Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Способность к прогнозу и Вера

Способность к прогнозу и Вера

Каждый человек обладает способностью к прогнозу будущего, и люди часто ей пользуются. В качестве примера предлагаю Вашему вниманию два прогноза от двух совсем разных авторов. Первый прогноз от Н. Громова — «Теория «Золотого миллиарда» Мирового правительства предсказана в Библии». «Все, наверное, слышали о планах Мирового правительства (или более приземленно — Наднациональной мировой элиты) о создании себе рая на Земле и сокращении численности населения на Планете. Постоянно в этой теме звучит термин «Золотой миллиард». Что означает этот термин? Из последних версий бытует, что имеется в виду «золотая» элита — богатейшие кланы, семьи, их дети, внуки… верхушка человеческой популяции на Земле, богатые люди. Обслуживать их будет искусственно поддерживаемая численность популяции в работоспособном возрасте (пенсионеры не предусмотрены), оцифрованная серая масса, без пола, без национальностей с управляемым с помощью IT-технологий сознанием. Они будут производить средства производства, товары повседневного использования, продовольствие, электрическую или другую энергию, в общем, все, что требуется для комфортного существования элиты. По прогнозу ООН, к 2025 г. население Земли достигнет 8,1 млрд. человек, а к 2050 г. — 9,6 млрд. человек. Это значит, что в 2030 году население Земли составит 9 млрд. человек. Как отмечают ученые, за столетие количество христиан в мире увеличилось более чем в три раза: с 600 млн. человек в 1910 году до 2,18 млрд. человек в 2010. Однако, численность населения также возросла: с 1,8 млрд. до 6,9 млрд. человек за сто лет. Таким образом, доля христиан в мировом населении осталась практически на том же уровне, что и сто лет назад. Поскольку доля христиан всегда пропорционально составляет одну треть населения Земли, то в 2030 году христиан на планете будет 3 млрд. человек (от общей численности в 9 млрд.). 3 млрд. христиан будет в 2030 году. Почему интересует 2030 год, потому что пришествие Сына Человеческого (День Господень) ожидается в 2034 году (далее мы это выясним). А 2030 год это начало трех с половиной лет «великой скорби». То есть какой-то катастрофы. Начиная с 2030 года до пришествия Сына Человеческого в 2034 году «будут истреблены, вымрут» две третьих части от 9 млрд. человек. В Библии сказано: «И будет на всей земле, говорит Господь: две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней». Уж не о вышеупомянутом ли неизбежном «Золотом миллиарде» пророчит Библия? Теперь ко Дню Господню. Перед Днем Господним, как описано в Библии, должно наступить затмение Солнца, за которым последует затмение Луны, совпадающее с праздником Пэсах, т.е. начаться вечером в полнолуние (праздник Пэсах начинается вечером).

Эти затмения светил должны будут хорошо видны с территории Израиля, иметь большую максимальную фазу. Кроме того, затмение Солнца будет происходить в новолуние, затмение Луны — в полнолуние. Этот день придет ночью, для освещения появится «светильник Божий» (знамение) на небосводе, превращающий темную ночь в ясное утро. Все перечисленные условия совпадают крайне и крайне редко, за один век не случаются, так как в одной и той же местности может наблюдаться солнечное затмение и отсутствовать лунное, а также, наоборот. Бывает, затмение Солнца происходит после лунного, которое весьма редко выпадает на первое полнолуние после весеннего равноденствия в конце Марта. Поэтому солнечное и лунное затмения с большой максимальной фазой, последнее из которых совпадет с Пэсах и будет наблюдаться в одном месте — в Израиле, ни в ХХI, ни в ХХII веках в Израиле НЕ предвидятся, кроме… 2034 года! Что же произойдет весной 2034 года? (это можно посмотреть во всяких астрономических справочниках). Вначале, полное затмение Солнца 20 марта в Иерусалиме: максимальная фаза – 0,782, начало затмения – 11 час. 40 мин. 34 сек. А в пророчестве Амоса 8:9 сказано: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня». Его максимальная фаза будет в 13 час. 3 мин. 53 сек., окончание – 14 час. 22 мин. 25 сек. Затем, затмение Луны 3 апреля в Иерусалиме, с максимальной фазой – 0,878; начало – 18 час. 51,8 мин., максимальная фаза – в 21 час. 6,8 мин., окончание – 23 час. 21,7 мин. В условиях лунного затмения, хорошо будет виден радиант метеорного потока (светильник Божий) на ночном небосводе. Праздник Пэсах так же начнется 3 апреля, вечером, после захода солнца (и совпадет с лунным затмением). В книге пророка Даниила говорится, в частности, о последнем семилетии, в котором будут сосредоточены все основные события (это период 7 лет до Пришествия Господня). Этот период принято делить на две части (по 3,5 года каждая). Вторая половина называется «великая скорбь» или «время великой скорби». Если День Господень начнется 3 апреля 2034 года (как мы только что выяснили по библейским признакам с помощью астрономии), тогда начало «великой скорби» последнего семилетия Даниила (вторая половина из 3,5 лет) придется на октябрь 2030 года. С наступлением затмения Луны (03.04.2034 г.), на небе все четче станет виден радиант метеорного потока Цефей, как свидетельство о вхождении Земли в поток космических тел, в котором она будет пребывать около 2-х недель. Время активной бомбардировки нашей планеты составит, примерно, 7 дней, а кульминация наступит 10 апреля (в полдень). В этот день, в течение 10 часов, на Землю будут падать астероиды разной величины. Самый крупный из них вызовет «великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле» — Откровение Иоанна Богослова. Начнется глобальное землетрясение, каскадный характер катастрофы, геофизические чрезвычайные ситуации. Обширные пожары, раздуваемые ураганами невиданной силы, охватят почти всю планету.

Так описывают ученые момент пересечения Землей метеоритного потока, который и прогнозируется пересечь орбиту Земли в вышеуказанный период. «И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: одни будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ». Так как останется одна треть от всего населения Земли, соответственно, останется и одна треть христиан от 3-х млрд. Их будет 1 млрд. человек. Каков же общий состав выживших? В разных писаниях, а тем более в разных переводах они называются по-разному. Но общая картина из описаний складывается следующая: 1) 1 млрд. запечатленных во Христе (т.е. христиан; 1/3 от выживших), те, кто «призывает имя Мое»; 2) 1 млрд. подлежащих вечному осуждению, из них часть, как имеющие печать зверя на челах своих, и часть, как умершие в Господе (т.е. уже не человеки, зомбированные, чипированные); 3) 1 млрд.  язычников (т.е. безбожников), «которые будут плодиться на земле и умирать молодыми» (будет поддерживаться популяция в работоспособном возрасте, пенсионеры не нужны). Ну, вот. Понятно сколько всего человечества останется на Планете. По пророчествам Священного писания на Земле будет: 1 миллиард запечатленных во Христе (единственные привилегированные из оставшихся) — это, конечно, те самые. Благородные, степенные, лощеные, во фраках… и 2 миллиарда чипированных, управляемых, популяцию которых искусственно будут поддерживать в работоспособном возрасте (скорее всего методом клонирования). Владимир Путин на Давосе-2021 сказал в своем выступлении: «Мир не может идти по пути построения экономики, работающей на миллион человек и даже на «золотой миллиард». Если это обсуждают люди такого уровня, это лишний раз подтверждает — замыслы Мирового Правительства являются реальностью. О чем и пророчествует Библия. Так что же, у нас нет шансов?..» (Громов). На этот вопрос отвечает Александр Проханов в своей статье «Буря обновления». «Великий проект должен отвернуть несущийся табун русской истории от края пропасти. Вы заметили, как начинается буря? От горизонта встает огромная синяя туча с оплавленным солнечным краем, и вдруг замолкают все звуки. Все замирает, испуганно ждет. Туча движется, наливается лиловой тьмой, в ней что-то мерцает, рокочет. На небе — полная тьма, и из этой тьмы, из грохота и блеска вдруг хлынет ливень оглушительный, грандиозный, наотмашь вколачивает в землю гигантские стеклянные гвозди. Туча уходит, унося с собой ливень. И вдруг — солнце, сверкание, изумрудная зелень, рост трав, благоухание цветов. Хвала грозе! Слава ливню!

Россия остановилась, застыла, она не движется дальше, словно испугалась своей грядущей судьбы. Вся прежняя жизнь исчерпана. Тот период с 2000 до 2014 года, когда из праха возникала страна, этот период завершился, а нового нет. И многим кажется, что эта остановка — навеки, что Россия только оглядывается назад и превратилась в огромный соляной столб. Это не так. Крот истории роет. Тучи, полные ливня, поднимаются на горизонте, и нежданно хлынет ослепительная новизна, прольется ливень обновления. Народ ждет, народ уповает. Народ мечтает о том, чтобы его вновь собрали в огромную артель и превратили Россию в грандиозную верфь, где возводится новый ковчег — ковчег Русской Мечты. Все предчувствуют, что вот-вот должно состояться открытие, оно уже сделано. Открыты новые явления физики: на этих основах будут построены новые машины и механизмы. Открыты новые явления в психологии, и на их основе будет построена новая этика. Отрываются духовные очи, которыми народ Бога узрит. Россия — накануне большого всеобъемлющего проекта. Народ жаждет рывка, жаждет великих трудов, великих свершений и подвигов. Религия Русской Мечты говорит, что этот порыв неизбежен, новизна ждет своего воплощения, своего великого проекта. Проект Русской Мечты вновь приведет Россию к благодатному, могучему государству, живущему по законам божественной справедливости, где человек с человеком, государство и человек, машина и общество, машина и природа, Крымский мост на земле и Млечный путь в небесах — все сольется в удивительную гармонию, и на этой гармонии будет построено обновление. В этой гармонии возникнет новая индустрия, возникнут новые машины, новые технологии, новые уклады, возникнет экономика Русской Мечты, политика Русской Мечты, возникнет лидер Русской Мечты, проектант, который соберет вокруг себя лучшие умы России. Прежнее исчерпано. Капитализм, казавшийся вершиной хозяйствования, изжил себя. Либерализм, который сулил нам конец истории, провалился. И тот, и другой привели человечество к последней черте, на край пропасти. И великий проект должен отвернуть несущийся табун русской истории от края пропасти, не дав ему свалиться в бездну. Россия это умеет делать. Великие русские правители умеют управлять табунами русской истории. Кто этот грозный проектант? Кто он, лидер Русской Мечты? Владимир Путин, или следующий за ним русский лидер?» (Проханов). А на этот вопрос ответил автор настоящего сайта в предыдущей главе. И что самое удивительное – правы оба представленных автора. Землян ждут очень непростые пятнадцать лет (до 2036 года), и нынешние невзгоды нам покажутся пустяком, но все напасти окупятся «светлым будущим». И зародится это будущее у нас в России.

Что же касается будущих событий, описанных в Библии, то они очень расплывчаты, и их можно трактовать по-разному. Например, примерно такие же события мы можем наблюдать после взрыва крупного вулкана (и наблюдать не только в одном Израиле, но и по всему миру). В любом случае, человек может значительно увеличить точность того или иного своего прогноза, если он научится общаться с Мирозданием. Но он не в состоянии гарантировать его реализацию со стопроцентной точностью (как это пытается сделать Громов). И самый  точный прогноз на будущее звучит примерно так: «Поживем – увидим». С такой точки зрения, прогноз Проханова кажется значительно точнее прогноза Громова. И именно его прогноз нас и волнует в первую очередь, и не только волнует, но и дает нам силы для преодоления постоянно возникающих препятствий. И к ним людям не привыкать, трудности всегда ожидали, ожидают и будут ожидать человека во все времена, и где бы он ни находился. Собственно, преодоление трудностей и составляет основную задачу любой жизни, в том числе, и в первую очередь, жизни человека. Как ни крути, а преодолеваемые человечеством в последнее время трудности усиливаются с каждым прожитым днем, и уже достаточно давно. В конце концов, эти трудности, достигнут своего апогея, и пойдут на спад. И подобные всплески сопровождают жизнь любого человека, причем, всегда и везде. Способность же людей к долгосрочным прогнозам (прогнозам, выходящим за рамки человеческой жизни) можно объяснить наличием у человека, наряду с «физическим сознанием» (сознанием его головного мозга), еще и «духовного сознания» (маленькой частицы Мирового сознания или Души человека), причем, последнее является бессмертным. А раз так, то для него не существует времени, и Мировое сознание оперирует временем лишь с подачи «физических сознаний» живых людей. А живые люди довольно часто ошибаются (вплоть до того, что путают причины со следствиями). Вот и получается, что точность любого прогноза любого человека определяется обобщенным мнением живущих на Земле людей, и эта точность всегда меньше 100%. Откуда вывод – спрогнозировать будущее с абсолютной точностью попросту невозможно. И временная точность прогноза уменьшается с ростом времени его реализации. Отсюда у автора и возникает недоверие к прогнозам Библии. А если вспомнить, что Библию переписывали многие люди и много раз, то у автора к ней и вовсе нет доверия, так же, как и к принятой на сегодняшний день исторической хронологии.

А вот еще один прогноз – прогноз от Сумит пол-Чоудхури, бывшего главного редактора журнала New Scientist — «Боги будущего: какая религия ждет нас завтра?» (источник: https://ideanomics.ru/articles/18912?utm_referrer=httpszen.yandex.com&utm_campaign=dbr). «Религии рождаются и угасают, и возможно, те, что кажутся нам незыблемыми, скоро будут забыты. До Мухаммеда, до Иисуса, до Будды был Заратустра. Около 3500 лет назад в Иране бронзового века ему явилось видение единого Верховного Бога. Тысячу лет спустя зороастризм, первая в мире великая монотеистическая религия, стал официальной верой могущественной Персидской империи, ее огненные храмы посещали миллионы приверженцев. Еще через тысячу лет империя рухнула, и последователи Заратустры подверглись гонениям и приняли новую веру своих завоевателей — ислам. И сегодня, еще 1500 лет спустя зороастризм — умирающая вера, ее священному пламени поклоняется совсем немного людей. Мы считаем само собой разумеющимся, что религии рождаются, растут и умирают — но мы также странно слепы к этой реальности. Когда кто-то пытается создать новую религию, ее часто отвергают как секту. Когда мы признаем религию, мы относимся к ее учениям и традициям как к вечным и священным. А когда религия умирает, она становится мифом, и ее претензии на священную истину иссякают. Сказы о египетских, греческих и норвежских пантеонах теперь считаются легендами, а не священным писанием. Даже доминирующие сегодня религии постоянно развивались на протяжении всей истории. Раннее христианство, например, придерживалось довольно разнообразных взглядов: древние документы содержат сведения о семейной жизни Иисуса и свидетельства о благородном происхождении Иуды. Христианской церкви потребовалось три столетия, чтобы объединиться вокруг канона Священных Писаний, а затем в 1054 году она распалась на Восточную православную и католическую церкви. С тех пор христианство продолжало расти и распадаться на все более разрозненные группы, от молчаливых квакеров до пятидесятников, использующих змей во время служб. Если вы верите, что ваша религия достигла абсолютной истины, вы можете отвергать даже мысль о том, что она изменится. Но если история и дает какой-то ориентир, то она говорит: какими бы глубокими ни были наши убеждения сегодня, скорее всего, со временем, перейдя к потомкам, они преобразятся — или просто исчезнут.

Если религии так сильно изменялись в прошлом, как они могут измениться в будущем? Есть ли основания утверждать, что вера в богов и божеств полностью угаснет? И появятся ли новые формы поклонения, по мере того, как наша цивилизация и ее технологии становятся все более сложными? Чтобы ответить на эти вопросы, хорошо бы начать с отправной точки: почему у нас вообще есть религия? Один печально известный ответ дает Вольтер, французский эрудит XVIII века, который писал: «Если бы Бога не существовало, его стоило придумать». Поскольку Вольтер был яростным критиком организованной религии, эта цитата часто приводится с оттенком цинизма. Но на самом деле высказывание было совершенно искренним. Вольтер утверждал, что вера в Бога необходима для функционирования общества, несмотря на то, что не одобрял монополию церкви над этой верой. Многие современные исследователи религии согласны с этим. Широкая идея о том, что общая вера служит потребностям общества, известна как функционалистский взгляд на религию. Существует много функционалистских гипотез: от мысли, что религия — это «опиум для народа», используемый сильными для контроля над бедными, до предположения, что вера поддерживает абстрактный интеллектуализм, необходимый для науки и права. Часто повторяется тема социальной сплоченности: религия объединяет общество, которое затем может сформировать охотничий отряд, возвести храм или поддержать политическую партию. Сохраняющиеся верования — это «долгосрочный продукт чрезвычайно сложного культурного давления, процессов отбора и эволюции», пишет Коннор Вуд из Центра разума и культуры в Бостоне на религиозном справочном сайте Patheos, где он ведет блог о научном изучении религии. Новые религиозные движения рождаются все время, но большинство из них живут недолго. Им приходится конкурировать с другими религиями за прихожан и выживать в потенциально враждебных социальных и политических условиях. Согласно этому аргументу, любая существующая религия должна предлагать своим приверженцам ощутимую пользу. Христианство, например, было лишь одним из многих религиозных движений, которые появились (и в основном исчезли) во времена Римской империи. По словам Вуда, оно выделялось идеей заботы о больных — а значит, больше христиан выжило после вспышек болезней, чем римлян-язычников. Ислам также изначально привлекал последователей, подчеркивая честь, смирение и милосердие — качества, которые не были характерны для беспокойной Аравии VII века.

Учитывая это, можно было бы предположить, что религия будет служить той функции, которую она играет в конкретном обществе — или, как сказал бы Вольтер, разные общества будут придумывать конкретных богов, в которых они нуждаются. И наоборот, можно было бы ожидать, что у похожих обществ будут подобные религии, даже если они развивались в изоляции. И тому есть некоторые доказательства — хотя когда речь идет о религии, всегда находятся исключения из любого правила. Например, охотники-собиратели склонны считать, что у всех объектов — животных, растений или минералов — есть сверхъестественные свойства (анимизм) и что мир пропитан сверхъестественными силами (аниматизм). Их нужно понимать и уважать, а человеческая мораль обычно не имеет существенного значения. Такое мировоззрение имеет смысл для групп, которые слишком малы, чтобы нуждаться в абстрактных кодексах поведения, но которые должны до мельчайших подробностей знать свое окружение. (Исключение: Синто, древняя религия анимистов, которая все еще широко распространена в гиперсовременной Японии.) Находящиеся на другом конце спектра богатые общества Запада по крайней мере номинально верны религиям, в которых один внимательный, всемогущий бог устанавливает, а иногда и исполняет духовные правила: Яхве, Христос и Аллах. Психолог Ара Норензаян утверждает, что именно вера в этих «больших богов» позволила сформировать общества, состоящие из большого числа незнакомцев. Вопрос о том, является ли вера причиной или следствием, в последнее время стал предметом обсуждения, но в результате общая вера позволяет людям (относительно) мирно сосуществовать. Зная, что Большой Бог наблюдает за нами, мы ведем себя как следует. Сегодня многие общества огромны и мультикультурны: сторонники многих конфессий сосуществуют друг с другом и с растущим числом людей, которые говорят, что у них вообще нет религии. Мы подчиняемся законам, созданным и применяемым правительствами, а не Богом. Школа активно отделяется от церкви, а инструменты для понимания и формирования мира предоставляет наука. С учетом всего этого укрепляется представление, что будущее религии — в том, что у нее нет будущего. Мощные интеллектуальные и политические течения стремятся к этому с начала ХХ века. Социологи утверждали, что научный марш ведет к «разуверению» общества: больше не требуются сверхъестественные ответы на важные вопросы. Коммунистические государства, такие как Советская Россия и Китай, сделали атеизм своей государственной политикой и не одобряли даже частное религиозное выражение. В 1968 году выдающийся социолог Питер Бергер сказал New York Times, что «к XXI веку религиозные верующие останутся только в небольших сектах, которые объединятся, чтобы противостоять всемирной светской культуре».

Теперь, когда мы уже в XXI веке, взгляд Бергера остается символом веры для многих секуляристов — хотя сам Бергер отрекся от него в 1990-х годах. Его преемники воодушевлены исследованиями, показывающих, что во многих странах все больше людей заявляют, что не принадлежат ни к какой религии. Больше всего это наблюдается в богатых и стабильных странах, таких как Швеция и Япония, но, что еще более удивительно, в Латинской Америке и арабском мире. Даже в США, долгое время бывших заметным исключением из аксиомы о том, что более богатые страны более светские, число «нерелигиозных» быстро растет. В Общем социальном опросе США в 2018 году пункт «ни одна из религий» стал самым популярным, вытеснив христиан-евангелистов. Несмотря на это, религия не исчезает в глобальном масштабе — по крайней мере, с точки зрения численности. В 2015 году Исследовательский центр Pew смоделировал будущее крупных религий мира на основе демографии, миграции и данных по обращению в ту или иную веру. Вопреки прогнозам резкого снижения религиозности, он предсказал умеренное увеличение числа верующих: с 84% населения мира сегодня до 87% в 2050 году. Число мусульман увеличится и сравняется с христианами, в то время как число людей, не связанных с какой-либо религией, несколько уменьшится. Модель Pew касалась «секуляризируемого Запада и быстро растущего остального мира». Религиозность будет дальше расти в экономически и социально небезопасных местах, таких как большая часть Африки к югу от Сахары, и падать там, где есть стабильность. Это связано с глубинными психологическими и нейрологическими факторами веры. Когда жизнь сложна, когда случаются несчастья, религия, по-видимому, дает психологическую (а иногда и практическую) поддержку. По данным знакового исследования, люди, непосредственно пострадавшие от землетрясения 2011 года в Крайстчерче, Новая Зеландия, стали значительно более религиозными, чем другие новозеландцы, которые стали менее религиозными. Также следует быть осторожными при толковании того, что люди подразумевают под сочетанием «никакой религии». Они могут не интересоваться организованной религией, но это не значит, что они воинственные атеисты. В 1994 году социолог Грейс Дэви классифицировала людей в зависимости от того, принадлежат ли они к какой-либо религиозной группе и/или верят в определенную религиозную позицию. Традиционно религиозный человек и принадлежит, и верит, а атеисты — ни то, ни другое. Также есть те, кто принадлежит к религиозной группе, но не верит — родители, посещающие церковь, чтобы найти место в религиозной школе для ребенка, например. И, наконец, есть те, кто во что-то верит, но не принадлежит ни к одной группе.

Исследование показывает, что последние две группы весьма значительны. Проект «Понимание безверия» в Университете Кента в Великобритании проводит трехлетнее исследование в шести странах среди тех, кто говорит, что не верит в существование Бога («атеисты»), и тех, кто считает, что о существовании Бога невозможно знать наверняка («агностики»). В промежуточных результатах, опубликованных в мае 2019 года, сообщалось, что очень мало неверующих фактически относят себя к этим категориям. Более того, около трех четвертей атеистов и девять из десяти агностиков готовы поверить в существование сверхъестественных явлений, включая все от астрологии до сверхъестественных существ и жизни после смерти. Неверующие «демонстрируют значительное разнообразие как внутри, так и между разными странами. Соответственно, существует очень много способов быть неверующими», — заключается в докладе, включая, в частности, фразу с сайтов знакомств «верующий, но не религиозный». Как и многие клише, она основана на правде. Но что она на самом деле означает? В 2005 году Линда Вудхед написала «Духовную революцию», в которой описала интенсивное изучение веры в британском городе Кендал. Вудхед и ее соавтор обнаружили, что люди быстро отворачиваются от организованной религии с ее необходимостью вписываться в установленный порядок вещей, со стремлением подчеркнуть и развить у людей чувство, кто они. Они пришли к выводу, что если городские христианские церкви не примут этот сдвиг, эти конгрегации станут неактуальными, а практика самоуправления станет основным направлением «духовной революции». Сегодня Вудхед говорит, что революция произошла — и не только в Кендале. Организованная религия в Великобритании слабеет. «Религии преуспевают и всегда преуспевали, когда они субъективно убедительны — когда вы чувствуете, что Бог помогает вам», — говорит Вудхед, ныне профессор социологии религии в Университете Ланкастера. В более бедных обществах можно молиться за удачу или стабильную работу. «Евангелие процветания» занимает центральное место в нескольких мегацерквях Америки, в чьих конгрегациях часто преобладают небезопасные в экономическом отношении общины. Но если ваши основные потребности хорошо удовлетворены, вы, скорее всего, будете искать самореализацию и смысл. Традиционная религия не справляется с этим, особенно когда ее доктрины сталкиваются с моральными убеждениями, которые возникают в светском обществе — например, в отношении гендерного равенства. В результате люди начинают придумывать собственные религии.

Как выглядят эти религии? Один из подходов — синкретизм, «выбирай и смешивай». Многие религии имеют синкретические элементы, хотя со временем они ассимилируются и становятся незаметными. Церковные праздники, такие как Рождество и Пасха, например, имеют архаичные языческие элементы, в то время как ежедневная практика многих людей в Китае включает смесь буддизма махаяны, даосизма и конфуцианства. Смешение чаще можно увидеть в относительно молодых религиях, таких как вудизм или растафарианство. Альтернатива — перенаправление течения. Новые религиозные движения часто стремятся сохранить центральные принципы старой религии, избавившись от аспектов, которые выглядели удушающими или старомодными. На Западе гуманисты пытались переделать религиозные мотивы: были попытки переписать Библию без каких-либо сверхъестественных элементов, призывы к строительству «храмов атеистов», посвященных созерцанию. А «Воскресное собрание» стремится воссоздать атмосферу живой церковной службы без обращения к Богу. Но без глубоких корней традиционных религий у них мало что получается: Воскресное Собрание после первоначального быстрого роста теперь изо всех сил пытается остаться на плаву. Но Вудхед считает, что религии, которые могут возникнуть в результате нынешних потрясений, будут иметь более глубокие корни. Первое поколение духовных революционеров, достигшее совершеннолетия в 1960-х и 1970-х годах, обладало оптимистичным и универсалистским мировоззрением, было счастливо черпать вдохновение из религий всего мира. Однако их внуки растут в мире геополитических напряжений и социально-экономических проблем, им бы вернуться к более простым временам. «Идет переход от глобальной универсальности к локальным идентичностям, — говорит Вудхед. — Очень важно, что это именно ваши боги, а не просто выдуманные». В европейском контексте это создает почву для возрождения интереса к язычеству. Обновление полузабытых «родных» традиций позволяет выражать современные проблемы, сохраняя при этом патину времени. В язычестве божества больше похожи на неопределенные силы, чем на антропоморфных богов. Это позволяет людям сосредоточиться на том, чему они сочувствуют, без необходимости верить в сверхъестественных божеств. Таким образом, «люди без религии» — это в основном не атеисты и даже не секуляристы, а смесь «апатеистов» — людей, которым просто нет дела до религии, — и тех, кто придерживается так называемой «дезорганизованной религии». Мировые религии, вероятно, сохранятся и будут развиваться в обозримом будущем, но до конца этого столетия мы, возможно, увидим расцвет сравнительно небольших религий, конкурирующих с этими группами. Но если Большие Боги и общие религии служат ключом к социальной сплоченности, что происходит без них?

Один из возможных ответов заключается в том, что мы просто продолжаем жить. Успешная экономика, хорошее правительство, приличное образование и эффективные правовые нормы могут гарантировать, что мы будем жить счастливо без каких-либо религиозных рамок. И действительно, некоторые общества с наибольшим количеством неверующих — одни из самых безопасных и гармоничных на Земле. Однако неразрешенным остается следующий вопрос: они нерелигиозны, потому что у них сильные светские институты, или же отсутствие религиозности помогло им достичь социальной стабильности? Религиозные деятели говорят, что даже светские институты имеют религиозные корни: гражданские правовые системы, например, вводят в ранг закона идеи о справедливости, которые основаны на социальных нормах, установленных религиями. Другие, такие как «новые атеисты», утверждают, что религия — это, по сути, суеверие, и отказ от нее позволит обществам стать лучше. Коннор Вуд не так уверен в этом. Он утверждает, что такое сильное и стабильное общество, как в Швеции, чрезвычайно сложное и требует больших затрат в плане труда, денег и энергии — и оно может стать неустойчивым даже в краткосрочной перспективе. «На мой взгляд, совершенно очевидно, что мы вступаем в период нелинейных изменений в социальных системах, — говорит он. Это проблема, поскольку эта комбинация кардинально изменила социальную среду по сравнению с той, в которой развивались мировые религии — и в некоторой степени вытеснила их. Псевдорелигиозный общественный строй может хорошо работать в спокойные времена. Но когда общественный договор трещит по швам — из-за политики идентичности, культурных войн или экономической нестабильности, — последствия, по мнению Вуда, выглядят так, как мы их видим сегодня: рост числа сторонников авторитарной власти в ряде стран. Он цитирует исследования, показывающие, что люди игнорируют уровень авторитаризма, пока не почувствуют ухудшение социальных норм. Возможно ли, что появится новая религия, чтобы заполнить пустоту? Опять же, Вудхед относится к этому скептически. «Если смотреть на историю, то на рост или гибель религий влияет политическая поддержка, — говорит она. — Все религии преходящи, если они не получают поддержку со стороны империй». Зороастризму помогло то, что его приняли персидские династии, поворотный момент для христианства наступил, когда оно было принято Римской империей. Возможно, религии никогда не умирают. Возможно, религии, которые охватывают мир сегодня, менее долговечны, чем мы думаем. И, возможно, следующая великая вера только зарождается» (пол-Чоудхури).

Как видите, уважаемый читатель, у пол-Чоудхури прогноз еще более точный, чем у Проханова – возможно так, а возможно этак. Однако никто из представленных выше «прогнозистов» не обратил своего внимания на один безусловный факт. Чем сильнее Вера какого-то сообщества людей, тем точнее прогнозы о будущем получаются у лучших представителей этого сообщества. Другими словами, хотим мы того или нет, но придется признать, что искренняя Вера во что-то конкретное — всегда реализуется на практике, а люди своими мыслями изменяют окружающий их мир. Причем, чем синхронистичнее их мышление (одновременное использование при мышлении всех составных частей сознания – Веры, подсознания и разума), тем лучше все получается (это автор знает из своего личного опыта). Откуда вывод – Вера (религия) и человеческие сообщества составляют одно целое и неотделимы друг от друга, без разницы, нравится Вам это или нет, уважаемый читатель. PS: Кстати, представителей авторской Веры (Веры в Мироздание, как в живое и разумное существо) с каждым днем становится все больше и больше (что видно из информации, размещенной в интернете). А причиной этого являются происходящие сегодня изменения в мировоззрении людей, настоящий же сайт – лишь следствие данного процесса. Это – на случай, если у Вас возникнет желание поменять местами причину со следствием. Хотя работает и обратный процесс, что и вызывает «цепную реакцию». А когда имеешь дело с «цепными реакциями», то время ускорят свой бег во много раз. Что мы и наблюдаем в современном мире.