Цитаты от Роджерса
Предлагаю Вашему вниманию две статьи (на первый взгляд не связанных друг с другом) Александра Роджерса. Первая называется «Доминирование госкапитализма в России начинают признавать ученые». «Выборы завершились, и теперь можно сосредоточиться на важном. Уже давно назрел очередной разговор о госкапитализме в России. Сначала я хотел разобрать статью в одном пропагандистском издании, напрямую финансируемом из американского бюджета. Там двое «экспертов», представитель ВШЭ и «чикагский мальчик», во главе почему-то с археологом наперебой рассказывали о том, что в России госкапитализм (видимо, не слушали вместолевых, те бы им рассказали, что все давно приватизировано, распилено и украдено), сколько в стране мегапроектов, и почему все это плохо, ужасно и обязательно, в этот раз точно, непременно, приведет к краху российской экономики. Но возникла проблема с тем, что это признанный инагент, и каждую цитату из такого источника теперь нужно отдельно маркировать, что это цитата инагента. Поэтому построчный разбор превращается в дико неудобную вещь, раздувая текст на треть и делая его почти нечитабельным. Так что придется вам поверить мне на слово (а видевшие первоисточник, ссылку на который я выкладывал «вконтакте», подтвердят), что лучшим вердиктом к этому тексту является моя любимая фраза «Истерикой русофобов удовлетворен». А вместо этого я разберу статью «Государственный капитализм в России: теория, практика и современные тенденции» доктора экономических наук и профессора Сергея Черных, размещенную на сайте Института экономики РАН. Выборочно, потому что целиком она слишком большая (а с разбором будет еще в два раза больше). Цитата: В последнее десятилетие все более очевидным фактом становится увеличение масштабов экономической деятельности государства. Роджерс: Я годами об этом пишу, но меня постоянно обвиняют во лжи и пытаются рассказывать о «продолжающейся преступной приватизации». Но когда я требую доказательств и цифр – начинаются истерики и крики про «продажных охранителей». Цитата: Это увеличение в российских реалиях происходит при политическом перевесе президентской власти над остальными элементами государственности в сочетании с централизацией финансовых потоков и пока еще консервативным либерализмом в экономической политике. Роджерс: Непонятно, что такое «консервативный либерализм». Это прямо противоположные друг другу понятия, и науке такой зверь неизвестен. Цитата: «После того, как государство глубоко погрузилось в экономику, − замечает М. Воейков, − с политэкономической точки зрения его следовало бы определять не только как политическую форму самореализации общества, но и как экономический механизм этой самореализации».
Указанный экономический механизм как нельзя более органично находит свое выражение в модели государственного капитализма, предполагающей в первую очередь примат государственного бизнеса над частным, (при этом инвестиции госкомпаний рассматриваются как один из основных источников роста экономики), конкуренцию за предлагаемые государством контракты и получение максимальной эффективности и общественной пользы от их реализации, использование широкого набора инструментов и механизмов государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных проектов. Роджерс: Андрей Петрович Паршев более 15 лет назад сформулировал принцип, названный им «горькой теоремой», почему в российской экономике частные инвестиции никогда не будут основным двигателем экономики. Государство в этих реалиях является единственным надежным инвестором в стратегические отрасли. Цитата: По определению академика В. Мартынова, суть государственного капитализма «сводится к ограничению частного капитализма государством и фактически его контролю над ним, подчинению целям государства (политической власти). Этот характер отношений государства и частного бизнеса является основным критерием определения государственного капитализма». Роджерс: Что прямо противоположно такой форме правления, как «олигархия», когда государство подчиняется интересам крупного частного капитала. Цитата: Государственный капитализм – очень интересная в политэкономическом смысле категория со своей неординарной спецификой. Так, в классическом советском учебнике «Курс политической экономии» под редакцией Н. Цаголова о государственном капитализме речь идет не в первом томе «Досоциалистические способы производства» (где и рассматривается собственно капитализм), а во втором под названием «Социализм». Роджерс: Но различные сектанты не читают, что по этому поводу писали Ленин и Сталин, и игнорируют те положения советской науки, которые мешают их пропаганде. И, что характерно, госкапитализм подвергается одинаковым нападкам как со стороны «вместолевых», так и со стороны прозападных либералов. Цитата: Как известно, с позиций либерализма, чем меньше вмешательство государства в экономику, тем лучше для экономики и ее субъектов. Этатизм занимает противоположную позицию – чем больше государственное вмешательство, тем лучше для экономики. Роджерс: Не совсем так. Социал-этатизм считает, что государство должно контролировать стратегические отрасли экономики, а микрорегулирование и часть сферы услуг (парикмахерские, индивидуальный пошив одежды, и так далее) можно и нужно отдать частникам. Госплан существует для просчитывания магистральных направлений, а продажей цветочных горшков или изготовлением воздушных шариков ему заниматься не нужно (это только будет сжирать вычислительные мощности).
Цитата: Согласно марксистским трактовкам, именно государственный капитализм имел в виду Ф. Энгельс, когда писал о доведении до крайности противоречий капитализма в условиях, когда государство от имени общества берет под свой контроль средства производства. При этом он выступал против трактовки госкапитализма как социализма: «…ни переход в руки акционерных обществ, ни превращения в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных сил». Государственная собственность при капитализме не разрешает конфликта между производительными силами и производственными отношениями, но «…она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения», то есть передача производственных и коммерческих функций государству может при определенных обстоятельствах иметь прогрессивный характер, означая движение к новому общественному строю. Роджерс: Возможно, что госкап – это промежуточная форма, это сложно сказать на нынешнем этапе. Но, во-первых, это однозначно прогрессивная и обязательная фаза (никому из тех, кто строил социализм, не удалось без нее обойтись). Во-вторых, что будет дальше – неизвестно. Нет проработанной теории, нет описания следующих этапов, нет практического опыта переходов к следующей фазе. Так что на сегодня это самое передовое из существующего. Цитата: «Курс политической экономии» все особенности госкапитализма в современном понимании (государственное предпринимательство, индикативное планирование, государственные закупки товаров и услуг, налоговые и кредитные формы регулирования масштабов и структуры частных капиталовложений, государственное регулирование потребительского спроса и др.) относил к государственно-монополистическому капитализму, который «соединяет силу монополий с силой государства» в целях преодоления новых социально-экономических проблем, нерешаемых на принципах свободного предпринимательства. Роджерс: Темой моей кандидатской по экономике двадцать лет назад было «Госкапитализм, как наиболее эффективная форма организации экономики». Но в то время на Украине мне в нескольких ВУЗах заявили, что «это табуированная тема, такое ни за что не пропустят». Сторонники «невидимой руки рынка» в ужасе пытались заткнуть рот всем, кто не считал их догмы про «эффективных частных менеджеров» истиной в последней инстанции. И на открытую дискуссию по этой теме они никогда не идут, предпочитая использовать различные формы цензуры.
Цитата: При государственном капитализме (без приставки «монополистический») свою волю диктует уже государство, причем в случае с Россией принципиально новое. Роджерс: Непонятно, почему «без монополистический». Государственные монополии – сверхэффективны. А в остальном совершенно верно – это особая, российская форма политико-экономической организации. Если на Западе «у кого деньги, тот контролирует власть» (через систему представительской демократии, когда партиями управляют спонсоры), то в России «у кого власть, тот контролирует и деньги» (и политические партии, представленные во власти, получают госфинансирование). Цитата: Проверка марксистской теории на практике началась в 1917 г. Сразу после Октябрьской революции В.И. Ленин писал: «…государственный капитализм был бы шагом вперед против теперешнего положения дел». Роджерс: Цитируется Ленин В.И. «О левом ребячестве и мелкобуржуазности». Но это же надо поднимать архивы, читать теоретиков, осмысливать. Орать «классовая борьба превыше всего», не предлагая вменяемой и работоспособной альтернативы – гораздо проще. Цитата: Если придерживаться позиции Т. Клиффа, опубликовавшего в 1947 г. книгу «Государственный капитализм в России», то в Советском Союзе всегда был один капиталист – государство в лице государственной и партийной номенклатуры, госчиновников, директоров и администрации предприятий, присваивающих прибавочную стоимость при дезинтеграции и лишении всяких узаконенных свобод рабочего класса. Роджерс: В первой части совершенно согласен – государство в СССР выступало главным и основным капиталистом (хотя не единственным, потому что были различные артели, кооперативы и другие формы частного и группового предпринимательства). Во второй части явная пропаганда, особенно учитывая, что данное оценочное суждение писалось сразу после тяжелейшей войны. Цитата: М. Воейков: «В советской экономической системе государство выполняло основную роль экономического агента, и было тесно переплетено с иерархическими структурами управления и производства… В целом это есть отражение процесса обобществления производства и трансформации государства из политической формы экономического процесса в его активного агента». Роджерс: И другой формы обобществления, кроме государства – пока что не придумали.
Цитата: Олигархическая форма государственного капитализма стала угасать в начале XXI века с приходом к власти нового президента, который повел бескомпромиссную борьбу с лицами (физическими и юридическими), его олицетворявшими. Апофеозом этой борьбы стало поглощение в 2007 г. государственной компанией Роснефть нефтяной компании ЮКОС М. Ходорковского – одного из членов «семибанкирщины», имевшего серьезные политические амбиции. Примерно с этого времени можно считать, что отечественный госкапитализм трансформировался в корпоративную форму, предполагающую опору государства в экономической сфере на государственные корпорации в широком понимании (речь идет не только о структурах, имеющих законодательно закрепленный статус госкорпораций, но и о крупнейших компаниях с государственным участием, выступающих в организационно-правовой форме публичных акционерных обществ). Роджерс: Западная олигархическая модель, когда крупный бизнес прямо или опосредованно управляет государством, в России не прижилась. Попытка реализовать эту модель в виде «семибанкирщины» была подавлена (иных уж нет, а те далече). Как раз после этого Россия перестала нравиться глобальному Западу и вдруг снова резко стала «неправильной». Цитата: Корпоративная форма государственного нашла свое ярчайшее проявление весной 2020 г., когда была совершена сделка по покупке Правительством РФ у Банка России акций ПАО «Сбербанк». Действительно ЦБ РФ до этого совмещал роли акционера, регулятора и надзорного органа для Сбербанка, что приводило к определенному конфликту интересов. Продажа сбербанковских акций должна была сделать регулятор равноудаленным от всех участников финансового рынка. […] Сбербанк в результате сделки стал классической компанией с государственным участием (госкорпорацией в широком понимании) наряду с Газпромом, Роснефтью, Ростелекомом и т.д. Роджерс: И в целом доля государства в банковской сфере теперь составляет порядка ¾. Однако статистика – это «москальска лженаука», а непонятно кто на ютубе говорит, что все давно разворовали.
Цитата: Трансформация государственного капитализма в корпоративную форму означает усиление в руководстве экономикой роли госчиновников и ухудшение позиций влияния бизнесменов на чиновников. Такой подход наиболее ярко выражен в отношении структур, имеющих статус государственных корпораций. Практически топ-менеджмент таких структур − не бизнесмены, а чиновники, тем более что госкорпорации являются некоммерческими организациями. Роджерс: Да вы что такое говорите? Каждый мамкин революционер свято уверен, что «Роснефть» принадлежит Сечину, «Газпром» Миллеру, а «Ростех» – Чемезову. Цитата: Государству, без сомнения, принадлежит центральное место в решении задач социально-экономического развития, и его роль не может ограничиваться лишь отдельными инструментами макрорегулирования, налоговой политики, бюджетного финансирования или софинансирования инфраструктурных проектов. Роджерс: Не прошло и тридцать лет (или прошло?), и наконец, это дошло до некоторых экономистов! Цитата: Как отмечает К. Астапов, «значение государственных инвестиций, а также инвестиций крупных госкомпаний, только возрастет с углублением кризиса (речь идет о кризисе, вызванном пандемией COVID-19 – С.Ч.). Если в краткосрочном периоде вряд ли можно рассчитывать на частные инвестиции, то в длительной перспективе именно частные инвестиции могут стать двигателем структурных реформ». Роджерс: А частные инвестиции как-то отличаются от государственных по сути и по эффективности? Там «нет молекул свободы»? Или частные инвестиции обладают особыми свойствами? Чем они предпочтительней? И можно примеры частных инвестиций в структурные реформы в других странах? Или просто догмат веры либеральной, нужно принимать его слепо и некритично? Цитата: Такие меры поддержки приводят к росту государственного долга, и это характерно для большинства стран мира. Роджерс: Большинство стран мира сейчас зашли в своем экономическом развитии в тупик – долговой, концептуальный, социальный. Так что подражать им не только бессмысленно, но и глупо. Цитата: Чтобы частные инвестиции состоялись, государству требуется создать для них благоприятный инвестиционный климат, − если частному капиталу будет комфортно вкладывать деньги в экономику страны, он непременно сделает это. К сожалению, данный механизм, несмотря на все попытки, у нас в стране пока так полноценно и не заработал. Причины такого положения заключаются в наличии целого ряда негативных факторов, в частности отсутствии эффективной государственной политики в налоговой и денежно-кредитной сферах, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности; нестабильности внутриэкономической ситуации, не располагающей к долгосрочным инвестициям.
Роджерс: Вы прослушали Символ Веры. Реальность годами, десятилетиями опровергает данных «либеральных экономистов», но они продолжают повторять эти мантры. Называется «Ритуал призыва иностранного инвестора». На Украине очень любят, регулярно практикуют, но карго-культ не работает почему-то. Цитата: Характерно, что речь идет в первую очередь об организациях с публичным участием, которые перечислены в статье 2 ФЗ-69. Вот этот список: а) государственная корпорация; б) государственная компания; в) публично-правовая компания; г) государственное учреждение; д) хозяйственное общество или товарищество, в уставном или складочном капитале которых доля прямого или косвенного участия публично-правового образования и (или) организаций, перечисленных в настоящем пункте, превышает 50 процентов; е) фонд, одним из учредителей (единственным учредителем) которого выступает Правительство РФ. Роджерс: Как видим, список организационных форм государственных компаний достаточно широк. Но Росстат при этом считает таковыми только первые две – госкорпорации и госкомпании. В результате чего у некоторых формируется превратное представление о доле государства в экономике. Цитата: Развивая данную тему в Совете Федерации, первый вице-премьер А. Белоусов сказал: «…У нас больше половины инвестиций находится в зоне прямого или косвенного регулирования со стороны правительства. Давайте этим заниматься». В рамках механизма, зафиксированного в ФЗ-69, правительство, по словам А. Белоусова, рассчитывает на заключение в 2020 г. не менее 20 инвестиционных соглашений на сумму около 900 млрд. руб., а до 2024 г. запланировано не менее тысячи соглашений на 14 трлн. руб. И практически все это за счет бюджетных инвестиций, инвестиций компаний с государственным участием и инвестиций секторов, находящихся под контролем государства (энергетика, сельское хозяйство и т.д.). Роджерс: Двести миллиардов государственных инвестиций в экономику за четыре года – впечатляет. Но все это не считается социализмом, потому что Костя Семин не генсек, Андрей Рудой не премьер-министр (или наоборот), а над Думой не красный флаг. Косплей-фетишисты такие, да. Цитата: Что касается дивидендов, то правительственный курс заключается в ориентации имеющихся здесь финансовых потоков «на дело», а не в «кубышку». 29 сентября 2020 г. вышло распоряжение Правительства РФ − согласно которому ОАО РЖД получило возможность не выплачивать в бюджет дивиденды за 2019 г. По итогам года госкомпания должна была перечислить в казну 48 млрд. руб., теперь эти деньги пойдут на реализацию инвестпрограммы РЖД, в частности на расширение БАМа и Транссиба. Роджерс: Злые капиталисты даже дивиденды платить не хотят! Ну мам!
Цитата: На наш взгляд, вышеуказанные правительственные инициативы в совокупности с положениями ФЗ-69 – это «первые кирпичики» в фундамент публичной формы российского государственного капитализма, предполагающей в качестве основных субъектов инвестиционной деятельности организации с публичным участием при правовой, финансовой и организационной поддержке со стороны публичной власти на принципах демократического этатизма, среди которых – публичность (открытость, доступность и коллективность). Такая тройственная публичность органично вписывается в современную модель «государства-плеймейкера», когда «приоритетной становится не проблема объема (масштаба) государственного участия в экономике, а эффективность такого участия, в том числе эффективность институтов управления экономическими активами государства: объектами государственного имущества; компаниями с государственным участием; различными видами материальных и финансовых ресурсов, в том числе направляемых на публичные закупки для обеспечения общественных нужд, финансирование науки». Роджерс: Я всегда говорю, что при доминировании крупного частного капитала никакая истинная демократия невозможна. Демократия – это когда народ через своих избранных представителей управляет обобществленной (огосударственной) экономикой. Цитата: Представляется, что государственный капитализм в рамках демократического этатизма и с учетом накопленного столетнего позитивного и негативного опыта, в том числе в переходные периоды, может стать действенным инструментом при осуществлении такой трансформации. Роджерс: Странно получается. По ходу статьи автор цитирует кучу разнообразных неработающих либеральных мантр и догм, но в результате делает совершенно правильный вывод. Даже не знаю, как это у него получилось. Частной инициативе в России давали практически тридцать лет, чтобы она проявила себя. Все это время частники старались скупить подешевле уже существующие производства и активы, и очень неохотно создавали что-то новое. Предпочитая при первой удобной возможности выводить полученные капиталы за границу, вкладывая их уже там. Практика, как говорил товарищ Маркс, критерий истины. Российское государство убедилось, что рассчитывать на частную инициативу не может (в том числе и согласно уже упомянутой выше теореме Паршева), и взяло ситуацию в свои руки. Сначала накопило резервы (да-да, тот самый первоначальный капитал), а потом начало их вкладывать в развитие экономики. Потому что «если не мы, то никто». Практика показывает, что только государство может быть эффективным организатором в российских условиях. Навязывание нам чужих моделей ведет только к разрухе и упадку, после которых долго приходится восстанавливаться. И не стоит спорить с объективной реальностью.
P.S. При этом заметьте, частникам никто не запрещает создавать производства с нуля. Но всякие Кудрины и прочие либералы продолжают вещать о том, что нужна новая приватизация. С какой стати? Государство созидает, а частники хотят приходить на все готовое? Так больше не будет! Хочешь быть литейщиком – привыкай к жаре! Или берите на себя часть рисков (прибыль – это плата за риск), или долой с пляжа!» (Роджерс, источник: https://jpgazeta.ru/aleksandr-…). Как ни крути, а Роджерс прав, причем, по всем статьям. Государству должен принадлежать весь крупный бизнес (плюс вся банковская система страны) и значимая часть (~ 50%) среднего бизнеса. Все остальное отдается «на откуп» различным видам общественной, а также частной и личной собственности. И хотя бы в этом деле Путин со своей командой (надо отдать ему должное) «идет в нужном направлении». Однако основным экономическим фундаментом современной России продолжают оставаться различные олигархические группы, которые хотя, и укрощены Путиным, но, тем не менее, имеют очень серьезные рычаги давления и на Российскую власть, и на самого Путина. Особенно ярко это проявляется сегодня в банковской сфере. А потому, никаких кардинальных реформ при Путине не будет (ему просто не дадут возможности их проведения). Доступным для него остается лишь дальнейшее «огосударствование» экономики России (постепенное превращение индивидуального капитализма в государственный капитализм). Что он, собственно, и делает, приближая, тем самым, торжество в России «социального капитализма». Как ни крути, а у каждого правителя есть СВОЯ ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА, выполнив которую, он толкает подвластную ему страну «в нужном Мирозданию направлении». И для Путина эта задача сводится к построению в России государственного капитализма. И он ее, слава Богу, выполняет. А вот и вторая статья от Роджерса, и тоже весьма актуальная – «Как Венгрия может устроить Украине «сладкую жизнь».
«В понедельник российский «Газпром» и Венгрия подписали долгосрочный контракт на поставку газа до конца 2036 года. Происходило это на фоне рекордного подорожания природного газа в Европе, когда фьючерсная цена на газ на хабе в Нидерландах впервые в истории превысила 1000 долларов за тысячу кубометров. Согласно договору, «Газпром» будет ежегодно отгружать Венгрии 4,5 миллиарда кубометров природного газа по двум маршрутам: 3,5 миллиарда кубометров — через Сербию, 1 миллиард кубометров — через Австрию. То есть в обход Украины. Украина предсказуемо обиделась. Орать о российской агрессии и одновременно всеми руками и ногами цепляться за транзит «агрессивного» российского газа с криками «А где же мы харчеваться будем?» уже несколько лет стало национальным видом спорта. И эти номера исполняют любые киевские чиновники, независимо от результатов выборов и кадровых перестановок. Сначала МИД Украины инициировал перенос заседания межправительственной украинско-венгерской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. Которое должно было состояться 29–30 сентября в Будапеште. Затем «на все деньги» выступил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, заявивший, что контракт Венгрии с «Газпромом» — это удар для Украины, Киев отреагирует на это соответствующим образом. «Это удар, и мы будем отвечать на него соответствующе. Тут не должно быть никакого сожаления и никакого сочувствия», — сказал, как отрезал Кулеба. «Соответствующим образом», видимо, подразумевает «заплачет и побежит жаловаться хозяевам». А жалости и сочувствия людоедский киевский режим уже давно ни у кого не вызывает. Извините, но иной реакции на подобные смешные заявления Кулебы и его грозное раздувание щек у всего мира (и уверен, что и у венгров тоже) нет. Что реально может сделать Украина в этой ситуации? Пожаловаться в ЕС? Ну, так Будапешт конфликтует с Брюсселем и по гораздо более серьезным поводам, периодически заводя в своей прессе разговоры о выходе из Евросоюза. Пожаловаться в США? Но Орбан называет Байдена «бандитом» (в ответ на оскорбления со стороны Джо) и ни во что не ставит. Объявить войну? Не смешите мои «Искандеры»!
А вот Венгрия может сделать очень даже много различных пакостей для Украины. Например, отозвать свою подпись под евроассоциацией Украины и потребовать разрыва данного соглашения. Благо формальные основания для этого давно есть: начиная с невыполнения Киевом европейской языковой хартии и заканчивая притеснениями венгерского меньшинства на Украине в местах его локального проживания. Равно как и блокировать вообще любые инициативы Евросоюза в отношении Украины. Реальный статус Украины предельно точно описывается украинским выражением «в прыймах». То есть бедный родственник, на птичьих правах, которого в любой момент могут выставить на мороз. Там есть еще более унизительный подтекст, про девушку-бесприданницу, которую все «пробуют», но никто замуж не берет. При этом попытки Киева качать права выглядят особенно нелепо и неадекватно на фоне того, что запасы угля на Украине в три раза меньше, чем положено для входа в отопительный сезон (не только существенно ниже, чем в предыдущие годы, но и с очень сомнительными перспективами пополнения запасов, на фоне разворачивающегося в мире энергетического кризиса). Мы уже давно предупреждали, что именно так с Украиной и случится. Но на это нам отвечали: «Вы все врете, весь мир с нами». И вот теперь мир постмайданных розовых евроиллюзий разбивается о суровую реальность. Все это происходит на фоне того, что Латвия и Эстония ввиду «крайне высоких цен» на электроэнергию будут подавать жалобу в Еврокомиссию на Литву, которая безосновательно ограничила перетоки из Белоруссии, воюя с тамошней АЭС. «В частности, существенно сокращается экспорт электроэнергии из РФ в страны Прибалтики: после ввода Белорусской АЭС Россия ведет поставки из Псковской области в Латвию. Сложилась ситуация, в которой энергодефицитные страны Балтии не могут закупить дешевую и низкоуглеродную российскую электроэнергию в результате односторонних действий Литвы и, тем самым, снизить цены для своих потребителей. Текущая цена в странах Балтии превышает цены российского энергорынка в три-четыре раза», заявили в правительстве Латвии. То есть энергетический кризис заставляет ссориться между собой даже таких союзников по русофобии, как прибалтийские страны. В подобной ситуации Венгрия, которая столь острыми русофобскими комплексами не страдает, тем более будет любой ценой искать для себя стабильный источник относительно недорогой энергии (и кроме «Газпрома» других вариантов у нее почти нет). Поэтому вербальная и дипломатическая агрессивность киевского режима ничего изменить не смогут. И только ухудшат и без того не самые лучшие отношения между Венгрией и Украиной. И вызов на ковер украинского посла в Будапеште для объяснений — это только первая ласточка этого ухудшения» (Роджерс, источник: https://life.ru/p/1438920). Так что же связывает между собой представленные выше статьи? А вот, что. Публичное акционерное общество «Газпром» (ПАО «Газпром») — российская транснациональная энергетическая компания, БОЛЕЕ 50 % АКЦИЙ КОТОРОЙ ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВУ.
ПАО «Газпром» является холдинговой компанией Группы «Газпром». Непосредственно ПАО «Газпром» осуществляет только продажу природного газа и сдает в аренду свою газотранспортную систему. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии. Доля «Газпрома» в мировых запасах газа составляет 16 %, в российских — 71 %. На «Газпром» приходится 12 % мировой и 68 % российской добычи газа. Что и позволяет нашему государству активно проводить свою международную политику экономическими способами. А теперь задайте себе вопрос – что бы делала Россия в нынешние санкционные времена, если бы эта кампания принадлежала исключительно частникам? В народе на подобные вопросы обычно отвечают так: «Как телок — обосрался и стой». Хочешь – не хочешь, а придется признать, что наше государство «долго терпело» (почти пятилетку), что не по силам ни одному частнику, и теперь «снимает сливки» со сложившейся к сегодняшнему дню ситуацией на газовом (и не только) рынке Западной Европы. Более того, Россия держит Европу «за горло», и что самое главное, не собирается ее отпускать «за просто так». И хотя Путин не устает повторять, что «Северный поток-2» является исключительно экономическим проектом, все прекрасно понимают, что это оружие, пострашнее ядерного. И оно уже встало на вооружение. Раньше у России был лишь один «пистолет у виска Европы», как образно выразился доцент кафедры политологии и социологии Балтийского федерального университета имени Канта Владимир Абрамов — Калининградский оборонительный район (с 27 июля 1998 года Калининградский особый район, КОР). КОР — это оперативно-тактическое объединение всех видов Вооруженных Сил (ВМФ, ВВС, ПВО и СВ), предназначенное для обороны Калининградской области РФ и защиты интересов России на Балтике. Ну а сегодня этот район активно защищается выстроенными по дну Балтики потоками: СП-1 и СП-2. Кроме того у России появился «непотопляемый авианосец» под названием Крым, который, в свою очередь, защищается «Турецким потоком». И все эти газовые потоки вливаются в Западную Европу с юга и с севера и повсеместно расползаются по ней, тем самым, давая Европе жизнь. А между тем, главными запорными кранами этих потоков, а стало быть, и жизнью Европы, управляет Россия. И чтобы там, в Европе, ни «вякали» по поводу России, данное обстоятельство прекрасно понимают и сами западноевропейцы. Пока эти потоки не были построены, все козыри находились в руках у Украины, как главного транзитера Российского газа в Западную Европу. Ну а сегодня Россия пересдала карты, и все козыре уже у нее на руках.