Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Прошлое, настоящее, будущее

Прошлое, настоящее, будущее

 «Ча­да­ев: Что такое со­вре­мен­ность, почем туда би­ле­ты, по­че­му нас от­ту­да вы­гна­ли и можно ли ее им­пор­то­за­ме­стить» (Те­ле­гра­фист). «Го­во­ря о со­вре­мен­но­сти, по­лез­но на­чать с веч­но­го. Когда ста­рец Фи­ло­фей, неузнан­ный пред­те­ча Ни­ки­ты Сер­ге­е­ви­ча Хру­ще­ва, про­воз­гла­сил ло­зунг «До­го­ним и пе­ре­го­ним оба Рима пер­вый и вто­рой», он еще не знал, что за­дает нам за­дач­ку на сле­ду­ю­щие шесть­сот лет, и мы с ней до сих пор так и не спра­ви­лись. Много го­во­рят о рос­сий­ском про­кля­тии «до­го­ня­ю­щей мо­дер­ни­за­ции», но так и нет объ­яс­не­ния, кто и кого до­го­ня­ет, что это за гонки и куда, и какие призы доя по­бе­ди­те­лей. Вот вам из све­же­го. Сей­час, в ходе укра­ин­ско­го кон­флик­та, Рос­сия по­лу­чи­ла в общем санк­ци­он­ном «па­ке­те с па­ке­та­ми» набор огра­ни­че­ний весь­ма спе­ци­фи­че­ских. Это огра­ни­че­ния в сфе­рах, не име­ю­щих ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к обо­роне или про­мыш­лен­но­сти, но зато име­ю­щих самое пря­мое от­но­ше­ние к тому, что можно на­звать «со­вре­мен­ный образ жизни». От пла­теж­ных си­стем до меж­ду­на­род­ных спор­тив­ных со­стя­за­ний, от авиа­пе­ре­во­зок до гол­ли­вуд­ских пре­мьер. Ло­ги­ка этого их нар­ра­ти­ва вы­стро­е­на так, что Укра­и­на, страна -​ кандидат в ЕС, те­перь сдала некий тест или, точ­нее, ей как спортс­ме­нам в со­вет­ском вузе, по­ста­ви­ли оцен­ки без сдачи эк­за­ме­нов и она в ре­зуль­та­те при­бли­зи­лась к пер­во­ис­точ­ни­ку «со­вре­мен­но­сти». А Рос­сия, на­обо­рот, тест не про­шла, ху­ли­га­нит на уро­ках и ее от­ту­да вы­став­ля­ют за дверь, как на­шко­див­ше­го школь­ни­ка. Итак, те­перь стало по­нят­но, что су­ще­ству­ет некий субъ­ект, яв­ля­ю­щий­ся дер­жа­те­лем «пло­щад­ки» под на­зва­ни­ем «со­вре­мен­ность», и ре­гу­ли­ру­ю­щий до­ступ к ней по своим кри­те­ри­ям. И этот субъ­ект не рав­но­зна­чен «си­сте­ме меж­ду­на­род­но­го права»  по­то­му что все было сде­ла­но в обход нее. Более того, он не рав­но­зна­чен даже услов­ной ко­а­ли­ции го­су­дарств, вы­сту­пив­ших в под­держ­ку Укра­и­ны. И уж точно не рав­но­зна­чен тем пер­со­на­жам, ко­то­рых мы видим на сам­ми­тах Джей-​севен оде­ты­ми, раз­де­ты­ми, все равно. Он ско­рее похож на одну боль­шую «неви­ди­мую руку» по Адаму Смиту, и вза­и­мо­дей­ству­ет с нами имен­но как она. Но эта неви­ди­мость на­ве­ден­ная. Сей­час, как ни­ко­гда, нам надо смот­реть во внеш­ний мир, и осо­бен­но на те сферы, где они пы­та­ют­ся опу­стить для нас наи­бо­лее плот­ную вуаль.  Для Рос­сии сей­час раз­вил­ка со­сто­ит в том, чтобы:  Либо пре­кра­тить без­об­раз­ни­чать, разору­жить­ся, за­пла­тить и по­ка­ять­ся, уйти ото­всю­ду, в том числе и с той земли, на ко­то­рой сей­час на­хо­дим­ся мы с вами. После чего долго ждать и до­ка­зы­вать, что мы те­перь белые и пу­ши­стые и до­стой­ны того, чтобы дать хотя бы на ми­ну­точ­ку по­со­сать из би­о­раз­ла­га­е­мой тру­боч­ки кок­тей­ля со­вре­мен­но­сти (ра­зу­ме­ет­ся, по­след­ни­ми в оче­ре­ди после всех дру­гих, более до­стой­ных).  Либо по­пы­тать­ся при­ки­нуть: а есть ли хотя бы тео­ре­ти­че­ская воз­мож­ность по­стро­ить аль­тер­на­тив­ную со­вре­мен­ность у себя.

Такой, если хо­ти­те, ре­вер­сив­ный ин­жи­ни­ринг, или, по-​русски, пе­ре­и­зоб­ре­те­ние со­вре­мен­но­сти. Пер­вый шаг на этом пути по­нять, как устро­е­на во­об­ще «ма­ши­на вре­ме­ни», или «дик­та­ту­ра кон­тем­по­ра­ри­те­та». Что опре­де­ля­ет ее клю­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки и ка­че­ство ра­бо­ты. Се­го­дня день Петра и Павла. В кур­ской де­ревне, от­ку­да родом моя мать, в этот день была такая тра­ди­ция солнце-​караул. С за­хо­дом солн­ца мо­ло­дежь от­прав­ля­лась в рейд об­тря­сать чужие сады, а стар­шие на­обо­рот ста­но­ви­лись де­жу­рить в свои, а кто за­снул рис­ко­вал остать­ся без уро­жая. Счи­та­лось в этом слу­чае, что солн­це не убе­рег­ли. Так вот, пе­ре­фра­зи­руя Пру­до­на: «Со­вре­мен­ность это кража». Что это зна­чит? Есть ма­ши­на ритуально-​демонстративного по­тре­би­тель­ства, опи­сан­ная Бодрий­я­ром в книге «Об­ще­ство по­треб­ле­ния». Мы все знаем, из чего скла­ды­ва­ет­ся на­сто­я­щее со­ци­аль­ное нера­вен­ство. Вот пред­ста­вим аб­стракт­ную си­ту­а­цию. Есть два со­се­да. У од­но­го мил­ли­ард, вло­жен­ный в раз­ные ак­ти­вы, у дру­го­го — толь­ко долги. Но. Они имеют при­мер­но оди­на­ко­вый уро­вень жизни, поль­зу­ют­ся при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по сто­и­мо­сти и ка­че­ству ве­ща­ми, едят при­мер­но оди­на­ко­вую еду и ходят в при­мер­но оди­на­ко­вой одеж­де. Ну, по­то­му что вести себя по-​другому, там, где они живут, пред­ставь­те, непри­лич­но. За­ме­ча­ет кто-​то раз­ни­цу между ними? Не очень. Но вот мы до­бав­ля­ем в мо­дель эту бодрий­я­ров­скую шарабан-​балалайку, и кар­ти­на ра­ди­каль­но ме­ня­ет­ся. У од­но­го несколь­ко ав­то­мо­би­лей, яхта, джет и ре­гу­ляр­ный отдых на ост­ро­вах, а также пу­те­ше­ствия по миру. Вто­рой же эко­но­мит даже на еде, ходит пеш­ком, оде­ва­ет­ся в секонд-​хэнде и в любой мо­мент его могут вы­ки­нуть на улицу из его убо­го­го жилья за долги. Ра­зу­ме­ет­ся, в этот мо­мент раз­ни­ца при­во­дит к риску со­ци­аль­но­го взры­ва. Не раз­ни­ца в до­хо­дах — раз­ни­ца в уровне по­треб­ле­ния. А те­перь, вни­ма­ние, до­бав­ля­ем в си­сте­му еще одну пе­ре­мен­ную — тот самый ас­пект им­пе­ра­тив­ной со­вре­мен­но­сти. У пер­во­го, кроме всего про­че­го, есть те­перь не толь­ко пре­иму­ще­ство в ка­че­стве жизни, но еще и при­ви­ле­гия рань­ше всех по­лу­чать то супер-​пупер-новое и мод­ное, что вы­бра­сы­ва­ет на по­тре­би­тель­ский рынок ин­ду­стрия. Вто­рой в конце кон­цов тоже всё это по­лу­чит, но толь­ко тогда, когда оно из супер-​пупер-нового пре­вра­тит­ся в outdated и будет про­да­вать­ся с дис­кон­том на ба­ра­хол­ке. У кого какая мо­дель мо­биль­ни­ка? Когда по­след­ний раз ме­ня­ли? А те­перь пе­ре­не­си­те эту мо­дель с про­стых вещей вроде одеж­ды или га­д­же­тов на более слож­ные — си­сте­ма взгля­дов че­ло­ве­ка, си­сте­ма цен­но­стей об­ще­ства, си­сте­ма ин­сти­ту­тов го­су­дар­ства… фу, про­шло­год­няя кол­лек­ция! А за све­жей кол­лек­ци­ей добро по­жа­ло­вать в бутик через до­ро­гу, там как раз за­вез­ли толь­ко что об­но­ву, на­пря­мую от про­из­во­ди­те­ля, вы же до­стой­ны луч­ше­го, так ведь? Таким об­ра­зом, до тех пор, пока Со­вре­мен­ность «общая», то есть для все­х, и в то же время ничья, она ни­ко­го особо не на­пря­га­ет. Но когда во­круг нее вы­стра­и­ва­ет­ся мно­го­уров­не­вая иерар­хия по­треб­ле­ния, она ста­но­вит­ся таким же точно яб­ло­ком раз­до­ра, как и Соб­ствен­ность.

При этом как уда­лось пре­вра­тить Соб­ствен­ность в ин­стру­мент ран­жи­ро­ва­ния людей по со­ци­аль­ной иерар­хии, всем более-​менее по­нят­но. Но, как и кому уда­лось про­вер­нуть такой же фокус с Со­вре­мен­но­стью? Нач­ннм с основ — с вре­ме­ни. Уди­ви­тель­ная вещь время, ска­зал Дам­бл­дор Гер­ми­оне, когда давал ей ар­те­факт, поз­во­ля­ю­щий сго­нять в про­шлое и вер­нуть­ся назад. Мало кто по­ни­ма­ет, что река вре­ме­ни течет не из про­шло­го в бу­ду­щее, а вовсе даже из бу­ду­ще­го в про­шлое. Но имен­но это и поз­во­ля­ет сквот­те­рам за­нять место у ис­точ­ни­ка, чтобы потом тор­го­вать живой и мерт­вой водой, рас­фа­со­ван­ной по бу­тыл­кам. Бу­ду­щее мак­си­маль­но неопре­де­лен­но, про­шлое же на­обо­рот ка­жет­ся как бы на­все­гда за­стыв­шим и неиз­мен­ным. Но оно — фе­но­мен по Канту, то есть до­ступ­но нам лишь по сле­дам и ин­тер­пре­та­ци­ям. А их еще все кому не лень фаль­си­фи­ци­ру­ют и ис­ка­жа­ют в угоду тем или иным кон­цеп­ци­ям ис­то­рии. То есть мы имеем дело не с про­шлым как та­ко­вым, а с ва­ри­а­тив­но­стью раз­ных и часто кон­флик­ту­ю­щих скон­стру­и­ро­ван­ных «про­шлых», и за раз­ные их вер­сии ино­гда, в том числе и сей­час, при­хо­дит­ся во­е­вать. Но имен­но в «бу­ду­щем» на­хо­дят­ся и фор­ми­ру­ют­ся пред­по­сыл­ки того, что потом ста­нет нашим «про­шлым», в раз­лич­ных его вер­си­ях. Про­шлое не все­гда было про­шлым, а бу­ду­щее — бу­ду­щим. У древ­них, ко­то­рые изоб­ре­ли время как из­ме­ри­мый объ­ект, не было ни того, ни дру­го­го. Мы редко за­ду­мы­ва­ем­ся о том, что до сих пор живем по ва­ви­лон­ско­му вре­ме­ни, по­сле­ду­ю­щие ци­ви­ли­за­ции так и не стали в этом укла­де ни­че­го ме­нять. Имен­но по­это­му сутки у нас де­лят­ся на 24 часа, а не на 10, 20 или 25, вре­мен года имен­но че­ты­ре, а не три и не пять, а в часе 60 минут, а не 50 и не 100, хотя все это жутко неудоб­но в нашем де­ся­тич­ном мире. И даже в неде­ле имен­но семь дней, а не пять и не де­сять. Все это по­то­му, что ва­ви­ло­няне очень лю­би­ли де­лить круг на че­ты­ре части, крест-​накрест. Та же наша неде­ля — это ре­зуль­тат раз­де­ле­ния лун­но­го цикла, со­став­ля­ю­ще­го 28 дней, на чет­вер­ти, а наш вы­ход­ной седь­мой день вос­хо­дит еще к шу­мер­ско­му но­во­лу­нию — дню, когда надо си­деть дома, по­то­му что мир в этот день при­над­ле­жит злым духам. Древ­ние, раз­ме­чая время таким об­ра­зом, ре­ша­ли за­да­чу син­хро­ни­за­ции де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка с при­род­ны­ми цик­ла­ми, дви­же­ни­ем Солн­ца, Луны и небес­ных тел. Им важно было впи­сать че­ло­ве­ка имен­но в ритмы при­ро­ды, до­бить­ся таким об­ра­зом гар­мо­нии с ней. Как раз для этого во­ждям древ­но­сти так нужна была аст­ро­ло­гия — син­хро­ни­зи­ро­вать себя со Все­лен­ной, это было их по­ни­ма­ние «со­вре­мен­но­сти». Но чем даль­ше мы ухо­ди­ли от при­ро­ды, тем мень­ше нас с ней свя­зы­ва­ло. И сей­час в наших ос­нов­ных раз­мер­но­стях — мерах про­стран­ства, веса или плот­но­сти — не оста­лось от при­ро­ды почти ни­че­го. Оста­лось в тем­пе­ра­ту­ре — мы знаем, что ноль это когда за­мер­за­ет вода. Но глав­ное — оста­лось во вре­ме­ни. Это, кста­ти, со­зда­ло про­бле­му при дви­же­нии в кос­мос — у нас не ока­за­лось под рукой ни­ка­ко­го дру­го­го вре­ме­ни, кроме зем­но­го, а оно там бес­по­лез­но.

Ин­стинкт син­хро­ни­за­ции — от основ, из пе­щер­ной ко­лы­бе­ли че­ло­ве­че­ства. Когда за­хо­дит солн­це, надо спать; когда оно всхо­дит, надо вста­вать и идти до­бы­вать себе пищу. Время древ­них цик­лич­но — у него нет на­ча­ла и конца, есть лишь бес­ко­неч­ный круг со сме­ной по­вто­ря­ю­щих­ся фаз. Но вот у людей по­яви­лась ве­ли­кая ин­но­ва­ция — мо­но­те­изм Биб­лии. Пред­став­ле­ние о еди­ном Со­зда­те­ле, со­тво­рив­шем и мир, и че­ло­ве­ка по неко­то­ро­му за­мыс­лу, и управ­ля­ю­щем его ис­то­ри­ей. Это со­всем дру­гое время, ли­ней­ное — у ко­то­ро­го есть на­ча­ло и когда-​то, на­вер­ное, будет конец. Это линия, и наше «сей­час» — это какая-​то точка на ней, по от­но­ше­нию к ко­то­рой есть и дру­гие точки — с одной сто­ро­ны про­шлое, а с дру­гой бу­ду­щее. И мы на­учи­лись жить и живем до сих пор имен­но в таком вре­ме­ни, ко­то­рое устро­е­но как река, те­ку­щая откуда-​то куда-​то. Но даль­ше воз­ни­ка­ет уди­ви­тель­ное на­блю­де­ние, что от­дель­ные люди и даже целые на­ро­ды в один и тот же мо­мент вре­ме­ни могут ока­зы­вать­ся на раз­ных точ­ках этой линии. Кто-​то может от­стать, кто-​то может, на­обо­рот, даже «опе­ре­дить время», а есть и те, кто ша­га­ет с ним в ногу. И для кого-​то это от­ста­ва­ние может стать фа­таль­ным — осо­бен­но когда из бу­ду­ще­го при­хо­дят ору­дия пре­вос­ход­ства, такие как пу­ле­мет Гатт­лин­га или ядер­ная ра­ке­та, и те, кто ближе, по­лу­ча­ют их пер­вы­ми. Как это устро­е­но? Про­сто с того мо­мен­та, как время стало ли­ней­ным, ос­нов­ное на­прав­ле­ние син­хро­ни­за­ции по­ме­ня­лось: те­перь люди пы­та­ют­ся син­хро­ни­зи­ро­вать­ся уже не с Солн­цем, Луной и звез­да­ми, не с цик­ла­ми при­ро­ды, а в первую оче­редь друг с дру­гом. Пред­ставь­те груп­пу в дет­ском саду. Вся ре­бят­ня иг­ра­ет в какую-​нибудь кол­лек­тив­ную игру, салки или до­го­нял­ки, а где-​то в углу сидит оди­но­кий груст­ный ре­бе­нок и ка­та­ет по полу ма­шин­ку. Его или не взяли в игру, или он сам не за­хо­тел, но глав­ное, что ока­зав­шись вне про­стран­ства об­ще­го опыта, он выпал из их вре­ме­ни. И здесь ос­нов­ной ключ к фе­но­ме­ну со­вре­мен­но­сти — она это в первую оче­редь син­хро­ни­за­ция пе­ре­жи­ва­ний и впе­чат­ле­ний боль­шин­ства, то, чем за­ня­ты в дан­ный мо­мент услов­ные «все» — кроме тех, ра­зу­ме­ет­ся, кого в эти «все» не взяли. И у этих из­го­ев — огром­ная ком­му­ни­ка­тив­ная про­бле­ма: им не о чем го­во­рить с дру­ги­ми. Они не смот­ре­ли по­пу­ляр­ный фильм, не были на самом важ­ном фут­боль­ном матче, не знают по­след­них но­во­стей, не ви­де­ли об­ра­ще­ния пре­зи­ден­та к на­ро­ду. Они вы­па­ли из «на­сто­я­ще­го вре­ме­ни». Даль­ше на это ли­ней­ное время на­ло­жи­лась идея про­грес­са. Дви­же­ние не про­сто от про­шло­го к бу­ду­ще­му, но от тем­но­го про­шло­го к свет­ло­му бу­ду­ще­му. Что каж­дый день, каж­дый год где-​то со­зда­ет­ся или изоб­ре­та­ет­ся что-​то новое и по­лез­ное, что де­ла­ет жизнь людей лучше — и рано или позд­но ста­но­вит­ся общим до­сто­я­ни­ем. Те­перь те, кто опе­ре­дил время, мо­лод­цы и кра­сав­чи­ки, боль­шин­ство долж­но тя­нуть­ся за ними. А те, кто от­стал, на­обо­рот неудач­ни­ки — они долж­ны до­го­нять, иначе под­вер­га­ют­ся все­об­ще­му пре­зре­нию. И если ты не мо­жешь, не спо­со­бен опе­ре­жать время — тогда твой долг хотя бы не от­ста­вать от дру­гих, не за­стре­вать в нашем общем вчера, от­ку­да се­го­дня все уже ушли.

Таким об­ра­зом, в мире про­грес­са со­вре­мен­ность впер­вые при­об­ре­та­ет уже и мо­раль­ное из­ме­ре­ние, где в бу­ду­щем рас­по­ло­же­но добро, в про­шлом — зло, а ис­то­рия ви­дит­ся как непре­рыв­ная борь­ба злых сил про­шло­го с доб­ры­ми си­ла­ми бу­ду­ще­го. Имен­но на этих ак­си­о­мах по­стро­ен, в част­но­сти, марк­сизм. Но и не он один — на них же, к при­ме­ру, опи­ра­ет­ся и тео­рия эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Шум­пе­те­ра, и боль­шин­ство вполне живых и се­го­дня про­грес­сист­ских кон­цеп­ций. Про­гресс — ро­вес­ник мо­дер­на, а пер­вое, с чего начал мо­дерн — с атаки на ре­ли­гию. По­нят­но по­че­му: гла­за­ми хри­сти­а­ни­на или му­суль­ма­ни­на все это свет­лое бу­ду­щее — одна боль­шая дья­воль­ская ло­вуш­ка. По­то­му что в их мо­де­ли вре­ме­ни мир, на­обо­рот, дви­жет­ся к по­след­ним вре­ме­нам, тор­же­ству сил зла и по­сле­ду­ю­ще­му Страш­но­му суду. Ис­то­рия это дви­же­ние от со­сто­я­ния, когда Бог был с нами, к со­сто­я­нию бо­го­остав­лен­но­сти и бро­шен­но­сти. В хри­сти­ан­стве это ре­а­ли­зо­ва­но непо­сред­ствен­но через уход Хри­ста на небо, а в ис­ла­ме через идею Пе­ча­ти про­ро­ков, خاتم النبيين, хатам ан-​набийин: тезис, что Му­хам­мед был самым-​самым по­след­ним, и про­ро­ков после него не будет, до конца вре­мен. Ну, то есть Бог нам боль­ше ни­ко­гда ни­че­го не ска­жет, он уже все ска­зал. Между про­чим, эта ло­ги­ка бо­го­остав­лен­но­сти неожи­дан­но была вос­про­из­ве­де­на или по­вто­ре­на уже в се­ре­дине ХХ века. На из­ло­ме пе­ре­хо­да из мо­дер­на в пост­мо­дерн. Пост­мо­дерн на­чал­ся, как мы все знаем, с ри­то­ри­че­ско­го во­про­са ев­ро­пей­ских ин­тел­лек­ту­а­лов — как воз­мож­на фи­ло­со­фия, или ли­те­ра­ту­ра, или даже наука или любое по­зи­тив­ное зна­ние, после Хо­ло­ко­ста? Оста­но­вим­ся по­по­дроб­нее на этом пе­ре­ло­ме, по­то­му что без его осмыс­ле­ния невоз­мож­но по­нять то со­сто­я­ние, в ко­то­ром мы ока­за­лись сей­час. Пик тор­же­ства про­грес­са как прин­ци­па ис­то­рии при­шел­ся на мо­дерн, на­чав­ший­ся с ве­ли­ких ев­ро­пей­ских ре­во­лю­ций — ан­глий­ской и фран­цуз­ской — и за­кон­чив­ший­ся двумя ми­ро­вы­ми вой­на­ми. То, что слу­чи­лось с че­ло­ве­че­ством тогда, в пер­вой по­ло­вине ХХ века, стало страш­ным уда­ром по про­грес­сист­ско­му оп­ти­миз­му. Ока­за­лось, что осво­бож­ден­ный разум и его по­рож­де­ния, будь то есте­ствен­ные, точ­ные, или со­ци­аль­ные науки, спо­соб­ны со­зда­вать страш­ные ма­ши­ны уни­что­же­ния, как фи­зи­че­ские, так и го­су­дар­ствен­ные. Че­ло­ве­че­ство ис­пу­га­лось. Оно по­чув­ство­ва­ло, что где-​то на преды­ду­щем такте, когда ло­ма­ли все пре­пят­ствия на пути ра­зу­ма, где-​то с водой вы­плес­ну­ли ре­бен­ка. И вме­сто от­вяз­но­го, про­ект­но­го кон­стру­и­ро­ва­ния свет­ло­го бу­ду­ще­го оно при­ня­лось ко­пать­ся в своем про­шлом, пы­та­ясь найти в нем утра­чен­ную опору. Имен­но тогда, а вовсе не после па­де­ния Бер­лин­ской стены, как пы­тал­ся это пред­ста­вить Фу­ку­я­ма, и на­сту­пил по-​настоящему конец ис­то­рии, иначе го­во­ря, эпоха пост-​всего. Это можно на­звать эпо­хой трех ве­ли­ких разо­ча­ро­ва­ний. У про­грес­са, как его по­ни­мал мо­дерн, было три сверх­це­ли: 1. Лич­ное био­ло­ги­че­ское бес­смер­тие че­ло­ве­ка. 2. Выход в кос­мос и осво­е­ние Все­лен­ной. 3. По­стро­е­ние спра­вед­ли­во­го об­ще­ства на Земле. И вот как раз во вто­рой по­ло­вине ХХ века стало вдруг ясно, что все эти три цели недо­сти­жи­мы. При­чем все они раз­би­лись об одно и то же — о прин­ци­пи­аль­ные огра­ни­че­ния самой че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, био­ло­ги­че­ско­го вида Homo sapiens.

  1. Жизнь можно про­дле­вать, но так или иначе любой био­ло­ги­че­ский ор­га­низм за­про­грам­ми­ро­ван на есте­ствен­ную смерть. 2. В кос­мос можно выйти, но де­лать там че­ло­ве­ку нече­го — его ор­га­низм в су­ще­ству­ю­щем виде при­спо­соб­лен к жизни ис­клю­чи­тель­но в усло­ви­ях пла­не­ты Земля. 3. Об­ще­ство можно пе­ре­устро­ить, на­саж­дая идеи ра­вен­ства, брат­ства и общей соб­ствен­но­сти, но за­кон­чит­ся это, ско­рее всего, или кро­ва­вой мя­со­руб­кой, или хо­зяй­ствен­ным кол­лап­сом — по­то­му, что по жизни никто ни­ко­му не равен и ни­ко­гда ни­ко­му не брат, а че­ло­ве­ку свое все­гда ближе, чем общее. Это была об­валь­ная, хотя и не вполне осо­знан­ная в мо­мен­те, цен­ност­ная ка­та­стро­фа. Но мало того, что про­ект на­крыл­ся — он еще и оста­вил после себя на пла­не­те горы му­со­ра и об­лом­ков. А еще оста­лось дез­ори­ен­ти­ро­ван­ное че­ло­ве­че­ство. Рас­пло­див­ше­е­ся и разо­жрав­ше­е­ся к тому мо­мен­ту до такой сте­пе­ни, что стало пред­став­лять угро­зу всей био­сфе­ре пла­не­ты. И вот в этот мо­мент на­ча­лось то, что можно на­звать Ге­не­раль­ная Убор­ка. Что про­изо­шло? До на­ча­ла эпохи Мо­дер­на миром управ­ля­ли элиты — узкий слой по­ро­ди­стых хо­зя­ев жизни, ко­то­рый лишь из­ред­ка раз­бав­лял­ся про­би­ва­ю­щи­ми­ся туда снизу счаст­лив­чи­ка­ми. В эпоху Мо­дер­на их по­зи­ции на­ча­ли сы­пать­ся и в конце кон­цов почти рух­ну­ли — слу­чи­лось то, что Ортега-​и-Гассет на­звал «Вос­ста­ни­ем масс». Слом мо­дер­на на­чал­ся, на­обо­рот, с «ре­ван­ша элит» — вос­став­шие и возо­мнив­шие массы на­ча­ли за­го­нять об­рат­но в стой­ло и при­во­дить к по­кор­но­сти. Де­ла­лось это кну­том: стра­хом новой войны, ми­ро­вой или граж­дан­ской — и пря­ни­ком: изоби­ли­ем благ «об­ще­ства по­треб­ле­ния» и раз­лич­ных прав и сво­бод. В целом это по­лу­чи­лось, но вышло очень до­ро­го — даже не столь­ко для эко­но­ми­ки, сколь­ко для эко­ло­гии. Как? Одно из по­лез­ных от­кры­тий, ко­то­рые оста­вил нам в на­след­ство Мо­дерн, со­сто­ит в том, что сред­ства мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции дают неви­дан­ные ранее воз­мож­но­сти по управ­ле­нию по­ве­де­ни­ем огром­ной массы людей. Ко­то­рые крат­но воз­рас­та­ют, если в ка­че­стве медиа ис­поль­зо­вать не толь­ко ре­про­дук­тор или экран, но и, к при­ме­ру, эти­кет­ку на вещах, ко­то­рые че­ло­век каж­дый день по­ку­па­ет в ма­га­зине. По­тре­би­тель­ский ас­пект, осо­бен­но из­ло­жен­ный на языке «ка­че­ства жизни» и «ба­зо­вых благ», вклю­чая уже сей­час и ББД — без­услов­ный ба­зо­вый доход — удо­бен еще и по­то­му, что со­здает хо­ро­шую канву для мас­со­вой ин­фан­ти­ли­за­ции. По­тре­би­тель это в ана­мне­зе ре­бе­нок, у ко­то­ро­го «хочу» пре­ва­ли­ру­ет над любым «надо», ко­то­рый не любит и не умеет тер­петь и ждать, лишен «длин­ной воли». По­тре­би­тель­ский кре­дит — это ин­стру­мент от­клю­че­ния длин­ной воли в прин­ци­пе: по­лу­чи сей­час, за­пла­ти потом, когда по­взрос­ле­ешь. Мир вол­шеб­ной сказ­ки, пе­ре­ко­че­вав­ший из дет­ских книг в ре­клам­ные ро­ли­ки по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, где всё время про­ис­хо­дят ска­зоч­ные чу­де­са.

Ки­но­ин­ду­стрия, чей самый кас­со­вый про­дукт по­след­них де­ся­ти­ле­тий — раз­но­го вида сказ­ки для детей-​и-взрослых, а точ­нее для взрос­лых детей. Эко­но­ми­ка вни­ма­ния, в ко­то­рой про­смот­ры, лайки и ре­по­сты при­об­ре­ли ста­тус ос­нов­ной ва­лю­ты, а спо­соб­ность при­тя­ги­вать и удер­жи­вать вни­ма­ние стала глав­ным со­ци­аль­ным лиф­том. Это тоже как в дет­ском саду — кто гром­че кри­чит, того и слу­ша­ют, за тем и идут. Ин­фра­струк­ту­ра ком­фор­та, со­зда­ю­щая ил­лю­зию, что мир со­здан спе­ци­аль­но для тебя, и если в нем что-​то неудоб­но или на­пря­га­ет, то это явно чья-​то недо­ра­бот­ка. Осо­бен­но сей­час, когда ма­ги­страль­ный тренд мар­ке­тин­га — это пер­со­на­ли­за­ция спро­са. Мир гла­му­ра и глян­ца, скон­стру­и­ро­ван­ный как мир веч­ной мо­ло­до­сти и бес­смер­тия. Идея lifelong learning, бес­ко­неч­но­го са­мо­раз­ви­тия, ис­клю­ча­ю­щая в прин­ци­пе до­сти­же­ние когда-​либо со­сто­я­ния взрос­ло­сти. Веч­ный уче­ник за­креп­ля­ет­ся в ощу­ще­нии своей него­тов­но­сти при­ни­мать ре­ше­ния — ему все­гда ка­жет­ся, что он не со­зрел. Счаст­ли­вый мир веч­но­го дет­ства. Упа­ко­вав в этот дет­ский мир вы­шед­шие из бе­ре­гов массы, при­ня­лись спа­сать пла­не­ту. Уже из самых пер­вых до­кла­дов Рим­ско­го клуба в конце 60-х стало ясно, что един­ствен­ный ре­а­ли­стич­ный путь вос­ста­нов­ле­ния био­сфе­ры — это до­ста­точ­но ра­ди­каль­ное со­кра­ще­ние че­ло­ве­че­ской по­пу­ля­ции, од­но­вре­мен­но с со­кра­ще­ни­ем по­треб­ле­ния. Для этого хо­ро­шо по­до­шла бы боль­шая неядер­ная война, мас­со­вый голод или эпи­де­мия, но ни­ка­ко­го спо­со­ба удер­жать такие про­цес­сы под кон­тро­лем не при­ду­ма­но. Вы­хо­дом из ту­пи­ка стал до­ста­точ­но изящ­ный и на­мно­го более мяг­кий сце­на­рий. Он со­сто­ит в том, чтобы дать спо­кой­но до­жить су­ще­ству­ю­щим по­ко­ле­ни­ям — благо сколько-​то пла­не­та еще вы­дер­жит — но сде­лать как-нибудь так, чтобы они пе­ре­ста­ли пло­дить­ся. И тоже — без вся­ко­го при­нуж­де­ния и то­та­ли­та­риз­ма, сред­ства­ми глав­ным об­ра­зом «мяг­кой силы». Соб­ствен­но, с этого мо­мен­та у «пост­мо­дер­на» по­яви­лась своя про­грам­ма и мис­сия, и все ги­гант­ские гу­ма­ни­тар­ные ма­ши­ны на­ча­ли пе­ре­стра­и­вать­ся под новую сверх­за­да­чу и вли­вать в нее неимо­вер­ные ре­сур­сы. Но что долж­но быть в об­ру­ча­ю­щей про­грам­ме этого lifelong дет­са­да, плав­но пе­ре­хо­дя­ще­го в хос­пис? За­да­ча све­лась к тому, что на­зы­ва­ет­ся на ве­ли­ком и мо­гу­чем ан­глий­ском языке agenda setting. Иначе го­во­ря — фор­ми­ро­ва­ние спис­ка тем и кон­тек­стов, ко­то­рые будут опре­де­ля­ю­щи­ми для боль­шин­ства на уровне кар­ти­ны мира, на­бо­ра ба­зо­вых пред­став­ле­ний о ре­аль­но­сти. Этот спи­сок может быть мак­си­маль­но ши­ро­ким, по­то­му что людей много и они все раз­ные, но важно, чтобы все они со­от­вет­ство­ва­ли рамке ге­не­раль­ной цели. Итак, да­вай­те по­смот­рим под этим углом на клю­че­вые темы ми­ро­вой по­вест­ки по­след­не­го по­лу­ве­ка.

  1. Ур­ба­ни­за­ция. Ло­ги­ка про­цес­са по­нят­на — люди стя­ги­ва­ют­ся с тер­ри­то­рии в го­ро­да, где у них на­мно­го мень­ше воз­мож­но­стей и стрем­ле­ния к рас­ши­рен­но­му вос­про­из­вод­ству. Го­во­рят об ин­ду­стри­аль­ном пе­ре­хо­де, но клю­че­вое тут не в типе про­из­вод­ства, а имен­но в струк­ту­ре рас­се­ле­ния: мно­го­этаж­ка, квар­ти­ра, жизнь между домом и ра­бо­той. 2. Циф­ро­ви­за­ция. На уровне ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля она сво­дит­ся глав­ным об­ра­зом к пе­ре­но­су боль­шин­ства его ком­му­ни­ка­ций, если не всех, в он­лайн. Тут все про­сто: он­лайн — это когда все фи­зио­ло­ги­че­ские жид­ко­сти оста­ют­ся по эту сто­ро­ну экра­на. 3. Фе­ми­низм и эман­си­па­ция жен­щин, вклю­чая право на абор­ты. Без­жа­лост­ная ста­ти­сти­ка: боль­ше потом­ства там, где зна­чи­мее роль отца, и на­обо­рот. Чтобы све­сти рож­да­е­мость к ми­ни­му­му, надо в первую оче­редь убрать из мо­де­ли имен­но фи­гу­ру отца. Оди­но­кая жен­щи­на или не родит вовсе, или родит, в край­нем слу­чае, од­но­го. Здесь в этой же кор­зине — па­ци­физм и ан­ти­ми­ли­та­ризм, ко­то­рые ло­гич­но «скле­и­ва­ют­ся» со стиг­ма­ти­за­ци­ей таких про­яв­ле­ний «муж­ско­го» и «пат­ри­ар­халь­но­го», как агрес­сия. 4. LGBTQ+. Тут еще оче­вид­нее — «чем бы дитя ни те­ши­лось, лишь бы детей не имело». Но здесь даже тонь­ше — пока ты «муж­чи­на» или «жен­щи­на» в ста­ром смыс­ле, это не толь­ко полы, но и роли, обре­ме­нен­ные с са­мо­го на­ча­ла на­бо­ром тра­ди­ци­он­ных, иду­щих из седой древ­но­сти дол­гов — «муж­чи­на дол­жен», «жен­щи­на долж­на». Ген­дер от­ли­ча­ет­ся от пола тем, что это не пред­за­дан­ность, а кон­струк­тор, из ко­то­ро­го ты сам мо­жешь со­брать что угод­но. ЛГБТ — это осво­бож­де­ние, по­хле­ще чем сво­бод­ный труд у ком­му­ни­стов. Как толь­ко ты не муж­чи­на или жен­щи­на, а транс­ген­дер­флю­ид — ты не толь­ко ни­ко­му ни­че­го не дол­жен, но, на­про­тив, тебе все долж­ны за преды­ду­щие века угне­те­ний. Более того, с какого-​то мо­мен­та сра­ба­ты­ва­ет ме­ха­ни­ка вли­я­ния мень­шин­ства на боль­шин­ство — даже тра­ди­ци­он­ные от­но­ше­ния в парах мужчина-​женщина на­чи­на­ют тя­го­теть к мо­де­ли гей-​пары: сов­мест­ное про­жи­ва­ние или ред­кие встре­чи в те­че­ние какого-​то вре­ме­ни без стро­и­тель­ства «ячей­ки об­ще­ства», с неиз­беж­ным по­сле­ду­ю­щим рас­ста­ва­ни­ем по мере охла­жде­ния парт­не­ров друг к другу. 5. Эко­по­вест­ка, борь­ба с из­ме­не­ни­я­ми кли­ма­та, энер­го­пе­ре­ход и «бе­реж­ли­вое по­треб­ле­ние» — от ве­ге­та­ри­ан­ства до аль­тер­на­тив­ной энер­ге­ти­ки. Здесь веер целей — от со­кра­ще­ния ап­пе­ти­тов «по­тре­би­тель­ско­го об­ще­ства» до транс­фор­ма­ции на уровне био­ло­гии: чем мень­ше бел­ко­вой пищи в ра­ци­оне, тем мень­ше го­тов­ность и спо­соб­ность к рас­ши­рен­но­му вос­про­из­вод­ству. 6. Био­власть — на­чи­ная от кам­па­нии огра­ни­че­ний на ку­ре­ние и ал­ко­голь, и за­кан­чи­вая недав­ним ко­вид­ным био­фа­шиз­мом. Тут идея про­стая: био­ло­ги­че­ское тело само по себе — это стиг­ма, живой но­си­тель опас­но­стей и угроз для окру­жа­ю­щих, и под­ле­жит изо­ля­ции и стро­го­му кон­тро­лю. В ком­плек­се с «циф­рой» — то же самое: опо­сре­до­вать те­лес­ную ком­му­ни­ка­цию между людь­ми экра­ном га­д­же­та, за­ме­нить об­ще­ние людей на циф­ро­вой обмен легко кон­тро­ли­ру­е­мых ава­та­ров.
  2. Сме­ня­е­мость вла­сти, ан­ти­кор­руп­ция, цвет­ные ре­во­лю­ции. По форме борь­ба за сво­бо­ду и спра­вед­ли­вость, по сути — раз­мы­тие любых на­ци­о­наль­ных су­ве­ре­ни­те­тов. Идея — транс­фер ре­аль­ных пол­но­мо­чий го­су­дарств на уро­вень над­на­ци­о­наль­ных и вне­на­ци­о­наль­ных струк­тур, опо­сре­до­ван­ных кон­тро­ли­ру­е­мы­ми и индок­три­ни­ру­е­мы­ми через гло­баль­ные сети груп­па­ми пас­си­о­нар­ных ак­ти­ви­стов. В пре­де­ле — де­су­ве­ре­ни­за­ция, когда роль го­су­дарств сво­дит­ся к на­бо­ру де­ко­ра­тив­ных ат­ри­бу­тов из про­шло­го и таких же де­ко­ра­тив­ных по­ли­ти­ков. Сво­е­го рода «му­зеев под от­кры­тым небом». 8. Окон­ча­тель­ная се­ку­ля­ри­за­ция — вы­тес­не­ние «тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий» с их цен­ност­ным на­бо­ром в мар­ги­наль­ную пе­ри­фе­рию. Здесь важно, что пол­ный де­мон­таж ин­сти­ту­та семьи, как глав­но­го ба­сти­о­на ста­ро­го мира, невоз­мо­жен без раз­ру­ше­ния его из­на­чаль­но­го фун­да­мен­та — тра­ди­ци­он­но­го пат­ри­ар­халь­но­го куль­та, в цен­тре ко­то­ро­го стоит фи­гу­ра Бога Отца. Он ска­зал своим детям: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь; те­перь его надо или по­пра­вить, или от­ме­нить. 9. Муль­ти­ра­со­вое раз­но­об­ра­зие. От BLM до пе­ре­пи­сы­ва­ния ис­то­рии и ка­стин­го­вых квот в ки­но­ин­ду­стрии. Здесь клю­че­вое — сиг­нал о том, что все преды­ду­щие пунк­ты от­но­сят­ся не толь­ко к миру «белых людей»: это уни­вер­саль­ная мо­дель, ко­то­рая долж­на быть рас­про­стра­не­на на все че­ло­ве­че­ство без каких-​либо ра­со­вых раз­ли­чий. 10. Транс­гу­ма­низм. Это ви­шен­ка на торте — по­сте­пен­ное при­уче­ние к мысли, что бу­ду­щее че­ло­ве­че­ства необя­за­тель­но со­сто­ит в со­хра­не­нии био­ло­ги­че­ско­го че­ло­ве­ка в его при­выч­ном виде, а также об из­бы­точ­но­сти, огра­ни­чен­но­сти и ущерб­но­сти самой нашей те­лес­но­сти как та­ко­вой. Сво­ра­чи­вая это в один ге­не­раль­ный тезис — чтобы че­ло­ве­че­ство вме­сте с пла­не­той вы­жи­ли, нужно пе­ре­стать быть людь­ми в при­выч­ном нам смыс­ле. Конец ис­то­рии — это в первую оче­редь конец ис­то­рии вида Homo sapiens, c по­сте­пен­ной за­ме­ной его на нечто новое, что можно пока услов­но на­звать «по­ст­че­ло­век». Я не утвер­ждаю, что где-​то есть бун­кер, в ко­то­ром сидят злые ми­ро­вые ма­со­ны и ре­а­ли­зу­ют все это как некий еди­ный осмыс­лен­ный план. Ско­рее это вы­гля­дит как боль­шой се­те­цен­трич­ный про­цесс, у ко­то­ро­го нет еди­ной «точки сбор­ки», а есть мно­же­ство от­но­си­тель­но ав­то­ном­ных «кон­три­бью­то­ров» раз­ной сте­пе­ни вли­я­тель­но­сти, дви­га­ю­щих­ся в общем на­прав­ле­нии полуосознанно-​полуинтуитивно. Но что можно утвер­ждать с уве­рен­но­стью — так это то, что этот план уже до­ка­зал свою ра­бо­то­спо­соб­ность. Как ми­ни­мум, на той части тер­ри­то­рии пла­не­ты, где вли­я­ние ин­стру­мен­тов «мяг­кой силы» яв­ля­ет­ся мак­си­маль­ным — то есть в мире пост­мо­дер­на. Yes, it works — во всей Ев­ро­ат­лан­ти­ке рост на­се­ле­ния оста­но­вил­ся и даже на­ча­лось его сни­же­ние, нуж­ные цен­но­сти вос­тор­же­ство­ва­ли, а по­ст­че­ло­ве­че­ский пе­ре­ход стар­то­вал.

Но для того, чтобы сце­на­рий сра­бо­тал в ми­ро­вом мас­шта­бе — необ­хо­ди­мо, чтобы пре­об­ла­да­ю­щее вли­я­ние «ин­стру­мен­тов мяг­кой силы» рас­про­стра­ни­лось по всему миру, worldwide. Иными сло­ва­ми, чтобы не оста­лось ни­ка­ких дру­гих «по­лю­сов», кроме того од­но­го, ко­то­рый и опре­де­ля­ет со­от­вет­ству­ю­щую Global Agenda. Она же, по сов­ме­сти­тель­ству, и есть та самая един­ствен­ная Со­вре­мен­ность, куда все хотят по­пасть, но куда не всех пус­ка­ют. Имен­но по­это­му мир обя­за­тель­но и непре­мен­но дол­жен быть толь­ко од­но­по­ляр­ным. Здесь важ­ное для нас уточ­не­ние. Такая гло­баль­ная ге­ге­мо­ния долж­на быть до­стиг­ну­та пре­иму­ще­ствен­но мир­ным путем, без войны. Любая война — это угро­за ба­зо­во­му сце­на­рию. Угро­за на очень глу­бо­ком, куль­тур­ном уровне — она ак­ту­а­ли­зу­ет имен­но тот набор цен­но­стей, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет­ся об­ну­лить: на­чи­ная от «ток­сич­ной мас­ку­лин­но­сти» в виде вновь ге­ро­изи­ру­е­мой фи­гу­ры человека-​мужчины с ору­жи­ем, и за­кан­чи­вая ин­сти­ту­та­ми на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ства — армия, ВПК и граж­дан­ский пат­ри­о­тизм. Те­перь вы по­ни­ма­е­те, чем имен­но Рос­сия так про­ви­ни­лась перед Ее Ве­ли­че­ством Ми­ро­вой Жабой. Пред­мет кон­флик­та с их сто­ро­ны со­всем не Укра­и­на. Чтобы Ге­не­раль­ная Убор­ка по­лу­чи­лась, полюс в мире дол­жен быть один, со­вре­мен­ность — тоже одна, и гло­баль­ная ра­ду­га — одна на всех, за ценой никто сто­ять не будет. У боль­ших стран Бе­ло­го мира осо­бая роль — с тех пор, как весь мир как раз на заре Мо­дер­на стал фи­ли­а­лом Ев­ро­пы, они вы­пол­ня­ют роль ма­я­ков, по­став­щи­ков уни­вер­са­лий и об­раз­цов пла­не­тар­но­го ка­либ­ра. И это по сей день в ос­нов­ном так, даже несмот­ря на то, что белый мир уже не торт, а небе­лый, на­обо­рот, куда тор­тее. Я на­пом­ню — ведь почти все за­бы­ли — что имен­но было глав­ной темой ин­фор­ма­ци­он­ной атаки на Рос­сию еще до вто­ро­го Май­да­на, во время под­го­тов­ки к со­чин­ской Олим­пиа­де. И это была не Мюн­хен­ская речь и не Гру­зия — и то, и дру­гое про­сти­ли, нажав оба­мов­скую кноп­ку пе­ре­за­груз­ки. Нет, это была, как нам тогда ка­за­лось, такая смеш­ная ме­лочь, как закон де­пу­та­та Ми­ло­но­ва о за­пре­те гей-​пропаганды среди несо­вер­шен­но­лет­них. Сей­час, когда на по­соль­стве США в Москве, на пло­ща­ди До­нец­кой На­род­ной Рес­пуб­ли­ки, висит ра­дуж­ный флаг ЛГБТ, мы по­ни­ма­ем, на­сколь­ко это для них не ме­лочь. Это по­вест­ка, один из самых цен­тро­вых ее пунк­тов. И в этом смыс­ле пре­тен­зия к Пу­ти­ну даже не в том, что он хочет мно­го­по­ляр­но­сти или за­ди­ра­ет цены на сырье — в мире дик­та­ту­ры Со­вре­мен­но­сти во­прос про ша­шеч­ки все­гда важ­нее во­про­са про ехать. Рос­сия, если по­пы­тать­ся сфор­му­ли­ро­вать ясно то, что мы се­го­дня невнят­но буб­ним, во­пре­ки сце­на­рию пы­та­ет­ся от­сто­ять право че­ло­ве­ка оста­вать­ся че­ло­ве­ком, муж­чи­ны — муж­чи­ной, жен­щи­ны — жен­щи­ной. Бога Отца — Богом Отцом, го­су­дар­ства — го­су­дар­ством, а ис­то­рии — ис­то­ри­ей. Она не может со­гла­сить­ся, что про войны про­шло­го надо за­быть на том ос­но­ва­нии, что это несо­вре­мен­но.

До кучи, во­ен­ные дей­ствия — это крайне неумест­ный ре­нес­санс имен­но тех ан­тро­по­ти­пов, ко­то­рые По­вест­ка по­сле­до­ва­тель­но уни­что­жа­ла все эти годы. И не толь­ко у нас, но, что хуже, и у них самих. Так Рос­сия ока­за­лась глав­ным пре­пят­стви­ем на пути все­лен­ских му­сор­щи­ков Ге­не­раль­ной Убор­ки, и сей­час ис­пы­ты­ва­ет на себе ра­бо­ту их метлы и ло­па­ты. При­чем в этой кар­тине мира их дело бес­ко­неч­но пра­вое, а мис­сия бла­гая и почти са­краль­ная — они спа­са­ют пла­не­ту, наш общий дом. А эти зам­ше­лые рус­ские не го­то­вы при­нять оче­вид­но­го — того, что мы все в одной лодке, и не толь­ко как люди, но и вме­сте с по­след­ним ежи­ком в лесу, пинг­ви­ном в Ан­тарк­ти­де и ко­рал­лом с Боль­шо­го Ба­рьер­но­го Рифа. И пы­та­ют­ся зачем-​то ну­дить об ис­то­ри­че­ской прав­де и на­ци­о­наль­ных ин­те­ре­сах. И если бы это была пе­ри­фе­рий­ная стра­на с какого-​то из быв­ших ко­ло­ни­аль­ных кон­ти­нен­тов, это не пред­став­ля­ло бы ни­ка­кой угро­зы — ни у одной из них нет даже шанса оспа­ри­вать пер­во­род­ство Со­вре­мен­но­сти. Даже у Китая его нет, несмот­ря на всю его ны­неш­нюю эко­но­ми­че­скую мощь, по при­чине неустра­ни­мой ин­тро­верт­но­сти его куль­ту­ры. А вот у Рос­сии есть, несмот­ря на всю ее ны­неш­нюю от­но­си­тель­ную сла­бость. Что это все зна­чит для нас? Толь­ко одно — тайм-​сквоттерам, за­хват­чи­кам со­вре­мен­но­сти, нужно про­ти­во­по­ста­вить взлом­щи­ков. Хак­нуть ма­ши­ну вре­ме­ни. Рус­ский Нео вышел из Мат­ри­цы, у него все еще болят и кро­вят разъ­емы для про­во­дов под­клю­че­ния, но те­перь во­прос — что де­лать в Зеоне. Мы не смо­жем вы­сто­ять, оста­ва­ясь уз­ко­ло­бы­ми кон­сер­ва­то­ра­ми, за­пер­ты­ми в при­выч­ных рам­ках на­ци­о­наль­но­го и даже им­пер­ско­го мыш­ле­ния. Их про­ект носит гло­баль­ный ха­рак­тер — мы тоже долж­ны стать цен­тром сбор­ки гло­баль­но­го от­ве­та на во­прос, за­дан­ный даже не про­тив­ни­ка­ми, а самой Ис­то­ри­ей. Как зву­чит во­прос? До­воль­но ба­наль­но: можно ли со­хра­нить нашу Землю и выйти в кос­мос, в то же время про­дол­жая все же оста­вать­ся людь­ми вида Homo sapiens, на­след­ни­ка­ми ис­то­рии своих пред­ков того же вида? От­ве­ты лежат в сфере тех­но­ло­гий, и да, там их надо ис­кать. Это целые клас­сы тех­но­ло­гий, целые новые от­рас­ли и сферы зна­ния, ко­то­рые при­дет­ся со­зда­вать с нуля. И это не толь­ко тех­но­ло­гии ра­бо­ты с фи­зи­че­ской и живой при­ро­дой, не толь­ко пе­ре­за­пуск и вто­рое ды­ха­ние рус­ско­го кос­мо­са, не толь­ко циф­ро­вые, фи­нан­со­вые и ин­сти­ту­ци­о­наль­ные ноу-​хау, но также и тех­но­ло­гии ра­бо­ты с мас­со­вым со­зна­ни­ем, управ­ле­ния вни­ма­ни­ем и мыш­ле­ни­ем, про­дви­ну­той при­клад­ной ан­тро­по­ло­гии и со­ци­аль­ной ин­же­не­рии. За по­след­ние сто­ле­тия мы так много всего узна­ли о мире, но по-​прежнему по­стыд­но мало знаем о че­ло­ве­ке — и даже не за­ме­ча­ли этого до тех пор, пока Гло­баль­ные Му­сор­щи­ки не по­пы­та­лись его за­чи­стить. И если после ска­зан­но­го вам еще что-​то непо­нят­но про то, в какой сто­роне ис­кать образ бу­ду­ще­го, то я не знаю, что еще до­ба­вить» (Те­ле­гра­фист). Ну а автор этого сайта знает, что добавить – Бог (Мироздание) НА НАШЕЙ СТОРОНЕ!

Ибо Бог (Мироздание) стремится к построению из современного человечества — Цивилизации с цивилизационным рангом, равным единице (а в последующем — и  большим), а сделать это, находясь в рамках Западного постмодерна или «конца истории» — просто невозможно. Более того, большинство людей на Земле (весь «остальной не западный мир») это тоже понимают, плюс ко всему прочему, у этого большинства есть «Большой Зуб» на Запад. А «большинство, как мы с Вами уже выяснили, всегда право, даже когда оно неправо». Именно по этой причине, автор и утверждает, что мы с Вами находимся на правильной стороне истории, а Западный мир заблудился. Бог же всегда действует (руками людей) в соответствие только с одним принципом: «Кто не спрятался, Я не виноват». Вот и выходит, что Запад обречен на гибель. При этом не стоит забывать про две истины, первая: «всему – свое время, всему – свое место, и всему – своя мера», и вторая: «если плыть по течению реки и помогать себе веслами, то скорость передвижения будет больше. Ну а если плыть против течения, то и весла не помогут, так и останетесь на одном месте». И всему этому (и многому «сверх того») человека учит сама жизнь. Например, тому, что классовую теорию Маркса пора выкинуть на «свалку истории» и заменить ее психологией, или тому, что главной задачей любого государства является защита всех форм собственности, и чем больше таких форм в государстве, тем лучше (ведь любая форма собственности имеет как свои плюсы, так и свои минусы). При этом «общенародной собственности» никогда не было и никогда не будет (были и есть только три вида собственности — «государственная, коллективная и частная»). И только собственник может отвечать за сохранность своей собственности, а когда собственника нет, то и отвечать НЕКОМУ. Государство же обязано выступать не только в роли собственника государственной собственности, но и в роли защитника любой другой собственности. Что же касается течения времени из будущего в прошлое, то автор этого сайта не согласен с подобным утверждением. Время течет из настоящего, и течет оно в две стороны – и в прошлое, и в будущее. И как только изменяется НАСТОЯЩЕЕ, тут же меняются и прошлое, и будущее. На этом и закончим.