Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Душа человека и Мировое сознание

Душа человека и Мировое сознание

Давно мы не поминали психологию, пришла пора сделать это. В прошлой главе мы рассматривали вопросы идеологии, в этой будем рассматривать еще более трудные вопросы, и без знания психологии нам никак не обойтись. Согласно Википедии, психология (от др.-греч. ψυχή «душа; характер»; λόγος «учение») — научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психология объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы. Включает в себя: — фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности; — прикладную психологию, изучающую психические явления в естественных условиях, с опорой на фундаментальную психологию; — практическую психологию — применение психологических знаний на практике. Прикладная психология тесно связана с психиатрией — отраслью медицины, назначением которой является распознавание и лечение психических расстройств, и психотерапией, занимающейся вопросами лечебного воздействия на психику и через психику на организм, направленного на избавление человека от проблем эмоционального, личностного и социального характера. Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии: — Душа (все исследователи до начала XVIII века). — Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер). — Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт). — Приспособляемость (функционализм — Уильям Джеймс). — Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов). Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон). — Бессознательное (глубинная психология: психоанализ — Зигмунд Фрейд, индивидуальная психология — Альфред Адлер, аналитическая психология — Карл Густав Юнг). — Процессы восприятия, формирования и переработки образов и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер). Проблемы бытия человека (гуманистическая психология, включая экзистенциальную психологию — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, онтопсихологию — Антонио Менегетти и позитивную психологию — Мартин Селигман). — Процессы переработки информации информационной системой «мозг», познавательные способности человека (когнитивная психология — Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин, Джон Свитс и другие). Как видите, уважаемый читатель, люди прошлого размышляли над двойственностью сознания человека, и всегда держали в уме Душу человека. И только современные люди, став материалистами, отказались от этой сущности.

Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Методы психологии​: — методы сбора информации (самонаблюдение, наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод); — методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы); — информационные технологии (вычислительные технические средства и программное обеспечение, специализированные для сбора, ввода и обработки психологических данных; программы обработки статистических данных; методы обработки больших данных); — психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности; — методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие); — методы электрофизиологии мозга и отдельных нейронов, на основе электроэнцефалографии, томографии, магнитоэнцефалографии, инфракрасной спектроскопии на длинах волн в 700−900 нанометров, для которых тело человека проницаемо. Как видите, Душа человека перестала быть объектом изучения современной психологии, и произошло это вследствие отсутствия надежных физических методов, пригодных для ее изучения. Сегодня в психологии используют лишь различные методы сбора информации и статистические методы их обработки. А стало быть, это уже не наука, а скорее, искусство («Я – художник, и Я так вижу»). К слову сказать, экспериментальные исследователи-психологи обычно используют статистическую модель проверки гипотез, которая включает в себя прогнозирование перед проведением эксперимента, а затем оценку того, насколько данные подтверждают прогнозы. (Эти предсказания могут исходить из более абстрактной научной гипотезы о том, как на самом деле работает изучаемое явление.) Статистические методы анализа дисперсии используются для того, чтобы отличить уникальные результаты эксперимента от нулевой гипотезы о том, что вариации являются результатом случайных колебаний данных. В психологии широко используемый стандарт придает статистическую значимость результатам, вероятность которых менее чем на 5 % объясняется случайностью.

Классическим и популярным инструментом, используемым для сопоставления умственной и нервной активности, является электроэнцефалограмма (ЭЭГ), техника, использующая усовершенствованные электроды на коже головы человека для измерения изменений напряжения в различных частях мозга. Ханс Бергер, первый исследователь, который использовал ЭЭГ на не вскрытом черепе, обнаружил, что мозгу характерны «мозговые волны»: электрические колебания, которые соответствуют различным состояниям сознания. Впоследствии исследователи усовершенствовали статистические методы для синтеза электродных данных и определили уникальные паттерны мозговых волн, такие как дельта-волны, наблюдаемые в фазе медленного сна. Другими словами, физические методы используются в психологии только для наблюдения за работой головного мозга, хотя (даже без учета работы Души человека) в мышлении принимает участие и центральная, и периферическая нервная система человека. А, например, кишечник человека и вовсе называют «вторым мозгом». И объяснить сей факт становится возможным только в одном случае, если признать существование Души человека, которая непосредственно связана с Мировым сознанием и имеет возможность «перетекать» из одного места расположения в другое. А признав это, мы тут же признаем и существование Мирового сознания. Таким образом, современная психология представляет собой многоотраслевое искусство, а не науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные). Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), исполнительные функции, психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1940 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, психология развития, психология личности, дифференциальная психология, сравнительная психология, социальная психология (включая психологию толпы, психологию мира), политическая психология, клиническая (медицинская) психология, юридическая психология, экономическая психология, военная психология, психология искусства, психология творчества, психология науки, психология спорта, психология религии и многие другие. Положение психологии связано с двумя разноплановыми традициями. Первая представляет собой ее стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая — стремление занять место житейской психологии. Как указывают В. В. Петухов и В. В. Столин, обе цели принципиально недостижимы. В сравнении с житейской психологией «научная психология» представляет собой специальную дисциплину со своим понятийным и методологическим аппаратом для изучения психической жизни. Вместе с этим психология имеет особенности, связанные с тем фактом, что объект ее изучения способен к внутреннему отражению своих состояний. Научная и житейская психология сохраняют принципиальные различия, но при этом взаимосвязаны друг с другом. Психология имеет связь, как с естественными, так и с гуманитарными науками. Связь психологии с естественными науками имеет в своей основе биологическую природу человека. Однако особенностью человека является то, что он является социальным существом, психические явления которого во многом социально обусловлены. По этой причине психологию принято относить к гуманитарным наукам. И в этом плане авторский подход более органичен – искусство всегда является гуманитарным. Отличительной особенностью психологии является совпадение объекта и субъекта познания, то есть необходимость применения в качестве инструмента исследования рефлексии.

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Только в середине XIX века психология стала самостоятельной «наукой». Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество и т.д. А. Г. Маклаков указывает, что, хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций. Идеалистическая философия, по мнению Маклакова, ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Маклаков отмечает, что использование в психологии обоих направлений (материалистического и идеалистического) «наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу». По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемы эпистемологии (философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие). Некоторые теории психологии имеют психолого-философский характер, как, например, теоретические работы неофрейдистов. К примеру, работы Эриха Фромма используются в психологии, социологии и философии. Психология тесно связана и с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно.

Экономическая психология — отрасль психологии об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с: производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Предмет изучения экономической психологии являются — психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений. Выяснилось, что экономическое поведение людей далеко от рационального, которое рассматривалось ранее как единственно верное при изучении экономики, что это поведение существенно определяется психическими факторами. В 2002 году за исследования, выполненные совместно с Амосом Тверски и другими авторами, по установлению когнитивной основы для общих человеческих заблуждений в использовании эвристик, а также для развития теории перспектив лауреатом Нобелевской премии по экономике 2002 года «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности» (совместно с В. Смитом), стал Даниел Канеман несмотря на то, что исследования проводил как психолог, а не как экономист. Лауреатом Нобелевской премии по экономике 2017 года за вклад в область поведенческой экономики стал Ричард Талер. Как ни крути, а во главе всего в нашем мире стоит человек, а во главе самого человека стоит его психика. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества. Вопросы исторического развития психологических явлений также изучает эволюционная психология. Психология тесно связана с биологическими науками, включая медицину. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определенных заболеваний (например, психосоматических). Обратная связь состоит в том, что многие заболевания влияют на психическое состояние человека. Особенно тесная связь у психологии существует с неврологией и психиатрией. Значительное число ученых, сделавших существенный вклад в психологию, по основной своей профессии были неврологами и психиатрами. Именно изучение заболеваний нервной системы и расстройств психики позволило им выявить существенные особенности структуры и функционирования психики и ее связей со структурой и функционированием нервной системы, которые в нормальном состоянии остаются скрытыми или трудно обнаруживаемыми.

Статус научности психологии на протяжении длительного времени является предметом обширных дискуссий. Как отметил в 2005 году член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН А. В. Юревич, паразитируя на сложности предмета и успехах современной психологии, под давлением «здесь-и-теперь-психологию» современного обывателя, широко распространившейся идеологии постмодернизма на ее территорию постоянно вторгаются паранаучные доктрины. Большинство специалистов сходится во мнении, что в настоящее время психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений, методологий и целей. Среди психологов нет консенсуса ни относительно того, насколько научна современная психология, ни относительно того, может ли она быть научной в принципе. Даже среди тех, кто считает возможным приведение психологии к научным стандартам, нет согласия по поводу того, к какому типу наук ее следует отнести. Американский психолог Б. Р. Хегенхан в 2009 году указал, что ученые дают целый ряд ответов на вопрос, является ли психология наукой, и содержание этих ответов зависит от того, кто их дает, и какой аспект психологии при этом подразумевает: — нет, она представляет собой допарадигмальную дисциплину; — нет, ее предмет слишком субъективен, чтобы поддаваться научному исследованию; — нет, но она может и должна стать наукой; — и да, и нет: она частично является наукой, а частично — нет; — да, психология является научной дисциплиной, использующей научную методологию. С другой стороны, еще Поппер полагал, что «доказательство ненаучности и метафизичности теории совсем необязательно делает такую теорию бесполезной и бессмысленной». Т. В. Корнилова и С. Д. Смирнов отметили, что из-за параллельного существования в психологии множества парадигм и постоянного появления новых парадигм создается эффект перманентного кризиса и перманентной революции в данной науке, что, как отмечалось выше, определяется сложностью предмета исследования. Этот факт используется рядом исследователей как основание для заявлений, что психология не является развитой наукой или же вовсе не является наукой. В психологии до настоящего времени не произошло сколько-нибудь полного и четкого размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. В отличие от астрономии и химии, которые полностью отмежевались от астрологии и алхимии, психология проявляет гораздо большую терпимость к парапсихологии и зачастую ассимилирует опыт житейской психологии. И, по мнению автора, это – скорее плюс психологии, а не ее минус. Отмежеваться от прошлых знаний — проще всего, но этот процесс представляет собой «полное отрицание», а не «частичное отрицание», вследствие которого и происходит развитие человечества. Именно таким образом из современной физической науки исчез термин «эфир», а из психологии – термин «Душа». Но отказаться от какого-то термина совсем не означает, что одновременно с отказом, исчезает и сущность, им описываемая. Увы, сущность остается там, где и была, просто люди перестают принимать ее в своих расчетах, вследствие чего расчеты становятся неточными.

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн в 1940 году охарактеризовал психологию с исторической точки зрения следующим образом: «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой». Ранние античные авторы нередко уделяли в своем творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренними конфликтами различных мотивов, нашло свое отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своем трактате «О душе» давшего развернутый анализ предмета психологического исследования. Из восточных ученых внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна). В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле. Представители нового времени (например, Рене Декарт) считали, что тело и душа имеют разную природу — это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу», — писал Декарт. XIX век стал для психологии веком постепенного зарождения ее как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук. Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).

В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив ученых обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи психоанализа Зигмунда Фрейда подверглись критике, развитию и расширению в различных направлениях глубинной психологии, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Густав Юнг (аналитическая психология), а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др. В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «черный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы. В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления. На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделенное свободой воли и стремлением к самоактуализации. Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, возникает психолингвистика. В настоящее время важное значение в изучении психики приобрели методы, базирующиеся на различных видах томографии. Для изучения связей функционирования психики для различных видов психической деятельности при различных условиях со структурой и функционированием мозга применяется функциональная магнитно-резонансная томография. Для изучения психических процессов на молекулярном уровне, в том числе метаболизм, транспорт веществ, лиганд-рецепторные взаимодействия, экспрессия генов и т. д. применяется позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). В частности ПЭТ применяется для исследований участия различных нейромедиаторов в нейрофизиологических и психических процессах.

Американский психолог Стивен Пинкер отмечает, что психологи зачастую игнорируют содержание эмоций и не принимают во внимание способность разума обращаться с различными категориями последних по-разному. Так, по мнению Пинкера, теории памяти и мышления не отличают соображения о людях от соображений о камнях или зданиях; теории эмоций не видят разницы между страхом и гневом, ревностью и любовью; теории социальных отношений не проводят различий между семьей, друзьями, врагами и незнакомцами. Пинкер указывает, что такие темы, как любовь, ненависть, еда, секс, статус, власть, зависть, дружба, религия и др., практически не затрагиваются в учебниках психологии. Одним из самых ярких и авторитетных критиков психологии был русский физиолог, нобелевский лауреат Иван Павлов. Изучая работу нервной системы, Иван Павлов всегда стремился изучать ее строгими методами естествознания, как он сам неоднократно выражался, именно «строго объективно». Академик критиковал психологию как науку из-за отсутствия методов, четких категорий и понятий. Например, в одной из своих лекций И. П. Павлов так писал о препятствиях, связанных с психологической наукой: «Естествознание, в лице физиолога, изучающего высшие отделы центральной нервной системы, можно сказать, бессознательно, незаметно для себя, подчинилось ходячей манере — думать о сложной деятельности животных по сравнению с собой, принимая для их действия те же внутренние причины, которые мы чувствуем и признаем в себе. Итак, физиолог в данном пункте оставил твердую естественнонаучную позицию. И что он приобрел вместо нее? Он взял понятия из того отдела человеческого умственного интереса, который, несмотря на свою наибольшую давность, по заявлению самих его деятелей, не получил еще до сих пор права называться наукой. Психология, как познание внутреннего мира человека, до сих пор сама ищет свои истинные методы. А физиолог взял на себя неблагодарную задачу гадать о внутреннем мире животных. После этого нетрудно понять, что изучение сложнейшей нервной деятельности высших животных почти не трогается с места. Мы совершенно запрещали себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала и т. д. Наконец, нам все явления, которыми мы интересовались, стали представляться в другом виде». Автор согласен с Павловым, без научного мировоззрения психология – не наука. Однако прежде, чем внедрять в нее научное мировоззрение, необходимо вернуть туда и отвергнутые материалистами термины – «эфир», «единый и всемогущий Бог» и «Душа человека». Что такое эфир? По мнению автора – это вездесущая, всюду проникающая и трудно обнаруживаемая материальная сущность, и более всего (на сегодняшний день), на эту роль подходят нейтрино. Ну а главным свойством любой материи (ее оборотной стороной) является сознание. Если принять эти условия за аксиому, то «единый и всемогущий Бог» — это то же самое, что и «Мировое сознание», и это Мировое сознание принадлежит всей нашей Вселенной.

Что же такое – Душа человека? По мнению автора, Душа человека – это самостоятельная составная часть Мирового сознания, базирующая (во время жизни) внутри организма человека и вблизи него, и не имеющая определенного места базирования после смерти человека. Общеизвестно, что на нейтрино оказывает сильное влияние магнитное поле, а наибольшая интенсивность собственного магнитного поля в организме человека наблюдается в районе сердца. Оттого человек и выбрал в качестве основного места базирования своей Души – именно сердце, хотя собственным магнитным полем обладает, еще и головной мозг человека, как и весь остальной организм (правда, в меньшей степени). Сознанием обладает любая материя нашего мира, однако управлять своим сознанием могут только сложные живые организмы, которые имеют свое собственное (непременно переменное) магнитное поле. Всю остальную материю люди называют неодушевленной, хотя душа (сознание) есть и у нее, но она не может управлять своим сознанием. Однако в масштабах звездных систем и галактик даже неодушевленная материя зачастую имеет свое собственное переменное магнитное поле (как, например, у звезд и «живых планет»), и, следовательно, может управлять своим сознанием, правда, это происходит со значительно меньшей скоростью, чем у живых организмов. Так, например, магнитное поле нашей планеты постоянно изменяется, но происходит это достаточно медленно. В любом случае, автор вполне способен употреблять здесь такие психологические выражения, как «мироздание догадалось, захотело, пожелало» и т. д. Как видите, уважаемый читатель, Павлов распространил подобные «психологические выражения» среди животного мира, а автор этого сайта распространил их и среди неодушевленной материи макрокосмоса. И мироздание для него – то же самое, что и наша Вселенная – огромное живое существо, обладающее собственным сознанием. Экспериментально проверить эту догадку вряд ли возможно (по крайней мере, сейчас), но и отвергнуть ее невозможно. А потому, вопросы психологии – это, прежде всего, вопросы Веры, а не разума. Именно по этой причине, автор и называет психологию – искусством, а не наукой. В любом случае, без учета взаимодействия и влияния «Души человека» на его «земное сознание» (и наоборот), мы сильно обедняем психологию и превращаем ее из истинного искусства в какой-то абстракционизм. Кстати, согласно Википедии, абстракциониизм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») ненарративное искусство или в английской терминологии Abstract Art — искусство, отказавшееся от нарратива. Абстрактное искусство проявляется не только в живописи и скульптуре, но и во всех остальных видах искусства, например, в музыке. Абстрактный язык в искусстве появился в самые древние времена, о чем свидетельствуют абстрактные орнаменты на поверхностях древнейших артефактов. До сих пор дискуссионным остается вопрос, что появилось раньше, абстрактное или реалистическое искусство. Однако в «чистом искусстве» этот вопрос не так важен, как в психологии, стремящейся стать наукой. На этом и закончим.