Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Эфир

Эфир

В предыдущей главе мы с Вами лишь чуть-чуть коснулись вопросов, касающихся эфира, а здесь автор предлагает рассмотреть их с самых различных сторон. Ну а начнем со статьи — «ГЕНЕРАТОР БЕЗ ТОПЛИВА запущен в производство. Но Глобальный Запрет на БТГ и критику Эйнштейна не снят» (источник: https://www.kramola.info/video/neobyknovennoe/generator-bez-topliva-zapushchen-v-proizvodstvo-no-globalnyy-zapret-na-btg-i). «Посмотрев на бытовую и цифровую технику вокруг себя, каждый из нас думает, что технология переменного тока – вершина технической эволюции. Но мы до сих пор очень мало знаем о природе электричества. Что же тогда говорить об эфире, теория которого разрабатывалась как противовес Эйнштейновскому релятивизму. Учеными установлен факт, что при своем движении в космосе Земля теряет часть вещества атмосферы. Тем не менее, атмосфера у планеты остается, а это означает, что потерянное вещество восстанавливается. Это верно и для других веществ образующих нашу планету. Такими фактами синтеза веществ, стало восстановление нефти в выработанных скважинах. Оказалось, что в давно открытых месторождениях добыто 150% нефти от ранее подсчитанных запасов. И таких мест на Земле оказалось очень много: Грузия, Карпаты, Южная Америка. В России Ромашкинское нефтяное месторождение, открытое более 70 лет назад, входит в десятку супергигантских по международной классификации. Оно считалось выработанным на 80%, но каждый год запасы в нем пополняются на 1,5–2 млн. тонн. По новым расчетам, нефть можно будет добывать до 2200 года и это не предел. На Старых нефтяных промыслах Грозного первая скважина была пробурена в конце 19 века, а к середине прошлого выкачано 100 млн. тонн нефти. Позднее месторождение сочли истощенным, а спустя 50 лет запасы стали восстанавливаться. Так что синтез элементов на нашей планете не является чудом или аномалией – это закономерное явление. Вода синтезируется при определенных условиях и в определенных областях неоднородности нашей планеты. Круговорот воды в природе, несомненно, существует, но это процесс преобразования материи, или материализации из эфира, как сказали бы некоторые. Еще Вернадский предполагал, что в земной коре происходит распад одних и синтез других веществ. В 1911 году он выступил с докладом «О газовом обмене земной коры» в Петербурге на Втором Менделеевском съезде. Кстати, у Менделеева в таблице Эфир первоначально находился в самом начале таблицы. Еще один великий ученый начала двадцатого века Никола Тесла, напротив, предполагал, что эфир – это высокоплотная материя, а не газ. Концепция эфира, как присутствующего везде и всюду, и влияющего на наш материальный мир, но не воспринимаемого органами чувств, существовала с глубокой древности: от представлений в восточных учениях, до философии Древней Греции.

Уже в более поздние времена Рене Декарт перевел понятие эфира из философско-религиозной плоскости в научную. А позднее, с развитием оптики, опытным путем было выяснено, что свет имеет волновую природу. Так девятнадцатый и начало двадцатого века стали временами расцвета многочисленных теорий и моделей эфира. И теория эфира вовсе не угасла сама по себе, а была уничтожена. К примеру, еще в 1922 году на своей 100-летней годовщине немецкое научное общество приняло решение исключить критику теории относительности в официальной академической среде. В результате, в Германии введен запрет на критику релятивизма (теории относительности) в академической прессе и в процессе образования. Запрет этот, с 1922 года действует и сейчас. Та же позиция была подтверждена нацистским правительством уже после начала Второй Мировой в 1940-ом году в Мюнхене, где вышло постановление о признании теории относительности в качестве фундамента для развития физической науки. И это несмотря на национальность «отца релятивизма». После падения нацизма в 1945-м, критика теории относительности приравнивалась к отрицанию холокоста и антисемитизму лично Эйнштейном. «Особая форма антисемитизма» говорил он. А что же в Советском союзе? С 1922 года Эйнштейн становится членом-корреспондентом Российской Академии Наук, а с 1926 почетным иностранным членом АН СССР. И даже такой крупный ученый СССР как А. К. Тимирязев после доклада на 5-м съезде физиков об опытах американского физика Д. К. Миллера, которые опровергали теории Эйнштейна, был подвергнут остракизму со стороны сторонников теории относительности, а именно именитыми советскими учеными-релятивистами Иоффе, Таммом, Френкелем, Ландсбергом и Мандельштаммом. В 1930-м году «Главнаука» закрыло Физическое общество, осталась лишь Ассоциация физиков, руководимая Иоффе. В 1934 году выходит специальное постановление ЦК ВКП(б) по дискуссии о релятивизме, в котором все противники теории относительности были отнесены либо к «правым уклонистам», либо к «меньшевиствующим идеалистам». С 1938-го АН СССР не финансировала никаких научных работ, которые хотя бы в чем-то противоречили теории относительности. И, как кульминация, в 1964 году Президиум АН СССР издает закрытое постановление, запрещающее всем научным советам, журналам, научным кафедрам принимать, рассматривать, обсуждать и публиковать работы, критикующие теорию А. Эйнштейна. И теория эфира вовсе не угасла сама по себе, а была уничтожена».

А что же по поводу эфира думают авторы Википедии? Давайте посмотрим. Согласно Википедии, эфир — гипотетическая всепроникающая среда, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны (в том числе как видимый свет). Концепция светоносного эфира была выдвинута в XVII веке Рене Декартом и получила подробное обоснование в XIX веке в рамках волновой оптики и электромагнитной теории Максвелла. Эфир рассматривался также как материальный аналог ньютоновского абсолютного пространства. Существовали и другие варианты теории эфира. В конце XIX века в теории эфира возникли непреодолимые трудности, вынудившие физиков отказаться от понятия эфира и признать электромагнитное поле самодостаточным физическим объектом, не нуждающимся в дополнительном носителе. Абсолютная система отсчета была упразднена специальной теорией относительности. Неоднократные попытки отдельных ученых возродить концепцию эфира в той или иной форме (например, связать эфир с физическим вакуумом) успеха не имели. Из немногочисленных дошедших до нас трудов древнегреческих ученых можно понять, что эфир тогда понимался как особое небесное вещество, «заполнитель пустоты» в Космосе. Платон в диалоге «Тимей» сообщает, что Бог создал мир из эфира. Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» упоминает, что «эфир питает созвездия», то есть светила состоят из сгущенного эфира. Иначе представлял эфир Анаксагор — по его мнению, эфир похож на земной воздух, только более горячий, сухой и разреженный. Несколько более подробная картина изложена в трудах Аристотеля. Он также считал, что планеты и другие небесные тела состоят из эфира (или квинтэссенции), который есть «пятый элемент» природы, причем, в отличие от остальных (огня, воды, воздуха и земли), вечный и неизменный. Аристотель писал: «Солнце не состоит из огня; оно есть огромное скопление эфира; теплота Солнца причиняется действием его на эфир во время обращения вокруг Земли». Эфир также заполняет весь внеземной Космос, начиная со сферы Луны; из приведенной цитаты можно сделать вывод, что эфир Аристотеля передает свет от Солнца и звезд, а также тепло от Солнца. Аристотелевское понимание термина переняли средневековые схоласты; оно продержалось в науке до XVII века.

Подробно разработанная гипотеза о существовании физического эфира была выдвинута в 1618 году Рене Декартом и впервые изложена в труде «Мир, или трактат о свете» (1634), а позже развита и опубликована в «Первоначалах философии» (1644). Декарт впервые четко утверждал наличие у мирового эфира обычных механических свойств вещества и возродил в новой физике, таким образом, понятие эфира в духе Анаксагора (вместо дискредитированного к этому времени аристотелева эфира как «небесного» элемента). Понятие мирового эфира в интерпретации Декарта удерживалось вплоть до начала XX века. В соответствии со своей (картезианской) натурфилософией Декарт рассматривал всю Вселенную как неопределенно протяженную материю, принимающую различные формы под действием присущего ей движения. Декарт отрицал пустоту и считал, что все пространство заполнено первоматерией или ее производными. Первоматерию он представлял как абсолютно плотное тело, каждая из частей которого занимает часть пространства, пропорциональную ее величине: она не способна к растяжению или сжатию и не может занимать одно и то же место с другой частью материи. Эта материя способна к делению на части любой формы под действием приложенной силы, и каждая из ее частей может обладать любым допустимым движением. Частицы материи сохраняют свою форму, пока у них имеется приобретенное движение. При потере движения частицы способны к объединению. Он предполагал, что под действием приложенной силы частицы первоматерии стачивали свои углы в различных кругообразных движениях. Образовавшиеся сферы формировали вихри, а осколки заполняли промежутки между ними. Невидимый эфир Декарта заполнял все свободное от материи пространство Вселенной, однако не оказывал сопротивления при движении в нем вещественных тел. Декарт разделил «эфирные материи» по их свойствам на три категории.

  1. Элемент огня — самая тонкая и самая проникающая жидкость, сформированная в процессе стачивания частиц материи. Частицы огня самые маленькие и обладают самой большой скоростью. Они разнообразно делятся при столкновении с другими телами и заполняют все промежутки между ними. Из них состоят звезды и Солнце.

2.Элемент воздуха — сферы, которые формируют тончайшую жидкость по сравнению с видимой материей, но в отличие от элемента огня обладают известной величиной и фигурой благодаря наличию осевого вращения. Это вращение позволяет сохранять форму частицы даже в состоянии покоя относительно окружающих тел. Из этих частиц состоит космос, не занятый звездами или планетами, и они образуют собственно светоносный эфир.

3.Элемент земли — крупные частицы первоматерии, движения в которых очень малы или полностью отсутствуют. Из этих частиц состоят планеты.

Механические свойства эфира, а именно абсолютная твердость частиц второго элемента и их плотное прилегание друг к другу, способствуют мгновенному распространению изменений в них. Когда импульсы изменений достигают Земли, они воспринимаются нами в качестве тепла и света. Изложенную систему мира Декарт применил для объяснения не только световых, но и других явлений. Причину тяжести (которую он считал присущей только земным предметам) Декарт видел в давлении окружающих Землю эфирных частиц, которые движутся быстрее самой Земли. Магнетизм вызван циркуляцией вокруг магнита двух встречных потоков мельчайших винтообразных частиц с противоположной резьбой, поэтому два магнита могут не только притягиваться, но и отталкиваться. За электростатические явления аналогично ответственны частицы лентообразной формы. Декарт построил также оригинальную теорию цвета, по которой разные цвета получаются из-за разных скоростей вращения частиц второго элемента. Учение Декарта о свете было существенно развито Гюйгенсом в его «Трактате о свете» (Traité de la lumière, 1690). Гюйгенс рассматривал свет как волны в эфире и разработал математические основы волновой оптики. В конце XVII века были открыты несколько необычных оптических явлений, которые следовало согласовать с моделью светоносного эфира: дифракция (1665, Гримальди), интерференция (1665, Гук), двойное лучепреломление (1670, Эразм Бартолин, изучено Гюйгенсом), оценка скорости света (1675, Ремер). Наметились два варианта физической модели света: Эмиссионная (или корпускулярная) теория: свет есть поток частиц, излучаемых источником. В пользу этого мнения говорила прямолинейность распространения света, на которой основана геометрическая оптика, однако дифракция и интерференция плохо укладывались в эту теорию. Волновая: свет есть всплеск в эфире. Надо принять во внимание, что под волной тогда понимали не бесконечное периодическое колебание, как в современной теории, а одиночный импульс; по этой причине объяснения световых явлений с волновых позиций были неправдоподобны. Интересно отметить, что концепция светоносного эфира Декарта-Гюйгенса стала вскоре общепринятой в науке и не пострадала от развернувшихся в XVII-XVIII веках споров картезианцев и атомистов, а также сторонников эмиссионной и волновой теории. Даже Исаак Ньютон, склонявшийся скорее к эмиссионной теории, допускал, что в указанных эффектах принимает участие и эфир. В трудах Ньютона эфир упоминается очень редко (в основном в ранних работах), хотя в личных письмах он иногда позволял себе «измышлять гипотезы» о возможной роли эфира в оптических, электрических и гравитационных явлениях.

В последнем абзаце своего основного труда «Математические начала натуральной философии» Ньютон пишет: «Теперь следовало бы кое-что добавить о некоем тончайшем эфире, проникающем все сплошные тела и в них содержащемся». Далее он перечисляет предполагавшиеся в тот период примеры физической роли эфира. Частицы тел при весьма малых расстояниях взаимно притягиваются, а при соприкосновении сцепляются, наэлектризованные тела действуют на большие расстояния, как отталкивая, так и притягивая близкие малые тела, свет испускается, отражается, преломляется, уклоняется и нагревает тела, возбуждается всякое чувствование, заставляющее члены животных двигаться по желанию, передаваясь именно колебаниями этого эфира от внешних органов чувств мозгу и от мозга мускулам. Ньютон, однако, никак не комментирует все эти гипотезы, ограничившись замечанием: «Но это не может быть изложено вкратце, к тому же нет и достаточного запаса опытов, коими законы действия этого эфира были бы точно определены и показаны». Благодаря авторитету Ньютона, эмиссионная теория света в XVIII веке стала общепринятой. Эфир рассматривался не как носитель, но как переносчик световых частиц, а преломление и дифракцию света объясняли изменением плотности эфира — вблизи тел (дифракция) или при переходе света из одной среды в другую (преломление). В целом эфир как часть системы мира отошел в XVIII веке на задний план, однако теория эфирных вихрей сохранилась. С открытием Максвеллом уравнений классической электродинамики теория эфира получила новое содержание. В ранних работах Максвелл использовал гидродинамические и механические модели эфира, однако подчеркивал, что они служат только для пояснения с помощью наглядной аналогии. Необходимо иметь в виду, что векторного анализа тогда еще не существовало, и гидродинамическая аналогия понадобилась Максвеллу, в первую очередь, для разъяснения физического смысла дифференциальных операторов (дивергенция, ротор и др.). Например, в статье «О Фарадеевых силовых линиях» (1855) Максвелл пояснил, что используемая в модели воображаемая жидкость «представляет собой исключительно совокупность фиктивных свойств, составленную с целью представить некоторые теоремы чистой математики в форме, более наглядной и с большей легкостью применимой к физическим задачам, чем форма, использующая чисто алгебраические символы». Позднее (с 1864 года) Максвелл исключил из своих трудов рассуждения по аналогии. Конкретных моделей эфира Максвелл не разрабатывал и не опирался на какие-либо свойства эфира, кроме способности поддерживать ток смещения, то есть перемещение электромагнитных колебаний в пространстве.

Когда эксперименты Г. Герца подтвердили теорию Максвелла, эфир стал рассматриваться как общий носитель света, электричества и магнетизма. Волновая оптика превратилась в органичную часть теории Максвелла, и возникла надежда построить физическую модель эфира на этом фундаменте. Исследованиями в этой области занимались крупнейшие ученые мира. Часть из них (например, сам Максвелл, Умов и Гельмгольц), хотя писала о свойствах эфира, фактически изучала свойства электромагнитного поля. Другая часть (например, Д. Г. Стокс, У. Томсон) пыталась раскрыть природу и свойства собственно эфира — оценить давление в нем, плотность его массы и энергии, связать с атомной теорией. В трудах Д. И. Менделеева этот вопрос имеет непосредственное отношение к осмыслению им физических причин периодичности. Поскольку свойства элементов пребывают в периодической зависимости от атомных весов (массы), ученый предполагал использовать эти закономерности для решения настоящей проблемы, — определяя причины сил тяготения и благодаря изучению свойств передающей их среды. Как уже отмечено, предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию. В контексте таких представлений исследования сильно разреженных газов представлялось возможным путем к детерминации названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира». В одной из своих гипотез Д. И. Менделеев руководствовался тем, что специфическим состоянием сильно разреженных газов воздуха мог оказаться «эфир» или некий неизвестный инертный газ с очень малым весом, то есть наилегчайший химический элемент. Ученый пишет на оттиске из «Основ химии», на эскизе периодической системы 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; в рабочей тетради 1874 года он более ясно высказывает свои соображения: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир!». Но в его публикациях той поры эти мысли не нашли отражения. Открытие в конце XIX века инертных газов актуализировало вопрос о химической сущности мирового эфира. По предложению Уильяма Рамзая Менделеев включает в периодическую таблицу нулевую группу, оставляя место для более легких, чем водород, элементов. По мнению Менделеева, группа инертных газов могла быть дополнена коронием и легчайшим, пока неизвестным элементом, названным им ньютонием, который и составляет мировой эфир.

Свои взгляды в апреле 1902 года он развернуто излагает в эссе «Попытка химического понимания мирового эфира» (опубликовано на английском языке в 1904 году, на русском — в 1905 году). В заключительной части этого труда Д. И. Менделеев пишет: Представляя эфир газом, обладающим указанными признаками и относящимся к нулевой группе, я стремлюсь прежде всего извлечь из периодического закона то, что он может дать, реально объяснить вещественность и всеобщее распространение эфирного вещества повсюду в природе и его способность проникать все вещества не только газо- или парообразные, но и твердые и жидкие, так как атомы наиболее легких элементов, из которых состоят наши обычные вещества, все же в миллионы раз тяжелее эфирных и, как надо думать, не изменят сильно своих отношений от присутствия столь легких атомов, каковы атомы или эфирные. Понятно само собой, что вопросов является затем и у меня самого целое множество, что на большую часть из них мне кажется невозможным отвечать, и что в изложении своей попытки я не думал ни поднимать их, ни пытаться отвечать на те из них, которые мне кажутся разрешимыми. Писал не для этого свою «попытку», а только для того, чтобы высказаться в таком вопросе, о котором многие, знаю, думают, и о котором надо же начать говорить. Еще в ранних своих работах Д. И. Менделеев пришел к методологическим принципам и положениям, получившим развитие в его последующих исследованиях. Он стремится подходить к решению того или иного вопроса, следуя этим общим принципам, создавая философскую концепцию, в пределах которой будет проводиться анализ конкретных данных. Это характерно и для исследований, касающихся данной темы, которые выразились результатами, к ней прямого отношения не имеющими. Движимый идеей обнаружения эфира, Д. И. Менделеев экспериментально начал изучать разреженные газы, и, занимаясь этой темой, сформулировал или подтвердил положения кинетической теории и термодинамики, теоретически обосновал условия поведения сжатых газов, получил уравнение идеального газа, содержащее выведенную им универсальную газовую постоянную, и получил вириальные разложения, которые находятся в полном соответствии с первыми приближениями в известных сейчас уравнениях для реальных газов. Очень ценным, но несколько преждевременным, было предложение Д. И. Менделеева о введении термодинамической шкалы температур.

В период 1892-1904 Хендрик Лоренц разработал теорию «электрон-эфира», в которой он ввел строгое разделение между веществом (электронами) и эфиром. В его модели эфир совершенно неподвижен и не приводится в движение весомой материей. В отличие от более ранних электронных моделей электромагнитное поле эфира выступает в качестве посредника между электронами, и изменения в этом поле не могут распространяться быстрее скорости света. Фундаментальной концепцией теории Лоренца в 1895 году была «теорема соответствующих состояний» для членов порядка v/c. В этой теореме утверждается, что наблюдатель, движущийся относительно эфира, делает те же наблюдения, что и покоящийся наблюдатель (после подходящей замены переменных). Лоренц заметил, что необходимо изменить пространственно-временные переменные при смене систем отсчета и ввести два понятия: физическое Лоренцево сокращение (1892), чтобы объяснить эксперимент Майкельсона-Морли; математическое понятие локального времени (1895), чтобы объяснить аберрацию света и опыт Физо. Это привело к формулировке так называемых преобразований Лоренца Лармором (1897, 1900) и Лоренцом (1899, 1904), где (это было отмечено Лармором) полная формулировка локального времени сопровождается определенным замедлением времени электронов, движущихся в эфире. Как позже заметил Лоренц (1921, 1928), он считал время, обозначенное часами, покоящимися в эфире как «истинное» время, тогда как локальное время рассматривалось им как эвристическая рабочая гипотеза и чисто математический прием. Поэтому теорема Лоренца рассматривается современными авторами как математическое преобразование из «реальной» системы, покоящейся в эфире, в «фиктивную» систему в движении. Работа Лоренца была математически обоснована и усовершенствована Анри Пуанкаре, который сформулировал универсальный Принцип относительности и пытался согласовать его с электродинамикой. Он объявил одновременность не более чем удобным соглашением, которое зависит от скорости света, благодаря чему постоянство скорости света было бы полезным постулатом для того, чтобы сделать законы природы максимально простыми. В 1900 и 1904 годах он физически интерпретировал локальное время Лоренца как результат синхронизации часов с помощью световых сигналов. В июне и июле 1905 года он объявил принцип относительности общим законом природы, включая гравитацию. Пуанкаре исправил некоторые ошибки Лоренца и доказал лоренц-инвариантность уравнений электродинамики. Тем не менее, он использовал понятие эфира как реальную, но совершенно необнаружимую среду, и различал кажущееся и реальное время, поэтому большинство историков науки считают, что Пуанкаре не смог создать специальную теорию относительности.

В течение XVII-XIX веков были сделаны многочисленные попытки связать эфир с гравитацией и подвести физическую основу под ньютоновский закон всемирного тяготения. Исторические обзоры упоминают более 20 таких моделей разной степени разработанности. Чаще других высказывались следующие идеи. Гидростатическая модель: поскольку эфир, как считалось, скапливается внутри материальных тел, его давление в пространстве между телами ниже, чем в удалении от этих тел. Избыточное давление сбоку «подталкивает» тела друг к другу. Тяготение есть результат распространения через эфир колебаний («пульсаций») атомов вещества. В эфире имеются «источники» и «стоки», и их взаимовлияние проявляется как тяготение. Эфир содержит множество беспорядочно движущихся микрочастиц (корпускул), и тяготение двух тел возникает из-за того, что каждое тело «экранирует» другое от этих частиц, тем самым создавая дисбаланс сил (подталкивающих корпускул получается больше, чем расталкивающих). Все эти модели подверглись аргументированной критике и не смогли добиться широкого научного признания. Впервые эта модель была опубликована в списке проблем и вопросов, которые Ньютон поместил в конце своего труда «Оптика» (1704). Сам Ньютон ни разу не выступил в поддержку такого подхода, ограничившись известным высказыванием: «Причину этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю». Другой вариант этой модели предложил Роберт Гук: притяжение вызывают колебания атомов, передающиеся от тела к телу через эфир. Эта мысль получила развитие в XIX веке в виде «пульсационных» теорий. Среди «пульсационных» теорий наиболее видное место занимает модель норвежского физика Карла Бьеркнеса, который одним из первых попытался создать единую теорию всех полей. Публикации Бьеркнеса (1870-е годы) развивали следующую идею: тела в эфире ведут себя подобно синхронно пульсирующим телам в несжимаемой жидкости, между которыми, как известно, возникает притяжение, обратно пропорциональное квадрату расстояния. Концепцию Бьеркнеса поддержали английские физики Фредерик Гатри (Frederick Guthrie) и Уильям Хикс (William Mitchinson Hicks), последний теоретически описал «отрицательную материю», чьи атомы колеблются в противофазе, и антигравитацию. В 1909 году теория Бьеркнеса была развита Чарльзом Бертоном (Charles V. Burton), который приписал пульсации электронам внутри тел. В 1728 году английский астроном Брэдли открыл аберрацию света: все звезды описывают на небосводе малые круги с периодом в один год. С точки зрения эфирной теории света это означало, что эфир неподвижен, и его кажущееся смещение (при движении Земли вокруг Солнца) по принципу суперпозиции отклоняет изображения звезд. Френель, однако, допускал, что внутри движущегося вещества эфир частично увлекается. Эта точка зрения, казалось, нашла подтверждение в опытах Физо.

В 1892 году Г. Лоренц и независимо от него Дж. Фицджеральд предположили, что эфир неподвижен, а длина любого тела сокращается в направлении его движения, из-за чего «эфирный ветер» становится сложнее обнаружить. Оставался, однако, неясным вопрос — отчего длина сокращается в точности в такой степени, чтобы сделать обнаружение эфира (точнее, движения относительно эфира) невозможным. В это же время были открыты преобразования Лоренца, которые вначале посчитали специфическими для электродинамики. Эти преобразования объясняли лоренцево сокращение длины, но были несовместимы с классической механикой, основанной на преобразованиях Галилея. Анри Пуанкаре показал, что преобразования Лоренца эквивалентны принципу относительности для электромагнитного поля; он считал, что эфир существует, но принципиально не может быть обнаружен. Физическая сущность преобразований Лоренца раскрылась после работ Эйнштейна. В статье 1905 года Эйнштейн рассмотрел два постулата: всеобщий принцип относительности и постоянство скорости света. Из этих постулатов сразу вытекали преобразования Лоренца (уже не только для электродинамики), сокращение длины и относительность одновременности событий. Эйнштейн указал в этой же статье на ненужность эфира, поскольку никаких разумных физических атрибутов приписать ему не удалось, а все то, что считалось динамическими свойствами эфира, вобрала в себя кинематика специальной теории относительности (СТО). С этого момента электромагнитное поле стало рассматриваться не как энергетический процесс в эфире, а как самостоятельный физический объект. Новые представления победили не сразу, ряд физиков еще несколько десятилетий после 1905 года делали попытки восстановить доверие к эфирной модели. Дейтон Миллер в 1924 году объявил, что обнаружил «эфирный ветер». Другие физики пытались использовать для доказательства существования эфира эффект Саньяка, однако это явление полностью объясняется в рамках теории относительности. Главной причиной, по которой физическое понятие эфира было отвергнуто, стал тот факт, что это понятие после разработки СТО оказалось излишним. Из других причин можно назвать противоречивые атрибуты, приписываемые эфиру — неощутимость для вещества, поперечная упругость, немыслимая по сравнению с газами или жидкостями скорость распространения колебаний и др. Дополнительным аргументом стало доказательство дискретной (квантовой) природы электромагнитного поля, несовместимое с гипотезой непрерывного эфира.

В своей статье «Принцип относительности и его следствия в современной физике» (1910) А. Эйнштейн детально объяснил, почему концепция светоносного эфира несовместима с принципом относительности. Рассмотрим, например, магнит, движущийся поперек замкнутого проводника. Наблюдаемая картина зависит только от относительного движения магнита и проводника и включает появление в последнем электрического тока. Однако с точки зрения теории эфира в разных системах отсчета картина существенно разная. В системе отсчета, связанной с проводником, при перемещении магнита меняется напряженность магнитного поля в эфире, вследствие чего создается электрическое поле с замкнутыми силовыми линиями, в свою очередь создающее ток в проводнике. В системе отсчета, связанной с магнитом, электрическое поле не возникает, а ток создается прямым действием изменения магнитного поля на электроны движущегося проводника. Таким образом, реальность процессов в эфире зависит от точки наблюдения, что в физике недопустимо. Позже, после создания общей теории относительности (ОТО), Эйнштейн предложил возобновить применение термина, изменив его смысл, а именно — понимать под эфиром физическое пространство ОТО. В отличие от светоносного эфира, физическое пространство не субстанционально (например, нельзя приписать точкам пространства собственное движение и самоидентичность), поэтому для пространства, в отличие от эфира Лоренца-Пуанкаре, не возникает трудностей с принципом относительности. Однако большинство физиков предпочло не возвращаться к использованию уже упраздненного термина. Лауреат Нобелевской премии по физике Роберт Б. Лафлин так сказал о роли эфира в современной теоретической физике: Как это ни парадоксально, но в самой креативной работе Эйнштейна (общей теории относительности) существует необходимость в пространстве как среде, тогда как в его исходной предпосылке (специальной теории относительности) необходимости в такой среде нет… Слово «эфир» имеет чрезвычайно негативный оттенок в теоретической физике из-за его прошлой ассоциации с оппозицией теории относительности. Это печально, потому что оно довольно точно отражает, как большинство физиков на самом деле думают о вакууме… Теория относительности на самом деле ничего не говорит о существовании или несуществовании материи, пронизывающей вселенную… Но мы не говорим об этом, потому что это табу.

Как видите, уважаемый читатель, наука постоянно развивается, и с каждым годом появляются все новые и новые экспериментальные факты, которые требуют своего объяснения. И объяснить их можно двояко – и с помощью теории относительности Эйнштейна, и с помощью теории эфира. Однако современные ученые выбрали для себя только одну теорию Эйнштейна, хотя даже тот использовал в своих работах термин «эфир». По мнению автора, это произошло по той простой причине, что ученые стали «слишком материалистичны». Попробую объяснить, что имею в виду. Если древние мыслители (Платон, Анаксагор, Аристотель и др.) смотрели на окружающий мир широко и не отделяли сознание от материи, то современные ученые рассматривают исключительно материю, хотя и используют для этого свое сознание. А для описания одной только материи эфир, действительно, не нужен – он становится лишним. Зато для описания эффектов, связанных с сознанием (правило «сотой обезьяны», эгрегоры, менталитет и т.д.), теории относительности Эйнштейна становится явно недостаточно (она «заточена» только на материю). А вот теория эфира позволяет объяснить и эти эффекты. На этом сайте мы с Вами рассматриваем окружающий нас мир как раз с позиций древних мыслителей, и сознание занимает здесь даже больше места, чем материя. Вот потому, нам и не обойтись без эфира. Раз наша Вселенная обладает сознанием, значит, вся она должна быть пронизана материальными носителями этого сознания (именно эту сущность автор и называет эфиром). И лучше всего для этого приспособлены нейтрино. А главные их особенности заключаются в следующем. Во-первых, они вечны и неуничтожимы, как и сама Вселенная. Во-вторых, они обладают такой малой величиной сечения взаимодействия друг с другом и с другими материальными частицами, что могут пролетать и сквозь материю, и сквозь друг друга. В-третьих, за время эволюции нашей Вселенной нейтрино накопилось в ней даже больше, чем их там может поместиться. И, наконец, в-четвертых, после соударения друг с другом нейтрино возбуждаются (резко увеличивается величина их сечения взаимодействия) и передают это возбуждение следующей соударяющейся частице. Причем, это «возбуждение» сохраняется у нейтрино достаточно большое время. Именно эти обстоятельства и позволяют им практически мгновенно переносить информацию на огромные расстояния (в виде дополнительного импульса движения) и запоминать эту информацию.

А теперь пару слов о том, что касается материи. Спросите у любого современного ученого (почитателя теории относительности Эйнштейна), как, по его мнению, из «фотонов первовзрыва» (к слову сказать, не обладающих массой покоя) образовались материальные частицы? Вразумительного ответа Вы точно не получите! А теория эфира может ответить и на этот вопрос. Как мы выяснили чуть выше, нейтрино могут одновременно находиться в одном и том же месте, иначе говоря — друг в друге (как матрешка в матрешке). При этом они (как и матрешки) должны соответствовать друг другу (матрешка, находящаяся в другой матрешке, должна быть меньше по размеру) и непременно влиять друг на друга. А, кроме того, нейтрино, время от времени, превращаются (на короткое время) в виртуальные заряженные частицы. Таким образом, мы можем «составить» из нескольких разных нейтрино любую элементарную частицу, предусмотренную современной теоретической моделью микромира (стандартной моделью — теоретической конструкцией в физике элементарных частиц, описывающей электромагнитное, слабое и сильное взаимодействие всех элементарных частиц). А стало быть, и ответить на поставленный выше вопрос. Согласно стандартной модели, все вещество состоит из 12 фундаментальных квантовых полей спина ½, квантами которых являются фундаментальные частицы-фермионы, которые можно объединить в три поколения фермионов: 6 лептонов (электрон, мюон, тау-лептон, электронное нейтрино, мюонное нейтрино и тау-нейтрино), 6 кварков (u, d, s, c, b, t) и 12 соответствующих им античастиц. Кварки участвуют в сильных, слабых и электромагнитных взаимодействиях; заряженные лептоны (электрон, мюон, тау-лептон) — в слабых и электромагнитных; нейтрино — только в слабых взаимодействиях. Все три типа взаимодействий возникают как следствие постулата, что наш мир симметричен относительно трех типов калибровочных преобразований. Частицами-переносчиками взаимодействий являются бозоны: — 8 глюонов для сильного взаимодействия (группа симметрии SU(3)); — 3 тяжелых калибровочных бозона (W+, W−, Z0) для слабого взаимодействия (группа симметрии SU(2)); — один фотон для электромагнитного взаимодействия (группа симметрии U(1)). Как видите, авторский взгляд на микромир отличается от стандартной модели лишь одним – и лептоны, и кварки, и бозоны у автора являются составными и «собраны» из нескольких различных «кирпичиков». Так это или нет, доказать и опровергнуть — невозможно, а стало быть, и спорить по этому поводу мы не будем.