Три мира – три менталитета
Автору часто задают вопрос о том, как, по его мнению, зарождаются дочерние Вселенные? Давайте вместе попробуем ответить на него. Итак, согласно Википедии, нейтронная звезда — это космическое тело, являющееся одним из возможных результатов эволюции звезд, состоящее, в основном, из нейтронной сердцевины, покрытой сравнительно тонкой (около 1 км) корой вещества в виде тяжелых атомных ядер и электронов. Массы нейтронных звезд сравнимы с массой Солнца, но типичный радиус нейтронной звезды составляет лишь 10-20 километров. Поэтому средняя плотность вещества такого объекта в несколько раз превышает плотность атомного ядра (которая для тяжелых ядер составляет в среднем 2,8⋅1017 кг/м³). Дальнейшему гравитационному сжатию нейтронной звезды препятствует давление ядерного вещества, возникающее за счет взаимодействия нейтронов. Многие нейтронные звезды обладают чрезвычайно высокой скоростью осевого вращения, — до нескольких сотен оборотов в секунду. По современным представлениям нейтронные звезды возникают в результате вспышек сверхновых звезд. Любая звезда главной последовательности с начальной массой, более чем в 8 раз превышающей массу Солнца (M⊙), может в процессе эволюции превратиться в нейтронную звезду. По мере эволюции звезды в ее недрах выгорает весь водород, и звезда сходит с главной последовательности. Некоторое время энерговыделение в звезде обеспечивается синтезом более тяжелых ядер из ядер гелия, но этот синтез заканчивается после того, как все более легкие ядра превратятся в ядра с атомным номером, близким к атомному номеру железа — элементам с наибольшей энергией связи ядер. Когда все ядерное топливо в активной зоне израсходовано, активная зона поддерживается от гравитационного сжатия только давлением вырожденного электронного газа. При дальнейшем сжатии внешних слоев звезды, где еще продолжаются термоядерные реакции синтеза, по мере выгорания легких ядер сжатие ядра звезды увеличивается, и масса ядра звезды начинает превышать предел Чандрасекара. Давление вырожденного электронного газа становится недостаточным для поддержания гидростатического равновесия, и ядро начинает быстро уплотняться, в результате чего его температура поднимается выше 5⋅109 K. При таких температурах происходит фотодиссоциация ядер железа на альфа-частицы под действием жесткого гамма-излучения. При последующем увеличении температуры происходит слияние электронов и протонов в нейтроны в процессе электронного захвата. В соответствии с законом сохранения лептонного заряда при этом образуется мощный поток электронных нейтрино. Когда плотность звезды достигает ядерной плотности 4⋅1017 кг/м3, давление вырожденного нейтронного Ферми-газа останавливает сжатие.
Падение внешней оболочки звезды на нейтронное ядро останавливается, и она отбрасывается от ядра звезды потоком нейтрино, так как при очень высоких температурах в схлопывающейся оболочке вещество оболочки становится непрозрачным для нейтрино, при этом звезда превращается в сверхновую. После рассеивания внешней оболочки от звезды остается звездный остаток — нейтронная звезда. Если масса этого остатка превышает 3 M⊙, то коллапс звезды продолжается, и возникает черная дыра. По мере того, как ядро массивной звезды сжимается во время взрыва сверхновой II типа, сверхновой Ib типа или Ic типа и коллапсирует в нейтронную звезду, она сохраняет большую часть своего исходного углового момента. Но поскольку радиус остатка звезды во много раз меньше радиуса родительской звезды, момент инерции остатка резко уменьшается, и в соответствии с законом сохранения момента импульса нейтронная звезда приобретает очень высокую угловую скорость вращения, которая постепенно уменьшается в течение очень длительного времени. Известны нейтронные звезды с периодами вращения от 1,4 мс до 30 мс. Большой плотностью нейтронной звезды при малых размерах обусловлено ее очень высокое ускорение свободного падения на поверхности с типичными значениями, лежащими в диапазоне от 1012 до 1013 м/с2, что более чем в тысячу раз больше, чем на поверхности Земли. При таком высоком тяготении нейтронные звезды имеют скорость убегания в диапазоне от 100 000 км/с до 150 000 км/с, то есть от трети до половины скорости света. Гравитация нейтронной звезды ускоряет падающее на нее вещество до огромных скоростей. Сила его удара, вероятно, достаточна для разрушения атомов падающего вещества и может превратить это вещество в нейтроны. Кроме того, в нашей Вселенной существуют и пульсары — особый тип нейтронной звезды. Однако перед тем, как мы пойдем дальше, важно понимать, что каждая звезда имеет магнитное поле. Нейтронные звезды вращаются с большой скоростью, и вместе с ней вращается ее магнитное поле. Вращающееся магнитное поле вызывает явление электромагнитной индукции внутри нейтронной звезды и в результате нейтронная звезда испускает лучи электромагнитного излучения. И это справедливо для любых нейтронных звезд. Пульсары отличаются от обычных нейтронных звезд тем, что их электромагнитное поле наклонено по отношению к оси их вращения. Благодаря этому излучение от пульсаров приходит на Землю всплесками, часто повторяющимися импульсами тогда, когда луч электромагнитного излучения пульсара совпадает с нашим лучом зрения во время очередного поворота.
Магнитное поле на поверхности нейтронных звезд достигает значения 1012-1013 Гс (для сравнения — у Земли около 1 Гс). Именно процессы в магнитосфере нейтронных звезд ответственны за радиоизлучение пульсаров. C 1990-х годов некоторые нейтронные звёзды стали причислять к магнетарам — звездам, с магнитным полем порядка 1014 Гс и выше. При напряженности магнитного поля, превышающего «критическое» значение 4,414⋅1013 Гс, при котором энергия взаимодействия магнитного момента электрона с магнитным полем превышает его энергию покоя mc², становятся существенны специфические релятивистские эффекты, поляризация физического вакуума и т. д. К 2015 году открыто более 2500 нейтронных звезд. Порядка 90% из них — одиночные звезды, остальные входят в кратные звездные системы. Всего же в нашей Галактике по оценкам могут находиться 108-109 нейтронных звезд, приблизительно одна нейтронная звезда на тысячу обычных звезд. В нейтронной звезде можно условно выделить пять слоев: атмосфера, внешняя кора, внутренняя кора, внешнее ядро и внутреннее ядро. Атмосфера нейтронной звезды — очень тонкий слой плазмы (от десятков сантиметров у горячих звезд, до миллиметров у холодных), в ней формируется тепловое излучение нейтронной звезды. Внешняя кора состоит из ядер и электронов, ее толщина достигает нескольких сотен метров. В тонком (не более нескольких метров) приповерхностном слое горячей внешней коры нейтронной звезды электронный газ находится в невырожденном состоянии, в более глубоких слоях электронный газ вырожденный, с увеличением глубины его вырождение становится релятивистским и ультрарелятивистским. Внутренняя кора состоит из электронов, свободных нейтронов и атомных ядер с избытком нейтронов. С ростом глубины доля свободных нейтронов увеличивается, а доля атомных ядер уменьшается. Толщина внутренней коры может достигать нескольких километров. Внешнее ядро состоит из нейтронов с небольшой примесью (несколько процентов) протонов и электронов. У нейтронных звезд с малой массой внешнее ядро может простираться до центра звезды. У массивных нейтронных звезд есть и внутреннее ядро. Его радиус может достигать нескольких километров, плотность в центре ядра может превышать плотность атомных ядер в 10-15 раз. Состав и уравнение состояния вещества внутреннего ядра достоверно неизвестны. Существует несколько гипотез, три наиболее вероятные из которых — 1) кварковое ядро, в котором нейтроны распадаются на составляющие их верхние и нижние кварки; 2) гиперонное ядро из барионов, включающих в себя странные кварки; и 3) каонное ядро, состоящее из двухкварковых мезонов, включающих в себя странные (анти)кварки. Однако в настоящее время невозможно подтвердить или опровергнуть ни одну из этих гипотез. Ну а, по мнению автора, материя внутри, как нейтронных звезд, так и черных дыр – самая обычная, а вот ее масштаб с точки зрения стороннего наблюдателя — намного меньше.
Так чем же отличается нейтронная звезда от черной дыры? По мнению автора только одним – у нейтронной звезды «горизонт событий» с радиусом Шварцшильда расположен внутри звезды, а у черной дыры – снаружи. Другими словами, коллапс звезды равносилен зарождению новой дочерней Вселенной. За счет действия гравитационных сил нейтронные звезды поглощают в себя всю близлежащую к ней материю, и начинают расти, постоянно увеличивая радиус Шварцшильда. Как только радиус Шварцшильда достигает размера самой нейтронной звезды, она превращается в черную дыру, внутри которой уже какое-то время (с момента коллапса звезды, или с «первовзрыва» с нашей точки зрения) развивается дочерняя Вселенная. А сам процесс коллапса звезды – это не только резкое сжатие ее материи, но и образования в центре коллапсирующей звезды «белой дыры» — обратной стороны «горизонта событий». Именно наличие «белой дыры» и изменяет масштаб пространства внутри черной дыры. Ведь в результате коллапса звезды получается своеобразная лента Мебиуса, но не в двух координатах (x, y), а в четырех (x, y, z и τ), где внутренняя сторона «горизонта событий» превращается в наружную сторону «белой дыры». Очевидно, что все черные дыры (дочерние Вселенные) вращаются вокруг своей оси с достаточно большой скоростью, так же, как и все нейтронные звезды. И на материю дочерних Вселенных действуют центробежные силы, которые и заставляют ее «разбегаться в разные стороны» от оси вращения, проходящей по центру «белой дыры». Так что любая Вселенная изначально представляет собой живую сущность, которая питается материей извне и расширяется (растет) наружу, причем все это происходит строго в соответствие с Мировыми законами (с действием гравитационной и центробежной сил). А теперь поговорим об особенностях геометрии такой «объемно-временной ленты Мебиуса». Вопрос – можно ли попасть из материнской Вселенной в дочернюю, и наоборот? Ответ – запросто. Если Вы направитесь прямиком к центру черной дыры, то очень быстро Вы очутитесь в дочерней Вселенной, попав туда с поверхности «белой дыры». Другое дело, что автор сильно сомневается, что материя, из которой Вы состоите, пересечет «горизонт событий» без каких-либо изменений. Скорее всего, она развалится на составные части (на нейтрино, или «позитрон-электронные пары»). Так же легко Вы (точнее материя, из которой Вы состоите) сможет попасть из дочерней Вселенной в материнскую Вселенную. Для этого нужно разогнаться до световой скорости к центру «белой дыры» Вселенной. И Вы выскочите из нее в материнскую Вселенную на орбиту черной дыры с ее наружной поверхности. Правда, не имея дополнительной энергии (кроме инерционной), Вы тут же ее покинете и провалитесь обратно.
Зато если Вы направитесь в обратную сторону (от центра Вселенной) то Ваше путешествие станет бесконечным. По той простой причине, что Вы никогда не сможете достичь точки бифуркации (в неравновесной термодинамике и синергетике бифуркация – это смена установившегося режима работы системы), и будете постоянно и бесконечно удаляться от центра Вселенной. Другими словами, с нашей точки зрения, наша Вселенная бесконечна, хотя она имеет вполне определенные размеры, с точки зрения наблюдателей из материнской Вселенной, которые называют эти размеры «горизонтом событий» черной дыры. Вот такая занимательная геометрия, причем, она ничуть не сложнее, чем геометрия до предела простой двухмерной ленты Мебиуса, которая имеет только одну сторону. Ведь если Вы проковыряете иголкой дырку в двухмерной ленте Мебиуса, и пролезете через нее, Вы все равно останетесь на той же самой стороне, что и были до этого. И это легко проверить — пройдя в любую сторону от проделанного отверстия, Вы рано или поздно придете туда же, где лежит Ваша иголка. Как видите, сделать обратную сторону какой-то поверхности той же самой, что и прямая сторона, не представляет особых трудностей. Направляясь же от центра Вселенной, мы никогда не сможем достичь внутренней стороны «горизонта событий». Именно эта «бесконечность» и является одновременно и причиной, и следствием отделения внутренней стороны «горизонта событий» от его же внешней стороны с образованием «белой дыры» в центре Вселенной. Другими словами, если одно из направлений (от центра Вселенной) является бесконечным, то промежуток времени между причиной возникновения этой бесконечности и следствиями ее возникновения равен НУЛЮ. Другими словами, коллапс звезды происходит МГНОВЕННО. А вот превращение нейтронной звезды в черную дыру требует какого-то времени и достаточно большого количества поглощенной звездой материи (если, конечно, масса ядра звезды меньше трех солнечных масс). Вот, собственно, и все, что автор может сказать (на сегодняшний день) о процессе рождения дочерних Вселенных. Как видите, ничего особо сложного в таком процессе нет. Просто геометрия «объемно-временной ленты Мебиуса» трудновата для осознания. Хотя и не намного трудней, чем представить себе геометрию Лобачевского с пересекающимися параллельными линиями. А чтобы Вы не считали автора этого сайта — «законченным чудаком», вот Вам для сравнения заметка от «rst» под названием «Время». «- Да нет никакого времени. Нет в природе такого объекта. Есть количественно измеряемая характеристика длительности протекания процессов в изменяющейся материальной системе, расположенной в пространстве. — Есть, только не в том виде, в каком вы себе его представляете.
Время в виде 1/сек, где физический смысл не частота, а угловая скорость. Угол даже единицы измерения имеет те же самые, что и Время. Так как нет никаких линейностей в Природе ни стрел, ни векторов. Ньютон был не прав, есть только один вид движения — вращение! И все остальные, любые, есть ряд суммы вращательных движений. И есть абсолютная точка отсчета, максимальная угловая скорость, порождающая скорость распространения света. Все изначально движется с ней и может лишь замедляться. Для наблюдателя это все будет выглядеть как всевозможные явления фазовых скоростей, в том числе и превышение скорости света, или обратного хода времени, так как фаза это не материальный объект, она может, не подчинятся законам Природы, грубо говоря, это субъективный взгляд наблюдателя. Поэтому Время, как и электрический ток не может течь! Эл. ток — это тоже вращение, аналогия — раздаточный вал. Скорость вращения потенциал, вращающий момент сам ток. В одном случаи цепь замкнута, во втором станина закреплена. Диссипация порождение качественно новых рядов суммы вращательного движения, отделение их от основного. Это опять-таки субъективный взгляд наблюдателя, не видящего всю полноту картины, где-то вне поля его наблюдения процессы сходятся. Потому и ДИАЛЕКТИКА! И натягивать понятия линейной термодинамики, типа энтропия, на любые процессы это удел неучей, звездочетов халдейских, а не ученых. Ученых ныне нет». Прочитав эту заметку, многие из читателей наверняка скажут, что это «полная туфта». А между тем, своя доля правды есть и в представленных выше словах. По крайней мере, относительно «ученых» — так, вообще «чистая правда». В любом случае, и эфир («нейтринные матрешки»), и атомы вещества работают именно на таком принципе — составляющие их нейтрино (или позитрон-электронные пары) вращаются вокруг «центра массы», и именно со скоростью света, потому и не могут догнать друг друга. Другое дело, что и сами «матрешки», и атомы вещества могут двигаться только по прямой и со скоростью ниже скорости света. Кстати, больших отличий между ними автор не видит, они отличаются лишь разным количеством нейтрино в их составе, и тем, что в небольшой части нейтрино произошло пространственное разделение зарядов – позитроны оказались внутри ядра, а электроны снаружи. Так же двигаются и одиночные нейтрино — тоже по прямой и с около световой скоростью (вдобавок к этому, позитрон и электрон еще и вращаются вокруг «центра массы»). Расстояние же между ними определяется равенством суммы гравитационных и электрических сил – центробежной силе. И возможность догнать друг друга они получают лишь при лобовом столкновении с какой-то другой элементарной частицей, при этом происходит их аннигиляция с образованием двух или более фотонов со вполне определенной суммарной энергией (смотри главы «Парадоксальная точка зрения» и «Исправление ошибок-3» в 31 книге сайта). Именно поэтому, эфир и называют светоносным. Как видите, и в вопросах постоянного вращения элементарных частиц наши воззрения с «rst» вполне сходятся.
Ну вот, с микро и макромиром мы с Вами разобрались, причем довольно быстро. А вот разобраться у самых разных авторов, так же быстро с человеческим миром, увы, не получается. Давайте мы с Вами попробуем разобрать статью Сергея Васильева – «Роскошь быть русским» (источник: https://imhoclub.lv/ru/materia…). Ниже автор цитирует ее без единого сокращения. «Вопрос русскости — самый любопытный и самый глубокий вопрос нашей современности. Зашел сегодня в социальные сети — и с колоссальным удовольствием прочитал дискуссию под проницательной и честной публикаций уважаемого Александра Литвака. Публикацией, идея которой мне очень созвучна. Она о том, что многие люди стесняются называть себя русскими, предпочитая абстрактно-псевдополиткорректный термин «русскоязычный/русскоговорящий», который, по сути, не выражает ничего. Помнится, и я уделял этому вопросу внимание в самых разных публикациях. И с филологических, и с теологических (если можно так сказать) позиций. Поясню сейчас одну очень важную вещь. Изначально в культурологической традиции восточных славян так сложилось, что русский человек, житель Древней Руси — это православный человек. Если человек крещен в православной вере и живет в соответствии с православными традициями русского народа, то он русский и никем другим быть не может. Если, конечно, он сам в здравом уме и трезвой памяти не откажется от собственного исторического первородства и отречется от тысячелетних традиций и заветов предков. В угоду ложной стеснительности и навязанных извне социоантропологических комплексов. По моему глубокому убеждению, русскость обусловлена тысячелетними традициями русского православия. Все политические напластования позднейших эпох в этом контексте не следует принимать в расчет. Не было больших русских в XVII столетии, чем малоросское казачество, которое стало защитой и опорой православной веры. Идея русского духа, русского миросознания — это великая идея, которой пора бы стать государствообразующей в современной России, но, увы, по причине того же ложного стеснения она пока таковой не становится. Только под знаменем русскости достигались исторические победы, создавались великие литературные шедевры, совершались эпохальные научные открытия. И все вместе — великороссы, малороссы и белорусы — всегда и везде были русскими. А дальше имела место Великая Октябрьская Социалистическая революция. Которая освободила массы, спровоцировала масштабное этнокультурное строительство и заложила письменные традиции малых народов. И многие люди, которых ранее квалифицировали как «инородцев», получили второе дыхание. Начался новый этап осмысления социокультурной реальности — в стратегии, заданной большевиками. И это было своевременно.
Да, ленинская гвардия вовсю вела борьбу с великодержавным шовинизмом, да, культурно-лингвистические права русских зачастую ущемлялись в пользу представителей других народов. Отсюда и политика коренизации, взятая на вооружение в СССР. Но русский человек в тех условиях не перестал быть русским. По вере, по духу, по культурному коду, по исторической памяти. Парадоксально, но лучше всего идею русскости и русского человека понимают простые западные обыватели. Их не обманешь. Для них русский — это любой русский, выходец из Советского Союза. Будь он кавказец, башкир, якут или чукча. Русский — он и есть русский, как его не называй. И это соответствует логике исторического развития. Многие постсоветские переселенцы, не являвшиеся этническими русскими, оказываясь на Западе, сталкивались с тем, что их начинали называть русскими. Поначалу сопротивлялись, а потом смирялись. Потому что это правдиво и естественно. Термин «русскоязычный» дефективен тем, что он призван стать суррогатом. Любой суррогатный продукт по определению не совершенен по сравнению с оригиналом. Человек может быть евреем — но по духу, по воспитанию, по мировоззрению он может быть русским евреем. Не марокканский, не эфиопский, не сефарди, не сабр, а именно русский еврей. И другим он быть не может. Он не может перестроить свой культурный код, потому что нельзя бороться с собственным естеством. И даже если русские евреи переселяются в Израиль и живут там долгие годы, то они все равно остаются русскими советскими евреями. И многие так себя с гордостью называют. Человек может быть белорусом. Но он по духу, по мировоззрению, по родовой истории все равно русский. Он сохраняет культурную, идеологическую связь с Белоруссией, сочувствует ей как государству, поддерживает ее — да, на расстоянии, но лишь потому, что так сложилась его личная история — но он вправе считать себя как белорусом, так и русским. Белорусом — по семье, по роду, по внутреннему убеждению. Русским — по духу, по принадлежности к православной традиции, по форме и способу ощущения и осмысления мира. И эти две стихии совершенно органично сочетаются между собой. Человек может быть украинцем. И в нем может быть сильно украинское этнокультурное начало. И он искренне сочувствует несчастьям, свалившимся на современную Украину. Но по духу, по вере, по способу восприятия мира он такой же русский человек, только малороссийского происхождения. И от себя он так просто не уйдет. Конечно, если он начинает переживать этнокультурную трансформацию в результате массированного воздействия внешних факторов, он постепенно начинает отрекаться от своего русского наследия и добровольно соглашаться со навязанной им неполноценностью, становясь воинствующим укронационалистом, то он уже перестает быть русским, но это — выбор, сделанный им самим.
Это — путь маргинализации и ассимиляции, на который он встал в результате внутреннего духовного слома. В таком случае этому человеку можно только посочувствовать. Исторически многие остзейские немцы на русской службе называли себя русскими. Иван Федорович Крузенштерн, хороший человек, был в высшей степени русским человеком. Пусть даже и не православным. Он был совершенным русским по духу. И очень сильно обижался, когда отдельные недалекие доброхоты выпячивали его этническую немецкость. И не лез за словом в карман. Все вместе люди разной этничности, так или иначе, становятся русскими, когда их русские мамы, папы, дедушки и бабушки воспитывают по-русски. Это то, что передается с русскими детскими сказками, с Пушкиным и Есениным, с романами Толстого и Достоевского. Это особая русская форма понимания действительности. И эту неписаную закономерность понимали еще во времена Российской империи и Советского Союза. Сейчас же людям навязываются суррогатные термины, которыми они обязаны себя называть в условиях нового социокультурного новояза. И эти термины — дело выбора. Но тот, кто употребляет этот термин в отношении себя, должен отдавать себе отчет, что он ограничивает себя в широте и красоте восприятия мира. Неизбежно ограничивает. И здесь природу не обманешь. Еще раз отмечу, что на Западе обыватель инстинктивно это понимает. Термин «русофон» приживается в западном административно-политологическом дискурсе с огромным скрипом. Внутреннее чутье западного обывателя не подводит. Во французском обиходе есть франкофоны — жители бывших западноафриканских колоний Франции. Но даже канадцы-франкофоны так себя не назовут. Они себя назовут квебекцами — с чувством принадлежности к своей самобытной исторической идентичности. И бельгийцы-франкофоны будут тяготеть к тому, чтобы называть себя «валлонами», в соответствии со своей национальной природой. Так на Западе и не понимают, зачем это они должны называть «русофоном» русского человека. Russian. Le russe. El ruso. И все тут. Никакого самообмана. Впрочем, и о белорусах на Западе знают как о русских. Разницу объяснять — дело неблагодарное и совершенно ненужное. Поэтому искренне пожелаю всем «русскоговорящим» стать русскими. От души. Это великое счастье — так себя назвать. «Мы – русские. Какой восторг!» (А. Суворов). Блажен, кто может позволить себе эту роскошь» (Васильев). Вроде, все правильно написано, однако привкус какой-то искусственности все равно остался. Автор начал разбираться с собой – что же его гложет? И вот к какому выводу он пришел. Категорически лишним в этой статье является упоминание православия. Если бы Васильев упомянул в своей статье «общинность», «соборность» или какую-то другую особенность русского человека, такого бы неприятного осадка у автора не появилось бы.
Ведь что получилось в итоге? А вот что – русских на нашей матушке-Земле до крещения Руси просто не существовало. А кто же тогда были нашими предками? Ведь и казаков-малороссов («самых больших русских», по мнению Васильева) тогда тоже не было, а были скифы. И как же нам быть с волхвами? Кто они? — нерусские язычники, вроде скифов! Согласно Википедии, волхвы (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») — в древнерусской традиции служители дохристианских языческих культов (языческие жрецы), звездочеты, чародеи и предсказатели, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее. Предполагается, что волхвы составляли особый социальный слой. Можно, конечно, сказать, что нашими предками были не русские, а славяне. Однако все те качества русского человека, о которых писал Васильев, были и у славян (и даже в большем количестве, чем у нынешних русских). Вот и получается, что православие здесь совсем не причем. Русские потому и выбрали православие, потому что они – русские, а никак не наоборот. Да и у скифов взяли все лучшее и породнились с ними, по той же самой причине. Так что, казаки-малороссы, скорее скифы, чем русские. Короче говоря, православие лишь «наводит тень на плетень», и ничего более. Давайте лучше поближе познакомимся с волхвами. Слово волхв родственно ст.‑слав. влъснѫти «говорить сбивчиво, неясно; бормотать», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово. От волхв происходят слова волшба, волшебство, волхование — «колдовство». По мнению лингвистов В. В. Иванова и В. Н. Топорова, слово волхв родственно словам волосы, волосатый, волхатый, что, видимо, связано с ношением длинных волос, нестриженностью. В финском языке velho также обозначает колдуна и чародея. Ранее считалось, что слово «волхв» пришло в русский язык от прибалтийско-финского племени чудь (völho). В Древней Руси волхва могли называть врачом, что означало «заговаривающий, волшебник», «заклинатель, колдун». Слово врач в болгарском языке до сих пор означает знахарь, колдун; в сербохорватском — чародей, колдун, волхв, знахарь; а слово врачити — ворожить, гадать, предсказывать, лечить (знахарством). Так вот после крещения Руси волхвы стали участниками восстаний и поддерживали оппозиционные киевскому князю силы. Волхвы были близки к семье полоцкого князя Брячислава Изяславича, боровшегося против Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый известен подавлением восстания в Ростовской земле во главе с волхвами в 1024 году. Также, по преданию, он разрушил капище Волоса на месте будущего Ярославля (около 1010). Ну и кто из них более русский – волхвы или Ярослав? И если мы говорим об общинности, то более русскими были волхвы, а не Ярослав.
А не проще ли назвать все эти события – гражданской войной между русскими? И если это так, то кто такие – эти русские? Русский – это не национальность. Русский – это комплекс человеческих качеств и состояние души человека. В древние времена были моголы, арии, русы – Русь (Рассея) имеет очень богатую историю. На протяжении тысячелетий люди, проживающие на территории древней Руси, назывались по-разному. В настоящее время территория современной России является территорией проживания русских. Однако, понятие «русский» относится не только и не столько к национальности, и не все русские по национальности являются русскими в действительности. Точно также человек любой национальности – будь то украинец, немец, латыш, чеченец, калмык и так далее может быть русским по состоянию своей души и человеческим качествам. Другими словами, русский – это человек с русским менталитетом. Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Русские — не обязательно русские по национальности. «Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета? 1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее. Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. 2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания. 3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
- Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. 5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. 6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения. При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». 7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». 8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. 9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
- Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. 11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни. 12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных» (Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос»).