Работа с сознанием
«Лед тронулся», но опять застопорился. А потому, предлагаю поговорить в этой главе о человеческой психологии. Предлагаю Вашему вниманию статью от Алины Малиновской — «Подсознание не просто может все, оно и творит это все, или Почему мы сами хотим создавать себе проблемы». «Невилл Годдард, великий метафизик прошлого столетия, на учении которого выросли современные западные учителя нью эйдж, даже если и не афишируют этого, писал: «Вы привлекаете не то, что вы хотите, а то, во что вы верите». Нам важно раскопать наши истинные желания, чтобы не тратить энергию на ложные. Но нам помимо этого надо понимать, что с нами случается не то, чего мы хотим, и не то, что мы декларируем, как свои истинные прекрасные желания, а то, что сидит глубоко внутри и составляет костяк нас, как личности, на данный момент жизни. А это, в основном, что? Страхи, сомнения, ограничивающие убеждения, догмы, вбитые в нас еще в детстве, верования, представления о жизни и о себе самом. Вот это и отражается во внешнем мире в виде событий и декораций жизни, а не то, что мы бодро декларируем изо дня в день, и не то, что мы назначаем своими мечтами. То, что на самом деле есть у нас внутри и что составляет костяк нашей личности, можно представить как некий прожектор, светящий изнутри нас вовне, который и высвечивает нам соответствующие декорации нашей жизни. Из всего многообразия мира он выхватывает ровно то, что на что он настроен: Глубоко внутри боимся заболеть? Прожектор подсвечивает линию жизни, где мы весьма вероятно заболеем, а потом скажем: «Я так и знал! Чувствовал, что заболею!». Нет, не чувствовал – выбрал заболеть, поэтому эта вероятность подсветилась прожектором и материализовалась. Подсознательно боимся больших денег, хотя и не осознаем этого? Прожектор высвечивает перед нами путь, на котором этих денег вообще нет, и мы по нему идем, чертыхаемся, жалуемся на бедность и взываем к небесам, но не видим, что сами себе подсвечиваем этот путь – мы сами не хотим этих денег. Рядом с нами могут находиться люди, чей внутренней прожектор подсвечивает им совсем иные декорации, поэтому их жизнь строится совершенно иначе. Хотя по объективным признакам мы можем не отличаться от них и не быть «хуже» или менее достойными благ этого мира. Скорее всего, отличие нас от этих людей, у которых все получается так, как они хотят, и все складывается в их пользу, заключается именно в этом прожекторе, который и формирует нам путь в виде соответствующих декораций – событий, обстоятельств, людей вокруг нас. На что прожектор настроен, то он и выхватывает из всего разнообразия этого мира.
Таким образом, понятно: прежде чем углубляться в формирование жизни мечты своим сознанием, нам нужно хорошо проработать то, что уже сейчас есть внутри нас и составляет личность, которую мы носим и даже отождествляем с собой. То, что есть ниже уровня сознания, то, что мы можем даже не осознавать – это то, что обычно называют подсознанием. И если мы осознанно не проработаем то, что происходит у нас в подсознании, мы не сможем творить реальность сознанием, потому что она будет твориться подсознанием. Ибо оно находится глубже и является более истинным, а значит – более сильным. По-простому говоря, если своим сознанием, очень осознанно, как прилежные волшебники, мы осознали свои мечты и цели, но они входят в конфликт с теми неосознаваемыми верованиями или блоками, что сидят у нас в подсознании, то выиграет подсознание. Реализовываться будет именно то, что сидит в нем, а не то, о чем мы вещаем на уровне сознания. Прожектор будет высвечивать в физической реальности соответствия тому, что сидит у нас в подсознании, а не в сознании. Но дело еще тоньше. Помимо негативных подсознательных верований и убеждений, которые могут блокировать человеку желанные изменения жизни, есть слой еще глубже и тоньше. Я уже неоднократно писала об этом, говоря, что все наши желания, по сути, уже исполнены, ибо то, что мы видим в своей жизни – и есть то, чего мы хотели. Продолжение об этом в новой главе моей книги «НАМ МОЖНО ВСЕ». Там более подробно разбираю подсознательные причины, по которым человек сам хотел создать себе финансовые проблемы, например, или же проблемы в отношениях, или даже врожденные заболевания. Все сам. Хоть эта мысль все еще вызывает отторжение у многих, рано или поздно ее придется принять. Если, конечно, хочешь перейти из категории жертвы жизни, с которой что-то само случается или злой боженька наказывает за грехи тяжкие, в разряд творцов, взявших ответственность за свою жизнь на себя. Просто надо понимать, что только вместе с ответственностью и дается возможность управлять. Без нее — нет. Если у кого-то все еще сидит мысль о том, что кто-то сверху, какая-то неведомая сила организовала мне вот эти неблагоприятные сценарии моей жизни, то об управлении реальностью или реализации каких-то там желаний силой сознания можно пока не париться, это преждевременно. БОЙТЕСЬ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ. Привет, я – Исполнитель Желаний. Есть такая штука на Небесах. Да, да, вы все правильно поняли – я исполняю ваши желания. Нет, я не ангел, я – исполнитель. Ну, агрегат такой, как мясорубка, например. Заложили кусок мяса – а на выходе фарш. Так же и я – заложили желание – а на выходе воплощение. Я давно с желаниями работаю. С тех пор как создали. А когда это началось – я и сам не помню. Наверное, с Начала Времен.
Я ведь что хочу сказать? Меня так часто клянут!!! Мол, что же это такое получилось, я вовсе не того желал. Но я вам что скажу: фарш без приправ не бывает, ведь так? Ну там, лучок, перчик, соль… Так и ваши желания! Думаете одно, говорите другое, а в виду имеете и вовсе третье. Так что ваша высказанная мысль приправлена еще много чем! Вот, помню, как-то заказал один хороший человек жену. Так-то он долго холостяковал, и жизнь у него была вполне веселая. Но решил вот остепениться, семью завести. Мысль у него была вполне благородная: «Вот женюсь – будем друг другу помогать, поддерживать в трудную минуту, вместе с превратностями судьбы бороться, да и на старости лет стакан воды кто-то подаст…». Ну, основное желание – жениться, это понятно. А приправы? Он же в фарш напихал и «превратностей судьбы», и «трудных минут», и «модель немощной старости» приплел… Желание я выполнил – я отказаться не могу, мое дело воплощать… Только вот теперь он клянет и судьбу, и жену свою, и самого себя, потому как у него, как он женился, вся жизнь в сплошную борьбу за выживание превратилась. Вот так они с женой и воплощают его желание в жизнь – то плечо к плечу, то спина к спине. Ясное дело, думает, что женитьба его ошибкой была. А на самом деле – как заказано, так и исполнено! А вот еще, помню, случай был. Девушка молодая о любви мечтала. Ну, любовь – дело хорошее, правильное. Но ведь как мечтала-то!!! «Хочу, мол, безумной любви, чтобы обо всем на свете забывать, чтобы как с головой в омут, чтобы один день на другой похож не был, и чтобы он с меня глаз не сводил, любил меня больше жизни, ни на шаг от меня не отходил!». Сказано – сделано. Как только ее желание нужной плотности достигло – сразу в переработку. Подобрали ей знойного южного парня, красавец, джигит, горячий и необузданный. Так вы бы видели, на что она теперь похожа!!! Он же ревнует ее по-черному, все время доказательств любви требует, и все ему мало. Любовь там и правда, безумная, ума в ней точно нет – одни страсти. А как следит за ней!!! Все точно выполнено – ни на шаг ее не отпускает, глаз не сводит. Боюсь вот только, что она дойдет до последней черты – и в омут с головой… Нет, вы не подумайте, что все в такие крайности бросаются. Это ж я из ряда вон выходящие случаи рассказываю. Не у всех страсти в клочья. Но недовольных все равно много!
Вот сами посудите: женщина считает себя некрасивой, непрезентабельной. И каждый день молится тихонько: «Господи, пошли мне человека! Пусть хоть какой, хоть кривоногий, хоть лысый, хоть старый! Пусть на диване с газетой, ну и пусть! Только бы мужчина в доме был! Я бы ему все условия создала, чтобы ему хорошо было! Пожалуйста, Господи!». Такая чистая молитва всегда до неба долетает. Раз долетела, два долетела, сто раз долетела… А там и плотность нужная образовалась, и уж Небесная Канцелярия ее регистрирует и к выполнению подписывает. А теперь подумайте: ну какая женщина будет довольна, если у нее на диване обосновался с газетой лысый кривоногий старик, да еще и внимания постоянного требует! А ведь сама просила!!! Хотя в глубине души была уверена, что за скромность ее неземную выдадут ей Прынца на белом коне. Ну, на худой конец Емелю с его трехкомнатой печкой и волшебной щукой. Дорогие мои!!! У нас здесь скромность никто по 5-баллной системе не оценивает! У нас исполняют желания – причем именно так, как вы их заказали! Вот одна способная девушка зрелых лет (ну, это которая к 30 приближается) путем специальных тренировок довела силу мысли до высот неимоверных. И шлет, значит, такой запрос: «Я согласна много работать, пусть на нескольких работах, я сильная, я выдержу, только бы я и мои будущие дети были обеспечены». Аминь, товарищи! То есть хана… Ведь она сама себе заказала такое существование!!! Несколько работ. На каждой много работы. Причем тяжелой – потому что она «сильная» и «выдержит». А дети – всегда остаются «в будущем». Это ведь она так сказала! А сила желания у нее – на зависть обывателю! На всю Вселенную разносится. Попробуй, не исполни. Ну ладно, если она помучится-помучится, да и догадается другое желание послать. А если нет? Так и будет жить, по принципу «есть женщины в русских селеньях». Только, как правило, несчастные… А то еще одна умница (правда, умница, не иронизирую ничуть!) решила скинуть с себя крест, который полжизни волокла. Дети вроде выросли, муж замучил своей безынициативностью – без ее команды даже чаю не попьет. Ну, она и заказала желание: «Хочу, мол, быть слабой женщиной! Я уже наработалась, устала – смертельно, пусть теперь они вокруг меня покрутятся». А поскольку, как я уже говорил, умница была – применила специальные методы для скорейшего выполнения желания. Ну и что вы думаете? Вдруг откуда ни возьмись, образовалась у нее суровая болезнь. Из тех, что на всю жизнь. Вот лежит она в кровати, «слабая женщина», чувствует себя из рук вон плохо – ведь «устала смертельно», а семейство ее вокруг покрутится-покрутится немного, да и по своим делам.
Они-то больную маму не заказывали, у них жизнь продолжается! Слава Богу, у моей умницы было много времени, чтобы лежа в полном одиночестве, пересмотреть свои ошибочные убеждения и новый заказ нам послать. Ну, тут все, как положено: оценили плотность желания, завизировали, просчитали варианты, поставили на очередь, внесли изменения в сценарий, потом мне передали. В общем, через год и следа от неизлечимой болезни не осталось. А умница моя теперь других учит, как правильно желания формулировать. Потому как опыт есть. Как-никак, целый год суровой практики! Дааааа… Желания, если подумать, страшная штука! Такого себе нажелать можно! Да и не только себе. Вот отец сыну говорит: «Балбес! Я в твои годы уже… А у тебя одни глупости на уме и руки не тем концом вставлены! Будешь всю жизнь неудачником, лузером, аутсайдером!». Это ж какое пожелание? А если сын однажды ему поверит? И придется мне исполнить такое вот «двойное» желание? Да что я говорю – «придется»? Исполняю! Много таких желаний! Спроси отца, зачем – так ведь завопит как потерпевший: «Вовсе я ему такого не желал! Я как лучше хотел!». А у нас тут толкователей и оракулов нет, как заказал – так и получил. Плотность желания… Это важная штука! Если вы раз за разом думаете, что что-то плохое случится, вы же ему свою энергию даете, оно ж с каждым разом все плотнее становится, все ощутимее! И рано или поздно в мою мясорубку попадет! А вы потом скажете: «Ну вот, я так и знал…». Хотя на самом деле надо бы сказать: «Я так и придумал…». Я вот что советую: если плохая мысль в голову пришла, вы ее отловите и сразу в хорошую превратите. Ну, например, боитесь вы на самолете лететь. Террористы, мол, и все такое. А вы сразу представьте себе, что у террористов – праздник какой-нибудь. Плов там, шашлычок, задушевные беседы, восточные танцы. Не до вашего самолета им сейчас – празднуют! Пожелайте им побольше счастливых праздников – и летите себе спокойно. Опять же вязкость времени… Я уж говорил – от желания до воплощения время должно пройти. Пока изучат, пока уточнят, пока подпишут, пока ресурсы Вселенной подтянут… А между прочим, многие из вас ждать просто не умеют! Не получилось сразу, вы и говорите: «Ну и ладно, не больно-то и хотелось!». А если не больно-то и хотелось – желание в мусорную корзину отправляется. Кто ж его выполнять будет, если вам уже не хочется? Учитесь верить и ждать! Мы ж тут исключительно для вас работаем, у нас больше других дел нет! А еще бывает, когда и желание исполнено в точности, и счастлив человек, а все равно сам себе все испортить стремится… Я вот вам историю расскажу – просто роман с продолжением. Обратилась к нам одна молодая женщина. Умница, красавица, чистая душа. И желание у нее было хорошее: на Чистую Любовь. Такие желания исполнять – одно удовольствие.
Я уж дословно не помню, но звучало оно примерно так: «Хочу неземной любви, чтобы отношения были праздником, чтобы романтика была, взаимная нежность, забота, и счастье, и ребеночек чтоб у нас был, любимый и долгожданный. И чтоб каждая встреча – как в первый раз, и как в последний тоже!». Ну, смотрю, какие приправы. Приправы обычно из подсознания вылезают, люди часто их и не осознают. А у нее к чистому намерению о Любви примешивается вот что: «Быт убивает любовь, превращает ее в привычку. Когда каждый день – это уже не праздник, а будни». Ладно, думаю, учтем! Выполнял я это желание с огромным удовольствием! Подобрали ей пару идеальную – ну точно такие же убеждения, один в один! И получилась у них Великая Любовь, сплошная романтика: букеты, переписка, звонки, встречи, расставания, общность интересов, танец душ! Я сам любовался – феерия, волшебный сон! Как они подходят друг другу… То, что называется «идеальная пара»! Он счастлив, она счастлива, души звучат в унисон, и ребеночек родился в любви, в общем, заказ выполнен на 100%! Думаете, хэппи-энд? Как бы, не так! Через какое-то время она решает, что ей этого мало. Теперь она хочет, чтобы жить вместе. Чтобы каждый день просыпаться в одной постели, а каждый вечер – ужинать за семейным столом. Вот те на… Наши тут, в Небесной Канцелярии, нимбы чешут: это ж совсем новое желание, а вовсе не продолжение того, предыдущего, как она себе мыслит… Ну, выяснили у Ангела-Хранителя, что там ее любимый мужчина по этому поводу думает. А думы задушевные у него такие: «Господи, благодарю тебя за эту женщину и за эту любовь! У нас все как в волшебном сне. Только бы не просыпаться! Мы уже много лет вместе. У нас ребенок скоро в школу пойдет. И такая свежесть в отношениях! Это потому что мы вместе не живем. Каждая встреча – как в первый раз. И как в последний. Вспоминаю свой прошлый опыт семейной жизни – мороз по коже. «Семейная лодка разбилась о быт», как сказал поэт. Нет, больше я такой ошибки не повторю, мне моя женщина слишком дорога. Я ведь так ее люблю!!!». Ну и скажите на милость, как тут быть??? Раньше их желания совпадали, а теперь вошли в противоречие… Его менять – никак, ведь свобода воли же! А жить вместе он ну, ни в какую, не хочет! Боится потерять то, что есть. И ведь не без оснований! Разумеется, отношения у них станут другими. Права моя красавица: когда каждый день – это уже не праздник… Конечно, мы ей намекали, подходящих мужчин в ее жизнь приводили, с соответствующими убеждениями. Но она их в упор не видит – ей ее любимый тоже дорог! Она других не хочет, она его ждет, когда он созреет…
Вот и так бывает, сами видите… Счастье – штука тонкая, многообразная. Приручить его непросто, а вот спугнуть — легко. Поэтому я и говорю: прежде чем пожелать по-настоящему, подумайте, точно ли вы этого хотите! А то ведь воплотится – не вернешь, придется жить с тем, что есть. Какой-то мудрец сказал: «Бойтесь своих желаний, они имеют обыкновение сбываться». Ну, мудрец давно жил, человечество с тех пор, ой, как повзрослело. А я вам по-другому скажу: «Не бойтесь желаний! Изучайте их, анализируйте, шлифуйте и доводите до ума! Учитесь желать правильно – и тогда все у вас получится!». А я, Исполнитель Желаний, воплощу их в жизнь в лучшем виде. На 100%!» («Эльфика»). А вот что по этому поводу пишет психолог Гарина. «Вот мы все знаем про это удивительное явление: эффект плацебо. Но… мы как-то легковесно к нему относимся – ты не находишь? А ведь эффект плацебо прямо указывает, вот просто носом тычет в то, что лежит на поверхности: организм человека так устроен, что способен, исцелять себя самостоятельно, вырабатывая персональный и биологически идеальный набор лекарственных средств. Расскажу один удивительный случай, о нем написал Брюс Липтон в книге «Биология веры». Этот и подобные случаи – сейчас увидишь – просто криком кричат о том, что пора бы нам перестать так снисходительно и легковесно относиться к эффекту плацебо, а воспринять его всерьез. …Вот представь: Америка, Техас, начало 21 века. Американский врач, хирург-ортопед, сидит с чашечкой кофе в одном из тихих кафе и отдыхает после напряженного рабочего дня, в течение которого, помимо всего прочего, он сделал несколько операций на коленных суставах. Доктора зовут Брюс Мозли, он практикует как хирург-ортопед, преподает в Бейлоровской медицинской школе и является признанным экспертом Хьюстона в ортопедической спортивной медицине. …И вот сидит это доктор Мозли, прихлебывает свой кофе и рассеянно, вполуха, слушает Нельду Рэй. (Она тоже хирург-ортопед, коллега Мозли). Нельда Рэй делится с Брюсом Мозли своими мыслями и наблюдениями в отношении эффекта плацебо, а он в это время сидит и думает: «Любому хорошему хирургу известно, что в хирургии эффекта плацебо не бывает…» И вот что случилось дальше. Брюс Мозли и Нельда Рэй решили провести научный эксперимент — чтобы, наконец, определиться в своем отношении к эффекту плацебо. Для этого они взяли список людей, назначенных на операцию по поводу остеоартрита, – и разделили этот список на 3 равных группы. Тяжесть состояния при этом не учитывалась: просто взяли весь список назначенных на операцию – и превратили его в 3 списка. Получилось3 группы. Пациентам первой группы хирурги иссекали поврежденный коленный хрящ. Пациенты второй группы удостоились удаления тканей, которые, как считалось, вызывали воспаление. А вот больным третьей группы произвели ложные операции. Ложная операция выглядела так:
Мозли делал три стандартных надреза под местным наркозом, после чего всем своим поведением имитировал бурную деятельность: отдавал команды, двигал руками и даже выплескивал из банки физиологический раствор, создавая звук, которым обычно сопровождается процедура промывания колена. Через 40 минут он заканчивал «операцию», зашивал надрезы и выписывал послеоперационные назначения. Всем трем группам пациентов назначался один и тот же комплект восстановительных мероприятий: Витамины. Стандартный комплекс физических упражнений. Результаты эксперимента оказались ошеломляющими. Само собой, у пациентов, подвергнутых настоящим операциям, наступило ожидаемое улучшение. Но такое же улучшение наблюдалось и в плацебо-группе! Прогуливающихся и играющих в баскетбол пациентов из плацебо-группы потом показывали в программах новостей. Эти люди легко проделывали то, чего они, по их словам, не могли делать до «лечения». …И еще один значимый нюанс: В течение почти 2-х лет этим людям не говорили, что их прооперировали «понарошку». А когда в этом признались, то кто-то из плацебо-группы утратил возвращенную было подвижность сустава, но большинство приняли так, как это сделал Тим Перес, который входил в эту экспериментальную плацебо-группы: «…В этом мире возможно все — нужно только направить на него силу своего сознания. Теперь я знаю, что человеческое сознание способно творить чудеса…». А сомневавшийся в плацебо хирург Брюс Мозли с той поры определился в своем отношении к эффекту плацебо: «Мое мастерство хирурга оказалось не у дел. В данном случае исцеление от остеоартрита колена целиком и полностью обусловлено эффектом плацебо». …Что в переводе означает: пациентов полностью исцелила их вера в эффект. Дальнейшие исследования эффекта плацебо продолжаются. Материалы для этих исследований пополняются. Их поставляют хирурги, терапевты, врачи локальных специализаций. Но, судя по отчетам, основные материалы поставляют психотерапевты. И да, у нас самый богатый материал на эту тему – ведь мы как раз и взаимодействуем с той самой силой, что и обеспечивает плацебо-эффект. Плацебо-эффект – это НЕ вещь в себе. Это всего лишь сигнал, подаваемый внутренней силой человека. И этот сигнал для того и подается, чтобы нам понять: все необходимое расположено у нас внутри. А таблетки… Да пусть они будут – помогут в переходном периоде. А когда уже все люди научатся взаимодействовать со своей внутренней силой, то таблетки тихо и послушно уйдут из нашего обихода. Так будет. Потому что так обычно и бывает: как бы ни дурили голову людям — в конце концов, побеждает здравый смысл. Ну а что касается «чудесных» исцелений, то на свете есть только одно чудо: человек. Только у нас есть этот ресурс: разум. И это – высший потенциал всего сущего, разве не так?»
А вот еще один разумный подход к возможностям человеческого сознания — «Раскачать болото и взломать догматиков»: как быть, когда тебе никто не верит» от Леонида Клейна (источник: https://ideanomics.ru/articles/23612). «Художественная литература, кино и театр могут заменить учебники по управлению. Филолог и радиоведущий Леонид Клейн уверен, что культура — универсальный инструмент, позволяющий решать практически любые, даже самые приземленные и прикладные задачи. В книге «Бесполезная классика» он собрал яркие примеры того, как вымышленные герои справляются с неудачами, выстраивают коммуникации, добиваются целей и зарабатывают деньги. «Идеономика» публикует главу, в которой рассказывается об искусстве убеждения на примере фильма «12 разгневанных мужчин». Напомним, что все действие фильма происходит в комнате, где присяжные заседатели должны вынести вердикт подсудимому — парню, который обвиняется в убийстве своего отца. Они не намерены терять время на сомнения и споры — в ходе процесса была, как кажется, доказана бесспорная вина подсудимого. Парню грозит электрический стул, с этим приговором согласны все члены жюри. Кроме одного. У него появилось ощущение, что «ничего не складывается», несмотря на то, что все свидетели были убедительны. И он намерен переубедить остальных. По закону решение присяжных должно быть единогласным. В противном случае жюри распускается и набирается новый состав. Архитектор Дэвис, которого играет Генри Фонда, мог бы просто умыть руки, проголосовав против, и снять с себя ответственность за будущее паренька. Но он решает бороться за оправдательный приговор, поскольку увидел в доводах обвинения много нестыковок. Итак, вспомним сцену, где выясняется, что быстро принять решение и разойтись присяжным не удастся. — Хорошо. Только помните, решение должно быть единогласным. Таков закон. Все готовы? Кто за вердикт «виновен», прошу поднять руки. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать. Итак, одиннадцать за. Теперь кто против? Один. Ясно. Одиннадцать за, один против. Что ж, расклад понятен. — О господи, всегда этот один! — Что будем делать? — Поговорим. — О господи! Думаете, он не виновен? — Я не знаю. — Вы сидели с нами в суде, все слышали. Этот парень — опасный убийца. — Ему восемнадцать лет. Он уже взрослый. Воткнул нож в грудь отца на четыре дюйма. В суде это доказали неопровержимо, пересказать еще раз? — Нет. — Тогда в чем дело? — Я хочу поговорить. — О чем тут говорить? Одиннадцать присяжных считают, что он виновен. Все, кроме вас. Можно спросить? Вы ему верите? — Не знаю, может, и нет.
Архитектор Дэвис в абсолютном меньшинстве, и его задача склонить оппонентов на свою сторону. Можно броситься в атаку с шашкой наголо, но это означает очевидную конфронтацию. Переубедить другого человека, а уж тем более склонить его на свою сторону таким способом практически невозможно. Наоборот — герой Генри Фонда уступает. Так мастер айкидо поддается, чтобы воспользоваться движением соперника. И в первую очередь ему нужно, чтобы члены жюри присяжных начали хоть какое-то движение, вовлеклись в обсуждение. Тогда у него появляется шанс донести до них свою точку зрения и возможность, что они примут ее. Дэвис избегает категорических утверждений: — О господи! Думаете, он не виновен? — Я не знаю. Во-первых, таким образом, герой не противопоставляет себя коллегам. Во-вторых, он действительно не знает. Он не врет, и это делает его позицию сильной, вызывает доверие. Дэвис не спорит: — А вдруг мы ошибаемся? А вдруг потолок упадет мне на голову? Все может быть. — Верно. Что важно — в этом фрагменте, соглашаясь с собеседником, Дэвис мягко и даже незаметно подтверждает свою правоту. «Все может быть», — говорит тот парень. Да, может упасть на голову потолок, а может и оказаться, что подсудимый не виноват. Ну и этот обмен репликами уже можно расценивать как начало диалога. Дэвис предельно корректен, он не доказывает, что его коллеги неправы и только его позиция верна. Он допускает, что это может быть и не так. Он просто предлагает обсудить проблему — поговорить. Это ведь никого ни к чему не обязывает, но подталкивает оппонентов начать диалог, оставаясь на своих позициях. Кроме того, Дэвис прибегает к регламенту — вообще-то присяжные собрались в этой комнате именно для того, чтобы поговорить, и он всего лишь просит их не спешить и соблюсти процедуру хотя бы формально. Дэвис не апеллирует к высоким моральным и этическим нормам, не обвиняет присяжных в черствости, равнодушии и эгоизме, не делает громких заявлений о том, как же можно сравнивать бейсбольный матч и жизнь юноши. Он всячески избегает позиции «Я весь в белом и ценю человеческую жизнь, а вы — безразличные негодяи, для которых бейсбольный матч дороже человеческой жизни». Герой Фонда предельно рационален, он идет (и ведет своих собеседников) к цели, избегая при этом всяческих эмоциональных провокаций, накладывающих на участников беседы обязательства и заставляющие испытывать угрызения совести.
Его «соглашательская» позиция совершенно не означает готовности прогнуться. Дэвис реализует принцип «мягкой силы». Он уступчив, но твердо стоит на своей позиции, которую не устает обозначать и отстаивать: нужно еще раз внимательно рассмотреть ситуацию, прежде чем принимать решение, не имеющее обратной силы. При этом герой достаточно жестко пресекает попытки перевести разговор в другое русло или пренебрегать им. — Одиннадцать за смертный приговор. — Да, вы никого из нас не переубедили. Хотите отменить казнь? Давайте. Будет другой суд, и его опять признают виновным. — Может, и так. — И что вы хотите? Сидеть всю ночь? — Всего одна ночь, а человек умрет. Аргументируй это! В отличие от других Дэвис подвергает критическому анализу информацию, которую ему предоставляют в суде. И видит нестыковки. Более того, он не ограничивается этими данными. Ответственный присяжный не ленится и идет в район, где произошло преступление, чтобы увидеть все своими глазами и узнать что-либо еще помимо того, что уже известно. В итоге он раздобыл весьма убедительный и эффектный аргумент, который хоть и не смог изменить мнение его коллег, но все же пробил брешь в их обороне. Дэвис обнаружил, что нож, которым был зарезан отец парня, совсем не уникален. Такой же, как оказалось, мог быть у кого угодно. — Кто-то вошел в дом и зарезал старика, чтобы проверить остроту лезвия? — Нет. Но парень мог потерять нож, а его отца могли убить похожим ножом. — Посмотрите на нож. Он весьма своеобразный, я таких больше не видел. Не видел и лавочник, который его продавал. Вы верите в такое невероятное совпадение? (Дэвис достает из кармана точно такой же нож.) — Откуда это?! — Что за ерунда? — Вчера я гулял в том районе, купил его у ростовщика всего за два квартала от дома мальчишки. Он стоит шесть долларов. Дэвис сознательно создает драматические ситуации, придерживая козыри. Он не выкладывает все сразу, а наводит присяжных на мысли о том, что возможен иной расклад, предоставляя оппонентам самим думать и делать выводы. Свои аргументы архитектор выкладывает, когда дискуссия достигает накала. Второй нож возник весьма эффектно — когда биржевой брокер с чувством превосходства и уверенностью в неопровержимости того, что он говорит, утверждает, что нож уникален, а затем, желая поставить точку, втыкает нож в столешницу. Только в этот момент Дэвис достает из кармана второй нож — свой козырь и кроет брокера, втыкая клинок рядом. Он, предвидя вопросы, парадоксальным образом следует за ходом мысли присяжных, но при этом ведет их в нужном направлении.
Разговор перестал быть беседой, посвященной только морально-этическим и общественным проблемам. Он стал предметным. Даже несмотря на то, что у остальных присяжных новость про нож в первую очередь вызвала защитную реакцию отрицания — «Что за ерунда!», — очевидно, что она потрясла их и заставила задуматься, понять, что в стройной системе доказательств виновности подсудимого действительно есть нестыковки. Весомый аргумент всегда эффективнее любых красивых слов. Оппоненты усомнились, но все еще стоят на своем. И тогда Дэвис идет ва-банк. — У меня есть предложение. Голосуем еще раз. Вы, одиннадцать человек, будете голосовать тайно — без меня. Если проголосуете одинаково, я сдамся, мы вынесем смертный приговор. Но, если этого не случится, мы продолжим обсуждение. Если вы согласны, я готов. — Ладно, давайте! … Виновен, виновен, виновен, виновен, виновен, виновен, виновен, виновен, виновен, не виновен, виновен. — Как вам это нравится? Еще один хлопает крыльями! Чем руководствовался Дэвис, идя на такой риск, точно сказать нельзя — в фильме мотивы его решения не раскрываются. Но можно предположить, что он понял: если все уже сказанное не принесло результатов, если в числе присяжных не найдется хотя бы один человек, который после всего сказанного согласится, что выносить вердикт не задумываясь нельзя, то нет смысла продолжать. А в случае тайного голосования шансов найти поддержку, конечно же, больше. И если против всех выступит хотя бы еще один присяжный, то Дэвис зарабатывает дополнительные очки. Во-первых, в этом случае лагерь оппонентов уже перестает быть монолитным. Во-вторых, разделяя, таким образом, ответственность с коллегами, он вновь подчеркивает, что не намерен давить — они выносят вердикт сами, а это повышает ценность принятого решения. В-третьих, он демонстрирует, что, несмотря на противоположную позицию, играет в команде и намерен продолжать делать это по общим правилам. Итак, Дэвис не боится идти один против всех, предельно честен и уважает коллег. Это в свою очередь заставляет их уважать его. Может быть, не сразу, но шаг за шагом другие присяжные проникаются к нему этим чувством. В общем-то, первый из них, кто встал на сторону «смутьяна», сделал это именно из уважения. — Этот джентльмен выступил против нас. Он ничего не утверждает. Он лишь не уверен. Одному против всех выстоять трудно. Поэтому я решил поддержать его. Я уважаю его порыв. Возможно, мальчик виновен, но теперь я хочу знать больше. Вас десять против двух. Как можно увидеть, у нового сторонника Дэвиса есть еще один мотив. Он хочет знать больше. Герой Генри Фонды сумел вызвать сомнение, вызвать неподдельный интерес. Уже как минимум один человек решил поискать вместе с ним прорехи в позиции обвинения, посмотреть на предмет спора с другой точки зрения. В дальнейшем количество его сторонников увеличивается по нарастающей.
Как Дэвису удалось сделать это? Он увлечен, азартен в своем желании разобраться. В каком-то смысле он приглашает членов жюри, стать участниками детективной истории, обращая их внимание на не замеченные до этого момента нюансы. Что важно: на его сторону в первую очередь переходят люди, лишенные жестких догматических установок. А значит, способные смотреть на вещи — шире и иначе. Таких людей захватывает процесс изысканий, в них есть желание докопаться до истины. Кто сопротивлялся до последнего? Биржевой брокер, разговаривавший свысока и не привыкший проигрывать в логических играх; владелец гаражей, уверенный, что в трущобах живут одни только отбросы; и несчастный отец, который на почве раздора с сыном считал всех детей неблагодарными созданиями. Меж первыми и последними было «болото» — рекламщик, воспринимавший происходящее как забаву, и коммивояжер, не успевавший на бейсбольный матч. Это ведомые персонажи, которые начали понимать, что с изначальной установкой что-то не так, когда с этим согласились люди думающие. То есть Дэвис сначала заставил себя уважать, потом пробудил интерес у людей неравнодушных, вместе они раскачали «болото», и уж потом все вместе сумели взломать «догматиков». Вот и получается, что любой здравомыслящий человек должен почаще обращаться к своей матрице Веры, и проверять «на истинность» содержащуюся там информацию.