Информация как товар
Предлагаю Вашему вниманию статью из сайта «Наша планета» под названием: «35 научных концепций, которые помогут вам лучше понимать мир». Автор не уверен, что данные концепции помогут понимать мир, но они могут объяснить многие особенности человеческого поведения. Итак, «среди влиятельных ученых был проведен опрос с целью выяснения, какие научные концепции они считают наиболее важными для современной эпохи. Предлагаем вам ознакомиться с этим списком. 1. Когнитивное смирение. Десятилетия когнитивных исследований показали, что наши разумы имеют предел и далеки от совершенства, но, зная этот предел, мы может научиться рассуждать эффективнее. Самым тяжелым следствием такого явления можно счесть то, что люди склонны запоминать те вещи, которые согласуются с их убеждениями независимо от доказательств. 2. Когнитивная загрузка. Наш мозг может удерживать ограниченное количество информации единовременно: когда информации слишком много, наступает «информационная перегрузка», и тогда мы легко отвлекаемся и не запоминаем, что изучали. Рабочая память — это то, что ученые называют кратковременной памятью, именно в ней хранится содержание нашего сознания в каждый конкретный момент и именно эта область обрабатывает все впечатления и мысли, получаемые нами в течение дня. 3. Ограничение удовлетворения. Когда мы имеем слишком много вариантов для выбора, то, какими бы привлекательными и полезными они не были, это может действовать на нас подавляюще: мы не можем найти наилучшее решение и выбрать что-то одно. Поэтому ограничения выгодны — при конечном числе вариантов мы выбираем из предложенного гораздо быстрее. Фактически, многие креативные решения происходят из ограничения удовлетворения: например, Эйнштейну удалось совершить прорыв в физике, когда он понял, что время не обязательно должно течь с постоянной скоростью. 4. Сопряженные суперорганизмы. Совместные усилия биологов и социологов привели к формированию «общества разоблаченного альтруизма», иными словами, любой альтруистический поступок делается в собственных интересах. Однако новая концепция — «сопряженные суперорганизмы» — говорит о том, что мы проживаем жизнь в нескольких различных иерархиях: когда вы достигаете более высокого уровня развития, вы способны поставить успех группы выше собственной личной цели — этим принципом руководствуются, например, военные и пожарные. 5. Принцип Коперника. В основе «принципа Коперника» лежит идея нашей неуникальности: Вселенная намного больше, чем мы можем осознать, и нам отведена в ней довольно незначительная роль. Парадокс принципа Коперника состоит в том, что, только правильно оценив наше в ней место, даже если оно незначительно, мы можем понять истинные мотивы конкретных обстоятельств, и когда мы будем совершать какие-то поступки, они окажутся вовсе не такими уж незначительными.
- Культурный аттрактор. Нас привлекают те идеи или концепции, которые мы можем легко понять и усвоить: к примеру, культурным аттрактором являются круглые числа, поскольку их легко запомнить и применить в качестве символов для обозначения величин. Однако если нас притягивает та или иная концепция, это вовсе не означает, что она является лучшей для любой ситуации. 7. Кумулятивная погрешность. Когда информация передается по нескольким каналам, некоторые ее элементы могут быть искажены в результате предубеждений или простых человеческих ошибок — эффект распространения дезинформации называется кумулятивной погрешностью. Учитывая, что мы живем в эпоху, когда информация может облететь весь мир за наносекунду, этот принцип стал для нас важным и даже в какой-то мере опасным. 8. Циклы. Циклы объясняют все, особенно на базовом уровне эволюции и биологии, но стоит обращать внимание, какие циклы действуют в данный момент. Вся «магия» когнитивного восприятия зависит, как и сама жизнь, от циклов внутри циклов рекуррентных рефлексивных информационно-трансформационных процессов — от биохимических процессов внутри нейрона до циркадного цикла сна-бодрствования, волн мозговой активности и замирания, которые мы можем наблюдать с помощью электроэнцефалографов. 9. Глубокое время. Существует убеждение, что впереди у нас остается больше времени, чем мы уже успели потратить — это формирует более экспансивный взгляд на мир и потенциал Вселенной. Например, наше Солнце не просуществовало и половины того времени, что ему отпущено: оно сформировалось 4,5 млрд. лет назад, но будет светить еще 6 млрд. лет, прежде чем у него закончится топливо. 10. Двойной слепой метод. Эту концепция, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Исследователи используют ее в качестве инструмента для предотвращения влияния подсознания на результат эксперимента. Понимание причин необходимости двойных слепых экспериментов может помочь людям осознать присущие им субъективные повседневные предубеждения, защититься от привычки к обобщению и понять необходимость критического мышления. 11. Теория эффективности. Теория эффективности — одно из самых важных понятий в науке, ее идея заключается в том, что вы действительно можете измерить что-то и решить с учетом точности имеющихся в вашем распоряжении измерительных инструментов, насколько ваша теория соответствует полученным результатам.
- Групповое расширение. Чем больше развиваются технологии, тем более связанными друг с другом мы становимся, и возникают все более тесные пересечения между различными группами и слоями населения — например, заключается больше браков. Такие эффекты являются потенциально полезными для улучшения когнитивных навыков с двух различных точек зрения: ученые называют их «расширением групп с общими интересами» и «эффектом гибридной энергии». 13. Внешние эффекты. Все мы, так или иначе, влияем друг на друга, особенно в мире взаимосвязей. Внешние эффекты — это непреднамеренные положительные и отрицательные побочные эффекты этих взаимодействий. В современном мире внешние эффекты приобретают все большее значение, поскольку действие, произошедшее в каком-либо месте, потенциально может повлиять на другие действия на противоположном конце света. 14. Поражения способствуют успеху. Неудачи — это не то, чего необходимо избегать, но скорее то, что необходимо культивировать. Мы привыкли воспринимать неудачи как признак слабости и невозможность попробовать снова, и, тем не менее, расцвет Запада связан с терпимостью к неудачам: многие иммигранты, воспитанные в традициях культуры, где ошибок не терпят, достигают успеха, попадая в среду, где поражения приемлемы, следовательно, поражения способствуют успеху. 15. Страх перед неизвестностью. Наша привязанность к друзьям и знакомым часто мешает нам идти на риск и делать шаги, ведущие к настоящему прорыву: часто мы не в состоянии оценить реальное соотношение риска и пользы, и наши иррациональные страхи мешают прогрессу. Если же общество научится понимать, как оценивать риски, связанные с технологиями, и принимать краткосрочные риски ради большей выгоды в долгосрочной перспективе, то можно ожидать прогресса во всех областях науки — особенно биомедицинских технологиях. 16. Паттерны фиксированных действий. Свое поведение мы часто склонны объяснять инстинктами, но то, что мы принимаем за инстинкт, может быть поведением, усвоенным с течением времени — паттерном фиксированных действий. Этот эффект имеет множество применений, в том числе нашу способность как разумных существ изменения того поведения, которое мы считаем инстинктивным: осознав наши собственные паттерны фиксированных действий и паттерны тех людей, с которыми мы взаимодействуем, мы, будучи людьми со способностями к когнитивным процессам, можем переосмыслить наши модели поведения.
- Концентрация на иллюзии. Мы часто думаем, что определенные стечения обстоятельств могли бы кардинально изменить нашу жизнь, но на самом деле такие факторы, как уровень дохода и здоровья, не свидетельствуют об общем счастье индивидуума. Подобное несоответствие в распределении внимания между вымышленными жизненными обстоятельствами и реальной жизнью является причиной концентрации на иллюзии. 18. Скрытые слои. Скрытые слои — это слои понимания, существующие между внешней реальностью и нашим собственным восприятием мира. Системы слоев становятся более взаимосвязанными по мере развития наших привычек: например, трудно научиться ездить на велосипеде, но с практикой такое умение становится нашей неотъемлемой частью. Общая концепция скрытых слоев охватывает глубокие аспекты того, как работает сознание — у человека ли, животного или инопланетного организма, в прошлом, настоящем или будущем. 19. Холизм. В разговорной речи понятие холизм означает, что целое больше отдельных его частей. Самым впечатляющим примером является то, как углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор, железо и некоторые другие элементы, смешанные в нужных пропорциях, образуют жизнь. Существует своего рода удивительное взаимодействие между частей: достаточно взглянуть на ДНК и другие сложные системы вроде городов, функционирующие только тогда, когда каждый отдельный элемент выполняет свою работу. 20. Вывод лучшего объяснения. Если происходит какое-то событие, то существует много вещей, которые могли послужить его причиной, но истиной часто является самое рациональное объяснение произошедшего. Многие из наших наиболее ожесточенных научных дискуссий — например, о теории струн и основах квантовой механики — заключаются в том, какие конкурирующие критерии должны преобладать. 21. Машина калейдоскопических открытий. Самые значительные прозрения или изобретения являются, как правило, результатом работы нескольких человек. Чаще всего никто ничего не делает в одиночку: каждый опирается на чьи-то плечи. Оглядываясь назад, мы часто обнаруживаем, что, если один ученый не сделал конкретного открытия, хотя и работал над ним, то другой индивид совершил это открытие в течение следующих нескольких месяцев или лет. Есть основания считать, что великие открытия являются частью калейдоскопа открытий и делаются многими людьми сразу. 22. Игра имен. Мы даем имена всему, что нас окружает, чтобы лучше понимать мир, но при этом мы иногда искажаем или упрощаем истинную природу организма или процесса: данное имя удерживает нас от дальнейших, более глубоких вопросов о природе чего-либо. Также важно не придумывать слишком много слов, ассоциируемых с разными понятиями, поскольку это может привести к недоразумениям: к примеру, слово «теория» в науке означает сильную жизнеспособную идею, а в разговорной речи — общее предположение.
- Метаиндукция пессимизма. Множество научных теорий прошлых эпох оказались ошибочными, поэтому мы обязаны предположить, что большинство современных теорий тоже в конечном итоге окажутся неверными. Принимая допущение, что многие из наших теорий «фактически временные и вероятно ошибочные», мы можем услышать и принять чужие идеи. 24. Игры с положительной суммой. В играх с нулевой суммой есть явные победитель и проигравший, а в играх с положительной суммой выигрывают все. Рациональный, действующий в собственных интересах игрок в таких играх может принести пользу другому игроку, принимая те же решения, что приносят пользу ему самому. 25. Сила десяти. Большая часть мира оперирует силой десяти — понимание принципов ранжирования, например, в случае со шкалой Рихтера для измерения землетрясений, позволяет нам более полно осознать масштаб события. Наша пространственно-временная траектория — крошечная часть Вселенной, но мы, по крайней мере, можем применить к ней силу десяти и оценить перспективу. 26. Прогнозирующее кодирование. Наши ожидания и то, оправдались они или нет, сильно влияют на наше восприятие мира и, в конечном счете, качества нашей жизни. Прогнозирующее кодирование учитывает, как мозг использует механизмы прогнозирования и ожидания для осмысления поступающих сигналов и применения их для восприятия, мыслей и действия. 27. Хаотичность. Хаотичность — фундаментальный предел нашей интуиции, говорящий, что существуют процессы, которые мы не в состоянии полностью предсказать. Эту концепцию нам воспринять тяжело, несмотря на то, что она является неотъемлемой частью нашего мира. Однако некоторые случайные события, вроде хаотического скопления атомов, настолько абсолютны, что мы можем предсказать итог такой «случайности» с полной определенностью. 28. Рациональное бессознательное. Фрейд создал идею иррационального подсознания, но многие современные ученые оспаривают эту концепцию: вместо этого они утверждают, что сознательное и бессознательное тесно связаны, и настаивают, что наш мозг работает на обоих уровнях. Наше сознательное понимание вероятности, например, далеко от совершенства, однако наше бессознательное постоянно совершает тонкие оценки различных вероятностей. 29. Корыстный уклон. Идея в том, что мы воспринимаем себя лучше, чем мы есть на самом деле. Мы склонны приписывать заслуги себе, а в неудачах обвинять других: например, девять из десяти водителей считают, что их уровень вождения выше среднего, а в опросах студентов более 90% респондентов оценивают себя выше собственных коллег.
- Синдром смещающегося основания. Этот синдром заключается в убеждении, что все нами воспринимаемое является нормой, при этом мы не принимаем во внимание прошлое или потенциал будущих событий. Синдром назван в честь ученого Дэниела Паули (Daniel Pauly), высказавшего мнение, что «каждое поколение принимает за основы размеры запасов и состав общества, имевшие место в начале их жизненного пути, и использует их для оценки изменений на протяжении всей жизни». Когда следующее поколение начинает свой путь, запасы уже сократились, но это новое состояние становится их новым основанием. 31. Скептический эмпиризм. Лучшим примером для скептического эмпиризма является тщательно продуманные и проверенные научные исследования, по результативности выгодно отличающиеся от обычного эмпиризма, который является результатом простого наблюдения за миром вокруг нас. Проще говоря, важно для нас скептически относиться к окружающему миру, а не просто принять то, что мы считаем «истиной». 32. Структурированная прозорливость. Мы слишком переоцениваем значение удачи для совершения прорывов, но успешные люди регулярно ставят себя в те позиции — постоянное обучение, неустанная работа, поиск истины — где удача находит их сама. Каждому из нас следует тратить несколько часов в неделю на поиск и изучение материалов, не имеющих ничего общего с нашей повседневной работой, в области, также не имеющей с нашей работой ничего общего. 33. Под-Я и модульный разум. Вера в то, что у нас есть только одно «я», ложна: на самом деле в нас есть по несколько личностей, или «под-я». Каждый из нас имеет набор функциональных «под-я» — одно используется при общении с друзьями, другое предназначено для самозащиты, третье завоевывает статус, четвертое нужно для поиска партнера, и так далее. 34. Умвельт. Умвельт — это идея о том, что мы слепо принимаем реальность вокруг нас. Было бы полезно включить концепцию «умвельт» в общественный лексикон — она хорошо описывает идею об ограниченности знания, недоступности информации и непредвиденных обстоятельствах. 35. Невычисляемый риск. Мы, люди, оцениваем вероятности плохо: наши иррациональные страхи и склонности всегда негативно влияют на наши оценки. Мы придаем слишком большое значение возможности редких крупных событий, иногда происходящих с нами (например, выигрышу в лотерею или авиакатастрофам), но не уделяем большого внимания малым событиям. Принятия правильных решений требует умственного напряжения, но если мы переусердствуем, мы рискуем пойти по контрпродуктивному пути: увеличить стресс и потерять время. Так что лучше поддерживать баланс и играть, принимая здоровый риск» (сайт «Наша планета»).
Все представленные выше мысли, безусловно, красивые и высоконаучные, однако взаимодействие любых людей друг с другом всегда происходит по одному и тому же принципу: «Ты – мне, я – тебе». И все «35 научных концепций» легко укладываются именно в эту канву. Смотрите сами. 1. Когнитивное смирение. Десятилетия когнитивных исследований показали, что наш разум имеют свой предел, но, зная этот предел, мы может научиться рассуждать эффективнее. Самым тяжелым следствием такого явления можно счесть то, что люди склонны запоминать те вещи, которые согласуются с их убеждениями, независимо от доказательств. Очень похоже на истину, однако концовка объяснения немного подкачала. Следовало бы написать — вспоминать, а не запоминать, ведь все подобные «вещи» уже содержатся в матрице Веры человека, если они согласуются с его убеждениями. И такая информация является единственной «вещью», которой человек может поделиться с другим человеком, не требуя при этом что-то взамен. 2. Когнитивная загрузка. Наш мозг может удерживать ограниченное количество информации единовременно: когда информации слишком много, наступает «информационная перегрузка», и тогда мы легко отвлекаемся и не запоминаем, что изучали. Рабочая память — это то, что ученые называют кратковременной памятью, именно в ней хранится содержание нашего сознания в каждый конкретный момент и именно эта область обрабатывает все впечатления и мысли, получаемые нами в течение дня. Человек может поделиться с другими людьми, в том числе, и информацией из своей краткосрочной памяти, но уже только «баш на баш». Ну, и так далее, по всем оставшимся 33 пунктам. Другими словами, информация тоже является товаром, и ее можно купить, продать или поменять на какой-то другой товар. А стало быть, и к информации применима формула Маркса: «Товар – Деньги – Товар». Вот что по этому поводу написал Феофан Прокопович: «Товар-деньги-товар» или таки «деньги-товар-деньги?». «Мы часто (кто-то еще с детства) слышали это словосочетание, описывающее товарно-денежные отношения. Но как мы понимаем его? Какова роль денег? Из этой «формулы» выходили все экономические производные модели Маркса. И себестоимость, и добавочная стоимость и все остальное. На нее опиралась (казалось бы) вся экономика Старого Света… Но именно Новый Свет привнес в эту «формулу» новое наполнение. Раньше именно производитель был главным. Но появились американцы, которые начали трактовать эту формулу иначе, выхватывая из бесконечной цепочки иной смысл «деньги-товар-деньги». В этой цепочке важен не производитель товара, а «производитель денег», которые сами становятся товаром с прибавочной стоимостью.
Вспомните историю. Все пики развития цивилизаций приходились на объединение военным путем масс золота. Александр Македонский, Древний Рим, эпоха Возрождения (связанная с приходом золота Нового Света в своем расцвете). «Деньги» — не только «эквивалент» товара, но и стимулятор, катализатор обменные операций, они ускоряют торговлю, стимулируя производство, науку и искусство. Пока «деньгами» считали золото и серебро, очень много зависело от их наличия. Наступило время, когда их ФИЗИЧЕСКИ стало не хватать для обслуживания товарно-денежных отношений. Ведь еще появились такие вещи как накопления, казны государств и магнатов… И кто-то неглупый придумал «бумажные деньги», которые вначале выступали эквивалентом накоплений (фактически — долговыми государственными обязательствами). А еще кто-то очень умный (не будем показывать на них пальцем, но я склоняюсь к авторству Ротшильдов…), которые взяли свои «национальные» «товарно-денежные отношения» (запрещенные в других религиях) и сделали неплохой бизнес, превратив деньги в мировой товар. Вы скажете, что это плохо? А я так не думаю. Ибо насыщение рынка деньгами и есть тот катализатор, который дал такую бурную реакцию в развитии производства во второй половине 19-го века, и которое неуклонно развивается сегодня. Да, деньги, став «товаром», требуют «добавочной стоимости». И именно эта «добавочная стоимость» (проценты) коррелируются с возможным ростом экономики. Более того, начав «производство» денег, ты делаешь его вечным. Например. Я напечатал 100 рублей, отдал кому-то в долг. Но через год он мне должен отдать уже 110 рублей. Где он их возьмет, если я напечатал всего 100? Но я ведь могу напечатать еще 10 и их ему продать, чтобы он смог мне вернуть 110. И так бесконечное количество раз. Главная «стоимость» денег при этом — это их общее признание, авторитетность и надежность. Здесь важны и «слово» и «убеждение». Но и для развития производства наличие денежных ресурсов важно. Например. Телевизор стоит 100 рублей. Вы можете откладывать эти 100 рублей целый год, а потом купить телевизор, а можете купить его сразу, в кредит. И целый год смотреть «Вести», постепенно отдавая деньги. Ну, чуть-чуть больше. Но ведь жить надо сейчас! Да и как расширить производство, если оно сможет окупиться через 10 лет. Пока ты 10 лет будешь собирать деньги, технологии уйдут вперед. Деньги нужны сразу. А потом их можно и отдавать… Получается, что деньги стали не только эквивалентом товара, но и, «практически», эквивалентом средств производства. Они стали «ВАЖНЕЙШИМ» товаром в цепочке товарно-денежный отношений» (Прокопович).
А теперь давайте попробуем использовать «модернизированную формулу Маркса», в которой роль товара исполняет информация. Главное отличие информации от любого другого товара заключается в том, что, несмотря на то, что Вы купили ее, она является не только Вашей собственностью, но остается и собственностью продавца. А потому, купить какую-то информацию за одни деньги и продать ее за большие деньги — не получится. Для этого потребуется какая-то «добавочная информация». Такая особенность информации в качестве товара запрещает использование «модернизированной формулы Маркса», более того, она позволяет удалить из оборота и сами деньги. Смотрите сами – Вы бесплатно передали информацию другому человеку, он ее обдумал, сделал определенные выводы по ней, и вернул ее Вам в обновленном виде (с «добавочной информацией»). Вопрос – кто стал богаче после проведения такого обмена? Как ни удивительно, но богаче стали оба собеседника. Ну, а подумав еще немного, Вы придете к однозначному выводу – и Прокопович, и америкосы НЕ ПРАВЫ. В конечном счете, любому человеку нужны товары, а не деньги. Именно поэтому, проведенная америкосами «модернизация формулы Маркса» и загнала наш мир в полный тупик! И это обстоятельство явно проявляется при использовании в качестве товара – информации. А что такое информация? Согласно Википедии, информация (от лат. informātiō «разъяснение, представление, понятие о чем-либо») — сведения независимо от формы их представления. Несмотря на широкую распространенность, понятие информации остается одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности. Как очень верно подметил Норберт Винер: «Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация». Определений информации существует множество, причем академик Н. Н. Моисеев даже полагал, что в силу широты этого понятия нет, и не может быть, строгого и достаточно универсального определения информации. В международных и российских стандартах даются следующие определения: «знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста» (ISO/IEC 10746-2:1996); «знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определенном контексте имеют конкретный смысл» (ISO/IEC 2382:2015); «сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации» (ГОСТ 7.0-99).
Хотя информация должна обрести некоторую форму представления (то есть превратиться в данные), чтобы ею можно было обмениваться, информация есть в первую очередь интерпретация (смысл) такого представления (ISO/IEC/IEEE 24765:2010). Поэтому в строгом смысле информация отличается от данных, хотя в неформальном контексте эти два термина очень часто используют как синонимы. Первоначально «информация» — сведения, передаваемые людьми устным, письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики. Пионером в области информационной теории был Ральф Хартли. Он ввел понятие «информации» (энтропии) как случайной переменной и был первым, кто попытался определить «меру информации». Простейшей единицей измерения информации является бит — единица измерения количества информации, принимающая 2 логических значения: да или нет, истина или ложь, включено или выключено; 1 или 0 в двоичной системе счисления. В современных вычислительных системах одномоментно обрабатываются 8 бит информации, называемые байтом. Байт может принимать одно из 256 (28) различных значений (состояний, кодов). Производные от байта десятичные единицы измерения, соответственно, именуются килобайт (103 = 1000 байт), мегабайт (106 = 1 000 000 байт), гигабайт (109 = 1 000 000 000 байт) и т. д. Для исследований самоорганизации динамических систем Генри Кастлер предложил следующее определение: «Информация есть запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных». В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Информационные процессы, происходящие в материальном мире, живой природе и человеческом обществе, изучаются (или, по крайней мере, учитываются) всеми научными дисциплинами от философии до маркетинга. Более того, сегодня ее зачастую используют и в качестве товара.
В России философская проблематика понятия «информация» разрабатывалась, начиная с 1960-х годов, когда вышла статья А. Д. Урсула «Природа информации». С тех пор, явно или неявно, рассматриваются в основном две концепции информации: атрибутивная, по которой информация свойственна всем физическим системам и процессам (А. Д. Урсул, И. Б. Новик, Л. Б. Баженов, Л. А. Петрушенко и другие), и функциональная – информация, присущая лишь самоорганизующимся системам (П. В. Копнин, А. М. Коршунов, В. С. Тюхтин, Б. С. Украинцев и другие). Но если, например, провести даже неглубокий анализ содержания наиболее распространенных сегодня атрибутивной и функциональной концепций в отношении информации, то станет ясным, что обе эти концепции, в конечном счете, опираются на объективное свойство материи, установленное еще в XIX веке и обозначаемое философской категорией «отражение». Однако в обеих концепциях не уделяется достаточного внимания изучению очевидной реальности, проявляющейся в том, что информация в тех формах, в которых она существует сегодня, есть продукт человеческого сознания, которое само есть продукт высшей формы (из известных нам форм) материи. Другими словами, сторонники обеих концепций, игнорируя человека, игнорируя природу человеческого сознания, сразу относят информацию (продукт сознания) к свойству материи и тут же называют ее «атрибутом материи». Вследствие этой ошибки обе концепции не могут представить нам строгое определение информации как понятия, поскольку человеческие понятия наполняются содержанием в результате общения человека с объективной реальностью, а не в результате оперирования, пусть и изощренного, внешне убедительного, правдоподобного в умозаключениях, другими понятиями. Попытки представить информацию в качестве категории, также обречены на неудачу. Достаточно принять во внимание, что человеческая практика за последние десятилетия столь быстро изменяла формы и содержание понятий, а также свои представления и отношения к тому, что сегодня принято называть «информацией», что природа, сущность информации и, естественно, содержание этого понятия (если по-прежнему считать его понятием) существенно изменялись со временем.
Информацию можно разделить на виды по различным критериям: 1. По способу восприятия: Визуальная — воспринимаемая органами зрения. Звуковая — воспринимаемая органами слуха. Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами. Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами. Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами. 2. По форме представления: Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Числовая — в виде цифр и знаков (символов), обозначающих математические действия. Графическая — в виде изображений, предметов, графиков. Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путем. Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи. 3. По назначению: Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищенным) каналам. Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции. 4. По значению: Актуальная — информация, ценная в данный момент времени. Достоверная — информация, полученная без искажений с надежных источников. Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена. Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания. Ценная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объема возможностей ее использования. 5. По истинности: Истинная. Ложная. В основу классификации положено пять общих признаков: Место возникновения. Стадия обработки. Способ отображения. Стабильность. Функция управления. Теория информации (математическая теория связи) изучает процессы хранения, преобразования и передачи информации. Она основана на научных методах измерения количества информации. Теория информации развилась из потребностей теории связи. Основополагающими считаются «Передача информации» Ральфа Хартли опубликованные в 1928 году и «Работы по теории информации и кибернетике» Клода Шеннона, опубликованные в 1948 году. Теория информации изучает пределы возможностей систем передачи данных, а также основные принципы их проектирования и технической реализации. Как область математики — алгоритмическая теория информация была создана А. Н. Колмогоровым. Две основополагающие статьи по ней были опубликованы в журнале «Проблемы передачи информации» в 1965 и 1969 годах. Центральным в этой теории является понятие алгоритмической (также называемой колмогоровской) сложности информационного объекта, то есть алгоритмического способа его описания (формирования); эта сложность определяется как минимальная длина алгоритма, формирующего такой объект. Теорема Колмогорова устанавливает, что среди алгоритмов, формирующий информационный объект существуют оптимальные, хотя такие алгоритмы не единственные и отличаются для разных способов представления алгоритмов, тем не менее, для заданных двух оптимальных способов их длина (сложность) отличается не более чем на аддитивную константу. Задача вычисления алгоритмической сложности объекта является алгоритмически неразрешимой. Вот, собственно, и все.