Апокалипсис, как он есть
Предлагаю Вашему вниманию Новую русскую сказку из сборника «Дюжина ножей в спину революции» от Аркадия Тимофеевича Аверченко — «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина». «Ровно десять лет тому назад (в 1910 году) рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина-кровопийцы поденную плату за 9 часов работы — всего два с полтиной!!! «Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. — горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью… — И жрать хочется, и выпить охота, и подметки к сапогам нужно подбросить, старые — одна, вишь, дыра… Эх, ты жизнь наша распрокаторжная!!» Зашел к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подметок. — Есть ли на тебе крест-то? — саркастически осведомился Пантелей. Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своем месте, под блузой, на волосатой груди сапожника. «Ну, вот остался у меня рупь-целковый, — со вздохом подумал Пантелей. — А что на него сделаешь? Эх!..» Пошел и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, — так разошелся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин — так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал. — За что же, за что… — шептали его дрожащие губы. — Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины — света Божьего не вижу… О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!.. То-то мы бы пожили по-человечески!..
Однажды, весной 1920 года рабочий Пантелей Грымзин получил свою поденную плату за вторник: всего 2700 рублей. «Что ж я с ними сделаю, — горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. — И подметки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить чего-нибудь — смерть хочется!» Зашел Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи триста и вышел на улицу с четырьмя сиротливыми сторублевками. Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро, осталось 14 целковых… Приценился к десятку папирос, плюнул и отошел. Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать… и так горько ему сделалось, что чуть не заплакал. — Почему же, — шептали его дрожащие губы, — почему богачам все, а нам ничего… Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы, а я, как пес какой, должен жевать черствый хлеб и тянуть тошнотворное пойло на сахарине!.. Почему одним все, другим — ничего?.. Эх, Пантелей, Пантелей… Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!» (Аверченко). На этом «сказка про белого бычка» у Аверченко заканчивается. А автор этого сайта решил опубликовать здесь ее продолжение. Вот оно.
«Однажды, весной 2020 года пра-правнук нашего рабочего, тоже Пантелей Грымзин получил свою месячную плату: всего 27000 рублей. «Что ж я с ними сделаю, — горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. — И подметки к сапогам нужно подбросить, и пожрать, и выпить чего-нибудь — смерть хочется!» Зашел Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи и вышел на улицу с оставшимися 25 тысячами рублей… Купил пожрать и выпить, купил десяток пачек папирос за полторы тонны. Зашел на почту и оплатил ЖКХ, и осталось у него до следующей получки ровно десять тонн. Дома нарезал хлеба, выпил водки, уселся за стол ужинать… и так горько ему сделалось, что чуть не заплакал. — Почему же, — шептали его дрожащие губы, — почему богачам все, а нам ничего… Почему богач ест нежную розовую ветчину и белые булки, заливает себе горло пенистым пивом, курит зарубежные сигареты, а я, как пес какой, должен жевать черствый хлеб и тянуть, ни пойми, какую водку!.. Почему одним все, другим — ничего?»… Зачем автор написал продолжение к «сказке о белом бычке? А вот зачем — «Сколько нам шагов до черты?» (от «Смешинки»). «Все битвы пролетариата обречены на поражение. Кроме последней…» Я не «открою Америки», перечислив еще раз эти, давно описанные американским правозащитником Грегори Стэнтоном (Gregory H. Stanton), десять последовательных шагов к геноциду людей. Просто хочу их Вам напомнить, чтобы все мы задумались: сколько шагов к непоправимому уже сделало наше общество, и какие шаги только намеревается сделать. Где мы находимся сегодня? Может нам уже пора попытаться остановить эти волны административного и человеческого безумия, цунами которых захлестывают нас, перемалывая наши жизни, разум, души? Итак: Шаг первый — классификация. Разделение общества на «мы» и «они» по какому либо признаку. На доминирующую и целевые группы. Шаг второй — символизация. Разделенным группам присваиваются разные названия, символы, прозвища и т.п. Шаг третий — дискриминация. Доминирующая группа использует Закон, обычаи и политическую власть, чтобы отрицать права целевых групп. Мол, целевой группе, по той или иной причине, не могут быть предоставлены полные гражданские права, право голоса или даже гражданство. Доминирующей группой движет идеология исключительности, которая лишает менее влиятельные целевые группы их прав. Идеология выступает за монополизацию или расширение власти доминирующей группы. Это узаконивает виктимизацию более слабых групп. Сторонники идеологии доминирующей группы харизматичны, выражают недовольство своих последователей, привлекают поддержку масс. Шаг четвертый — дегуманизация. Одна группа отрицает человеческую сущность другой группы. Члены этой группы отождествляются с животными, паразитами, насекомыми или болезнями.
Дегуманизация преодолевает нормальное человеческое отрицательное отношение к убийствам. На этой стадии пропаганда ненависти в печатных изданиях и на радиостанциях используется для унижения группы-жертвы. Группу большинства учат рассматривать представителей другой группы как нечто ниже, чем человек, и даже чуждых их обществу. Им внушают, что «Нам будет лучше без них». Бессильная группа может стать настолько обезличенной, что ее представителям фактически дают номера, а не имена, как евреям в лагерях смерти. Они приравниваются к грязи, нечистоте и безнравственности. Ненавистнические высказывания наполняют пропаганду официальных радио, газет и речей. Шаг пятый — организация. Геноцид всегда организован, неорганизованным он быть не может. И организуют его те, у кого власть. Ведь не обладающие властью — бессильны. Организаторы всегда стараются уйти в тень, чтобы избежать прямой ответственности властителей, используя для этого как государственные службы (говоря, что властители не ведают, что те творят. Мол, это «бояре плохие»), как правило — тайные, так и различные самостоятельные структуры: ополченцев, религиозные организации, группы волонтеров (превратившиеся в банды боевиков) и т.п. Шаг шестой — поляризация. Из «каждого утюга» начинает литься интенсивная пропаганда для мотивации доминирующей группы на действие против целевых, предназначенных на заклание. К мотивации подключается законодательство. Принимаются чрезвычайные законы или указы, которые предоставляют полную власть доминирующей группе над целевой группой. Законы подрывают основные гражданские права и свободы. Целевые группы разоружают, чтобы сделать их неспособными к самообороне и обеспечить полный контроль доминирующей группы. Одновременно с этим, экстремисты преследуют умеренных маргинализируя, запугивая и заставляя их замолчать. Умеренные из собственной доминирующей группы наиболее им опасны, они способны остановить геноцид, поэтому их арестовывают или убивают первыми. Лидеры в целевых группах — следующие, кто должны быть арестованы или убиты… Шаг седьмой — подготовка. Составляется план действий по геноциду. Жертвы идентифицируются и отделяются друг от друга для предотвращения возможности организованного сопротивления с их стороны. План действий прикрывается эвфемизмами. Пропаганда вещает, что все делается для «блага общества», «защиты большинства», «борьбы с терроризмом» и т.д. Обществу внушается страх перед целевыми группами, утверждается, что «если не уничтожить целевые группы — они уничтожат всех».
Планируемый геноцид маскируют под самооборону. Создаются вооруженные отряды доминирующей группы. Их действия пропагандой маскируются под противодействие «экстремистам» целевых групп. Общество уже стоит на краю. Геноцид уже может быть развязан в любой момент. Достаточно любого повода, любого условия (исполнение международных соглашений, предстоящие выборы с неопределенным результатом, санкции, эмбарго и т.п.), которое угрожает доминирующей группе потерей контроля над властью и, геноцид будет развязан. Шаг восьмой — преследование. Членов целевых групп обязывают постоянно визуально выделяться, чем либо среди остального общества. Их отделяют от общества. Сгоняют в гетто, лагеря. Лишают необходимых для жизни ресурсов. Права людей из целевых групп систематически нарушаются в результате внесудебных убийств, пыток и принудительного перемещения. Организаторы пристально следят за ситуацией։ вызывают ли подобные действия какую-либо реакцию? Возможно ли сопротивление? Внимательно анализируют возможные реакции на свои действия… Шаг девятый — истребление. Начинается тотальное уничтожение целевых групп, называемое «истреблением», т.к. обществу внушается, что люди в целевых группах лишены человеческой сущности. Пропаганда постоянно демонстрирует: насколько же бесчеловечны были истребленные жертвы… Шаг десятый — отрицание. Организаторы геноцида отрицают его наличие, объясняя свои поступки обстоятельствами непреодолимой силы, неинформированностью и т.п. Обвиняют своих жертв в том, что случилось. При этом всячески препятствуют установлению объективных условий, расследованию до тех пор, пока находятся у власти, пока не будут отстранены от власти силой… Я напомнила Вам эти известные десять шагов, даже шажков, ведущих к непоправимому. Они плавно и, не очень заметно, перетекают от первого к последнему и, большое количество людей исчезает… Сможем ли мы остановиться, остановить, отбросить назад, прекратить этот развивающийся процесс нашего самоуничтожения? Где, на каком шаге к этому ужасу мы сегодня находимся уже? Сколько шагов нам еще предстоит сделать, чтобы дойти до проклятой черты и… и, сколько — чтобы переступить за нее?» (Снежинка).
По мнению автора, наше Российское общество сегодня находится в процессе завершения седьмого шага (подготовка к геноциду). А Западное общество этот шаг уже завершило, и реализует восьмой шаг — преследование. Вот уж, действительно, прав Бернард Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди». И судя по всему, современное человечество уже не успеет научиться этому, ведь времени для этого у него совсем не осталось, Апокалипсис уже наступил. Что такое Апокалипсис? Апокалипсис (или в переводе с греческого — Откровение) святого Иоанна Богослова — это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания. Апокалипсис — книга таинственная и трудная для понимания, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений. Об Апокалипсисе существует громадное количество книг, среди которых имеется и немало произведений со всяким вздором, в особенности это относится к современной сектантской литературе. Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом книге. Так, святой Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства». Автор апокалипсиса называет себя Иоанном (От. 1:1, 4 и 9; 22:8). По общему мнению святых отцов Церкви, это был апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, получивший за высоту своего учения о Боге-Слове отличительное имя «Богослов». Его авторство подтверждается как данными в самом Апокалипсисе, так и многими другими внутренними и внешними признаками. Вдохновенному перу апостола Иоанна Богослова принадлежит еще Евангелие и три Соборных послания. Автор Апокалипсиса говорит, что он был на острове Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (От. 1:9). Из церковной истории известно, что из апостолов только святой Иоанн Богослов подвергся заточению на этом острове.
Доказательством авторства Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова служит сходство этой книги с его Евангелием и посланиями не только по духу, но и по слогу, и, особенно, по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь «свидетельством» (От. 1:2, 9; 20:4; см.: Иоан. 1:7; 3:11; 21:24; 1 Иоан. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется «Словом» (От. 19:13; см.: Иоан. 1:1, 14 и 1 Иоан. 1:1) и «Агнцем» (От. 5:6 и 17:14; см.: Иоан. 1:36). Пророческие слова Захарии: «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (12:10) и в Евангелии, и в Апокалипсисе приводятся одинаково по греческому переводу «Семидесяти толковников» (От. 1:7 и Иоан. 19:37). Некоторые различия между языком Апокалипсиса и другими книгами апостола Иоанна объясняются как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний святого Апостола. Святой Иоанн, иудей по рождению, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении вдали от живого разговорного греческого языка, естественно наложил на Апокалипсис печать влияния своего родного языка. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса очевидно, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания. В первых строках Апокалипсиса святой Иоанн указывает цель написания откровения: предсказать судьбы Церкви Христовой и всего мира. Миссией Церкви Христовой было возродить мир христианской проповедью, насадить в душах людей истинную веру в Бога, научить их праведно жить, указать им путь в Царство Небесное. Но не все люди приняли благосклонно христианскую проповедь. Уже в первые дни после Пятидесятницы Церковь столкнулась с враждой и сознательным сопротивлением христианству — сначала со стороны иудейских священников и книжников, потом — со стороны неверующих иудеев и язычников. За истекшие 20 веков появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно разделить на четыре разряда. Одни из них относят видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» — кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие — придают Апокалипсису чисто историческое значение и ограничивают его видения историческими событиями первого века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Третьи — стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, например, папа Римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются, собственно, для Римской церкви и т.п. Четвертые, наконец, — видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл.
Скорее всего, эти точки зрения на Апокалипсис не исключают, а дополняют друг друга. Чтобы понять, почему апостол Иоанн объединял различные события и разных людей в одном образе, надо учесть, что он писал Апокалипсис не только для своих современников, но для христиан всех времен, которым предстояло претерпеть аналогичные преследования и скорби. Апостол Иоанн раскрывает общие методы обольщения, а также показывает верный способ избежать их, чтобы быть верным Христу до смерти. Подобным образом и суд Божий, о котором неоднократно говорит Апокалипсис — это и Страшный суд Божий и все частные суды Божии над отдельными странами и людьми. Сюда входит и суд над всем человечеством при Ное, и суд над древними городами Содомом и Гоморрой при Аврааме, и суд над Египтом при Моисее, и двукратный суд над Иудеей (за шесть столетий до Рождества Христова и снова в семидесятых годах нашей эры), и суд над древней Ниневией, Вавилоном, над Римской империей, над Византией и уже сравнительно недавно — над Россией. Причины, вызвавшие праведное наказание Божие, всегда были одни и те же: неверие людей и беззакония. Несомненно, что некоторые предсказания Апокалипсиса уже исполнились (например, относительно судьбы семи малоазийских церквей). Исполнившиеся предсказания должны помочь нам понять оставшиеся, которым еще предстоит исполниться. Однако, применяя видения Апокалипсиса к тем или иным конкретным событиям, надо учитывать, что такие видения содержат в себе элементы разных эпох. Только с завершением судеб мира и наказанием последних врагов Божиих все подробности апокалипсических видений будут осуществлены. Кто такие четыре всадника Апокалипсиса? Видение семи печатей является вводным к последующим откровениям Апокалипсиса. Снятие первых четырех печатей показывает четырех всадников, которые символизируют четыре фактора, характеризующие всю историю человечества. Первые два фактора являются причиной, вторые два — следствием. Увенчанный всадник на белом коне «вышел, чтобы победить.» Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные «таланты», с которыми рождается человек, а также благодатные дары Святого Духа, которые он получает в Церкви. По мысли Творца эти добрые начала должны были «победить», т.е. определить счастливое будущее человечества. Но человек уже в Эдеме поддался соблазну искусителя. Поврежденная грехом природа перешла к его потомкам; поэтому люди уже с раннего возраста склонны грешить. От повторных грехов в них еще больше усиливаются дурные наклонности.
Так человек, вместо того, чтобы духовно расти и совершенствоваться, подпадает под разрушительное действие собственных страстей, предается различным греховным пожеланиям, начинает завидовать и враждовать. От внутреннего разлада в человеке возникают все преступления в мире (насилия, войны и всевозможные бедствия). Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей. Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложению общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение человечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей. Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн является смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь. В четырех апокалипсических всадниках изображена в самых общих чертах история человечества. Сначала — блаженная жизнь в Эдеме наших прародителей, призванных «царствовать» над природой (белый конь), потом — их грехопадение (рыжий конь), после которого жизнь их потомков наполнилась различными бедствиями и взаимным уничтожением (вороной и бледный кони). Апокалипсические кони также символизируют жизнь отдельных государств с их периодами расцвета и упадка. Здесь и жизненный путь каждого человека — с его детской чистотой, наивностью, большими потенциальными возможностями, которые омрачаются бурной молодостью, когда человек растрачивает свои силы, здоровье и в конце концов умирает. Здесь — и история Церкви: духовное горение христиан в апостольское время и усилия Церкви обновить человеческое общество; возникновение в самой Церкви ересей и расколов, и гонение Церкви языческим обществом. Церковь слабеет, уходит в катакомбы, а некоторые поместные церкви вовсе исчезают. Таким образом, видение четырех всадников суммирует факторы, которые характеризуют жизнь грешного человечества. Таким образом, современный человек и Апокалипсис – неразделимые сущности, как только в нашем мире появился первый человек, в тот же миг начался и Апокалипсис. Многие сравнивают нынешнее время с короновирусной эпидемией — с «белым конем и венценосным всадником». А будущую мировую войну многие люди сравнивают с «рыжим конем и всадником, отнявших мир у людей». Что ж, возможно и такое видение нашего мира, хотя это совсем не означает, что как только человечество победит нынешнюю коронавирусную эпидемию, тут же начнется мировая война. Ведь новая мировая война означает только одно – гибель всей современной Цивилизации, а стало быть, те несколько тысяч лет, которые она существует, для нашего Мироздания будут потеряны (ему придется начинать все с самого начала).
Однако наше Мироздание разумно (и ума у него будет побольше, чем у современного человечества), а стало быть, оно не допустит этого, и устроит Земле что-нибудь полегче, например, природные катаклизмы, которые хоть и будут сопровождаться огромными потерями человеческих жизней на Земле, но не приведут к полной гибели нынешней Цивилизации. Ведь сколько трудов было положено Мирозданием для ее появления, и все впустую (и главное, все это происходит далеко не в первый раз)! А границей бесповоротного развития подобной ситуации, по мнению автора, является величина, равная 1/4 от общего народонаселения любой человеческой Цивилизации, перетерпевший катаклизм. То есть, если после глобального катаклизма в живых на Земле останется больше 1,5 – 2,0 миллиардов людей, то наша Цивилизация довольно быстро возродится, ну а если меньше – то потихоньку угаснет, а вместо нее появится какая-то новая цивилизация. Таким образом, мечты «либерастов» о «золотом миллиарде» равносильны мыслям самоубийцы перед суицидом. Именно как к самоубийцам мы и должны относиться к «либерастам» самого разного толка, типа — «жили-были дровосеки, оказались гомосеки, жили-были медики, оказались педики». Нынешний НЕОЛИБЕРАЛИЗМ означает закат человеческой цивилизации, и это факт, от которого нам никуда не скрыться, однако после каждого заката неизбежно наступление рассвета. И наша с Вами задача (как и всего нашего Мироздания) заключается в том, чтобы этот рассвет встретила прежняя, пусть и изрядно потрепанная цивилизация, а не новорожденная. Только в этом случае, те тысячи лет, которые она существовала, не пойдут «коту под хвост». Что же касается «вечной жизни» и «царства Божия», то эти сущности всегда существовали, существуют и будут существовать, как для всего Мирового сознания, так и для его составных частей – наших с Вами бессмертных Душ. Но им, как и любой живой сущности, необходимо постоянно развиваться, а сделать это без развития самих живых сущностей — их носителей, они попросту не могут. Так что, любая деградация человечества вызывает соответствующую деградацию и окружающего его Мирового сознания. Другими словами, глупеет человечество, глупеет и Мировое сознание (иначе Бог), но в любом случае, Мироздание остается умнее и сильней человечества и занимается его концептуальным управлением с целью вывести сознание человечества на более высокий уровень. Ведь поумнеет человечество, поумнеет и само Мироздание вокруг него. Вот так все и крутится – Мироздание старается вывести человечество на новый виток его развития, а человечество упирается и тянет его назад. И не стоит забывать, что наша Вселенная – это, скорее, не единое живое существо, а сообщество многих живых галактических существ, которые тоже состоят из множества звездных живых существ, а те – из планетарных (смотри главу «Исправление ошибок – 3» из 31 книги сайта).
И когда автор пишет здесь о Мировом сознании, он предполагает, в первую очередь, именно планетарное Мировое сознание или «единое пси-поле Земли». Концептуальное управление этим сознанием осуществляет наше Солнечное Мировое сознание, которое, в свою очередь, подчиняется нашему галактическому сознанию, а уже оно – Вселенскому. Увы, человеку очень трудно осознать такие масштабы. Как очень верно подметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты ощутишь полновесность слова «гора» в моей поэме, только если сам карабкался по камням на вершину. Но сколько слов и сколько лет понадобится мне, чтобы объяснить тебе, что такое гора, если ты живешь на степном берегу у моря?». Точно так же человеку трудно понять, что такое апокалипсис? А ведь что такое откровение? Согласно Википедии, откровение, в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты, которые рассматриваются в качестве богооткровенных. Обычно к религиям откровения относят три авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам. Однако близкое понятие откровения присутствует и в других религиях (в частности, в зороастризме и индуизме). Другими словами, «откровение» — это концептуальное управление человечества Богом (Мировым сознанием). А результатом такого управления является история человечества, которая, как мы уже знаем, подчиняется циклам «смены поколений». Вот и получается, что человечество на протяжении всей своей истории постоянно переживает схожие исторические эпизоды, которые неизменно повторяют друг друга, при этом каждый новый эпизод отличен от всех прошлый, уже прошедших эпизодов. Вот, собственно, и все откровение. Короче говоря, «ни что не ново под Луной». В богословии различают сверхъестественное (божественное) откровение (Supernatural/Special Revelation) и естественное откровение (Natural/General Revelation). К первому относят Священное Писание (Библия) и (в исторических церквях) Священное Предание. Под вторым понимается открытие Богом себя через свое творение, материальный мир. Таким образом, предполагается, что для постижения существования Бога, а также установленных им нравственных законов не требуется прямого божественного вмешательства, а достаточно человеческого разума. Считается, что впервые понятия божественного и естественного откровения были сформулированы Фомой Аквинским. Позиция Православной церкви в отношении божественного и естественного откровения резко отличается от позиции Протестантской и Католической церквей, которые подчеркивают различие между этими двумя видами откровения и склонны утверждать, что естественного откровения для спасения недостаточно. В православном христианстве не делается сущностного различия между божественным и естественным откровением: божественное откровение лишь указывает на проявления естественного откровения в исторических событиях и лицах.
В иудаизме сверхъестественное откровение признается особенным образом в Торе, а затем — в других книгах Танах. Иудеи считают, что откровение закона — Тора, содержащая 613 заповедей, дана еврейскому народу, но в числе этих заповедей содержатся Семь заповедей Ноя, которые даны для всего человечества. В исламе откровение посредством священной книги признается за Кораном. В зороастризме священной книгой, передающей откровение, является Авеста. В индуизме также имеются книги, почитаемые священными и богооткровенными. Некоторые из них содержат идеи монотеизма. Самые известные из них — четыре Веды и Бхагавадгита. Некоторые теологи предприняли попытки переосмыслить традиционные представления об откровении при помощи философии экзистенциализма. Они отошли от богословских концепций, в которых центром откровения представлено послание священных текстов, которые люди обязаны принять и исполнять. Так, Мартин Бубер понимает откровение как диалог между человеком и Богом. В его концепции откровение — это не просто принятие книг и заповедей Бога, но встреча человека с Божественным присутствием, которая стимулирует ответ со стороны человека. Франц Розенцвейг в той же концепции откровения как диалога подчеркивает зависимость откровения от воли Бога, который открывается по своему усмотрению в различные эпохи и различным людям. Через откровение Бог устанавливает отношения Завета с людьми, которые отвечают на это конкретными поступками. Пауль Тиллих утверждает, что Бога нельзя искать как некую «небесную личность». Бог — это подлинные основы существования. Грех есть не просто нарушение внешних законов и заповедей, а потеря самого себя. Примерно так же относится к Богу и автор этого сайта. Другими словами, Бог для человека – это его (человека) Совесть. Ну а материальный носитель Мирового сознания (Бога) – это уже десятый вопрос. Вы можете не верить в существование эфира, но верить в Бога, и наоборот. На этом и закончим.