Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Парапсихология и Вера

Парапсихология и Вера

Согласно Википедии, эзотерика — это совокупность знаний, сведений, недоступных непосвященным, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». Читатели обычно обращают свое внимание на первую часть определения (мол, это тайные знания), и практически не воспринимают вторую часть (об «особых способах восприятия реальности, выраженных в «психодуховных практиках»). А между тем, это не совсем правильное восприятие. Во-первых, эзотерические знания не являются тайными (они предназначены для достаточно большого круга посвященных людей). Поясню примерами. Система классификации секретной информации, действующая в Российской Федерации, установлена Законом Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 года. Этот закон, претерпевший несколько редакций, устанавливает систему классификации, очерчивает круг сведений, подлежащих и не подлежащих засекречиванию, порядок засекречивания и рассекречивания, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты государственной тайны. Согласно статье 8 закона «О государственной тайне», уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: секретные, совершенно секретные, особой важности. Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое классифицирует информацию так: К секретным сведениям следует относить все сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности. К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Материалы же с грифом «Для служебного пользования» не являются секретными. «Для служебного пользования» — это гриф, которым маркируют документ с ограниченным доступом. В коммерческих компаниях к ним относят сведения, повышающие конкурентоспособность: профессиональные секреты и ноу хау, информация о поставщиках, клиентах и заказчиках. Информацию относят к конфиденциальной на основании действующего законодательства Российской Федерации. Это касается государственных организаций. При этом закон не предусматривает обязанность и случаи проставления грифа «Для служебного пользования» для коммерческих компаний. Такие компании вправе самостоятельно определять, необходимо ли проставлять такой гриф, а также перечень тех документов, на которые он будет распространяться.  Что такое ДСП в документах? Для бюджетных организаций гриф «Для служебного пользования» проставляют с учетом порядка, установленного не только федеральными законами, но и ведомственными актами. Так, к примеру, для предприятий атомной энергетики такой гриф проставляют на документах или проектах со служебной информацией ограниченного распространения (п. 1.4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). Важно учитывать, что в п. 2 ст. 5 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ прописано, что информация ограниченного доступа относится к сведениям, доступ к которым ограничен. Например, это может быть несекретная информация, которая: напрямую касается деятельности организации, если ограничения на ее распространение диктуются служебной необходимостью; поступила в организацию, доступ к ней ограничен в соответствии с федеральными законами» (источник: https://www.kdelo.ru/art/385597-dlya-slujebnogo-polzovaniya-19-m10). Другими словами, документы с грифом «Для служебного пользования» являются открытыми для ограниченного круга людей («круга посвященных»). Таким образом, сюда можно отнести и эзотерические знания. А документы с грифом «Секретно» предоставляются исключительно для личного пользования людьми, обладающих соответствующим допуском к Государственной тайне. И информация, там содержащаяся, не может передаваться никаким третьим лицам.

Ну а во-вторых,  «особые способы восприятия реальности» возможны не только с помощью «психодуховных практик». Согласно мнению известного психолога Николаевой-Гариной, «упорядоченная картотека сенсорной системы несовместима с экстрасенсорным восприятием. Либо упорядоченное восприятие, либо экстрасенсорное. Либо «дисциплинированный» мозг, либо спонтанный». Другими словами, все дети (до полугода) обладают экстрасенсорным восприятием и не проделывают при этом никаких «психодуховных практик». Говоря иначе, они черпают знания об окружающем мире примерно так же, как и эзотерики. Следует отметить особо, что понятия «эзотеризм» и «оккультизм» не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, прямо не связанные с оккультизмом, например, религиозные. Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики. Многие эзотерические системы являются больше теоретическими, мировоззренческими или направленными больше на духовно-нравственное самосовершенствование и религиозно-мистическое переживание, такие как суфизм, некоторые другие восточные практики и многие из современных Нью-Эйдж учений, тогда как оккультизм обозначает скорее теории и практики, направленные на достижение конкретных результатов. Часто под эзотерикой и эзотеризмом понимается оккультизм, при этом теряется смысл слова «эзотерика» как часть учения, скрываемая от непосвященных, и смысл слова «оккультизм» как совокупность систем мировоззрения, основанных на признании существования скрытых сил в мире и человеке. Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологии, трансперсональной психологии, психосинтеза, в целом, положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определенную связь с эзотерическими учениями. Классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» предложил прагматический подход к оценке значимости различных религиозных феноменов (в определении «религии» Джеймса включаются мистические и эзотерические течения). С точки зрения данного подхода оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека. В итоге, Джеймс демонстрирует достаточно позитивное отношение к ряду разновидностей эзотеризма, например, к йоге.

Ряд направлений психологии относится к эзотеризму, в целом, или к отдельным его направлениям резко негативно. Так, З. Фрейд подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Многие современные критики эзотерики отмечают ее возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с синдромом Кандинского — Клерамбо. А Коринна Трэйтел в своей монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» анализирует влияние эзотерики на становление психологии как самостоятельной научной дисциплины. В общем, «сколько людей, столько и мнений». Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье, апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии». В то же время научная картина мира кардинально отличается от эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными. В отличие от науки эзотеризм не ведет поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан (можно подумать, что наука «рационально доказывает» все свои постулаты). В любом случае, во многом, это действительно так, но при чем здесь принцип «единства науки, религии и философии»? Да, сегодня этот принцип не работает. Но почему? А потому, что современная наука слишком сильно разбита на составные части, которые практически не взаимодействуют друг с другом. А раз так, то и философия не может быть единой (какой она просто обязана быть). Вот люди и пытаются создать такую «единую философию» в виде различных Мировых религий, которые, хотя во многом и похожи друг на друга, тем не менее, имеют и большие различия (повторю еще раз: «сколько людей, столько и мнений»). Различные авторы неоднозначно оценивают влияние эзотеризма на общество. В. В. Кучурин отмечает благотворительную деятельность масонства в XVIII-XIX веках. Ю. В. Ермолина оценивает магию (определяемую ей как форма эзотерической культуры) в качестве «важнейшей составляющей русской национальной культуры» и связывает рост интереса к эзотеризму с тем, что традиционные религии «не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении». Некоторые авторы положительно оценивают значение эзотеризма в истории науки.

Как уже говорилось выше, Коринна Трэйтел писала о влиянии эзотеризма на выделение психологии как самостоятельной научной дисциплины, а также на таких авторов, как Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. Впрочем, последний был категорическим противником эзотеризма. Английский историк культуры Ренессанса Фрэнсис Йейтс считает, что герметико-каббалистическое мировоззрение способствовало «переходу науки на путь служения человечеству», а американский историк-медиевист Линн Торндайк отмечает тесную связь между историей некоторых направлений эзотеризма и экспериментальной науки с античности вплоть до Средних веков. Современный российский исследователь С. Г. Устинов дает неоднозначную оценку социальной роли эзотеризма. С одной стороны, он указывает на то, что эзотеризм в целом деструктивен, так как нацелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. С другой стороны, Устинов указывает на положительную социальную функцию эзотеризма как «формы разрешения противоречий между теоретическим и обыденным сознанием», способной создавать смысловые системы координат. Интерес к эзотеризму и мистике порожден, по мнению Устинова, травмами массового сознания, нанесенными индустриальной революцией, мировыми войнами, усложнившимися условиями бытия, и во многом связан с крахом веры в прогресс, возможность рациональной организации жизни, государства и общества. Специалист по философии религии, доктор философских наук Л. В. Денисова считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживании одних за счет других и может являться метафизической основой для современных тоталитарных режимов и сект для установления духовного господства. Критикой эзотеризма и отдельных его направлений занимаются в рамках научного сообщества сторонники светского гуманизма, в России представленного преимущественно «Российским гуманистическим обществом». Так, В. А. Кувакин в своей статье «Астрология» в журнале «Здравый смысл», утверждает, что распространение астрологии приводит к ряду негативных социальных последствий, среди которых: «вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма»; «неуважение науки, неверие в ее благотворную мощь в добрых и заботливых руках человека разумного»; «закрепление невежественности человека» и т. д.

По мнению многих ученых, широкая популяризация со стороны СМИ деятельности представителей оккультизма и парапсихологии и соответствующих представлений (астрология, колдовство, порча, сглаз, биоэнергетика) способствует формированию магического мышления (экстрасенсорного восприятия), создает благоприятную почву для деятельности деструктивных религиозных сект и приводит к росту психических расстройств с религиозно-мистическими переживаниями. Хотя никаких доказательств в своей правоте эти «многие ученые» не приводят. А теперь давайте познакомимся с «парапсихологическими практиками». Согласно Википедии, парапсихология – это комплекс псевдонаучных дисциплин, направленный на обнаружение сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений с использованием научной методологии. Парапсихологи заявляют, что проводили лабораторные и полевые исследования конфиденциально и финансировались некоторыми университетами, но лишь малая часть результатов публиковалась в научных журналах. В прошлом подавляющее количество парапсихологических экспериментов включало попытки психического воздействия на генератор случайных чисел с целью доказать существование психокинеза; сенсорную депривацию и метод Ганцфелда для исследования феноменов экстрасенсорного восприятия, проводимых согласно контракту с правительством США, для того, чтобы рассмотреть перспективы и возможности практического использования дальновидения. К парапсихологии также относятся исследования, связанные с другими областями психологии: трансперсональную психологию, постулирующую трансцендентальные аспекты человеческого разума, а также аномальную психологию, исследующую не поддающиеся объяснению верования и субъективные аномальные события в традиционных психологических условиях. Большинство ученых считают парапсихологию псевдонаукой, поскольку за более чем столетие исследований в рамках этой дисциплины не представлено ни одного приемлемого доказательства существования заявляемых «парапсихических» способностей. Термин «парапсихология» (пара’психология — происходит от греческого: παρά — означающего «около», и психологии) был впервые введен немецким ученым, доктором философии и известным исследователем психики Максом Дессуаром в 1889 году. На тот момент времени под данным словом понималась также область исследований, сейчас называемая психопатологией. Термин «парапсихология» в современном значении впервые был использован в 1908 году, а одобрен и принят Джозефом Б. Райном в 1930 году в качестве замены термина «психические исследования» для указания на значительный сдвиг в сторону экспериментальной методологии и академичности исследований.

Широкое распространение термин получил только с 1937 года, после того, как в США вышел в свет первый номер «Журнала парапсихологии», главным редактором которого длительное время был Джозеф Бэнкс Райн. Исторически, парапсихология начала формироваться в результате рациональных научных попыток переосмысления оккультно-мистического наследия человечества (представляющего собой своеобразные протонаучные знания), а также различных явлений, часто рассматриваемых как сверхъестественные или необъяснимые, некоторым образом связанные с и проявляемые посредством психики человека и, иногда, психики животных. Общество психических исследований (ОПИ) было основано в Лондоне в 1882 году. Формирование ОПИ было первым систематическим усилием для организации ученых и исследователей в целях критического и устойчивого расследования паранормальных явлений. ОПИ включало философов, ученых, преподавателей и политиков, таких, как Сиджвик, Генри, Бальфур, Артур, Крукс, Уильям, Руфус Осгуда Мейсон и Рише. ОПИ вели исследования в нескольких областях: телепатия, гипноз, явления Райхенбаха, ясновидение, а также в области физических аспектов спиритизма, таких как автоматическое письмо и возникновение материи из неизвестных источников. В 1911 году Стэнфордский университет стал первым учебным заведением в Соединенных Штатах, начавшим изучение экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) и Телекинеза (ПК) в лабораторных условиях. Усилия возглавлял психолог Джон Эдгар Кувер. В 1930 году Дьюкский университет стал вторым крупным учебным заведением США, участвующим в критическом изучении ЭСВ и Телекинеза. Под руководством психолога Макдугалл, Уильяма Карл Зенер, Джозеф Рейн и Луиза Рейн начали ЭСВ-лабораторные эксперименты с использованием добровольцев из студентов университета. В отличие от подходов Общества психических исследований, которые в целом стремились к качественному доказательству существования паранормальных явлений, эксперименты в Университете Дюка были количественными, статистическими подходами с использованием карт и игральных костей. Разработанные в результате стандартные лабораторные процедуры для ЭСВ-тестирования стали общепринятыми. Издание книги Б. Рейна «Новые Рубежи Разума» (1937) принесло известность экспериментам. В своей книге Рейн популяризировал слово «парапсихологии», которое было придумано более чем 40 лет назад психологом Максом Дессуаром. Рейн также основал автономные лаборатории парапсихологии и начал выпуски «Журнала парапсихологии», который он редактировал совместно с МакДугаллом. Рейном совместно с Карлом Зенером была разработана система статистических испытаний для ЭСВ. В результате данных исследований процент правильных угадываний символов оказался значительно выше статистически вероятного, что было воспринято как свидетельство о существовании парапсихологических способностей.

Рейн заявил в своей первой книге «Экстрасенсорное восприятие» (1934), что после 90000 испытаний он почувствовал, что ЭСВ является «фактическим и очевидным явлением». Данные парапсихологические эксперименты вызвали много критики со стороны ученых и других лиц, которые оспаривали концепции и методику доказательства ЭСВ. Одним из видов такой критики было обвинение в плохой постановке эксперимента. Маг и иллюзионист Милборн Кристофер писал годами позже, что он почувствовал, что «есть, по меньшей мере, десяток способов, которыми испытуемый при желании может обмануть экспериментаторов в рамках условий эксперимента» Рейна. Рейн и его коллеги пытались учесть критику при проведении новых экспериментов, о которых выпустили книгу «Экстрасенсорное восприятие после шестидесяти лет исследований» (1940). Позднее Рейн создал фонд по изучению природы человека (FRNM) и Институт парапсихологии в качестве развития лаборатории Дюка. В 1975 году к столетию со дня рождения Рейна FRNM была переименована в Рейн-исследовательский центр. Сейчас Рейн-исследовательский центр парапсихологических явлений заявляет, что организация «направлена на улучшение условий жизни человека путем создания научного понимания сверхъестественных возможностей и особенностей, которые появляются в пределах обычных измерений пространства и времени». С 1980-х годов парапсихологические исследования в Соединенных Штатах заметно сократились. Многие лаборатории университетов закрылись, сославшись в качестве причины на отсутствие признания исследований со стороны официальной науки; часть парапсихологических исследований сводится к частным учреждениям, финансируемым из частных источников. После 28 лет исследований отдел инженерных аномалий Принстонской научно-исследовательской лаборатории (PEAR), которая изучала Телекинез и телепатию, был закрыт в 2007 году. В официальном пресс-релизе указывалось, что причиной закрытия стало выполнение проектом своей миссии, в том числе по накоплению эмпирических свидетельств реальности парапсихологических явлений. Два университета в настоящее время в США имеют академические лаборатории парапсихологии: отдел исследований восприятия в университете штата Вирджиния на факультете психиатрии, изучающий возможности выживания сознания после телесной смерти, и лаборатория «S Veritas» в университете Аризоны, которая проводит исследования медиумических явлений. Англия ведет парапсихологические исследования в Европе, финансируя частные лаборатории университетов Эдинбурга, Нортхэмптона, и Ливерпуля. Парапсихологические исследования были дополнены другими субдисциплинами психологии: аномалистическая и трансцендентальная психология. В любом случае, вместо ожидаемого расцвета парапсихология пошла на упадок.

Впрочем, не стоит забывать, что в свое время и кибернетика была «буржуазной лже-наукой», а «научный коммунизм» воспринимался Советскими учеными, как наука. Так что, временный упадок какой-то науки не означает ее неизбежного конца. Как и восхваление какой-то другой науки, совсем не означает, что через какое-то время она не «канет в лету». Все подобные события определяются только одним – влиянием политики той или иной страны (или всего мира) на самих ученых. Как ни крути, а ученые – такие же люди, как и все остальные, только чуть поумней, и они тоже подчиняются «общественному сознанию». А общественное сознание (как и большинство) «всегда право, даже, когда оно неправо». Это – Мировой закон, и он всегда и неизменно исполняется в нашем мире. Однако научно (рационально) доказать это, автор не может. Впрочем, тут и доказывать нечего, просто он действует, без разницы, верите Вы или любой другой человек в это, или нет. Автор – химик по профессии, и за время своей научной деятельности провел не одну сотню различных химических экспериментов. И все проведенные им эксперименты привели его к однозначному выводу – их результаты всегда определяется, либо общепринятым общественным мнением, либо желанием самого экспериментатора, если тот попал в неизведанную область, которая в обществе и вовсе не обсуждается. Ну а парапсихологию обсуждают «все, кому не лень», и отношение к ней сложилось, скорее, негативное, чем позитивное (уж больно много развелось мошенников, пытающихся заработать на этом деньги). Отсюда и неоднозначность полученных результатов. Избавимся от этих мошенников, и парапсихология «расцветет». А как можно избавиться от подобных мошенников? Только одним способом – человечество должно отказаться от своей нынешней Веры (Бог – это деньги) и принять новую Веру (Бог – это все наше Мироздание, а сам человек является составной частью этого Бога). Матрица Веры – остов всего сознания человека и содержит в себе только «истинную информацию» (по мнению самого человека). А потому, и окружающий мир человек ощущает точно таким, каков он в его матрице Веры. Понятное дело, что на самом деле мир таков, каков он есть, а не такой, каким его представляет человек. Однако для каждого отдельного человека он именно таков, каким он себе его представляет. Другими словами, окружающий мир разный для разных людей. Просто люди умеют договариваться друг с другом, и если все договорились, считать какой-то цвет красным, то все так и будут считать, хотя каждый человек видит свой собственный цвет. Примерно то же самое произошло с учеными и врачами. Многие люди совсем не понимают, чем те занимаются, но договорились между собой верить им. И верят, невзирая ни на что!

Согласно Википедии, Вера — признание чего-либо истинным, независимо от фактического или логического обоснования, в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры; убежденность, глубокая уверенность в чем-либо. Религиозная вера имеет в качестве своей особенности веру в реальность и субстанциональность сверхъестественного; предмет веры религиозного индивида объективируется, человек убежден в том, что объектом его веры является не мысль или понятие о Боге, а сам Бог — сверхъестественное как реально существующее. Отличительной особенностью познания, реализующегося в вере, является приверженность принципам диалогичности, согласно которым субъект веры активно соотносит самораскрывающийся объект веры с собой. В этом смысле религиозная вера отличается от философского или научного знания не тем, что не вполне аргументирована или уверена в своем предмете, а по способу получения и обоснования своего знания. В ряде религиозных систем, в частности в христианстве, вера занимает центральную мировоззренческую позицию. В целом, имеет место большое разнообразие оценок влияния, оказываемого верой на жизнь человека и общества. Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений. «Истинная» вера, по мнению христиан — это вера, которая не основана на предрассудках и рассматривается как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего «доказательства» истинности Пророка или Посланника Божьего достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям. Представители патристики говорили о том, что вера, так или иначе, необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастающие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Кирилл Иерусалимский).

В христианском богословии, вера является боговдохновенным ответом человека на Божье объявление в истории человечества через приход Иисуса Христа и, следовательно, имеет исключительно важное значение. Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др. В социологии религии различают несколько типов верующих: — глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении; — верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение; — колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религией и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении. К слову сказать, атеизм – это тоже религия, ведь атеист бездоказательно верит, что Бога нет. А потому, и атеистов можно поделить по тому же принципу. В любом случае, Вера является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить, как коллективное представление о мире (или общественное мнение). Атеисты или материалисты объясняют религиозную веру как порожденную специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчужденного бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам (по выражению древнеримского поэта Стация, «рrimus in orbe deos fecit timor» — «страх — вот кто первым богов сотворил»). Теология же признает религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно и эмоционально.

В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы. Другими словами, верующий ли Вы человек, или атеист, Ваша матрица Веры, в любом случае, определяет Ваше сознание, в целом. Именно по этой причине, автор и называет ее «остовом всего сознания человека». Если информация, содержащаяся в Вашей матрице Веры, соответствует информации, содержащейся в матрице Веры Мироздания, то Вы комфортно ощущаете себя внутри нашего мира. Ну а если в этой информации наблюдаются значительные расхождения, Вам неуютно жить в мире. И единственный выход из такого положения – самостоятельно подкорректировать свою матрицу Веры. К слову сказать, такой корректировкой Ваше сознание занимается постоянно, если, конечно, оно активно работает. Ну а если Вам лень даже думать, то в этом случае «дело – труба». Тут без тренировок никак не обойтись. Многие люди уверены, что главным насосом для перекачки крови является сердце человека. Но это не так. Основную роль в перекачивании крови играет двигательная активность человека и обратные клапаны на венах. Если обездвижить человека и не насыщать его кровь кислородом, то он долго не проживет (сутки – другие). Точно так же дела обстоят и с психической активностью человека. На этом и закончим.