Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Пару слов о духовном

Пару слов о духовном

В последнее время мы с Вами рассуждаем лишь о материальном, автор предлагает вспомнить в этой главе о духовном – о православии, Душе и сознании человека. Предлагаю Вашему вниманию статью «Парадоксы Православия» от «Иваныча». «Если в общедоступном пространстве обсуждаются религиозные темы, очень часто там появляется некто, кто начитает вдруг немотивированно бесноваться, ругаться, осуждать, учить правде жизни и научным гипотезам, одновременно цитируя Библию – это означает, что мы наблюдаем один из стандартных видов реакции на православие. И здесь мы сталкиваемся с первым парадоксом – взрослые люди, на наших глазах начинают люто ненавидеть того, кого, по их мнению…«не существует». Но это не ненависть – просто Истина жжет. Истинная любовь их обжигает – именно своей правдой. Подтверждением этому является тот факт, что человек обычно избегает источника негатива, а тут зачастую процесс приобретает обратный характер – им хочется остаться еще, даже под предлогом «научного» спора. При этом они совершенно не способны объяснить, чего конкретно хотят добиться, поучая «мракобесов». Вопреки своему неконтролируемому негативу, они с каким-то особым и необъяснимым рвением начинают приводить в огромном множестве наивные аргументы, которые им кажутся верхом очевидности и интеллектуальной смелости. Так как большинство людей не склонно без весомой причины задумываться о максимально общих основах бытия, они берут на вооружение где-то услышанные штампы и клише, которых бывает «достаточно», чтобы не размышлять самим. Похоже, их душа неосознанно стремится к тому, чтобы ее переубедили. Поскольку о подобном поведении говорится в Библии, все выглядит довольно закономерно: мы видим, что спонтанная, немотивированная, остро негативная реакция на православие может быть иллюстрацией его истинности – этакой лакмусовой бумажкой. Как иначе рационально обосновать ритуальный ежедневный утренний астрологический прогноз на федеральных теле- и радиоканалах при том, что даже детей в школах призывают ничего не принимать на веру? Однако, те же самые «борцы за правду» внимательно слушают эти «прогнозы» и потом на голубом глазу ретранслируют окружающим, но даже не пытаются развенчать их несостоятельность. А вот если в этой же передаче появится батюшка и предложит читать вместо «прогнозов» утреннее правило? Страшно представить, что начнется… Православие, как правильная, истинная вера и правильное почитание Бога, было основано Иисусом Христом, т.е. православие — это изначальное, аутентичное христианство. По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности, сохраняет и продолжает  непрерывное апостольское преемство.

Первые века христианства, сами по себе, были очень суровые, шли страшные гонения — первохристиан скармливали диким животным, сжигали и обливали кипящей смолой — со Христом оставались только самые ревностные. И вот парадокс номер два – христианство начало развиваться неслыханными темпами, т. к. окружающих поражало желание верующих людей нарочно воспротивиться властям, чтобы быть казненными за свою веру. Ведь смерть за веру во Христа – прямой путь в рай. А когда христианство стало разрешенной религией, со времен Константина Великого, начинается обратный процесс: возникает феномен «комфортного христианства». Почему монастыри получают тогда такое массовое распространение? Потому что ревностные христиане уходили из городов, где эту ревность сохранять было уже невозможно… В конце XX века – в 1980-х – начале 1990-х годов многие из интеллигентов побежали в Церковь. Но побежали зачем? Не за Христом, а потому что это было модно, Церковь воспринималась как оппозиция власти, – хотя в большей степени в советские времена власть была оппозиционной Церкви, а не наоборот. И вот в Церковь хлынуло огромное количество людей из интеллигентной среды, которые пришли не за Христом, а за чем-то другим. И сейчас эти люди из Церкви уходят… Если перейти от реакции на доктрину, непосредственно к ее сути, то становится очевидным, что парадоксальность православия определяется, прежде всего, самой Личностью Христа. Разве может быть плодом человеческого разума религия, в которой Бог добровольно идет на самую мучительную и самую позорную казнь, принимая ее от тех, кого он ЛЮБИТ и за кого в итоге погибает?! У простого обывателя, который впервые пытается осознать и примерить на себя эту ситуацию, на глазах начинают крушиться все шаблоны и штампы, он в буквальном смысле теряет ориентиры. Обычная реакция — люди стараются скорее перестать, даже думать на эту тему – неподготовленная душа отторгает. И только если человек сам пережил серьезные страдания, его может «торкнуть». Поэтому исключительно рационально осознать суть надчеловеческих смыслов христианства невозможно – этот путь к вере нам закрыт. С христианской точки зрения невозможность научного математически-точного доказательства бытия Божия и других религиозных истин создал Сам Бог. Парадокс: если вера станет знанием, исчезнет необходимость свободного выбора – и нам тогда не спастись, ибо ключевое условие нашего спасения – вера.

Однако, многие ученые пришли к вере «от обратного»: не погружаясь глубоко в общие смыслы доктрины, они узрели ее истинность  через адекватное отражение естественно-научной картины мира в ученом сознании. Мнение о невозможности теоретических и строго научных доказательств истины бытия Божия и других основных религиозных истин было впервые высказано со всей полнотой критической аргументации немецким философом Иммануилом Кантом в его труде «Критика чистого разума». Самая точная и доказательная наука – математика основывается на аксиомах и постулатах, которые, как и все так называемые самоочевидные истины, не могут быть доказаны математически и потому принимаются на веру. Об этом теорема Геделя «о неполноте»,  суть которой примерно такова: истину системы «А» нельзя доказать средствами системы «А» — истину математики не доказать средствами математики, т.е. непосредственный смысл его теоремы можно усмотреть в констатации парадоксальной невозможности формализации содержательного понятия «истины» в математике. Поднимаясь выше, допустимо утверждать: истину нашего мира невозможно вывести из самого мира — только извне. Поэтому глубоко прав был святитель Василий Великий, утверждавший, что в науке «вера предваряет знание». Парадоксально, но почти через 1000 лет ему вторит  Альберт Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». Парадоксы православия, к которым мы приходим, изучая суть веры предков, допустимо сформулировать так: — нужно отдавать, чтобы получать; — нужно понять, что ты слеп, чтобы увидеть; — нужно стать простым, чтобы приобрести мудрость;                            — нужно быть последним, чтобы стать первым; — нужно умереть чтобы жить… Теперь очень понадобится корректно отрефлексировать сам термин: «Парадокс» – это то, чего быть не может, но что реально существует вопреки здравому смыслу и научному мировоззрению. Отсюда: по мере познания мира количество «непреодолимых необъяснимостей» должно стремиться к нулю. Однако их количество только растет… «Парадоксальные объекты» — это, по существу, невозможные объекты, т. е. такие объекты, которым приписываются несовместимые друг с другом предикаты (например: круглый квадрат, горячее мороженое и т. п.).

Возникает вопрос: как вообще можно мыслить то, что не может существовать?  Эта проблема обычно решается путем различения предметного, содержательного мышления и мышления символического. «Логический парадокс» — противоречие, имеющее статус логически корректного вывода и, вместе с тем, представляющее собой рассуждение, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Однако, естественный интеллект, в отличие от искусственного способен совмещать в себе несовместимые логически истины не становясь, при этом противоречивым: предметным способом мы не можем обнаружить нашего сознания и нашей воли, но мы при этом не доходим до абсурдного вывода о том, что нас не существует! Парадокс свободы: — наука говорит, что любое наше действие детерминировано; — свободное действие ничем не детерминировано;                                            — наше поведение обусловлено генетически, средой, ситуацией; — если да — свободы нет; — если наше действие ничем не вызвано — оно не может быть совершено. Выбор между добром и злом. Единственный Закон, о котором говорится в Библии, может быть реализован по одному из двух возможных сценариев — добро/зло и называется он Нравственный Закон. Ни о каких иных «естественных законах», «законах природы» или «законах общества» Библия ничего не говорит. Все они — производные, следствия, символы нравственного Закона. Согласно данным современной науки, наш мир на квантовом уровне представляет из себя поле потенциальных возможностей, реализация которых может пойти по одному из двух возможных сценариев — волна/частица и этот феномен имеет название «корпускулярно-волновой дуализм». Поскольку нашим миром управляет причинность и закономерность, а не случайность и хаос, получается, что свободная воля приводит в движение процессы, подчиненные главному закону мироздания — Нравственному Закону. Тогда свободный выбор, выражаясь языком науки, есть не что иное, как  «редукция волновой функции». А согласно принципу неопределенности, состояние материи на квантовом уровне зависит от наблюдателя, что подтверждает истинность Нравственного Закона, который основан на изначальной неопределенности, как факторе СВОБОДНОГО ВЫБОРА «наблюдателя». Другими словами, пока наблюдатель не сделал свой выбор, состояние исследуемой материи носит спонтанный характер, как и в мысленном эксперименте с «котом Шредингера», а вот когда человек с выбором определился, образно говоря – добро становится «корпускулой» а зло – «волной» а кот, соответственно, живым или мертвым.

Если эту логику принять за основу, то согласно принципу причинности выходит, что события нашей жизни подчинены алгоритмам, которые выбираются в качестве сценария для каждого  поступка, каждого слова и каждой мысли. Поэтому допустимо предположить, что наша реальность «интерактивна» и управляется «бинарным кодом» с помощью пары символов — добро/зло. Тогда наша персональная участь  зависит от вектора направленности нашей воли за счет обратной связи. На языке Библии это звучит так: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). Прежде, чем мы совершим какой-то поступок, то есть приведем в движение нашу плоть, в нас должно возникнуть желание совершить тот или иной поступок или же осознание необходимости его совершить. Но и желание, и осознание — суть духовные категории, значит, наше идеальное (нематериальное) управляет нашим материальным, то есть плотью. Что же первично – управляющее или управляемое? «Объективная редукция» — гипотетический процесс спонтанного схлопывания, коллапса волновой функции системы. Согласно гипотезе Роджера Пенроуза, является физической основой сознания… Тогда выходит, что «мозг – это интерфейс между материальным и идеальным» и мы опять сталкиваемся с парадоксом, что мозг находится в мире, а мир находится в мозгу, а законы природы соответствуют не природе, а тому органу, который их познает… Вопрос: логическое сочетание Нравственного Закона с квантовой механикой и человеческим сознанием  парадоксально или закономерно? Парадокс, но в нашем мире справедливости не существует.                В Евангелии нет толкования этого понятия… «Не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость – мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?». «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение». (Святой Исаак Сирин). «Когда человек теряет любовь, он начинает искать справедливость» (Святитель Николай Сербский (Велимирович). «Мир справедливости — это ад, а рай — это мир любви» (А. Мамонтов). «Можно, конечно, отрицать сам факт Воскресения – но тогда мы окажемся в парадоксальной ситуации: в таком случае наибольшее влияние на человеческую цивилизацию оказало событие, которого никогда не происходило» (Сергей Худиев). Наш Бог — это Истина, Добро, Красота и Любовь. Попробуйте назвать человека любой нации, расы, религии или даже атеиста, который будет утверждать, что эти Божественные качества не объективны? Парадокс?

«Сегодня в России очень много проблем. Огромное количество людей, которые в прямом смысле ненавидят Православие, истинное христианство. А «розовое христианство», которое их не раздражает, которое им удобно, они примут» (Епископ Питирим). С чем это связано? C парадоксом, который озвучил Тертуллиан:   «Если церковь не гонима, то она и не Христова!» («Иваныч). А вот что по этому поводу думает психолог Марта Николаева-Гарина: «Тебе не кажется, что мы часто путаем бога с книгой жалоб? Мы постоянно на что-то жалуемся – и требуем, чтобы стало лучше. И мы постоянно чем-то недовольны. Всегда требуем больше, больше, на полном серьезе считая себя жертвами несправедливости/рока/плохих людей — и нашим жалобам нет конца. А когда нам кажется, что на наши молитвы не отвечают, когда наши желания не выполняются сию минуту, то мы тут же принимаемся митинговать: мол, никакого бога нет, ангелов-хранителей нет, а мироздание устроено именно так, как видно из окошка. …Конечно, понимая бога каждый по-своему, не все мы доходим до этой крайности. Однако кем бы ни был бог в нашем представлении, мы сохраняем к нему потребительское отношение, в упор не видя, что дело не в том, «что Бог может сделать для меня», а в этом: «Что Я могу сделать для Бога?». Я к чему веду. Мы образованные люди, и наши познания уже значительно больше, чем, к примеру, 100 лет назад. А значит, мы способны признать, что не сходится свет клином на материальном мире. И про сохранение энергий – мы тоже знаем. И нам хватает грамоты, чтобы понимать значение слова «сотворение»: «совместное творение». …И получается, что это нелогично: всю ответственность сбрасывать на бога. Ведь как ни крути, а мы с ним в паре — творим совместно. Это не отменяет наше право обращаться к богу за помощью. Но ведь хочется получать эту помощь, верно? Значит, молиться нужно не «как раньше», а с умом. Например, так: (http://marta-ng.com/nauchnaya_molitva_2021/). Это называется Научная Молитва. Когда молишься так, то на молитвы отвечают – и немедленно. Можешь проверить». А вот еще одна цитата от Гариной — «Возьми себе 5 минут – и попробуй думать как Бог». «Дорогой, здравствуй! …Возможно, ты знаешь, кто такой Брайан Трейси. Однажды он решил провести исследование, чтобы получить подтверждение одной своей догадке в отношении человеческих желаний. И вот что показало это исследование: оказывается, когда люди записывают свои желания, а затем убирают свои записи в какое-то укромное место, то примерно через год обнаруживают, что 80% из того, что они записали, сбылось. Что говоришь? Не верится? Я тоже поначалу отнеслась к этому скептически. Но решила все же проверить – ведь я ничего не теряла. И предположи, что оказалось самым трудным? Правильно, выявить свои желания, понять, чего же на самом деле я хочу.

За давностью уже не помню, сколько я корпела над этим списком, но точно не меньше 2-х часов, чтобы получился список из 10 желаний (обязательный минимум). Когда перечень был готов, я, как и было предписано, убрала его с глаз долой, а чтобы не забыть про него вовсе, отсчитала ото дня создания списка 10 месяцев (столько оставалось до конца года) и сделала запись в своем органайзере: «проверить список желаний, лежит во 2-ом томе Чехова». Мои результаты оказались скромнее, чем обещал Б. Трейси: по 5-ти пунктам – полное исполнение, по одному желанию на момент проверки что-то начало двигаться, а оставшиеся 4 желания – ни тпру, ни ну. И перспектив не просматривалось. И эти 4 желания — до сих пор не сбылись. И я знаю почему.  Два желания перестали быть актуальными (и вообще не понимаю, почему мне взбрело в голову этого хотеть), а что касается оставшихся двух… Выяснилось, что я не готова к их исполнению. Точнее, не я не готова, а мое подсознание – в этом причина. Не знаю, что в этих желаниях не нравится моему подсознанию? Надеюсь, когда-нибудь я это пойму. А пока не спорю и не продавливаю. Подсознание – это душа, а спорить с душой…на мой взгляд, это себе дороже. К тому же 6 желаний из 10 все-таки сбылись. И тоже ясно почему. Сработало то, что является  строгим правилом при составлении списка желаний: нужно думать, как думает Бог (Кто вообще не в курсе, что есть на свете это понятие: невозможно). И получается, правы те, кто верят в этот постулат: «Если можешь представить себя Богом, ты становишься Им». Но как представить себя Богом? Многие считают, что это, как минимум, наглость. Хорошо, пусть так. Допустим. Тогда можно сделать замену: не Сам Бог, а подсознание. Твое подсознание — вот кто тебе нужен. Правда, непонятно, как можно представить себя подсознанием…Зато с ним можно прекрасно взаимодействовать, причем без персонализации. Понятное дело, что сокровенное желание – это не то, что можно делать с наскока и с шашкой наголо. Во-первых, потому, что подсознание, хотя оно и безупречный исполнитель, существо чрезвычайно нежное; а во-вторых, и сознательную часть разума (логику) тоже есть за что уважать, и есть необходимость, бережно готовить ее к исполнению желания: снять сомнения в исполнимости желания. Поэтому передача поручения обеспечить исполнение сокровенного желания производится в 4 касания. Моя статистика результатов показывает, что такой подход самый надежный. К тому же (и это самое главное) в этом подходе содержится сильнейший ресурс: когда исполняется первое желание, становится понятен механизм его исполнения. А когда понятен механизм, то страх перед последующими желаниями пропадает. И заодно исчезает это деление на возможно/невозможно. К чему это приводит? Да нетрудно догадаться…» (Гарина).

Короче говоря, каждый смотрит на мир «со своей колокольни». Однако в человеческих сознаниях есть и одно общее и остро негативное – все современные люди постоянно забывают о существовании у них Души – отпечатка их сознания в «едином пси-поле Земли» (в Мировом сознании). А ведь всякое человеческое сознание двойственно – одна его часть принадлежит самому человеку и базируется в его головном мозгу (и человек может делать с этой частью сознания все, что ему угодно), а другая часть (Душа) базируется в эфире, пронизывающем все пространство и материю нашей Вселенной. И на эту часть сознания может влиять не только сам человек, но и Мировое сознание. Есть и второе отличие – разум человека в основном базируется именно в его Земном сознании. А стало быть, Душа не является «точной копией» Земного сознания человека. И эти две части сознания постоянно обмениваются друг с другом информацией на подсознательном (неосознанном) уровне. Но если человек хочет стать похожим на Бога, он должен научиться осознавать эту информацию и постоянно корректировать свое Земное сознание в соответствие с ней. Собственно, в этом и заключается главная суть «научной молитвы». И в этом она совсем не сильно отличается от молитвы глубоко верующего человека. А главным в этом диалоге выступает Земное сознание человека, а не его Душа. Ведь последняя обладает лишь небольшой долей разума человека (Душа живого человека – всегда ребенок, взрослой она становится лишь после смерти человека на Земле). То же самое можно сказать и о Мировом сознании в целом – оно очень велико, но доля разума в нем значительно меньше, чем у человека. Именно для осознания информации Мироздание и создало разумных существ, вроде человека. А стало быть, осознать и проанализировать информацию, поступающую от Души, может только сам человек, ею обладающей. Однако, как мы выяснили чуть выше, современные люди постоянно забывают это делать, а многие из них и вовсе не верят в существование своей Души. Теперь, что касается православия (и Веры вообще). Данное знание принадлежит Мировому сознанию, и оно делится им со всеми живыми людьми на Земле. Однако каждый отдельный человек понимает его (расшифровывает) по-своему. У одних людей это получается хуже, у других – лучше. Вот последние и объединяются друг с другом по принципу близости расшифрованной информации их Душ. Так и возникают Церкви. «Сегодня слово «Церковь» прочно обосновалось в нашем общественном лексиконе. Мы видим его присутствие не только в светских СМИ, но и в разговорах между людьми. Такие выражения как «надо бы сходить в церковь» или «а что думает Церковь?» стали вполне привычными для нас. Но самое удивительное в этом современном тренде есть то, что чаще всего, говоря о Церкви, мы апеллируем не вполне полным, а порой очевидно неверным, понятием, что же такое Церковь на самом деле. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения совершил множество невероятных чудес и необыкновенных дел.

Но Он не написал ни одной книги, не построил ни одного здания, не открыл ни одной школы или больницы. Однако Он основал Церковь! Он Сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея 16:18). Т.е. возникновение Церкви связано с замыслом Бога, а не с решением людей. Это Божие установление, а не наше изобретение. Значит, и существует она для Божьих целей! Само слово «церковь» произошло от греческого слово «экклесия», которое буквально означает «вызванные». Это слово встречается и в нехристианских источниках, и обычно употреблялось в отношении созванных специальным глашатаем народных собраний, выделенных из общей массы народа, свободных граждан для рассмотрения общественных дел, издания и укрепления законов — одним словом, это было правящее народное собрание, в отличие от случайного сборища, или же беспорядочной толпы народа. Со временем слово «экклесия» закрепилось за понятием «христианское собрание» или «церковь». Итак, Церковь — это не здание, хотя она и может собираться в особенных зданиях. Церковь — это Божьи люди, которые собраны Самим Богом из этого мира для Божьих целей. Теперь становится понятно, почему простое посещение богослужебных собраний в храме не делает человека христианином. Как сказал один человек: «Я уже 20 лет хожу в гараж за машиной, но машиной-то так и не стал!». Необходима перемена сердца, личная встреча с Христом, личная вера в Него, личное общение с Ним, личные взаимоотношения. Другими словами, Церковь Христова состоит из людей, которые имеют духовные взаимоотношения с Богом, живут Богом и для Бога в этом мире, исполняя Его волю» («Яндекс-Дзен»). Автор этого сайта расшифровал данную информацию от Мирового сознания несколько иначе. Для него Бог – это вся наша «живая Вселенная», а еще точнее – ее Мировое сознание. И людей с похожими взглядами в нашем современном мире уже довольно много, но они проповедуют свои мысли не в храмах или мечетях, а в книгах и в интернете. И с каждым годом их становится все больше и больше. В любом случае, хотя эта религия и походит больше на науку, она остается религией, ведь доказать истинность своих исходных посылок она не может. Однако, рассуждая об особенностях человеческой психики, такие проповедники опираются именно на научные знания. Например, «Как противостоять стрессу, используя новые знания о мозге» от «Dok»а. «Изученный — и неизвестный. Полный загадок и сулящий невероятные открытия. Это все он, человеческий мозг. Рассказываем об удивительных открытиях в области знаний о мозге и о том, как противостоять стрессу, используя эти сведения. За последние десятилетия наука продвинулась так далеко, что это и восхищает, и смешивает все наши прежние представления.

Что же мы все-таки точно знаем о мозге? Каждый раз, когда мы собираемся что-либо припомнить, мозг заново конструирует наши воспоминания. То есть не существует консервации и «надежного» способа хранения воспоминаний в неизменном виде, а значит, воспоминания могут изменяться. Наш мозг уже имеет готовые решения всех проблем — просто мы не всегда способны их осознать. Сами же решения принимаются за 3-10 секунд до того, как мы осознаем, что принимаем их. И это при том, что за последние десять тысяч лет мозг человека принципиально не изменился. Мозг обладает нейропластичностью — способностью меняться под воздействием полученного опыта и новых знаний и восстанавливать функции после повреждений. Мозг мужчины и женщины кардинально не отличается. Наши представления, что у мужчин лучше развито левое полушарие, а значит, они более рациональные, а у женщин — правое, и они более творческие, — не более чем миф. Мы используем практически все части мозга, и они почти всегда активны. Ученые неоднократно опровергали миф о том, что мы задействуем только 10% мозга. В наших интересах сделать так, чтобы мозг работал максимально эффективно. При этом общее социальное напряжение возрастает, с ним повышается и тревожность. Темп обработки и само количество информации также постоянно растут. Приходится задаваться вопросом: и что же со всем этим делать? Существуют доступные способы поддержки и совершенствования мозга за счет интеграции правого и левого полушарий. Например, иногда мы можем выполнять левой рукой действия, которые обычно совершаем при помощи правой. Или писать не той рукой, которой делаем это с раннего детства. Так мы «заводим» новые нейронные связи, что положительно сказывается на состоянии мозга. В целом очень полезно придумывать новые задачки для мозга: например, ходить на работу непривычными маршрутами или разрабатывать для себя челленджи: делать то, что мы хорошо умеем, нестандартным способом. Помимо прочего специалисты рекомендуют такие простые способы сохранения умственной гибкости, как решение кроссвордов и математических примеров. Также можно учить стихи, сочинять сказки и истории, осваивать новые иностранные языки. Поскольку лишнее напряжение всегда закрывает двери креативности, важно тренировать концентрацию внимания и использовать методы сохранения покоя. Так, практики осознанности и медитации позволят разгружать мозг от избыточной информации, ускоряя процесс усвоения необходимых знаний. Не менее важны для здоровой работы мозга крепкий и комфортный сон, правильное и своевременное питание, а также физическая активность» (источник: https://www.psychologies.ru/ar…).

А вот еще один взгляд на ту же проблему — «Претензии разрушают человека» (сайт «Наша планета»). «В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. Христианская религия учит: «Не важно, что входит в рот человека, главное, — что выходит». Некоторые используют это выражение для того, чтобы оправдать свой стиль питания, который во многом напоминает стиль питания свиньи — «ешь, что хочется и что видится», игнорируя при этом вторую часть высказывания. Многие подвижники и святые уходили в уединенные места, чтобы ничего их не побуждало участвовать в пустых разговорах. В Ведах пустые разговоры называют «праджалпой». И именно она является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека. Практически любой человек, который интересуется йогой, восточной психологией и философией, знает имя мудреца Патанджали и его монументальный труд по йоге — «Йога-сутры». Но мало кто знает, что, в первую очередь, он написал не менее выдающиеся работы, посвященные речи и медицине: «Патанджала-бхашья» и «Чарака» соответственно. «Патанджала-бхашья», будучи комментариями к грамматике Панини, учит, как правильно говорить и как правильно построить свою речь. Существует тесная связь между умом и речью, умом и телом, умом и душой. Здоровое тело, здоровый ум и здоровая речь творят гармоничную личность. Современные исследования показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием. Заикание и запинания в речи появляются тогда, когда есть серьезное эмоциональное нарушение. Практически все болезни являются психосоматическими по своей природе. Каждый человек, стремящийся к совершенству, должен стать, во-первых, — врачом, лечащим свое тело; во-вторых, — специалистом по грамматике, следящим за своей речью; в-третьих, — философом, очищающим свое сознание и постигающим Абсолютную истину. В жизни такого человека не может быть места для физических недомоганий, безразличия к самопознанию и для беспорядочной речи. Именно такого человека мудрец Патанджали называл йогом. И каким бы видом йоги, каким бы видом духовной практики человек не занимался, все вышесказанное применимо к нему в полной мере. От речи зависит здоровье и материальное благополучие. И это относится не только к духовным людям, но и к тем, кто хочет преуспеть материально. Умение говорить и слушать очень серьезно изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы подняться в бандитской иерархии, нужно уметь контролировать язык.

Там очень реализовано цитируют высказывание Будды о том, что словом можно убить человека. Три минуты гнева могут уничтожить десятилетнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но, оскорбив великую личность, можно все потерять на всех уровнях и деградировать в низшие формы жизни. Откуда это берется? От оскорблений. Ведическая астрология говорит, что теневая планета Кету отвечает за оскорбления. Кету — это такая планета, которая быстро дает реакции, часто мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте. Она наказывает за оскорбления и непочтительную речь, быстро лишая человека всего, чего он достиг в духовном и материальном плане. В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать. Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела тут же получают черное пятно, которое через год-два может перерасти в раковую опухоль. Речь – это проявление жизненной силы. Самое главное, для чего нам предназначен язык — это чтение молитв, мантр и обсуждение тем, приближающих к Божественному. Можно также по мере необходимости обсуждать практические дела, общаться с близкими. Но, главное, не переусердствовать. В Аюрведе говорится, что речь — это проявление праны. Прана — это жизненная сила, Вселенская энергия. Чем больше праны, тем более здоров, успешен, харизматичен и гармоничен человек. Так вот, в первую очередь, прана расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии, матерится. По статистике, 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами. Люди, которые грубо разговаривают, занимают во всех иерархиях последние места. Это касается и стран в целом. Обратите внимание, что страны с высокой культурой речи более успешны — Япония, Германия, да и вообще все государства, входящие в большую восьмерку. Хотя там сейчас происходит культурное вырождение, включающее в себя и деградацию культуры речи. И это сказывается и на экономике, и на духовной жизни в целом. На Востоке человек, который элементарно не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя он может быть профессором на Западе.

Карма определяется нашей речью. Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает либо с кем-то обсудить его качества. Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях. Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать. Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют. Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком. Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью, — если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали. Реальная история: Ученик подходит к мастеру и спрашивает: – Вы советуете жить с открытым умом (open mind). Но тогда весь ум может улететь, так? – Ты просто крепко рот закрой. И все будет хорошо. Мысли определяют речь, поэтому важно не думать плохо ни о ком. Чем больше у нас хаотичных мыслей в голове, тем больше они проявляются на языке и тем более будет беспорядочная речь. Тот, кто ясно мыслит, тот ясно говорит. Есть еще один уровень — научиться принимать критику. Одно из качеств ума — то, что он способен оправдать себя в любом положении. Чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него слышите. Даже совершив самое гнусное преступление, такой человек, не краснея, оправдывает себя. Один из главных показателей личности, которая находится на высоком уровне развития, определяется тем, что она спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Аюрведа говорит, что вы не сможете избавиться от болезни, если вы ее не принимаете. Это первый шаг к излечению и решению любой проблемы — полное принятие внутри, как милость Бога, эту болезнь и несчастие, а на внешнем плане нужно прикладывать все силы, чтобы ее разрешить. Если мы не принимаем ситуацию, то более 90% нашей энергии пойдет на ее «пережевывание». Наш организм может справиться с любой болезнью. Также мы можем справиться с любой ситуацией и выйти из нее победителем. Если нам дается какое-то испытание, значит, мы можем его вынести. Бог испытаний не по силам не дает. Вместо претензий мы должны привыкнуть благодарить всех. Претензии – это первый шаг к болезням и несчастьям. Вы должны отследить, сколько у вас благодарности и сколько у вас претензий к окружающим. Вы обнаружите, что часто у нас больше претензий, чем благодарности. Претензии идут от ума и ложного эго». Надо отметить особо, что в каждом их приведенных выше текстов есть своя правда. Но она есть и у любого человека нашего мира, ведь пока человек живет на Земле, он является полным хозяином своего Земного сознания. А стало быть, он всегда может отказаться от каких-то своих мыслей, и заменить их другими (и лучше всего, если это будут мысли от Мирового сознания, а не от какого-то стороннего авторитета). В любом случае, и как всегда, окончательный выбор остается за Вами, уважаемый читатель.