоил название «антропосфера-человечество», а Владимир Вернадский — ноосфера, и она соответствует полушариям человеческого мозга. Человечество мозаично и состоит из множества этносов, каждый из которых проживает на своем «ландшафте». Связи этноса с окружающей природой порождают пространственные взаимоотношения этносов между собой, в результате которых они или начинают воевать друг с другом, или объединяются (что происходит значительно реже). Все этносы можно условно разбить на два суперэтноса — Восток и Запад. Стереотипы поведения (исторические традиции) этих суперэтносов достаточно сильно отличаются друг от друга. Для жителей Востока, в первую очередь, характерны близость к природе и образность мышления. Именно эти свойства позволяют им выполнять такую же роль, какую выполняет правое полушарие человеческого мозга. И это — действительно так. Ни один западный житель не сможет достичь таких же успехов в парапсихологических практиках, каких добиваются жители Востока (автор лично наблюдал многократное увеличение веса тела у мастера «у-шу» в процессе проведения им медитации, хотя самому автору к тому моменту удалось достичь прибавки веса максимум на килограмм — полтора). Именно жители Востока изобрели циклическую 12-годовую систему отсчета времени, при которой каждый год носит название того или иного зверя и стихии, изображаемой цветом. Сделали они это подсознательно, не используя никаких логических предпосылок, а получилось все достаточно близко к истине. Все процессы, протекающие в нашем мире, должны подчиняться циклическим законам — это мы выяснили выше. Как писал Монтень: «Весь мир — вечные качели», и именно восточный (а не западный) календарь абсолютно точно соответствует данному требованию. К слову сказать, древние люди Востока (индейцы Майя) вообще считали, что весь наш мир есть майя, т.е. иллюзия. Вот как раз они и подошли ближе всего к истине (по крайней мере, их календарь значительно точнее Григорианского).

Главной особенностью календаря Майя является то, что в его основу положен не год и не месяц, продолжительность которых различается во времени (високосные и не високосные годы, месяцы различной продолжительностью), а цикл длиной точно в 260 дней (точнее лун) или 20 периодов по 13 дней. Данный 260-дневный цикл является результатом наложения двух циклов — 20-ти дневного и 13-ти дневного. Дни 20-дневного цикла имеют свои названия, которые последовательно сменяют друг друга. Начинается цикл со дня «Мировое Дерево», за ним следует «Ветер», далее — «Ночь», «Зерно», «Змей», «Череп», «Олень», «Восход», «Вода», «Собака», «Мастер», «Лестница», «Тростник», «Ягуар», «Гриф», Землетрясение», «Кремень», «Гроза», и заканчивался днем «Владыка». На этот цикл накладывается 13-тидневный цикл, дни в котором не имеют своих названий и различаются только номерами — от 1 до 13. Началом нашей эпохи под названием «Пятое Солнце» Майя выбрали день (Мировое Дерево-5), который по Григорианскому календарю приходится на 11 августа 3114 г. до н.э. (Томпсон). Используя эту дату как начало отсчета, можно определить, какой день и какой цикл приходится на любую дату европейского календаря. Помимо этих 260-дневных циклов, Майя также вели счет более длинных циклов — тунов (промежутков времени в 360 дней), катунов (20 тунов по 360 дней, т.е. 7200 дней), бактунов (20 катунов или 144000 дней). Ну и, наконец, целая эпоха насчитывает у Майя 260 катунов, т.е. 5200 тунов (что соответствует примерно 5125 солнечным годам). К слову сказать, 12-годовой цикл восточного лунного календаря в точности равен 336 13-ти дневным циклам календаря Майя (один год восточного календаря составляет 364 дня или 52 недели и включает в себя 28 13-ти дневных циклов календаря Майя). Эпоха «Пятого Солнца» завершилась в ночь на 22 декабря 2012 года. А что же дальше? Сейчас многие люди рассуждают о «конце света» 2012 года, ссылаясь на то, что календарь Майя заканчивается именно в это время. Однако думать так — просто глупо. По истечению этого времени начнется новая эпоха — эпоха «Шестого Солнца». Могут ли на стыке двух эпох происходить различного рода катаклизмы? Конечно, могут, впрочем, как и в любое другое время, так что «конец света» нам увидеть вряд ли придется, если, конечно, мы сами этого не захотим. Многие считают, что Майя — всего лишь древние необразованные индейцы, но если это так, откуда у них серьезные знания в астрономии. Согласитесь, «необразованным индейцам» знать об этом не дано.

Остается только один неясный вопрос: почему календарь Майя включает в себя именно пять эпох? Ответ на этот вопрос легко получить, умножив 5125 лет (продолжительность нашей эпохи) на пять. Результатом такого умножения является промежуток времени в 25625 лет, что примерно соответствует продолжительности полного цикла прецессии земной оси. Ось Земли медленно вращается по часовой стрелке в направлении противоположном вращению Земли. Это вращение (прецессия) обусловлено взаимным воздействием на Землю Солнца, Луны и планет нашей Солнечной системы. Таким образом, можно уверенно заявить, что календарь Майя включает в себя один полный цикл прецессии земной оси. Также дела обстоят и с любым другим календарем — всякий календарь обязательно включает в себя продолжительность полного цикла протекания какого-либо процесса, например, лунный месяц, солнечный год и пр. Впрочем, и здесь остаются неясные моменты. По современным данным продолжительность полного цикла прецессии земной оси составляет по одним данным — 25765 лет, а по другим – 25920 лет, что больше, чем у Майя. Почему? Ответ на этот вопрос Вы получите ниже, а сейчас поговорим о возможных сценариях развития человечества в современную эпоху (эпоху «Шестого солнца»). Рассуждая о сценариях развития человечества и всего нашего мира, не следует забывать об одном, очень важном факторе, действующим сегодня на нашей «грешной земле» — факторе «масс-медиа». В последнее время представители этого ремесленного цеха активно пропагандируют катастрофический сценарий развития мира. Очевидно, чем активнее пропаганда, тем больше людей начинают в нее верить, и, следовательно, тем больше вероятность развития дальнейших событий по пропагандируемому сценарию. Так что, если все же произойдет катастрофа, виноваты в ней будут не древние Майя, а самая обычная человеческая глупость, как нынешних журналистов, так и их зрителей, слушателей и читателей. По своему влиянию на социум всю журналистскую братию можно разделить на три категории — «пропагандисты», «отрицалы» и «нейтралы». Пропагандисты всегда и везде рассказывали публике (и сейчас рассказывают) о том, как хороши — страна, в которой все они живут, и правители, которые этой страной руководят. Причем, проделывалось это во все времена очень похожими способами, можно сказать «под копирку». Очень здорово данный процесс описан у Сергея Минаева в «Media sapiens». Главный герой этой книги (журналист по профессии) переделывает речи идеолога фашизма — доктора Йозефа Геббельса для их повторного использования, но уже в современной России. И получается это у него совсем неплохо. Отрицалы же пытаются привлечь к себе внимание публики различными «страшилками», типа конца света, пришельцев и прочей «лабуде». Ну а про нейтралов здорово написано у того же Минаева: «Знаете, как было в школе, когда ученики писали про обидчиков гадости в туалете, типа «Соколов Колька — мудак и говноед»? Так вот теперь школьники подросли и используют в качестве стен туалета средства массовой информации».

Определяют же суммарный вектор жизни социума журналисты только двух первых категорий. Если среди журналистов преобладают пропагандисты, значит в социуме застой, ну а если отрицалы, значит — грядут перемены. Данное обстоятельство представляет собой обратную связь, прямой связью является влияние мира на журналистский цех, но и эта связь является обратной по отношению к основополагающему процессу — влиянию человечества на окружающий его мир. Однако даже такая двойная обратная связь значит в нашем мире многое. Очень верно об этом написал Минаев: «Во все времена ни одна партия, общественная организация, секта, религиозная конфессия или мультинациональная корпорация не обладала столь мощным объединяющим ресурсом. И дело здесь не в какой-то особой идее или новых средствах коммуникаций, а в том, что медиа сумела предложить людям что-то большее. Она предлагала всем не просто ЗРЕЛИЩЕ, она дарила им ДРУГУЮ ЖИЗНЬ». Интернет является частью масс-медиа и, стало быть, тоже объединяет людей, другой вопрос — вокруг чего? И автор этой книги, как и любой другой блогер, тоже — своего рода журналист. Если «смотреть в корень», то его можно отнести к категории «антиотрицалов», ведь вместо «страшилок» он предлагает Вашему вниманию «антистрашилки. И очень жаль, что таких журналистов в нашем мире крайне мало. К чему ведет автор? А вот к чему. Если почитать современную прессу, можно заметить, что в журналистской среде любой страны нашего мира сегодня преобладают «отрицалы». Исключением из этого правила является разве что Северная Корея, но и там перемены налицо (например, Ким Чен Ира заменил Ким Чен Ын). Так что, хочешь — не хочешь, а приходится признать, что весь наш мир стоит на пороге «крутых перемен» — смене эпох, как это и предсказывали жрецы древних Майя. Смена эпох для человечества означает очень многое, ведь именно в это время наш Мир изменяется коренным образом. А, как мы выяснили выше, изменяется Мир — изменяется и человек, и наоборот. Впрочем, произойдет это тоже не сразу, недаром в календаре Майя существует нулевой год, который отсутствует в любом другом календаре. Все мы должны быть рады, что именно нам выпала честь встречать новую эпоху, и какая она будет, зависит тоже от нас (по крайней мере — и от нас с Вами). Чем больше нас будет, и чем сплоченней мы станем, тем сильнее мы будем влиять на окружающий нас Мир. Именно к этому Вас и призывает автор — давайте объединяться вокруг какой-то одной идеи. Если Вам что-то не по вкусу в авторской идее, предлагайте свои варианты, только не сидите, молча. Помните, «истина рождается в споре», потому давайте спорить и объединяться вокруг достигнутой в споре «истины». Изменить Мир во времена перемен значительно проще, чем в эпоху застоя, не стоит упускать шанс почистить наш общий «бардак» — современную реальность. Другого такого шанса у нас с Вами больше не будет! Если верить Майя, следующий такой шанс появится у человечества только через пять с гаком тысяч лет. Выводы делайте сами.

Однако вернемся чуть назад — к «масс-медиа». Современная жизнь устроена так, что мышление целых народов управляется (с подачи власть предержащих) журналистским цехом. Очень хорошо об этом написано у Сергея Горюнкова («В рабстве слов»). Как мы выяснили выше, человек обладает двоякой природой — разумной и животной (инстинктивной). Так вот, для управления своим народом поголовно все правители используют животную составляющую психики человека. Каждый индивидуум социума рассматривается ими как «собака Павлова», в мозг которой подается ток либо на «центр удовольствия», либо на «центр агрессии». «Центр удовольствия» и «центр агрессии» — это сферы эмоций массового сознания, которыми как раз и манипулируют журналисты. «Если принять нарисованный здесь образ за отвечающий реальности, то придется согласиться, что любой взятый наугад обыватель, костерящий сегодня «проклятых коммуняк», — это всегда «собака Павлова». Но придется согласиться и с тем, что точно такой же «собакой Павлова» является и любой взятый наугад обыватель из противоположного политико-идеологического лагеря». «Легкость манипуляций с понятиями «социализм» и «капитализм» объясняется тем, что стоящая за ними реальность намного шире их содержания, не исчерпывается ими. Что и позволяет при желании играть словами, называя ту или иную западноевропейскую страну социалистической («шведский социализм», «швейцарский социализм»), а, скажем, нэповский СССР или денсяопиновский Китай — капиталистическими («государственный капитализм»). Но от игры словами рукой подать до их переосмысления, — достаточно с помощью СМИ сообщить каждой бирке (какой-то мысли — авт.) нужный «оператору» эмоциональный заряд, который и будет принят за «правильное понимание» смысла бирки. То есть все действительно решает искусственно возбуждаемое эмоциональное отношение — положительное или отрицательное — к словам». Автор целиком поддерживает эти размышления Горюнкова. Действительно, понятие «фашизм» сегодня воспринимается подавляющим большинством людей резко отрицательно. Однако в начале ХХ века ситуация была иной. В фашизме тогда видели течение политической мысли, «исходящее из здорового национально-патриотического чувства» (И.А. Ильин). «Еще одно «бирочное пугало» — понятие «тоталитаризм», восходящее к вполне положительному латинскому значению «полный», «целый». Здесь тоже все не одномерно. С одной стороны: сама концепция тоталитаризма, как и сравнение национал-социалистической Германии со Сталинской системой, все чаще принимаются с существенными оговорками. С другой стороны: сочетания слова «тоталитаризм» с характеристиками «либеральный», «экономический», «глобалистский» — употребляются все чаще. Это полностью соответствует точке зрения А. Тойнби на тоталитаризм как на чисто европейское явление, «сочетающее в себе западный гений организации и механизации с дьявольской способностью порабощения душ, которой могли бы позавидовать тираны всех времен и народов…».

Да и в самом определении тоталитаризма как политического режима, стремящегося к полному контролю государства над всеми сторонами жизни общества, роль именно государственного контроля не принципиальна. Надгосударственный (глобалистский) контроль обещает оказаться, и уже оказывается, намного более жестким». «Диаметрально противоположный «бирочным пугалам» пример — слово «демократия», превращенное сегодня в «бирочную наживку». Под этим словом подразумевается обычно внешне привлекательная идея «народовластия», определявшая политическое устройство многих догосударственных и раннегосударственных обществ. А манипуляция сознанием начинается с подмены… Суть подмены в том, что демократическое устройство общества в его исторических истоках — это политическое устройство рабовладельческих Афин, где народовластие являлось привилегией немногочисленного слоя свободных граждан, при одновременном неравноправии по имущественному цензу, а также при численном преобладании «неграждан» и рабов» (Горюнков). Что, собственно, мы и наблюдаем в современном мире, разве что рабов (в полном смысле этого слова) сегодня в европейских странах нет. С помощью СМИ слово «демократия» во всем современном мире окрашено эмоционально положительно, а ведь было так далеко не всегда. Вспомним, например, Пушкина, который описывал демократию такими словами: «отвратительный цинизм», «жестокие предрассудки» и «нетерпимое тиранство демократии». А вот как о демократии отзывался Морис Палеолог: «Демократия…не нарушая своих принципов… может сочетать в себе все виды гнета политического, религиозного, социального. Но при демократическом строе деспотизм становится неуловимым, так как он распыляется по различным учреждениям… Люди обыкновенно привыкают к этому злу и подчиняются». От «собак Павлова» требуется лишь одно — вера «в бирки», в стоящую за их эмоциональным восприятием «объективную реальность», реальна она или нет. При наличии такой веры (а она у людей действительно наличествует) любые сценарии спектакля, задуманного правителями и озвученного журналистами, будут восприниматься сообществами людей на полном серьезе. «Рассмотренные выше сценарии представляют собой образцы бирочной технологии в режиме «или — или». Но возможны и другие режимы, в частности — режим «ложного имени». Вот простейший пример: очень трудно вызвать положительную эмоцию в отношении понятий «наемный убийца», «проститутка», «педераст», «грабеж». Но если такая практическая задача ставится, то в действие приводится замена негативно воспринимаемых понятий на звучащие более пристойно и даже гламурно: «киллер», «путана», «гей», «рэкет» и т.п.» (Горюнков). Вот Вам пример использования подобной технологии. Начиная с 2008 года, наш современный мир поразил глубокий кризис, который все мировые СМИ называют «финансово-экономическим», вместо того, чтобы назвать его тем именем, которого он заслуживает на самом деле: «кризисом элементарной порядочности управления, включая международный уровень». Эти слова принадлежат опять-таки Горюнкову и они, по мнению автора, абсолютно точно описывают сложившееся на сегодня положение дел в нашем мире.