Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Пару слов о капитализме

Пару слов о капитализме

«Деградация как стратегия Запада в ментальной войне» (А. Лосев). «Достижение какой-либо державой геополитических и экономических преимуществ дает ей возможность выстраивать миропорядок под свои интересы, навязывать свою волю, а вместе с этим и систему распределения богатства и власти всем остальным странам и народам. В десятилетия после развала СССР эти процессы поддерживались гегемонией доллара и доминированием базирующихся в США транснациональных корпораций, контролирующих значительную часть современных технологий и интеллектуальную собственность, устанавливающие мировые стандарты и монопольное положение в своих секторах. При этом гегемония старалась не допустить, чтобы та или иная страна бросила ей технологический или научный вызов. Поэтому политика Запада продвигалась еще и через установление контроля над высшим и школьным образованием, через культурную «революцию» и создание новых культов, в том числе культа потребления, селекцию смыслов и социальное моделирование, поощрение безнравственного поведения и разрушение институтов семьи, распространение порнографии и наркотиков и пр. Голливуд, американские информационные агентства и СМИ, социальные платформы и агенты влияния в различных странах стали инструментами по переформатированию сознания народов и обществ. Очевидно, что сейчас, когда изменения в геоэкономическом пространстве становятся необратимыми, возрождается Россия, слабеет Европа, поднимается Глобальный Юг, а влияние Китая расширяется на весь мир, США для сохранения гегемонии продолжат наращивать не только экономическое давление на противников, но и переходить непосредственно к военным конфликта, гибридным и ментальным войнам, где сферы противостояния включают в себя информационную среду и киберпространство, пространство восприятий и символические области, историю и моральный дух наций. У потенциальных соперников Запада не должно быть возможности конкуренции с гегемоном ни экономической, ни политической, ни культурной, никакой. Карл фон Клаузевиц в своем знаменитом трактате «О войне» писал, что цель любой войны — это мир, комфортный для победителя. Ядерное оружие и стратегический паритет делает полномасштабный конфликт Запада с Россией невозможным, а это значит, что, кроме ставки на киевский режим и националистические элиты бывших советских республик, будет усиливаться и экономическая, и ментальная война. Война на уничтожение России — это не только про расчленение территории и захват контроля над экономикой, это еще и война, направленная на смену мышления, на разложение общества, на разрушение нашей многонациональной общности, смену этической системы и пр., эта война началась очень и очень давно.

Ментальная война против России началась после нашей победы в наполеоновских войнах и не прекращалась два столетия, велась и в Крымскую, и Великую Отечественную, и в годы холодной войны. Усиленно продолжилась после крушения Советского Союза на всей его территории. Мы видим, как под руководством Запада чудовищно переформатировали соседнюю с нами страну и бывшую братскую Украину для создания из нее анти-России, а ведь там жили наши соотечественники — люди с советским воспитанием и с таким же, как у нас, пониманием, что такое добро, а что зло. Подобное происходит в Казахстане и в Закавказье, а русофобия прибалтов стала одной из основ их современной национальной идентичности. Информационное пространство, культура и система человеческих норм и общественных ценностей — это театр военных действий ментальной войны. И главной стратегией этой войны становится деградация. Деградация культуры и искусства, науки и образования и общества в целом. Это хорошо заметно тем, на чьих глазах происходил демонтаж СССР с последующим построением глобального суперкапитализма. Начавшаяся СВО сбросила покровы, и мы увидели, как Запад перешел к тотальной войне по отношению к России, а из нашей страны побежали в ЕС, в США, в Израиль, Турцию и Эмираты антироссийские «комбатанты» ментальной войны Запада. Деградация как целенаправленная политика стала мировым трендом и затронула элиты и управленческий аппарат всех государств, включая США и ЕС. Суверенные национальные государства мешают глобалистским целям транснациональных корпораций, сохранению колоссального мирового неравенства, тотальному контролю за ресурсами и построению общества антиутопии, с тотальным контролем за населением и распределением скудных благ. Регресс и тотальная деградация обществ помогают глобалистам решать поставленные задачи, и, напротив, образованные и культурные люди видятся глобалистам угрозой, их стараются маргинализировать и шельмовать. Становится очевидным, что суперкапитализм не заинтересован в развитии культуры, поскольку человек в этой системе — лишь источник дохода корпораций, а высокая культура с ее идеалами и ценностями только мешает бизнесу зарабатывать, потому что культурный человек перестает быть всеядным манипулируемым, лишенным интеллекта потребителем. Именно поэтому культуру пытаются свести к сфере услуг и развлечений и по максимуму монетизировать и упростить. Но, к сожалению, массовая культура не только часть экономики услуг, но и инструмент влияния и социального моделирования общества, инструмент управления сознанием людей и сфера, где создаются новые культы, способные ослабить моральный дух целых наций, разрушить институт семьи и атомизировать общества.

Глобализации очень выгодна деградация образования и культуры, поскольку становится легче масштабировать бизнес, программировать специализацию регионов планеты в интересах корпораций и проводить неоколониальную политику. Именно поэтому одной из сторон процесса глобализации стала всемирная «культурная» интеграция и унификация. Десятилетиями по всему миру шло вытеснение высокой культуры, происходило тотальное упрощение и оглупление, подлинные ценности утрачивались и заменялись интернациональными суррогатами. Центр мировой культуры — это мировая метрополия — государство-гегемон. Остальное — культурная периферия «мирового цивилизованного сообщества». Но массовая культура была направлена на тотальную деградацию человечества. Население планеты программировалось на подчинение тем, кому принадлежит мировое богатство и средства производства. Мы тоже видели, как по мере встраивании России в глобальную экономику нам навязывались Западом эти деградационные тенденции: все постоянно упрощалось, бюджеты тратились на русофобские фильмы и примитивные сериалы, театральные спектакли и различные шоу на ТВ становились безнравственными и пошлыми, музыкальная эстрада деградировала до рэпа с пропагандой наркотиков и беспорядочного секса. И все потому, что самозванным «хозяевам мира» не нужны книги, спектакли и фильмы, которые заставляют людей думать. Михаил Николаевич Задорнов в своей книге «Пиар во время чумы, или Кому на Руси жить?» написал: «…после того, как рухнула советская власть, что сделали? Объявили бессильной армию, которую боялись во всем мире, казнили лучшее в мире советское образование, чудесных советских писателей заклеймили коммуняками, выкинули из школьных программ, заменили предателями-диссидентами… Всех перечеркнутых плюсов и не перечислить. И что получили? Вместо любви — секс, вместо дружбы — целесообразность. Спекуляция стала бизнесом, а слово «совесть» в одном современном словаре снабжено пометой «устаревшее». Тенденция деградации, запущенная современными глобалистами, перекликается с идеями Альфреда Розенберга, (одного из главных идеологов нацизма, который был казнен в 1946 году по приговору Нюрнбергского трибунала): «Рабы рейха должны быть лишены всякого образования и высокого искусства. С них достаточно знать алфавит, чтобы читать наши указы, простенькой мелодии и удовлетворения физиологических потребностей». Нацизм был повержен Красной армией в 1945 году, но США и Британия — истинные создатели гитлеровского рейха — встали в ряд победителей во Второй мировой войне, а сразу после войны и продолжили борьбу против СССР, которая продолжается уже против сегодняшней России.

Только инструментарий Запада сейчас намного мощнее и технологичнее, чем у гитлеровцев. Цифровое влияние социальных платформ и интернет-СМИ способно поляризовать общественные настроения, подорвать веру населения в базовые основы организации общества, которые объединяют граждан и государство воедино. Цифровая пропаганда с помощью целевого контента и анализа личных данных пользователей значительно усиливает любое воздействие и позволяет использовать разногласия, подрывать доверие к средствам массовой информации и политическим институтам. Огромное количество случаев телефонного мошенничества, осуществляемых украинскими кол-центрами, и рост числа поджогов военкоматов свидетельствует о том, что многие наши граждане разучились критически мыслить. Глобалисты понимают, что при деградации одной сферы начинают падать другие. Упадок культуры ведет к упадку образования, что, в свою очередь, приводит к упадку производства и всей экономики в целом, а страна теряет суверенитет. Корни технологической деградации нашей экономики в этом. И напротив, если мы начинаем возрождать культуру, возрождать образование, мы сразу подтянем все остальное — и экономику, и ВПК, и нашу способность сопротивляться противнику и понимать замыслы врага. Сейчас гайдаровcкая формула «мы продаем нефть за доллары, а на эти доллары купим все, что нам нужно, включая высокотехнологические товары» больше не работает. Деградация становится экзистенциальной угрозой для России и основным препятствием для обретения всеобъемлющего суверенитета. Деградация — это очень мощный инструмент ментальной войны. Если мы это осознаем, то мы можем противопоставить антиинтеллектуализму просвещение и духовно-нравственное развитие нашего общества. Просвещение — это распространение знаний и культуры. Важность просвещения в периоды, когда государствам угрожают внешние силы, сложно переоценить. Благодаря массовому образованию и распространению культуры стала возможна и индустриализация СССР, и наша победа в Великой Отечественной войне. Есть и другие исторические примеры: закон о революционном трибунале от 22 прериаля Второго года Французской Республики отправлял на гильотину тех, кто препятствовал народному просвещению. Образование ни в коей мере не должно быть услугой, это, как сказано в законе, общественно значимое благо. Образование тесно связано с культурой, потому что в ходе обучения и воспитания происходит передача культурных образов и нравственных принципов подрастающим поколениям. Культура и искусство тоже общественное благо. Настоящая высокая культура антибуржуазна. Культура — часть образования, когда через культурные образы передаются следующим поколениям необходимые знания и ценностно-нравственные ориентиры. Культура отвечает за духовное развитие человека и формирует представление об истине, добре и красоте.

Смысл искусства состоит в нахождении эйдоса — ценностной идеи, воплощенной в художественных образах, — эйдоса, который противопоставляется чему-то нехорошему, что есть в этом мире и в этом диалектическом противопоставлении меняет мир к лучшему. Искусство должно показывать людям идеалы, великие образы и образцы величия духа, воспитывать и просвещать, побуждать человека становиться лучше, служить духовно-нравственным идеям и идеям защиты и служения своей Родине. Именно такие цели ставились перед культурной политикой в эпоху первых пятилеток, и эти же цели необходимо ставить сейчас. Главной задачей сейчас должно стать воспитание, физическое (здоровье и спорт) и духовное развитие человека. Классические произведения отражали гуманистические традиции эпохи, в центре этих произведение были люди и социальные отношения, понимание добра и зла, проблемы и переживания людей, их духовные поиски. В классических произведениях отражалась эпоха, и выкристаллизовывались поведенческие и этические образцы для следующих поколений. Так обеспечивалось взаимодействие поколений и связь времен. Только немедленный возврат к классической культуре и к классическому образованию, то есть обучению и воспитанию, обеспечит защиту нашей страны от стратегий ментальной войны Запада, от деградации и потери суверенитета. Когда уходит культура, сразу теряются компетенции в промышленности, высоких технологиях, в науке. А западная наука занимается сейчас проектами, которые дают прибыль в течение трех лет. Фундаментальных новых знаний нет. Мы, как варвары, разрушали свою промышленность, свою культуру. И сейчас нам предстоит экзамен на право называться цивилизацией и сохранить нашу Родину для будущих поколений. И этот экзамен нам нельзя провалить. Необходимо формирование «Великой триады» — фундаментальная наука, прикладная наука, подготовка кадров. Профессиональное развитие нужно сочетать с духовно-нравственным развитием и с творчеством. Необходимо рассказывать о наших героях, обо всех, кто сейчас сражается за Родину, потому что герои, люди, совершающие подвиги и выполняющие боевую работу сейчас на фронте, это те, кто будут примером для будущих поколений. Необходимо объяснять обществу, кто наши враги и какие у них цели. Ни в коем случае не должно быть слепой веры в то, что Запад — это лучший мир, а мы периферия. Мы являемся теми, кто сохраняет человеческую цивилизацию» (А. Лосев).

Тот случай, когда передовицы Прохановского издания «Завтра» из конца 90х — начала 2000х проросли в мейнстрим государственной аналитики. Тезисы про культуру и искусство, как общественное благо, так и вовсе откуда-то из 60 — 70х годов времен развитого социализма. Как оказалось, «экономика услуг» в кризисные периоды нефункциональна, а на долгосрочной дистанции, так и вовсе способна похоронить любые перспективы развития. Об этом еще в нулевых говорил Капица, когда адепты «невидимой руки» над ним посмеивались. Время все расставило по своим местам» (https://colonelcassad.livejournal.com/8554157.html). И «Colonelcassad», безусловно, прав в оценке статьи Лосева. Однако и в ней есть свои минусы, например, А. Лосев почему-то называется существующий сегодня на Земле общественно-политический строй «суперкапитализмом», не объясняя, что это такое, и не давая определение новому термину. Что касается второй части данного термина, то она понятна – во все известные современным людям времена, человеческая Цивилизация всегда существовала при капитализме (именно Капитал всегда определял общественные отношения между людьми). Другое дело, что этот капитализм все время изменялся – был рабовладельческим, был феодальным, был буржуазным и даже социалистическим. Причем, непременные изменения происходили с ним и внутри той или иной его эпохи. И лучшим названием нынешнего капитализма, по мнению автора данного сайта, является «КОРПОРАТИВНЫЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ», который воцарился на Земле в самом конце 18 века – начале 19 века, после заката существования различных Ост и Вест-Индских компаний. Ну а предшествующий этому капитализму строй автор назвал бы «КОРПОРАТИВНЫМ КАПИТАЛИЗМОМ». Срок же существования какого-то одного общественно-политического строя всегда одинаково, и составляет примерно 240 лет (время смены десяти поколений людей). Причем, если до начала «корпоративного капитализма» общественно-политические строи на разных территориях Земли достаточно сильно отличались друг от друга, то после его окончания практически на всей территории Земли воцарился «корпоративный межгосударственный капитализм». Следует отметить особо, что каждый такой общественно-политический строй можно условно разделить на четыре фазы. Первая, самая длинная по времени фаза – это зарождение и детство данного строя. Вторая – производственная фаза (расцвет и процветание различных ремесел и торговли). Третья – финансовая фаза (приход к власти олигархических структур). И последняя, самая короткая и летальная для строя фаза – сырьевая фаза (когда сырья уже не хватает для всех, желающих его получить). И мы с Вами, уважаемый читатель, проживаем в сырьевой фазе «корпоративного межгосударственного капитализма». И ничего «супер» в этой фазе сегодняшнего общественного строя точно не наблюдается, кроме близкой гибели этого строя.

Понятное дело, что такое деление довольно условно, однако ничуть не более условно, чем общепринятое нынешними политологами и экономистами деление «нового и новейшего времени». Новейшее время (новейшая история, современная история) — часть всемирной истории, которая описывает исторический период примерно с 1917/18 года по настоящее время. В исторической науке существуют различные точки зрения как по поводу нижней хронологической границы (то есть даты начала) новейшего времени, так и по поводу места новейшего времени в периодизации всемирной истории. Часть историков рассматривает новейшую (современную) историю как часть позднего Нового времени, другая часть историков полагает, что новейшая история — это самостоятельный исторический период, наряду с ранним Новым временем и поздним Новым временем. Ну а взгляд автора этого сайта изложен чуть выше. А вот что по этому поводу думает Сергей Дегтярев – «Капитал и его судьба». «Сейчас много разговоров про смерть капитализма, что он по версии одних сам разрушается, у других кем-то специально демонтируется, по версии третьих меняется на посткапитализм, инклюзивный капитализм или еще что-то. Какие-то старые деньги раскулачивают молодые деньги, какие-то ТНК затеяли войну за ликвидацию национальных бизнесов. По любому как бы прежнего капитализма не будет, а что будет, никто не знает. Главное в том, что нет определения капитализма. Маркс хоть и написал три тома текстов под называнием «Капитал», однако не одарил пониманием. Чтобы проверить есть ли понимание, что такое капитализм, достаточно задать вопрос: как сегодня стать капиталистом? Сегодня практически никто прожить без денег не может. Отсутствие выбора – уже признак принуждения, но абсолютным большинством наличие денег представляется безусловным благом, потому что если деньги есть, то можно не работать. В этом и есть сублимация желания добывать деньги. Уже это должно бы настораживать и противоречивостью (чтобы не работать, нужно работать) и аморальностью (иметь блага не работая, а значит — не заработанные). Основной идеей капиталистического обогащения является «навязать ненужное как нужное». В случае производственного капитала – это ненужные новации, например, «гибкий планшет Чубайса», а в случае торгового – ненужные охранения, например, сбербанк обещает сохранения вклада, если доплатить. Вообще в этой идее заключена вся суть того, что называют рыночной экономикой. Согласно определению Маркса, товар – это ненужное продавцу, и его нужно «продвигать» как нужное всем. И если новации как-то еще поддаются оправданию, потому что какой-никакой, но образуется все-таки реальный запас (нужный/ненужный – можно обсуждать). А услуга по сохранению того, что и так уже сохраняется, выглядит бессовестной, но речь идет как бы о реальном запасе, который нужно/ненужно сохранять – можно обсуждать, то при господстве денег условие «употреблять запасы» уже сломано, потому что запасов на всех не хватает. И оно превращается в «условие употреблять запасы».

Сказанного достаточно, чтобы дать определение денег. Деньги – суррогат запасов, навязанный хозяевами суррогата как «нужный» добрым словом и/или пистолетом экономическим субъектам, испытывающих экономические трудности. Появление и внедрение денег в принципе не может быть описано логически или как-то классифицировано. Все ситуативно. Каждый случай своеобразен, между ним могут быть только сходства. Можно лишь приводить примеры. Например, когда фабрикант запирает рабочих на территории завода и вводит правило, что в фабричной лавке продукты будут выдаваться только тем, у кого есть продуктовые карточки – продуктовые карточки сразу становятся нужны всем, и они становятся деньгами. Когда местный тракторист объявляет, что будет пахать частные огороды только тому, у кого есть водка, то водка теперь нужна всем и становится деньгами. Когда государство принимает закон, что приобретать результаты экономической деятельности можно только тем, у кого есть местная валюта – местная валюта сразу становится нужна всем и становится деньгами. Когда Мавроди продает свои «мавродики» дешевле, чем покупает обратно, они становятся нужны, и превращаются в деньги. Эту схему Мавроди позаимствовал у Джона Ло, разорившего Францию в начале 18-го века. Когда новгородское вече в 1410 году под давлением князя принимает решение торговать за литовскую и шведскую монету, запретив все остальные, чужая монета становится нужна, и превращается в деньги. К слову, после этого эпохального решения новгородской республике, существовавшей уже три века, осталось жить всего половину века. Одним из распространенных способов сделать деньги нужными – это сделать так, чтобы основной продукт приобретался только при предъявлении денег. При этом разумеется, если этот продукт можно будет получить у другого субъекта не за деньги, то деньги никто добывать не будет. Монополия на основной продукт необходима для денежного порабощения, поэтому население приходит к хозяевам денег, «добровольно» делится реальными запасами за суррогат запасов. Например, когда США отказались обменивать доллары на золото, они договорились (уговорили, сговорились, припугнули… — история умалчивает) с саудитами, что те будут отгружать нефть только тем, у кого есть доллары. Доллары стали всем нужны, их пришлось добывать, возникли новые деньги – нефтедоллары. Американцы (все) получили возможность за доллары приобретать блага мира, нуждающегося в нефти.

Историческая справка. История англосаксов учит, что власть, что в метрополии, что в колонии беззащитна против восстаний. Чтобы население в метрополии не восставало и не угрожало хозяевам денег, население нужно сытно кормить. Еще яркий пример того, как делаются деньги. Все недоумевают, в чем выгода США развязывать войны по всему миру? Некоторые «эксперты» утверждают, что ради денежных доходов американского ВПК. Типа американскому ВПК очень нужны доллары. Другие «эксперты» утверждают, что ради ослабления конкурентов, типа там, где война, экономика падает, и открываются рынки для американских товаров. Попадаются и другие более экзотические версии. В действительности это все полезные побочные эффекты, бонусы, а не генезис денег. А теперь следите за руками. Продукция американского ВПК продается исключительно за доллары, которые некоторая страна где-то должна взять, а, чтобы она захотела вооружения, развязывается война или создается правдоподобная угроза войны. Воюющая или готовящаяся воевать страна за доллары отдает свои экономические блага американскому народу. Дальнейшая судьба производителя или поставщика основного продукта славна и благоденственная, потому что деньги на него льются рекой, и что важно – без труда, гарантированно. Чудо, к которому можно относиться исключительно религиозно. Капиталистом, называется субъект, получающий гарантированную прибыль. Капитализм, система общественных институтов, воспроизводящих условия извлечения гарантированной прибыли. Поскольку капиталисту ничего специально делать не нужно, что бы прибыль была, и он может ничего специально не делать в отношении любого произвольного числа предприятий, постольку, капиталисты владеют тысячами активов. Чтобы ликвидировать капиталистов, должны быть ликвидированы институты, воспроизводящие условия извлечения гарантированной прибыли. Прибыль не должна быть гарантирована. В этом суть идеи инклюзивного капитализма. Целью является установление полного общественного контроля над движением денег, что лишит деньги смысла в их существовании. Чего хотят хозяева денег? Повернуть экономику к третьему типу – аграрному (разумеется, путем деиндустриализации), где они будут иметь все блага, за то, что они как бы избавители от ужасов капитализма, а другие, только если будут иметь начертание на правой руке или на челе. Статья собрана из сокращенных статей» (Сергей Дегтярев). Автор этого сайта вполне согласен с подобной трактовкой капитала и нынешнего капитализма. И как ни крути, но новый общественно-политический строй тоже будет капитализмом, правда, ЦИВИЛИЗОВАННЫМ и СОЦИАЛЬНЫМ (а не бандитским, как сейчас) и ГОСУДАРСТВЕННЫМ (а не свободно-рыночным и индивидуальным).

А главной особенностью нового, уже подступающего общественно-политического строя будет абсолютное равенство (в правах и обязанностях) всех форм собственности (личной, частной, коллективной и государственной). Главным же принципом этого капитализма является почти коммунистический тезис: «От каждого – по способности, каждому – по минимальной потребности, и всем – по их труду и заслугам». Именно поэтому, автор и назвал данный строй «государственным коммунизмом». Впрочем, рассуждая о нем, не стоит забывать очень мудрые слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Тот, кто жалуется, что люди его обделили, сам отстранился от людей. Тот, кто жалуется, что ему недодали любви, ошибается в понимании любви: любовь никогда не была подарком, который получают». Что же касается Марксистского коммунизма, то он как был недосягаемой Утопией, когда родился из-под пера Маркса и Энгельса, так ей и останется «на веки вечные». Ну а пока мы имеем то, что имеем – «Добро и зло» (Александр Роджерс). «Зачастую зло изображают соблазнительным. На самом деле оно отвратительно. Побуду даже не Капитаном Очевидность, а Адмиралом… Есть две стороны. На одной стороне – Россия, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка. На второй – США и ЕС (с исключениями). На одной стороне – равноправие, свобода и взаимовыгодное развитие (те самые Liberte, Egalite, Fraternite). Русская соборность и китайское «содружество общей судьбы». На второй стороне – неоколониализм и угнетение. Где сейчас массовая истерика по поводу событий в Африке «что эти нигеры себе позволяют?!». А до этого «что эти русские/китайцы/иранцы/сирийцы/венесуэльцы/саудиты (список можно продолжать) себе позволяют?!». С точки зрения угнетателей, «демократически избранный лидер» – это который беспрекословно выполняет все приказы и отдаёт ресурсы своей страны за бесценок (то есть позволяет грабить свой народ). А если говорит «Давайте платить нормальную цену», то, безусловно – диктатор! На одной стороне – нормальные семьи и защита детей. На другой стороне – пидарасы, педофилы и трансгендеры. На одной стороне – традиционные ценности и гуманизм. На другой стороне – сатанисты и обколотые свастиками нацистские выродки. На одной стороне хотят есть хлеб и говядину. На другой стороне – сверчков и человеческое мясо. На одной стороне развивают атомную энергетику и двигают науку вперед. На второй стороне продвигают «зеленую повестку», отбрасывающую нас в средневековье. На одной стороне добро и жизнь, а другой – зло и смерть. И, как оказывается, вторая сторона может процветать, только если грабит первую (что на самом деле всегда было известно, но теперь это очевидно, как никогда). Одна сторона созидает. Вторая сторона паразитирует. И теперь, когда паразитировать и грабить больше не дают, так называемые «развитые страны» стремительно летят в ад. P.S. Зато украина всегда то на стороне шведских завоевателей, то на стороне Гитлера, то на стороне западных империалистов. И всегда мечтает быть полицаями при угнетателях. Даже если надо в жопу давать. Рабский менталитет – это ужасно» (https://alexandr-rogers…).