Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Особенности человеческой психики

Особенности человеческой психики

Предлагаю поговорить в этой главе об особенностях психики современного человека. И начнем мы этот разговор с довольно печальной, но правдивой статьи Дмитрия Головина — «Мы стремительно глупеем». «Холодком надвигающегося апокалипсиса на меня повеяло лет 10 тому назад, когда от невинного вопроса «сколько будет 7% от 700 рублей?» мой юный собеседник впал в тяжелый ступор. Так и хочется добавить — завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился головой об стенку, в общем, ушел от ответа. О чем и речь. Как-то я задал этот вопрос в аудитории, полной студентов и аспирантов УрФУ, с тем же результатом — молодые шаловливые ручки дернулись было за смартфонами, но были остановлены моим рыком. Первый ответ был: «Примерно (!) пятьдесят (!)». Тут любой (ну, почти) скажет: старческое (бумерское, аналоговое, ламповое) брюзжание человека, не вписавшегося в цифровую эру. Филологи могут не знать математику (чо, правда? Даже на уровне шестого класса средней школы?) Расскажи нам еще, дедушка, что раньше деревья были больше и трава зеленей — знаем, слышали. И вообще смартфоны не зря придумали. НО. Психотерапевт Андрей Курпатов, в нулевые выглядевший непьющим длинноволосым механизатором, случайно заглянувшим в телестудию (сейчас-то он — благородный лорд: аккуратная бородка, стрижка, стильные очки) по мере сил бьет в колокола: мы тупеем. У детей СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) через одного. Начали разбираться — оказалось, не сформированы важнейшие паттерны мышления, освоения окружающей среды. Дети не знают, что делать, когда тебя не развлекают, не знают, как читать книжку, как и во что играть в одиночестве, как себя развлечь. Они шумят, мельтешат, истерят без особого толка — особенно при отсутствии зрителей. У взрослых не лучше — информационная псевдодебильность. По-простому это «по телевизору же сказали…» Мозг, как и тело, не любит напрягаться. Он выбирает простоту. С горочки катиться всегда легче, чем на нее карабкаться. Простота — это спросить у смартфона. Мы катастрофически тупеем, теряем навыки социального взаимодействия, наши фантазии слабеют. Можно было бы не обращать на его слова особо пристального внимания, если бы не пугающие подтверждения, встречающиеся на каждом шагу: раньше в инструкции к автомобилю писали, как выставлять зазоры на клапанах, теперь же просят не пить жидкость из аккумулятора. Почувствуйте разницу. Социальное взаимодействие ослабевает и хиреет на корню, в современном мире нет признанных лидеров и авторитетов, все примерно равны — от этого в обществе не возникает точек кристаллизации, вокруг которых формируется новая социальная среда и навыки взаимодействия — пример безрезультативно бурлящих Белоруссии и Хабаровска перед глазами.

В дофейсбучную эпоху люди вынуждены были помнить (или записывать в специальные книжечки) имена нужных людей и просто друзей, их дни рождения, адреса и телефоны, имена их половинок и отпрысков. В случае засора в раковине ты рылся в своей книжечке, выискивая Сашу-сантехника: ты был с ним знаком, у вас была какая-то история взаимоотношений. У Саши ты был записан как Вася-книги или Сергей-такси. И вы были нужны друг другу, вы взаимодействовали. В записную книжку не попадал абы кто. Теперь же отрывай сайт, ищи услугу — придет некто, обучавшийся у YouTube, может сделает. Не надо ничего о нем знать, не надо с ним никак взаимодействовать. Он для вас не важен. Когда же доходит до большого общего дела — низвержения диктатуры, к примеру, отсутствие подобных навыков сказывается самым печальным образом. Мозг человека формируется до 25 лет. Особенно важны первые три года, когда мы приобретаем необходимые для жизни навыки: держать кружку и ложку, не проливая содержимое, одеваться, ходить, не падая, и множество других подобных. Мозг обучается по проверенной схеме: показали (объяснили), попробовал под присмотром наставника, попробовал самостоятельно, а дальше — лети, практикуйся, набивай руку! В мире, где навык не закрепляется практикой, где после теоретической лекции не дают пощупать, потрогать, разрезать, а в идеале разобрать-собрать предмет изучения, где наставник не хлопает одобрительно тебя по плечу (тактильные ощущения), навык не закрепляется. При вербальной передаче информации (на лекции) до 80% ее передается невербальными знаками: как сказал, как повернулся, как всплеснул руками, присел на стол, посмотрел со значением на студентку… При онлайн-уроках важная часть всего этого пропадает. Zoom, при всем уважении, не передает всю палитру. И появляются пилоты, неспособные посадить самолет с отказавшим датчиком (в 99% случаев при мягкой посадке наши пассажиры аплодируют автопилоту), врачи, не умеющие поставить внутривенный укол, журналисты и философы, пишущие с ошибками (Яндекс исправит). Из собственного опыта: примерно половина клиентов просят показать, как включается перфоратор. А там единственная кнопка. Важно самостоятельное чтение. С детства. При чтении мозг работает в усиленном режиме, запоминая, сопоставляя, рисуя картинку происходящего. Мозг выстраивает нейронные связи — ему нужно адаптироваться к окружающей среде. При этом картинка в каждой голове рисуется различная, что открывает простор для интерпретаций и фантазий.

Выясняется, что у разных людей разное прочтение одного и того же, а значит и различные взгляды. Что, как вы понимаете, не сообразуется с одобренным стандартом среднего образования. Современные школьники больше налегают на картинки и видосики из TikTok, заучивая (чтобы отвязались) правильные ответы для ЕГЭ. Да и то не всегда получается. Простой пример: все в школе проходили (читали, конечно, немногие) роман «Война и мир» и «образ Наташи Ростовой как воплощение характера русской женщины». Описание ее внешности рисовало в головах школьников различные картинки ровно до тех пор, пока в 1965 году Бондарчук не снял свой оскароносный фильм, пока школьников массово не привели в кинотеатры и не ткнули носом в экран: Наташа Ростова — такая. И в головах миллионов советских школьников засела Людмила Савельева в образе Ростовой. Ничего не надо выдумывать, не надо строить никаких новых нейронных связей — государство о вас позаботилось, освободив от необходимости преодолевать и осмыслять трудный текст, Бондарчук придумал Ростову за вас. Глотайте. Тогда, в 70-е, это был единичный и оттого запомнившийся случай. Сейчас примерно так работает все «образование», а с повсеместным введением ЕГЭ и дистанционного обучения тенденции отрыва от практики только усугубились. Через несколько лет эти теоретики начнут проектировать мосты, строить дома, водить ледоколы, оперировать больных. Если уже не начали. Культура печатного текста, требующего работы по осмыслению, умирает. Это заметно по соцсетям: сначала был полностью текстовый ЖЖ, затем — Facebook, «ВКонтакте», затем Instagram с картинками и Twitter, где 140 знаков, сейчас TikTok — только видосики с готовыми образами. Проще, еще проще, совсем просто. Креативность (способность к придумыванию нового) в мире росла до начала 1990-х годов, затем было десятилетнее плато и, с изобретением смартфонов, пошла вниз. С ускорением. Современный ребенок в большинстве своем ничего не выдумывает — он ищет готовые ответы в сети, он усваивает готовые образы, транслируемые с экрана, он не запоминает информацию, адаптируя ее к окружающей среде, тренируя мозг — зачем, когда есть Google и «Яндекс»? Учиться он зачастую тоже не хочет, потребностей, в том числе материальных, у него минимум — был бы в кармане телефон. И зарядка к нему.

Символ этого нового смутного времени — Анатолий Вассерман. Человек, который все знает, но не понимает решительно ничего. Человек, не способный из огромного массива данных выстроить логические цепочки, подметить закономерности, сделать верный прогноз. Его адаптивность к окружающей среде вызывает сомнения не только у меня — он так и не смог продлить свой род, не смог выстроить отношения с кем-то, кроме себя, да и в части практического применения огромного массива данных, хранящихся в его всклокоченной голове, у меня большие сомнения. Мы накапливаем все больше знаний по периферии, но не способны на великие обобщения, вроде теории относительности — для этого нужна креативность и широта мышления многих. Даже не в плане придумать, а в плане — понять. Мы все меньше можем понимать сложное. И принимать его. Навязываемый с экранов лозунг пандемийного времени звучит, как в старой рекламе с Николаем Симоновым в роли Петра I: «Будем на диване лежать — и Россию поднимем!» А мне кажется, лежа на диване в обнимку с телевизором, мы ее окончательно угробим. …Если не начнем читать и общаться» (Головин). Насчет Вассермана автор этого сайта с Головиным не согласен, ну а насчет всего остального тот абсолютно прав — «Мы стремительно глупеем», как это ни печально. И суть этой проблемы не в интернете и смартфонах, а в самих людях. Современные люди научились ПРИНИМАТЬ, и разучились ВЫБИРАТЬ. И этим пользуются все, кто не попадя, по типу – «пипл все равно схавает». Вот что по этому поводу говорится в «Притче о пчеле и мухе: для тех, кто привык обвинять других» (источник: http://nashaplaneta.su/news/pritcha_o_pchele_i_mukhe_dlja_tekh_kto_privyk_obvinjat_drugikh/2017-07-06-53874). «Человек обязан сам выбирать, на чем ему фокусироваться. Нам в жизни часто встречаются люди, которые любят поговорить о том, как все плохо, как много нехороших людей вокруг и как они от этого страдают. Также встречаются светлые люди, которые наоборот, видят вокруг хорошее, и привносят в свою жизнь и жизнь окружающих их людей радость и позитив. О различиях в восприятии окружающей действительности очень точно и лаконично говорится в притче, которую я хочу сейчас вам рассказать:

Пришли к старцу Паисию Святогорцу несколько человек и говорят: «Вот тот священник берет много денег за таинства, такой-то курит много сигарет и ходит в кафетерии, а третий аморален…» – и представляют доказательства. Старец им отвечает: — Из опыта я познал, что в этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует. Каждый человек будет или в одной категории, или в другой. Одна категория людей подобна мухе. Муха всегда садится на все грязное. Например, если в саду много благоухающих цветов, а в углу сада есть грязь, она пролетит весь прекрасный сад, не садясь ни на один из цветков. Она не остановится, пока не долетит до этой грязи, и лишь тогда спустится, сядет на нее и начнет копаться в ней. Если бы она могла говорить, и ты, поймав ее, спросил, знает ли она, где в саду находятся розы, то та ответила бы, что не знает, что это такое. Роз в мире нет, — ответила бы она. Подобным образом и в жизни, есть люди, похожие на муху. Эта категория людей, которая научилась обо всем думать отрицательно и всюду находить грязь, не замечая и игнорируя все прекрасное. Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы — находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем, например, что в грязном помещении, кто-то в углу поставил вазу с цветком. Если залетит туда пчела, она пролетит мимо всего грязного и не сядет до тех пор, пока не найдет цветок и только там остановится. И если бы ты поймал эту пчелу и спросил, где там мусор или помойки, она ответит, что ничего такого она не заметила, зато вот там есть гортензии, а там — розы, а еще дальше — фиалки, там — мед, а вот там — сахар… Она окажется знатоком всего прекрасного… Каждый человек находится или в категории Мухи, или в категории Пчелы и сам ВЫБИРАЕТ, на чем ему фокусироваться. И закончил Старец: — Когда ко мне приходят люди и начинают обвинять других, я привожу им этот пример и предлагаю ВЫБРАТЬ, в какой категории они хотят находиться. ВЫБОР очевиден… Счастья вам Люди! P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир!».  Другими словами, читая это сайт, Вы изменяете свое сознание, а вместе с этим изменяете и окружающий Вас мир. А вот статья, которая поможет Вам сделать правильный выбор. Она называется «35 научных концепций, которые помогут вам лучше понимать мир» («Наша планета»). «Среди влиятельных ученых был проведен опрос с целью выяснения, какие научные концепции они считают наиболее важными для современной эпохи. Предлагаем вам ознакомиться с этим списком.

  1. Когнитивное смирение. Десятилетия когнитивных исследований показали, что наши разумы имеют предел и далеки от совершенства, но, зная этот предел, мы может научиться рассуждать эффективнее. Самым тяжелым следствием такого явления можно счесть то, что люди склонны запоминать те вещи, которые согласуются с их убеждениями независимо от доказательств. 2. Когнитивная загрузка. Наш мозг может удерживать ограниченное количество информации единовременно: когда информации слишком много, наступает «информационная перегрузка», и тогда мы легко отвлекаемся и не запоминаем, что изучали. Рабочая память — это то, что ученые называют кратковременной памятью, именно в ней хранится содержание нашего сознания в каждый конкретный момент и именно эта область обрабатывает все впечатления и мысли, получаемые нами в течение дня. 3. Ограничение удовлетворения. Когда мы имеем слишком много вариантов для выбора, то, какими бы привлекательными и полезными они не были, это может действовать на нас подавляюще: мы не можем найти наилучшее решение и выбрать что-то одно. Поэтому ограничения выгодны — при конечном числе вариантов мы выбираем из предложенного гораздо быстрее. Фактически, многие креативные решения происходят из ограничения удовлетворения: например, Эйнштейну удалось совершить прорыв в физике, когда он понял, что время не обязательно должно течь с постоянной скоростью. 4. Сопряженные суперорганизмы. Совместные усилия биологов и социологов привели к формированию «общества разоблаченного альтруизма», иными словами, любой альтруистический поступок делается в собственных интересах. Однако новая концепция — «сопряженные суперорганизмы» — говорит о том, что мы проживаем жизнь в нескольких различных иерархиях: когда вы достигаете более высокого уровня развития, вы способны поставить успех группы выше собственной личной цели — этим принципом руководствуются, например, военные и пожарные. 5. Принцип Коперника. В основе «принципа Коперника» лежит идея нашей неуникальности: Вселенная намного больше, чем мы можем осознать, и нам отведена в ней довольно незначительная роль. Парадокс принципа Коперника состоит в том, что, только правильно оценив наше в ней место, даже если оно незначительно, мы можем понять истинные мотивы конкретных обстоятельств, и когда мы будем совершать какие-то поступки, они окажутся вовсе не такими уж незначительными. 6. Культурный аттрактор. Нас привлекают те идеи или концепции, которые мы можем легко понять и усвоить: к примеру, культурным аттрактором являются круглые числа, поскольку их легко запомнить и применить в качестве символов для обозначения величин. Однако если нас притягивает та или иная концепция, это вовсе не означает, что она является лучшей для любой ситуации.
  2. Кумулятивная погрешность. Когда информация передается по нескольким каналам, некоторые ее элементы могут быть искажены в результате предубеждений или простых человеческих ошибок — эффект распространения дезинформации называется кумулятивной погрешностью. Учитывая, что мы живем в эпоху, когда информация может облететь весь мир за наносекунду, этот принцип стал для нас важным и даже в какой-то мере опасным. 8. Циклы. Циклы объясняют все, особенно на базовом уровне эволюции и биологии, но стоит обращать внимание, какие циклы действуют в данный момент. Вся «магия» когнитивного восприятия зависит, как и сама жизнь, от циклов внутри циклов рекуррентных рефлексивных информационно-трансформационных процессов — от биохимических процессов внутри нейрона до циркадного цикла сна-бодрствования, волн мозговой активности и замирания, которые мы можем наблюдать с помощью электроэнцефалографов. 9. Глубокое время. Существует убеждение, что впереди у нас остается больше времени, чем мы уже успели потратить — это формирует более экспансивный взгляд на мир и потенциал Вселенной. Например, наше Солнце не просуществовало и половины того времени, что ему отпущено: оно сформировалось 4,5 млрд. лет назад, но будет светить еще 6 млрд. лет, прежде чем у него закончится топливо. 10. Двойной слепой метод. Эту концепция, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Исследователи используют ее в качестве инструмента для предотвращения влияния подсознания на результат эксперимента. Понимание причин необходимости двойных слепых экспериментов может помочь людям осознать присущие им субъективные повседневные предубеждения, защититься от привычки к обобщению и понять необходимость критического мышления. 11. Теория эффективности. Теория эффективности — одно из самых важных понятий в науке, ее идея заключается в том, что вы действительно можете измерить что-то и решить с учетом точности имеющихся в вашем распоряжении измерительных инструментов, насколько ваша теория соответствует полученным результатам. 12. Групповое расширение. Чем больше развиваются технологии, тем более связанными друг с другом мы становимся, и возникают все более тесные пересечения между различными группами и слоями населения — например, заключается больше браков. Такие эффекты являются потенциально полезными для улучшения когнитивных навыков с двух различных точек зрения: ученые называют их «расширением групп с общими интересами» и «эффектом гибридной энергии». 13. Внешние эффекты. Все мы, так или иначе, влияем друг на друга, особенно в мире взаимосвязей. Внешние эффекты — это непреднамеренные положительные и отрицательные побочные эффекты этих взаимодействий. В современном мире внешние эффекты приобретают все большее значение, поскольку действие, произошедшее в каком-либо месте, потенциально может повлиять на другие действия на противоположном конце света.
  3. Поражения способствуют успеху. Неудачи — это не то, чего необходимо избегать, но скорее то, что необходимо культивировать. Мы привыкли воспринимать неудачи как признак слабости и невозможность попробовать снова, и, тем не менее, расцвет Запада связан с терпимостью к неудачам: многие иммигранты, воспитанные в традициях культуры, где ошибок не терпят, достигают успеха, попадая в среду, где поражения приемлемы, следовательно, поражения способствуют успеху. 15. Страх перед неизвестностью. Наша привязанность к друзьям и знакомым часто мешает нам идти на риск и делать шаги, ведущие к настоящему прорыву: часто мы не в состоянии оценить реальное соотношение риска и пользы, и наши иррациональные страхи мешают прогрессу. Если же общество научится понимать, как оценивать риски, связанные с технологиями, и принимать краткосрочные риски ради большей выгоды в долгосрочной перспективе, то можно ожидать прогресса во всех областях науки — особенно биомедицинских технологиях. 16. Паттерны фиксированных действий. Свое поведение мы часто склонны объяснять инстинктами, но то, что мы принимаем за инстинкт, может быть поведением, усвоенным с течением времени — паттерном фиксированных действий. Этот эффект имеет множество применений, в том числе нашу способность как разумных существ изменения того поведения, которое мы считаем инстинктивным: осознав наши собственные паттерны фиксированных действий и паттерны тех людей, с которыми мы взаимодействуем, мы, будучи людьми со способностями к когнитивным процессам, можем переосмыслить наши модели поведения. 17. Концентрация на иллюзии. Мы часто думаем, что определенные стечения обстоятельств могли бы кардинально изменить нашу жизнь, но на самом деле такие факторы, как уровень дохода и здоровья, не свидетельствуют об общем счастье индивидуума. Подобное несоответствие в распределении внимания между вымышленными жизненными обстоятельствами и реальной жизнью является причиной концентрации на иллюзии. 18. Скрытые слои. Скрытые слои — это слои понимания, существующие между внешней реальностью и нашим собственным восприятием мира. Системы слоев становятся более взаимосвязанными по мере развития наших привычек: например, трудно научиться ездить на велосипеде, но с практикой такое умение становится нашей неотъемлемой частью. Общая концепция скрытых слоев охватывает глубокие аспекты того, как работает сознание — у человека ли, животного или инопланетного организма, в прошлом, настоящем или будущем.
  4. Холизм. В разговорной речи понятие холизм означает, что целое больше отдельных его частей. Самым впечатляющим примером является то, как углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор, железо и некоторые другие элементы, смешанные в нужных пропорциях, образуют жизнь. Существует своего рода удивительное взаимодействие между частями: достаточно взглянуть на ДНК и другие сложные системы вроде городов, функционирующие только тогда, когда каждый отдельный элемент выполняет свою работу. 20. Вывод лучшего объяснения. Если происходит какое-то событие, то существует много вещей, которые могли послужить его причиной, но истиной часто является самое рациональное объяснение произошедшего. Многие из наших наиболее ожесточенных научных дискуссий — например, о теории струн и основах квантовой механики — заключаются в том, какие конкурирующие критерии должны преобладать. 21. Машина калейдоскопических открытий. Самые значительные прозрения или изобретения являются, как правило, результатом работы нескольких человек. Чаще всего никто ничего не делает в одиночку: каждый опирается на чьи-то плечи. Оглядываясь назад, мы часто обнаруживаем, что, если один ученый не сделал конкретного открытия, хотя и работал над ним, то другой индивид совершил это открытие в течение следующих нескольких месяцев или лет. Есть основания считать, что великие открытия являются частью калейдоскопа открытий и делаются многими людьми сразу. 22. Игра имен. Мы даем имена всему, что нас окружает, чтобы лучше понимать мир, но при этом мы иногда искажаем или упрощаем истинную природу организма или процесса: данное имя удерживает нас от дальнейших, более глубоких вопросов о природе чего-либо. Также важно не придумывать слишком много слов, ассоциируемых с разными понятиями, поскольку это может привести к недоразумениям: к примеру, слово «теория» в науке означает сильную жизнеспособную идею, а в разговорной речи — общее предположение. 23. Метаиндукция пессимизма. Множество научных теорий прошлых эпох оказались ошибочными, поэтому мы обязаны предположить, что большинство современных теорий тоже в конечном итоге окажутся неверными. Принимая допущение, что многие из наших теорий «фактически временные и вероятно ошибочные», мы можем услышать и принять чужие идеи. 24. Игры с положительной суммой. В играх с нулевой суммой есть явные победитель и проигравший, а в играх с положительной суммой выигрывают все. Рациональный, действующий в собственных интересах игрок в таких играх может принести пользу другому игроку, принимая те же решения, что приносят пользу ему самому.
  5. Сила десяти. Большая часть мира оперирует силой десяти — понимание принципов ранжирования, например, в случае со шкалой Рихтера для измерения землетрясений, позволяет нам более полно осознать масштаб события. Наша пространственно-временная траектория — крошечная часть Вселенной, но мы, по крайней мере, можем применить к ней силу десяти и оценить перспективу. 26. Прогнозирующее кодирование. Наши ожидания и то, оправдались они или нет, сильно влияют на наше восприятие мира и, в конечном счете, качества нашей жизни. Прогнозирующее кодирование учитывает, как мозг использует механизмы прогнозирования и ожидания для осмысления поступающих сигналов и применения их для восприятия, мыслей и действия. 27. Хаотичность. Хаотичность — фундаментальный предел нашей интуиции, говорящий, что существуют процессы, которые мы не в состоянии полностью предсказать. Эту концепцию нам воспринять тяжело, несмотря на то, что она является неотъемлемой частью нашего мира. Однако некоторые случайные события, вроде хаотического скопления атомов, настолько абсолютны, что мы можем предсказать итог такой «случайности» с полной определенностью. 28. Рациональное бессознательное. Фрейд создал идею иррационального подсознания, но многие современные ученые оспаривают эту концепцию: вместо этого они утверждают, что сознательное и бессознательное тесно связаны, и настаивают, что наш мозг работает на обоих уровнях. Наше сознательное понимание вероятности, например, далеко от совершенства, однако наше бессознательное постоянно совершает тонкие оценки различных вероятностей. 29. Корыстный уклон. Идея в том, что мы воспринимаем себя лучше, чем мы есть на самом деле. Мы склонны приписывать заслуги себе, а в неудачах обвинять других: например, девять из десяти водителей считают, что их уровень вождения выше среднего, а в опросах студентов более 90% респондентов оценивают себя выше собственных коллег. 30. Синдром смещающегося основания. Этот синдром заключается в убеждении, что все нами воспринимаемое является нормой, при этом мы не принимаем во внимание прошлое или потенциал будущих событий. Синдром назван в честь ученого Дэниела Паули (Daniel Pauly), высказавшего мнение, что «каждое поколение принимает за основы размеры запасов и состав общества, имевшие место в начале их жизненного пути, и использует их для оценки изменений на протяжении всей жизни». Когда следующее поколение начинает свой путь, запасы уже сократились, но это новое состояние становится их новым основанием.
  6. Скептический эмпиризм. Лучшим примером для скептического эмпиризма является тщательно продуманные и проверенные научные исследования, по результативности выгодно отличающиеся от обычного эмпиризма, который является результатом простого наблюдения за миром вокруг нас. Проще говоря, важно для нас скептически относиться к окружающему миру, а не просто принять то, что мы считаем «истиной». 32. Структурированная прозорливость. Мы слишком переоцениваем значение удачи для совершения прорывов, но успешные люди регулярно ставят себя в те позиции — постоянное обучение, неустанная работа, поиск истины — где удача находит их сама. Каждому из нас следует тратить несколько часов в неделю на поиск и изучение материалов, не имеющих ничего общего с нашей повседневной работой, в области, также не имеющей с нашей работой ничего общего. 33. Под-Я и модульный разум. Вера в то, что у нас есть только одно «я», ложна: на самом деле в нас есть по несколько личностей, или «под-я». Каждый из нас имеет набор функциональных «под-я» — одно используется при общении с друзьями, другое предназначено для самозащиты, третье завоевывает статус, четвертое нужно для поиска партнера, и так далее. 34. Умвельт — идея о том, что мы слепо принимаем реальность вокруг нас. Было бы полезно включить концепцию «умвельт» в общественный лексикон — она хорошо описывает идею об ограниченности знания, недоступности информации и непредвиденных обстоятельствах. 35. Невычисляемый риск. Мы, люди, оцениваем вероятности плохо: наши иррациональные страхи и склонности всегда негативно влияют на наши оценки. Мы придаем слишком большое значение возможности редких крупных событий, иногда происходящих с нами (например, выигрышу в лотерею или авиакатастрофам), но не уделяем большого внимания малым событиям. Принятия правильных решений требует умственного напряжения, но если мы переусердствуем, мы рискуем пойти по контрпродуктивному пути: увеличить стресс и потерять время. Так что лучше поддерживать баланс и играть, принимая здоровый риск». Представленная выше статья очень понятно и достаточно невозмутимо отвечает на вопрос, почему современное человечество стало таким, как оно есть. И если Вы потратите свое время и еще раз внимательно перечитаете эту статью, то наверняка найдете в ней и правильные ответы на другой важный вопрос: «Что делать?». А для особо ленивых читателей автор сделает это сам. Итак, «Самым тяжелым следствием когнитивного смирения можно счесть то, что люди склонны запоминать те вещи, которые согласуются с их убеждениями, независимо от доказательств». В авторской терминологии это звучит примерно так: современные люди не хотят быть «естествоиспытателями», а хотят быть «естествополучателями». Это – самый главный минус современного человечества.

Поехали дальше. «Когда мы имеем слишком много вариантов для выбора, то, какими бы привлекательными и полезными они не были, это может действовать на нас подавляюще: мы не можем найти наилучшее решение и выбрать что-то одно. Поэтому ограничения выгодны — при конечном числе вариантов мы выбираем из предложенного гораздо быстрее». А чтобы ограничить свой выбор нужно, как следует, подумать, но современные люди не хотят и этого (им проще заглянуть в интернет и выбрать наугад). «Нас привлекают те идеи или концепции, которые мы можем легко понять и усвоить: к примеру, культурным аттрактором являются круглые числа, поскольку их легко запомнить и применить в качестве символов для обозначения величин. Однако если нас притягивает та или иная концепция, это вовсе не означает, что она является лучшей для любой ситуации». Как ни грустно, но изменить эту особенность человеческой психики практически невозможно. А теперь, главное — «Циклы объясняют все, особенно на базовом уровне эволюции и биологии, но стоит обращать внимание, какие циклы действуют в данный момент. Вся «магия» когнитивного восприятия зависит, как и сама жизнь, от циклов внутри циклов рекуррентных рефлексивных информационно-трансформационных процессов — от биохимических процессов внутри нейрона до циркадного цикла сна-бодрствования, волн мозговой активности и замирания». И в данный момент времени поколения «главного Заказчика будущего» (люди в возрасте от 24 до 48 лет) всех мировых сообществ выстраивают в своих странах «более традиционные общества» (правда, каждое – по своим меркам). А «консервативное поколение» (люди в возрасте от 48 до 72 лет) им противодействуют. Другими словами, сейчас по всему миру побеждает возврат к традициям, и с этим бесполезно бороться вплоть до 2036 года. «Внешние эффекты — это непреднамеренные положительные и отрицательные побочные эффекты этих взаимодействий. В современном мире внешние эффекты приобретают все большее значение, поскольку действие, произошедшее в каком-либо месте, потенциально может повлиять на другие действия на противоположном конце света». Ну а проще вспомнить один из Мировых законов – «В нашем мире нет ничего случайного, и все зависит от всего». «Поражения способствуют успеху. Неудачи — это не то, чего необходимо избегать, но скорее то, что необходимо культивировать. Мы привыкли воспринимать неудачи как признак слабости и невозможность попробовать снова, и, тем не менее, расцвет Запада связан с терпимостью к неудачам: многие иммигранты, воспитанные в традициях культуры, где ошибок не терпят, достигают успеха, попадая в среду, где поражения приемлемы, следовательно, поражения способствуют успеху». Данный тезис справедлив только тогда, когда поражения сопровождаются победами.

«Мы часто думаем, что определенные стечения обстоятельств могли бы кардинально изменить нашу жизнь, но на самом деле такие факторы, как уровень дохода и здоровья, не свидетельствуют об общем счастье индивидуума. Подобное несоответствие в распределении внимания между вымышленными жизненными обстоятельствами и реальной жизнью является причиной концентрации на иллюзии». Ну а авторской терминологии «концентрация на иллюзии» называется мечтательностью, и в ней нет ничего плохого. Другое дело, что свои мечты надо претворять в жизнь, но очень многие люди ленятся это делать. «Самые значительные прозрения или изобретения являются, как правило, результатом работы нескольких человек. Чаще всего никто ничего не делает в одиночку: каждый опирается на чьи-то плечи. Оглядываясь назад, мы часто обнаруживаем, что, если один ученый не сделал конкретного открытия, хотя и работал над ним, то другой индивид совершил это открытие в течение следующих нескольких месяцев или лет. Есть основания считать, что великие открытия являются частью калейдоскопа открытий и делаются многими людьми сразу». Но не всеми, а только «естествоиспытателями», «естествопотребители» никаких открытий не совершают. «Принимая допущение, что многие из наших теорий «фактически временные и вероятно ошибочные», мы можем услышать и принять чужие идеи». Однако и в этом случае необходимо сделать правильный выбор, а современные люди предпочитают вообще ничего не выбирать. «В играх с нулевой суммой есть явные победитель и проигравший, а в играх с положительной суммой выигрывают все. Рациональный, действующий в собственных интересах игрок в таких играх может принести пользу другому игроку, принимая те же решения, что приносят пользу ему самому».  Отсюда вывод – надо играть лишь в игры с положительной суммой. «Хаотичность — фундаментальный предел нашей интуиции, говорящий, что существуют процессы, которые мы не в состоянии полностью предсказать. Эту концепцию нам воспринять тяжело, несмотря на то, что она является неотъемлемой частью нашего мира. Однако некоторые случайные события, вроде хаотического скопления атомов, настолько абсолютны, что мы можем предсказать итог такой «случайности» с полной определенностью». Тут автору и добавить нечего. «Люди воспринимают себя лучше, чем они есть на самом деле». И это тоже позитивный фактор, ведь восприятие себя, в конечном итоге, «выливается» в построение себя. «Самым важным для людей является скептическое отношение к окружающему миру, а вовсе не принятие того, что мы считаем «истиной». Ну и последнее – «мы, люди, оцениваем вероятности плохо: наши иррациональные страхи и склонности всегда негативно влияют на наши оценки.

Мы придаем слишком большое значение возможности редких крупных событий, иногда происходящих с нами, но не уделяем большого внимания малым событиям. Принятия правильных решений требует умственного напряжения, но если мы переусердствуем, мы рискуем пойти по контрпродуктивному пути: увеличить стресс и потерять время. Так что лучше поддерживать баланс и играть, принимая здоровый риск». В любом случае, жизнь – это и есть ИГРА, а игра невозможна не только без риска, но и без осознания особенностей своей психики. А самой главной особенностью психики современного человечества является его постоянное и непрерывное оглупление. И виноваты в этом САМИ ЛЮДИ-ПОТРЕБИТЕЛИ (для потребления много ума не надо). На этом и закончим, а автор рекомендует Вам, уважаемый читатель, еще раз перечитать представленную выше статью.