Жизнь человека и жизнь Вселенной
Для начала новости из жизни Российской контрэлиты, как они сами себя называют – статья Александра Халдея: «Национальная идеология уже рождена?». «24 ноября 2021 года Изборский клуб провел дискуссию экспертных клубов и сообществ по теме «Переломное время: идеология, которая объединит нацию». Это не были досужие разговоры на отвлеченные темы. Встреча напоминала консилиум врачей накануне серьезной операции у постели тяжелобольного человека. Собрались представители ведущих интеллектуальных клубов России – Изборского, Сретенского, Зиновьевского, Богомоловского, Всемирного Русского народного Собора, «Русского собрания», Федерального народного совета, Союза писателей России, профессура ведущих вузов. Контрэлита нашего общества, так как элита у нас либеральная и любой нелиберальной идеологии боится, как черт ладана. Даже в Конституции про это написали: в статье 13 – с подачи американских кураторов «Друга Бориса». О самом главном людям думать и говорить запрещено, а если разрешено, то только в виде хобби. Целью такого запрета является насильственное разрушение целостного миропонимания и мышления у всех категорий людей – кроме тех, кто это замыслил. Запрет на идеологию – это, по сути, запрет на этику. На понимание добра и зла. Это потеря всех ориентиров для человека, которому внушают, что высший смысл – богатство. Цена вопроса – вторична. Торжествующий хам – главный герой нашего времени. Все сюжеты нашего народного кино о халяве. Главное сделать зрителю в кадре «дорого-богато». Истории о том, как золушки выскакивают замуж за принцев-олигархов или как вчерашние пэтэушники становятся богачами стали главным средством социальной анестезии. Так формируется общественная мораль, закладываются базовые понятия о плохом и хорошем. Человек труда и творчества не показан вовсе. Его нет, его жизнь и проблемы не интересны. Труд считается наказанием. Работаешь? Не повезло. Все работяги в кино показаны как чудаки и недотепы. Фильм «Укрощение огня» о судьбе С. Королева сегодня просто не возникнет. Богачи – вот это наше все. А как быть тем, кто небогат и никогда не будет? Народу России, прошедшему через шок краха СССР, через разрушение святынь и глумливое надругательство над ними, непонятно, для чего жить и зачем приносить жертвы, терпеть трудности и во что верить. Люди изверились, они боятся веры, зная, что на этом спекулируют циники и мерзавцы. Дружба, семья, любовь, преданность – все поругано, испачкано в грязи, осмеяно и опошлено. Но человек жив не только хлебом единым. Он жив тем, ради чего готов умереть. Идеология денег, еды и удовольствий убивает нацию. «Без царя в голове» – говорили о таких раньше. Люди без идеологии не готовы умирать за ценности, какими бы они ни были. Даже материальные. Убивать многие, может быть, и готовы, а умирать – нет.
Когда погоня за наслаждениями становится всеобщим фетишем, духовным наркотиком и целью, оправдывающей любые средства, народ гибнет – что и происходит с нами в виде череды демографических ям, которые либералы нам пытаются объяснить опять же отсутствием денег. Будут деньги – будут люди. А нет денег – не взыщите. В такой матрице растет ненависть к своей стране, а главным счастливцем становится беглец. Эмигрант. Главным достоинством – знание английского языка. Помните культовое кино 90-х под названием «Окно в Париж»? Как долго выстоит такая страна? Понимая это, на встрече лидеров наших интеллектуальных клубов речь шла о том, как сформулировать высший смысл существования России, ее стремлений и жертв, как и чем, отвечать на вызовы, ставшие смертельно опасными для всего человечества. Участники форума понимали: какая бы идеология ни была декларирована, обязательно найдутся те, кто ее не примет. Поэтому такой задачи не ставилось. Вопрос был в том, как найти общие принципы, ценностную матрицу, которая может стать структурными рёбрами будущего консенсуса. То, вокруг чего объединятся разные идейные течения, считающие главным для себя благо России. Первая встреча стала лишь началом процесса. Снова собраться решили в декабре – обсудить доклад Сретенского клуба «Дорожная карта. Вызовы ближайшего десятилетия». Каков образ будущего, соответствующий русскому цивилизационному коду? Где его точка сборки? Пока ясно одно: новая идеология должна выстраиваться как коллективное вероучение, а не научная доктрина, предписания сверху или набор частных мнений. Это должна быть интегрирующая, а не раскалывающая идеология, основанная на просыпающемся чувстве возвращения к своим истокам. К единственно возможной для России форме бытия. Базой будущей идеологии был выбран социальный оптимизм. Общий доклад так и назывался: «Идеология Победы как национальный проект». Это очень верно: какие бы цели мы ни ставили, вера в Победу – это главное. Если нет цели, достижение которой считается общей Победой, то зачем такая идеология? В докладе даны не только представления об идеологических постулатах, но, по сути – целая развернутая доктрина России как цивилизации, а также наброски образа будущего, к которому имеет смысл стремиться всей нации в XXI веке. После того, как был принят главный принцип – Победа, – участники встречи сформулировали Миссию, объединяющее Общее Дело. Народ должен быть зрячим и понимать, куда и для чего он идёт. Идеология Победы как система взглядов и ценностей должна стать официальным мировоззрением правящего класса, после чего транслироваться в народ. При этом немаловажно заметить: новая идеология, по мнению авторов Изборского доклада, должна внедряться и продвигаться в опоре на новых людей, потребуется национальный проект очищения, важнейшей частью которого станет кардинальное обновление элит, своего рода кадровая революция.
Цивилизационной миссией России в ее нынешнем состоянии является удержание мира от глобальной катастрофы, обуздание претендентов на монополию могущества и мировое господство. Это означает конфликт с претендентами на такое господство, и если борьба военными и финансовыми средствами невозможна, то смыслы становятся нашим главным оружием. Для этого необходимо выработать свою повестку по целому кругу вопросов, опираясь на отзывчивость к другим мирам, на понимание их нужд и стремление к гармонизации интересов, а не к подавлению и подчинению. И уже с позиций этой этики надо строить свое понимание прогресса, решать проблемы экологии и демографии, развития научно-технического прогресса и международных отношений. Ответственность за это берет на себя так называемая «смыслократия», сегодня по отношению к правящей элите выступающая как контрэлита. Именно она ставит задачу создания контуров Идеология Победы. А если речь о Победе, то важно определить образ врага, над которым эта Победа должна быть одержана. Этим врагом человечества в докладе Изборского клуба названо «новое жречество», новый глобальный клир с признаками деструктивной секты. Их программа трансгуманизма, инклюзивного капитализма, «зеленой революции» и так называемого «отрицательного роста» нагло навязывается всему человечеству. Основные постулаты предложенной идеологии: польза превыше прибыли, общее дело превыше выгоды, солидарность превыше конкуренции, свобода как суверенитет превыше свободы как независимости. Главные национальные культурные коды при этом таковы: труд священен, Россия как империя после своей гибели вновь воскресает (и сейчас мы живем при рождении «Пятой империи»), русское чудо как сила для воскрешения и Победы, общее дело как символ соборности в русской судьбе, оборонное сознание, всемирность русской души. Россия преодолевает исторический раскол на «красных» и «белых», в современном обществе классовый конфликт, не исчезая полностью, уступает место более сложному конфликту глобализма и антиглобализма как цивилизационным моделям более высокого уровня. Старый спор более не актуален, из него нужно взять лишь тему патриотизма и предательства общенациональных интересов, которые выше классовых. Конфликт Труда и Капитала вытесняется конфликтом надсмотрщиков и заключенных цифрового концлагеря. Если Россия не возглавит побег из него, все погибнут. Крупный капитал, вернее уже даже не капитал, а новый правящий класс – нетократия – подомнет всех. Левые и правые в отношении цифрового концлагеря имеют общие интересы. Возникает фронт всех здравых политических сил против ультралевого глобального либерализма.
Русская идеология снимает конфликт народа и государства. Симбиоз с государством – это способ выживания народа в России. Для ответа на этот вызов необходимо превратить культуру из сферы коммерции в средство формирования конструктивного национального мифа и чувства гордости за культурную принадлежность. Необходимо восстановить культуру после пережитого ею краха, вернуть в нее мысль об эстафете поколений. Надо перестать постоянно плевать в прошлое – без этого наследники Победы останутся без наследства. Идея Изборского клуба проста. Она должна отвечать на вопрос «Кто такие мы, зачем мы живем, ради чего готовы пожертвовать собой, кто наш враг и кто нам друг, к какому миру мы стремимся и что хотим ему сказать». Процесс общего делания только начинается, и теперь самое важное – не прекращать усилий для продолжения» (Халдей, Институт международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ). По мнению автора этого сайта, «хотели как лучше, а получилось как всегда» — «пустая говорильня», однако одна здравая мысль все же блеснула, вот она: «СИМБИОЗ С ГОСУДАРСТВОМ – это способ выживания народа в России. Для ответа на этот вызов необходимо превратить культуру из сферы коммерции в средство формирования конструктивного национального мифа и чувства гордости за культурную принадлежность». Как ни крути, а менталитет русского народа включает в себя, прежде всего, «общинное (артельное) восприятие окружающего мира» и неукротимое свободолюбие. А стало быть, единственный подходящий для него общественно-политический строй – это «социальный государственный капитализм» при полном отсутствии «диктатуры» какого-либо класса. Короче говоря, русский человек чувствует себя «в своей тарелке» лишь в обществе равных по своему значению людей. Права и обязанности окружающих могут быть самыми разными, а вот значение каждого человека для всего общества (а стало быть, и для государства) должно быть абсолютно (до миллиметра) равным. Согласно Википедии, человек — это общественное существо, обладающее собственным сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, относящийся к виду Человек разумный. По научным данным, возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.
Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создает культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире — были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства. И. Т. Фролов и В. Г. Борзенков в «Новой философской энциклопедии» указывают, что можно выделить не менее четырех подходов к определению понятия (термина) «человек»: 1. Человек в естественной систематике животных; 2. человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему; 3. человек в смысле «человеческий род»; 4. человек как индивид, личность. Отличительные черты человека: возможность мыслить, способность к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений. При описании человека отмечают его биологическую неприспособленность, отсутствие специализации его органов для какого-либо конкретного простого животного существования, способность производить орудия труда, огонь, и использовать их, дар речи, пластичность поведения. Не известно ни одного другого существа, которое имеет высшие эмоции, традиции, способность мыслить, утверждать, отрицать, считать, планировать, знает о своей смертности, любит в настоящем смысле этого слова, обладает чувством юмора, осуществляет свои замыслы, воспроизводит имеющееся и создает что-то новое. В пределах вида Homo sapiens выделяют несколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определенных пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах. У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций, и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.
При исследовании сущности человека стремятся найти среди многочисленных отличительных признаков главный, решающий в его отличии от животных, который определял бы в конечном результате все остальные. Самым известным и наиболее широко распространенным атрибутом человека является наличие разума, человека определяют как «человек разумный» — (homo sapiens). Другое важнейшее определение человека связано со способностью трудиться, его называют homo faber — человек действующий, производящий. Следующим важнейшим признаком является наличие речи. Например, Э. Кассирер определял человека как homo symbolicus — человек символический, то есть существо созидающее символы, самым главным из которых является слово. Слово дает человеку возможность общаться с другими людьми, что делает намного более эффективным процессы понимания и практического использования реального мира. Понимание человека как существа общественного известно со времен Аристотеля, который в свое время считал это очень важным. Это далеко не полный перечень сущностных определений человека, в которых отмечены важнейшие, основополагающие свойства человека, тем не менее, среди них нет ни одного всеохватывающего, на базе которого было бы возможно создать и развивать общепринятую концепцию природы человека. Поиск такого определения природы человека, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека и позволяло бы предугадать пути его развития, а также выяснение смысла его существования были важнейшими темами исследований на всех этапах развития философской мысли. Например, Карл Маркс рассматривает человека с общественно-исторической точки зрения, у него человек в первую очередь общественное существо, определяемое конкретными условиями его функционирования и развития, а также его сознательной деятельностью, а именно: «сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений». Человек является и причиной, и результатом истории. Индивидуальное и историческое развитие человека представляет собой освоение и воспроизведение опыта всего человечества. Философско-антропологическая концепция Маркса получила развитие как в работах российских и советских философов, так и в трудах представителей Франкфуртской школы, было показано, что в процессе развития человек становится зависимым от социальных институтов, созданных им самим. «Люди, которые встречаются нам на жизненном пути, играют различную роль. Кого-то мы можем назвать любимыми, близкими, кого-то уважаемыми, а кого-то значимыми.
Сразу определимся: значимый не есть любимый или уважаемый. Значимый Человек – это тот, кто сыграл определенную роль в нашей жизни. Это может быть как член семьи, так и близкий приятель или даже просто случайный человек на улице. Для ребенка значимыми людьми, безусловно, являются родители. На подсознательном уровне он перенимает их манеру поведения, общения с окружающими, реакцию на внешние стимулы и пр. В какие-то мгновения ребенок может ненавидеть папу или маму (особенно после наказания), но это не влияет на их значимость для него в целом, ибо в юном возрасте человек зависит от родителей практически во всем. Во взрослой жизни для человека значимыми становятся, как правило, те, кто имеют на него какое-либо влияние. Например, начальник, который говорит, что и как ему делать на работе. Начальника уважать вовсе необязательно – достаточно выполнять его требования. Значимыми становятся также люди, к мнению которых человек прислушивается и которые формируют его жизненную позицию, отношение к тем или иным вещам и событиям, либо к жизни в целом. Это могут быть какие-то известные ведущие на ТВ, политические деятели, актеры и т.д. В зрелом возрасте уже отсутствует стремление подражать значимому человеку чисто внешне, как было в юности – на первых план выходит именно уважение, то есть принятие ВАЖНОСТИ для себя, как личности» (Сергей Сандаков). И каждый человек (без разницы, осознает он это или нет) стремится стать «ЗНАЧИМЫМ» для всех окружающих его людей. Именно из этой особенности психики человека и появилась его тяга к «обществу равных по своему значению людей» (а для русских людей с их «общинностью» эта тяга стала доминирующей). А вот что по этому поводу пишет Евгения Мельникова в своей статье – «В чем смысл жизни и предназначение человека на Земле». «Упрощенное определение слова «смысл» звучит, как «сущность в контексте реальности». Иначе говоря, смысл есть значение существования. Всю жизнь мы находимся в поиске этого значения. Наши замыслы и дела — не что иное, как попытки найти оправдание своему месту во Вселенной. На пути к истине оступаемся и падаем, встаем и идем дальше. Чем все это закончится? По итогам жизненного экзамена кто-то получит «отлично», а кому-то поставят «неуд». Правда состоит в том, что возможностей пересдать не будет ни у кого. Счастье (или беда) человека заключается в его способности думать. Этот подарок эволюции движет нами, хотя и держит в состоянии вечного беспокойства. Мы не умеем просто жить, гулять по улицам, знакомиться, влюбляться, разочаровываться, смотреть на капли дождя, бегущие по стеклу, радоваться солнцу. Нам обязательно нужно знать: «Для чего все это?» Душевные терзания подогреваются сомнениями, неуверенностью, стыдом, совестью, надеждой — чувствами, которые манипулируют нашим сознанием и заставляют придумывать все новые и новые критерии значения нашего существования на Земле. Возможно, именно поэтому человечество до сих пор не нашло и никогда не найдет ответа на вопрос «В чем смысл жизни?».
Французский философ и писатель Альбер Камю однажды сказывал: «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный». Для человека, в отличие от других живых существ, жизнь представляет собой набор ценностей. Чтобы овладеть ими, нужно: определить цель; выбрать средства; выстроить жизненные маршруты; начать двигаться вперед. Всю жизнь люди ищут цели и реализуют задачи. Их масштабы разные. Для кого-то смысл существования в приобретении престижного автомобиля, кому-то важно стать лучшим специалистом в своей профессии, а кто-то намерен навсегда избавить человечество от болезней. Во всех случаях у человека есть цель, путеводный маяк, который именуется смыслом жизни. Но он появляется у тех, кто не просто механически использует заложенные в него природой навыки. Это привилегия существ думающих, чувствующих, испытывающих радость, как от процесса, так и от результата. Таким образом, смысл жизни можно представить как совокупность ценностей, ради которых человек движется к целям и которым подчиняет свое бытие. Если смысл мы определяем сами, то предназначение выбирает нас. Это своего рода духовная миссия человека, его истинное призвание. Оно не всегда совпадает с поставленными целями, а иногда и уводит нас в диаметрально противоположную сторону. Самое удивительное, что люди, которые нашли свое предназначение, не задаются вопросом «В чем заключается смысл жизни?». Ищет тот, кто еще не нашел. Нашедший же никогда не спрашивает, где искать. Людям, которые верят в высшие силы, жить намного проще. Христиане во всем полагаются на Иисуса Христа, мусульмане — на Аллаха. «На все воля Бога», — говорят православные верующие. И ничуть не лукавят. В религии предназначение — это Божий промысел, который Господь выражает в отношении отдельного человека или группы людей. Вера в то, что Он «управит», направит и не даст пройти мимо своего места на Земле, позволяет людям жить в абсолютном ощущении осмысленности жизни. Простейший совет тем, кто разыскивает предназначение: задайте себе вопрос, какое занятие наполняет мое существование смыслом и радостью? Не бойтесь услышать самого себя и пойти за своими желаниями. Опыт многих выдающихся людей показывает — они нашли свое призвание, потому что вовремя прислушались к собственному «мечтаю, хочу». Представители греческой, китайской, индийской философии вели постоянные споры о месте человека в контексте Космоса. Каждый человек представлялся им частью, отражением и даже символом Вселенной. Небо, Земля и внутренний мир индивидуума составляли основу мироздания в китайских учениях. Человек был частицей всего этого. Его жизнь сама по себе не имела смысла.
Сократ, основоположник философии вообще и греческой в частности, призывал к познанию самого себя и самосовершенствованию. Именно это, по его мнению, позволяет правильно определить ценности для постановки целей. Высшим благом ученый называл мудрость. В стремлении к мудрости он видел смысл жизни человека, а также в счастье, основной источник которого – нравственность. Не в накоплении материальных благ, а в добродетели, очищении и развитии собственной души. Платон полагал, что человек может быть по-настоящему счастлив, когда его душа выходит за рамки сковывающего ее тела. Природа человека, по Платону, состоит из воли, разума и инстинктов. И человек выстраивает свою жизнь в зависимости от того, какая составляющая в нем преобладает. Аристотель смысл жизни видел в жизни «во благо», стремлении стать ответственным гражданином своего государства. Кстати, почти все древнегреческие философы сходились во мнении, что в смысл жизни следует искать в настоящем. Он здесь и сейчас. «Живи сегодня, забудь прошлое», призывает древнегреческая пословица. «Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем», — подтверждает народную мудрость Пифагор. Первым среди русских на поиски смысла открыто «замахнулся» Василий Розанов. Одно из своих философских сочинений он так и назвал «Цель человеческой жизни». Задачей писателя было найти не надуманную, а естественную цель человеческого существования. И Розанов определил: стремиться нужно к трем вещам — познанию истины, сохранению внешней и внутренней свободы и преумножению добра. Другой русский философ и богослов Виктор Несмелов в работе «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения» склоняется к христианскому взгляду на этот вопрос. Религия объясняет человеку, что он живет не для смерти, а для вечной жизни на небе, «в Божьем царстве света и истины». Николай Бердяев считал, что жизнь духа несет свет в существование и тела, и души, а значит, наполняет бытие осмысленным содержанием. Представляя свое будущее, человек должен стремиться заполнить душевную пустоту и прийти к по-настоящему полноценной жизни. Достоевский, почти все герои которого, мечутся в поисках истины и иногда переступают рамки допустимого христианской моралью, считал, что человеческое бытие осмысленное, если оно находится в рамках нравственных ограничений. Размеры этих границ каждый определяет себе сам, но находясь под бдительным контролем Всевышнего. По мнению графа Льва Толстого целью и смыслом жизни должно стать самосовершенствование личности. Но не всякое, а то, которое указал нам Господь. Достичь этого можно через непротивление злу насилием и любовь к людям. У Толстого, как он сам рассказывал, были в жизни моменты, когда вопрос «А что потом?» становился для него невыносимо болезненным. Состояния, когда он не находил ответа на него, писатель называл «остановками жизни». Он не знал, как жить, что ему делать, терялся и впадал в уныние.
Верующий человек в какой-то мере освобожден от душевных метаний по поводу значения своего существования. Во-первых, для него вера в высший разум — уже есть смысл. Во-вторых, он знает, что жизнь не конечна и за земной смертью, как после завершившегося спектакля, не опустится занавес. Почему среди атеистов много пессимистов? Потому что их жизнь наполнена мелкими житейскими победами и поражениями, короткими перебежками от одного этапа к другому, иногда большими взлетами, но столь же большими падениями. И все это движется к совершенно очевидному для них финалу. Жирной точке в конце пути. Часто, чувствуя дыхание смерти и оборачиваясь назад, неверующий человек думает о своей жизни: «А что это было? Стоило ли все, что я делал, того, чтобы приходить в мир?» Для многих подобные мысли становятся большим и страшным откровением. У верующего человека в конце не точка — многоточие. У него нет страха перед смертью, потому что земной мир не конечен, и все еще можно исправить. Задумываясь, над тем, какая роль отведена ему в этом мире, человек пытается ответить на три основных вопроса: В чем ценность жизни? Какая конечная цель моего существования? Для чего я должен жить? Сразу или за короткий период найти ответы не получится. Пройдет немало времени, прежде чем у молодого человека сложатся представления о смысле жизни. Они будут зависеть от разных факторов. Таких как: — социальное положение; — воспитание; — религиозная принадлежность; — среда обитания; — образ жизни. По совокупности этих факторов людей, имеющих те или иные смысловые предпочтения, можно разделить на четыре группы. 1. Гедонисты. Они живут наслаждениями и удовольствиями. Такова их жизненная система убеждений и принципов. Средства для продвижения своих целей они выбирают разные. Гедонисты могут испытывать удовлетворение от пользы, которую он приносит своим участием обществу и людям. Но нередко традиционным ценностям они предпочитают удовольствия, нарушающие нормы морали и нравственности. Доставить наслаждение от жизни гедонистам помогают еда, алкоголь, секс, покупки, работа, признание, духовные практики, общество друзей, семья, хобби, путешествия и т.д. 2. Аскеты. Аскетизм предполагает отрицание всех желаний. По сути, это идеология буддизма. Аскеты стремятся к достижению высшего состояния духа, отрешению от земных удовольствий, страстей, забот и привязанностей. Не нужны им ни слава, ни богатство, ни деньги. Они согласны жить в одиночестве вне цивилизации. В то же время, аскеты много внимания уделяют телесным тренировкам и совершенствуют дисциплину ума. Это также входит в их представление о смысле жизни. Аскетизм при определенном саморегулировании открывает большие возможности для духовного роста и внутреннего совершенствования.
- Созерцатели. Эти люди испытывают удовлетворение от процесса наблюдения, рассматривания, созерцания всего, что их окружает. Мир они воспринимают пассивно, напрямую никак не влияя на него. Визуальный объект для созерцателя — это сфера приложения его ума, мыслей, талантов, желаний, намерений. Такой образ жизни называют активное бездействие. Человек живет в поступательном движении, не спешит, не погружается в суету, не забывает о главном. Его цели и, в конечном итоге, смысл жизни — в исполнении высокого долга, а не гонка за получением материальных благ. Созерцание активно используют творческие люди — оно наполняет их творческой созидательной энергией. Человек-созерцатель тоньше чувствует мир и, как правило, не разменивается на сиюминутные смыслы. 4. Деятели. Эти люди живут не для себя, но во имя всеобщего блага. В марксистской философии, которая продвигает такой образ жизни, утверждается, что живя для других, можно стать «истинно совершенным и великим». Смысл существования деятелей определяется тем вкладом, который они вносят в общественное дело. Личные достижения удовлетворяют их в гораздо меньшей степени. Человек счастлив, если он делает счастливыми других людей. Он не тяготиться своими обязанностями, если эта «жертва» во имя всех, а значит, она оправдана. Таковы принципы жизни деятелей, их философия, их ценности. Резюме. К какой «смысловой» группе относитесь вы, можно определить только самостоятельно. Не исключено, что смысл вашей жизни не в ценностях, не в поставленных целях и не в достигнутых результатах, а в самой жизни. И в этом тоже есть свой резон…» (Мельникова). А, по мнению автора этого сайта, не только резон, но и главный смысл жизни человека, как разумного существа! Пока человек живет на «этом свете», он познает окружающий его мир и передает собранную им информацию Мировому сознанию. Ну а после смерти человека, его сознание становится частью Мирового сознания, которое использует для своего существования информацию, полученную от «живых людей». И чем более развито сознание живых людей (всех разумных существ), тем сильнее и Мировое сознание. Именно по этой причине, Мироздание постоянно подстегивает человечество к его постоянному движению вперед, да и само человечество движется туда, используя при этом «метод проб и ошибок», то есть, циклически — то возвращаясь назад, то двигаясь вперед. Однако совсем не стоит считать, что человек – единственный источник информации для Мирового сознания, таким источником служит вся материя нашего Мироздания, как живая, так и «неодушевленная». Впрочем, своей Душой («эфирным двойником») обладает любая материя нашей Вселенной. Материальным носителем Мирового сознания служит эфир («недоделанная материя» или «нейтринные матрешки»). А потоки информации всегда направлены в обе стороны – от эфира к материи, и от материи к эфиру.
Так живет наша Вселенная, и так живет человек (любое разумное существо) внутри нее – одно всегда неотделимо от другого. Ну а все физические законы, действующие в нашем мире, можно считать условными и безусловными инстинктами Мироздания. Жизнь нашей Вселенной конечна, так же, как и любая жизнь в нашем мире, в том числе, и жизнь самой Земли с Солнечной системой. Новая жизнь начинается после коллапса материи и образования новой черной дыры в пространстве Вселенной и заканчивается образованием одной черной дыры из всей ее материи. Так и умирает, в свое время, любая материнская Вселенная, однако жизнь продолжается внутри нее в виде дочерних и внучатых Вселенных, и эта жизнь бесконечна (она не имеет ни начала, ни конца). Исходя из этой концепции, жизненный цикл любой Вселенной выглядит так. Сначала коллапс материи и образование черной дыры («первовзрыв» с точки зрения внутреннего наблюдателя). Затем интенсивное расширение с положительным ускорением, потом смена знака ускорения с положительного на отрицательный, и, в конце концов, расширение Вселенной сменяется ее сжатием. Таким образом, наша с Вами Вселенная представляет собой довольно молодую дочернюю Вселенную, жизнь которой началась сравнительно недавно, и будет продолжаться еще многие миллиарды лет. В общем случае, каждая Вселенная представляет собой замкнутую систему (она лишь «питается» материей и пространством материнской Вселенной), однако эфир, расположенный вдоль оси вращения любой черной дыры (любой Вселенной), относится, как к дочерней, так и к материнской Вселенной. И через этот канал происходит обмен информацией между ними (дочерняя Вселенная в курсе дел материнской Вселенной, и наоборот). Таким образом, не только материнская Вселенная управляет дочерними Вселенными, но этот процесс проявляется и в обратном порядке. Короче говоря, все, как в нашей жизни.