Концепция развития
А для начала прочитаем статью Вазгена Авагяна — «Мировой бандит» как альтернатива традиционным ценностям». «Каким образом традиционные ценности связаны с экономическим развитием? 1) Традиционные ценности предполагают устойчивость. 2) Устойчивость целей стандартизирует вознаграждаемое действие. 3) Происходит накопление результатов стандартно-вознаграждаемого действия и рационализация его осуществления. Поскольку в теории все это выглядит очень сухо и обывателю малопонятно, то приведем пример. Возьмем что-то простое, скажем, кирпич. Кирпич не является даром природы, но и продуктом труда в чистом виде он тоже не является (без глины кирпичей не напечешь). Кратко говоря, кирпич (как и любой продукт производства) – это рекомбинация сырья. Мы берем несколько природных элементов (глину, энергоносители и т.п.), которые даны нам в дар окружающей средой. Ничего добавить к этому дару мы не можем, но мы можем рекомбинировать его строение. Поменять компоненты местами. Так, чтобы глина превратилась в кирпич (а перед этим уголь в огонь и энергию). Если производство кирпичей стабильно, то кирпичей становится все больше и больше. Это связано с тем, что работа по переделке глины в кирпичи стабильно поощряется обществом, как морально, так и материально. Человека, которым этим занят, хвалят, уважают и ему платят (т.е. дают доступ к наличным благам общества). Умозрительно у нас складывается очень простая, линейная связь производства и стоимости, которой в реальной жизни никогда не бывает. Допустим 1 кирпич = 1 копейка, значит 2 к = 2 коп, 10 к = 10 коп, и т.п. Чем больше кирпичей – тем выше прибыль производителя, который, поэтому (якобы) заинтересован делать их больше, внедрять передовые технологии их производства, расширять это производство. На этом базируется ошибочная «трудовая теория стоимости», в которой адекватный труд (т.е. не толчея воды в ступе, а именно выпечка кирпичей) производит стоимость из самого себя. Если ты делаешь кирпичи, и делаешь их хорошо – то каждый кирпич создает копейку стоимости, и рост производства кирпичей равна росту общественно-располагаемой стоимости (которая потом, согласно трудовой теории стоимости, разворовывается, но это уже другая история). В чем тут ошибка? В том, что в формулу вложены две константы, которых в реальной жизни нет, и быть не может. Это постоянство цены на кирпич и постоянство потребности рынка в нем (по твердым ценам). Предполагается, что кирпич настолько нужен, что его всегда будут брать, сколько бы ни произвел, и всегда не дешевле, чем за копейку штука (а то и дороже!). Если бы дело обстояло так, то производство только и делало бы, что росло, потому что больше кирпичей = больше прибыли производителей.
Но это очевидным образом не так, потому что производство может не только обогащать, но и держать в нищете, и даже разорять, вгоняя в долги (т.н. «штраф за труд» в теории В. Авагяна). Вы же не можете сделать кирпичи бесплатно: как ни крути, а себестоимость у них наличествует. И вот вы ее вложили, а кирпичи… не купили. И вы их складируете. Каждый день, лежа на складе, они требуют оплаты складских услуг, то есть мотают вам нервы и счетчик. Вы мечтаете от них избавиться, продать за бесценок, ниже себестоимости, в итоге, допустим, вы вложили 100 рублей, а избавились от балласта за 80. 20 рублей, получается, «штраф за труд». Потому что если бы вы не трудились, то имели бы нерастраченными 100 рублей, а так, с большими мытарствами и трудностями (очень устав), вернули из 100 лишь часть. Так какую же стоимость произвел труд в данном случае? Получается, отрицательную! Как это ни смешно звучит, но труд оказался в одном разряде с хулиганством, потому что хулиган платит штраф за поступок, а если бы не совершил поступка (лежал бы на диване) – то штрафа бы не платил. С кирпичом немного проще – потому что кирпич может долго лежать на складах. Но что, если речь идет о крыжовнике? О помидорах? Если у вас помидоры сгниют, не найдя сбыта, то из 100 рублей вложений в них вы теряете уже на 20, как кирпичник, а все 100. Плюс добавочный штраф за утилизацию гнили (вас ведь наверняка заставят избавить общества от ящиков с гнилыми помидорами!). Почему же реальная жизнь так безобразно поступает с трудовой теорией стоимости (которая думала, что труд производит блага, а оказывается, труд производит убытки, проблемы)? Увы, и цены на продукт не постоянны, и потребность в нем не безразмерна. Это и превращает труд в заложника оценочных систем. Художник Малевич нарисовал «Черный Квадрат». По мне, так картина эта стоит ровно столько, сколько холст, на котором она нарисована. Мне, чтобы такое настенное украшение сделать, нужно только купить холст, а все остальное я сам домалюю. Но вы же знаете, что действуют оценочные системы, которые выставили «Черному Квадрату» вмененную стоимость в несколько миллионов долларов! Вы скажете: ну, это таинственный мир живописи, особый мир искусства… Нет, это везде так! Наверняка вы видели заброшенные постройки, то здесь, то там. Зачастую их продают на кирпичи и другие стройматериалы, разбирать. Но вы же понимаете, даже если не экономист, что кирпич, извлеченный оттуда, дешевле, чем новый! Иначе на кой ляд вам разбирать старую кладку, когда можно пойти и купить штабель с завода, без сколов и дефектов? Никто не может из тонны мрамора сделать статую в полторы тонны (т.е. произвести добавочную стоимость в абсолютном смысле). В статуе материала, т.е. мрамора, всегда будет меньше, чем в той глыбе, из которой статуя высекалась. Тогда почему статуя стоит дороже глыбы? Откуда берется добавленная (не добавочная, а именно добавленная!) стоимость, если объективно существующее количество мрамора уменьшилось?
Эта добавленная стоимость – условно-договорная. Если статуя нравится обществу, то оценивается (субъективно) дороже глыбы. Если же не нравится, то работу объявляют «браком», художника – дураком, который испортил заготовку. Совершил хулиганские действия, за что и оштрафован обществом. Штрафующем его на стоимость глыбы мрамора. В качестве «штрафа за труд». Кабы работала «трудовая теория стоимости», то больно хорошо бы мы жили! Встали с утра – и за работу. Напекли кирпичей – вот нам и вознаграждение. А ежели по-стахановски, перевыполнив норму в три раза, то награда в три раза больше! Вот и был бы труд – делом доблести, подвига, геройства, а еще ума и практической сметки. Всякий видел бы доказательно, что трудится – выгодно. Работаешь – и зарабатываешь, как здорово! Жаль только, что в жизни такого не бывает… Мы, просыпаясь поутру в рыночной экономике, еще не знаем заранее, наградят нас за труд сегодня, или накажут. Или по нолям с обществом разочтемся? Все может быть. Побежали мы радостно рисовать «черные квадраты» — и вдруг выяснилось, что ничего, кроме расходов на холсты и краски, не поимели в итоге. Потому что Малевич – это Малевич, а ты не Малевич. Малевичу мильон – а тебе шиш, за одно и то же действие… И вот тут мы возвращаемся к началу статьи, и сухие слова теории наполняются для нас (надеюсь, читатель!) живым житейским содержанием. Помните, мы сказали, что устойчивость целей стандартизирует вознаграждаемое действие? Отчего выходит как количественное накопление результатов стандартно-вознаграждаемого действия, так и качественный прорыв (переход количества в качество): рационализация, технический прогресс производительных сил? В приложении к кирпичам: нужны, нужны, и снова нужны, и опять же нужны, потому что храм Соломонов строится 40 лет, и все время нуждается в кирпичах, а потом начнут новые храмы строить, и т.п. В традиционном обществе не было государственных твердых цен, в нем не было Госплана, который сверху спускал бы задания и расценки. Это все заменялось ТРАДИЦИЕЙ. Стабильность целей – есть стабильность действий. В традиционном обществе цены были, пусть и не твердые, но очень устойчивые. Настолько устойчивые, что приток золота из колоний привел к колоссальному кризису отношений, уничтоживших ведущие империи средневековья! Когда золотая монета стала дешевле – общество в буквальном смысле сошло с ума, не понимая, что происходит, и что с этим делать. Традиционное производство пятилетних планов не имело – но очень близко к плановому хозяйствованию. Хозяин фермы веками(!) знал – сколько продукта (в общих чертах) нужно, востребовано, и сколько он получит. Накопление капитала делались несколько поколений (!) подряд – и монеты, отложенный дедом (даже прадедом!) инфляция не превращала для внука (правнука) в пустую труху.
Далее случились всем известные события, после которых традиционное общество объективно прекратило свое существование. То есть само по себе оно уже не могло себя воспроизводить, его можно стало поддерживать только искусственно. И если мы отказываемся его ценности искусственно поддерживать, то оно мутирует… во что? При начале научно-технической революции этого никто не знал. Но человек повторил путь Люцифера (лучшего из ангелов): получил в свои руки плоды просвещения в виде небывалых возможностей, ВОЗГОРДИЛСЯ (гордыня – мать всех грехов) – и отверг Бога (вместе со всеми традиционными ценностями). Сказал – я теперь сам с усами! Ты мне не нужен, Отец, я теперь сам все для себя сделаю! А цивилизация повторила путь самолетостроения. Вначале самолеты были легкие, из фанеры. Они садились на любой, более-менее ровной лужайке. Потом самолеты росли и тяжелели, и стало ясно: нужны искусственные посадочные полосы. На лужайку такой самолет уже не сядет: об лужайку, постаравшись приземлиться по старому, он только разобьется. Пока научно-техническая сфера была недоразвитой – она садилась на природные лужайки, и ничего. Ну, не то, чтобы совсем ничего (трагедий в истории предостаточно) – но как-то, близко-около, с высокой долей вероятности могла присесть без катастрофы. Если мы, как экономисты, говорим о продуктономике традиционного общества, то сразу же видим бросающиеся в глаза ее черты: 1) Очень узкая номенклатура выпускаемых продуктов. 2) Количественно их почти всегда остро не хватает. 3) Отношения при их обмене складывались веками в довольно устойчивую схему. В мире НТП новые продукты появляются чуть ли не каждый день. Никакой «традиционной цены» они не имеют, потому что вчера родились, в буквальном смысле слова. Почти постоянная острая нехватка – слишком часто сменяется кризисами перепроизводства. Обмен между производителями не имеет устойчивой схемы, то есть невозможно понять, кто кого обманывает при обмене. Жизнь потребовала для этого нового мира «бетонных посадочных полос» — т.е. ответственного перед обществом, прозрачного в своих экспертизах оценщика. Он, вроде бы, и проклюнулся, появился в попытках общегосударственного планирования производства… Но, в силу ряд гримас истории (значительная доля вины за которые лежит на недостойном поведении КПСС) – оказался в состоянии аборта, вытесненный прямым и открытым англосаксонским криминалом, уголовным мышлением «нации пиратов-приватиров», очевидно-разбойничьим волюнтаризмом. То есть на наших глазах (на глазах ротозеев) преступное сообщество (правящая англосаксами масонерия, попросту мафия) заполучило в свои руки, как набор отмычек, все плоды научно-технической революции!
А что будет, если традиционным путем цены больше не складываются, а ответственного научного регулирования их тоже не введено? Начнется то, что началось: преступное манипулирование обменными ценами, террор и шантаж в отношении производителя (а потом и потребителя). Вот живет на свете некий шахтер, внук Стаханова, и думает (в рамках традиционных ценностей): я рабочий человек, я занят очень тяжелым и очень опасным трудом, глубоко под землей, и я посему очень нужен, меня общество завсегда высоко ценить обязано! И к нему приходит пропитое уголовное мурло Ельцина (в широком смысле слова, ельциных – тысячи), и первое, что спрашивает: — А с чего ты взял, что ты нужен?! Да ты на хер никому не нужен! Да хоть бы ты сдох в своей этой шахте – мне никакого дела нет! И никому никакого дела нет, как ты там сдохнешь! Я не утрирую: именно так все и было, именно так ломали шахтеров, которые, если помните, сперва сыграли важную роль в падении советской власти (шахтерские забастовки и др.). Когда человек сломан до слизи – его, может быть (не всегда) подберут. Предложат работу, но уже на новых условиях. Чтобы помнил: ни о каком достоинстве человека труда речи быть не может, о его незаменимости – тем более. Все, что ты получаешь – ты не за труд получаешь, а по нашей милости, как нищий на паперти. Может дать, а можем и не давать: утрешься, никуда не денешься. Можем дать тебе половину твоего вчерашнего заработка, а можем и четверть: для тебя все лучше, чем ничего! Человек не может апеллировать к традиционным расценкам труда – ибо их нет, вместе со всеми традиционными ценностями они канули в лету. Обратно в утробу матери (в традиционное регулирование) не залезешь, если стал детиной в почтенных летах. Слишком ты велик для эмбриона! Остается два варианта: 1) Или ты создашь государство, в котором цены будут регулироваться средствами Коллективного Разума, рационально мотивируя пользу и вред той или иной деятельности. 2) Или ты становишься заложником бандитов, которые, действуя шантажом и террором, загоняют тебя в положение «двуногого скота» и «говорящего орудия». И в такой «демократии» ты уже заключен пожизненно, если можно такое заключение жизнью назвать… Почему так получается? Потому, что тут, ни потребность в продукте труда не очевидна, ни расценки за единицу произведенного. То, что делаешь, ты делаешь на свой страх и риск: продашь, если купят, и за столько, за сколько купят. Ты достаешь уголь из шахты – а тебе говорят, что он «вдруг» не нужен. А тебе кушать надо. А ты, получается, всю смену с отбойным молотком не работал, а хулиганил. И на тебя еще штраф наложили! За хулиганство, за то, что вынимал из недр ненужный продукт!
Потом говорят: ну ладно, он чуть-чуть нужен, и мы тебе чуть-чуть заплатим, только чтобы ты не сдох, но не обессудь: это не зарплата, дурачок, это милостыня! Человек что-то делает; но деянием своим он никакой стоимости не производит (как я, строчащий эту статью, и на гонорар не рассчитывающий). Труд имеет место, а стоимость хорошо еще, если нулевая! Я вот написал, и ничего не получил, а торговец колбасами может еще и штраф получить, за то, что ввязался в торговлю колбасами. Отчего скажу самокритично: ему куда хуже, чем мне. Хоть и мне невесело (годами писать забесплатно – довольно тяжело, поверьте). Но я человек с традиционными ценностями, и убежден, что открывать людям глаза, давать им знания о жизни – дело достойное и благородное. И морально поощряемое. Что не устраняет факта: мы с системой оплаты труда разошлись кардинально: она направо, я налево. И сейчас мы ставим эксперимент: сколько человек в состоянии идти, не получая никакого вознаграждения за труд? С точки зрения Коллективного Разума оценочная система должна следовать общественному благу (поощряя полезное, и штрафуя вредное). Но попав в руки криминала, пиратов-приватиров, оценочная система, по вполне понятным причинам, стала страдать сразу несколькими пороками: 1) Пристрастность: оценщик делает все в свою и своих близких выгоду. 2) «Комплекс божка»: свалившееся в руки всемогущество, когда у тебя под рукой и жизнь, и смерть других людей, кружит голову, пьянит волюнтаристов. 3) Создание рукотворных кризисов, способствующих обогащению узких групп. О последнем нужно сказать подробнее (как финансовая олигархия «шатает» цивилизацию, расшатывая и угрожая обрушить). Допустим, чисто условно, в модели – для нормального воспроизводства масла нужно соотношение рубль/килограмм. Финансовая (воровская) олигархия разного рода биржевыми и прочими ухищрениями начинает сбивать это соотношение, удешевляя сбыт масла дешевле себестоимости. В итоге, как вы понимаете, производство масла разваливается, начинаются нехватки, паника на рынке – что ведет к резкому росту стоимости масла. Ему объективно нужен рубль, его продавали по 50 копеек, чтобы потом продать за 2 или 3 рубля. Это хорошо знакомые современности «биржевые качели» всеобщей, глобальной ценовой нестабильности, которые позволяют биржевым дельцам делать «деньги из воздуха», а производственный контур убийственно расшатывают. И ларчик тут открывается просто: если общество потеряло традиционные ценности, то у него нет больше и устойчивых целей. Оно вообще не знает, чего хочет от жизни, и опытный жулик-рекламист может внушить ему, что его заветная мечта – сменить пол или стать из русского «украинцем».
Но если общество не знает, чего хочет, куда идет, для чего живет – то такое общество, потерявшее смыслы, лишается и всякого представления о справедливости (вытекающей из смыслов). А где нет устойчивых представлений о справедливости, там не может быть и справедливых цен. Там свистопляска «то нужно, то не нужно», направляемая умелой и опытной, преступной рукой мирового бандита. Человек не может найти вознаграждаемого делания. Ибо тут все условно и зыбко. За что одному миллионы – другому только штрафы. Там, где один прошел к успеху, второй, следуя за ним след в след, попадет в капкан, и т.п. В итоге и сверхроскошь, и нищета в этом обществе, которое традиционные ценности потеряло, а к планированию Коллективным Разумом не пришло – равным образом БЕЗУМНЫ. Произвол наград и наказаний снаружи представляется слепой игрой слепого жребия, который раскидывает блага и несчастья как попало, в совершенно случайные руки. Никак нельзя разумом объяснить богатство большинства богатых – равно как нельзя разумно объяснить, почему тот, кто трудится с утра до ночи много лет подряд, живет в нищете. Но мы-то, экономисты, понимаем, что кажущееся обывателю «слепой игрой случая» — на самом деле уголовщина, «случайностью» покрывающая свои криминальные схемы. Что можно заработать трудом и иной деятельностью, когда вопрос открыт: это награждаемое действие, никчемная суета или штрафуемое хулиганство? Надо же сперва закрыть этот вопрос, отделить процесс производства молока от прибивания мошонки гвоздями к мостовой (и ладно, если только своей). Сказать на уровне идеологии – вот ЭТО занятие почтенно и ДОЛЖНО быть вознаграждено (даже если и не вознаграждается, то должно), а вот ЭТО – хулиганство и наказуемо. В современном рынке этого нет! В нем молочный фермер может «попасть на штраф», за труд свой понеся колоссальные убытки, а некто, покакавший на сцене, перед публикой – огромные деньги получить в награду. Потому что сидят оценщики-уголовники, и говорят: — Мы тебя молоко делать не посылали, сам решил – сам и отвечай за свои поступки! Не нужно рынку твое молоко, лишнее оно! Какать на сцену мы тоже не посылали – но нам понравилось, пожалуй, оплатим! Молодец актер, угадал, в отличие от фермера, чем нам угодить! Может ли цивилизация выжить при таком отношении к труду и занятости? Ответ нашей газеты (не только мой, а всей ЭиМ, постоянно «висящей» на этой теме) – нет» (Вазген Авагян, команда ЭиМ).
А вот, как примерно о том же рассуждает Олег Макаренко – «Надо ли платить, если закон позволяет не платить?». «Программиста из Минска удаленно наняли подключать анимацию в компьютерную игру. Заключили договор: работу надо сделать за три месяца, оплата — 12 тысяч белорусских рублей (примерно 360 тысяч российских). Аванса нет: оплата поступает только после того, как программист все сдаст, так как разработчик хочет быть уверен, что работа будет выполнена в срок. Проходят три месяца. Как обычно, вылезают некоторые сложности, так что последний месяц программисту приходится сидеть за монитором по 12 часов в день без выходных. Но вот работа сдана, и ему на карточку капают… 12 тысяч русских рублей, по 4000 за каждый месяц. Программист в удивлении звонит в контору, и ему объясняют: вы сами нам выслали договор, там указаны русские рубли, а не белорусские. Проверьте почту за такое-то число, мы с вами сканами обменивались. Наш герой проверяет почту и обнаруживает, что в самом деле перепутал. Предыдущий клиент платил ему в русских рублях, а программист забыл изменить валюту договора, когда вбивал в документ данные нового клиента. Судебной перспективы дело не имеет: договор заказчик исполнил в точности, а программист, получается, отработал три месяца бесплатно. Через пару дней в компании друзей и знакомых программист рассказывает о своей беде. Общественность начинает над ним смеяться: он же программист! Взял себе недавно в ипотеку просторную трёшку на Тимирязева, ездит на хорошем автомобиле, отдыхает за рубежом два раза в год. Что для него, эти неполученные деньги последние были? Нет, не последние, голодать не будет. Новые заработает. А заказчик молодец — технично обул зажравшегося жлоба… Не очень верится, правда? И действительно — в реальной жизни такое маловероятно. Лично я в России сталкивался с подобным жульничеством ровно один раз за всю свою карьеру, так себя 20 лет назад проявила какая-то дочка РЖД. Коллеги, которые работали с иностранцами, рассказывали, что там такое чаще: к примеру, американцы славятся своей привычкой выполнять договоры ровно в том минимальном объёме, который позволит им в случае чего отбиться в суде. В России, однако, многие до сих пор работают или вовсе без договора или с очень формальным, рамочным договором. Поведение беспечное, но обычно не приносящее проблем, так как русские предприниматели, повторюсь, в массе своей довольно порядочный народ — поскандалить и попридираться иногда могут, а вот прямо обманывать будут навряд ли. История выше, конечно, произошла не с программистом. Я намеренно изменил эту важную деталь, чтобы показать проблему под другим углом. История выше произошла с универмагом ЦУМ. Из-за сбоя на сайте некий лайфхакер набрал себе в корзину 19 дорогих предметов одежды по ценам в 1000 раз ниже реальных — свитеры по 26 рублей, джинсы по 39 рублей и так далее.
На всякий случай — это русские рубли, так что столь низких цен быть не могло нигде, и уж тем более их не могло быть в ЦУМе, который принципиально торгует только дорогой одеждой. Магазин предложил вернуть деньги, но покупатель пошел в суд и выиграл его. Широкая общественность довольна: молодец, успешно ограбил московский магазин. ЦУМ, разумеется, не обеднеет от проигрыша, как не обеднеет и вымышленный программист из Минска, которого я обрисовал в зеркальном примере. Более того, нормальный бизнес от подобных превратностей судьбы только крепчает. Может быть, теперь магазин или проверит квалификацию ответственных за интернет-магазин, или как минимум даст им распоряжение встроить на сайт защиту от потребительского терроризма такого рода. Общие потери, включая расходы на юристов, навряд ли превысили один миллион рублей: списать и забыть. Вместе с тем я нахожу подобное поведение потребителей аморальным. Во-первых, у любого договора есть форма и суть, и суть — важнее формы. По ряду причин суды часто вынуждены подходить к разбору дел формально, однако мы-то с вами сейчас не в суде. Полагаю, каждому вполне очевидно: покупатель надул магазин, бесплатно получив дорогие вещи. Тот факт, что грабёж удалось провернуть в рамках закона, не отменяет того факта, что грабеж был грабежом. Во-вторых, наши законы много чего не регламентируют вовсе. К примеру, вы имеете полное право усыпить свою здоровую собаку, когда она вам надоест, или даже сдать ее на мясо. Вы имеете полное право налить стакан водки сильно пьющему человеку, который решил от отчаяния завязать со спиртным, и вот уже целый месяц не пьет. Вы имеете полное право каждый день, уходя на работу, включать громкую неприятную музыку у себя в квартире, а возвращаясь с работы — немедленно выключать ее. Вместе с тем я уверен, что вы подобным образом поступать не будете: несмотря даже на то, что суд будет во всех трех случаях однозначно на вашей стороне. Лично я дополнительно к этому не буду грабить продавца, допустившего ошибку при выставлении счета. Однако конкретно в ситуации с продавцами я, кажется, в абсолютном большинстве уже не нахожусь» (https://olegmakarenko.ru/27633…). Короче говоря, «светлое будущее» может наступить только в том случае, если перестанут «хитрить» и продавец с покупателем, и «оценщик товаров» (государство). И произойти это может только в одном случае – если все эти три «сущности», определяющие экономику страны, будут «играть» по одним и тем же правилам. Другими словами, в светлое будущее может попасть только ИСТИННО ПРАВОВОЕ государство, в котором все его жители, включая власть, строго исполняют государственные ЗАКОНЫ. А сами законы являются «справедливыми», опять-таки, для всех граждан страны. Именно последний пункт данных требований и превращает всякое «светлое будущее» в недостижимую УТОПИЮ. Ибо «все люди разные», равно, как и их понимание справедливости.
Нам с Вами осталось совсем немного – придумать, как можно обойти эту «разницу в людях». И эта задача не является неразрешимой, так как все предыдущие поколения людей умудрялись-таки пересилить эту «разницу», причем, на обычном бытовом уровне. И самый простой способ сделать это – жить по СОВЕСТИ (по традиционным понятиям). Вот и выходит, что одному из нынешних поколений русских людей придется взять на себя труд по установлению таких понятий (они должны принять КОНСТИТУЦИЮ «идеального» Российского государства, или его КОНЦЕПЦИЮ развития). А все последующие поколения русских людей будут постепенно приближаться к этому ИДЕАЛУ, изменяя и себя под идеал, и идеал под себя. Другими словами, сделать то же самое, что до них делали все их предки, и во все времена. Правда, предки проделывали это лишь на бытовом уровне (на своей территории), а нам с Вами придется сделать то же самое уже на государственном уровне. Ну а самим «строителям будущего» придется жить в соответствие с «переходной Конституцией», которая должна утверждаться (по итогам уже сделанного) каждые пять – шесть лет. И тогда каждый гражданин нашей страны, сравнив все уже утвержденные «переходные Конституции» с «КОНЦЕПЦИЕЙ развития», сможет четко судить, приближается страна к идеалу, или наоборот отдаляется от него. И «заболтать» этот процесс» (что успешно делают нынешние правители) у власти уже не получится, как говорится, «что написано пером, не вырубишь топором». Давайте попробуем отразить здесь основные мысли такой КОНЦЕПЦИИ. Итак, Россия является социальным правовым федеративным государством с республиканской формой правления, главным принципом которого является: «От каждого – по способности, каждому – по минимальной потребности, и всем – по их труду и заслугам». Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются право граждан на проведение референдума, объявление импичмента выборным государственным чиновникам и участие в ежегодных и периодических выборах. Россия делится по территориальному принципу на регионы (губернии), которые состоят из отдельных и равноправных субъектов регионов. Каждая губерния, равно как и каждый ее субъект, имеют свой устав и законодательство. Высшим законом для всех граждан России является Конституция. Граждане России и все ее властные структуры обязаны исполнять законы всех уровней власти — конституционные законы, федеральные законы, Уставы губерний и их региональные законы, Уставы субъектов регионов и их законы. Законы любого уровня власти должны соответствовать Конституции и законам всех нижестоящих уровней власти. Законы любого уровня власти принимаются соответствующим Советом народных депутатов только при их одобрении большинством нижестоящих Советов (обратная подчиненность).
При несоответствии любых законов государства — Конституции и Конституционным законам, Конституционный Суд России вправе отменить их. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти регионов России (губерний) и органами власти субъектов регионов. Главой федеральной исполнительной власти России является Президент, избираемый всеми гражданами России (за несовершеннолетних детей голосуют их родители или опекуны) — каждые шесть лет. Главами регионов (губерний) являются губернаторы, избираемые всеми гражданами губернии — каждые пять лет. Главами субъектов регионов (и одновременно муниципальной полиции) являются шерифы, избираемые всеми гражданами субъекта региона – каждые четыре года. Территориальное управление избирательной системы России осуществляет Церковь (любых вероисповеданий) на собственные средства. После проведения ежегодных и периодических выборов, объявления импичмента или проведения референдума, государство компенсирует Церкви все потраченные ей средства. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Конституционным законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией. Наличие второго гражданства запрещено и влечет за собой прекращение Российского гражданства. В России охраняются труд и здоровье всех проживающих на ее территории людей, независимо от их гражданства. Устанавливается ежемесячный прожиточный минимум в виде социального пособия для всех граждан России, и минимальный размер оплаты труда для каждого работника, независимо от его гражданства. Для всех граждан России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В России признаются и защищаются равным образом личная, частная, коллективная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности. Все рублевые финансовые средства России (включая ее «золотой запас») сосредоточены и управляются единым Государственным Банком, подчиненном Президенту и правительству России. Управление валютными средствами осуществляется Центральным Банком России.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Земля и производимые на ней природные ресурсы могут находиться в любой форме собственности, ископаемые ресурсы являются государственной собственностью. Государственная власть в Российской Федерации поделена на три самостоятельных ветви — законодательную, исполнительную и судебную власть. Если Законодательная власть является коллективным органом власти, в то время как исполнительная власть – индивидуальна и иерархична, то судебная власть совмещает в себе обе этих начала. Государственную власть в регионах и субъектах регионов России осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Представители всех ветвей власти равны перед законом и подсудны, как и любой другой гражданин России. Каждый законодательный орган власти (Совет народных депутатов) имеет в своем составе представителей исполнительной власти, с таким же правом голоса, как и все выборные депутаты. Их количество в Советах разных уровней, как и количественный состав самих Советов, определяется Конституционным законом. В России признаются политическое многообразие и многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Все выборы в России проводятся по территориальному признаку (выборы по партийным спискам запрещены). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Россия — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все выборные государственные чиновники исполнительной власти имеют право устанавливать временные законы (Указы). Срок действия Указов различных уровней власти определяется Конституционным законом. Все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные государственными законами, то такой договор теряет свою силу. Понятное дело, что сюда можно добавить еще массу различных задач и способов их решения, однако большая их часть должна освещаться Конституционными, Федеральными и территориальными законами. Любая же концепция – чем короче, тем лучше.