Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Кодекс строителя «светлого будущего» — 2

Кодекс строителя «светлого будущего» — 2

«3. Антропоцентризму нет места на земле. «В нас невероятно сильно держатся атавистические представления об исключительности человека – заблуждение, в течение тысячелетий оправдывавшее преступления людей против своих меньших братьев» (Сергей Жемайтис. «Вечный ветер»). 1. Нынешняя российская власть родила оригинальный афоризм: «Государственной идеологии следует опасаться». Тут она, конечно, попала пальцем в небо, но если говорить об опасных идеологиях, они, в самом деле, существуют. К ним относится не только запрещенный в мире нацизм и пока не запрещенный либерализм, в опасности которого убеждается все большее число людей, но и антропоцентризм, под знаменем которого наша цивилизация живет последние столетия. 2. Первобытный человек, люди Древнего мира и Средневековья были богобоязненными и, следовательно, законопослушными. Но в эпоху Возрождения появились так называемые гуманисты, решившие потеснить Бога и возвысить человека. Это крайне негативно сказалось на общественной морали и поведении, правда, пишут об этом очень мало, предпочитая освещать деятельность великих людей той эпохи. В век Просвещения антропоцентризм достиг своего расцвета. Человек был объявлен светочем разума и венцом Вселенной. Церковь и религию подвергли обструкции. Многие главные деятели Просвещения были атеистами. Люди почувствовали себя полными хозяевами планеты, которым позволено все. Возникший вскоре либерализм еще более усугубил эту тенденцию в массовом сознании. 3. На языке религии антропоцентризм – это наиболее сильное проявление гордыни, за которую Небеса, как известно, наказывают особенно жестко. Человек, как доказала в последующем наука, не пуп земли и не светоч разума. Согласно теории 5 процентов, только к такому абсолютному меньшинству можно применить выражение «светоч разума». Всем своим достижениям цивилизация обязана этим 5 процентам от всего человечества. И если б этого меньшинства не существовало, все мы сейчас, вероятно, жили бы подобно некоторым племенам в джунглях Африки и Амазонской сельве. 4. В современном обществе устоялось представление, что человечество существует как бы автономно, не имея отношения ни к биосфере, ни вообще к природе. Люди убеждены, что изучают природу лишь затем, чтобы создавать себе все более комфортные условия жизни. Но ее следует изучать в первую очередь для того, чтобы найти ответы на самые главные вопросы: Кто мы? Для чего мы живем? И как нам следует правильно жить? На все эти вопросы есть ответы в окружающем нас мире, ибо этот мир живет по законам Вселенной и в нем царит всеобщий Естественный порядок вещей.

  1. Основные принципы антропоцентризма заявлены жестко и откровенно, в манере властного тирана, а не гуманного, справедливого, цивилизованного и толерантного человека: – Человек – главная фигура всего мира, все остальное во Вселенной оценивается по тому, сколько пользы ему принесет. – Окружающий мир – собственность людей и не более. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным. – Человек стоит на самой высокой ступени Мироздания. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют для него высокую ценность. – Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества. И спрашивать природу о том, как людям следует развиваться, никто не станет. 6. Мнимое автономное развитие привело к тому, что люди придумали себе правовые и общественные законы по собственному произволу. К законам природы и Естественному порядку вещей они не имеют никакого отношения. Но все, что существует во Вселенной, существует благодаря ее законам, и те законы, по которым живут люди, должны основываться на них. «Идея отчуждения человека от Природы, провозглашение его «венцом творения» с передачей в его ведение и безраздельное пользование всего доступного ему мира живой природы и ресурсов Земли – все это явилось, наверное, первым в истории страшным «идеологическим заблуждением» человечества, – пишет Борис Диденко в книге «Цивилизация каннибалов». – И сейчас пришло время расплачиваться за эту совершенно необоснованную идею верховенства человека, с одновременным провозглашением себя «царем природы» со всеми полномочиями наглого и жестокого самозванца. Довладычествовались…». 7. Хотя в наше время все чаще стали пропагандироваться принципы гармонии природы и человека, согласно которым: необходимо: изучать природу, а не покорять; сохранить ее для будущих поколений; бережно относиться к природным ресурсам; наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий, влияние антропоцентризма в обществе и массовом сознании остается очень сильным. 8. «Самое разумное – это жить и поступать в резонанс с основными закономерностями бытия, – утверждает публицист Юрий Андреев, – мы можем развиваться и жить нормально лишь в том случае, коль скоро наши действия согласно резонируют, звучат в лад с закономерностями, установленными для себя самой великой всеокружающей нас Природой. Надменная самоуверенность в своей якобы независимой от нее самостоятельности более чем смехотворна…». «Устойчивое развитие человечества должно осуществляться таким жизнеустройством, которое отвечает Законам Природы, Космическим Законам, Замыслу Творца» – было записано в Программе бывшей Концептуальной партии «Единение».

По мнению академика Академии медицинских наук В.П. Казначеева, в популярных в нашей стране с советских времен лозунгах «Человек – в центре внимания» и «Все – ради блага человека» «звучит категоричная антропоцентристская нота. Хотя отказ от эгоистичного антропоцентризма вовсе не означает отказа от внимания к человеку. Более того: только освободясь от антропоцентристских предрассудков, можно познавать человека во всей сложности взаимосвязей, как часть природы, и совершенствовать его». В.П. Казначеев считал, что человечество живет экономическим мышлением, а должно жить космическим сознанием. Между ними пока – «дистанция огромного размера». Он отмечал, что пересилить духовную инерцию и осознать всем обществом губительность антропоцентристского мироотношения чрезвычайно сложно. «Более тысячи лет прошло от системы Птолемея до работ Коперника, сколько же еще времени пройдет, пока человечество перестанет обожествлять себя? Но сейчас нам не отпущены длительные сроки… Только мировосприятие, освобожденное от эгоистичного антропоцентризма, заставит перестроить экономику всех государств на щадящей природу основе. Гуманизация во всех сферах нашей жизни невозможна без отказа от антропоцентризма, без космизации общественного сознания. Сегодня каждый человек должен, наконец, умом и чувством принять истину, что он не есть «последнее слово творения», нечто высшее и уникальное, что он соединен узами ближнего и дальнего родства со всеми формами прошлой, настоящей и будущей жизни на Земле и в Космосе. Без такой космизации массового сознания невозможно само выживание человеческого рода. Ведь именно антропоцентристское представление порождает хищно-потребительское отношение, губящее природу, планету, а вместе с ней и человека». 4. Значение идеологии в человеческом обществе. «Человек не способен почувствовать себя элементом социальной системы, если система лишена «смысла», а этот смысл ей придает идеология» (Андрей Курпатов, психотерапевт). «Идеи имеют огромное значение, и человек, обладающий идеей, намного сильнее человека, у которого ее нет» (Карен Шахназаров, кинорежиссер). 1. Поскольку решить возникшую глобальную проблему в планетарных масштабах не под силу даже самому могучему государству, она становится задачей всего мирового сообщества. Мы оказались перед необходимостью объединить усилия всех стран и народов, для чего потребуется создать мировое правительство. Разруха, как известно, начинается в головах. Очевидно, и ее устранение начинается там же. Если мы не хотим превратить Землю во всемирную могилу, необходимо выработать стратегию и план восстановления порушенной биосферы и приведения человеческого сообщества в надлежащий порядок.

Но ни стратегию, ни план невозможно разработать, не имея четко прописанной идеологии. И поскольку решать проблему придется всем миром, необходима общечеловеческая идеология, которую обязаны принять все страны и народы. Понятно, что господствующая в мире идеология либерализма никоем образом не может ею быть. Как и идеологии социализма, коммунизма, фашизма или исламского фундаментализма. Все они исповедуют иные ценности. 2. Хотя об этом почти не пишут, но идеология – одна из основных проблем не только в России, где запрещена Конституцией, но и в современном мире. Западные страны основательно пропитаны либеральным ядом. Китай в этом смысле также не являет образец для подражания. Россия выбрала путь агрессивного патриотизма, замешанного на ненависти к Западу, который легко спутать с шовинизмом. Словом мы живем в эпоху идеологического тупика – господствующие идеологии не способны должным образом заполнить души людей, как не способны решить мировые проблемы. 3. Известно негативное отношение к идеологии, восходящее к Наполеону. Благодаря Карлу Марксу идеологию стали привязывать к интересам господствующего класса, якобы она лишь затем и существует, чтобы его защищать. Такое отношение к идеологии стало традиционным. Правильное толкование этого понятия можно найти у немногих авторов. Так, Уиллард Маллинс полагал, что идеология должна быть способна руководить оценочными суждениями, служить инструкцией к действиям и быть логически последовательной. 4. Ни одно приличное общество, объединение, предприятие, творческий коллектив не могут существовать без своей идеологии. Потому что в противном случае они не будут знать, чем отличаются от других, к чему стремятся, каких правил и принципов придерживаются. Точно так же ни одно государство не может существовать без государственной идеологии. Относительно государственной идеологии в современном российском обществе также царит заблуждение. Якобы ее следует опасаться, так как она служит исключительно правящему классу и помогает ему закабалять народные массы. Но таковой может быть только ложная идеология. Истинная же основывается на законах природы и Естественном порядке вещей, где не существует ни лжи, ни закабаления одних другими. 5. Идеология – это всего лишь сконцентрированная система взглядов на мир, и место в нем человека, это «концепция принципов, по которым живет общество», – отмечает публицист Олег Попцов. Идеология определяет самое главное в жизни человеческого общества и отдельной личности. Как строить жизнь, как воспитывать детей, как отличать главное от второстепенного, истинное от ложного, порочное от благородного, к чему стремиться, ради чего рисковать, чего не допускать ни при каких обстоятельствах. Именно идеология определяет структуру государства, его внутреннюю и внешнюю политику, законодательство, экономику, систему здравоохранения, образования, воспитания, культуру.

«Идеология управляет человеком, – говорит академик Юрий Пивоваров. – Она имманентна человеку, так же, как разум». «Человек не способен почувствовать себя элементом социальной системы, если система лишена «смысла», а этот смысл ей придает идеология, – утверждает психотерапевт Андрей Курпатов. – И вот новые поколения в России, которые были лишены идеологии, в принципе не могли состояться как члены сообщества, они в лучшем случае являются теперь членами той или иной группы». 6. Развитие любого государства и общества соответствует развитию преобладающих в них мировоззрений. Как человек не может успешно развиваться без развития убеждений, так и государство не может развиваться без постоянного развития преобладающей идеологии. Под идеологией сейчас понимают, как правило, политическую идеологию. Но общечеловеческая идеология должна быть свободна от политических учений различных партий и может служить только всему человечеству, а не правящему «золотому миллиарду». Мировые религии считаются религиозными идеологиями. Однако общечеловеческую идеологию не стоит отрывать или противопоставлять мировым религиям, так как она, помимо научного, включает в себя и религиозное знание. Наука и религия, как известно, дополняют друг друга, а не противоречат. 7. «Идеология – производное человеческого ума, – сказал патриарх Русской Православной Церкви Кирилл. – Поэтому она живет ограниченное время. На большее у нее не хватает энергии. И поэтому идеология – не есть высшая ценность». Но в данном случае патриарха попросили высказаться подобным образом ради защиты статьи в Конституции. Поэтому внесем ясность. Если сочинять идеологию с единственной целью применить ее к интересам существующей власти и устоявшимся общественным взглядам, то остается только согласиться со словами патриарха. Но если под идеологией понимать кратко сформулированную систему взглядов из данного Свыше, дополненную открытиями великих умов человечества, в качестве жизненного компаса для отдельных стран, целых народов и всего человечества, то она превращается в ценность, без которой прожить будет сложно. Религиозные деятели утверждают, что их наставления гораздо более верны, чем любая государственная идеология, так как последняя склонна меняться. Необходимо разобраться, так ли это. Действительно, если взять разные эпохи и страны, можно заметить, что идеология менялась. Нынешним россиянам, жившим при СССР, это известно очень хорошо. Часто государственная идеология подстраивалась под действующую власть. Бывало даже такое, что в Конституцию страны вносилась статья о запрете государственной идеологии. Однако при этом отдельные журналисты, публицисты, аналитики, философы, политики и целые партии, общественные движения и СМИ испытывали явное идеологическое давление.

Нередко инакомыслящим не давали никакой возможности публиковаться и издаваться. (Что только подтверждает необходимость идеологии, даже неправильной). Посмотрим на вопрос с другой стороны. Если отдельные народы, государства, предприятия, коллективы не могут существовать без идеологии, то, очевидно, в критической ситуации, требующей объединения всего мирового сообщества, без нее не может обойтись и все человечество. Народы хоть и отличаются друг от друга, тем не менее, многое их объединяет. Допустим, если развязать ядерную войну, цивилизация погибнет. Стало быть, все человечество объединено идеей запрета применения ядерного оружия. Очевидно, и существование терроризма никого не устраивает, как и преступности, воровства, коррупции. Наверное, никто не будет против доброго и заботливого отношения друг к другу. Такие примеры можно продолжить. Они говорят о том, что общечеловеческая идеология вполне реальна. Религиозным деятелям, думаю, будет сложно возразить данным выводам, поскольку официально признанной общечеловеческой религии, объединяющей все человечество, пока не существует. «Католический ученый Катрейн, – писал Н.О. Лосский, – в своем огромном трехтомном труде «Единство нравственного сознания человечества», опираясь на множество этнографических исследований, приходит к убеждению, что все основные нравственные идеи, заключающиеся в десяти заповедях, суть общее достояние всего человечества… Исследование множества кодексов морали самых разнообразных народов всех времен дает достаточный материал для индуктивного обоснования истины единства нравственного сознания человечества. Правдивость, верность, щедрость, гостеприимство, вежливость, благодарность и т.п. всюду признаются за правильный путь поведения, но выражаются нередко в иных формах, чем у нас. Чтобы усмотреть единство нравственности, нужно различать основные принципы поведения, с одной стороны, и конкретные применения их, а также выводы из них, различные в разных условиях». 8. Истинная идеология не может быть чисто умозрительным продуктом какого-то придворного политика, никак не связанным с окружающим нас миром и его законами. Напротив, она как раз и проистекает из законов Мироздания, являясь их приложением к человеческому обществу – не больше и не меньше. Создавая общечеловеческую идеологию, ни в коем случае не нужно вкладывать в нее чьи-то интересы – личные, групповые или массовые. Она не может зависеть от воли сильных мира сего, служить их прихотям, зависеть от различных политических течений по простой причине, что все мы живем на одной планете, бежать с нее некуда и, стало быть, никуда не деться от заботы о собственном доме. Она не может зависеть и от воли большинства населения, так как большинство, как показывает историческая практика, личные интересы предпочитает общим.

Однако в современном демократическом обществе распространено убеждение, что справедливая идеология должна отвечать интересам большинства населения. Но ведь очевидно, что в таком случае пострадает меньшинство, к которому, согласно теории 5 процентов, относятся интеллектуалы и творческие люди. Придумать же такую идеологию, которая понравилась бы всем и каждому совершенно невозможно. Отсюда вывод: общечеловеческая идеология должна базироваться на более высоких понятиях, нежели мнения и предпочтения людей. В истории Европы был период – Средние века, – когда людьми разных стран руководила общая идеология – христианство. И, по мнению аналитиков, то был наиболее мирный период, когда согласия промеж людей было гораздо больше, чем в последующие эпохи. Но ведь христианство имеет мало общего с желаниями обычных обывателей – большинства. 9. Наши политики любят говорить о многополярном мире. Но на самом деле мир однополярен. Только порядок устанавливает не какая-то одна страна по своему произволу, а законы и силы, создавшие наш мир. И называется он Естественным порядком вещей. Всякий другой порядок будет искусственным и обязательно, рано или поздно, рухнет. Как человечеству строить свою жизнь – было задумано вполне определенно – у Высших сил не бывает разброда и шатаний в мыслях. А потому и идеология может быть только одна – сообразная Мирозданию, соответствующая замыслу о человеке. Логично предположить, что замысел о человеке не может противоречить законам Вселенной и Естественному порядку вещей. Он может только вписываться в него. «Правда отдельных людей должна соответствовать какой-то одной, большой правде, их правды этим соответствием и проверяются… И никак ты не сможешь остаться в пределах только своей личной, персональной правды, своего, так сказать, частного, натурального хозяйства». (Александр Чаковский. «Свет далекой звезды»). 5. Общечеловеческая идеология. «Если мы хотим выпутаться из безрадостного положения, в котором очутились, то люди и народы должны научиться мыслить по-новому» (Альберт Швейцер). «Пока Небо не станет центром вашего существования, вы будет жить в анархии» (О. М. Айванхов). 1. Согласно философу Н.О. Лосскому, все человечество должно стремиться к «соборному» сплочению на единых началах. «Творчество всех существ, «живущих в Боге», должно быть соборным. Такой «соборный мир» есть наилучший из всех возможных миров», – утверждает и Александр Титаренко.

Лосский придерживался нормативной теономной этики, которая, «несмотря на различие обычаев и нравов, отвергает относительность нравственности и утверждает этический абсолютизм, т.е. наличие единого абсолютного нравственного идеала». «Множественность кодексов морали считается нередко доказательством правильности этического релятивизма, т.е. учения, что абсолютного нравственного добра нет, и абсолютный масштаб нравственности не существует, – писал Н.О. Лосский. – Иными словами, сторонник этического релятивизма утверждает, что различие и даже противоположность нравственной оценки одного и того же поступка с точки зрения разных народов, эпох, сословий, классов и т.п. вполне правомерны, так как нет и не может быть точки зрения, поднимающейся над ограниченным кругозором этих групп людей». Однако «нравственность человечества все же остается единою. Несмотря на множественность кодексов морали, этика может установить единство цели поведения всех существ в единую систему ценностей». Знание моральных норм народа еще не дает достаточных сведений о его нравственном сознании; нормы, говорил М. Шелер, суть не основные факты нравственной жизни; глубже норм лежат ценности, во имя осуществления которых вырабатываются нормы. «Нравственный идеал у двух народов может быть один и тот же, но выражение его в нормах морали различное. Поэтому абсолютная этика возможна и необходима. Выразив в понятиях идею абсолютного совершенства и конечной цели поведения, она дает в руки абсолютный масштаб для сознательной нравственной оценки поступков и планов будущего». 2. Общечеловеческая идеология должна представлять свод всех наилучших наставлений, какие получила и выработала наша цивилизация: древнее золотое правило «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»; многие ценности буддизма; высказывания Экклезиаста; 10 заповедей Моисея; заповеди Иисуса Христа; наставления Корана; квинтэссенцию высказываний мудрецов всех времен и народов; пословицы и поговорки разных народов и т. д. Она должна отвечать на важнейшие вопросы, которые встают перед каждым человеком и всем человечеством. 2. Правительства различных стран, разрабатывая свою национальную идеологию, не могут вступать в противоречия с общечеловеческой идеологией. Государственная идеология может быть лишь частным случаем общечеловеческой, адаптированным под конкретную страну и народ.

С целью недопущения искажений общечеловеческой идеологии отдельными государствами, необходимо создать всемирный надзорный орган. На нарушителей следует накладывать международные санкции. Полагаю, что таким органом может стать специальный отдел Мирового правительства, необходимость в котором давно назрела. 3. Чтобы прописать общечеловеческую идеологию, необходимо отталкиваться от законов Мироздания и существующего в нем Естественного порядка вещей. Но, можем ли мы знать их доподлинно? Известно ли современной науке, откуда и как появился человек? В чем его роль во Вселенной и на собственной планете? Для чего вообще существует человек? Увы, в перечисленных вопросах тумана гораздо больше, чем знаний. Однако означает ли это, что мы в принципе не способны понять Мироздание и свое место в нем? Не означает. Никто из нас не в силах постичь атом так, как он выглядит на самом деле. Никто не в силах представить бесконечность Вселенной. Тем не менее, это не мешает нам создавать атомные электростанции и запускать в Космос космические корабли. Практика показывает: в ряде вопросов достаточно иметь общие представления о каком-либо предмете, чтобы использовать его в своей жизнедеятельности. Это, однако, не значит, что предмет не следует изучать дальше. Напротив, копилка знаний должна пополняться постоянно, расширяя наши возможности в теории и на практике. 4. Каковы главные источники познания законов Мироздания? Основных три: – изучение окружающей природы, живого и не живого мира. Природа и все ее создания есть проявление законов Мироздания; – изучение Священных книг, доставшихся человечеству от известных и неизвестных предков-учителей; – изучение всего научного и философского наследия человечества. Этих трех источников вполне достаточно для выработки общечеловеческой идеологии. Но первостепенное значение имеет первый из перечисленных источников познания Мироздания. Применяя принципы, по которым существует природа, к человеческому обществу, мы всегда можем проверить на той же природе их истинность. 5. Объективная и фундаментальная идеология начинается с ответа на вопросы: «Что в человеке самое главное? Чем он отличается от прочих живых существ Земли? Для чего он появился на планете Земля?» Не ответив на эти вопросы, мы не создадим общечеловеческой идеологии. «Разум, сознание главное», – скажут многие. Да, но не только. Одного разума недостаточно. «Свобода, свободный выбор», – скажут другие. Не соглашусь. Практика показала: массы людей порой элементарно не знают, что выбирать, какой выбор правилен. И потому не только совершают ошибки всю свою жизнь, но и детей учат тому же. От чересчур большой свободы выбора страдает общество в целом, в нем нет единства и взаимопонимания, есть разброд и разобщенность. Личная свобода выбора может осуществляться только в границах Естественного порядка вещей, морали и законодательства.

  1. Главным в человеке являются две по сию пору малоизученные составляющие – разум и совесть. Разум выполняет роль созидающего творческого начала. Совесть играет роль компаса, дающего направление пути, и одновременно духовного подсказчика. Совесть уравновешивает разум, личную свободу, эмоции и страсти. В полноценном человеке обе составляющие непременно присутствуют. Лишение одной из них делает его неполноценным. Личность, лишенная совести опасна для общества, причем степень опасности прямо пропорциональна уровню интеллекта. Личность с одной лишь совестью, но без разума, не способна к практической деятельности. Согласно определению П.С. Гуревича, разум слеп и не может обходиться без поводыря. По мысли Эрнста Кассирера, «Разум не может указать нам путь к ясности, истине и мудрости». И. Кант считал, что механизм совести устраняет раздвоенность человека. Нельзя все правильно понимать, но поступать наоборот. С совестью нельзя играть в прятки, с ней невозможны никакие сделки. Ее невозможно усыпить, рано или поздно она проснется и заставит держать ответ. По словам Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла, «совесть – сигнальная система, вложенная Богом в человека». А по Виктору Франклу, «…совесть апеллирует к чему-то, что больше и выше человека». «То, что называют совестью, – писал В. Франкл, – погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе. … она алогична или, еще точнее, дологична. …совесть предстает как интуитивная по своей сущности функция… задача совести – открыть человеку «то, что надо». Только совесть может, как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека». 7. Единство разума и совести настолько весомо, что непременно должно обрести силу закона для всего человечества. Назовем его Естественный закон человеческого мироустройства, поскольку происхождение его чисто природное, естественное, внечеловеческое, наукой плохо изученное. Лидер бывшей Концептуальной партии «Единение» Константин Петров высказывал следующую мысль: «Человек лишь тогда состоится в качестве человека, когда он руководствуется разумом и совестью». Немного изменив и расширив ее можно так сформулировать Естественный закон человеческого мироустройства: Отдельный человек и общество в целом лишь тогда могут нормально жить и развиваться, когда желания и разум находятся в постоянном единстве с совестью. В этой формулировке нет ничего нового, она известна с древних времен. Вот, в качестве иллюстрации, слова Аристотеля: «Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели: ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средства для ее достижения». Весь вопрос в том, почему зная эту истину, мы не живем по ней? Очевидно потому, что она не возведена в ранг государственного и международного закона.
  2. В чем состоит вселенский смысл Естественного закона, другими словами, зачем в человека была заложена совесть? Либералы заверяют, что главное в человеке – стремление к свободе. Но с точки зрения интересов Космоса все с точностью до наоборот. Необходимо ограничить число степеней свободы для того, чтобы все объекты природы подчинялись строгим закономерностям, чтобы не нарушался Естественной порядок вещей. Не только отдельные люди, но и общество в целом нуждается в ограничении степеней свободы. «Что такое табу, ограничение, запрет? – спрашивает Михаил Веллер. – Дополнительные заборы и перегородки в жизни. А иначе: усложнение структуры социо-культурного пространства. Что значит снять табу? Упростить структуру жизни общества. А тем самым: снизить энергетическую напряженность структуры и повысить ее энтропию. Шаг к хаосу. А хаос – это конец, распад, смешение всего, разрушение структурного порядка, гибель. Любое снятие табу снижает упорядоченность системы». 9. Для выработки общечеловеческой идеологии необходимо ответить еще и на такой вопрос: «В чем заключается предназначение человека на Земле и в Мире?» Бытует мнение, что ответ знает только Господь Бог. Но это неправда, так как в Книге Бытия черным по белому написано, что человек помещен в Эдем (на планету Земля) с целью ее сохранять и возделывать. (Бытие 2. 15: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его). Согласно комментаторам Библии, человек должен был принять земной мир не для его эксплуатации и уж тем более не для «покорения природы» – а для служения в нем. Другими словами, мы являемся хранителями Земли, чего на практике, правда, не видим, наблюдаем обратное. Человека часто называют «хозяином Земли». Но смысл в слово «хозяин» вкладывают такой: что хочу, то ворочу. Однако хозяин, прежде всего – главное ответственное лицо. В сообществах животных обстоит именно так. В культовой повести Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» дается образное решение того же смысла человеческой жизни: стоять на краю пропасти и следить, чтобы в нее не свалились играющие дети. Иными словами, человек, в силу данных ему способностей, должен искусственно предотвращать энтропийные процессы на планете и за ее пределами, сохранять уникальность Земли – таково его базовое предназначение. В приведенных примерах отражено экологическое сознание и экологическая мораль, о которых стали говорить только в последние десятилетия. Антуан де Сент-Экзюпери выразил это двумя, ставшими хрестоматийными, фразами: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, – значит, пересесть нам из него просто некуда« и «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
  3. Наконец, при разработке общечеловеческой идеологии необходимо опираться на теорию систем. Все существующие в мире системы подчиняются общим закономерностям, и человеческое общество не исключение. Система должна быть устойчивой, самодостаточной, самовозобновляемой и самовоспроизводящей. Таковы все существующие системы в природе Земли. Но человек вообразил, что ему все позволено и законы не писаны. Поэтому вся известная нам история свелась к паразитированию на теле собственной планеты. Оно по инерции продолжается и внутри человеческого общества, вызывая бесконечные нарекания, стоны, бунты и т.д. Все это делает человеческое общество крайне ненадежной, неустойчивой системой, крах которой неизбежен. 11. Общечеловеческую идеологию кратко можно сформулировать так: Человеческое общество и каждый человек в отдельности обязаны существовать в гармонии со всем окружающим миром и друг другом; в своей жизнедеятельности общество и отдельная личность должны жить по законам природы, ставить общий интерес выше личного, выполнять свое личное предназначение в рамках общего, соблюдать нормы морали и законы, вести духовно и физически здоровый образ жизни, ни в чем и никогда не злоупотреблять. Совершенно недопустимыми, противными природе, считаются такие явления, как роскошь, излишества, безделье, бесцельное существование, аморальное поведение. Максимой общечеловеческой идеологии может стать выражение «Земля – наш общий дом». 12. Общечеловеческая идеология с течением времени может дополняться последующими научными открытиями. 13. Спасти самих себя и планету от надвигающейся глобальной угрозы возможно в одном единственном случае – если все человечество станет придерживаться общечеловеческой идеологии, а все страны ее узаконят, введя соответствующее правление и структуру государства, то есть став образцовыми государствами» (Игорь Вайсман). Продолжение статьи в следующей главе.