Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Имперский народ

Имперский народ

Для начала предлагаю Вашему вниманию статью от Изборского клуба – «Один народ, одна судьба, одна победа и с нами Бог, ибо только русские внуки божьи и разговаривают с ним на Ты как с родным». «Жестокое противоборство России и Запада ставит предельный вопрос: устоит ли Россия в этой борьбе или окончательно и необратимо исчезнет… и выбора более нет… Поля сражений под Донецком и Луганском, расширяясь до Одессы и Харькова, до Варшавы и Лондона, до Нью-Йорка и Токио, охватывают собой всю планету, ее земные и космические пространства. В этих сражениях Россия оказывается лицом к лицу с чудовищным западным монстром: с его могучей индустрией, современным вооружением, громадными армиями, с беспощадными технологиями подавления, с помощью которых Запад управляет народами и континентами. И вся эта мощь направлена на Россию, стремится ее уничтожить. Уничтожить даже не российскую власть, не нашу армию и оборонную промышленность, не культуру Рублева и Пушкина, а само явление «Россия», само явление «русский народ». Долой иллюзии, долой умолчания, долой надежды на примирение с Западом! Сегодня Запад, будь то бандеровцы или потомки фашистской Германии, или лютые русофобы из Белого дома — этот враг стоит у каждого русского порога, у каждого пограничного столба на русской границе.  Он стоит у Кремлевских ворот. Он летает в русском небе сонмом натовских космических группировок. Некоторые благоденствовавшие при Путине обыватели, каких немало, теперь скулят: зачем это война, она ошибочна, вот бы вернуть все назад. Однако народ наш мужественнее и честнее лукавых миролюбцев. Он чувствует, он прозревает, что этот разрыв с Западом станет лекарством для России… Возврат же к прежней жизни, даже если бы он был возможен, стал бы самоубийством, развалом и угасанием… 2022 год изменил все. По верному слову президента, теперь мы отторгнем «ненужное, вредное и все, что нам мешает идти вперед». Мы отбросим и все, что нас разлагает, раздваивает наши мысли и душу, раскалывает нас как народ… Если бы не события этого года, что ждало бы нас…? Еще немного – и Запад, лязгая и чавкая челюстями «Украины – це Европы», сожрал бы Донбасс. А большой Русский мир, словно в наркотическом опьянении, лишь вяло отмахивался бы от этой беды, не чувствуя ее боли, не принимая ее всерьез… Но, сожрав Донбасс, Запад принялся бы за Россию, расколол бы ее на множество новых украин, «обезвредил» своего старого противника, бросавшего ему всегда, всю историю вызов, покончил бы с Русской цивилизацией… Поэтому точна недавно родившаяся в народе пословица:  «Донбасс – Россию спас!»

Пробил час, загудел колокол русской истории… На этот набат из века в век сходилась вся Россия. Народ пробуждался от сна, откладывал житейские заботы, прекращал свои ссоры и распри, складывался в великое народное единство, в несокрушимую русскую силу. В победе и в подвиге во имя победы — сущность русской истории. Россия одолевала смерть и побеждала, выбираясь из этих черных дыр, Смутных времен, вновь восставала и сияла в своей восхитительной победной красоте. Сегодня вновь русская жизнь сливается в огненный фокус. Нет ни белых, ни красных, ни верующих, ни атеистов, ни православных, ни мусульман, ни богачей, ни бедняков, ни кремлевских правителей, ни ущемленных ими подданных. Все они собираются в могучую всенародную целостность во имя пасхального возрождения бесценной светоносной Родины. В условиях смертельной опасности Россия всегда сплачивается в общее дело. Этим общим делом бывало освоение огромных пространств Евразии и Арктики, строительство великих магистралей, полет в космос, внедрение в жизнь мирного атома, защита и поддержка угнетенных и обижаемых во всем мире. Этим общим делом в его сущности является сбережение самой России как драгоценного явления мировой цивилизации. А сегодня даже больше чем сбережение: прорыв к себе, новое обретение себя. Когда в 2014 году Путин получил донесение о героях Саур-могилы, вызвавших огонь на себя – для него это стало окончательным доводом, той вестью, которая определила будущие решения вплоть до нынешней мобилизации и воссоединения с землями Новороссии… В этих решениях исполнение долга перед предками и потомками, перед русской историей и русским будущим… Теперь мы исполнены верой в победу, которая творит чудеса. Мы больше никогда не вернемся в лицемерный искусственный рай для горстки избранных. В боях под Херсоном и Харьковом, на танковых конвейерах «Уралвагонзавода», в монастырях, полных молитвенников, на сценах, где звучат патриотические стихи и песни — повсюду Государство Российское сбрасывает с себя ветхие одежды, облекается в новые ризы. На этих ризах нет трупных пятен измены, трусости и мздоимства… Эти ризы похожи на те, в которые облекли себя солдаты 1945 года, кидавшие к подножию Мавзолея штандарты разбитых фашистских дивизий. Мы — народ-победитель. Изборский клуб не имеет своих танковых и воздушных армий. У нас нет собственных разведок и секретных служб. У нас есть ведение русской истории, в которой Россия явлена в своей трагической и возвышенной красоте — подобна фреске, которую создавал великий художник на стене храма. В райских садах сошлись все русские праведники: Пересвет и Александр Матросов, Иван Сусанин и Евгений Родионов, полки Багратиона и шестая воздушно-десантная рота, там звучат песнопения воскресной литургии и Седьмая симфония Шостаковича, «Во поле березонька стояла» и «Вставай, страна огромная». Сегодня наш девиз — «Один народ. Одна судьба. Одна Победа». Соотечественники, за Родину!» (Члены Изборского клуба).

Да, этот девиз почти дословно воспроизводит небезызвестный нацистский лозунг «Один народ, один рейх, один фюрер» («Ein Volk, ein Reich, ein Führer»), но в нем нет и намека на фашизм. Ведь «судьба» не тождественна «рейху», а «победа» – «фюреру». Тем не менее, данный девиз подразумевает под собой, что русский народ отличен от других народов. А вот как его объясняет Александр Проханов. «По каналу «Россия 24» прошли два моих фильма: «Боровск космический» и «Идеология Русской Мечты». Это фильмы о русской красоте и благодати, о русском трудолюбии. Это рассказ о Победе, которая, как и мечта, добывалась глубинными русскими кодами. Кодом взыскания, кодом ожидания этой Победы, выкликанием ее в самые темные и страшные периоды схватки. Кодом священного труда, ибо Победа добывалась трудами на поле брани, непосильными трудами в цехах заводов, на нищих безлошадных пастбищах и пашнях. Победа добывалась кодом русского непрерывного воскрешения, способностью восставать из праха. Ибо, когда немцы стояли у порога Москвы, и поражение казалось почти неизбежным, а Гитлер рукоплескал русскому поражению и уже вез к Москве гранитные плиты, чтобы на месте сметенного Кремля поставить памятник нибелунгам, случилось удивительное: мы опять воскресли для сражения, и Красная Армия после первых поражений возродилась в своей неукротимой победной силе». Три сакральных слова – народ, судьба, победа, – составляют сакральную триаду, – один народ, одна судьба, одна победа. Сегодня наши лучшие умы, историки, философы, концептуалисты, ищут идеологию современной России, убиваются по поводу того, что ее нет. Но идеология существует, ибо, если есть государство, есть и идеология. Нужно только прислушаться, вглядеться, широко открытыми, любящими глазами в нашу историю, и обнаружить в ней эти тихие звучания, обнаружить присутствующие в ней эти таинственные русские коды. Идеология не откроется мудрецам, сидящими за круглыми столами, ее не провозгласить с высокой думской трибуны, она не откроется как откровение одному, отдельно взятому витии. Она обнаружит себя в гуле и грохоте заводов, народных шествиях и маршах, наших марсианских и лунных проектах, обнаружит себя в ковидных клиниках, уличных беспорядках, в неумолчном гомоне наших врагов, который предрекает крушение государства российского. Сегодняшняя Россия состоит из множества народов, из множества культур, верований, и все они, включая самый большой, русский народ, обитают под сводами единого чертога, единого государства, населяя это государство сверхнародом, народом народов, в котором живут множество национальных стихий, множество национальных стремлений, которым государство российское дает единый вектор, складывает их в симфоническое единство. Если есть такой народ народов, имперский народ, то есть и Россия, по существу своему империя.

Если такой народ рассыпается, погибает само государство. В этом народе народов пропадают противоречия, старинные распри. В народе народов исчезают расколы, существующие в каждом отдельном народе, в том числе и в русском, в котором присутствуют красные и белые, западники и славянофилы, старообрядцы и никониане, апологеты князя Владимира, царя Ивана Васильевича Грозного, Петра Великого, Иосифа Сталина. Все это плавится в огромном имперском тигле, в нем не исчезают наполняющие его народы, а в своем развитии, в движении к совершенству, образует единое российское цивилизационное единство. И первый постулат российской идеологии, вчерашней, сегодняшней, завтрашней, это постулат о едином народе. Один народ, – говорит великая российская цивилизация! Российские государства тысячи лет движутся по загадочной, мистической синусоиде, то исчезая, то вновь возникая, меняя свои формы и обличия. От Киевско-Новгородской Руси и московского царства, от московского царства к романовской империи, от романовской империи к красной, сталинской, а после ее исчезновения к сегодняшнему государству российскому. В своих превращениях русский народ сберегал нетленный идеал, мечту о совершенном бытие, о граде небесном, который то ли спустится с небес на землю, то ли всплывет как волшебный град Китеж из глубин священного озера Светлояр. Народ сражался за этот идеал, испытывал великие муки, давал этому идеалу восхитительные воплощения, будь то храм Василия Блаженного или Крымский мост. Нести этот идеал в себе, как негаснущую лампаду, в этом миссия русского народа, приносить ее через все пропасти, через все напасти, через все потрясения, не давая ей погаснуть во время всей вековечной русской истории. В этих сменяющих друг друга исторических периодах нет периода ненужного, неважного, черного, бого-оставленного, все периоды драгоценны, и в недрах каждого периода незыблемым остается одно: судьба. И народ воспринимает эту судьбу как русский рок, как русскую неизбежность, несет сквозь все огни, пожарища этот несгораемый благодатный образ, русскую мечту. Образ Русской Мечты, – это одуванчик, она такая же воздушная, восхитительная, светлая, она летит по ветру великой русской истории, и попадает и в сердце человека, живущего обыденными, семейными заботами, и в руки великого строителя, возводящего мост через громадную реку, или строящего великую плотину, или за штурвал летчика, который ведет свой громадный громыхающий самолет, она как благая весть, она летит по нашему миру.

Второй постулат Русской идеологии – это постулат о единстве судьбы. Одна судьба выбита на всех скрижалях вековечной русской истории. Воплощение этого идеала, превращение земного царствия в царствие небесное – кажется мечтой недостижимой, и от того еще более прекрасной. Эта возвышенная, недостижимая русская мечта побуждает наш народ к постоянному движению, к постоянному совершенствованию. И достижение этой мечты является победой побед. Ибо для достижения этой высшей победы нам во время нашего исторического пути приходится одерживать огромное количество побед, больших и малых. Это победы, достигнутые на полях сражений, и самые малые, забытые, включая великие победы, включая на Куликовском и Бородинском поле, под Курском или у стен Сталинграда. Это победы духовные, благодаря которым русский народ создал неповторимую школы иконописи. Рублев является одним из Великих Русских победителей. Это изумительная русская словесность, ее серебряный, золотой век и гениальный Твардовский. Все русские художники, писатели и поэты рассказывают народу, как он преодолевает тьму, превращая ее в свет, превращая ее в Победу. Все эти малые и большие победы, их бесконечная череда, длящаяся из века в век, сливается в Лучезарную Победу Побед, в ту, которая греческими письменами начертана на распятии Христовом. Ибо Христос есть Победитель. Третий постулат Русской идеологии – это одна победа. Три сакральных слова – народ, судьба, победа, – составляют сакральную триаду, – один народ, одна судьба, одна победа. К каждому из этих постулатов ведет множество русских кодов, и каждый из этих русских кодов может показаться загадочным и таинственным, не создающим целой картины. Начнем собирать эти коды воедино, складывать один к другому, в определенной, таинственной последовательности, и когда в этой загадочной картине обретет свое место завершающий русский код, вдруг откроется вся грандиозная, восхитительная картина, которую древний художник изобразил в виде уникальной иконы – Церковь воинствующая, иконы, не имеющей себе равных, говорящей о той победе, которую мы уже одержали на небесах, и неуклонно, из века в век приближаемся к ней в нашей земной ее доле» (Проханов). Но чтобы победить, надо постоянно работать и что-то делать, ведь сидя на диване, победу не добыть. Любое человеческое сообщество развивается и прогрессирует, только если оно постоянно движется. Как очень верно подметил в свое время Антуан де Сент-Экзюпери: «Крикуны были бы правы, если бы ты насиловал главное в них и лишал их возможности расти. Чтить в человеке можно только благородство. Но они видят справедливость в том, чтобы жить без изменений, пусть даже в гниющих язвах, потому что с ними они появились на свет. Если ты вылечишь их, ты не оскорбишь Господа». Да, проводимые властью реформы зачастую бывают неверными, и вместо того, чтобы улучшить положение России в мире, ухудшают его (пример – Горбачев).

Но даже такие реформы нужны стране, ведь не сделав какой-то ошибки, Вы никогда не узнаете, что это была ошибка, и не научитесь, как исправлять такие ошибки. Любой покой – это смерть, а жизнь – постоянное движение. Да, в результате проведения Горбачевских реформ мы с Вами потеряли Советскую империю, зато приобрели новые ЗНАНИЯ. Мы наконец-то поняли, что русские – это имперский народ со своей имперской судьбой, и свою судьбу русские всегда выбирают САМИ. А если кто-то со стороны пытается навязать нам какую-то не имперскую судьбу, русские люди тут же начинают воевать и, в конце концов, ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ. И сегодня русский народ вправе выбрать для себя уже НОВЫЙ девиз: «Один ИМПЕРСКИЙ НАРОД, Одна ИМПЕРСКАЯ СУДЬБА, Одна на всех ПОБЕДА, МЫ за ценой не постоим». Так чем же «имперский народ» отличается от всех прочих народов? Главное отличие любого «имперского народа» от всех прочих «пограничных народов» заключается в особой СИЛЕ его менталитета. Этот менталитет исторически выстрадан народом и очень прочно закрепился в его «общественном сознании» («коллективном разуме»), можно даже сказать, что на генетическом уровне. И СИЛА этого менталитета определяется неизменностью его основной части («ядра менталитета») при его передаче от одного поколения людей к другому. Понятное дело, что надстройки над «ядром менталитета» изменяются так же быстро, как и сами люди («все течет, все изменяется»). Но ядро менталитета остается КОНСТАНТОЙ. «Пограничные же народы», в отличие от имперских, обладают довольно высокой подвижностью своего менталитета, как говорится, «где родился, там и пригодился». А теперь задайте себе такой вопрос: «Чем отличаются высокообразованные люди (так называемая интеллигенция) от всех прочих?» Ответ очевиден – значительно большей подвижностью своего сознания. Другими словами, интеллигенция любого народа является «пограничной» по сравнению с простым народом. Именно это обстоятельство и является главной причиной возникновения в среде интеллигенции различного рода диссидентов. Главным же содержимым «ядра менталитета» русского народа является его ОБЩИННОСТЬ (или БРАТСТВО), которые противопоставляются РАВЕНСТВУ в ядре менталитета Китайского имперского народа, и СВОБОДЕ у представителей Западной «островной империи». Очевидно, что Равенство и Братство лишь дополняют друг друга, в то время как Свобода (особенно полная) противостоит обеим этим сущностям. А потому, постоянный альянс Китая и России вполне возможен, хотя мы и  являемся представителями разных рас, а альянс этих стран с Западом может быть только временным. И вот что по этому поводу пишет Иван Данилов — «Альянс ресурсов».

«Самое смешное в российском культе (он особенно распространен среди айти и жертв «хорошего фундаментального экономического образования» из ВШЭ) «Западного Высокого Уровня Жизни» — это железная уверенность в том, что успехи коллективного Запада строятся на трех китах: 1. Демократические ценности (aka «честные выборы», «сменяемость власти»). 2. Верховенство права (aka «американский суд — самый неподкупный суд в мире»). 3. Права меньшинств (aka «Исследования показали, что чем больше ЛГБТ в совете директоров компании, тем выше ее капитализация»). Вы, дорогие читатели, 100% видели такие оценки. А если вы еще по какой-то причине не исключили из вашего круга общения либерал-сектантов, то, может, вы с этими тезисами даже спорили. Смешно в этом не столько то, что все ошибочно, а то насколько сильно реальный взгляд некоторых авторов успехов коллективного Запада в деле поддержания высокого уровня жизни отличается от взгляда российских «папуасов карго-культистов». Позвольте цитату от одного из ведущих специалистов Минфина США, ФРС, МВФ и Всемирного банка, а также одного из авторов (и исполнителей) спасения экономики США в 2008-2009 годах, а ныне одного из главных экспертов Credit Suisse, Золтана Пожара (Zoltan Pozsar): «Таким образом, с небольшим преувеличением, [прим. Кримсон: Западный] мир с низкой инфляцией стоял на трех столпах: — во-первых, дешевая рабочая сила иммигрантов удерживает заработную плату в сфере услуг в США на прежнем уровне; — во-вторых, дешевые товары из Китая, повышающие уровень жизни на фоне стагнации заработной платы; — в-третьих, дешевый российский газ, питающий промышленность Германии и ЕС в целом.  Если посмотреть на особые отношения между Китаем и Россией в этом контексте, вы можете увидеть в этих отношениях «альянс ресурсов», который поставляет Западу то, что ему нужно для обеспечения социальной стабильности, для тех, кто находится внизу экономической пирамиды. Воспринимайте Россию как «Глобальный системно-значимый банк природных ресурсов», а Китай воспринимайте как «Глобальный системно-значимый банк трудовых ресурсов [фабрик и заводов]», которые являются крупнейшими мировыми производителями сырья и потребительских товаров, соответственно. [Они являются] поставщиками двух базовых факторов, поддерживающих эпоху низкой инфляции на мировом уровне, которую мы описывали выше [прим. Кримсон: выше в аналитической заметке Пожар описывал «золотой век» всеобщего благоденствия и низкой инфляции коллективного Запада]. «Из этого следует, что Россия и Китай были главными «гарантами макроэкономического мира [макроэкономической стабильности]», поставляя все дешевые вещи, которые были источником дефляционных страхов на Западе. [А эти дефляционные факторы] в свою очередь давали центральным банкам Запада возможность годами заниматься печатаньем денег (QE)» (цитата по «Credit Suisse Economics: War and Interest Rates» от 1 августа 2022). Прим. Кримсон: жертвы ВШЭ нам годами объясняли, что США могут печатать баксы бесконечно, потому, что у них невероятное доверие инвесторов, уникальная правовая система и вообще американская исключительность, а тут оказывается ларчик открывался совсем другим ключом.

Кстати, Пожар — как раз из тех, кто «нажимал на кнопку долларового принтера» в ФРС, так что он в ситуации разбирается идеально. Возврата в приятную и сравнительно спокойную (и очень-очень сытую по историческим меркам) эпоху 2000-2022 уже не будет. Ни для кого. А коллективному Западу еще предстоит научиться жить в условиях, когда бывшие «гаранты макроэкономического мира» начинают активно шатать прежние устои. Коллективная инерция мышления еще сопротивляется этому осознанию, но это не имеет значения для реальности» (Иван Данилов aka Crimson Alter). А вот и комментарии к статье – «Советчик»: «Кримсон не сказал самого главного — почему Россия и Китай обменивали свои ресурсы (природные и трудовые) на валюту Запада, обеспечивая ему высокий уровень жизни? Что изменилось? А ответ очень прост. Ранее Запад представлял собой «Глобальный системно-значимый банк интеллектуальных и финансовых ресурсов». Но политика последних десяти лет Запада убила эти функции, и Западу стало тривиально нечего предложить в обмен на получаемые энергетические и трудовые ресурсы». «bb1788»: «Финансовых — да. А вот интеллектуальных – «запад», скорее, был брокером, который продавал интеллектуальные ресурсы производителям этих интеллектуальных ресурсов. Нестандартная конфигурация». А вот что по поводу имперских народов пишет «cts3402» — «Имперские народы и нации». «У нации предполагается наличие характера, т.е., по сути, нация должна быть наследницей какой-то субрасы, определяемой соответствующим психофототипом. Имперские же народы — результат интегрирования разных субрас (наций), а потому определенность характера у них не предполагается. Чисто технически, нацию можно идентифицировать по превышению некоего порога в дисбалансе дихотомии статика-динамика, поскольку в общем случае существует лишь две расы – статическая и динамическая. Такой порог можно считать от среднего для соответствующей расы, например, при характеризации европейских народов можно и нужно определить среднее значение динамизма или статизма для достаточно большой выборки европейских народов. Для данной выборки из 21 обобщенного (мужского) портрета европейских популяций порог для наций следует считать примерно от 55.5% в дихотомии динамика-статика, что делит выборку примерно на две части – нации и близкие к ним сообщества людей, и имперские народы. Самыми ярко выраженными нациями в данной выборке выглядят шведы и немцы, причем, у шведов доля динамизма приближается к качественному значению (две трети), что однозначно определяет их не только как нацию, но и субрасу. Немцы, несмотря на претензии о Тысячелетнем Рейхе при этом умудрились сохраниться как нация, причем, с достаточно выраженным вертным потенциалом (54% против 46% интровертности) – как экстраверты ЛСЭ, тогда как у шведов с определенностью вертности хуже (51.8%), а точнее – практически никак, т.к. средняя экстравертность по этой выборке составляет около 51.2% при среднеквадратичном отклонении в 2.5%. Стало понятно, почему немцев и скандинавов прессуют леванто-аравийскими «беженцами», которые в большинстве своем ожидаются как статики, причем, минимальной интеллектуальной продвинутости (СЭЭ).

Формально к нациям можно также отнести бельгийцев и поляков – как превышающих порог 58.5% (55.4+3.1) динамизма. Остальные народы в этой европейской выборке – близкие к нациям или имперские народы и близкие к ним. Выраженными имперскими народами выглядят лишь русские (полный баланс динамизма и статизма), белые американцы (50.7% динамизма) и англичане (51%), не превысившие планку в 52.3% (55.4-3.1). Венгры (52.5%, австрийцы (52.8%), сербы (53.3%) и чехи (54.2%) – хотя и наследники Австро-Венгерской империи, но, то ли в силу ее малости, то ли в силу собственной малости планку имперскости (≤52.3%) превысили. Возможно, что за 100 лет после ее распада происходил дрейф в сторону восстановления этничности, например, благодаря зачистке этнических немцев в Чехословакии после Второй Мировой войны. Экстравертность оказалась заметно выраженной лишь у швейцарцев (56.2%), ирландцев (54.7%), англичан (54.9%) и немцев (54%), а интровертность — у венгров (46.7% экстравертности). Остальных можно считать примерно равновертными, разве что с некоторым подозрением для русских, у которых, возможно, едва выражена интровертность. В любом случае, очевидно, что различия, диктуемые разной вертностью, на субрасовом уровне проявляются намного слабее, чем собственно РАСОВЫЕ различия, диктуемые дисбалансом в дихотомии статика-динамика. Можно предположить, что в пределах зеркальных пар возможны адаптационные переходы от экстравертности к интровертности и наоборот» («cts3402»). И в заключение этой главы автор решил процитировать введение к большой статье С.А. Никольского (Институт философии РАН) в журнале «Политическая концептология» (№ 1, 2014г.) – «РУССКИЕ КАК ИМПЕРСКИЙ НАРОД». «Центральной темой данной статьи является проблема переосмысления имперского сознания россиян. Автор выделяет ряд черт имперского сознания и подробно рассматривает процесс имперского строительства, формирования и эволюции имперского сознания. Может быть наиважнейшей мыслью, которая была воспринята и сохранена народами, населяющими Россию со времени падения Византии до наших дней, есть мысль об империи и о том, что они — имперский народ. Мы всегда знали, что живем в стране, история которой представляет собой непрерывную цепь территориальных расширений, захватов, присоединений, их защиты, временных утрат и новых приобретений. Мысль об империи была одной из самых ценных в нашем идейном багаже и именно ее мы были готовы заявить и заявляли другим народам. Именно ею мы удивляли, восхищали или ужасали остальной мир. С крушением СССР империя исчезла. И ни власть, ни общество, похоже, не знают — чем жить дальше. Ответа нет, а число ошибок, неизбежных при отсутствии цели и смысла существования, множится день ото дня.

Жизнь в империи не прошла для нас даром. За минувшие столетия имперское бытие сформировало наше сознание, вошло в культуру. Но адекватно ли наше имперское сознание сегодняшним реалиям? Хотим ли мы воссоздания империи из руин и способны ли к этому? А если не хотим, то, может, стоит задуматься, чего хотим? Определений империи, как и реально существовавших государств такого типа, множество. Были Римская и Византийская империи, Османская, Британская, Китайская, Австро-Венгерская, Германская империя времен Бисмарка и Вильгельма, Веймарская республика, Третий Рейх, были Российская империя и Советский Союз. Все имели особенности, охватить которые единым определением нельзя. По этой причине я попытаюсь дать определение только нашей империи — от примерного времени ее возникновения в середине ХVI столетия и до момента крушения СССР. Российская империя и СССР должны быть рассмотрены как особый тип государства, способ хозяйственной и общественной жизни, особое сознание подданных. Для них характерны следующие черты, в чем-то повторяющиеся у других империй, а в чем-то уникальные. В числе их наиболее характерных черт были: — максимизация территориального расширения ради экономических и политических интересов как один из важнейших принципов государственной политики. Цель присоединения народов вторична, по сравнению с целью присоединения территорий. Отсюда — отношение к присоединяемым как к сопутствующему материалу; — построение закрытой для внешнего мира самодостаточной экономической и общественной жизни (концепция единственной на свете «святой Руси», «железного занавеса»). Уверенность, что все, находящееся за пределами России, чуждо и враждебно ей; — наличие в национальном самосознании представления о наличии у страны особой миссии. «Сверх-идеям» православия, «Третьего Рима», пролетарского интернационализма, «СССР — оплот мирового коммунизма» приписывалась неколебимая истинность и божественный характер. Возможность появления истинных и божественных идей у других народов исключалась; — обязательность сакральной фигуры императора-вождя (самодержца – наместника Бога на земле, «отца народов», генерального секретаря), наделенного всеобъемлющей властью. Под его мировидение строятся и перестраиваются государственные институты — инструменты реализации его воли; — гражданственность как качество населения невозможна, т. к. не имеет экономических, политических, правовых, культурных основ. Зачатки гражданского общества в форме свободных корпораций (боярской думы, автономных университетов, крупных общественных или частных объединений, парламента) если и возникают, то ограничиваются. Право — инструмент воли самодержца и государственной бюрократии; — отдельный человек рассматривается как мелкая деталь большого механизма, его личностные особенности и интересы игнорируются (как говорил поэт: «единица — ноль»). Реализуется цель гомогенизировать население — воспроизводить подданных» (С.А. Никольский).

Эта статья выполнена по гранту РГНФ 14-03-00192 «Образы прошлого в культуре и общественном сознании россиян XX — начала XXI века. Социально-философский анализ» (www.politconcept.sfedu.ru). И она достаточно велика, чтобы процитировать ее здесь целиком. Более того, автор этого сайта не совсем согласен с мнением ее автора. Однако Вы, уважаемый читатель, можете прочитать ее целиком по ссылке. В любом случае, Вам придется сделать свой выбор и определиться с тем, каков подход Вам ближе – автора этого сайта, «cts3402» или Никольского.