Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Человеческие желания, свобода и кризисы — 2

Человеческие желания, свобода и кризисы — 2

В прошлой главе мы с Вами рассуждали о желаниях и свободе человека, ну а в этой поговорим о кризисах, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. И поможет нам в этом все тот же Андрей Игнатьев. Почему кризис общества или государства – не стечение обстоятельств, а судьба, в чем глубинный смысл кризиса и что такое транзит. С какой периодичностью повторяются кризисы в российском обществе и когда наступит следующий. Какие фазы можно проследить внутри кризисного цикла и в какую из фаз определяется будущее системы и ее элиты. Об этом и многом другом рассказывает в беседе с Федором Лисицыным социолог  Андрей Игнатьев (сайт «ДеньТВ» http://dentv.ru/). А главный вывод беседы таков – «В 2025 году начнется радикальная трансформация России» (по мнению же автора этого сайта, это произойдет еще быстрее). Но прежде, чем начать разговор, обратимся к Википедии. Что такое кризис? «Кризис (др.-греч. κρίσις – суд, приговор, решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Может рассматриваться как самостоятельный феномен, внешний фактор (условие деятельности), политическая, социологическая или экономическая категория». Ну а что такое судьба? Судьба – отглагольное существительное, по типу «ходьба» или «молотьба», обозначающие тот или иной процесс – ходить или молотить. А слово «судьба» имеет корень «суд». Другими словами, судьба – это судебный процесс. И если перевести этот термин на древнегреческий, то, как раз и получится «КРИЗИС» (κρίσις). Как ни крути, а любой отдельный человек и человеческие сообщества живут в виртуальной и привычной им реальности. А истинная реальность вокруг них всегда отличается от виртуальной реальности, в которой они живут. Так вот, любой кризис это, прежде всего, вторжение истинной реальности в реальность виртуальную. Отсюда следует, что мы с Вами, можем не только справиться с любыми кризисами, но даже предотвратить их появление. Для этого необходимо, чтобы наша виртуальная реальность (реальность, в которой мы живем), как можно больше соответствовала истинной реальности. И этого можно добиться двумя способами – изменив либо свою виртуальную реальность, либо истинную. Понятное дело, что первый способ значительно проще. Однако используя этот способ, мы не достигаем равенства между своими «хочу» и «могу». Другими словами, мы сами загоняем себя в «несвободу». Второй способ – значительно труднее, но и предпочтительней для человека, ведь реализовав его, он становится более свободным. Тем не менее, для предотвращения того или иного кризиса более целесообразным является первый способ (через обучение и воспитание).

Ну а если кризис все-таки начался, то выйти из него можно только при использовании второго способа (ибо свобода для человека – дороже всего). Греческое слово «κρίσις» происходит от глагола «κρίνω», означающего «определять, выбирать», который прочно вошел в античную судебную практику и обозначал все действия судебного процесса: обвинение, ведение судебного процесса, состязание сторон, а также вынесение приговора, при этом сохраняя общее значение «ведения дела в суде»; затем κρίσις приобретает и несколько новых значений: исход (битвы), спор, состязание, толкование (сна); при этом негативного смысла в термине раньше практически не было, в отличие от сегодняшнего дня. В изначально медицинском определении понятия «кризис» определялось состояние пациента, выход из которого ведёт либо к его смерти, либо к возрождению. Экономический кризис проявляется в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. В построенной на конкуренции экономике посредством кризиса происходит массовая селекция эффективных собственников. Кризис может обновить идеологические, политические условия, элиты и др. Кризисом можно назвать ситуацию, когда: — в результате функционирования имеет место ущерб; — невозможно продолжение функционирования в рамках прежней модели; — неотлагательно требуется принятие решения; — появляется шанс на обновление. К резкому падению курсов финансовых активов зачастую приводит «перегрев экономики» — ситуация, когда рост фиктивного капитала значительно опережает рост капитала реального. Переоценка стратегий сбережения и связанный с нею кризис ликвидности происходит лавинообразно, вынуждая прибегать к санации в масштабах всей экономики. Ограниченность ресурсов, повышение технологической сложности разработки новых месторождений, рост рисков вызывают повышение цен на топливо и энергию. «Проклятие ресурсов» в связи с отрицательным эффектом масштаба при добыче полезных ископаемых вызывает крайне негативные последствия при резком падении цен на основные статьи экспорта стран — «сырьевых придатков». Кроме того, необходимо отметить и другие виды кризисов — социально-демографический, военно-политический, экологический, психологический, кризис среднего возраста и т.д.

Теперь, что касается судьбы. Согласно Википедии, «судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределенность событий, поступков; рок, фатум, доля; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойр (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта); слово, часто встречающееся в биографических текстах. Судьба — одна из ключевых и универсальных категорий человеческой культуры, мифологема (Горан), онтологема (Лосев), описывающая фундаментальные отношения Человека и Мира. В ней выражены многовековой опыт «всенародного осмысления свободы и необходимости», попытка назвать те «силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением». Три главнейшие характеристики судьбы: тотальность, непознаваемость и независимость от человеческой воли. По выражению А. Ф. Лосева, «судьба есть нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое». С одной стороны, «судьба ни с кем и ни с чем не считается», с другой, «судьбе, при всем предельном отчуждении от тех, кто находится под ее воздействием, есть дело до каждого». Тем самым судьба — это внешняя сила, которая сводит человеческую личность к всеобщему безличному приговору, что делает ее неким «небесным» аналогом земного тоталитаризма. Характеристики судьбы сплошь негативные: мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая, неотвратимая, слепая. Этим характеристикам соответствуют облики судьбы, в которых она является человеку: смерть, высший суд, божественная воля, слепой случай, хаос. Исследователи выделяют пять функций судьбы: Распределитель, Игрок, Режиссёр, Заимодавец, Судья: Распределитель (Дистрибутор) — это греческие мойры и римские парки. Они наугад и вслепую распределяют возможные варианты жизни. В их действиях нет логики, зато много хаоса, поэтому для такой судьбы характерны женские образы. Каждый человек получает от них свою долю (часть), поэтому судьбу-распределитель называют уделом (участью).

Судьба Играющая — это также в основном женский образ: Тюхе, Фортуна. Ее отличает непостоянство, случайный каприз, выбор фаворитов и злая насмешка над постоянными неудачниками. «Везет/не везет» — так описывает человек влияние на свою жизнь этого вида судьбы. Режиссер — судьба, наоборот, рациональная, имеющая цель (сценарий) своих действий. Каждый человек от этой судьбы получает роль во всемирном спектакле: у героев — главные, у посредственных — массовка. Эта роль называется предназначением, предопределением. Судьба-Заимодавец наиболее гуманна. Здесь предназначение заменяется призванием, человек получает некий дар с условием правильно им распорядиться. Если это происходит, судьба к человеку благосклонна: он выполнил ее задачу, но и человек не остается в накладе: ведь он реализовал свой талант. Судьба в облике Судьи также судит человека по его поступкам. К сожалению, это часто делается по законам не человеческим, но небесным, которых человек может не знать. Поэтому возможны случаи, когда известный праведник получает наказание, а грешник — награду. Все же именно два последних облика судьбы наиболее совместимы со свободой воли. В Древнем Египте судьба (шаи) считалась определенной с самого рождения человека и выражалась в сосчитанных наперед годах его жизни. Однако египтяне признавали за богами возможность пересматривать уже принятые решения о судьбе того или иного человека в зависимости от своей милости или немилости («Пусть он <бог> не считает моего шаи» — молили они). При этом, как и в Месопотамии, степень благосклонности бога зависела и от самого человека, от его образа жизни. Наиболее персонифицирована судьба была у хеттов. Ею ведали две богини-пряхи: Истустая и Папаия. Сохранились воззвания к ним о продлении лет жизни хеттского царя, который символически предстательствовал за весь народ, всю страну. У Гомера персонифицированные Айса и Мойра (пока в единственном числе) повышаются в статусе и становятся космическими божествами жребия, чьему решению подчиняются даже верховные боги — Посейдон, Зевс, Аид: «На трое все разделено было, и каждый получил свою долю». У Гесиода образ гомеровской Мойры растраивается. Теперь одна богиня — Клото — прядет, другая — Лахесис — отмеряет, третья — Атропос — перерезает нить жизни. Одновременно в лирике (ярче всего у Пиндара) усиливается тенденция подчинить мойр воле богов, конкретно Зевса (Зевс-Мойрагет). Противоположной позиции придерживается Эсхил, чьи «трехликие» мойры и «помнящие» эриннии управляют космической необходимостью — «ананкой».

Категории необходимости (ананки) и вселенской справедливости (дике) получили дальнейшее развитие у древнегреческих философов: Фалеса, Анаксимандра, Парменида, и нашли свое законченное выражение в понятии логоса у Гераклита. Напротив, у поздних поэтов (начиная с Архилоха) усиливается роль слепого случая (тюхе). У Софокла Тюхе приобретает черты рока, а в эллинистическую эпоху сближается с римской Фортуной, которая также связана с жребием, но уже не в качестве воли богов, а в виде случайного броска костей. У славян же первоначально само слово Бог в древнерусском языке имело значение «доля». Наряду с доброй долей, как персонификацией счастья в мифологических и фольклорных текстах выступают злая (несчастная, лихая) доля, лихо, горе, злосчастие, беда, нуж(д)а, кручина, бессчастье, как воплощения дурной доли. Поверья о Доле связаны с осмыслением индивидуальной судьбы как части (ср. рус. участь), некоторого количества блага, счастья (ср. рус. часть), которым свыше наделяется человек при рождении и которое ему выдается из общего (принадлежащего всем) объема счастья. В классической китайской культуре понятие судьбы передается единственным иероглифом 命 mìng (мин) и означает предопределение, допускающее возможность свободы. Фатальная необходимость, присущая европейскому пониманию судьбы, отсутствует, так как предполагается, что предопределение можно изменить или уклониться от него. Древнекитайские философы (Конфуций, Мэн-цзы) считали долгом «благородного мужа» познавать все «веления Неба, но следовать только правильным». В современном китайском языке к знаку мин добавляется 运 yùn (юнь), в котором заложена идея движения, перемен. Тем самым понятие судьбы еще более релятивизируется: судьбу можно изменить, во многом она — во власти человеческих усилий, главное — вести себя правильно. А вот фактор случайности китайцы с судьбой совершенно не связывают, обозначая его отдельным словом кит. 偶, пиньинь ǒu, палл. оу, буквально: «случайный, неожиданный». У доисламских арабов бытовали два представления о судьбе: мана — конкретный удел, персональная доля каждого, и дахрун — безличное время, властвующее целиком над миром. В Коране они преимущественно отрицаются в пользу новой концепции судьбы — кадар — божественного предопределения, абсолютной воли Аллаха. Заменяя собой слепую языческую судьбу, Аллах, в понимании мусульман, воплощает высшую справедливость, пусть и не всегда понятную человеку. Переждать превратности неведомой воли божества и дождаться его справедливой милости помогает сабр — мужественное, благочестивое терпение.

В Экклезиасте (Ветхий завет) 3:1, 2 говорится о том, что есть «время умирать». Однако далее, в Экклезиасте 7:17, записан следующий совет: «Не погрязай в пороке и не становись глупым. К чему тебе умирать не в свое время?» Это показывает, что время смерти человека не предопределено. В Притчах 10:27 сказано: «Годы нечестивых сократятся». И в Псалме (оба — Ветхий завет) 55:23 говорится: «Виновные в пролитии крови и обманщики не проживут и половины своих дней». Что же тогда означают слова из Экклезиаста 3:1, 2? Они просто описывают непрерывный цикл жизни и смерти в этой несовершенной системе вещей. Есть время, когда люди рождаются, и время, когда они умирают. Одни уходят из жизни раньше срока, а другие позже (Пс. 90:10; см. также Экклезиаст 9:11). Псалом выражает отношение верующего к судьбе как к суду Божьему: «От Твоего лица суд мне да изыдет» (Пс. 17:2). Как видите, «сколько людей, столько и мнений», однако предопределенность судьбы (в той или иной степени) присутствует в каждом определении. А стало быть, и кризисы — тоже предопределены. И эта предопределенность вызвана, прежде всего, стремление человека к свободе (или отсутствием у него воспитания). Вот что по этому поводу пишет О.А. Чагин — «Ученик стремится быть обученным, но избегает воспитания» (источник: https://ss69100.livejournal.com/5677520.html). «Изначально англосаксы получили знания без воспитания. У них давно уже не только ученики не видят смысла в воспитании, но и учителя или претендующие на это знание не понимают, зачем нужно воспитывать учеников. Без воспитания же, то есть без обучения подвигу, ученики стремятся не просто использовать готовые чужие достижения, но и делать это максимально эффективным образом. Такой подход приводит к тому, что ученики, легко научившиеся за счет природных данных, также легко и уже сознательно избегают любых трудностей в использовании чужих знаний. Они движутся по течению в направлении упрощения жизни. Такое упрощение делает их нечувствительными к необычным решениям, не дающим немедленного эффекта. Оценка эффективности быстро сводится к размеру прибыли. Коллективы, сформированные из подобных обученных, но не воспитанных людей, поощряют такое отношение у всех своих членов. Ценность членов таких коллективов определяется только прибылью. Изменение внешних условий легко разрушает такой коллектив – безработица для западного мира – норма жизни. Они и религию придумали, в которой святость имеет единицу измерения. Этой единицей является определенное количество денег. Стремление в центр ареала в таких коллективах приводит к формированию иерархии, неотличимой от иерархии в животных стаях.

В русской учебной традиции не было отделения обучения от воспитания. Такое объединение обучения и воспитания предъявляло особые требования к учителю. Научить учителя обучать учеников – это дело учебного заведения. Научить учителя воспитывать учеников – это дело семьи и общества. Способность русских к подвигу – заслуга русской семьи и русского общества. Ученики, будучи не только обученными, пользоваться чужими заслугами, но и готовыми к экстремальным нагрузкам, в коллективах могут пойти против течения в интересах дела. Под течением здесь понимается стремление недовоспитанных людей подняться вверх по иерархической лестнице любой ценой. У полноценно сформированных людей реализованная в действие способность к сверхнагрузкам становится потребностью. Такое отношение к делу разрушает иерархические отношения в коллективах, организовать дело в таких коллективах возможно только на равных. Такие коллективы способны к саморазвитию, безработица исключается как общественное явление. Выход в космос – вполне естественное событие для русского коллектива. Это всего лишь естественное следствие полной реализации обученного и воспитанного человека. Ему жаль упустить шанс заглянуть за грань возможного. Если же в таком коллективе появляется человек обученный, но не воспитанный, то он не в состоянии оценить отношений в этом коллективе. В поисках критериев эффективности работы он легко находит прибыль как идеальный критерий, и также легко обнаруживает простые и легкие методы повышения этой эффективности. Последствия реализации такого подхода в организации дела мы наблюдаем сейчас на обломках некогда великой державы. Снижение уровня воспитания, то есть формирования готовности к сверхнагрузкам, привело к гибели СССР. Упрощение критериев эффективности до прибыли завладело умами обученных, но не воспитанных. Эти люди, у которых не было сформировано умение напрягаться иначе, как ради денег, использовали то, что было получено ими легко от общества – умение использовать чужие достижения, и то, что дано каждому с рождения и подавляется воспитанием – стремление вверх по головам ближних. Естественно, западное общество этим людям служило образцом. «Евроцентризмом» назвал такую ориентацию этого слоя С. Кара-Мурза. Никогда не захотят они жить среди воспитанных людей. Люди же, хорошо умеющие использовать чужое, будут для них до конца жизни своими» (Чагин). Именно по этой причине «виртуальная реальность» англосаксов (та реальность, в которой они жили) в последнее время все сильней и сильней стала отличаться от истинной реальности нашего мира. И они дождались-таки, когда истинная реальность ворвалась в их виртуальный мир, другими словами, начался кризис. Талибы захватили (практически, без боя) Кабул сразу же после «отлета оттуда» основных американских войск, которые бросили на произвол судьбы всех своих союзников (не только самих афганцев, но даже солдат своих союзников, например, украинцев). И сегодня даже «демократическая пресса» США «костерит на чем свет стоит» своего, якобы всенародно избранного президента Байдена.

И выйти из этого кризиса, как было написано выше, можно только одним способом – изменив объективную реальность. Увы и ах, но сделать это – очень сложно, и самим англосаксам просто не по силам. Так что, хотим мы того или нет, но выйти из кризиса им не удастся, и они все сильнее будут погружаться в него. Точно так, как и всему современному человечеству не удастся выйти из нынешнего «кризиса ноосферы», до тех пор, пока этого не сделает Россия на своей территории. Почему – Россия? Да, просто потому, что больше некому. Ну а сам «кризис ноосферы» был предопределен тогда, когда человечество достигло величины своего цивилизационного ранга (по шкале Кардашева-Сагана), равной 0,5. И это случилось в 1892 году после окончательного развала Союза трех императоров. Начиная с этого времени, человечество стало достаточно ощутимо влиять на окружающий его мир и «расширенное воспроизводство всего человеческого», к которому оно привыкло, перестало соответствовать истинным реалиям мира. Однако человечество до сих пор продолжает жить в старой парадигме. И если человечество не откажется от нее и не перейдет к простому воспроизводству к 2132 году, оно обречено на гибель (именно так наше Мироздание поступило с четырьмя предыдущими человеческими цивилизациями). Сделать же это можно только одним способом, построив в России (к 2036 году), а потом и во всем остальном мире (к 2132 году) — коммунистическое общество (смотри главу «Строгое определение коммунизма»), и никак иначе. А для этого нам надо сначала изменить свою парадигму, а потом перестроить наш мир под новую парадигму. Читая этот сайт, Вы, уважаемый читатель, обязательно, хоть как-то, но изменяете свою парадигму, хотите того или нет. Ибо здесь изложены далеко не одни авторские мысли, а мысли очень многих людей, как из прошлого, так и наших современников. Читатель же всегда один, по определению. А «большинство всегда право, даже когда оно неправо». Это – Мировой закон и он исполняется всегда, невзирая на наши «хотелки». Если мы с Вами сделаем это, то к 2132 году человечество достигнет-таки величины цивилизационного ранга, равной 1,0 (то есть, будет использовать в своих целях энергию всей планеты), ну а «на нет, как известно, и суда нет». Кстати в 2012 году современное человечество достигло цивилизационного ранга, равного 0,75, то есть мы пережили ровно половину всего нынешнего кризиса. В любом случае, грядущий век будет очень непростым временем. Успокаивает лишь то, что из 240 лет нынешнего кризиса ноосферы (время смены десяти человеческих поколений), большую часть (почти 130 лет) человечество уже пережило. Откуда такие точные данные? – спросите Вы. А вот откуда. История развития человечества (как и его кризисов) имеет циклическую природу. И об этом люди знают уже достаточно давно (недаром астрологию изучали в средневековых университетах, и этот предмет тогда считался основным). Просто люди подметили, что примерно одинаковые события всегда происходят с определенной цикличностью, и чтобы привязать их ко времени, начали использовать абсолютно строгую цикличность смены знаков Зодиака.

Ну а современные люди прекрасно знают, как течет время, и для этого им совсем не обязательно глядеть на небесный небосклон. Автор этого сайта взял в качестве точки отсчета «конец света» в конце декабря 2012 года, и проанализировал историю современного человечества (из настоящего в прошлое) относительно этой точки (вплоть до Петровских времен). И вот, что показал проведенный анализ. Похожие события происходят каждые 48 лет (плюс – минус два года), причем, повсеместно, где бы они ни происходили. А каждые 24 года (плюс – минус один год) в одном и том же месте Земного шара происходят либо противоположные события, либо там и вовсе не происходит ничего значимого (это тоже своего рода отрицание). Автор начал размышлять о причинах такой цикличности, и пришел к следующему выводу – эта цикличность определяется временем смены одного поколения людей (24 года). Весь человеческий век можно условно разбить на время смены четырех человеческих поколений, заменяющих одно другим. Первое поколение людей (до 24 лет) практически не оказывает влияние на историю человечества (оно занято только собой – своим воспитанием и обучением). Основное влияние на историю человечества оказывает второе поколение людей (от 24 до 48 лет), автор назвал его поколением «главного Заказчика будущего». Именно эти люди толкают историю вперед, частично отрицая дела и мысли предыдущего поколения. Третье поколение (48 – 72 года) значительно уступает по своей численности второму, однако люди, входящие в него, обладают значительно большими ресурсами воздействия, так как многие из них составляют властную элиту страны. Автор назвал это поколение «консервативным», ведь они частично отрицают дела и мысли поколения «главного Заказчика будущего», то есть, занимаются «отрицанием отрицания». Ну и, наконец, четвертое поколение (люди старше 72 лет) мало влияют на историю человечества, так как тоже «заняты собой». Таким образом, если какое-то поколение «главного Заказчика будущего» выстраивает более традиционное общество, то сменяющее его поколение будет выстраивать менее традиционное общество, и наоборот. Пик построения менее традиционных обществ (повсеместно в мире) приходится как раз на 2012 год. Правда, не стоит забывать, что традиции у разных народов – разные, а стало быть, и общества получаются разными. Если принять, что мировоззрение русского народа противоположно мировоззрению Западного мира, то именно на этом пике мы наблюдаем наибольшую похожесть Западного и русского обществ. Ну а к 2036 году (пик построения более традиционного общества) эти общества будут максимально отличаться друг от друга.

А теперь обратимся к истории. Что происходило в нашем мире в 1988 году (плюс – минус два года)? Правильно, был «запущен в жизнь» проект развала Советского Союза. А в 1940 году (плюс – минус два года)? Опять верно, началась вторая мировая война. Ну, вот мы и добрались до 1892 года (плюс – минус два года), когда окончательно развалился Союз трех императоров, что вызвало первую мировую войну, революцию и Гражданскую войну в России. У автора созрел вопрос к читателям – «а что Вы ожидаете увидеть в нашем мире в 2036 году?» Очевидно, что ничего хорошего. Правда, «по сусалам» на этот раз должно достаться больше Западу, а не России. Однако 2036 год может и не наступить для нас, если мы пойдем против истории (против представленной выше цикличности), не стоит забывать и об этом. Кстати, согласно Википедии, исторический циклизм – это признанная теория исторического круговорота, повторения периодов зарождения, расцвета и упадка или даже гибели человеческих обществ. Многообразие вариаций теории относят к установлению ее как по субъектам общественного развития (политический строй, государство, цивилизация), так и к разделению по стадиям, а также ее различным сочетаниям с другими теориями развития. Циклизм противопоставляется идее прогресса. Встречаясь в античности, например, во Всеобщей истории Полибия, идеи цикличности получили свое развитие в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, Кампанелла), будучи наиболее развернуты у итальянского мыслителя конца XVII — 1-й половины XVIII в. Дж. Вико. И лишь в последние десятилетия XIX в. теория циклизма окончательно была оформлена как самостоятельная, прежде всего, немецким историком Э. Мейером. Согласно ей уже Древний мир имел «свои» древность, средневековье, капитализм и государственный социализм. История циклична. Вопрос лишь в том, случайно происходят эти повторы или же все спланировано самим ходом истории? «Убедительнее всего в пользу цикличности истории говорят факты. Один из самых ярких примеров — сходство Великой Французской революции с российской революцией 1917 года, которое проявилось даже в мельчайших деталях. А еще — в том, что в обоих случаях победа революционеров обернулась для многих из них трагедией. Революции «съели своих детей», а к власти пришли люди, способные максимально жестко навести порядок и даже замахнуться на мировое господство. Речь — о Наполеоне Бонапарте и Иосифе Сталине.

Впрочем, история — в отличие от физики, математики и даже социологии — не имеет своих законов и формул. Хотя исследователи все-таки пытаются найти логические объяснения тому, почему «история повторяется дважды» и доказать цикличность, а не линейный характер развития истории. Вот лишь несколько доводов, которыми они при этом оперируют. Все в мире движется по кругу и история не может быть исключением Весна сменяет зиму, лето весну, а осень лето — все идет по кругу. Дети взрослеют и у них тоже рождаются дети. Маятник часов, качнувшись в одну сторону, возвращается в другую. Стрелка часов, проходя по кругу, снова начинает свой путь от цифры «1» к цифре «12». Листья на деревьях появляются из почек, растут, а осенью желтеют и опадают, чтобы следующей весной процесс начался с начала и развивался по уже привычному кругу. Подобные процессы можно проследить во всем, что нас окружает. Цикличность истории была обнаружена и доказана еще мудрецами древности Современный человек воспринимает исторический процесс как линейное движение вперед. Тогда как древние люди были уверены в том, что движение жизни происходит строго по кругу — точно также, как вращение Земли вокруг Солнца, убывание и рост Луны, восход, заход и новый восход Солнца… В буддизме и индуизме время воспринимается как вечный круг, который можно изобразить в виде кольца или колеса жизни. Древние люди не могли не заметить, что война и мир тоже имели место быть согласно некоему регулярному циклу. Идея круговорота событий была популярна еще в античные времена, в эпоху Возрождения, а окончательное оформление получила в XIX веке. Аристотель утверждал, что правильный строй — тот, при котором преследуется общее благо, независимо от того, сколько людей у власти. Сенека указывал на то, что весь ход истории подчинен «вечной ротации». Древнегреческий историк Полибий настаивал на том, что развитие общества происходит по четкой схеме: монархия вырождается в тиранию, после чего наступают аристократия, олигархия и демократия, а напоследок — перед тем, как начать все сначала, – охлократия.

О том, что история циклична, писали в своих работах религиозный философ Елена Блаватская и немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Последний был уверен, что все возможные варианты развития любых событий уже успели осуществиться, а потому последующее не может не быть повтором. История всех сверхдержав имеет множество похожих моментов и всегда включает четыре одинаковых этапа: юность, зрелость, старение и гибель. Многие исследователи уверены, что лучшим подтверждением цикличности истории являются взлеты и падения, которые переживают все сверхдержавы. Их путь во многом действительно совпадает: стремительные подъемы через некоторое время обязательно оборачиваются резкими падениями. Ученый утверждал, что для прохождения цикла развития цивилизации ее народы должны пользоваться политической независимостью. Русский ученый Николай Данилевский, живший в XIX веке, провел большое исследование истории различных цивилизаций. При этом он сравнил их с живыми организмами, которые проходят в своей судьбе стадии горячей юности, спокойного среднего возраста, дряхления в старости и неминуемого ухода в иной мир. Данилевский считал, что различие национальных характеров может лишь внести свои, местные особенности в процесс, но отказывал им в способности существенно повлиять на ход событий. Дети часто повторяют судьбу своих прапрадедов Американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хоу в 1990-х опубликовали результаты обширного исследования, в котором они сделали вывод, что события истории имеют свойство повторяться каждые 80–100 лет. Согласно их увлекательной теории, поколения людей в истории меняются в регулярном цикле, подобно временам года. Виной всему, по мнению ученых, – четыре архетипа поколений, которые последовательно приходят на смену друг другу. Условно их можно назвать так: Пророк, Кочевник, Герой и Творец. В каждую из этих групп входят люди, родившиеся в конкретном промежутке 20–25 лет. По мере того, как представители типа взрослеют и занимают свое положение в обществе, а затем начинают активно влиять на окружающие процессы, ход истории меняется. Пик влияния архетипа — момент, когда его представители достигают среднего возраста и занимают руководящие позиции во власти и в обществе. Таким образом, раз в 20 лет, общество, культура и ход истории начинают движение в несколько ином направлении, чем раньше. Достаточно вспомнить поколения, сменявшие друг друга в XX веке: молчаливое поколение (род. 1925–1942); поколения бэби-бума (род. 1943–1960); поколение «икс» (род. 1961–1981); поколение Миллениума (род. 1982–2004). На их долю выпали: Великая депрессия и Вторая мировая война (1925–1945 гг.); послевоенный бум (1946–1960 гг.); революция сознания (1961–1981 гг.); культурная революция (1986–2006 гг.). Каждый тип поколений рождается, проходит созревание, добивается влияния, а затем умирает.

Исследователи уверены: такая смена необходима для поддержания здоровья общества. При этом каждый из архетипов формирует историю по четырем сценариям, которые характерны только для них: высокий период — время Кочевника; пробуждение — время Героя; распад — время Творца; кризис — время Пророка. Судьбы великих людей прошлого часто очень похожи друг на друга. Причем, такие «повторы» можно найти в биографиях великих, живших в разные эпохи и на разных континентах. Например, многие моменты в судьбе русского императора Петра I напоминают путь Гай Юлия Цезаря. Оба правителя впервые стали носить гордое звание «император». Оба установили для своих подданных новые календари: юлианский Цезаря был введен в 46 году до нашей эры; календарь Петра I — в декабре 1699 года. Цезарь работал над укреплением своей армии, создал структуру армейского штаба, в котором особую роль определил для начальника инженеров. Петр I был занят подобными процессами и основал российский Генштаб и инженерные войска. Петр I, как и Цезарь, вел записки, посвященные боевым действиям На этом параллели не заканчиваются. Оба — и Цезарь, и Петр I — вели записки, посвященные секретам успешных боевых действий. Первый рассказывал о галльской и гражданской войне, второй — о «правилах сражения». Дотошные историки могут найти в биографиях и в личных качествах этих видных деятелей истории множество других похожих черт. Совпадений столько, что их вряд ли получится списать на случайность. Пример не единичен. Развитие и движение страны вперед зависят от личности первого лица — царя, императора, генерального секретаря правящей партии или президента. При этом чаяния жителей страны относительно того, кого они хотят видеть на троне, постоянно меняются. Сегодня люди хотят «твердой руки» и порядка, а завтра они, напротив, могут повернуться к рубахе-парню — демократу, обещающему «дать всем волю». В каждой шутке есть доля истины: новый правитель не может быть копией прежнего, он больше похож на того, кто был перед его предшественником. С древних времен не прерывалась в российской истории такая цепочка: сторонник реформ приходил на смену закоренелому стороннику традиций и устоев, а реформатора, в свою очередь, сменял очередной традиционалист. И это становилось еще одной причиной движения по кругу. То, что было во времена наших прабабушек и прадедушек возвращается в нашу жизнь уверенно и не спрашивая у нас разрешения на это. И иногда это не так плохо: мы и не может предсказать будущее, но мы можем… подготовиться к нему — извлечь уроки из прошлого и попытаться сделать «работу над ошибками». Ведь кому-то надо ее начинать» (источник: http://shkolabuduschego.ru/shkola/istoriya-tsiklichna.html).